Научная статья на тему 'К вопросу о формировании взаимоотношений в диаде «Мать-дитя» в первые годы после рождения ребенка'

К вопросу о формировании взаимоотношений в диаде «Мать-дитя» в первые годы после рождения ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1913
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
THE FIRST YEARS OF A CHILD''S LIFE / ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА / ВОСПИТАНИЕ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-МАТЕРИНСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATION / FAMILY RELATIONS / CHILD-PARENT INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моторина Надежда Владимировна

Аннотация: актуальность темы заключается в том, что проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение. Влияние матери на здоровье и психическую полноценность ребенка в период младенчества и раннего детства формирует базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of relationships in a dyad «mother-child» in the first years after birth

Abstract: the relevance of the topic lies in the fact that the problem of adequate child-parent relationships arises from the very first days of a child's life and has important theoretical and practical significance. The mother's influence on health and psychological integrity of the child during infancy and early childhood forms the basic trust in the world that cannot be filled in later life.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании взаимоотношений в диаде «Мать-дитя» в первые годы после рождения ребенка»

On the formation of relationships in a dyad «mother-child» in the

first years after birth Motorina N.

К вопросу о формировании взаимоотношений в диаде «мать-дитя» в первые годы после рождения ребенка Моторина Н. В.

Моторина Надежда Владимировна /Motorina Nadezda Vladimirovna - аспирант,

кафедра психологии,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, г. Иваново

Abstract: the relevance of the topic lies in the fact that the problem of adequate child-parent relationships arises from the very first days of a child's life and has important theoretical and practical significance. The mother's influence on health and psychological integrity of the child during infancy and early childhood forms the basic trust in the world that cannot be filled in later life.

Аннотация: актуальность темы заключается в том, что проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение. Влияние матери на здоровье и психическую полноценность ребенка в период младенчества и раннего детства формирует базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни.

Keywords: the first years of a child's life, education, family relations, child-parent interaction.

Ключевые слова: первые годы жизни ребенка, воспитание, внутрисемейные отношения, детско-материнское взаимодействие.

Психологическая наука в последние годы значительной степени характеризуется обращением к наиболее ранним этапам развития человека. В настоящее время подчеркивается важность изучения развития ребенка в естественном окружении, прежде всего во взаимодействии с наиболее близким человеком - матерью. Актуальность темы заключается в том, что проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение.

В современных исследованиях отмечается, что многие трудности в эмоциональной сфере, поведении и социальной адаптации, возникающие у более взрослых детей, зачастую связаны с нарушениями ранних отношений с матерью.

В настоящее время достаточно широко и полно описана структура родительского отношения, модели и типы материнского отношения, детерминанты родительского отношения, внутренние механизмы и условия развития детско-родительских отношений на этапе младенчества. Кроме того, в науке и практике идет активный поиск моделей психологического сопровождения женщины во время беременности и в течение первых лет жизни ребенка (Добряков И.В., Завьялова Ж.В., Коваленко Н.П., Ланцбург М.Е., Мухамедрахимов Р.Ж., Филиппова Г.Г. и другие).

Исследования последних лет показали, что отношения между матерью и ребенком в младенчестве и в раннем возрасте зависят от взаимодействия сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка.

Согласно теории Эльконина Д.Б., ведущим типом деятельности ребенка в младенческом возрасте является эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка, - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. «Первое, что мы должны воспитать у наших детей и что развивается на протяжении всего детства, - пишет Эльконин Д.Б., - это потребность детей в человеке, в другом человеке, сначала в матери, отце, затем в товарище, друге, наконец, в коллективе и наконец, в обществе». В этом смысле Лисина М.И. говорила об «упреждающем влиянии взрослого»: он обрушивает на ребенка огромный арсенал средств, которые лишь постепенно станут индивидуальными средствами его психической деятельности [5,с.12]. Несомненно, в большинстве случаев, значимым взрослым человеком для ребенка является мать, которая не только обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите, а также создает условия для психологического комфорта, формирует у ребенка чувство защищенности и доверия к окружающему миру.

Лисина М.И. выделила четыре критерия, на основании которых можно утверждать, что у младенца сформировалось общение с матерью:

1. Взгляд в глаза, который появляется примерно в конце третьей недели жизни и характеризует интерес, настроенность на коммуникацию.

2. Ответная улыбка на воздействия матери. Она появляется в конце первого месяца жизни и выражает удовольствие ребенка от общения.

3. Инициативная улыбка и оживление которые младенец использует, чтобы привлечь внимание путем демонстрации своих умений и способностей.

4. Реакция на проявление внимания матери, проявляющаяся в стремлении ребенка удержать внимание и продлить эмоциональный контакт [3, с.23].

По мнению Лисиной, только присутствие всех четырех критериев свидетельствует о наличии общения. Проявление же отдельных признаков говорит о том, что общение еще только складывается.

Как осуществляется общение матери и ребенка?

Известный английский психолог Штерн Д., установил, что мать или близкий и ухаживающий за ребенком человек ведут себя с младенцем совершенно иначе, чем с взрослыми или детьми постарше. По сравнению с тем, как мать общается с другими людьми, ее поведение при взаимодействии с младенцем выглядит совершенно необычным.

Прежде всего, - это проявляется в особой детскости речи матери, обращенной к младенцу (беби ток). Исследование шести различных языков на шести континентах показало сходные черты материнской речи, которые выражались в том, что мать при общении с младенцем использует простые, короткие предложения, делает длинные паузы, включает в речь бессмысленные звуки и часто изменяет слова. Кроме того, повышается высота голоса, речь замедляется и преувеличивается, становится протяжной, изменяется ритм и ударение. Обращает внимание своеобразный вокальный диалог между матерью и младенцем. Он состоит в том, что мать, общаясь с ребенком задает вопрос и от имени ребенка сама на него отвечает, так, что это скорее монолог матери в форме воображаемого диалога. Такая экзотическая форма поведения матери имеет большой смысл для психического развития ребенка. Во время паузы между обращениями младенец, способный к подражанию, в какой-то момент ответит на инициативу матери вокальной имитацией или любым другим изменением поведения. Это, в свою очередь, побудит мать продолжать начавшееся взаимодействие и изменять свое поведение, подстраиваясь под ребенка. А младенец, получив новый позитивный опыт общения, будет и в дальнейшем отвечать на инициативы матери, так что со временем монолог матери перейдет в гармоничный диалог матери и ребенка.

Меняется не только речь матери, то есть, что и как она говорит, но и выражение лица, движения головы и тела, рук и пальцев, изменение расстояния в процессе общения с малышом. Так, можно отметить преувеличение в выражении лица (глаза широко раскрываются, брови вскидываются), замедленное формирование и долгое удерживание выражения лица, замедление движений, однообразие и повторяемость движений и действий. В поведении матери наблюдаются необычные по темпу и ритму движения приближения и удаления от младенца. Мать может быстро приближаться к ребенку вплоть до расстояния нескольких сантиметров от его лица, а также смотреть на него и говорить одновременно, что необычно для взаимодействия взрослых.

Экспрессивные выражения также постоянны, а репертуар их ограничен, по сравнению с общением с другими людьми. Так, мать использует выражение удивления для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбку или выражение интереса для поддержания контакта; хмурится или отводит взгляд, если хочет закончить взаимодействие, а при его избегании - сохраняет нейтральное выражение лица [1, с.14].

Главный вывод, который сделали исследователи, изучавшие поведение матери при взаимодействии с ребенком состоит в том, что постоянные по содержанию и стереотипные проявления матери создают у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира, чувство безопасности.

Начиная с третьего месяца жизни, младенец способен посылать матери «двойственные» сигналы, с помощью которых он инициирует мать к взаимодействию или хочет его прервать. Если ребенок поворачивает голову лицом к матери, смотрит ей в глаза, улыбается, произносит тихие протяжные звуки - это приглашение к общению и взаимодействию. С другой стороны, отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, сигнализируют о нежелательности и избегании контактов.

Таким образом, взаимодействие матери и ребенка - это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия.

Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.

Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. Лисина М.И. назвала его ситуативно-деловым. При такой форме общения дети ищут присутствия матери, требуют ее внимания, но и этого недостаточно - детям нужно, чтобы мать имела отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе.

Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова.

Начиная с 9 месяцев, у младенца формируется качественно новая форма взаимодействия с матерью. Появляется ориентация на эмоциональную реакцию значимого взрослого для оценки и понимания событий. Ребенок, сталкиваясь с ситуациями неопределенности, ищет информацию для понимания и оценки ситуации. С этой целью ребенок смотрит на выражение лица матери, стараясь уловить его реакцию на происходящее. Аналогично ребенок ориентируется на поведение матери, ее эмоциональную реакцию при встрече с незнакомым человеком.

К концу первого года жизни у ребенка появляются значимые новообразования, которые также изменяют характер общения матери и ребенка. К этим новообразованиям относится ходьба и появление первых слов.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.

Таким образом, большое значение для понимания природы детскоматеринских отношений имеет положение Выготского Л.С. [2, с.104] о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением. Отношение ребенка к окружающему неизбежно преломлено отношением к другому человеку, во всякой ситуации его взаимодействия с миром явно или неявно присутствует другой человек.

Раскрытие особенностей отношений матери и ребенка первых лет жизни так же связаны с понятием привязанности.

В основе теории привязанности лежит положение о том, что любое отношение человека к окружающему миру и к себе изначально опосредовано отношениями между двумя людьми, которые в дальнейшем определяют весь душевный склад личности. Центральным понятием теории привязанности является «объект привязанности». Для большинства детей первичный объект привязанности — это мать. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в защите, то ребенок в дальнейшем будет способен наладить отношения с другими людьми. Однако до тех пор, пока не будет удовлетворена базисная потребность в первичном объекте привязанности, человек не сможет установить вторичную привязанность с другими людьми — сверстниками, учителями, лицами противоположного пола.

Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни:

1. период до 3 месяцев, когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми;

2. период 3-6 месяцев. В этот период младенец начинает различать знакомых и незнакомых взрослых. Постепенно ребенок выделяет мать из объектов окружающего, отдавая ей предпочтение. Выделение матери из взрослого окружения основывается на предпочтении ее голоса, лица, рук и происходит тем быстрее, чем адекватнее мать реагирует на подаваемые младенцем сигналы;

3. период 7-8 месяцев. Происходит формирование избирательной привязанности к ближайшему взрослому. Отмечается тревога и страх при общении с незнакомыми взрослыми («страхи 8-го месяца жизни»).

Привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Она несколько уменьшается к 2,5-3 годам, когда в поведении ребенка отчетливо намечаются другие тенденции — стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания.

Качество привязанности существенно зависит от характера и вида взаимодействий между матерью и ребенком. Надежная привязанность формируется при высоком уровне активности младенца в ситуациях кормления и бодрствования. Умение матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и вести диалог способствует формированию надежной привязанности. Ненадежная привязанность развивается у ребенка в условиях низкой активности матери в режимные моменты, неспособности удовлетворения потребности ребенка в эмоциональном контакте.

Подводя итоги, следует отметить, что общение и взаимодействие с ребенком рассматривается в качестве наиболее важного источника детского развития. Влияние матери на здоровье и психическую полноценность ребенка в период младенчества и раннего детства формирует базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. И в следствие отсутствующей или недостаточной материнской поддержки в первые годы жизни может приводить к выраженному нарушению психического и физического созревания ребенка, дезинтеграции привязанности как важнейшего условия развития психики младенца, дезадаптации и психосоматическим расстройствам.

Литература

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологи. 1997. №4. с. 3-12.

2. Выготский Л.С. Психологическое развитие человека. М.: Изд-во Смысл, Эксмо. 2005. С. 113-122.

3. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М.: Наука. 1980. с.22 - 40 .

4. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер. 2001. с. 210-251 5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1996. 352 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.