Научная статья на тему 'Институт поручительства в системе органов внутренних дел Российской Федерации'

Институт поручительства в системе органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
798
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРИЕМ НА СЛУЖБУ / ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО / THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / THE RECEPTION OF THE SERVICE / PERSONAL GUARANTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонов В. А.

Исследуются вопросы, связанные с личным поручительством в органах внутренних дел. Через обоснования актуальности института личного поручительства, рассматриваются и анализируются правовые нормы, регламентирующие порядок личного поручительства в органах внутренних дел; формируется ряд обобщающих выводов по обозначенной проблематике с конкретными предложениями, направленными на совершенствование нормативной правовой базы в области личного поручительства в органах внутренних дел и практики применения данных правовых норм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трифонов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF GUARANTEE IN THE SYSTEM OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the issues related to the personal guarantee of the ministry of internal affairs. The author, explaining the relevance of the institute of personal surety, review and analysis of legal norms, regulating the procedure of the personal guarantee of the ministry of internal affairs. In the article the author formulates a number of generalizing the findings of the designated problems with specific proposals aimed at improving the regulatory legal base in the field of the personal guarantee of the ministry of internal affairs and the practice of application of the legal norms

Текст научной работы на тему «Институт поручительства в системе органов внутренних дел Российской Федерации»

ИНСТИТУТ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.А. Трифонов,

адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, лейтенант полиции E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуются вопросы, связанные с личным поручительством в органах внутренних дел. Через обоснования актуальности института личного поручительства, рассматриваются и анализируются правовые нормы, регламентирующие порядок личного поручительства в органах внутренних дел; формируется ряд обобщающих выводов по обозначенной проблематике с конкретными предложениями, направленными на совершенствование нормативной правовой базы в области личного поручительства в органах внутренних дел и практики применения данных правовых норм

Ключевые слова: органы внутренних дел; прием на службу; личное поручительство

INSTITUTE OF GUARANTEE IN THE SYSTEM OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.A. Trifonov,

adjunct of the department of constitutional and international law Saint-Petersburg university of MINISTRY of internal affairs of Russia police lieutenant

Annotation. The article is devoted to the issues related to the personal guarantee of the ministry of internal affairs. The author, explaining the relevance of the institute of personal surety, review and analysis of legal norms, regulating the procedure of the personal guarantee of the ministry of internal affairs. In the article the author formulates a number of generalizing the findings of the designated problems with specific proposals aimed at improving the regulatory legal base in the field of the personal guarantee of the ministry of internal affairs and the practice of application of the legal norms

Keywords: the bodies of internal affairs; the reception of the service; personal guarantee

На сегодняшний день продолжающиеся процессы реформирования российского государства и общества обусловили коренные изменения в общественно-политической, социально-экономической, духовно-нравственной и других сферах. Эти изменения сопровождаются нарастанием кризисных тенденций, ростом коррупции и преступности, резким осложнением криминогенной ситуации в стране. В этой ситуации значительно усложняется правоохранительная деятельность органов внутренних дел, возрастают требования к организации службы, к сотрудникам, ведущим борьбу с негативными явлениями. Чтобы сдержать и остановить криминальный вал, переломить ситуацию, обеспечить надлежащий уровень законности, правопорядка и общественной безопасности, надежно за-

щитить конституционные права и свободы граждан необходимо, коренное обновление форм и методов борьбы с преступностью, принципиальное изменение всего организационно-управленческого комплекса органов внутренних дел1.

Особенную остроту приобретает проблема совершенствования кадровой политики в органах внутренних дел. На кадры ложится огромная физическая и моральная нагрузка, личный состав устает из-за длительного усиленного режима работы. Задачи, решаемые сотрудникам органов внутренних в мирное время, как никогда ранее, сопряжены с риском для жизни и здоровья. В этой ситуации во всей остроте и злободневности встает задача отбора на службу в органы внутренних дел наиболее под-

готовленных, правильно мотивированных кандидатов, готовых выполнять все те обязанности, которые впоследствии возложат на них и соблюдать предусмотренные законодательством ограничения.

Одним из важнейших элементов отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел является личное поручительство за кандидата.

Исследование вопросов личного поручительства на современном этапе реформирования системы МВД России является весьма актуальным, поскольку следует заметить, что указанный институт способствует повышению профессионального уровня кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, и конкретизирует элемент ответственности за соблюдения правовых норм принятыми на службу кандидатами.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы поручительства в органах внутренних дел, являются Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 7 статьи 17) и Порядок оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 30 сентября 2010 года № 700.

Личное поручительство оформляется в целях:

- укрепления служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел, предупреждения происшествий и правонарушений с их участием;

- формирования высококвалифицированного управленческого звена кадров органов внутренних дел, снижения текучести кадров;

- повышения ответственности руководителей и иных должностных лиц органов внутренних дел за принимаемые кадровые решения;

- устранения коррупционных рисков и улучшения качества отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел;

- предотвращения возможности формирования коррупционных связей2.

Личное поручительство предусматривает письменное обязательство действующего сотрудника о том, что он ручается за соблюдение гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, ограничений и запретов, установленных для сотрудников федеральным законодательством3.

Не совсем понятным остается вопрос об ответственности лица, поручившегося за кандидата, поступившего на службу в органы внутренних дел. Действующие на сегодняшний день правовые нормы в сфере личного поручительства в органах внутренних дел не устанавливают четкого механизма ответственности поручителя за несоблюдение гражданином, принятым на службу, предусмотренных ограничений и запретов.

Рассмотрим, к примеру, институт личного пору-

чительства, регламентированный уголовно-процессуальным законодательством. Так согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым предусмотренных обязательств4. Однако, кроме этого, здесь же сказано, что в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей5.

В соответствии с этим, по нашему мнению, в ведомственной правовой базе необходимо закрепить норму, согласно которой, действующий сотрудник, поручившийся за гражданина, поступившего на службу в органы внутренних дел, в случае несоблюдения им предусмотренных запретов и ограничений должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Мы понимаем, что на первый взгляд данное предложение может показаться как минимум не совсем приемлемым, поскольку существует принцип индивидуализации ответственности, заключающийся в том, что каждый должен нести ответственность за конкретные свои деяния. То есть, если в деяниях сотрудника органов внутренних дел будет выявлен состав дисциплинарного проступка, то он, а не кто-то другой и должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Однако, на наш взгляд, в органах внутренних дел, как одном из доминирующих элементов правоохранительной системы государства, обладающим признаками военизированной организации, было бы уместно предусмотреть обязательство отдельных сотрудников отвечать за действия их «подопечных» в области соблюдения именно запретов и ограничений, установленных для сотрудников органов внутренних дел. Несоблюдение указанных ограничений и запретов сотрудником можно трактовать не только как совершение как минимум дисциплинарного проступка, но и как совершения деяния, несовместимого со статусом сотрудника органов внутренних дел, так как, нарушивший сотрудник, например предусмотренные законодательством запреты, может быть лишен статуса сотрудника органов внутренних дел (контракт с ним может быть расторгнут)6. Вследствие этого, с нашей точки зрения, будет вполне обоснованным спрашивать в дисциплинарном порядке с поручителей за соблюдения их «подопечными» законодательно установленных ограничений и запретов.

Таким образом, остается только лишь предусмотреть в правовой базе механизм реализации ответственности поручителя за то, что он ручается7 за соблюдение гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, ограничений и запретов, установленных для сотрудников федеральным законодательством. Правовая норма, устанавливающая конкретную ответственность сотрудника за кандидатов, принятых на службу по его поручительству, как нам представляется, позволит повысить эффективность функционирования института личного по-

ручительства в органах внутренних дел. Это в свою очередь объективно создаст обстановку, в которой на службу в органы внутренних дел будут поступать наиболее достойные и перспективные граждане, которые будут в своей деятельности руководствоваться законом и интересами службы, а не своими личными предпочтениями.

Необходимо остановиться на моменте, связанном со сроком службы в органах внутренних дел поручителей. На данный момент имеет место быть юридическая коллизия, вызванная несоответствием норм федерального законодательства и ведомственного приказа.

Так согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел...» «на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет8, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными закона-ми»9. Вместе с тем в соответствии с Приказом МВД России от 30 сентября 2010 года № 700 «поручителями в органах внутренних дел могут выступать сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее пяти лет10.»11.

Объяснить указанное несоответствие с нашей точки зрения можно следующим образом — либо имела место техническая ошибка при подготовке редакции закона, либо законодатель намерено решил снизить срок службы в органах внутренних дел поручителей. Тем не менее, в любом случае данную коллизию необходимо устранить и в Приказ МВД России от 30 сентября 2010 года № 700 следует внести изменения, которые позволят привести нормы этого приказа в соответствие с федеральным законодательством.

Рассмотрим вопрос, связанный с категориями должностей, при назначении на которых оформляется личное поручительство. Указанные категории должностей приведены в приложении № 2 к Приказу МВД России от 30 сентября 2010 года № 700. При ознакомлении с этими категориями должностей возникает резонный вопрос, а при поступлении на другие должности в органы внутренних дел значит личное поручительство не обязательно? То есть за то, что сотрудник, замещающий должность, не указанную в приложении к вышеупомянутому приказу, будет соблюдать законодательно предусмотренные запреты или ограничения никто конкретно не ручается? По нашему мнению данная ситуация может иметь объективные предпосылки для ее изменения. Это связано с тем, что в результате проводимой в государстве реформы системы МВД России было серьезно улучшено социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, в частности это подтверждается существенным повышением денежного

довольствия сотрудников с 1 января 2012 года. Тем самым можно утверждать, что повысив уровень социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, вполне обоснованным будет ужесточить требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы внутренних дел. Одним из таких ужесточений, с нашей точки зрения, может служить обязательство оформлять личное поручительство для кандидатов, поступающих на любые должности в органы внутренних дел. Однако заметим, что данное утверждение мы сформулировали не как безапелляционное, а лишь как дискуссионное, поскольку определенный смысл в дифференциации должностей в органах внутренних дел, требующих оформления личного поручительства, безусловно, есть. Но, тем не менее, затронуть рассматриваемый вопрос в научно-исследовательском аспекте в плане дальнейшего анализа и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, несомненно, следует.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать следующее:

- институт личного поручительства в органах внутренних дел имеет первостепенное значение в области укрепления служебной дисциплины и законности, а также формирования высококвалифицированного кадрового состава органов внутренних дел, поскольку способствует повышению ответственности должностных лиц за принимаемые кадровые решения, а также в определенной мере предотвращает совершение сотрудниками органов внутренних дел коррупционных правонарушений;

- следует нормативно определить ответственность поручителя за невыполнения своих обязательств;

- необходимо привести в соответствие ведомственную нормативную базу нормам федерального законодательства о службе в органах внутренних дел, в частности следует внести изменения в Приказ МВД России от 30 сентября 2010 года № 700 в части, касающейся срока службы в органах внутренних дел поручителей.

Литература

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.

2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Приказ МВД России от 30 сентября 2010 года № 700 «Об утверждении порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство».

4 Бойко В.Н. Правовое обеспечение государственной службы в органах внутренних дел: Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.