DOI 10.37523/SUI.2021.44.3.006 УДК 343
Alexander S. Kolmakov
Head of the Internal Security Department, Federal Penitentiary Service of Russia for the Samara Region, Michurina str., 2, Samara, Russia, 443030, e-mail: [email protected]
Колмаков Александр Сергеевич
начальник ОСБ,
УФСИН России по Самарской области, 443030, Россия, г. Самара, ул. Мичурина, 2, e-mail: [email protected]
О ЗНАЧЕНИИ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ КОРРУПЦИОНЕРА
Аннотация. В статье приводится авторский взгляд на формирование причин и условий совершения коррупционных правонарушений сотрудниками правоохранительных органов. Анализируется криминологическая характеристика личности лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, рассматриваются особенности квалификации составов ст. 290, ч. 3 ст. 159 УК РФ. Выделяются особенности личности коррупционера, детерминанты, присущие работникам правоохранительных органов первых годов службы. Ключевым в настоящей работе видится анализ возможных коррупционных проявлений, сопутствующих профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Автором выделяются основные проявления, предлагается их авторская классификация.
Целью работы выступает анализ и выделение авторской позиции типологии личности преступника-коррупционера в правоохранительных органах. Методами исследования являются: сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, анализ. Основные результаты, выводы исследовательской работы: обосновывается важность установления факторов, влияющих на формирование личности преступника-коррупционера, причины и условия, способствующие совершению коррупционных деяний на правоохранительной службе; определены основные направления и предложения по формированию научной составляющей криминологической характеристике личности преступника-коррупционера. Данная научная работа может внести вклад в развитие криминологических взглядов на типологию личности преступника-коррупционера для дальнейшего формирования профилактических мер совершения коррупционных правонарушений.
Ключевые слова: причины и условия коррупционных преступлений, коррупционные проявления, факторы совершения коррупционных проявлений, сотрудник правоохранительных органов, коррупция.
ABOUT THE MEANING OF THE PERSONAL TYPOLOGIES OF A CORRUPT OFFICIAL
Summary. The article provides the author's view on the formation of the reasons and conditions for committing corruption offenses committed by law enforcement officials. The criminological characteristics of the personality of persons who have committed corruption-related crimes are analyzed, the peculiarities of the qualifications of the compositions of Art. 290, part 3 of Art. 159 of the Criminal Code of the Russian Federation. The features of the personality of a corrupt official, the determinants inherent in law enforcement officers in the first years of service are highlighted. The key in this work is the analysis of possible corruption manifestations accompanying the professional activities of law enforcement officers. The author highlights the main manifestations, suggests their author's classification.
The aim of the work is to analyze and highlight the author's position of the typology of the personality of a corrupt criminal in law enforcement agencies. The research methods are: comparative legal, formal legal, specific sociological analysis. The main results, conclusions of the research work: substantiates the importance of establishing the factors influencing the formation of the personality of a corrupt criminal, the reasons and conditions conducive to the commission of corruption acts in the law enforcement service; the main directions and proposals for the formation of the scientific component of the criminological characterization of the personality of a corrupt criminal are determined. This scientific work can contribute to the development of criminological views on the typology of the personality of a corrupt criminal for the further formation ofpreventive measures for committing corruption offenses.
Keywords: сauses and conditions of corruption crimes, corruption manifestations, factors of committing corruption manifestations, law enforcement officer, corruption.
© 2021 Колмаков А. С.
Если вы не желаете, чтобы государство стояло у вас за спиной, выньте руки из его карманов.
Гэри Харт
Немаловажным аспектом формирования законопослушной системы исполнения наказаний остается решение проблемного вопроса распространения коррупционных проявлений среди должностных лиц уголовно-исполнительной системы России (далее - УИС). Характеристика личности преступника-коррупционера является неотъемлемой составляющей всех исследований данного направления.
Определение совокупных качеств, присущих лицам, склонным к совершению коррупционных преступлений, позволяет в итоге выработать и представить эффективные меры по выявлению коррупционеров и разработать профилактические мероприятия на предотвращение совершения коррупционных деяний.
В современной криминологической науке представлено достаточно большое количество разработок по определению типовых особенностей личности коррупционера - чиновника, который совершает должностное преступление, руководствуясь, преимущественно, корыстной мотивацией [1, с. 44-50; 2, с. 156-157]. На основании проведенных исследований можно представить систематизированное изложение основных общих психологических, социальных, экономических, правовых и иных характеристик личности преступника-коррупционера, которые присущи всем должностным лицам, совершающим преступления против государственной власти, интересов государственной и (или) муниципальной службы [3].
Следует отметить, что некоторые ученые-исследователи приводят личность преступника через совокупность основных особенностей человека. Представляемые в исследованиях характеристики лица не являются исчерпывающим перечнем, такой информацией может быть пол и возраст, личное определение себя в общественных отношениях, особенность контактирования лица с неопределенным кругом лиц и иное.
Но все-таки основным условием выступает факт совершения уголовного правонарушения, которое повлекло за собой применение мер уголовной ответственности.
Также немаловажно отметить, что формирование классификации (типологии) личности преступника-коррупционера является достаточно трудозатратным процессом, потому что требует глубоких познаний в различных научных областях: право, социология, психология, экономика и иных.
Основная доля лиц, которые впервые приходят на службу в правоохранительные органы, мотивированы в большей степени «экстремальной» романтикой и возможностью потенциального участия в правоохранительной деятельности в различных ее проявлениях: от обеспечительных функций до непосредственного контакта с лицами, имеющими тот или иной процессуальный статус. В действительности же в графах анкет о причинах поступления на службу всех без исключения кандидатов указаны «сухие» фразы: стабильность, социальный пакет, возможность роста в должности и звании и др.
При поступлении на государственную службу кто-то сразу понимает, что попал не туда, и его первичное представление о службе кардинально отличается от той служебной среды, в которой он оказался, а кто-то терпеливо преодолевает все тяготы и лишения и через упорство и характер адаптируется и закаляется в служебном отношении.
И та и другая категории сотрудников изначально ориентированы на то материальное обеспечение, которое их ожидает на различных этапах их служебной деятельности, и, как правило, готовы к тому, что оно значительно отличается от успешных представителей крупных коммерческих структур.
Несмотря на такое нестандартное распределение мотивации кандидатов и молодых сотрудников, существующая действительность, подкрепленная примерами из практической деятельности подразделений собственной безопасности правоохранительных органов, выделяет еще одну малочисленную категорию, именуемую, как лица, преследующие противоправные цели при поступлении на службу в систему правоохранительных органов.
К таким лицам, безусловно, можно отнести радикально настроенных по своим идеологическим взглядам граждан, но в основном это те, кто изначально имеет извращенное представление
о службе из негативных сообщений средств массовой информации (далее - СМИ) и информации от других источников в контексте коррумпированности всех без исключения представителей власти.
Указанные лица, заведомо не понимая, как и какими методами, но точно знают, что имеющиеся у них полномочия, ресурсы и способности позволят им реализовать корыстные замыслы и на протяжении всей службы оставаться незамеченным, неуязвимым и построить карьеру по принципу геометрической прогрессии: с увеличением своих должностных возможностей увеличить потенциальную незаконную прибыль.
В рейтинговых показателях работы подразделений, занимающихся противодействием коррупции, существует позиция о количестве преступлений, совершенных сотрудниками, проходящих службу менее одного года. Эта позиция принципиально важна как индикатор уровня воспитательной работы с молодым сотрудником, с одной стороны, и как степень коррупционного поражения коллектива, непосредственных наставников и руководящего звена той служебной среды, в которой оказался вновь пришедший на службу человек, с другой стороны.
В течение службы каждый сотрудник неизбежно обращает внимание на поведение, взгляды, менталитет своих коллег и руководителей. В случае если эти факторы ориентированы на служение и соблюдение законодательства, четкое выполнение должностных обязанностей, а также подкреплены моральными принципами общечеловеческих норм поведения, то, как правило, риск коррупционного проявления конкретного сотрудника сводится к минимуму.
Несмотря на существующие категории от рядового состава до высшего начальствующего состава, основную массу сотрудников правоохранительных органов составляют должностные лица среднего и старшего начальствующего состава. Это практические работники, постепенно увеличивающие стаж службы, поднимающиеся с разным темпом по карьерной лестнице и соответствующим ростом в звании, имеющие разный уровень компетенции и личных амбиций, то есть те, кто составляет костяк служебного процесса и человеческого ресурса.
При таком, казалось бы, понятном распределении и логическом течении процессов и событий возникает один острый вопрос: когда именно возникает та самая «идея о коррупции», а точнее, умысел на совершение коррупционных деяний?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нами выделяется нестандартная классификация коррупционных проявлений, которая не закрепляется нормами уголовного права и криминологии, но понятна практически каждому человеку, живущему в современных реалиях, и зависит от сферы деятельности конкретного сотрудника.
«Поборы» - могут возникать в служебной среде, где потенциально коррупционно настроенные должностные лица из-за невозможности достижения корыстных целей посредством иных лиц вынуждены под различными предлогами организовывать сборы денежных средств подчиненных сотрудников.
Такая форма коррупционных проявлений также характерна для служебной среды, где руководящие должностные лица заведомо осведомлены о коррупционных действиях подчиненных и в связи с этим вместо принятия мер реагирования организовывают систематические сборы по служебной иерархии от младшего сотрудника до непосредственного руководителя. Такая ситуация в обоих случаях говорит о 100 % коррупционного поражения структурного подразделения.
«Откат» - ситуация, в которой должностное лицо, наделенное административно -хозяйственными и (или) организационно-распорядительными полномочиями, умышленно строит свою работу с учетом лоббирования интересов контрагентов или иных конкретных должностных лиц в личных корыстных целях. Данный вид коррупционных проявлений, как правило, является систематическим и развивается по мере выстраивания карьеры должностного лица.
«Решаемый вопрос» - самое широкое понятие коррупционных проявлений. В зависимости от компетенции того или иного должностного лица оно дает понять заинтересованным частным лицам или представителям отдельных структур, что возможно личное лоббирование их интересов или в обратном случае бездействие в интересах этих лиц в ходе официального исполнения своих профессиональных обязанностей.
Указанная категория в большей степени, чем все остальные, определяет наиболее резонансные случаи коррупционных проявлений должностных лиц и может включать в себя дополнительных участников в виде посредников, свидетелей, потерпевших и др.
С точки зрения процессуальной оценки этой категории она является самой разнообразной и не может однозначно квалифицироваться, например, ст. 290 УК РФ, так как существующая действительность выявила важную особенность таких преступлений.
Отмечаются случаи, когда при отсутствии конкретной возможности, выразившейся в ограниченной компетенции или внезапно возникших препятствующих обстоятельств, решения должностным лицом коррупционного вопроса оно не отказывается от противоправных намерений, а наоборот разрабатывает еще более циничную схему преступления.
Так, руководствуясь устойчивым умыслом или «коррупционной идеей» сотрудник правоохранительных органов убеждает заинтересованных лиц, в том что «решаемый вопрос» - это именно его действия, однако непосредственного участия в его решении он не принимает.
Ярким примером такого проявления являются взятые на себя должностным лицом заведомо неисполнимые обязательства влияния на решение суда, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону, в зависимости от интересов «заказчика». Рассматривая этот пример, условное должностное лицо создает заведомо ложный и более коррумпированный, чем он сам, образ судьи или иных участников противоправной схемы, повышая тем самым значимость и размер вознаграждения. Однако данная ситуация является абсолютно индивидуальной схемой противоправных намерений, и в большинстве случаев иные участники процессуальных действий, которые в действительности принимают решение, не имеют отношения к коррупционным проявлениям и выполняют свои должностные обязанности в соответствии с законодательством.
В случае случайного совпадения результатов должностное лицо уверенно отмечает свою непосредственную роль, повлиявшую на принятое судом решение, и получает оговоренное вознаграждение. В случаях когда решение суда не совпадает с оговоренными условиями, осуществляется так называемый «возврат» полученного вознаграждения либо его аванса с комментариями должностного лица о внезапно возникших непреодолимых силах.
Рассмотренный пример является распространенной в последнее время ситуацией и квалифицируется как мошеннические действия, предусмотренные ст. 159 УК РФ, которая является в данном случае базовой статьей и может быть дополнена дополнительной процессуальной квалификацией.
Подобная ситуация характерна не только для правоохранительных, но и для любых государственных органов и институтов власти.
В показателях подразделений, занимающихся противодействием коррупции, отмечается, что бытовые причины, такие как трудное материальное положение в семье сотрудника, наличие малолетних детей или лиц, находящихся иждивении, и другие в минимальном количестве случаев толкают должностных лиц на преступление.
Оказавшиеся в таком положении сотрудники в большинстве случаев изыскивают возможность в свободное от службы время заняться иной оплачиваемой трудовой деятельностью, такой как услуги такси, погрузо-разгрузочные и монтажные работы, не требующие официального оформления.
В подобных случаях, несмотря на необходимость улучшения материального положения, сотрудник формально не предает интересы службы и в целом сохраняет честь и достоинство. Как правило, при выявлении таких ситуаций принимаемые к сотруднику меры реагирования ограничиваются профилактической работой и дисциплинарной практикой.
Следует отметить, что на совершение коррупционного проступка, как первично, так и в системно, идут сотрудники со стабильным материальным положением, независимо от того, чем оно обусловлено: денежным довольствием сотрудника или общим финансовым состоянием его семьи.
В данных случаях мотивацией для совершения коррупционных действий является не острая необходимость, а внутреннее желание выделить, в том числе негласно, себя или свой близкий круг среди общей массы сотрудников.
Коррупционное поведение обусловлено получением эмоций от рискованных действий, легкой наживы и ошибочного ощущения слома системы своих должностных обязанностей, которые в общем смысле являются выполненными, но возникший при этом преступный умысел может принести значительный доход. При возникновении такого умысла или идеи, чувства долга, преданности службе и служения Закону у сотрудника начинают стираться и постепенно замещаются
внутренними «отговорками» о примерах других более крупных и резонансных фактов совершенных коррупционных действий иных должностных лиц.
Одним из важных факторов возникновения «коррупции как идеи» является психологический фактор. В беседах с сотрудниками правоохранительных органов, уличенными в совершении коррупционных преступлений, отмечается тот факт, что когда-то и они сами становились участниками коррупционных правоотношений в качестве лица, с которого вымогают взятку, например, преподаватели во время обучения в вузе за положительную оценку в учебном процессе.
Психологический фактор создания коррупционных намерений заключается в том, что чем чаще человек становился «заложником» коррупционной ситуации, тем вероятнее у него развивается стереотип о возможности и безнаказанности совершения коррупционных действий при наделении его соответствующими полномочиями по принципу «возвращения ранее вложенных инвестиций».
Государственная политика противодействия коррупции, сообщения СМИ о выявленных резонансных коррупционных фактах в органах государственной власти, в частности в правоохранительных органах, должны иметь останавливающее действие на тех сотрудников, кто имеет намерение совершить такие действия. Однако фактически это не всегда так.
Анализ результатов ОРД в сфере борьбы с коррупцией позволяет сделать обобщенный вывод о том, что должностные лица, изменившие служебным интересам и мотивированные исключительно корыстными целями в службе, воспринимают информацию о выявленных фактах должностных преступлений как ошибку сотрудника, задержанного или привлеченного к уголовной ответственности.
Зачастую вместо того чтобы отказаться от противоправных намерений, такие лица начинают усложнять схемы совершения преступлений, привлекая к этому дополнительных участников или разрабатывая так называемые многоходовые схемы с использованием современных технологий и ресурсов.
Проведенный анализ представленных типологий личности преступника-коррупционера позволяет заключить, что для определения общих черт лиц, осуществляющих противоправную деятельность, правильнее составлять их эмоционально-психологический портрет, используя преимущественно описание наиболее типичных черт характера. Выделение специфических юридически значимых признаков коррупционных преступлений целесообразно осуществлять при характеристике должностного положения, сферы и особенностей осуществления профессиональной деятельности коррупционера. Весь совокупный анализ характеристик преступника-коррупционера, выработка основных направлений воздействия на них позволят сформировать действенные профилактические мероприятия, направленные на сокращение количества должностных преступлений в правоохранительных органах.
Библиографический список
1. Букалерова Л. А., Кузнецова О. А. Терминологические подходы к определению понятия «личность коррупционера» // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2016. № 3. С. 44-50.
2. Федоров А. Ю., Алимов С. А. Личность современного коррупционера: основные результаты криминологического исследования // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1. С. 156-157.
3. Лапшин В. Ф Типологии личности преступника-коррупционера в современном криминологическом учении // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 3. С. 34-40.
References
1. Bukalerova L. A., Kuznecova O. A. Terminologicheskie podhody k opredeleniyu ponyatiya «lichnost' korrupcionera» [Terminological approaches to the definition of the concept of «the personality of a corrupt official»]. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata [Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notariate], 2016, no. 3, рр. 44-50 [in Russian].
2. Fedorov A. Yu., Alimov S. A. Lichnost' sovremennogo korrupcionera: osnovnye rezul'taty kriminologicheskogo issledovaniya [The personality of a modern corrupt official: the main results of criminological research]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2010, no. 1, pp. 156-157 [in Russian].
3. Lapshin V. F Tipologii lichnosti prestupnika-korrupcionera v sovremennom kriminolog-icheskom uchenii [Typologies of the personality of a corrupt criminal in modern criminological teaching]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Izvestiya Tula State University. Economic and legal sciences], 2019, no. 3, pp. 34-40 [in Russian].