Научная статья на тему 'Технологии soft skills в анализе текста (методическая разработка)'

Технологии soft skills в анализе текста (методическая разработка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS (ГИБКИЕ НАВЫКИ) / SOFT SKILLS / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / АНАЛИЗ ТЕКСТА / TEXT ANALYSIS / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснев Владимир Дмитриевич, Береснева Наталья Ириковна

В современных условиях глобального «информационного бума» преподавателю невозможно выступать только в роли «транслятора» знаний. Поиск новых технологий обучения и модернизация уже имеющихся это путь современной организации процесса обучения в новых условиях. В статье идет речь о применении технологий soft skills (гибкие навыки) в практике обучения студентов вузов гуманитарных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS TECHNOLOGIES IN THE ANALYSIS OF THE TEXT

In the current conditions of the global "information boom" the teacher can not act only as a "translator" of knowledge. The search for new learning technologies and the modernization of existing ones is the way of modern organization of the learning process in the new conditions. The article deals with the application of soft skills (soft skills) technologies in the practice of teaching students of humanitarian institutions.

Текст научной работы на тему «Технологии soft skills в анализе текста (методическая разработка)»

ЛИНГВОДИДАКТИКА

УДК 802.4

Береснев Владимир Дмитриевич

Старший преподаватель кафедры истории философии,

Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.:8 (342) 2396-291 E-mail: vensereb@gmail.com

Береснева Наталья Ириковна

Доктор философских наук, декан философско-социологического факультета,

доцент кафедры истории философии, доцент кафедры философии,

Пермский государственный национальный исследовательский университет.

614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15.

Тел.:8 (342) 2396-216

E-mail: nataliaberesneva@gmail.com

ТЕХНОЛОГИИ SOFT SKILLS В АНАЛИЗЕ ТЕКСТА (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)1

В современных условиях глобального «информационного бума» преподавателю невозможно выступать только в роли «транслятора» знаний. Поиск новых технологий обучения и модернизация уже имеющихся — это путь современной организации процесса обучения в новых условиях. В статье идет речь о применении технологий soft skills (гибкие навыки) в практике обучения студентов вузов гуманитарных направлений.

Ключевые слова: soft skills (гибкие навыки), обучение в вузе, анализ текста.

Введение

Особенности развития современного социума приводят к тому, что одной профессии на всю жизнь больше не существует. «Модная специальность», полученная в вузе, не гарантирует безусловного успеха и автоматического карьерного роста в течение всей жизни после защиты диплома.

Научиться умениям и навыкам, затребованным в современном обществе, привычными традиционными способами больше не получится: приобретать большую долю компетенций приходится не из учебника и конспектов лекций, а из стажировок и практик. Ситуация усугубляется тем, что из-за темпов социального и технического развития практически каждому сегодняшнему выпускнику вуза очень скоро придётся переучиваться.

Развитие технологий не гарантирует успешное трудоустройство уже через пять-шесть лет с момента поступления.

Основная часть

Кроме главных профессиональных умений, например, писать или проектировать, сегодня надо учиться эффективному общению и смелости выходить за рамки своей узкой специализации. Особенно это касается специалистов в области социальных и гуманитарных наук. «Настоящий гуманитарий» превращается в мультифункционала. А такого специалиста -на стыке нескольких научных дисциплин - готовить нужно по-другому.

1 Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ. Проект 16-13-59006 Мультимодальная проекция гносеологического процесса.

Умения, востребованные в современном социуме ещё называют гибкими навыками — soft skills. Soft skills — это смесь критического, креативного и проектного мышления, умение работать в команде, умение договориться в любой ситуации, способность к выстраиванию мультикультурных коммуникаций, знание иностранных языков. И самое главное — умение делать осознанный выбор и принимать осмысленные решения. Для развития soft skills сегодня изменяются вузовские программы.

В ряде вузов в качестве ответа в том числе и на запрос времени по развитию гибких навыков появляется многопрофильное обучение по модели Liberal Arts . Пионером в этом процессе был Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), затем тренд подхватила Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), с 2017 г. - Тюменский государственный университет.

Систему либерального образования отличает индивидуальный план обучения, предоставляющий студентам максимально возможную свободу выбора, совмещающий широту дисциплинарного охвата с глубиной изучения предмета. Методология либерального образования базируется на представлении об образовании как о творческом процессе.

Главной целью является развитие неповторимой индивидуальности каждого человека. Осуществляется обучение малыми группами, реализуется междисциплинарный подход, диалогическая форма проведения занятий, программный принцип построения учебного плана, самостоятельное формирование студентом плана своего обучения. Такое образование дает скорее навыки проектного и критического мышления, а не раз и навсегда усвоенные знания (rnrd skills) [Пиплс, 2015].

Ряд технологий soft skills был разработан в рамках программы для всех первокурсников Бард-колледжа (Нью-Йорк) - «Язык и мышление». Инициатива введения этой программы принадлежала президенту Бард-колледжа Л. Ботстайну. Для него было очевидно, что все большее число новоиспеченных студентов университетов и колледжей испытывают значительные трудности, пытаясь выразить свои мысли в письменном виде, критически их обосновать и творчески развить.

Программа включает чтение, письмо и творческие задания, призванные не только дать понять студентам, что такое критическое мышление, но и привить им культуру мышления, необходимую для интеллектуального роста и карьеры.

Программа 34 года успешно реализуется в Бард-колледже. За это время ее также взяли на вооружение несколько международных учебных заведений, которые стремятся изменить организацию обучения и от традиционного формата лекций и семинаров перейти к педагогике, более ориентированной на студентов. Это факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (Смольный институт), который работает по этой программе уже двадцать лет, Американский университет Центральной Азии в Бишкеке (Кыргызстан), колледж Аль-Кудс Бард и университет Аль-Кудс в городе Абу-Дис (Палестина), Европейский гуманитарный университет в Литве также с большим успехом реализуют эту программу [Беккер, 2014].

В рамках ряда интенсивных семинаров "Письмо и мышление", разработанных Центром развития письма и критического мышления (факультет свободных искусств и наук СпбГУ), посвященных использованию различных типов письменных заданий при проведении занятий и подготовке к ним, с методами обучения soft skills ознакомилась первая группа преподавателей философско-социологического факультета ПГНИУ. С 2015 г. в учебные планы философско-социологического факультета введен курс «Письмо и мышление», который в течение трех лет успешно реализуется на факультете.

Технологии оказались достаточно эффективными и сертифицированные преподаватели успешно вводят их модификации в преподавание и других курсов — философских, социологических, психологических, культурологических и пр.

Преимущества технологий soft skills в том, что через прочтение и творческое осмысление текста должна произойти актуализация личного опыта в контексте поставленной в тексте

Научный журнал № 1, 2018

53

проблемы. При этом навязывания целевой аудитории какого-то предварительно сформулированного решения проблемы происходить не должно, даже если такое решение предлагается автором текста.

Таким образом, мы можем противодействовать склонности молодежи безрефлексивно принимать или, наоборот, — отрицать, какую либо публично выраженную точку зрения.

В качестве примера рассмотрим кейс из серии занятий, разработанных для студентов направления "Организация работы с молодежью" ПГНИУ в рамках курса "Лидерство в молодежной среде". В приводимом кейсе рассматривается проблема лидерства в сфере образования.

Личность школьного учителя или вузовского преподавателя в постсоветский период в России претерпевает существенную девальвацию, утрачивает статус духовного лидера. Современный педагог становится исполнителем, оказывающим образовательную услугу в рамках должностных инструкций, а тяга молодежи к знаниям занимает далеко не первую строчку современных систем ценностей.

Для проработки данной проблемы нами был использован документальный фильм «Странные частицы» режиссера Дениса Клеблеева (фильм стал победителем национального конкурса международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» (2015 г.), копия фильма любезно предоставлена для показа в небольших студенческих группах режиссером). Показ фильма был организован на первом занятии, без каких-либо вводных слов. Важно зафиксировать существующую «оптику» видения вышеупомянутой проблемы.

Следующие занятия общей продолжительностью 4 академических часа проводятся по представленной ниже схеме:

Задание Содержание задания Порядок выполнения

1. Несфокусированное письмо Концентрация внимания на работе в аудитории

2. Сфокуисро-ванное письмо, на тему, обращенную к личному опыту Вспомнить школьного учителя (вузовского преподавателя), который больше всего запомнился, описать его характер, внешность, привычки и т.п.

3. Группа вопросов, соединяющих личный опыт с постановкой проблемы Был ли лидером ваш учитель (преподаватель)? Должен ли учитель (преподаватель) быть лидером в отношении аудитории (школьников, студентов)? Обращаемся к первому созданному на занятии тексту, представляющему описание школьного учителя и пытаемся найти (подчеркнуть, выделить цветом) в этом описании упомянутые качества, которые делают (или могут сделать) учителя лидером.

4. Задание на соединение личного опыта с текстом в рамках выбранной проблемы Перечислить как можно больше качеств героя фильма. Обладает ли герой «эталонными» (выбранными при выполнении предыдущего задания) качествами лидера? Какие качества героя мешают ему стать лидером? Как результат проделанной работы мы получаем психологический портрет лидера (каким он должен быть и каким не должен быть). На предыдущих занятиях (на материале текста У. Голдинга «Повелитель мух») мы пришли к выводу, что человек является лидером не в силу наличия/отсутствия каких-то качеств, а в силу того, решает ли он стоящие перед ним задачи. Из этого вывода следует новая тема для письменного ответа: "А какие задачи должен решать преподаватель?"

Задание Содержание задания Порядок выполнения

5. Углубление понимания проблемы Вводная: человек является лидером не в силу наличия/ отсутствия каких-то качеств, а в силу того, видит ли он пути решения стоящих перед ним задач. Какие задачи должен решать преподаватель? Работы в малых группах. Группы получают задание - соотнести задачу, стоящую перед преподавателем, и качества, которые помогают эту задачу решить. Задание выполняется путем создания таблицы или схемы. Затем предлагается сравнить задачи, стоящие перед лидером, и задачи, стоящие перед преподавателем.

6. Итоговое задание Создание портрета идеального преподавателя Портрет создается в виде списка качеств, схемы или рисунка. В портрете отражаем качества, необходимые как для лидера, так и для преподавателя. Сравниваем, какая часть качеств оказалась более весомой в портрете - быть лидером или быть преподавателем?

Завершающее задание Сравнение героя текста с портретом идеального преподавателя и формулирование собственного отношения к проблеме лидерства в сфере педагогики Рефлексия на темы: 1 .Что бы вы могли посоветовать герою фильма, чтобы добиться успеха в решении стоящих перед ним задач? 2. Если бы у вас была возможность помочь главному герою, в чем заключалась бы ваша помощь и каковы тогда были бы шансы на успех?

Заключение

Справка: Курс «Лидерство в молодежной среде», кейс из которого был приведен, читается в третьем триместре. Общий объем составляет 8 зачетных единиц. Отдельным модулем в него включен модуль «Лидерство в контексте художественной культуры» (2 зачетных единицы), где речь на занятиях идет о проблеме лидерства в разных сферах на примерах отечественных и зарубежных произведений художественной культуры разных видов и жанров. Количество человек в группе — 10-12.

Итогом курса является написание эссе, посвященное размышлениям о каком-либо из аспектов многогранного феномена лидерства с опорой на произведения искусства. В ходе написания эссе студенты демонстрируют индивидуальное понимание поставленной проблемы, творческое мышление, навыки письменного изложения мысли.

Помимо узкопрофессиональных компетенций, они демонстрируют общие гуманитарные компетенции, показывая умение структурировать информацию, аргументировать свою точку зрения, иллюстрировать ее яркими примерами, подытоживать изложенный материал. Эти навыки необходимы не только организатору работы с молодежью, но и любому грамотному специалисту.

Список литературы

1. Пиплс П. Развитие речи и критического мышления у студентов в программах Бард-колледжа // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 116-131.

2. Беккер Дж. Что такое образование по модели свободных искусств и наук... и чем оно не является // Свободные искусства и науки на современном этапе: опыт США и Европы в контексте российского образования / Под ред. Дж. Беккера, Ф.В. Федчина. Санкт-Петербург: Изд-во «Санкт-Петерб. гос. ун-т», 2014. С. 12-41.

HA YHHblHMYPHAM № 1, 2018

55

Beresnev V.D.

Senior Teacher,

Chair of History of Philosophy, Perm State University

Beresneva N.I.

Doctor of Philosophy, Perm State University

SOFT SKILLS TECHNOLOGIES IN THE ANALYSIS OF THE TEXT

In the current conditions of the global "information boom" the teacher can not act only as a "translator" of knowledge. The search for new learning technologies and the modernization of existing ones is the way of modern organization of the learning process in the new conditions. The article deals with the application of soft skills (soft skills) technologies in the practice of teaching students of humanitarian institutions.

Keywords: soft skills, university education, text analysis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.