Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ'

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность преступника / должностное лицо / таможенные органы / коррупционные преступления. / identity of the offender / official / customs / corruption crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перепелицын Александр Александрович

Приведен анализ типовой информации о личности преступника по уголовным делам о коррупционных преступлениях в таможенной сфере. На основе изученных уголовных дел и научной литературы дана криминалистическая характеристика личности преступника рассматриваемой категории, исследованы признаки, характеризующие должностное положение субъекта преступления, сведения о формах вины и иных признаках субъективной стороны преступления, на основе которых предложена классификация субъектов коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDENTITY OF THE CRIMINAL IN CRIMINAL CASES ABOUT CORRUPTION CRIMES IN THE CUSTOMS SPHERE

This article provides an analysis of typical information about the identity of a criminal in criminal cases of corruption crimes in the customs sphere. On the basis of the studied criminal cases and scientific literature, a criminalistic characteristic of the personality of the criminal of the category under consideration is given, the signs characterizing the official position of the subject of the crime, information about the forms of guilt and other signs of the subjective side of the crime are investigated, on the basis of which a classification of the subjects of corruption crimes is proposed.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ»

E.I. Popova., D.V. Gatypova.

Based on the analysis of investigative practice, the article presents a classification of corruption crimes committed by employees of the Investigative Committee of Russia.

The importance of this crime classification is noted for studying criminal activities and further development of practical recommendations on identification, disclosure and investigation of corruption crimes

Key words: corruption crimes, employee of the Investigative Committee of Russia, criminalisticclassification, corruption, investigator.

Popova Elena Ilyinichna, Cand. of Legal Science, Senior Researcher, Ass. Professor department popovaelena(3ayandex.ru, Russia, Irkutsk, East Siberian branch of the Russian State University of Justice

Gatypova Darima Viktorovna, Art. Investigator, Major of Justice, dgatypova@inbox.ru, Russia, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Investigation Department of the Investigative Committee of Russia for the Republic of Buryatia

УДК 343.98 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-2-117-130

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

А.А. Перепелицын

Приведен анализ типовой информации о личности преступника по уголовным делам о коррупционных преступлениях в таможенной сфере. На основе изученных уголовных дел и научной литературы дана криминалистическая характеристика личности преступника рассматриваемой категории, исследованы признаки, характеризующие должностное положение субъекта преступления, сведения о формах вины и иных признаках субъективной стороны преступления, на основе которых предложена классификация субъектов коррупционных преступлений.

Ключевые слова: личность преступника, должностное лицо, таможенные органы, коррупционные преступления.

Основатель криминалистики Ганс Гросс еще в 1895 году указал, что в расследовании преступлений «величайшее усилие следует прилагать именно к выяснению собственно личности обвиняемого» [1, с. 218-221]. Актуальна эта тема и сегодня, поскольку совокупность сведений о свойствах и качествах, присущих преступнику - анатомических, биологических, социальных, психологических, профессиональных, позволяет не только его

идентифицировать, но также существенно повысить эффективность решения тактических задач, стоящих перед следователем.

К основным сведениям о личности преступника в научной литературе относят, в первую очередь, его социально-демографические характеристики: пол, возраст, национальность, образование, род занятий, социальное положение, семейное положение, гражданство, наличие судимости, уровень материальной обеспеченности, состояние психики и другие особенности личности. Перечисленные элементы разнообразны и при их систематизации наибольшую значимость для изучения личности преступника при совершении коррупционных преступлений имеют относящиеся к сфере его профессиональной деятельности.

Ю.П. Гармаев также отмечает, что данные о личности типичного преступника по своему составу неоднородны, и применительно к должностным преступлениям в таможенных органах он разделяет их на 3 группы:

1) данные о признаках, характеризующих должностное положение субъекта преступления;

2) данные о формах вины и иных признаках субъективной стороны преступления (мотив, цель и иные обстоятельства);

3) данные, характеризующие личность преступника [2].

Раскроем содержание указанных групп данных.

1) данные о признаках, характеризующих должностное положение субъекта преступления. Коррупционные преступления в таможенной сфере совершаются двумя видами субъектов, один из которых - должностное лицо таможни, второй - не должностное лицо, заинтересованное в реализации определенных действий (бездействия) по службе первым. Рассмотрим их.

а) должностное лицо таможенного органа. В связи с различием в содержании понятия должностного лица в уголовным законе и иных отраслях права, необходимо проанализировать этот термин применительно к различным категориям сотрудников Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России, лишь часть из которых обладают правами и обязанностями, позволяющими отнести их к числу субъектов коррупционных преступлений.

В административном, гражданском и других отраслях права единое нормативное определение должностного лица отсутствует. В нормативных актах, регулирующих правовой режим различных видов службы, это понятие используется широко и в различных значениях.

В соответствии со ст. 3-4 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ) служащие ФТС России разделены на должностных лиц и работников таможенных органов. К первым отнесены лица, замещающие в указанных органах должности сотрудников, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов. К числу работников относятся должности, перечень которых устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы для технического обеспечения ее деятельности [3].

Таким образом, не все сотрудники ФТС России являются должностными лицами, а само понятие должностного лица таможенного органа в примечании к ст. 285 Уголовного кодексаРоссийской Федерации (далее - УК РФ) [4] и Федеральном законе от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» разнится, причем для определения соответствующего статуса и наделения им сотрудника указанными нормами права используются различные критерии. В первом случае по признаку наличия соответствующих полномочий, во втором - по признаку наличия специального звания.

Безусловно, в ходе уголовного судопроизводства правоприменителю в ходе дачи оценки субъекту преступления следует исходить из признаков, изложенных в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, в связи с чем при решении вопроса о наличии у сотрудника ФТС России статуса должностного лица необходимо не только убедиться, что он отнесен к данной категории лиц служебными организационно-распорядительными документами ФТС России, но и установить, имеются ли у него организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия или функции представителя власти в контексте примечания к ст. 285 УК РФ, для чего необходимо уже на стадии проверки сообщения о преступлении изъять и проанализировать должностной регламент сотрудника таможни, а также иные ведомственные документы, регламентирующие характер его деятельности, что позволит избежать ошибочного возбуждения уголовного дела в отношении лица, отнесенного к числу должностных лиц нормативными актами ФТС России, но не являющимся надлежащим субъектом главы 30 УК РФ.

Под организационно-распорядительными функциями сотрудника ФТС России следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом таможенного органа или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, решений по результатам проведения таможенного контроля). Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) [5].

К представителям власти относят лиц, наделенных обязанностями и правами по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания

примечания к статье 318 УК РФ [4], иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности [5].

В ходе уголовно-правовой оценки деяний, подпадающих под признаки коррупционных преступлений, совершенных сотрудником таможни, требуется доказать не только факт совершения преступления должностным лицом, но и факт использования в процессе противоправной деятельности отмеченных выше организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций или функций представителя власти, поскольку в противном случае преступление не может квалифицироваться как должностное. Схожий тезис выражен и в п. 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [6], согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Помимо разделения работников таможни по принципу наличия или отсутствия оснований отнесения к должностным лицам, последние по характеру служебных обязанностей разделены на руководителей и специалистов [7]. Таможенные органы имеют классическую структуру государственного органа, включающего три группы служащих: руководители, специалисты и технический персонал, при этом последние не являются субъектами должностных преступлений.

В органах таможни к должностям руководителей следует отнести начальников отделов и отделений таможен, таможенных постов, акцизных постов, таможенных лабораторий, начальников таможен и служб, таможенных управлений, подразделений центрального аппарата и руководство ФТС России, а также заместителей указанных должностных лиц.

К группе специалистов следует относить служащих, осуществляющих лично и непосредственно деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности ФТС России: таможенные инспекторы, в том числе старшие и главные, а также эксперты, юрисконсульты, дознаватели, оперуполномоченные и др. Большинство из них наделены организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями или властными полномочиями лишь в определенной сфере деятельности таможни или осуществляют данные функции лишь при наличии определенных обстоятельств, в связи с чем при рассмотрении вопроса отнесения данной категории лиц к субъектам коррупционного преступления требуется проводить

анализ их должностных полномочий и устанавливать факт их реализации в ходе преступления.

В большинстве проанализированных в ходе исследования уголовных дел специалисты и руководители таможенных органов признавались следствием и судом должностными лицами по признаку наличия у них властных полномочий, которыми они наделены на основании положений Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (ранее Таможенного союза) [8], Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также иных нормативных актов.

К примеру, в соответствии со ст. 354 ТК ЕАЭС, таможенные органы являются органами дознания по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов, осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, то есть осуществляют функции власти по уголовному преследованию. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», сотрудник таможни имеет право на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Властными полномочиями должностных лиц таможни наделяют и реализуемые ими функции по таможенному оформлению и таможенному контролю, в процессе которых принимаются обязательные для исполнения неопределенно широким кругом лиц решения (о выгрузке товара, направлении его на экспертизу, о таможенном осмотре или досмотре, о личном досмотре, истребовании документов и пр.), что предусмотрено должностными инструкциями (регламентами) соответствующих сотрудников, основанными на положениях раздела VI ТК ЕАЭС.

б) лицо, не являющееся должностным, но заинтересованное в реализации определенных действий (бездействия) по службе сотрудником таможни. К числу данных лиц относятся субъекты преступлений, предусмотренных ст.ст. 291, 2911 и 2912 УК РФ, а также пособники в совершении должностными лицами таможни иных коррупционных преступлений, к примеру мошенничества и др.

Указанными субъектами совершается около половины коррупционных преступлений в таможенной сфере. Так, по материалам службы противодействия коррупции Калининградской областной таможни в период с 2016-2019 гг. возбуждено 103 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности в таможенной сфере, из которых 53 - в отношении должностных лиц, 50 - в отношении не должностных лиц. Таким образом, удельный вес преступлений анализируемой категории, совершенных не должностными лицами, за последние годы в Калининградском транспортном

регионе составил 48,5%.

Согласно данным ФТС России, за 2019 год по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 282 уголовных дела о выявленных в ведомстве преступлениях коррупционной направленности, из которых 159 - в отношении 58 должностных лиц таможенных органов и 123 - в отношении 94 взяткодателей [9].

Анализом уголовных дел о коррупционных преступлениях в таможенной сфере, совершенных не должностными лицами, установлено, что они совершались двумя категориями субъектов:

- лицами, осуществляющими взаимодействие с сотрудниками таможни в силу специфики профессиональной деятельности, а именно - участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), в том числе предпринимателями, декларантами, экспедиторами, водителями транспортных компаний международной перевозки, пересекающими границу физическими лицами и пр.

- лицами, имеющими доверительные отношения с сотрудниками таможни, благодаря которым они включались в криминальные схемы по передаче денег, информации, фальсификации документов и т.п. В данной роли, как правило, выступают бывшие коллеги по службе, приятели, родственники участников преступления.

Данные субъекты преступления - общие, и выраженной специфики криминалистической характеристики не имеют.

2) данные о формах вины и иных признаках субъективной стороны преступления - мотиве, цели, иных обстоятельствах.

Под мотивом преступления в юридической литературе понимается осознанное внутреннее побуждение, которое вызывает у человека решимость совершить преступление, и которым он затем руководствуется при его осуществлении, он характеризуется не только чувственно-эмоциональным, но и интеллектуальным, то есть «осознанным» характером [10, с. 28-31]. Цель преступления ученые еще в XIX веке определяли как «то, к чему человек стремится и чего желает достичь приведением в исполнение своего умысла» [11, с. 113-114], и в настоящее время данный термин не претерпел существенных изменений и раскрывается учеными как результат, к достижению которого стремится лицо, совершая преступление [12, с. 7].

Рассмотрим мотивы и цели совершения коррупционных преступлений в таможенной сфере.

Из Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» [13] и Указания Генеральной прокуратуры России и МВД России от 24.01.2020 № 35/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [14], содержащих в своей совокупности определение, перечень статей УК РФ и условий, при которых преступление относится к коррупционным, следует, что обязательным признаком данных преступлений, совершаемых должностными лицами, является корыстный

мотив, а не должностными лицами - как корыстная, так и иная личная заинтересованность.

Нормы УК РФ раскрывают субъективную сторону преступления в статьях 25-27, где понятия мотива и цели отсутствуют. Анализ иных статей кодекса, а также федерального законодательства также не позволяет установить определение мотива и заинтересованности в целом, а также корыстного мотива, корыстных побуждений и иных личных побуждений в частности.

Данный законодательный пробел восполнила высшая судебная инстанция Российской Федерации, указав, что при рассмотрении дел о должностных преступлениях под корыстной заинтересованностью следует понимать стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.). Под иной личной заинтересованностью следует понимать стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. [5]

Анализом уголовных дел о коррупционных преступлениях в таможенной сфере установлено, что чаще всего они совершаются из корыстных побуждений - во всех случаях привлечения к ответственности должностных лиц таможни, и в большинстве случаев привлечения иных лиц (взяткодатели, посредники и соучастники). Ярко выраженным данный мотив является при взяточничестве или мошенничестве с использованием служебного положения и иных видах коррупционных преступлений, сопровождающихся непосредственным личным обогащением должностного лица в результате совершения конкретных действий (бездействия).

Вместе с тем в ряде случаев корыстный мотив не вполне очевиден и коррупционная ситуация складывается не ради достижения выгоды в конкретном случае, а имеет отдаленные и не вполне ясные перспективы коррупционного взаимодействия должностного и не должностного лица. В России у участников ВЭД исторически сложилась практика формировать с таможней отношения, которые позволяют получать прогнозируемый результат, выраженный во фразе «таможня дает добро». Такое проявление институциональной коррупции, обусловленной социальными установками, определяет коррупционное поведение индивидов, формирует специфический менталитет участников ВЭД, для которых считается своего рода правилом делового оборота на системной основе производить «инвестиции» в интересующие таможенные посты и отделы таможни в целях формирования неформальных отношений. В ход идут передача подарков по поводу и без повода, оказание различного рода услуг и прочие располагающие к улучшению

отношений действия, совершаемые «на всякий случай», без необходимости, вызванной конкретной ситуацией, влекущей материальную выгоду или освобождение от затрат. Так, из показаний многих участников ВЭД, допрошенных по изученным уголовным делам о коррупционных преступлениях в таможенной сфере, следует, что, контактируя с сотрудниками таможни, они стремятся установить «теплые отношения», даже когда отсутствуют основания опасаться неблагоприятных результатов таможенного контроля и ничто не предвещает проблем. На первый взгляд в данном случае у «дарителей» из числа участников ВЭД в подобной ситуации отсутствует очевидный корыстный мотив, поскольку в результате принятия подарков и услуг «одариваемый» сотрудник таможни не совершает никаких конкретных действий, влекущих для предпринимателя выгоду. Вместе с тем де-факто единственной целью такого задабривания представителей власти является недопущение возможных финансовых затрат в результате возможного выявления сотрудником таможни вольно или невольно допущенных участником ВЭД нарушений, возможность проконсультироваться по спорным вопросам, получить интересующую информацию, позволяющую минимизировать риски и финансовые потери, обратиться с просьбой об ускорении определенных процедур и т.п. Следовательно, фактическим мотивом являются те же корыстные побуждения, однако в завуалированной и неочевидной форме, ориентированной на отдаленный и гипотетически возможный результат.

Совершение коррупционных преступлений в таможенной сфере не должностными лицами возможно и по мотиву иной личной заинтересованности. К данной категории относятся следующие типовые цели совершения преступлений лицами, заинтересованными в реализации определенных действий (бездействия) по службе сотрудником таможни:

- уклониться от административной или уголовной ответственности за выявленное органами таможни правонарушение;

- скрыть негативные факты, свою некомпетентность перед руководством, приукрасить действительное положение;

- получить взаимную услугу нематериального характера;

- заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса в сфере полномочий сотрудников таможни, не влекущего материальную выгоду (получение значимой информации, выбор той или иной формы решения из числа возможных и пр.);

- карьеризм, решение кадровых вопросов, зависящих от сотрудников таможенного органа;

- семейственность (желание оказать услугу или поддержку родственнику).

Анализом уголовных дел о коррупционных преступлениях в таможенной сфере установлено, что наиболее часто иная личная заинтересованность обусловлена реализацией цели уклонения от административной или уголовной ответственности за выявленное органами таможни правонарушение.

Отдельную группу составляют коррупционные преступления, совершенные в интересах юридического лица. Они совершаются теми же субъектами, действующими со специфическим мотивом - иная личная заинтересованность, выраженная в успехе деятельности предприятия, которое они представляют по долгу службы (таможенные представители, экспедиторы, представители фирм грузоотправителя или грузополучателя и пр.), либо в силу личных интересов (участие в доходах фирмы, родственные отношения с руководством, зависимость собственного бизнеса от успеха решения вопроса контрагента с таможней и пр.).

3) третью группу типовых данных о преступнике составляют данные, характеризующие его личность.

Анализируя статистические данные информационного центра Управления на транспорте МВД России по СЗФО, а также уголовные дела Северо-Западного следственного управления на транспорте СК России, можно представить обобщенный портрет лица, совершившего коррупционное преступление в таможенной сфере:

-мужчины в возрасте от 30 до 50 лет;

- род деятельности: служба в таможне, либо деятельность, связанная с трансграничным перемещением товаров;

-имеющие высшее образование;

- не имеющие судимостей;

- не имеющие психических заболеваний;

- не имеющие наркотической или алкогольной зависимости;

- ведущие социальный образ жизни;

- имеющие постоянное место жительства;

-имеющие семью;

- имеющие стабильный доход;

- положительно характеризующиеся по службе и в быту.

Как видно, по основным критериям, характеризующим личность и образ жизни, типичный субъект анализируемой категории преступлений не отличается от любого законопослушного гражданина. Вместе с тем в личности лиц, совершающих коррупционные преступления в таможенной сфере, часто преобладают элементы корысти, стяжательства, акцентов личности на повышении материального положения и получения легкой наживы. Значительная часть обладают высокой коммуникабельностью, кругом знакомств в сфере своей деятельности. Должностные лица, как правило, способны быстро оценить ситуацию, принимать решения в соответствии со сложившейся обстановкой, а также обладают иными свойствами логического мышления, позволяющими успешно справляться с профессиональными обязанностями. В силу специфики деятельности они имеют достаточно высокий уровень интеллекта, образования (обычно высшее), а также профессиональных знаний и навыков, позволяющих им прогнозировать сложное, как правило, поведение, направленное на совершение преступления,

придание видимости законности своим действиям, а также предусматривающее возможные способы ухода от уголовной ответственности.

Безусловно, приведенный типичный преступник является весьма усредненным образом. Анализом уголовных дел о коррупционных преступлениях в таможенной сфере установлено, что они совершаются лицами с различными структурами личности, характерологическими особенностями и взглядами на совершенное преступление. Такой полиморфизм «типичного коррупционера» неоднократно становился предметом изучения.

Е.К. Волконская [15, с. 33-34.], а затем Н.В. Завольская [16, с. 23-26] предложили оригинальную эмоционально-психологическую типизацию личности коррупционера выделив «инициативный», «конформный» и «ситуативный» типы. На основе данной классификации и анализа изученных уголовных дел с учетом специфики коррупции в таможенных органах предлагаются следующие типы участников коррупционных преступлений в таможенной сфере.

Первый, и наиболее общественно опасный, «инициативный» тип, для которого характерны психологические особенности: деформированное представление об общественных ценностях; убеждённость в собственных неординарных способностях, вседозволенности; вера, что цель в виде достижения необходимого уровня собственного благосостояния оправдывает использование любых, в том числе противоправных средств; властность, целеустремлённость и решительность. Представители этой группы заведомо ориентированы на использование служебных полномочий в корыстных целях. Для совершения преступления они способны создавать искусственные проблемы участникам ВЭД: затягивать сроки таможенного оформления, подвергать сомнению статус товара, его цену, без достаточных к тому оснований применять невыгодные для перевозчика формы таможенного контроля и т.д., в расчете на получение от последних взяток за избавление от возникающих проблем. Коррупционная составляющая в работе таких сотрудников таможни является неотъемлемой частью их служебной деятельности, а потому носит, как правило, затяжной продолжительный и устойчивый характер. Зачастую в силу характерологических особенностей личности и поведения такие лица добиваются руководящих должностей в таможенных органах, при этом одним из мотивов для них является расширение круга своего влияния и полномочий для использования в коррупционных схемах, куда они вовлекают подчиненных сотрудников и лиц их числа приведенных ниже групп.

Следующий тип - «конформный», для представителей которого характерны зависимость от мнения коллектива и прежде всего руководства, внушаемость, гибкость, неконфликтность, ведомость, низкая инициативность. Данные лица стремятся адаптироваться к общему мнению, не выделяться, быть «как все», придерживаться устоев, сложившихся в коллективе, мнение которого играет определяющую роль в их мотивации. Зачастую коррупция на определенном таможенном посту представляет собой устоявшуюся систему,

где взяточничество не только не пресекается руководством, но и поощряется. Пришедший в такой коллектив новый сотрудник данного психотипа, даже изначально не нацеленный на инициативное совершение должностных преступлений, попадая в сформировавшуюся коррупционную среду, становится «членом команды», руководствуясь не столько корыстной, сколько корпоративной мотивацией, желая заслужить доверие более опытных сотрудников и руководства, в полной мере влиться в коллектив, сплоченный единой коррупционной целью.

Третий типичный субъект коррупционного преступления в таможенной сфере - «ситуативный», для которого характерны легкомысленность, доверчивость, склонность к авантюризму, зачастую низкий профессионализм. Субъекты данного типа совершают коррупционные преступления спонтанно, оказавшись в коррупционной ситуации, сформированной по инициативе третьих лиц. К их числу относятся, к примеру, сотрудники таможни, которым зачастую вместе с пакетом документов для таможенного оформления передают денежные средства взяткодатели. Не создавая коррупционную ситуацию инициативно, и не испытывая существенного влияния среды, коллектива, данные лица решаются на совершение преступления исходя из сложившихся обстоятельств, в которых принятие взятки самый простой и выгодный вариант разрешения ситуации, в которой они оказались. К данному типу относится и немалая часть не должностных лиц, совершающих коррупционные преступления в таможенной сфере, к примеру - водители транспортных средств международной перевозки, которые решаются на передачу взятки сотруднику таможни при возникающих проблемах в ходе таможенного или транспортного контроля, сопровождающихся намеками должностного лица о возможности их преодоления в случае «благодарности». Зачастую в последнем случае фактором, способствующим совершению такими лицами преступлений, является низкий уровень профессиональных навыков и знаний в таможенной сфере, благодаря которому они легко вводятся в заблуждение относительно оснований для претензий в их адрес со стороны сотрудников таможни. Внушаемость и авторитет должностного лица вызывает их убежденность в неизбежной, как им представляется, необходимости «решать вопрос» с ним ввиду отсутствия альтернатив. Такого субъекта удается запугать якобы грозящими существенными проблемами в случае отказа от коррупционного поведения. Подобные отношения впоследствии часто приобретают систематический «многоэпизодный» характер.

Как мы видим, между особенностями личности коррупционера и его отношением к совершаемому преступлению имеется взаимосвязь, которая детерминирует цели и мотивы, которыми он руководствуется, а также способы совершения преступлений. По этой причине криминалистическое изучение личности преступника является важным звеном в раскрытии всех признаков преступления и сборе доказательств.

Зачастую коррупционное преступление в таможенной сфере совершается группой лиц, каждое из которых выполняет в нем свою роль согласно не только

должностному положению и статусу, но и качествам, характеризующим личность. С этой точки зрения в преступлении выделяют лидера (организатора), исполнителя и пособника, каждый из которых имеет свои черты, отражающиеся на их роли в совершаемом преступлении.

«Организатор», руководствуясь стремлением к повышению своего авторитета, созданию позитивного имиджа у окружающих, признанию заслуг, чаще занимает руководящую должность либо является неформальным лидером коллектива. Такие лица обладают природными навыками психолога, умеют определять психологические особенности окружающих и использовать их в своих целях, манипулируя их действиями. При совершении коррупционных преступлений они задействуют коллег и знакомых в качестве исполнителей, не вступая в непосредственный контакт с потенциальными взяткодателем (взяткополучателем), однако, контролируют и предопределяют действия соучастников, пользуясь авторитетом, основанным на должностном положении или лидерских качествах. В данной роли обычно выступают начальники отделов таможни и таможенных постов, их сменные заместители, а также лица из числа руководителей предприятий, задействованных в таможенной сфере.

«Исполнитель», имея по отношению к организатору подчиненное положение или являясь ведомым по психотипу, зачастую является хорошим специалистом в своей деятельности, способным справляться с поставленными лидером задачами и пользующимся его доверием. В ходе преступления они полагаются на авторитет последнего, зачастую по этой причине недооценивая степень ответственности и последствия своих действий. К числу данных лиц относятся таможенные инспекторы, оперуполномоченные таможни, а также рядовые участники ВЭД (водители, экспедиторы, декларанты и пр.).

«Пособник» чаще является не должностным лицом, привлекаемым к совершению преступления благодаря коммуникабельности, широкому кругу знакомств и способности вызывать доверие. Указанные качества позволяют таким лицам построить конструктивное психологическое взаимодействие с участниками преступления, обеспечивать передачу информации, задействованных в преступлении средств и объектов, решение различных технических вопросов.

Из вышеуказанного анализа следует сделать вывод об отсутствии единого портрета коррупционера, основанного на свойствах его личности, они отличаются разнообразием. Описание типичных криминалистически значимых признаков в случае рассмотрения коррупционных преступлений в таможенной сфере весьма условно и имеет прикладное значением лишь с учетом конкретной ситуации и имеющейся информации о роли фигуранта в совершенном преступлении.

Список литературы

1. Роль учения о личности преступника в трудах Г. Гросса // Актуальные проблемы государства и права в современный период: Сборник статей. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1996. С. 218-221.

2. Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. // disserCat - электронная библиотека диссертаций. 2003. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-kriminalisticheskikh-metodik-rassledovaniya-prestuplenii (дата обращения: 20.02.2021)

3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71875384/ (дата обращения: 03.03.2021)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/10108000/#ixzz6p6IfDvLs (дата обращения: 01.03.2021)

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71875384/ (дата обращения: 27.02.2021)

6. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/483085/ (дата обращения: 25.02.2021)

7. Приказ Федеральной таможенной службы от 22.09.2014 №1841 «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, соответствующих им специальных званий и квалификационных требований» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71875384/ (дата обращения: 24.02.2021)

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71652990/paragraph/26:0 (дата обращения: 24.02.2021)

9. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2019 год // [Электронный ресурс] URL: http://customs.ru/activity/protivodejstvie-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

korrupczii/doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya/rezul-taty-raboty-upravleniya-po-protivodejstviyu-korrupczii/document/224184 (дата обращения: 07.03.2021)

10. Петин И.А. Мотив и цель как сущностные критерии поведения индивида и вменения преступного вреда // Российский следователь. 2008. № 6. С. 28-31.

11. Калмыков П.Д., Учебник уголовного права. Часть Общая. СПб.: тип. Т-ва «Обществ. Польза», 1866. 551 с.

12. Волков Б.С. Мотивы преступлений (уголовно-правовое и социально-психологическое исследование). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. 152 с.

13. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 04.03.2021)

14. Указание Генеральной прокуратуры России и МВД России от 24.01.2020 № 35/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/73757810/ (дата обращения: 04.03.2021)

15. Волконская Е.К. Типология личности преступника-коррупционера. // Российский следователь. 2013. №14. С. 33-34.

16. Завольская Н.Б., К вопросу о личности современного коррупционера. М.: Научно-практический журнал «Государство и право в XXI веке» №2. 2014. С. 23-26.

Перепелицын Александр Александрович, аспирант, зам. руководителя, asdfgh39ahk.ru, Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет им. И.Канта Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета России

THE IDENTITY OF THE CRIMINAL IN CRIMINAL CASES ABOUT CORRUPTION CRIMES IN

THE CUSTOMS SPHERE

A.A. Pereprlitsyn

This article provides an analysis of typical information about the identity of a criminal in criminal cases of corruption crimes in the customs sphere. On the basis of the studied criminal cases and scientific literature, a criminalistic characteristic of the personality of the criminal of the category under consideration is given, the signs characterizing the official position of the subject of the crime, information about the forms of guilt and other signs of the subjective side of the crime are investigated, on the basis of which a classification of the subjects of corruption crimes is proposed.

Key words: identity of the offender, official, customs, corruption crimes.

Perepelitsyn Alexander Alexandrovich, postgraduate student, deputy. head, asdfgh39a bk.ru, Russia, Kaliningrad, Baltic Federal University. I. Kanta North-West Transport Investigation Department of the Investigative Committee of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.