Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТЭК / КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ ПРЕСТУПНИКА / ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / FUEL AND ENERGY COMPLEX / CRIMINAL AND LEGAL PROTECTION OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX / CORRUPTION / CORRUPTION-RELATED CRIMES / TYPICAL MODEL OF A CRIMINAL / LATENT CRIME / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS / PREVENTION / ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE FUNCTIONS / ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вележев Сергей Иванович, Седогин Антон Михайлович

В представленной статье авторами рассматриваются вопросы уголовно-правовой охраны топливно-энергетического комплекса Российской Федерации от преступных проявлений, в том числе от коррупционной противоправной деятельности должностных лиц. Такие действия причиняют значительный ущерб нормальному функционированию предприятий топливно-энергетического комплекса. Авторами приводятся результаты исследования некоторых криминологических характеристик должностных лиц, совершивших преступления коррупционного характера. Дан анализ причин и условий, способствующих совершению вышеуказанных противоправных действий. Определена типовая модель преступника для данной категории преступлений и его характеристики: в первую очередь, это высокий уровень компетентности, специальное образование и т. д. Авторами отмечается высокий уровень латентной преступности в данной отрасли. Предложены некоторые пути профилактики данной категории правонарушений. Исследование проводилось на основе анализа конкретных уголовных дел, возбужденных следственными органами по результатам оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вележев Сергей Иванович, Седогин Антон Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL FEATURES OF CORRUPTION-RELATED CRIMES IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

In the article the authors consider the issues of criminal and legal protection of the fuel and energy complex of the Russian Federation from criminal activity including corrupt illegal practices of officials. The authors cite the results of some criminological characteristics study of the fuel and energy complex staff committed corruption crimes. As a result of these illegal actions significant damage is caused to the normal functioning of the fuel and energy enterprises. Such officials` actions determine not only a wide range of other illegal activities, but also lead to public outcry and discredit the industry as a whole. The analysis of the reasons and conditions contributing to the above illegal actions commission is given. A typical model of a criminal for a given crime category and its characteristics are determined. First of all it is a high level competence, special education, etc. A high level of latent crime in this industry is shown. The study results are presented on the example of specific criminal cases initiated by the investigating authorities based on the results of the operation detection activities of law enforcement agencies. Some ways of preventing this category of offenses are proposed.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА»

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.003 УДК 343.9

Вележев Сергей Иванович

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Sergey I. Velezhev

Doctor of Law, Associate Professor,

Professor of the Department of criminal and penal law,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: [email protected]

Седогин Антон Михайлович

магистрант 2-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Anton M. Sedogin

2nd year master's student,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. В представленной статье авторами рассматриваются вопросы уголовно-правовой охраны топливно-энергетического комплекса Российской Федерации от преступных проявлений, в том числе от коррупционной противоправной деятельности должностных лиц. Такие действия причиняют значительный ущерб нормальному функционированию предприятий топливно-энергетического комплекса.

Авторами приводятся результаты исследования некоторых криминологических характеристик должностных лиц, совершивших преступления коррупционного характера. Дан анализ причин и условий, способствующих совершению вышеуказанных противоправных действий. Определена типовая модель преступника для данной категории преступлений и его характеристики: в первую очередь, это высокий уровень компетентности, специальное образование и т. д. Авторами отмечается высокий уровень латентной преступности в данной отрасли. Предложены некоторые пути профилактики данной категории правонарушений.

Исследование проводилось на основе анализа конкретных уголовных дел, возбужденных следственными органами по результатам оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, уголовно-правовая охрана ТЭК, коррупционная деятельность, коррупционные преступления, типовая модель преступника, латентная преступность, криминологическая характеристика, профилактика, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции.

Summary. In the article the authors consider the issues of criminal and legal protection of the fuel and energy complex of the Russian Federation from criminal activity including corrupt illegal practices of officials. The authors cite the results of some criminological characteristics study of the fuel and energy complex staff committed corruption crimes. As a result of these illegal actions significant damage is caused to the normal functioning of the fuel and energy enterprises. Such officials" actions determine not only a wide range of other illegal activities, but also lead to public outcry and discredit the industry as a whole. The analysis of the reasons and conditions contributing to the above illegal actions commission is given. A typical model of a criminal for a given crime category and its characteristics are determined. First of all it is a high level competence, special education, etc. A high level of latent crime in this industry is shown. The study results are presented on the example of specific criminal cases initiated by the investigating authorities based on the results of the operation detection activities of law enforcement agencies. Some ways ofpreventing this category of offenses are proposed.

Keywords: fuel and energy complex, criminal and legal protection of the fuel and energy complex, corruption, corruption-related crimes, typical model of a criminal, latent crime, criminological characteristics, prevention, organizational and administrative functions, administrative and economic functions.

CRIMINOLOGICAL FEATURES OF CORRUPTION-RELATED CRIMES IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

© 2020 Вележев С. И, Седогин А. М.

Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации, безусловно, является одной из основ национальной экономики и характеризуется существенным разнообразием видов хозяйственной деятельности. В частности, к его структурным составляющим относятся как предприятия нефтегазового комплекса, обеспечивающие существенную долю доходных статей бюджетов всех уровней и ВВП в целом, так и объекты теплоэлектроэнергетики и газораспределения, являющиеся основой инфраструктуры жизнеобеспечения населения.

Исходя из изложенного не вызывает сомнений, что уголовно-правовая охрана национального топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) является одной из важнейших задач правоохранительных и судебных органов.

Крайне значительный ущерб нормальному функционированию ТЭК причиняют коррупционные преступления, в особенности совершенные сотрудниками указанных предприятий. Данные деяния детерминируют широкий спектр иной противоправной деятельности (например, хищения углеводородного сырья и нефтепродуктов из магистральных нефте- и нефтепродукте проводов в значительной части случаев совершаются при попустительстве либо покровительстве со стороны работников подразделений охраны или безопасности предприятий трубопроводного транспорта), а также дискредитируют деятельность отрасли в целом.

Вместе с тем коррупционная деятельность в сфере ТЭК имеет определенные особенности, выявление которых на примере конкретных преступлений является основной целью данной статьи.

Так, одной из наиболее частых разновидностей коррупционных преступлений на объектах ТЭК является получение работниками предприятий теплоэлектроэнергетики незаконных денежных вознаграждений за оказание содействия абонентам в вопросах тепло- и электроснабжения объектов, а также участие в передаче таких вознаграждений другим лицам и совершение мошеннических хищений денежных средств под предлогом таких действий.

Проведенное анкетирование ряда абонентов электрических и тепловых сетей г. Самары показывает, что основными детерминантами и факторами возникновения данной формы коррупции являются, в частности, сложный для лиц, не обладающих специальными познаниями, характер взаимодействия с предприятиями теплоэлектроэнергетики, наличие существенного числа корруп-ционно емких полномочий и процедур, а также в ряде случаев отсутствие предусмотренных законодательством возможных путей решения возникающих проблем. Дальнейший анализ имеющихся данных, а также опрос представителей служб безопасности предприятий отрасли показывает также, что еще одной значимой детерминантой, не указываемой абонентами в своих ответах, является широкое распространение различных фактов нарушения законодательства со стороны последних и желание уклониться от ответственности за них.

В целях сбора исходного материала для исследования проведено изучение материалов ряда уголовных дел, возбужденных органами предварительного следствия по результатам оперативно-розыскной деятельности территориального органа одного из правоохранительных органов.

Исходя из полученных результатов типовая модель преступника для данной категории преступлений предполагает в первую очередь высокий уровень компетентности в сфере ТЭК и наличие специального образования. При этом далеко не всегда преступник по роду исполняемых обязанностей непосредственно контактирует с абонентами. В большинстве случаев выявленные коррупционеры, даже совершившие преступления, не связанные с непосредственным использованием своих полномочий, могут быть отнесены к категории руководящего состава либо иных лиц, исполняющих на предприятиях ТЭК организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Следует, однако, отметить, что представляется вероятным существенный уровень латентных преступлений коррупционного характера, совершенных и работниками низового звена, не попадающих в поле зрения правоохранительных органов в силу своей малозначительности.

Таким образом, в ходе анализа мотивации преступников представляется верным вывод о том, что ввиду наличия у последних достаточной возможности профессионального и карьерного роста, выраженные признаки возможного стремления к самореализации как детерминанты коррупционной деятельности отсутствуют. Следовательно, в полном соответствии с общепризнанной в криминологии точкой зрения [1], коррупционные преступления в сфере ТЭК характеризуются корыстными мотивами. Вместе с тем следует отметить, что определенную роль в ряде случаев все-таки может играть дефицит путей самореализации, не связанных с профессиональной сферой. Несмотря на наличие в обществе достаточного круга таких возможностей, например, в местном

самоуправлении, политике либо любительском спорте, у рассматриваемой категории лиц они лимитированы в первую очередь дефицитом личного времени.

Очевидно, что приведенная выше должностная характеристика лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере ТЭК, предусматривает в подавляющем большинстве случаев наличие высшего профессионального образования, а также дополнительных знаний и навыков. При этом кроме собственно технических познаний в области функционирования ТЭК большинство исследованных коррупционных преступников в ходе исполнения своих служебных обязанностей непосредственно сталкиваются с правовыми вопросами и, в том числе, осуществляют взаимодействие с органами власти в связи с привлечением физических и юридических лиц к тем или иным видам ответственности. Более того, в одном из рассматриваемых случаев [2] преступник Р. являлся бывшим сотрудником правоохранительных органов с высшим юридическим образованием и по роду исполняемых обязанностей отвечал, в том числе, за выявление преступлений, совершенных работниками АО «Т.» и контрагентов, с целью последующего обращения в правоохранительные органов. В другом случае [3] фигурант уголовного дела (по версии следствия) И. являлся фактическим руководителем объекта ТЭК и неоднократно в различных статусах участвовал как в гражданско-правовых процедурах, так и в производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Указанные факты убедительно доказывают, что коррупционеры в сфере ТЭК обладают развитой правовой грамотностью и в полной мере осознают возможную противоправность и уголовную наказуемость совершаемых деяний. Более того, в большинстве случаев преступники принимали меры к обеспечению конспирации в ходе преступной деятельности. Следует также отметить, что в большинстве случаев коррупционеры осведомлены о фактах осуждения виновных лиц за аналогичные деяния и назначенных весьма суровых наказаниях. Таким образом, следует констатировать, что коррупционные преступления в сфере ТЭК совершаются преступниками с полным пониманием уголовно-правовых последствий в случае изобличения. Вместе с тем, как и для целого ряда других преступлений, для рассматриваемой категории деяний может быть характерна убежденность преступника в своей неуязвимости для закона в связи со сложным и хорошо продуманным характером совершенных деяний, отсутствием в правоохранительных органах специалистов в сфере топливно-энергетического комплекса, либо, напротив, мнение об отсутствии интереса правоохранителей к данным преступлениям ввиду кажущейся низкой общественной опасности и отсутствия потерпевшей стороны. Существенную негативную роль в формировании субъективного отношения преступника к деянию формирует традиционный характер коррупционных взаимоотношений (так называемого «решения вопросов», то есть взаимовыгодного сотрудничества всех участвующих в коррупционном акте лиц), а также в целом лояльное отношение общества к таким формам преступной деятельности.

Раскрывая корыстную мотивацию коррупционных преступлений в сфере ТЭК, следует также оценить, насколько такие преступные деяния могут быть детерминированы низким уровнем материального благосостояния лица и, в том числе, заработной платы. В ходе проведенного анализа полученных по местам работы преступников обезличенных данных было установлено, что уровень оплаты их труда находился в пределах от 2 до 20 величин среднего размера оплаты труда по Самарской области на момент совершения преступления. При этом ни в одном случае не были получены данные о наличии у преступников признаков тяжелой жизненной ситуации, сопряженной с повышенной потребностью в денежных средствах. У всех рассматриваемых лиц имелись в собственности либо фактическом владении жилые помещения и транспортные средства. Таким образом, правонарушители характеризовались средним или высоким уровнем достатка. Вместе с тем, в ходе опросов коллег коррупционеров было установлено, что подавляющее большинство последних стремились к резкому увеличению своего уровня жизни и считали, что труд сотрудника с подобной квалификацией недооценен.

Для более глубокого понимания мотивации рассматриваемой категории преступников следует отдельно остановиться на их внеслужебном круге общения. Осуществляя производственную деятельность в неразрывной связи с субъектами других отраслей экономики, в первую очередь относящимися к бизнесу и предпринимательству, изучаемые правонарушители поддерживали активные контакты с владельцами и учредителями таких компаний в соответствии со своим уровнем компетенции. С одной стороны, данные контакты приводили к осознанию наличия объективного для наемного административного и инженерного персонала барьера финансового и личностного роста в избранной профессиональной сфере, в отличие от свободы развития, характерной

для предпринимателей. С другой стороны, широкий круг внерабочих контактов с лицами, имеющими деловые интересы в сфере топливно-энергетического комплекса, сам по себе в определенной степени способствует постепенной трансформации данных связей в коррупционные. Особое значение для формирования преступного поведения работников предприятий трубопроводного транспорта имеют контакты с установленными действующими и бывшими членами организованных преступных групп.

Следует отметить, что какого-либо влияния на преступное поведение прошлых этапов жизненного пути рассматриваемой категории правонарушителей, в частности фактов внедрения на предприятия ТЭК лиц, причастных к организованной преступной деятельности, в ходе проведенного исследования выявить не удалось. В подавляющем большинстве рассмотренных случаев правонарушители со времени обучения в высших учебных заведениях непрерывно находились в среде специалистов в избранной профессиональной сфере. Во всех случаях изучаемые лица ранее не привлекались к уголовной ответственности, а в поле зрения оперативных подразделений впервые попали уже в период работы в своей профессиональной сфере.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать ряд выводов в отношении основных направлений профилактики коррупционных преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса, а также их своевременного выявления и пресечения.

В частности, исходя из изложенного наибольшую эффективность могут показывать профилактические организационные и законодательные меры, направленные на снижение коррупционной емкости должностных обязанностей ответственных работников отрасли. Так, к значительному снижению числа коррупционных преступлений в теплоэлектроэнергетике приведет введение режима регионального «единого окна» (центров работы с потребителями) при осуществлении процедур технологического присоединения к инженерным сетям, выделении энергетических мощностей и других процедур. Также антикоррупциогенным фактором является жесткое регламентирование на ведомственном уровне процедур принятия решений по обращениям заявителей в целях уменьшения области усмотрения конкретных должностных лиц. На законодательном уровне благоприятный эффект может иметь принятие норм, направленных на исключение неразрешимых ситуаций в вопросах взаимоотношений между абонентами и предприятиями теплоэлектроэнерге-тики. В других отраслях топливно-энергетического комплекса, в частности в нефтегазовой сфере, позитивным обстоятельством может являться также расширение применения в некоторых случаях комиссионного режима подписания значимой для контрагентов документации в целях избежания фактора «решающих подписей».

В сфере разъяснительной работы, организация которой возлагается в первую очередь на работодателя, представляется целесообразным сосредоточиться, главным образом, на убеждении ответственных работников в реальной возможности наступления сурового уголовного наказания за коррупционные преступления на предприятиях топливно-энергетического комплекса с указанием конкретных примеров осужденных коррупционеров, в том числе из того же субъекта Российской Федерации.

В целях улучшения морально-психологического климата работодателям, особенно из числа крупных предприятий, следует рекомендовать, в дополнение к имеющимся перспективам карьерного роста, обеспечивать также возможность самореализации работников в иных сферах - спорте, активном досуге, местном самоуправлении, политике и т. д. Многие формы таких мероприятий могут быть реализованы в рамках работы профсоюзных организаций, существующих в большинстве организаций отрасли. Высокую профилактическую эффективность может показать также предоставление сотрудникам предприятия возможности получения дополнительного образования. При этом следует контролировать наличие у персонала достаточного свбодного времени для участия в описанных мероприятиях. Реализация указанных выше мер способствует формированию у работников убежденности в наличии широких жизненных перспектив в различных сферах жизни, повышению удовлетворенности от жизни в целом и снижению негативной мотивации к противоправному поведению, в первую очередь коррупционной направленности.

В целях же своевременного выявления предпосылок, фактов и признаков совершения коррупционных преступлений конкретными ответственными работниками предприятий ТЭК субъектам оперативно-розыскной деятельности и службам безопасности организаций (в пределах компетенции и в соответствии с законодательством РФ) следует уделять повышенное внимание анализу круга общения рассматриваемых лиц с последующим сопоставлением официального взаимодействия их контактов и аффилированных к ним юридических лиц с организацией.

Исходя из вышеизложенного значительный объем профилактических мер по борьбе с коррупцией в сфере топливно-энергетического комплекса лежит на самой организации. В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» [4] организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Вместе с тем следует констатировать, что в условиях отсутствия в нормативно-правовой базе каких-либо специальных норм, предусматривающих ответственность организаций за непринятие указанных выше мер, в том числе и при совершении коррупционного преступления, в большинстве случаев они носят формальный характер либо не реализуются вообще. Таким образом, внесение соответствующих норм в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также могло бы способствовать профилактике рассматриваемой категории преступлений.

Библиографический список

1. Киршина Е. А. Корыстный мотив в преступлениях коррупционной направленности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 3 (29). С. 105-109.

2. Материалы уголовного дела № 11707360001092028 // Архив Промышленного районного суда г. Самары за 2018 год.

3. Материалы уголовного дела № 11902360026000065 // В производстве СУ СК России по Самарской области.

4. О противодействии коррупции: Федеральный закон № 273-ФЗ, принят Государственной думой 19 декабря 2008 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.05.2020).

References

1. Kirshina Е. A. Korystnyj motiv v prestuplenijah korrupcionnoj napravlennosti [Self-serving motive in corruption-related crimes]. Vestnik Kazanskogo juridicheskogo institute MVD Rossii [Bulletin of the Kazan law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia], 2017, no. 3 (29), pp. 105-109 [in Russian].

2. Materialy ugolovnogo dela № 11707360001092028 [The materials of the criminal case no. 11707360001092028]. Arhiv Promyshlennogo rajonnogo suda g. Samary za 2018 god [Archive Of the industrial district court of Samara for 2018] [in Russian].

3. Materialy ugolovnogo dela № 11902360026000065 [The materials of the criminal case no. 11902360026000065]. Vproizvodstve SU SK Rossii po Samarskoj oblasti [In the production ofSU 1С of Russia in the Samara region] [in Russian].

4. О protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon no. 273-FZ [On combating corruption: Federal law no. 273-FZ, adopted by the State Duma on December 19, 2008]. SI'S «Konsul'tant Pljus» \SPS Consultant Plus] (Accessed: 15.05.2020) [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.