Научная статья на тему 'LIBERAL ARTS КАК МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ'

LIBERAL ARTS КАК МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIBERAL ARTS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МЫШЛЕНИЕ И ПИСЬМО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балезина Е.А., Шляпина А.С.

Ускоряющийся темп трансформационных процессов в обществе приводит к повышению требований к знаниям и навыкам современных специалистов в сторону большей гибкости и быстрой адаптивности к изменениям. Для подготовки таких специалистов требуется модернизация системы высшего образования, одним из направлений которой является развитие либерального образования. Программа Liberal Arts рассматривается в статье как модернизационный проект, который отвечает за формирование необходимых навыков у современных выпускников для их большей эффективности и конкурентоспособности на рынке труда. Анализ базируется на модернизационной теории Н.И. Лапина с акцентом на социокультурный компонент модернизации. В основе статьи лежит анализ качественного социологического исследования, проведенного в 2018-2019 гг. методом полуструктурированного интервью. Выборочная совокупность составила 10 человек (5 выпускников и 5 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета направления «Искусства и гуманитарные науки»). Выявлены проблемы реализации модернизационного проекта Liberal Arts: 1) сложность сочетания традиционной формы обучения с внедрением индивидуальных учебных планов; 2) увеличение числа гуманитарных дисциплин, приводящее к размыванию границ специализации/профиля обучения; 3) непонимание студентов (а затем и их работодателей) особенностей либерального образования. Существующие проблемы связываются с инертностью системы классического образования в университете, отсутствием понимания принципов либерального образования и формированием его ценностей в сознании студентов. Последствия такого подхода к формированию учебной программы вызывают трудности с профессиональным самоопределением студентов, а также с проблемой трудоустройства, иными словами, отсутствием понимания у работодателей уровня знаний и навыков выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балезина Е.А., Шляпина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERAL ARTS AS A MODERNIZATION PROJECT

The accelerating pace of social transformations in society brings about higher requirements for qualification of modern specialists, greater flexibility and quicker adaptability. To train such specialists, the modernization of the higher education is essential. The Liberal Arts program is described in the article as a modernization project that is responsible for the formation of the necessary skills in modern graduates for them to be more efficient and competitive in the labor market. The analysis is based on the N.I. Lapin’s modernization theory with an emphasis on the socio-cultural component of modernization. The article discusses the results of a qualitative sociological study conducted in 2018-2019 using the semi-structured interview method. The sample consisted of 10 people - 5 graduates and 5 students of the Perm State National Research University majoring in Arts and Humanities. The challenges of implementing the Liberal Arts project are the following: a. the complexity of combining the traditional form of education with individual curricula; b. an increased number of humanitarian disciplines, leading to a weaker specialization/profile of study; c. students (and later, their employers) are ignorant of the features of liberal education. The existing problems are associated with the inertness of the classical education system at the university, the lack of understanding of the liberal education principles and the formation of its values in the minds of students. The consequences of this approach to the formation of the curriculum cause difficulties with the professional self-determination of students, as well as with employment, since employers lack understanding of the level of knowledge and skills of graduates.

Текст научной работы на тему «LIBERAL ARTS КАК МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ»

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.4 УДК 378.016

Е.А. Балезина, А.С. Шляпина LIBERAL ARTS КАК МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Ускоряющийся темп трансформационных процессов в обществе приводит к повышению требований к знаниям и навыкам современных специалистов в сторону большей гибкости и быстрой адаптивности к изменениям. Для подготовки таких специалистов требуется модернизация системы высшего образования, одним из направлений которой является развитие либерального образования. Программа Liberal Arts рассматривается в статье как модернизационный проект, который отвечает за формирование необходимых навыков у современных выпускников для их большей эффективности и конкурентоспособности на рынке труда. Анализ базируется на модернизационной теории Н.И. Лапина с акцентом на социокультурный компонент модернизации. В основе статьи лежит анализ качественного социологического исследования, проведенного в 2018-2019 гг. методом полуструктурированного интервью. Выборочная совокупность составила 10 человек (5 выпускников и 5 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета направления «Искусства и гуманитарные науки»). Выявлены проблемы реализации модернизационного проекта Liberal Arts: 1) сложность сочетания традиционной формы обучения с внедрением индивидуальных учебных планов; 2) увеличение числа гуманитарных дисциплин, приводящее к размыванию границ специализации/профиля обучения; 3) непонимание студентов (а затем и их работодателей) особенностей либерального образования. Существующие проблемы связываются с инертностью системы классического образования в университете, отсутствием понимания принципов либерального образования и формированием его ценностей в сознании студентов. Последствия такого подхода к формированию учебной программы вызывают трудности с профессиональным самоопределением студентов, а также с проблемой трудоустройства, иными словами, отсутствием понимания у работодателей уровня знаний и навыков выпускников.

Ключевые слова: либеральное образование, Liberal Arts, модернизация, модернизационный проект, мышление и письмо.

Процессы глобализации и быстрый технологический прогресс ставят перед системой образования ряд вызовов. Выпускник в условиях повышающего уровня неопределенности и происходящих изменений становится уязвимым, обладая узкой специальностью и ограниченным числом знаний и навыков. В связи с этим выпускник стремится к улучшению своей позиции на рынке труда посредством развития гибкости мышления, скорости обучения и достижения широкого спектра знаний. Образование по модели свободных искусств (Liberal Arts) во многом является ответом на эти вызовы и призвано заменить (модернизировать) традиционную форму высшего образования с целью повышения эффективности выпускника в экономической системе [1].

© Балезина Е.А., Шляпина А.С., 2021

Балезина Екатерина Андреевна - директор центра социологических исследований, старший преподаватель кафедры социологии ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: katebalezi@gmail.com.

Шляпина Анастасия Сергеевна - социолог центра социологических исследований, магистрант II курса ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: shlyapinascg3@mail.ru.

Понятие модернизации определяется классическими теориями как особый процесс перехода от традиции к современности, где традиция и современность являются конфликтующими и противопоставленными понятиями [2]. На современном этапе модернизационные процессы рассматриваются как неоднолинейное развитие мира, в котором важную роль играют культура и особенности социального устройства общества [3]. Среди отечественных социологов эти взгляды развивают Н.И. Лапин, О.Н. Яницкий [4], С.Г. Кирдина [5], Н.Н. Зарубина [6], В.А. Ядов [7], П.А. Сорокин [8] и др.

Н.И. Лапин рассматривает модернизацию как интеграционный и комплексный процесс изменения реальности, состоящий из четырех основных компонентов: технико-технического, социоэкономического, социокультурного и институционально-регулятивного [9].

Технико-технологический компонент подразумевает переход от одного типа производства к другому через внедрение новых технологий и методик производства. В вузах это проявляется не просто в улучшении материально-технической базы, но во внедрении информационных и компьютерных технологий в образовательный процесс.

Социоэкономический компонент характеризуется изменением специфики труда и средств производства, преобразованием восприятия и смыслов труда, а также изменением специфики необходимых знаний и навыков, обусловленных внедрением новых технологий. Преподаватели вузов обучаются компьютерным технологиям, повышают квалификацию в сфере онлайн-образования.

Институционально-регулятивный компонент состоит из формальных и неформальных правил, способствует эффективному взаимодействию, осуществлению и контролю над остальными тремя компонентами. В связи с цифровиза-цией образования и переходом на дистанционную форму обучения в образовательных стандартах указывается на необходимость повышения квалификации преподавателей в области информационнно-коммуникационных технологий [10].

Социокультурний компонент указывает на ценность новых смыслов и норм поведения, вытесняющих те, что не связаны с модернизационными преобразованиями, предполагает изменения в качестве и уровне жизни населения, утверждении общечеловеческих и демократических ценностей, где в центре стоит личность и ее потребности. Переход в 2020 г. всех вузов на дистанционное обучение существенно трансформировал нормы поведения и преподавателей, и студентов [11].

Совместно данные компоненты обеспечивают формирование интегратив-ной модернизации, характеризующейся комплексом происходящих преобразований, но они могут встречаться и отдельно как самостоятельные виды компонентной (частичной) модернизации.

Модернизация в системе высшего образования в большей степени реализуется через модернизационные проекты, направленные на изменение социо-

культурного компонента. Модернизационные проекты предполагают внедрение новых педагогических методик, введение субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом, повышение значимости личности через гуманизацию и гуманитаризацию образования и др.

Принципы Liberal Arts. Либеральное образование как одно из направлений модернизации высшего образования также можно отнести к социокультурному типу.

Либеральное образование представляет собой подход к образованию, который дает студенту как личности новые возможности: учит реагировать на вызовы современности, критически оценивать и приспосабливаться к ним. Подразумевается, что это будет достигнуто через формирование у студента широкого спектра знаний (кругозора) о мире в целом одновременно с углублением в выбранную самим студентом специальность.

Либеральное образование и его принципы внедряются в российских университетах, в частности через реализацию модернизационного проекта Liberal Arts. Последний представляет собой образовательную модель, в которой реализуется возможность «постоянного изменения своего профессионального выбора и профессиональной идентичности» [12].

Принято считать, что либеральное образование и образование по модели свободных искусств (Liberal Arts) - это взаимозаменяемые понятия. Однако принципы либерального образования несколько шире [13]. Они могут реализо-вываться преподавателем через применение в процессе обучения интерактивных методов обучения в рамках конкретной специальности и учебного заведения, которое не обладает гибким учебным планом, и это не будет являться образовательной моделью целого факультета или университета. Модель Liberal Arts основывается на принципах либерального образования.

Основные принципы либерального образования реализуются в программе Liberal Arts через следующие аспекты:

1. Возможность выбирать основное направление (major) и дополнительную специализацию (minor) самостоятельно, что позволяет обучающемуся строить индивидуальную траекторию обучения. Этот процесс подразумевает, что спустя год после начала обучения студент выбирает основное направление образования, формирует учебный план в соответствии с собственными индивидуальными предпочтениями, направленный на развитие личности студента.

2. Взаимодействие преподавателей со студентами строится на равных, роль преподавателя состоит в сопровождении студентов в процессе поиска ответов на вопросы, в научном руководстве. Это обеспечивается при реализации интерактивных методик преподавания. На учебных занятиях создается ситуация, при которой постоянная необходимость отстаивания своего мнения в обсуждении темы приучает студента критически смотреть не только на взгляды различных исследователей, но и на свои собственные.

3. Развитие навыков мышления и анализа текста у студентов реализуются посредством преподавания специальных дисциплин, таких как «Мышление и письмо», «Академическое письмо» и др. Такие курсы внедряются на первом курсе обучения, чтобы обеспечить базовые навыки работы с текстом.

4. Поддержание междисциплинарного взаимодействия в рамках исследований и актуализация этого через внедрение общих курсов в учебный план, дающих представление о методологии научного исследования и возможность ознакомления с классическими текстами, строится так, чтобы обеспечить не только широту, но и глубину изучаемого предмета [14, с. 98-99].

Бард-колледж является одним из ведущих учебных заведений США, строящих свою деятельность на принципах либерального образования. Российская система высшего образования стремится адаптировать американский вариант Liberal Arts под существующую систему классического образования. Внедрение описанных принципов, особенно возможности построения индивидуальной траектории, вступает в некоторое противоречие со сложившейся практикой в российской высшей школе, которая предполагает возможность выбора дисциплин в общем учебном плане, но не полностью индивидуальный вариант учебного плана. Причем выбор этот зачастую не индивидуальный, а делается всей учебной группой [15, с. 65-66]. Несмотря на предполагаемый положительный эффект от внедрения индивидуальных траекторий обучающихся, этот процесс сталкивается с множеством проблем, среди которых непонимание руководителями системы высшего образования значимости перехода с поточно-групповой организации учебного процесса на индивидуально-ориентированную [16, с. 12].

На сегодняшний день проект Liberal Arts внедрен лишь в нескольких вузах России. Так, в СПбГУ этот проект реализуется на факультете свободных искусств и наук, где учебный план строится на базе индивидуального образовательного маршрута, специализация в бакалавриате происходит в конце второго курса, требование широты образования предполагает изучение курсов по гуманитарным, социальным, естественным и точным наукам, а также по разным видам искусств [17]. В РАНХиГС на факультете Liberal Arts студент может выбрать специализацию после года обучения, также там читаются «нетрадиционные» для российских вузов предметы: «Академическое письмо», «Письмо и критическое мышление» [18]. В Тюменском государственном университете в рамках модели либерального образования идет подготовка студентов по 7 направлениям (социология и антропология, культурные исследования, история, кино и медиа, информационные технологии и цифровое общество, экономика, науки о жизни). Выбор профиля осуществляется в конце второго года обучения, и кроме основного профиля студент вправе выбрать дополнительный [19].

Цель - охарактеризовать особенности и проблемы реализации модерниза-ционного проекта Liberal Arts в ПГНИУ.

Эмпирической базой выступили результаты социологического исследования, проведенного методом полуформализованного интервью в ноябре 2018 г. Выборка (10 интервью) строилась методом критериального отбора. 5 интервью проводились со студентами, которые обучались по направлению «Искусства и гуманитарные науки» ПГНИУ (далее - ИГН) не более трех лет. Этот период выбран в связи с тем, что элементы Liberal Arts стали внедряться в программу «Искусства и гуманитарные науки» в ПГНИУ с 2015 г., а значит, студенты сразу были включены в учебный процесс с применением принципов и методик либерального образования. Другие 5 интервью в качестве информантов предполагали выпускников направления ИГН, которые выступили свидетелями процесса внедрения принципов либерального образования, поэтому они могут оценить изменения, произошедшие в учебном процессе с внедрением Liberal Arts, и сравнить, насколько эти изменения помогли им в их профессиональном становлении и трудоустройстве. Для выпускников главным критерием отбора явился факт окончания бакалавриата по направлению ИГН в предшествующие 2 года (2017 и 2018 гг.).

По итогам исследования выяснено, что студенты ИГН выбирают направление исходя из индивидуальных способностей в сфере искусства и творческой деятельности. Информанты отмечали, что при поступлении не знали об особенностях ИГН и его специфике, связанной с Liberal Arts.

Особенности внедрения проекта Liberal Arts в ПГНИУ. ПГНИУ является классическим университетом, которому присущи жесткая бюрократическая система управления, традиционный тип преподавания и централизованное построение программ учебных дисциплин.

Направление ИГН было открыто на кафедре культурологии и социально-гуманитарных технологий философско-социологического факультета в 2015 г. Программа имеет два профиля1: дизайн и продюсерство. Обучение осуществляется только на платной основе, что позволяет говорить о том, что на это направление поступали действительно заинтересованные в этой программе абитуриенты.

Поступившие совершали свой выбор профиля (продюсерство или дизайн) 1 сентября, т.е. в момент поступления. Первые два курса учебная программа строилась на изучении в основном общих дисциплин, таких как правоведение, экономика, математика и др. Специальные дисциплины концентрировались преимущественно на 3-4-х курсах.

Из специализированного оборудования, необходимого для проведения занятий, использовались специально оборудованные классы, в частности для дизайнеров класс для рисования с мольбертами и компьютерный класс со специальным программным обеспечением для графического дизайна.

1 На момент 2018-2019 гг.

Существовала возможность выбора дисциплин из двух предложенных альтернатив, данные дисциплины включались в учебный план только по решению учебной группы в целом, путем голосования. В течение срока обучения этот выбор был предоставлен для 3-4 дисциплин.

Еще одной особенностью реализации в рамках учебной программы ИГН было внедрение курса «Мышление и письмо». Учебный курс носит характер интенсивного вводного семинара. На каждом занятии выполняются письменные задания, используется чтение текстов разных жанров и типов, также программа курса дополнительно включает просмотры документальных фильмов и посещение художественных выставок [20]. Для выпускных курсов эта дисциплина была введена в середине учебного года, для младших курсов проводилась в сентябре на 1-м курсе обучения. В рамках этой дисциплины студенты работали с разными стилями текста, обучались основам самопрезентации и презентации своих работ. Этот курс обучающиеся называют одним из самых любимых, поскольку они ощущали важность собственного мнения. В связи с разницей момента внедрения курса в программу обучения его эффективность для студентов разнится. Выпускники (прошедшие курс «Мышление и письмо» на 2-3-х курсах) отмечают, что знания и навыки, которые осваиваются на этой дисциплине, уже были приобретены за счет выступлений при защите курсовых работ и на конференциях, путем проб и ошибок. Студенты младших курсов отмечают важность дисциплины, поскольку в дальнейшем учеба на философ-ско-социологическом факультете и получение гуманитарного знания требует специфических навыков при работе с текстом.

В связи с выделенными особенностями реализации Liberal Arts в классическом университете были выделены следующие проблемы.

1. Выбор специализации обучения происходит в момент подачи документов. Такой подход не дает возможности студенту сделать выбор по своей специальности осознанным, однако важно отметить, что при наличии двух профилей: дизайна и продюсирования, студенты имеют возможность перевестись с одного направления на другое, но со сдачей разницы в дисциплинах. Так, одна из выпускниц направления ИГН отмечала: «в июле у нас еще только спрашивали о намерениях, кем мы хотим стать, уверены ли вы точно, а первого сентября мы уже точно отвечали на вопрос: кем мы хотим в итоге стать: дизайнером графическим либо уйти на продюси-рование».

2. Применение принципа гуманитаризации через увеличение числа общих (непрофильных) дисциплин на первых курсах обучения привело к снижению мотивации студентов к обучению и невозможности сформировать свою профессиональную идентичность. Студентка (профиль дизайн): «У нас сейчас недостаточно предметов именно по специальности «дизайн» (...) И иногда сидишь на паре и думаешь: «а зачем мне это надо?»

В ходе интервью выпускники также отмечали, что работодатели оценивают разнообразность дисциплин как отсутствие реальной специализации у выпускника. Для работодателей оказываются более востребованными практические навыки молодых работников в сфере дизайна и продюсирования. Пытавшаяся устроиться на работу выпускница рассказывала о том, как работодатель отреагировал на информацию в ее дипломе: «Каких искусств? А гуманитарные науки? Вы что, знаете все гуманитарные науки: и экономику, и право, потому что они все гуманитарные... ».

3. Наблюдается диссонанс в реализуемых методиках обучения: преподаватели выпускающей кафедры культурологии применяют на занятиях техники и методики преподавания Liberal Arts, а преподаватели других кафедр и факультетов зачастую их не используют. Одним из основных нареканий студентов было отсутствие возможности выражения личного мнения на практических занятиях, что относится к ключевому принципу либерального образования.

4. Ограниченность выбора дисциплин (факультативов) студентами, исходя из своих предпочтений и интересов, связана с низким числом студентов и финансовой нецелесообразностью деления их на подгруппы. В условиях ПГНИУ возможность выбора дисциплин для студентов ограничена выбором лишь из двух альтернатив по предложенным дисциплинам, а в течение обучения таких выборов может быть лишь несколько. Это приводит к ситуации, при которой в рамках направления ИГН невозможно выполнить одно из ключевых требований Liberal Arts - построение индивидуальной образовательной траектории (плана).

Направление ИГН является новым для классического университета, поэтому еще оттачиваются учебный план и особенности преподавания дисциплин. Некоторые студенты говорили, что когда для одной из дисциплин (по выбору) не было преподавателя, то студентам настоятельно рекомендовали выбирать другой предмет. Такая ситуация делала невозможным то индивидуальное построение учебного плана студентом даже в предоставленном частичном варианте, реализованным в ПГНИУ. «Нам сказали, что ребята выбирайте-ка вы вот эту (дисциплину), потому что ту, там преподавать некому... »

Несмотря на позиционирование направления ИГН как программы, относящейся к Liberal Arts, его реализация в классическом университете не могла пройти без его адаптации под традиционную систему образования. Для эффективной реализации и функционирования Liberal Arts необходимо «единство системы управления, принципов построения учебного плана и используемых педагогических подходов» [13]. Выявленные проблемы затрагивают все эти аспекты. Во-первых, увеличение числа гуманитарных дисциплин заставляет студентов терять уверенность в правильности образовательного выбора и терять ощущение профессионального самоопределения. Во-вторых, строгая структура построения учебного плана и отсутствие формирования индивидуальных траекторий в обучении не позволяет студенту раскрыть свой потенци-

ал в интересном для него направлении, что также конфликтует с принципами Liberal Arts. В-третьих, внедрение указанного модернизационного проекта в ПГНИУ, реализованного в рамках отдельного направления подготовки, не учитывает того, что методика преподавания специалистов с других факультетов зачастую строится на базе традиционных методов обучения, не предполагающих построение субъект-субъектных отношений со студентами и формирование у обучающихся ощущения ценности своего профессионального мнения.

Позиционирование ИГН как проекта по модели Liberal Arts подразумевало формирование новых социокультурных реалий, в которых студент будет являться отправной точкой в формировании учебного процесса, однако в сознании студентов ценности или понимания целей такого обучения сформировано не было. Это сделало модель обучения по направлению ИГН в ПГНИУ как модернизационный проект недостаточно эффективным, однако это вполне объяснимо условиями, в которых формировалось направление: жесткая бюрократическая система управления вуза, традиционная форма обучения в вузе, сравнительная молодость направления.

Как социокультурный модернизационный проект Liberal Arts в ПГНИУ является незавершенным (находящимся в стадии внедрения), он требует длительного периода формирования нового видения роли студента в планировании собственной образовательной траектории, важности критического мышления и широкого кругозора, а также изменения мышления преподавателей и руководителей вуза. Описанные выше примеры внедренных либеральных проектов в российских вузах позволяют говорить о возможности успешного совмещения традиционной системы российского образования с новым социокультурным модернизационным проектом Liberal Arts.

Список литературы

1. Боголепова С.В., Малкова Н.В. Liberal Arts в России: непозволительная роскошь или оправданная необходимость? // Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 80-86.

2. Концепция модернизации в работах классиков социологической мысли второй половины XIX - начала XX вв. / Н.Е. Тихонова, В.А. Аникин, С.В. Го-рюнова, Ю.П. Лежнина // Социология: 4М. - 2007. - № 24. - С. 102-129.

3. Эволюция концепции модернизации во второй половине ХХ века / Н.Е. Тихонова, В.А. Аникин, С.В. Горюнова, Ю.П. Лежнина // Социология: 4М. -2007. - № 25. - С. 22-47.

4. Яницкий О.Н. Социальные ограничения модернизации России // Россия и мусульманский мир. - 2010. - № 11. - С. 17-27.

5. Кирдина С.Г. Философия российской модернизации: от цивилизацион-ного к институциональному подходу // Россия реформирующаяся. - 2013. -№ 12. - С. 275-291.

6. Зарубина Н.Н. О теоретических подходах к исследованиям модернизации России в условиях сложного социума // Вестник МГИМО. - 2013. -№ 1 (28). - С. 185-189.

7. К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества // Официальный сайт ИС РАН. - URL: http://www.isras.ru/publ.html? id=1736 (дата обращения: 08.12.2020).

8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / под ред. А.Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - С. 62.

9. Суслов В.И. Рецензия на книгу: Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы (М.: Весь мир, 2016. - 360 с.) // Мир экономики и управления. - 2017. - Т. 17, № 3.- С. 199-202.

10. О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки России от 21.01.2019 № МН-2.1/222. - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-21.01.2019-N-MN-2.1_222/ (дата обращения: 08.12.2020).

11. О принятии дополнительных мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 19.03.2020 № 452. - URL: https://m.minobrnauki.gov.ru/ru/docu-ments/card/? id_4=1173 (дата обращения: 08.12.2020).

12. Что такое образование по модели Liberal Arts? [Электронный ресурс]. - URL: https://eclab.by/liberal-arts-education (дата обращения: 08.12.2020).

13. Беккер Дж. Что такое образование по модели свободных искусств и науки... и чем оно не является [Электронный ресурс]. - URL: https://eclab.by/ texts/article/chto-takoe-obrazovanie-po-modeli-svobodnyh-iskusstv-i-nauki-i-chem-ono-ne-yavlyaetsya (дата обращения: 08.12.2020).

14. Авдонина Н.С. Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы // Ценности и смыслы. - 2017. - № 4 (50). - С. 98-105.

15. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. - 2011. -№ 5.- С. 65-70.

16. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 10-24.

17. Факультет свободных искусств и наук: подход к обучению // Официальный сайт СПбГУ. - URL: https://artesliberales.spbu.ru/ru/education/podhod-k-obucheniyu (дата обращения: 18.12.2020).

18. Открылся проект «Университетские субботы» в новом учебном году // Официальный сайт РАНХиГС. - URL: https://www.ranepa.ru/shkolnik/univer-

sattarday/novosti-programmy-us/otkrylsya-proekt-universitetskie-subboty-v-novom-uchebnom-godu (дата обращения: 18.12.2020).

19. Профили подготовки School of advanced studies // Официальный сайт ТюмГУ. - URL: https://sas.utmn.ru/ru/major-courses/ (дата обращения: 18.12.2020).

20. Березина Е.М., Ветошкина Ю.В., Игнатова Е.С. Технологии развития критического мышления и письма на примере метода «сократического диалога» // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8, № 52. - С. 56-66.

References

1. Bogolepova S.V., Malkova N.V. Liberal arts v Rossii: nepozvolitel'naia roskosh' ili opravdannaia neobkhodimost'? [Liberal Arts in Russia: Inadmissible luxury or a justifiable necessity]. Pedagogika, 2017, no. 4, pp. 80-86.

2. Tikhonova N.E., Anikin V.A., Goriunova S.V., Lezhnina Iu.P. Kontseptsiia modernizatsii v rabotakh klassikov sotsiologicheskoi mysli vtoroi poloviny XIX -nachala XX vv. [Modernization concept in the works of the classics of sociological thought, the second half of the 19th - early 20th centuries]. Sotsiologiia: 4M, 2007, no. 24, pp. 102-129.

3. Tikhonova N.E., Anikin V.A., Goriunova S.V., Lezhnina Iu.P. Evoliutsiia kontseptsii modernizatsii vo vtoroi polovine ХХ veka [The evolution of modernization idea in the latter half of the twentieth century]. Sotsiologiia: 4M, 2007, no. 25, pp. 22-47.

4. Ianitskii O.N. Sotsial'nye ogranicheniia modernizatsii Rossii [Social limitations of Russia's modernization]. Rossiia i musul'manskii mir, 2010, no. 11, pp. 17-27.

5. Kirdina S.G. Filosofiia rossiiskoi modernizatsii: ot tsivilizatsionnogo k insti-tutsional'nomu podkhodu [Philosophy of Russian modernization: From civilizational to institutional approach]. Rossiia reformiruiushchaiasia, 2013, no. 12, pp. 275-291.

6. Zarubina N.N. O teoreticheskikh podkhodakh k issledovaniiam modernizat-sii Rossii v usloviiakh slozhnogo sotsiuma [Theoretical approaches to research on modernization of Russia under conditions of complex society]. Vestnik MGIMO, 2013, no. 1 (28), pp. 185-189.

7. K voprosu o natsional'nykh osobennostiakh modernizatsii rossiiskogo ob-shchestva [On the national characteristics of society modernization in Russia]. Official site Institute of Sociology of RAS, available at: http://www.israpp.ru/publ.html?id=1736 (accessed 08.12.2020).

8. Sorokin P. Chelovek. Tsivilizatsiia. Obshchestvo. Ed. A.Iu. Sogomonov. Moscow, Politizdat, 1992, 62 p.

9. Suslov V.I. Retsenziia na knigu: Atlas modernizatsii Rossii i ee regionov: sotsioekonomicheskie i sotsiokul'turnye tendentsii i problemy [The review of "The

atlas of modernization of Russia and its regions: Socioeconomic and sociocultural tendencies and problems"]. Mir ekonomiki i upravleniia, 2017, vol. 17, no. 3, pp.199-202.

10. O primenenii aktualizirovannykh federal'nykh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [On the application of updated federal state educational standards for higher education]. Letter of the RF Ministry of Education and Science dated 21/01/2019, No. MN-2.1/222, available at: https://rulawpp.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-21.01.2019-N-MN-2.1_222/ (accessed 08.12.2020).

11. O priniatii dopolnitel'nykh mer po protivodeistviiu rasprostraneniiu koro-navirusnoi infektsii [On adoption of additional measures to resist the coronavirus infection]. Order of the RF Ministry of Education and Science dated 19/03/2020, No. 452, available at: https://m.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1173 (accessed 08.12.2020).

12. Chto takoe obrazovanie po modeli Liberal Arts? [What is Liberal arts education?]. Available at: https://eclab.by/liberal-arts-education (accessed 08.12.2020).

13. Becker D. Chto takoe obrazovanie po modeli svobodnykh iskusstv i nauki... i chem ono ne iavliaetsia [What is liberal arts and sciences education... and what it is not]. Available at: https://eclab.by/texts/article/chto-takoe-obrazovanie-po-modeli-svobodnyh-iskusstv-i-nauki-i-chem-ono-ne-yavlyaetsya (accessed 08.12.2020).

14. Avdonina N.S Obrazovatel'naia model' Liberal Arts: soderzhanie i metody [Liberal arts education: Content and methods]. Tsennosti i smysly, 2017, no. 4 (50), pp. 98-105.

15. Petruneva R.M. Individual'no-orientirovannaia organizatsiia uchebnogo protsessa: illiuzii i real'nost' [Individual-oriented organization of educational process: Illusions and reality]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2011, no. 5, pp. 65-70.

16. Sazonov B.A. Individual'no-orientirovannaia organizatsiia uchebnogo protsessa kak uslovie modernizatsii vysshego obrazovaniia [Individual oriented administration of educational process as a condition of modernization of Russian universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2011, no. 4, pp. 10-24.

17. Fakul'tet svobodnyh iskusstv i nauk: podhod k obucheniyu [Faculty of Liberal arts and sciences: An approach to teaching]. Available at: https://artesliberales. spbu.ru/ru/education/podhod-k-obucheniyu (accessed 18.12.2020).

18. Otkrylsia proekt "Universitetskie subboty" v novom uchebnom godu [The "University Saturdays" project started in the new academic year]. Available at: https://www.ranepa.ru/shkolnik/univer-satturday/novosti-programmy-us/otkrylsya-proekt-universitetskie-subboty-v-novom-uchebnom-godu (accessed 18.12.2020).

19. Profili podgotovki School of advanced studies [Training profiles "School of advanced studies"]. Available at: https://sas.utmn.ru/ru/major-courses/ (accessed 18.12.2020).

20. Berezina E.M., Vetoshkina Iu.V., Ignatova E.S. Tekhnologii razvitiia kriticheskogo myshleniia i pis'ma na primere metoda "sokraticheskogo dialoga" [Technologies of critical thinking and writing on the example of "socratic dialogue" method]. Kul'tura i tsivilizatsiia, 2018, vol. 8, no. 52, pp. 56-66.

Оригинальность 85 % Получено 04.04.2021 Принято 29.04.2021 Опубликовано 30.09.2021

Ye.A. Balezina, A.S. Shlyapina LIBERAL ARTS AS A MODERNIZATION PROJECT

The accelerating pace of social transformations in society brings about higher requirements for qualification of modern specialists, greater flexibility and quicker adaptability. To train such specialists, the modernization of the higher education is essential. The Liberal Arts program is described in the article as a modernization project that is responsible for the formation of the necessary skills in modern graduates for them to be more efficient and competitive in the labor market. The analysis is based on the N.I. Lapin's modernization theory with an emphasis on the socio-cultural component of modernization. The article discusses the results of a qualitative sociological study conducted in 2018-2019 using the semi-structured interview method. The sample consisted of 10 people - 5 graduates and 5 students of the Perm State National Research University majoring in Arts and Humanities. The challenges of implementing the Liberal Arts project are the following: a. the complexity of combining the traditional form of education with individual curricula; b. an increased number of humanitarian disciplines, leading to a weaker specialization/profile of study; c. students (and later, their employers) are ignorant of the features of liberal education. The existing problems are associated with the inertness of the classical education system at the university, the lack of understanding of the liberal education principles and the formation of its values in the minds of students. The consequences of this approach to the formation of the curriculum cause difficulties with the professional self-determination of students, as well as with employment, since employers lack understanding of the level of knowledge and skills of graduates.

Keywords: Liberal Arts, liberal education, modernization, modernization project, thinking and writing.

Yekaterina A. Balezina - Senior Lecturer, Department of Sociology, Perm State University, Director of the Center for Sociological Research (Perm State University), Perm, Russia, e-mail: katebalezi@gmail.com.

Anastasiya S. Shliapina - Master's student (Sociology), Perm State University, Sociologist of the Center for Sociological Research (Perm State University), Perm, Russia, e-mail: shlyapinascg3@mail.ru.

Received 04.04.2021 Accepted 29.04.2021 Published 30.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.