Научная статья на тему 'Личное подсобное хозяйство на современном этапе развития аграрного сектора Казахстана'

Личное подсобное хозяйство на современном этапе развития аграрного сектора Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личное подсобное хозяйство на современном этапе развития аграрного сектора Казахстана»

ния информации, несовершенство деятельности нотариальных служб удлиняют процесс оформления документов на право частной собственности, что отражается на куплю-продажу земли. Требует совершенствования механизм установления кадастровой стоимости конкретных земельных участков в соответствии с внутриобластным землеоценочным зонированием, необходимо понижение базовых ставок на первичном рынке недвижимости, особенно на орошаемых землях.

Дальнейшее развитие устойчивых землепользования и земельных отношений в рыночных условиях сопряжены с решением наиболее важных проблем, среди которых:

- создание и законодательное закрепление эффективных механизмов перехода к частной собственности на землю, в том числе предоставление сельским товаропроизводителям долгосрочных ипотечных кредитов под невысокие процентные ставки (не более 5-7% годовых), организация специальных ипотечных банков с государственным участием;

- стимулирование развития системы взаимоотношений между государством и землепользователями, частными собственниками на основе применения дифференцированных пониженных (не менее чем на 25%) базовых ставок, доступных сельхозтоваропроизводителям при невысоких доходах сельского населения на первичном рынке недвижимости;

- регулирование рыночного оборота земли и оптимизация размеров землепользований в зависимости от специализации и форм хозяйствования;

значительным резервом для расширения размеров землепользований являются земли запаса, площадь сельскохозяйственных угодий которых составляет 109,2 млн га.;

- стимулирование к укрупнению действующих и организации новых землепользований сельских хозяйствующих субъектов с целью формирования средне- и крупнотоварного производства в регионах страны;

- выявление потенциальных возможностей и законодательное закрепление повышения норм предоставления земель для развития личного подсобного хозяйства с целью закрепления трудовых ресурсов на селе и уменьшения миграции из села в город, из менее благоприятных регионов - в более благоприятные, но густонаселенные с трудоизбыточным населением;

- проведение государственной политики поддержки сельских товаропроизводителей, рационально использующих земли, не нарушающих экологию и обеспечивающих внедрение инновационных разработок по технологическим, экономическим и другим методам использования земельных ресурсов, обеспечения устойчивого землепользования;

- разработка новой или дополнение действующей нормативно-законодательной базы по компенсации потерь земельным собственникам, землепользователям от земельных сервитутов для инженерных сетей и коммуникаций и при изъятии и аренде их земель.

ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

АГРАРНОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА

Г.Р. Мадиев, к.э.н., зав. отд. НИИ экономики АПК и развития сельских территорий

В современной системе социально-экономического развития села важную роль играют личные подсобные хозяйства населения. В последние годы на их долю приходится около половины стоимости валовой продукции сельского хозяйства.

По данным Агентства РК по статистике, в стране на начало 2005 г. насчитывалось 2 134 тыс. хозяйств населения. К ним агентство относит личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения, коллективные сады и огороды, дачные участки. Их количество незначительно возросло по сравнению с дореформенным периодом, а с начала XXI столетия начало медленными темпами сокращаться.

Агентство РК по управлению земельными ресурсами учитывает земельные участки личных подсобных хозяйств в составе земель населенных пунктов и других категорий земель. По его данным, количество ЛПХ по сравнению с дореформенным периодом сократилось на 185,8 тыс. хозяйств, или на 18,5%. Несмотря на это площадь приусадебных земель возросла на 1/5 часть.

Одновременно увеличилась средняя площадь приусадебного земельного участка с 14 до 20 соток, а площадь под огородом и садом - с 9 до 12 соток, или на одну треть.

В хозяйствах населения в 2005 г. было размещено 138,8 тыс. га посадок картофеля, 91,2 тыс. га овощей, 36,3 тыс. га плодово-ягодных насажде-

ний, что соответственно составляло 81, 84 и 66% от всех категорий хозяйств. Другие культуры (зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, табак) занимали менее 10% всех посевов.

ЛПХ специализируются преимущественно на выращивании животных. В стоимости валовой продукции сельского хозяйства на животноводческую продукцию приходится 75%. На начало 2006 г. хозяйства содержали 4 643,9 тыс. голов крупного рогатого скота (85,6%), 1 076,7 свиней (82%), 10 816,7 тыс. овец и коз (75,7%), 917,3 тыс. лошадей - 83,3% от их общего поголовья в стране. В хозяйствах населения разводится более половины всего поголовья птицы.

В этой категории хозяйств производится 79% картофеля, 65% овощей. 82% плодов и ягод, 87% мяса, 91,1% молока, 78,9% шерсти. По этим продуктам ЛПХ занимают лидирующее положение. Ни один из типов предприятий корпоративного типа пока не может выступить альтернативой микросемейному производству.

По сравнению с дореформенным периодом в хозяйствах населения проявился интенсивный рост посевных площадей, поголовья скота и производства основных продуктов питания. С 1990 г. площадь под картофелем увеличилась в 1,3 раза, подсолнечником - в 14 раз, овощами - в 4, бахчевыми культурами - в 3,3 раза. Поголовье крупного рогатого ско-

та возросло в 1,5 раза, свиней - в 1,6, овец, коз и верблюдов - в 1,7, лошадей - в 1,8 раза. Это соответствующим образом повлияло на рост производства продукции.

Значительный рост производства на приусадебных и других участках частных хозяйств можно объяснить ответной реакцией населения на ухудшение экономической ситуации в сельскохозяйственном производстве, сокращение, а то и полную ликвидацию коллективного производства. Процесс перемещения трудовой активности сельского населения из общественного сектора в личный обусловлен главным образом:

- уменьшением заработной платы и ее доли в совокупном семейном бюджете;

- безальтернативностью занятости, т.е. узостью сферы приложения труда в сельской местности.

Занятость в личном подсобном хозяйстве стала одной из форм самозанятости и обеспечивает почти половину совокупного дохода семьи. Только доход от продажи сельскохозяйственных продуктов и скота личного подсобного хозяйства в 2004 г. в среднем по стране в расчете на 1 домашнее хозяйство составил 79,5 тыс. тенге в год. Это четвертая часть всех годовых доходов семьи. В пригородных зонах доход от реализации плодоовощной продукции, парного мяса, молока многократно выше.

В отличие от сельскохозяйственного предприятия, где результаты труда присваиваются работниками через систему его оплаты, в личных подсобных хозяйствах это присвоение осуществляется в виде непосредственного получения продуктов питания и дополнительных денежных доходов от реализации излишков произведенной продукции. В случае увольнения из сельхозпредприятия или его распада собственное подворье крестьянина становится основным или вообще единственным местом приложения труда для трудоспособных членов.

Многие крестьянские подворья уже не являются подсобными хозяйствами, они утрачивают свой подсобный характер, так как изменяются их роль в формировании бюджета семьи, а также характер занятости, которая из вторичной превращается в основную (единственную). В этих условиях социально-экономическая роль личных подсобных хозяйств проявляется в том, что они выступают как основное и специфическое условие воспроизводства рабочей силы, средство обеспечения жизнедеятельности села, источник дохода семьи и место приложения труда освобожденных из общественного производства работников.

В абсолютном большинстве личное подсобное хозяйство - это мелкотоварное экстенсивное производство, базирующееся на ручном труде с низкой производительностью труда. Этим обусловлено распространением натуральной и полунатуральной системы ведения хозяйства населением. Ведущей отраслью ЛПХ является животноводство: в среднем на 1 ЛПХ, имеющее в своем подворье скот, приходится 4,8 условных головы, с колебаниями по областям от 3,6 до 8,1 головы. Такое поголовье нуждается в значительных объемах кормов и пастбищ. Наличная площадь и структура угодий в ЛПХ не дают возможности заготавливать в достаточном количестве корма для животных, а из-за невозможности организовать пастьбу скота на дальних участках все паст-

бища вокруг населенных пунктов постепенно деградируют. Особенностью приусадебных участков является крайняя ограниченность их расширения из-за отсутствия свободных площадей, прилегающих к усадьбе.

Для обеспечения животноводства пастбищными кормами используются земли, находящиеся в пользовании сельхозпредприятий и переданные местным администрациям. В основном местным администрациям переданы земли, прилегающие к селу. Однако пастбища используются нерационально, что является причиной перевода их в категорию деградированных земель. Кроме того, площади выделяемых естественных угодий недостаточны для наличного поголовья скота. Личные подсобные хозяйства располагают пастбищными угодьями в пределах 21 тыс. га, тогда как для обеспечения по нормам кормления наличного поголовья скота (без свиней и птиц) требуется не менее 32-35 млн га пастбищ с учетом применения пастбищеоборотов. В настоящее время более 102 млн га пастбищ отнесены к категории «земли запаса». По совокупности этих причин 30-37% сельских семей не содержат скот на подворьях.

Главными факторами, сдерживающими развитие личных подсобных хозяйств, являются:

- недостаточное обеспечение скота полноценными кормами;

- неудовлетворительная организация закупок сельскохозяйственной продукции;

- отсутствие возможностей для приобретения средств производства, особенно средств малой механизации.

Реализация продукции является одной из основных трудностей личных подсобных хозяйств. Значительное количество продукции закупают посредники (особенно в глубинных районах). Она никем не учитывается. Доходы от ее реализации получают перекупщики, но от этого ничего не имеют бюджеты всех уровней. Сформировавшиеся посреднические структуры, приобретая продукцию оптом по низким ценам, в большинстве случаев препятствуют свободной реализации населением своей продукции. Для преодоления этого негативного положения требуется комплексное развитие сферы торгово-посреднических услуг и расширение практики договорных отношений с сельхозпредприятиями и перерабатывающими предприятиями.

В перспективе развитие личных подсобных хозяйств населения следует рассматривать как сферу самозанятости для удовлетворения продуктами питания преимущественно только личных потребностей членов семьи.

По уровню самообеспеченности и образованию излишков по видам продукции можно выделить три группы хозяйств населения. Первая группа личных подсобных хозяйств - высокообеспеченные со значительными излишками картофеля и продукции животноводства, формируется в северном регионе. Вторая группа - средней обеспеченности - формируется в восточном и центральном регионах. К третьей группе, малообеспеченных и необеспеченных, относятся ЛПХ южного и западного регионов.

Государственная политика по отношению к личным подсобным хозяйствам должна быть комплексной, направленной на совершенствование условий производства в них, кооперацию с сельхоз-

предприятиями и перерабатывающей отраслью. Необходимо создать систему закупок продукции ЛПХ населения, адекватную рыночной экономике, сократив до минимума число посредников.

Среди множества факторов, влияющих на развитие производства в ЛПХ, наиболее важное место занимает помощь со стороны сельхозпредприятия. Однако объемы помощи, которая раньше была традиционной, значительно сократились, так как многие сельхозпредприятия (особенно малые) сами оказались в трудном финансовом положении и не имеют возможности обеспечивать личные подсобные хозяйства своих работников необходимой ресурсной базой.

Основные виды помощи, необходимые для ЛПХ, сводятся к следующему:

- организация реализации (сбыта) продукции;

- обеспечение кормами;

- выделение пастбищ для выпаса скота;

- организация службы по использованию пастбищ;

- зооветеринарная и агрономическая помощь;

- оказание транспортных услуг.

Проблемы заготовки кормов для скота, использования пастбищ, обработки земли, реализации продукции следует рассматривать как составную часть необходимого комплекса мер по обслуживанию личных подсобных хозяйств с учетом местных условий.

В крупных, экономически крепких сельхозпредприятиях для оказания услуг ЛПХ целесообразно создавать внутрихозяйственные подразделения по обслуживанию населения. Взаимоотношения их с предприятиями следует строить на основе долговременных договорных отношений, закрепляющих права, обязанности и ответственность сторон.

В других случаях целесообразна организация кооперативов по обслуживанию ЛПХ, создаваемых самими владельцами ЛПХ. Преимущество кооператива состоит в том, что при его создании не требуется объединения в паевой фонд земельных участков. Кооперативы организуются при содействии местных органов с целью совместной обработки земли, заготовки кормов, организации пастьбы скота.

Одной из мер по упорядочению процессов реализации продукции является организация закупочно-сбытовых кооперативов. Целью хозяйственной деятельности закупочно-сбытовых кооперативов является обеспечение наиболее выгодных условий реализации животноводческой продукции путем:

- поиска каналов сбыта продукции;

- разработки условий реализации и составления договоров или соглашений между владельцами домохозяйств и перерабатывающими структурами;

- формирование соответствующих партий продукции с целью использования системы «кольцевого вывоза»;

- учета конъюнктуры рынка продукции.

Таким образом, в государственной политике,

проводимой по отношению к ЛПХ, можно выделить три основных направления:

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие личных подсобных хозяйств населения;

- государственная поддержка кооперации в области сбыта и переработки продукции;

- содействие местных органов власти, сельскохозяйственных предприятий в деятельности личных подсобных хозяйств населения.

18.4. КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АГРОБИЗНЕС КИТАЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

С.М. Пшихачев, к.э.н., Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия

Говоря о феномене китайского сельского хозяйства постмаоистского периода, многие отечественные и зарубежные ученые признают значимость серьезных изменений, произошедших в социальноэкономическом развитии «поднебесной страны». Вместе с тем исследование проблем, во что обходится Китаю, его природным ресурсам, задействованным в решении проблем гигантского прироста масштабов аграрного производства этот прирост, по нашему мнению, представляет особую актуальность как в контексте дальнейшего самодостаточного продовольственного обеспечения большой массы людей, проживающих в самом государстве, так и экологического благополучия крупного региона мира. Реальный анализ обозначенных аспектов развития аграрной сферы КНР дает основание полагать, что некогда перманентно присущая китайской аграрной экономике отсталость не является фатально непреодолимой. За последние десятилетия Китаем проде-

монстрирован пример трезвого использования зарубежного опыта внедрения рыночных институтов, адаптированных к местным условиям, а также эволюционного наращивания весомости экономики; Китай, с истинно восточной мудростью отстаивает свои интересы в процессе поэтапной интеграции в мировую экономику.

Китай как экономическая держава за последние годы выходит на передовые позиции в мире, набирает обороты, позволяющие оценивать потенциал данной страны наряду с Японией и Кореей как ядро азиатского пространства. Более того, сложившиеся за последние два десятилетия мирохозяйственный механизм, конъюнктура мировых рынков, поддерживаемый сильно заниженный курс юани по отношению к американскому доллару, заставляющий администрацию США просить китайское руководство о плавном воздействии на этот процесс, говорит о серьезных экономических резервах КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.