Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ КОРРУПЦИОНЕРА КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕКРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА'

ЛИЧНОСТЬ КОРРУПЦИОНЕРА КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕКРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРИЧИНЫ / УСЛОВИЯ / КОРРУПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ЧИНОВНИК / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашева Ф.А.

Автор рассматривает особенности формирования личности коррупционера, анализирует причины и условия ее становления. Отдельное место уделяется влиянию общества на формирование личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDENTITY OF A CORRUPT PERSON AS A RESULT OF NON-CRITICAL

The author considers the peculiarities of forming the personality of a corrupt o cial, analyzes the causes and conditions of its formation. A separate place is paid to the influence of society on personality formation.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ КОРРУПЦИОНЕРА КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕКРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА»

УДК 343

Ф. А. Абашева

ЛИЧНОСТЬ КОРРУПЦИОНЕРА КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕКРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Автор рассматривает особенности формирования личности коррупционера, анализирует причины и условия ее становления. Отдельное место уделяется влиянию общества на формирование личности.

К л ю ч е в ы е с л о в а: личность, причины, условия, коррупция, профилактика, чиновник, ответственность.

THE IDENTITY OF A CORRUPT PERSON AS A RESULT OF NON-CRITICAL RELATIONS OF SOCIETY

The author considers the peculiarities of forming the personality of a corrupt official, analyzes the causes and conditions of its formation. A separate place is paid to the influence of society on personality formation.

K e y w o r d s: identity, reasons, conditions, corruption, prevention, official, responsibility.

Поступила в редакцию 25 февраля 2022 г.

Найдется немного таких слов, которые могли быть так распространены, как слово «коррупция». Слово «коррупция» твердо вошло в этический социологический, политический и юридические языки. У юристов, как правило, нет разногласий относительно содержания этого понятия. Для них, если не делать оговорок, корррупция - это совокупный мыслительный и практический опыт использования властных возможностей (в любой стране, при любом строе и любой власти), доверенных прав, накопленных поколениями чиновников и собственных, частных интересов. Можно уверенно утверждать, что это достаточно сложное, многогранное социальное явление (в основном взяточничество) трудноразрешимо в силу самой природы коррупции. Оно заключается в том, что обе стороны не заинтересованы в установлении истины. Наоборот, они делают всё, чтобы скрыть данное преступление. Н. Макиавелли определял коррупцию как использование публичных возможностей в частных интересах и сравнивал ее с недугом, «который вначале трудно распознать, но легко лечить, а позже - уже легко распознать, но почти невозможно лечить»1.

Слова мыслителя «...но почти невозможно лечить» не означают, что мы должны находиться в состоянии обреченности, что бесполезно искать эффективные, действенные меры, которые могут быть применены к правонарушителям. Эти слова указывают лишь на то, что данная болезнь тяжелая и, как любую болезнь, ее необходимо своевременно лечить, существенно тормозить ее течение. Говоря «своевременно», мы указываем на роль и значение деятельности правоохранительных и судебных органов, которые и являются основным инструментом в своевременном обнаружении и пресечении кор-

1 Макиавелли Н. Соч. М., 2001. С. 221. © Абашева Ф. А., 2022

рупционных преступлений. В юридической литературе часто встречается утверждение, что преодолеть вряд ли возможно, а сократить можно. Действительно, пока существует государство, бюрократия, будет существовать и коррупция, но уменьшить ее масштабы - вполне реальная задача. Интересна практика Ивана Грозного, который наказывал смертной казнью не сам факт взятки, а «чрезмерность взятки».

Особое распространение коррупция получает в условиях количественного разрастания кадров управления. К концу 2020 г. в России насчитывалось более 1,6 млн только государственных чиновников, не считая муниципальных. Напрашивается вполне резонный вывод: сокращение аппарата управления на всех уровнях как минимум вдвое и усиление работы наиболее ответственного звена в управлении - подбор и расстановка персонала. Атмосфера, возникающая в результате усложнения техники административной работы, также является почвой для увеличения числа коррупционеров.

Говоря об уровне коррупции, принято проводить динамику раскрытия коррупционных преступлений, число осужденных чиновников и, главным образом, сумму украденных денег. Обилие подобных цифр в печати, на телевидении, в статистических данных правоохранительных и судебных органов невольно формирует в общественном сознании отвращение к государственной, правоохранительной и судебной деятельности, убеждение, что все чиновники - воры. Нас интересует не социологические выкладки, которые, конечно, тоже важны, а оценочные суждения о коррупции здоровой части государственных и политических деятелей, серьезно думающих о будущем страны; они всегда были и остаются отрицательными, поскольку коррупция всегда была и остается одной из самых деструктивных сил в государстве. Коррупция как общественно опасное явление в сфере политики государственного управления, выражающееся в умышленном использовании своего служебного положения, есть не что иное, как измена не только самому себе, но и своему делу, а также государству, безопасность которого во многом зависит от степени коррумпированности чиновников.

Многочисленное внутригосударственное законодательство и нормы международного права, имплементированные в национальное законодательство, направленные на предупреждение этого массового социального недуга, а также выступления и призывы Президента РФ показывают, что противодействие коррупции проводится по двум основным направлениям - профилактика и пресечение коррупционных преступлений через административно-правовые и уголовно-правовые средства. Это означает совершенствование действующего законодательства и надлежащую открытость хозяйственной, финансовой и иной деятельности. По сути, речь идет об усилении роли правоохранительных и судебных органов, которым государство делегировало функцию насилия.

Исходя из анализа действующего законодательства упор делается на пресечение преступлений с акцентом на ужесточение наказания. Однако жестокость наказания - не самоцель. Не всегда целесообразно наказывать за экономические преступления так же жестоко, как насильников и грабителей, которые не имеют никаких заслуг перед обществом и государством. Мы за то, чтобы в системе наказаний на передний план выдвинуть конфискацию имуще-

ства коррупционера, полученного преступным путем, как это делается во всех цивилизованных странах. Для коррупционера главное - деньги, приобретения, вложения. Для коррупционера трагедия не только в том, что его осудили, а, прежде всего, в том, что отобрали.

Характеризуя поведение коррупционера - это попрание не только законов государства, но и нравственных норм, в основе чего лежит духовная нищета. Мы долгое время игнорировали направляющую роль нравственного начала, роль культуры поведения, являющейся надежным методом выработки антител к коррупции. Несовершенство общества исправляется не только кнутом, т. е. насилием, но прежде всего моральным осуждением людей. Чиновники, выросшие на классической литературе, на высоком искусстве, на прекрасном и высоком нравственном чувстве, не могут быть коррупционерами по определению.

Профессиональная культура юриста - это не только овладение уголовным, уголовно-процессуальным правом, но и умение свободно ориентироваться в литературе, поэзии, музыке, философии наконец, что дает возможность управлять своими эмоциями, интеллектуальными и материальными потребностями. Решение проблемы под этим углом зрения явилось бы эффективным, стратегически верным, гарантированным подходом. Российские правоведы Х1Х в., создавшие непревзойденную по стройности и логичности систему права, подчеркивали, что и фундаментальные причины реального поведения коррупционера следует искать, прежде всего, в особенностях «анатомии» его души, в глубинных основах личности, в природной сноровке, личной инициативе, напористости. Поэтому наиболее адекватно причины коррупционных преступлений не могут быть оценены вне профессиональной этики, предметом которой и является нравственность и моральное сознание2.

Всё остальное, которое способствует коррупционному поведению, выражается понятием «условие». Другими словами - это та среда, в которой возникает, развивается, существует явление, но само по себе его не вызывающее. Это и отсутствие уверенности коммерсанта в защите права собственности, и некачественный отбор чиновников, и неэффективность судебной системы, и ряд других причин. Но если нет причин, то условия, какими бы благоприятными для чиновников они ни были, не срабатывают. Причин много, и выражаются они в неразвитости гражданского общества, где каждый гражданин не просто имел бы возможность проверять движение любых денежных средств любого чиновника, а обязанность каждого чиновника отражать движение любых денежных средств на официальном сайте государственного или муниципального органа. Немецкий философ Э. Кант сформулировал эту важную идею: желательно, чтобы каждый гражданин обладал той же возможностью контроля в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий - к гражданину.

Основу же комплексного, прежде всего этического, психологического и социально-правового, явления составляют: 1) некритическое отношение чиновника к самому себе; 2) потеря ответственности; 3) стирание грани между

2 См.: Кони А. Ф. Избранное. М., 1989. Т. 2.

сущностью и существованием; 4) потеря гармонии между долгом и совестью, законным и незаконным, должным и сущим. Наступает момент, когда эта основа как бы отделяется от служебной деятельности чиновника и начинает вести самостоятельное существование как вид некоторой независимости, полностью контролируя поведение коррупционера и манипулируя его сознанием. Приспособление чиновника к разрушающим его тенденциям, попытки сохранить себя в этих условиях могут временно принести коррупционеру стабильное душевное существование. Но только временное. Всякое другое - подлинное для него - ложное, тотально неприемлемое. Извращенное. Конечно, любой коррупционер сохраняет в себе формальную верность присяге, к общественным идеалам, традициям. Поскольку для него исключена честность, он продолжает деятельность преступную, которая всегда украшена не добром, а злом, жадностью, жестокостью, подозрительностью, которые ранее были не так заметны. Получается, что причина коррупциогенного поведения во многом определяется совокупностью сохранившихся, глубоко сидящих природных инстинктов, направленных на собственность, а также непросвещенностью, отсутствием подлинного гуманитарного образования и вытекающими отсюда легкомыслием, цинизмом и прагматизмом. На их почве формируются поступки и устремления людей, направленные на незаконное обогащение.

Кроме причины, необходимо говорить и об условиях коррупции. Они зависят от многих факторов, не в последнюю очередь от норм права. Коррупция проявляется в использовании тем или иным государственным чиновником или должностным лицом многообразных возможностей своего служебного положения для грубой, личной наживы в ущерб государству и носит конфиденциальный, латентный характер, где обе стороны достигают поставленной цели - незаконные выгоды и незаконные преимущества. Отсюда другой аспект вопроса - полная прозрачность деятельности чиновника в расходовании государственных средств. Здесь велика роль прокуратуры, суда, а также общественных организаций, общественных советов при правоохранительных и судебных органах. Надо действовать по принципу - или коррупция или общественная гармония.

Деньги, предметы роскоши, дорогие вещи для коррупционера являются не мерилом труда, а результатом «умелого обращения с формулой: ты мне, я тебе». Чиновники оказываются в цепких руках низменных инстинктов, в реальной зависимости от материальных ценностей, выступающих как необузданные слепые и самостоятельные силы. Деньги - это единственное, что их волнует3. Не удивительно, что деньги, полученные нечестным путем, еще больше погружают следователя, прокурора, судью, чиновника в мир криминала. Коррупция - это и есть воплощение, проявление инстинктов в самой грязной форме, которая должна заканчиваться наказанием и расплатой коррупционера. Под словом «иметь» коррупционер видит только материальные блага, поскольку для него быть, значит обладать этими благами. Коррупционер до определенной поры не замечает об исчезновении достижений человеческого духа. В основе его действий лежит не здравый разум, не нравственность, а именно

3 См.: Кант Э. Соч. : в 6 т. М., 1964. Т. 3.

материальные запросы. Чем более у него капитал материальный, тем меньше капитал человеческий, внутренний.

В формировании внутреннего мира коррупционера порой довольно важную роль играет случайность (случайно обнаружил хитрую схему, случайно обнаружил «дыру» в законе), но не она оказывается решающим фактором, тем, что подготавливает, обусловливает личность коррупционера. За всеми этими случайностями нельзя не заметить низкую профессиональную подготовку, незнание элементарных нравственных заповедей. Коррупционер глубоко заблуждается, что он свободен. Если понимать свободу как возможность выбора, то да: он свободен купить что угодно, распоряжаться огромными ценностями, свободен от материальной нужды. Но на самом деле, коррупционер - раб своих материальных потребностей. Мировоззрение коррупционера складывается стихийно. В жизни коррупционера судьба и несвобода тесно связаны друг с другом. Немаловажным фактором нормального функционирования любой системы является правильное стимулирование (мотивация) сотрудника. Для должностных лиц правоохранительных и судебных органов, особенно в силовых структурах, важным стимулом является принуждение - закон, приказ. С одной стороны, независимость, а с другой - послушание являются одним из стержневых служебных, да и моральных качеств любого воспитанного должностного лица правоохранительных и судебных органов. Высшие побудительные мотивы такого поведения заложены в чувстве долга, чести и достоинстве. Необходимо не просто подчинение, а добровольное подчинение, полная готовность исполнять закон, выполнять приказ. Умение подчиняться - это базовое качество сотрудника правоохранительного органа, а для судьи - умение правильно применять закон с учетом индивидуальности субъекта и особенностей объективного характера. Внутренняя способность исполнять закон и подчиняться закону и рабское, слепое сознание на подчинение - далеко не одно и то же. В данном вопросе велика роль руководителя как политического, правового лица. Немаловажным является и тип руководителя. Руководитель должен превосходить всех остальных в объеме специальных знаний; в наилучшем понимании ценностей и потребностей своего коллектива; степени владения совокупностью нравственных правил, норм права и морали. Важная задача государства - формировать таких руководителей.

Не следует забывать, что иному чиновнику, находящемуся у власти, особенно важна его финансовая самостоятельность как гарантия успеха во всем, дающая дополнительную уверенность в своих возможностях для поддержания высокого статуса, высокого уровня жизни, высокой самооценки за счет других. Характер предупредительных мер к коррупциогенным факторам со стороны руководителя еще и связан с внутренним климатом в коллективе. Именно поэтому должна создаваться система материального и морального стимулирования как для руководителя, так и для подчиненных. Что касается отдельных руководителей - бюрократов, то для них государственная цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами в делание карьеры. Основой общения таких руководителей является их тотальная подозрительность, что является причиной утраты уважительных, подлинно человеческих отношений в коллективе. Поэтому они пытаются окружить себя не знающими дело людь-

ми, а льстецами и невеждами. Что касается отношения таких руководителей к закону уместно вспомнить Салтыкова-Щедрина: «Если чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то сняв оный со стола, положи под себя».

Выход из затруднений, связанных борьбой с коррупцией связан во многом с развитием гражданского общества; разработкой новой системы методов отбора руководящих кадров; с совершенствованием законодательства в рамках ответственности каждого чиновника за свою государственную деятельность; совершенствованием системы воспитания; со страхом перед возмездием и страхом потерять всё «заработанное». Немаловажным фактором в борьбе с коррупцией является расширение международного сотрудничества, с чем и связано создание в 2020 г. должности Европейского прокурора, в полномочиях которого прокурорский надзор за расследованием и раскрытием коррупционных преступлений.

Удмуртский государственный университет Абашева Ф. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности

Udmurt State University Abasheva F. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process and Law Enforcement Department E-mail: kafedrauppd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.