Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-156-161 EDN: https://elibrary.ru/phhmrr NIION: 2003-0059-3/24-063 MOSURED: 77/27-003-2024-03-262
Личное поручительство в органах внутренних дел
Андрей Витальевич Ольшевский1, Кирилл Вадимович Жестков2
1,2 Министерство внутренних дел Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с возникновением и развитием личного поручительства в органах внутренних дел. Проанализировано нормативное регулирование порядка и условий личного поручительства в органах внутренних дел на различных исторических этапах, в том числе современном. Исследованы вопросы актуальности применения личного поручительства в органах внутренних дел в качестве кадровой технологии в условиях изменения социально-экономической и политической ситуации в стране.
Ключевые слова: личное поручительство, поручительство, поручитель, порука, поступление на службу в органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, органы внутренних дел
Для цитирования: Ольшевский А. В., Жестков К. В. Личное поручительство в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 3. С. 156-161. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-156-161. EDN: PHHMRR.
Original article
Personal guarantee in the internal affairs bodies
Andrei V. Olshevskiy1, Kirill V. Zhestkov2
1,2 Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
Abstract. The issues related to the emergence and development of personal surety in the internal affairs bodies are being considered. The normative regulation of the order and conditions of personal surety in the internal affairs bodies at various historical stages, including the modern one, is analyzed. The issues of relevance of the use of personal surety in the internal affairs bodies as a personnel technology in the context of changing socio-economic and political situation in the country are investigated.
Keywords: personal guarantee, surety, surety, bail, admission to the service of internal affairs bodies, employees of internal affairs bodies, internal affairs bodies
For citation: Olshevskiy A. V., Zhestkov K. V. Personal guarantee in the internal affairs bodies. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(3):156-161. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-156-161. EDN: PHHMRR.
«Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя» (Глава 29. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова [1])
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев в ходе выступления в 2023 году на итоговой коллеги Министерства внутренних дел Российской
Федерации отметил, что по-прежнему остро стоит вопрос комплектования, в связи с чем основная задача кадрового обеспечения — снижение оттока специалистов и повышение привлекательности профессии. В 2022 году без учета новых территорий вакантными оставались 105 000 должностей, из них 86 000 — аттестованных. Прежде всего, речь идет о патрульно-постовой службе, участковых уполномоченных по-
© Ольшевский А. В., Жестков К. В., 2024
лиции, следствии, оперативных подразделениях [2]. В 2024 году ситуация в целом не изменилась.
В этой связи Министерством проводится работа по повышению привлекательности службы в органах внутренних дел (например, в 2023 году размер денежного довольствия всех категорий сотрудников органов внутренних дел увеличился на 15,5 % [3; 4]), оперативному укомплектованию подразделений МВД России, в том числе путем упрощения процедуры поступления граждан на службу в органы внутренних дел.
Так, Федеральным законом № 436-Ф3 [5] внесены изменения в Закон о службе [6], в том числе в части признания утратившим силу пункта 7 статьи 17 Закона о службе, которым устанавливалась необходимость оформления личного поручительства на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел (далее — ОВД), сотрудником ОВД со стажем службы не менее 3-х лет за соблюдение гражданином соответствующих запретов и ограничений [5].
С вступлением в силу Федерального закона № 436-ФЗ [5] уполномоченному руководителю более не требуется личное поручительство за гражданина, поступающего на службу в ОВД, при принятии решения по итогам рассмотрения его документов.
Дальнейшая тенденция исключения личного поручительства из нормативных правовых актов нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 699 [7], в который Указом Президента Российской Федерации № 94 [8] внесены изменения в части исключения определения порядка оформления личного поручительства за гражданина, поступающего на службу в ОВД [7].
В настоящее время Главным управлением по работе с личным составом Министерства внутренних дел Российской Федерации готовится проект ведомственного акта об исключении личного поручительства из приказа МВД России № 50 [9].
Исключение института личного поручительства из перечисленных нормативных правовых актов связано с необходимостью облегчения процедуры поступления граждан на службу в ОВД.
Следует отметить, что в целях снижения некомплекта в МВД России и облегчения поступления на службу Федеральным законом № 436-ФЗ внесен и ряд других изменений в Закон о службе.
Так, возрастные ограничения для приема на службу для впервые поступающих на службу граждан определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в зависимости от присваиваемого специального звания [5].
Предусмотрена возможность заключения срочных контрактов на срок до 1 года без испытательного срока с гражданином, ранее проходившим службу в ОВД или в ФОИВ на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, и поступающим на службу в ОВД для выполнения специальных задач либо задач в особых условиях [5].
Таким образом, исключение личного поручительства на данном этапе вызвано желанием упростить условия поступления на службу в ОВД в целях укомплектования МВД России.
Неэффективность на данном этапе личного поручительства в ОВД отмечалась и в научной литературе. Так, по мнению Е. П. Мальцева, в настоящее время личное поручительство является неэффективной кадровой технологией, неспособной без соответствующей трансформации и совершенствования административно-правового регулирования достичь целей, ради которых оно было создано [10].
Вместе с тем стоит отметить, что институт поручительства прошел большой путь становления и развития.
Первые упоминания о поручительстве начинаются со времен правления русского царя и великого князя Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.). В этот период поручительство зарождается в различных сферах правоотношений: гражданской, процессуальной, военной (служебной). При этом в каждой из названных сфер поручительство имело свои особенности [11, с. 9-16].
Отдельное внимание следует уделить одному из основных видов поручительства в публичном праве Московского государства — поруке по казакам, стрельцам и другим служилым людям. Названный вид поручительства использовался как внутренний прием управления служилыми людьми. Необходимо отметить, что служилые люди несли службу в постоянном войске, выполняли функции княжеских телохранителей, а также занимались арестом лиц, попавших в опалу. Верность государству в выполнении названных обязанностей обеспечивалась путем установления поручительства за ними со стороны третьих лиц. Порукой гарантировалась исправность службы и соблюдение порядка и благочиния в войсках. В качестве примера можно указать на запись в Актах Юридических, изданных Калачевым (т. II, № 261, 1667 г.). В этой записи 9 стрельцов выступают поручителями по «нововерстанному» казаку в том, чтобы последний служил великому государю конную службу и ни в чем не изменял, в немирные и в неверные орды не отъезжал, со службы не сбегал, не воровал. Поручители отвечали всем своим имуществом за ущерб, нанесенный новоприбывшим служилым человеком. Ответственность их не ограничивалась только имущественной, поручители несли еще и кару уголовную за проступки тех лиц, по которым они ручались [11, с. 36-38].
В этой связи личное поручительство в ОВД является фактически правопреемником предусмотренной Московским правом поруки по казакам, стрельцам и другим служилым людям, применяемой в Московском государстве для обеспечения верности служилых людей путем установления поручительства со стороны третьих лиц.
В правовых актах СССР также использовались отдельные элементы поручительства.
Так, пунктом 20 Постановления НКВД РСФСР, Наркомюста РСФСР от 13 октября 1918 г. [12] было установлено, что на различные должности в милиции: Заведующий Губернским Управлением, Начальник Уездной и Городской Милиции и их Помощники назначаются, в том числе по рекомендации от профессиональных союзов, социалистических партий, местных Советов Депутатов.
Как отмечает А. М. Бобров, институт рекомендаций при приеме на службу в ОВД ранее имел нормативное закрепление, однако формально данное требование предъявлялось только к руководящему составу ОВД. Вместе с тем на практике для поступления на любые должности в ОВД необходимо было предоставить рекомендацию, которая являлась гарантом признания кандидатом советской власти [13].
Отметим, что термин «рекомендация» не является тождественным термину «поручительство». В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова под «рекомендацией» понимается благоприятный отзыв о ком-нибудь или о чем-нибудь, тогда как под «поручительством» понимается ответственность, принимаемая кем-нибудь на себя в обеспечение обязательств другого лица [14]. С учетом изложенного, рекомендация является не более чем дополнительным источником информации о кандидате на ряду с иными источниками.
В постсоветский период также использовались элементы личного поручительства.
Так, в 1994 году приказом МВД России № 160 [15] было предусмотрено, что в случае недостаточности характеризующих сведений на поступающего на службу в ОВД кандидата, рекомендации предоставлялись сотрудниками правоохранительных органов, должностных лиц законодательной и исполнительной власти.
На законодательном уровне впервые институт личного поручительства введен в 2010 году Федеральным законом № 156-ФЗ [16], которым внесены изменения в Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 4202-1 [17]. Названный Федеральный закон дополнил статью 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации новым условием приема граждан на службу в ОВД — оформлением личного поручительства сотрудниками ОВД [17].
Внесение указанных изменений стало основанием для издания приказа МВД России № 700 [18], в котором были сформулированы цели введения личного поручительства, определены требования к поручителю, определены порядок оформления личного поручительства и категории должностей, предусматривающие поручительство.
В 2012 году с принятием Закона о службе существенно изменился порядок оформления личного поручительства, следствием которого явилось издание приказа МВД России № 522 [19].
В этом же году был подписан Указ Президента
Российской Федерации № 1653 [20], где предусматривается поручительство двух представителей федерального государственного органа из числа лиц, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров либо высших специальных званий, и знающих кандидата по совместной службе не менее двух лет, для включения кандидата в федеральный кадровый резерв. Данное требование касается не только МВД России, но и других ведомств.
Следует отметить, что поручительство в названном Указе используется не для приема кандидата на службу или работу, а для включения кандидата в федеральный кадровый резерв с перспективой последующего перевода на вышестоящую должность.
Таким образом, личное поручительство имеет достаточно древние корни.
В этой связи можно констатировать, что на государственной службе институт личного поручительства сложился уже давно и имеет свои особенности.
Отметим, что в коммерческих организациях также используется инструмент, частично схожий с личным поручительством — реферальная программа, которая позволяет работодателю эффективно привлекать к своей деятельности новых сотрудников путем выплаты вознаграждения уже действующим работникам за успешную рекомендацию нового кандидата. Указанная программа активно используется в крупных коммерческих организациях: «Тинькофф», «Альфа-банк», «Лаборатория Касперского», «Ростех» и т. д. [21].
В этой связи полагаем, что до конца институт личного поручительства себя не исчерпал.
При этом полагаем возможным подумать над различными формами поручительства: в качестве поручителя может выступать один человек или даже два; получение рекомендаций на гражданина с других его мест службы, работы, учебы, в том числе от других органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций; поручительство при назначении на вышестоящие должности, в том числе на должности, подверженные коррупционным рискам; поручительство при приеме на службу; введение процедуры поощрения поручителей в случаях, когда с их помощью удалось достичь поставленных целей.
Учитывая изложенное, отметим, что когда кадровая ситуация в ОВД изменится в положительную сторону и при наличии соответствующих ресурсов, следует вернуться к этому институту.
Список источников
1. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова // URL://http://www.patriarchia.m/ЫЫe/sir/29/
2. Расширенное заседание коллегии МВД России // URL://http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/70744.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2023 г. № 1046 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2024).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. № 1701 «Об установлении дополнительных мер социальной поддержки сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2024).
5. Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2024).
6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 20.02.2024).
8. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. № 94 «О признании утратившими силу абзацев пятого и девятого подпункта 9 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2024).
9. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 27.02.2024).
10. Мальцев Е. П. Институт личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации : историко-правовой аспект // Вестник Воронежского института МВД России. 2021. № 2. С. 341-345.
11. Никонов С. П. Поручительство в его историческом развитии по русскому праву: Исслед. Сергея Никонова. Санкт-Петербург : Т-во экон. типо-лит. Панфилова и Палибина, 1895. 216 с.
12. Постановление НКВД РСФСР, Наркомюста РСФСР от 13 октября 1918 г. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.02.2024).
13. Бобров А. М. Возможность использования институтов рекомендации и поручительства при поступлении граждан на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Вестник ПАГС. 2009. № 20. С. 26-30.
14. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова // URL://https://slovaшzhegova.m/
15. Приказ МВД России от 17 мая 1994 г. № 160 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2024).
16. Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2024).
17. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 23.02.2024).
18. Приказ МВД России от 30 сентября 2010 г. № 700 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2024).
19. Приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.02.2024).
20. Указ Президента Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.02.2024).
21. Реферальная программа : что это такое и зачем она нужна людям и бизнесу // URL://http:// trends.rbc.ru/trends/social/6440f9679a79479dab9 4Ь406.
References
1. The Book of Wisdom of Jesus the son of Sirach // URL://http://www.patriarchia.ru/bible/sir/29/
2. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia // URL://http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/70744.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1046 dated June 28, 2023 «On increasing the monetary allowance of military personnel and employees of certain Federal executive authorities» // ConsultantPlus (accessed: 20.02.2024).
4. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1701 dated September 28, 2022 «On the Establishment of Additional Social Support Measures for Employees of Certain Federal Executive Authorities» // ConsultantPlus (accessed: 20.02.2024).
5. Federal Law № 436-FZ dated August 4, 2023 «On Amendments to Certain Legislative Acts acts of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 20.02.2024).
6. Federal Law № 342-FZ dated November 30, 2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 20.02.2024).
7. Decree of the President of the Russian Federation dated December 21, 2016 № 699 «On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 20.02.2024).
8. Decree of the President of the Russian Federation № 94 dated February 5, 2024 «On Invalidation of Paragraphs of the Fifth and ninth sub-paragraphs 9 of paragraph 20 of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation № 699 dated December 21, 2016» // ConsultantPlus (accessed: 22.02.2024).
9. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 50 dated February 1, 2018 «On approval of the Procedure for organizing service in the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 27.02.2024).
10. Maltsev E. P. Institute of personal surety in the internal affairs bodies of the Russian Federation : historical and legal aspect // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2. P. 341-345.
11. Nikonov S. P. Surety in its historical development in Russian law : Research. Sergei Nikonov. St.
Petersburg : T-vo ekon. type-lit. Panfilov and Palibin, 1895. 216 p.
12. Resolution of the NKVD of the RSFSR, People's Commissariat of the RSFSR of October 13, 1918 «On the organization of the Soviet Workers' and Peasants' Militia (Instructions)» // ConsultantPlus (accessed: 22.02.2024).
13. Bobrov A. M. The possibility of using the institutions of recommendation and surety when citizens enroll in public service in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs. 2009. № 20. P. 26-30.
14. Explanatory dictionary of the Russian language by S. I. Ozhegov // URL://https://slovarozhegova.ru/
15. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 17, 1994 № 160 «On approval of the Instructions on the procedure for selecting citizens for service (work) in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 23.02.2024).
16. Federal Law № 156-FZ of July 22, 2010 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 23.02.2024).
17. Resolution of the Supreme Council of the Russian Federation of December 23, 1992 № 4202-I «On Approval of the Regulations on Service in the bodies of internal affairs of the Russian Federation and the text of the Oath of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 23.02.2024).
18. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 700 dated September 30, 2010 «On approval of the Procedure for registration of personal surety in the internal Affairs bodies of the Russian Federation and the Categories of positions for which personal surety is issued» // ConsultantPlus (accessed: 23.02.2024).
19. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 522 dated May 18, 2012 «On approval of the Procedure for registration of personal surety upon entry into the service of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation and the Categories of positions for which personal surety is issued» // ConsultantPlus (accessed: 25.02.2024).
20. Decree of the President of the Russian Federation dated December 13, 2012 № 1653 «On Federal personnel reserves of federal state bodies, the activities of which are managed by the President of the Russian Federation» // ConsultantPlus (accessed: 24.02.2024).
21. Referral program : what is it and why do people and businesses need it // URL://http://trends.rbc. ru/trends/social/6440f9679a79479dab94b406.
Информация об авторах
А. В. Ольшевский — заместитель начальника Служебно-правового управления Договорно-правового департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации;
К. В. Жестков — старший эксперт Служебно-правового управления Договорно-правового департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Information about the authors
A. V. Olshevskiy — Deputy Head of the Service and Legal Department of the Contract and Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Honored Lawyer of the Russian Federation;
K. V. Zhestkov — Senior Expert of the Service and Legal Department of the Contract and Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.04.2024; одобрена после рецензирования 06.05.2024; принята к публикации 07.06.2024.
The article was submitted 16.04.2024; approved after reviewing 06.05.2024; accepted for publication 07.06.2024.
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. 639 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определена полицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений.
Особое внимание уделено предупреждению полицией преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; насильственных преступлений против личности; правонарушений в сфере экономики; рецидивной, профессиональной и организованной преступности; террористической и экстремистской преступной деятельности; преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с незаконным оборотом оружия, с миграционными процессами; преступлений и правонарушений коррупционной направленности; дорожно-транспортных правонарушений и др.
Дана оценка перспективам развития ведомственной системы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обоснованы стратегические направления предупредительной деятельности ОВД.
Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических образовательных учреждений, практических работников правоохранительных органов.