Научная статья на тему 'Особенности детско-материнского взаимодействия в первые годы жизни ребенка'

Особенности детско-материнского взаимодействия в первые годы жизни ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4041
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности детско-материнского взаимодействия в первые годы жизни ребенка»

Моторина Надежда Владимировна,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, аспирант, г.Иваново

Особенности детско-материнского взаимодействия в первые годы жизни ребенка

Психологическая наука в последние годы значительной степени характеризуется обращением к наиболее ранним этапам развития человека. В настоящее время подчеркивается важность изучения развития ребенка в естественном окружении, прежде всего во взаимодействии с наиболее близким человеком - матерью. Актуальность темы заключается в том, что проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение.

В современных исследованиях отмечается, что многие трудности в эмоциональной сфере, поведении и социальной адаптации, возникающие у более взрослых детей, зачастую связаны с нарушениями ранних отношений с матерью.

В настоящее время достаточно широко и полно описана структура родительского отношения, модели и типы материнского отношения, детерминанты родительского отношения, внутренние механизмы и условия развития детско-родительских отношений на этапе младенчества. Кроме того, в науке и практике идет активный поиск моделей психологического сопровождения женщины во время беременности и в течение первых лет жизни ребенка (Добряков И.В., Завьялова Ж.В., Коваленко Н.П., Ланцбург М.Е., Мухамедрахимов Р.Ж., Филиппова Г.Г. и другие).

Исследования последних лет показали, что отношения между матерью и ребенком в младенчестве и в раннем возрасте зависят от взаимодействия сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка.

Согласно теории Эльконина Д.Б., ведущим типом деятельности ребенка в младенческом возрасте является эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка, - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. «Первое, что мы должны воспитать у наших детей и что развивается на протяжении всего детства, - пишет Эльконин Д.Б., - это потребность детей в человеке, в другом человеке, сначала в матери, отце, затем в товарище, друге, наконец, в коллективе и наконец, в обществе». В этом смысле Лисина М.И. говорила об «упреждающем влиянии взрослого»: он обрушивает на ребенка огромный арсенал средств, которые лишь постепенно станут индивидуальными средствами его психической деятельности [5,с.12]. Несомненно, в большинстве случаев, значимым взрослым человеком для ребенка является мать, которая не только обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите, а также создает условия для психологического комфорта, формирует у ребенка чувство защищенности и доверия к окружающему миру.

Лисина М.И. выделила четыре критерия, на основании которых можно утверждать, что у младенца сформировалось общение с матерью:

1. Взгляд в глаза, который появляется примерно в конце третьей недели жизни и характеризует интерес, настроенность на коммуникацию.

2. Ответная улыбка на воздействия матери. Она появляется в конце первого месяца

жизни и выражает удовольствие ребенка от общения.

3. Инициативная улыбка и оживление которые младенец использует, чтобы привлечь внимание путем демонстрации своих умений и способностей.

4. Реакция на проявление внимания матери, проявляющаяся в стремлении ребенка удержать внимание и продлить эмоциональный контакт [3, с.23].

По мнению Лисиной, только присутствие всех четырех критериев свидетельствует о наличии общения. Проявление же отдельных признаков говорит о том, что общение еще только складывается.

Как осуществляется общение матери и ребенка?

Известный английский психолог Штерн Д., установил, что мать или близкий и ухаживающий за ребенком человек ведут себя с младенцем совершенно иначе, чем с взрослыми или детьми постарше. По сравнению с тем, как мать общается с другими людьми, ее поведение при взаимодействии с младенцем выглядит совершенно необычным.

Прежде всего, - это проявляется в особой детскости речи матери, обращенной к младенцу (беби ток). Исследование шести различных языков на шести континентах показало сходные черты материнской речи, которые выражались в том, что мать при общении с младенцем использует простые, короткие предложения, делает длинные паузы, включает в речь бессмысленные звуки и часто изменяет слова. Кроме того, повышается высота голоса, речь замедляется и преувеличивается, становится протяжной, изменяется ритм и ударение. Обращает внимание своеобразный вокальный диалог между матерью и младенцем. Он состоит в том, что мать, общаясь с ребенком задает вопрос и от имени ребенка сама на него отвечает, так, что это скорее монолог матери в форме воображаемого диалога. Такая экзотическая форма поведения матери имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, в какой-то момент ответит на инициативу матери вокальной имитацией или любым другим изменением поведения. Это, в свою очередь, побудит мать продолжать начавшееся взаимодействие и изменять свое поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получив новый позитивный опыт общения, будет и в дальнейшем отвечать на инициативы матери, так что со временем монолог матери перейдет в гармоничный диалог матери и ребенка.

Меняется не только речь матери, то есть, что и как она говорит, но и выражение лица, движения головы и тела, рук и пальцев, изменение расстояния в процессе общения с малышом. Так, можно отметить преувеличение в выражении лица (глаза широко раскрываются, брови вскидываются), замедленное формирование и долгое удерживание выражения лица, замедление движений, однообразие и повторяемость движений и действий. В поведении матери наблюдаются необычные по темпу и ритму движения приближения и удаления от младенца. Мать может быстро приближаться к ребенку вплоть до расстояния нескольких сантиметров от его лица, а также смотреть на него и говорить одновременно, что необычно для взаимодействия взрослых.

Экспрессивные выражения также постоянны, а репертуар их ограничен, по сравнению с общением с другими людьми. Так, мать использует выражение удивления для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбку или выражение интереса для поддержания контакта; хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании - сохраняет нейтральное выражение лица [1, с.14].

Главный вывод, который сделали исследователи, изучавшие поведение матери при взаимодействии с ребенком состоит в том, что постоянные по содержанию и стереотипные проявления матери создают у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

Начиная с третьего месяца жизни, младенец способен посылать матери «двойственные» сигналы, с помощью которых он инициирует мать к взаимодействию или хочет его прервать. Если ребенок поворачивает голову лицом к матери, смотрит ей в глаза,

улыбается, произносит тихие протяжные звуки - это приглашение к общению и взаимодействию. С другой стороны, отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, сигнализируют о нежелательности и избегании контактов.

Таким образом, взаимодействие матери и ребенка - это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия.

Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.

Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. Лисина М.И. назвала его ситуативно-деловым. При такой форме общения дети ищут присутствия матери, требуют ее внимания, но и этого недостаточно -детям нужно, чтобы мать имела отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе.

Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова.

Начиная с 9 месяцев, у младенца формируется качественно новая форма взаимодействия с матерью. Появляется ориентация на эмоциональную реакцию значимого взрослого для оценки и понимания событий. Ребенок, сталкиваясь с ситуациями неопределенности, ищет информацию для понимания и оценки ситуации. С этой целью ребенок смотрит на выражение лица матери, стараясь уловить его реакцию на происходящее. Аналогично ребенок ориентируется на поведение матери, ее эмоциональную реакцию при встрече с незнакомым человеком.

К концу первого года жизни у ребенка появляются значимые новообразования, которые также изменяют характер общения матери и ребенка. К этим новообразованиям относится ходьба и появление первых слов.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.

Таким образом, большое значение для понимания природы детско-материнских отношений имеет положение Выготского Л.С. [2, с.104] о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением. Отношение ребенка к окружающему неизбежно преломлено отношением к другому человеку, во всякой ситуации его взаимодействия с миром явно или неявно присутствует другой человек.

Раскрытие особенностей отношений матери и ребенка первых лет жизни так же связаны с понятием привязанности.

В основе теории привязанности лежит положение о том, что любое отношение человека к окружающему миру и к себе изначально опосредовано отношениями между

двумя людьми, которые в дальнейшем определяют весь душевный склад личности. Центральным понятием теории привязанности является «объект привязанности». Для большинства детей первичный объект привязанности — это мать. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в защите, то ребенок в дальнейшем будет способен наладить отношения с другими людьми. Однако до тех пор, пока не будет удовлетворена базисная потребность в первичном объекте привязанности, человек не сможет установить вторичную привязанность с другими людьми — сверстниками, учителями, лицами противоположного пола.

Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни:

1. период до 3 месяцев, когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми;

2. период 3-6 месяцев. В этот период младенец начинает различать знакомых и незнакомых взрослых. Постепенно ребенок выделяет мать из объектов окружающего, отдавая ей предпочтение. Выделение матери из взрослого окружения основывается на предпочтении ее голоса, лица, рук и происходит тем быстрее, чем адекватнее мать реагирует на подаваемые младенцем сигналы;

3. период 7-8 месяцев. Происходит формирование избирательной привязанности к ближайшему взрослому. Отмечается тревога и страх при общении с незнакомыми взрослыми («страхи 8-го месяца жизни»).

Привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Она несколько уменьшается к 2,5-3 годам, когда в поведении ребенка отчетливо намечаются другие тенденции — стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания.

Качество привязанности существенно зависит от характера и вида взаимодействий между матерью и ребенком. Надежная привязанность формируется при высоком уровне активности младенца в ситуациях кормления и бодрствования. Умение матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и вести диалог способствует формированию надежной привязанности. Ненадежная привязанность развивается у ребенка в условиях низкой активности матери в режимные моменты, неспособности удовлетворения потребности ребенка в эмоциональном контакте.

Подводя итоги, следует отметить, что общение и взаимодействие с ребенком рассматривается в качестве наиболее важного источника детского развития. Влияние матери на здоровье и психическую полноценность ребенка в период младенчества и раннего детства формирует базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. И в следствие отсутствующей или недостаточной материнской поддержки в первые годы жизни может приводить к выраженному нарушению психического и физического созревания ребенка, дезинтеграции привязанности как важнейшего условия развития психики младенца, дезадаптации и психосоматическим расстройствам.

Литература

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологи. 1997. №4. с. 3-12.

2. Выготский Л.С. Психологическое развитие человека. М.: Изд-во Смысл, Эксмо. 2005. С. 113-122.

3. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М.: Наука. 1980. с.22 - 40 .

4. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер. 2001. с. 210-251

5. ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1996. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.