Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: МПСИ, 2001. - 352 с.
2. Бунеев Р.Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Р.Н. Бунеев. -М., 2009. - С. 71.
3. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / Под ред. В.А. Золотарева, В.В. Марищенко, С.С. Антошина. - М.: Изд-во «Русь-РКБ», 1999. - С. 220.
4. Военная педагогика / Под общ. ред. И. А. Алехина. - М.: Военный университет, 2007. - С. 217.
5. Косолапов Н.И. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей / Н.И. Косолапов // МЭМО. - 1992. - № 11. - С. 44-51.
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
© Пахомова H.A.*
Филиал Российского государственного социального университета,
г. Таганрог
Статья посвящена общению и его роли в развитии ребенка дошкольного возраста.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынувде-ны взаимодействовать.
Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими создают ярко выраженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые большие переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
* Аспирант.
Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек является субъектом, личностью, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда вывод, что общение - это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.
Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.
Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М.И. Лисиной.
Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
Общение - это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.
Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение -процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание - наиболее характерный момент общения.
Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности [2, с. 384].
В объединении перечисленные критерии могут говорить о том, что данное взаимодействие есть общение. Однако общение - это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное - чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.
Помнению Е.О. Смирновой, многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответст-
венно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача взрослого как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партне -ра, а не ограничиваться требованиями и замечаниями [5, с. 121].
Большое значение играет общение в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Жизнь порой подкидывает жестокие эксперименты, лишая детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия таких случаев бывают трагическими: в три - пять лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Но даже тогда, когда дети не лишены общения совсем, однако не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными - дети существенно отстают в психическом развитии.
Давно было замечено, что дети, растущие в детских домах, как правило, отстают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход в закрытых детских учреждениях ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития: обеспечивать безопасность, кормить, одевать, согревать. Но это не так.
Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, одним словом быть компетентным в общении, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви,
внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье. Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет удовлетворительных эмоциональных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель и т.д. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Наблюдая, как люди общаются друг с другом, мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимодействия - кто что говорит, кто как смотрит и т.д. Между тем за этой внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения - межличностные отношения, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. За каждым высказыванием или действием, обращенным к другому человеку, стоит особое отношение, особая потребность в общении. Одно и то же действие или высказывание может иметь совершенно разную основу и отвечать разным потребностям. Например, ребенок задает взрослому вопрос: «Кто быстрее бегает, волк или заяц?» Что побуждает ребенка обратиться с этим вопросом? Ответить, не зная этого ребенка и конкретной ситуации, невозможно. За этим простым обращением могут стоять самые разные мотивы. Может, ребенка действительно интересует, кто из животных быстрее бегает, может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого, а может, ему важно продемонстрировать свои познания перед друзьями. Или: один ребенок жалуется на плохое поведение другого. Как должен относиться к этому воспитатель? Опять же на этот вопрос нельзя ответить однозначно, пока мы не выясним, что стоит за жалобой и какая потребность побуждает ребенка обратиться к воспитателю. Может быть, это потребность поговорить со взрослым и привлечь его внимание, а может, потребность утвердиться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя вести!»), или, может быть, ребенку хочется, чтобы его товарищ был наказан, а он на его фоне выглядел хорошим.
Если воспитатель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет его понять, а значит, и правильно ответить ему. И, чтобы правильно ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Список литературы:
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997.
3. Мухина B.C. Психология дошкольника. - М., 1975.
4. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.
5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М., 2000.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
© Троицкая A.B.*
Московский университет МВД России, г. Москва
Статья посвящена рассмотрению вопросов профессионального становления в процессе обучения в ВУЗе, вопросам адаптации к учебной и профессиональной деятельности, имеется отражение концепции психологического сопровождения в процессе обучения, раскрываются задачи психологической службы по профессиональной подготовке, идет раскрытие психологических особенностей курсантов МВД России, требований к профессиональной подготовке специалиста МВД России.
Целью проведения действий психологического обеспечения обнаруживается оказание поддержки профессорско-преподавательскому и начальствующему составу образовательных учреждений в исполнении психологически аргументированного подхода к отбору, развитию и совершенствованию ПВК специалистов на основании учета свойств личности конкретных слушателей (курсантов). Особое участие нужно уделять социально-психологиче-ским явлениям в учебных коллективах, а также оказанию психологической помощи учащимся в личностно-профессиональном становлении и воспитании. Кроме этого, целью поддержания является оказание психологической помощи преподавателям и руководству в утверждении аргументированных заключений по управлению профессиональной подготовки в образовательном учреждении на разных степенях и периодах реализации.
Совершенствование психологического обеспечения профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД России полагает разработку комплексных программ и перспективных планов.
Система мероприятий должна выступать собой целеустремленные и поэтапно реализуемые шаги, которые адресованы, с одной стороны, на фор-
* Адъюнкт кафедры Психологии.