3. высокий коэффициент успешности распознавания детьми эмоций радости и грусти соответствует тому, что мать проявляет их чаще других;
4. существует тенденция повышения количества детей с высоким уровнем развития способности к распознаванию эмоций у матерей, проявляющих свои эмоции более интенсивно и открыто.
Список литературы:
1. Лабунская В.А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица: дисс. ... канд. психолог. наук. - СПб., 1976.
2. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Сост. Г.А. Широкова - Ростов-н/Д: Изд-во Феникс, 2005. - С. 176-179.
3. Kalliopuska M. Relation of ineffective communication of emotion and children's recognition of emotional expressions // Percept. and Mot. Skills. -1985. - V. 61, № 3, Pt. 2. - P. 1175-1178.
4. Peake T., Egli B. The language of feelings // J. Contemp. Psychoter. -1992. - V. 13, № 2. - P. 162-174.
ЛИЧНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
© Миронова И.А.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
Данная статья посвящена изучению развития личности ребенка как феномена в дошкольном возрасте. В статье проанализированы концепции исследователей отечественной психологии, на основании которых была сделана попытка выделения критериев развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Человек живет и развивается на протяжении всего жизненного пути, начиная с пренатального периода развития, завершая разными ступенями онтогенеза. Каждый из этапов имеет неповторимое, уникальное значение в развитии человека, так же как и сам человек уникален для каждого из этих этапов развития. Проявит ли себя человек с одной или с другой стороны, сформирует ли сам чувство личности и личность в нас самих на каждом из этих этапов, определяет сам человек и жизненные реалии, в которых он развивается.
* Аспирант.
Личность - одно из самых центральных и в тоже время многозначных понятий в психологии. Континуум теории личности можно соотнести с огромным количеством молекул в одном веществе и в тоже время с огромным количеством звезд в нашей солнечной системе. В обыденных представлениях часто выражена одна из трех односторонних трактовок: «каждый человек - личность», «личность - человек с собственной позицией», «личность - выдающийся человек». Веракса Н.Е. все разнообразие подходов к проблеме личности сводит к двум, отражающим понимание ее существа [5, с. 210]. Первый подход фактически постулирует, что всякий человек есть личность, из которого следует, чтобы быть личностью - достаточно родиться человеком. Второй подход подчеркивает, что личность есть качество, которое приобретается человеком - для этого необходимо взаимодействовать с социумом, причем не просто взаимодействовать, а представлять определенную ценность для других людей. С одной стороны человек должен адекватно вести себя в обществе с другими «индивидами и вещами», соблюдая социальные правила и нормы поведения существуя в нормативной ситуации, как единице пространства активности личности, но в тоже время быть уникальным, необычным и неповторимым, «характеризуясь объективно социально значимыми достижениями, не сливаясь с принятыми стандартами» [5, с. 233]. Согласно этому подходу, не каждый человек является личностью, но каждый может стать ею.
Особый интерес в развитии личности составляет дошкольный период. Период, когда маленький человек усваивает нормы и правила социального поведения, и в тоже время, когда этот маленький человек способен сотворить «объективно социально значимое достижение». Это период, когда маленький человечек совершает великие шаги, когда каждое мгновение проживается как значимое, всепоглощающее, все определяющее событие. Ребенок полностью и целиком включается в то, что он делает и в то, что происходит вокруг него. Дошкольник не остается равнодушным наблюдателем или отстраненным зрителем. Это возраст активного действия, когда невозможно о чем-то думать и переживать «про себя», молча - обязательно нужно говорить, двигаться, что-то делать. Это возраст, когда жизнь ребенка заполняется другими детьми-сверстниками. Представители дошкольного возраста начинают выстраивать свои отношения с другими детьми - вместе играть, отстаивать свои интересы, уступать, помогать другим. Общие игры, ссоры, привязанности, дружбы, согласия и разногласия начинают все больше волновать и заполнять жизненное пространство дошкольника.
Дошкольный возраст - это период жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности, когда ребенок самостоятельно осознанно изучает реалии мира, познает специфику человеческих взаимоотношений, устройство общества.
Леонтьев А.Н. отмечает, что «дошкольное детство это период первоначального фактического складывания личности, период развития лично-
стных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта - единство личности» [7, с. 162].
Выготский Л. С. и его ученики, развивая культурно-историческую концепцию, рассматривали развитие личности как присвоение (интериориза-цию) ребенком человеческой культуры, опыта, способов действия. В этом контексте в центр исследования ставится «переход от социального воздействия вне личности к социальному воздействию внутри личности» [6, с. 725], которое во многом опосредуется через знак. Отсюда вытекает важность исследования культурно-исторического опыта и сложившихся в процессе наработки этого опыта знаковых систем, опосредующих социализацию человека. Выготский Л. С. концептуализирует идею того, что социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца существенно перестраивается после кризиса трех лет и продолжает изменяться в дошкольном возрасте. Происходит кризис личности -«Я», то есть возникает ряд поступков, мотивов которых связан с появлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием. Мотив дошкольника становится дифференцированным от ситуации. После прохождения кризиса трех лет происходит перестройка социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей. «Ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми» [6, с. 989]. Таким образом, дошкольнику становится более значимым межличностное взаимоотношение со сверстниками, с родителями, с посторонними людьми. Взаимодействуя с окружающими, ребенок расширяет круг представлений о себе и приобретает способность к их демонстрации, первоначально, на элементарном неосознаваемом уровне, а с возрастом, на основе социально и культурно принятых способов поведения.
Ильенков Э.В., отвечая на вопрос: «В каком пространстве существует личность?» - писал: «Личность ... рождается, возникает (а не проявляется!) в пространстве реального взаимодействия по меньшей мере двух индивидов, связанных между собой через вещи и вещественно-телесные действия с этими вещами» [5, с. 11]. Таким образом, дошкольник взаимодействуя с другими и широко расширяя спектр общения, опосредуя свое общение не только вещественно-телесными действиями, но и знаково-образной системой, в особенности речью и языком, рождает личность, перенося себя на более высокую ступень развития.
В концепции личности С.Л. Рубинштейна «внешние причины действуют через внутренние условия» [4, с. 79]. Тем самым можно сказать, что внешние воздействия (причины), преломляясь через внутренние условия, выражаются в свойствах и состояниях личности дошкольника. Отсюда
вытекает необходимость изучения внешних условий как таковых с одной стороны, а с другой стороны, преломленных через систему отношений человека, его сознание и самосознание, транслирующую представление самого себя. Рубинштейн С.Л., рассуждая над проблемой личности, писал, что «личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим» [4, с. 98]. Таким образом, дошкольник, представая перед окружающими личностью, четко отдает себе отчет во взаимоотношениях с окружающими, находя реализацию в самооценке.
Так, Н.Е. Анкудинова в своих исследованиях измеряет ценность личности дошкольника в большей степени «тем, что, как и для чего он умеет делать» [12, с. 261], поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важнейших мест, что в свою очередь является фактором формирования качеств личности. Анкудинова Н.Е. под самосознанием дошкольника понимает процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. «Самосознание - это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности» [12, с. 260]. Все стороны личности едины и определяют друг друга. В дошкольном возрасте далеко не все качества личности и психические процессы могут осознаваться ребенком, находясь на первоначальных стадиях развития.
По результатам исследований, самые маленькие дошкольники оценивают себя только положительно, как «самых-самых». Это своеобразная форма сознания самого себя, связанная с развитием познания, чувств, воли ребенка, когда он способен осознавать лишь чувтсвенно познанную действительность и оценивать себя и других людей оценкой взрослых. Самосознание детей среднего дошкольного возраста имеет свою специфику, проявляясь в скромности и расширении аргументации. У старших дошкольников хорошо дифференцируются понятия «хороший», «плохой» и т.д., причем оценка в поведении происходит на основе нескольких параметров.
Бронников И.Н. определяет развитие личности дошкольника через призму осознания поступков, акцентируя внимание на том, что из различных качеств, которые могут быть осознаны ребенком, «поступок» является компонентом наиболее характерным для формирующейся личности [12, с. 271]. В результате исследований было выявлено, что с возрастом аргументация поступков и правильная оценка совершенствуется, но более лучшую и точную оценку дошкольники дают сверстникам, чем себе.
Согласно В.М. Бехтереву, отношение («соотношение») понимается как «отзывчивость на внешние раздражения, проявляющаяся не только в отражении среды, но и в ее преобразовании». Активное отношение к окружающей среде рассматривается им как основная функция психики.
Идея рассмотрения личности в ее системе отношений к среде также была изложена еще в программе исследования, созданной А.Ф. Лазурским
совместно с С.Л. Франком [13, с. 14]. Эта программа имеет теоретические основы, заложенные в работах В.М. Бехтерева и разработанные А.Ф. Ла-зурским, согласно которым изучение типологических особенностей личности должно происходить на основе принципа активного приспособления личности к окружающей среде. Среда при этом понимается очень широко и включает не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношений, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Вопрос о приспособлении дошкольника к окружающей среде, с одной стороны зависит от прирожденного запаса физических и духовных сил или «степени одаренности» (в современном понимании задатков), а с другой стороны - от степени активности в отношении человека к окружающей среде. Личность при этом по психическому содержанию разделяется на эндопсихику (выражающие внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, внутренний механизм личности, в том числе темперамент, характер, умственная одаренность и т.д.) и экзопсихику (содержание ее определяется отношением личности к внешним объектам, к среде в широком смысле). Исходя из этого видится необходимым рассмотрение понятия развития личности дошкольника на основе ее активности, что можно наблюдать в системе психических отношений.
Наиболее глубокая разработка категории «отношение» была сделана в концепции В.Н. Мясищева. Он отмечает, что свойства психики человека имеют относительные роли, их связи друг с другом, а также единство, которое, скрываясь за многообразием, предостерегает нас от взглядов на личность, как мозаику отдельных свойств. В связи с этим В.Н. Мясищев выдвигает «понятие психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех областях, но недостаточно отражено в психологической литературе» [11, с. 197].
В концепции В.Н. Мясищева прослеживается идея о том, что психическое отношение дошкольника выражает активную, избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков.
Отношения связывают дошкольника со всеми сторонами действительности, но при всем их многообразии В.Н. Мясищев установливает три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей; 2) люди и общественные явления; 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Благодаря развитию этих отношений дошкольник развивается и совершенствуется, тем самым развивая и личность.
В подходе В.Н. Мясищева особо акцентируется системный характер отношений человека: «Психологические отношения человека в разверну-
том виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [11, с. 38]. Мясищевым В.Н. также подчеркивается наличие «субординации» в целостной структуре отношений личности дошкольника.
Согласно Б.Ф. Ломову, в процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется многоуровневая система субъективно-личностных отношений. Ее можно описать как многомерное «субъективное пространство», каждое измерение которого соответствует определенному отношению (к труду, к собственности и т.д.). «Не все отношения, в которые включена личность объективно, приобретают длянее «субъективную окраску» [11, с. 54].
Иными словами, из всей совокупности объективных отношений с миром, в которые включена личность дошкольника, ею особо выделяются те, что связаны с удовлетворением тех или иных ее потребностей и, следовательно, значимы для нее. Именно отражение этой связи придает отношениям к объектам и явлениям мира «субъективную окраску», т.е. объективные отношения приобретают характер субъективных отношений личности дошкольника.
Таким образом, основой субъективного отношения становятся запе-чатленность в объектах или явлениях мира потребностей личности. Если же в данном объекте (или явлении) не запечатлена ни одна потребность, то дошкольник относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением. Именно поэтому «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объективным пространством».
Таким образом, можно заключить, что основой личности дошкольника является субъектное отношение запечатленное в объектах или явлениях мира потребностей самой личности.
В концепции Б.Г. Ананьева заложена идея комплексного изучения всей жизни человека как субъекта деятельности через его взаимодействие с социальным окружением и природой. Психическое исследуется и как субъективное отражение объективной действительности и как внутренний мир человека посредством изучения самого человека как субъекта деятельности, реально существующего в системе общественных отношений и взаимодействия общества с природой. Взаимодействие с социальным окружением и природой также осуществляется через самопрезентацию дошкольника, являющейся частью объективного мира.
Иной аспект определяющий развитие личности представителей дошкольного возраста вкладывает в основу своей концепции М.И. Лисина. Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии личности ребенка. Лисина М.И. отмечала, что только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может
передать ее ребенку. Усвоение и присвоение человеческой культуры ребенком способствует личностному становлению. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Лисина М.И. внесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка со взрослым и разработала концепцию его развития, развития личности ребенка в общении. В концепции М.И. Лисиной общение рассматривалось как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические стуктурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человек - партнер по общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с помощью них - к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди таких качеств выделяются деловые, познавательные и личностные. Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. На разных этапах развития данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют собой качественно своеобразные формы общения. Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М.И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения. Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется временем возникновения данной формы, основным содержанием потребности в общении, главными мотивами, которые побуждают ребенка на этом этапе к общению со взрослыми, основными средства общения. Лисиной М.И. были выделены четыре основные формы общения. Особый интерес для нашего исследования составляют две формы общения: 1) внеситуативно-познавательная, начинающаяся с трех лет, в данный период действует потребность «уважения взрослого», мотивы общения -познавательные, средства общения - речевые; 2) внеситуативно-личностная, проявляющаяся в шесть, семь лет, где доминируют потребности «сопереживания и взаимопонимания взрослого», мотивы - личностные, средства общения - речевые. На эти уровни ребенок может подняться только вместе со взрослыми - через общение, совместную деятельность и общие переживания. Можно отметить, что мотивация, как и всякая другая высшая психическая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми (как интерпсихическая категория), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта (как интрап-сихическая). Однако, способ передачи новой мотивации основывается не на подражании, а на основе механизмов эмоционального заражения, вовлечения, создания общего смыслового поля, которые предполагают «активное
присвоение» со стороны дошкольника и «активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включенность в общении с ребенком.
В своей концепции B.C. Мухина отмечает, что «индивид в процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции» [9, с. 138]. Именно поэтому, презентируя себя, человек раскрывает, развертывает другим свою сущность, но, что очень важно, он развертывает и историю человеческого общества, историю своего рода, в частности.
Но в тоже время B.C. Мухина делает акцент на том, что «бытие общественных отношений в личности, согласно психологии, формируется через «присвоение» человеком общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждой личности отражают в себе общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Человеческое существо может подняться до уровня человеческой личности только в условиях социального окружения через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством» [9, с. 11]. В этом смысле самопрезентация личности исторична и индивидуальна.
В концепции B.C. Мухиной заявляется фундаментальная идея, что: «Развитие и бытие человека определяют, прежде всего, условия. Дитя начинает «присваивать материальную и духовную культуру», созданную человечеством на протяжении всей истории. Ребенок постепенно входит в пространства: 1) предметного (рукотворного) мира; 2) образно-знаковых систем; 3) природы; 4) социальное пространство непосредственных отношений людей. Общение людей друг с другом в их деятельности через посредство контролирующих и охраняющих традиций, законов, а также обязанностей и прав позволяет человеку реализовать себя в обеих своих феноменологических сущностях - как социальную единицу и как уникальную личность» [10, с. 83]. При этом исторические перемены влекут за собой изменения во всех реалиях существования человека, что, в свою очередь, отражается в развитии и бытии личности и самопрезентации своего бытия.
Развитие личности, по теории B.C. Мухиной, происходит через сложный противоречивый механизм идентификации-обособления. Идентификация здесь выступает как «механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности» [10, с. 84], а обособление - как «механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности» [10, с. 86].
В процессе взросления структурные звенья самосознания благодаря единому механизму развития личности, идентификации и обособления обретают уникальное наполнение, несущее при этом специфику конкретной социокультурной общности. Благодаря тому, что так происходит, личность самопрезентируется в новом качественно другом состоянии.
Мухина B.C. характеризует детей дошкольного возраста со стороны «детской личности». Мухина B.C. акцентирует внимание на том, что «в процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей» [10, с. 185]. Психическое развитие ребенка связано с развитием внутренней позиции, что проявляется в эмоционально окрашенных образах, в воле, ситуативной ориентировке на усвоенные нормативы и другие, демонстрируя тем самым детскую «самость» и «чувство личности». Мухина B.C. утверждает, что именно в дошкольном возрасте впервые получают интенсивное развитие звенья структуры самосознания.
Божович Л.И., признавая роль усвоения общественных форм сознания в психическом развитии, вместе с тем исходила из того, что условием и приспособлением к социуму отнюдь не ограничивается процесс становления личности. Божович Л.И. заявила о том, что по мере развития личности происходит постепенное освобождение человека от непосредственного влияния среды, что способствует не только хорошей приспособляемости, но и дает возможность преобразовать ее и самого себя.
Божович Л.И. говорила о том, что «психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, понимание которого всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики» [2, с. 174].
Согласно ее представлениям, личность - особое психическое образование, которое выполняет следующие функции: обеспечивает целостность психической жизни и деятельности человека; формирует его внутреннюю позицию; освобождает человека от непосредственного влияния окружающей среды и позволяет ему не только приспосабливаться к ней, но и сознательно преобразовывать и ее, и самого себя. «Именно соотношение внешних требований с возможностями и потребностями самого дошкольника составляет центральное звено, определяющее его дальнейшее развитие» [2, с. 174]. В этой связи она вводит понятие «внутренняя позиция», которое отражает «новый уровень самосознания, образующийся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность дошкольника и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям» [2, с. 75].
«Именно внутренняя позиция, т.е. система потребностей и стремлений дошкольника, которая преломляет и опосредует воздействия внешней среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств» [2, с. 176]. Особый интерес Л.И. Божович отводила диалектике мотивационной сферы ребенка - возникновение и развитие
мотивов, их изменение и расширение по возрастам. Побудителем развития личности дошкольника Л.И. Божович считает самооценку, что в свою очередь определяется направленностью личности.
Таким образом, нами были рассмотрены основные концепции подтверждающие развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие личности - это длительный, сложный и неоднозначный процесс, который начинается с рождения ребенка, и первые проявления личность демонстрирует уже в дошкольном возрасте. Каждый из представителей названных концепций определял личность на основе своих критериев.
Основываясь на вышеизложенных концепциях, нами была сделана попытка обоснования критериев формирования личности в дошкольном возрасте:
1. личность существует и развивается в системе социальных отношений. (Дошкольник выстраивает сложную систему взаимоотношений со взрослыми, сверстниками в игре, отстаивая свои интересы, уступая, помогая другим);
2. дошкольник развивается в контексте психических отношений: к себе, к миру, к вещам. (На данном этапе онтогенеза ребенок начинает осознавать и оценивать не только окружающих людей, но и себя самого, ребенок осознает качество и последствия своего поступка, а также дошкольник научается ценить мир вещей начиная с одежды, своего личного места, угла, кровати продолжая в ситуации выбора любимой игрушки и бережного отношения к ней);
3. личность дошкольника проявляется в его способности к самооценке, соподчинении мотивов, динамике развития чувств, развитии воли, определенной направленности личности;
4. к началу дошкольного возраста сформировано самосознание. (К дошкольному возрасту у ребенка оформляются все звенья самосознания: имя, притязание на признание, половая идентификация, временное и социально-нормативное пространство личности);
5. ребенок дошкольного возраста способен на ориентацию к социально-нормативному поведению, а также создание чего-то объективно нового. (Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает нормы и правила поведения и научается вести себя подобающим образом среди других, а также именно в этом возрасте ребенок способен к творчеству).
На основании выделенных нами обоснованных критериев можно говорить о том, что формирование личности выступает важной задачей развития в дошкольном возрасте.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - 367 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте.
- СПб., Питер, 2008. - 400 с.
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. - М., 1995. - 144 с.
4. Веракса Н.Е. История возрастной психологии: детская психология.
- М., 2008. - 304 с.
5. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. - М., 2008. -240 с.
6. Выготский Л.С. Психология. - М., 2002. - 1008 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004. - 352 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. - 444 с.
9. Мухина B.C. Личность: Мифы и реальность. - Екатеринбург, 2007.
- 1072 с.
10. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. - М., 1998. - 488 с.
11. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., Воронеж, 2003. - 400 с.
12. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М., 1997.
- 384 с.
13. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М., 2000. - 456 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
© Сатыбалдина Н.К.*, Ахметова Д.Б.*
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
В данной статье осуществлена попытка очертить круг проблем, связанных с экспериментальным изучением Я-концепции. Проведен теоретический обзор исследований по данной проблеме и поставлена задача экспериментального изучения Я-концепции подростков в будущих кросс-культурных исследованиях.
В самоотношении разграничивают два аспекта самосознания: процесс получения знания о себе и процесс самоотношения. Данное разграничение является научной абстракцией, т.к. разделить мнение о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности крайне трудно. Всякая попытка человека охарактеризовать себя содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, крите-
* Доцент кафедры Общей и этнической психологии, кандидат биологических наук.
* Магистрант.