Научная статья на тему 'Современные технологии в преподавании иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза'

Современные технологии в преподавании иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / ПРОЕКТЫ / КЕЙС МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГИБКИЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / MODERN TECHNOLOGIES / SOFT SKILLS / PROJECTS / CASE STUDY METHOD / PROFESSIONAL MANAGEMENT SOFT SKILLS / CRITICAL THINKING / PROFESSIONAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Ирина Викторовна

В статье рассматриваются современные технологии в преподавании иностранного языка, необходимые для студентов бакалавров технического вуза, формирующих у них необходимые профессиональные навыки. В настоящее время очевидна необходимость трансформации образования с учетом изменений цифрового мира в пользу развития гибких навыков, обеспечивающих кадровое лидерство в цифровой эпохе. Ценность новых технологий заключается в том, что они позволяют лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, в различных направлениях и дисциплинах и разбираться в потоках современной информации. Внедрение учебных кейсов и проектов в практику российского образования также является весьма актуальной задачей. При этом усвоение знаний и формирование умений выступают как результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies in foreign language training at a technical higher education institution

The article discusses modern technologies in foreign language training for the bachelors of technical university which help to develop professional skills. Nowadays there is a need of education transformation taking into account changes of the digital world in favour of the soft skills development which provide personnel leadership in a digital era. The value of new technologies is that they allow to be guided better in a rapidly changing world, in various directions and disciplines and to understand flows of modern information. Educational cases and projects are very important in Russian education now. At the same time, assimilation of knowledge and abilities development act as a result of vigorous independent students’ activity on conflicts solving therefore there is a creative mastering professional knowledge, skills, abilities and critical thinking development.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в преподавании иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-218-221 УДК 811

Зуева Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

divirviz@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются современные технологии в преподавании иностранного языка, необходимые для студентов - бакалавров технического вуза, формирующих у них необходимые профессиональные навыки. В настоящее время очевидна необходимость трансформации образования с учетом изменений цифрового мира в пользу развития гибких навыков, обеспечивающих кадровое лидерство в цифровой эпохе. Ценность новых технологий заключается в том, что они позволяют лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, в различных направлениях и дисциплинах и разбираться в потоках современной информации. Внедрение учебных кейсов и проектов в практику российского образования также является весьма актуальной задачей. При этом усвоение знаний и формирование умений выступают как результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие критического мышления.

Ключевые слова: современные технологии, гибкие навыки, проекты, кейс метод, профессиональное гибкие навыки управления, критическое мышление, профессиональные знания.

В современном обществе востребованный и конкурентоспособный специалист - это профессионал, обладающий развитыми коммуникативными и управленческими навыками. В терминологический аппарат специалистов в сфере управления, все чаще входит понятие «гибкие навыки» (от англ. «soft skills») -это группа неспециализированных, необходимых в ходе карьеры надпрофессиональных навыков, отвечающих за эффективность в процессе работы, а также производительность и выступающие сквозными, не связанными с определенной предметной сферой. Термин «soft skills» является одним из треков динамично меняющегося мира. Однако, несмотря на его популярность, универсального понимания пока не существует. В переводе с английского языка soft skills обозначают «мягкие» навыки или «гибкие» навыки. В Оксфордском словаре мы находим, что «мягкие» навыки являются личными качествами, позволяющими находится в эффективном и гармоничном взаимодействии с другими людьми, например, осуществлять продуктивную коммуникацию. Вместе с тем содержательная сторона понятия требует интегративного понимания среды и личностного ресурса [6, с. 50].

Гибкие навыки - это комплекс межличностного общения, человеческих, жизненных, социальных навыков, а также черт характера, социального интеллекта, эмоционального интеллекта. В отличие от профессиональных навыков, так называемых «жёстких» (hard skills), гибкие навыки не зависят от конкретной специализации, а определяются личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), социальными навыками (социальный интеллект, коммуникация; умением работать в команде; эмоциональный интеллект), управленческими способностями (управление временем, проявление лидер-

ства, разрешение проблем, развитие критического мышления). Сюда включаются такие качества, как: стратегическое мировоззрение против тактических позиций, многофункциональное, системное мышление, здравый смысл, сбор полной фактической информации, умение ладить с людьми, решение проблем и конфликтов, аргументация, критическое мышление, подбор лучших кадров и др. [7, с. 95].

Сущность гибких навыков представляют собой базовые познания так называемых сквозных технологических направлений, как элементов глубокого мышления: современные нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей [5, с. 102].

Гибкие навыки приобретают особую значимость в профессиональной сфере, так как любая профессиональная деятельность подразумевает установление контактов, общение с людьми в формальном и неформальном контекстах. Умение выстраивать эффективную коммуникацию является основой жизненного и профессионального успеха, а так же карьерного роста любого специалиста.

Вопросами формирования гибких навыков в разное время занимались многие ученые, которые неоднозначно рассматривали и определяли понятие «soft skills», что можно объяснить особенностями восприятия и сферой научных интересов каждого из них. Так, по мнению Т. А. Ярковой, сегодня «требуются творческие люди, умеющие преодолевать пределы средних возможностей, с активной жизненной позицией». Поэтому успешность в современном обществе - «это не только то, что любой из нас получает при рождении, на девяносто процентов это усилия и труд, вложенный

218

Вестник КГУ 2019

© Зуева И.В., 2019

в себя». К ведущим умениям личности XXI века Т.А. Яркова причисляет «критичный характер мышления и активность; открытость всему новому и умение в нем ориентироваться; коммуникативные навыки; умение находить и обрабатывать информацию; желание и стремление постоянно самосовершенствоваться и др.» [4, с. 222].

Н.В. Жадько рассматривает развитие «soft skills» в плоскости профессиональных межличностных отношений, которые предполагают включение в рабочий и организационный контексты предприятия, понимание и представление корпоративных интересов, постановку и решение профессиональных задач [1, с. 20]. А.И. Ивонина, О.Л. Чу-ланова, Ю.М. Давлетшина считают, что «soft skills» следует рассматривать как «мягкие компетенции», которым свойственно развитие в «профессиональной деятельности» и наличие которых вызывает «пристальное внимание работодателей при приеме на работу и при формировании модели компетенции конкретных должностей» [2, с. 9].

Н. В. Жадько описывает формирование гибких навыков в бизнесе с позиции деятельностного подхода. В качестве компонентной структуры «мягкого» навыка как единицы деятельности ей была разработана концептуальная модель, состоящая из трех компонентов: мотивация; контекст; технологии и алгоритмы. Данные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой единое структурное целое [1, с. 21].

В рамках преподавания курса иностранного языка в техническом вузе вполне продуктивно использовать данную модель. На занятиях по английскому языку существуют как ресурсы для развития мотивации, так и создание или восстановление контекста для формирования навыка. Формирование алгоритмов действий и поведение в коммуникативных ситуациях выступает как неотъемлемая часть занятия по иностранному языку.

Для того что бы определить какие именно гибкие навыки необходимо развивать у студентов, следует обратить внимание на их будущую профессиональную сферу деятельности. Так, например, для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки 380302 «Менеджмент организации», 380303 «Управление персоналом», 230301 «Технология транспортных процессов», это навыки межличностного общения - критическое мышление, навыки решения проблем, умение эффективно работать в команде, коммуникативные навыки, навыки решения конфликтов.

Следует отметить что, алгоритм развития гибких навыков логично вписывается в классическую модель обучения: знания - умения - навык. В этой связи работа с газетными и журнальными статьями, а также профессионально направленными текстами, является источником знаний и мотивации для развития гибких навыков у студентов-бакалавров.

Кроме того, на интерактивных занятиях по английскому языку можно также создать условия для применения на практике полученных из различных источников знаний, формирования и закрепление гибких навыков. Так, например, в процессе ролевой игры, кейсов у студентов появляется возможность применить полученные знания путем формирования и повторения алгоритмов и выработки стратегии корректного взаимодействия с партнерами по коммуникации.

Внедрение учебных кейсов в практику обучения выступает сегодня очень важной задачей. Кейс является описанием какой-то определенной реальной ситуации, которая подготовлена в рамках конкретного формата и предназначена для обучения студентов анализу различных типов информации, ее суммированию. Так же, кейс обучает навыкам правильного формулирования проблемы и выработке соответствующих вариантов ее решения в контексте с установленными критериями. Технология кейсового обучения является обучением через действие. Основная идея кейс-метода заключается в усвоении знаний и формировании умений у студентов, что выступает как результат их активной самостоятельной деятельности по разрешению противоречий. В ходе данного процесса происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческого мышления.

Сегодня преподаватель сталкивается с нелегкой задачей: ему необходимо не только отлично владеть своей дисциплиной, современными методами преподавания, уметь правильно организовывать учебный процесс, но также эффективно использовать новейшие технологии обучения. В практике обучения профессиональным английским темам курса мы активно применяем такие методы как: проектов, коммуникативный, инновационные технологии, компьютерное моделирование, мультимедийные системы, а также кейс-метод.

В учебном процессе использование метода «Case Study» имеет несколько преимуществ перед традиционными методами. Прежде всего, кейсовая методика дает возможность сочетать в обучении теорию и практику. Метод кейсов помогает развивать у студентов гибкие навыки поиска и применения необходимых источников информации, помимо того студенты используют именно ту информацию, которую они сами же и находят.

Кроме того, изложенный в кейсе вариант решения конкретной проблемы, предполагает только творческий подход ее решения. В такой ситуации процесс познания носит коллективный характер, что помогает обучать студентов правилам общения: групповой работе, умению прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию, логически выстраивать схему решения конкретной проблемы.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

219

В условиях применения «Case Study» на занятиях по иностранному языку технических направлений подготовки нашего университета, можно сделать вывод, что он является одним из самых успешных и продуктивных. Метод кейсов это комплексная технология, включающая в себя основные виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. В этой связи у студентов появляется возможность осуществления реального общения на иностранном языке в процессе дискуссий, а также в ходе взаимодействия с преподавателями и другими студентами группы. Организация работы с кейсом и ведение дискуссии с преподавателем, оценка качества самого кейса и теоретическая подготовка учащихся к предстоящей работе -важная составляющая данной методики обучения.

Примером развития гибких навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки 380303 «Управление персоналом» и 230301 «Технология транспортных процессов», на практических занятиях по английскому языку могут послужить следующие кейсы: «Poorly Defined Responsibilities Versusa Well Managed Fleet», «Howan International NGO Improvedits Safety Record», «Personal Useof Vehicles», «Onlythe Designated Driverofa Vehicle Should DriveIt».

Для всех студентов факультета управления МАГТУ (МАДИ) навык проведения устной презентации (мини-проекта) является одним из самых ключевых в образовательной, консультационной, исследовательской видах деятельности, а также для продвижения своих услуг как профессионала.

Исследовательский проект как элемент творческой деятельности студентов также весьма популярен в практике обучения наших студентов. Он позволяет не только направлять познавательную деятельность, но и развивать компетентность. В этой связи он справедливо рассматривается как уникальная педагогическая технология, которая направлена на интеграцию фактических знаний и на приобретение новых. Здесь основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной базы: основных навыков и умений межкультурной коммуникации, развитие коммуникативной культуры языковой личности студента, формирование и развитие языковой и речевой компетенций, обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке, развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в ситуациях профессионального, официального и неофициального общения.

На занятиях по английскому языку мы используем главным образом три вида проектов: групповой проект, мини-исследование, проект на основе работы с литературой.

Следовательно, в ходе нашего анализа технологии проекта, мы можем отметить, что в процессе поиска нужной информации, в процессе обработки

языкового материала, при обсуждении и классификации собранной студентами информации они тоже включены в различные виды иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, аннотирование, реферирование.

Как правило, студенты старших курсов уже имеют опыт подготовки проектов, презентаций, выступлений, а также практику выступления в роли целевой аудитории таких видов деятельности. Студенты успешно находят релевантный материал, который отвечает требованиям к презентациям, проводят глубокую аналитическую работу, резюмируют значительные объемы изученного материала. Не смотря на это, студенты часто признаются, что часто сталкиваются с некоторыми трудностями при работе с устной презентацией (коммуникативные, психологические трудности и др.). Для многих студентов самое сложное - установление контакта с аудиторией, а также поддержание внимания и интереса на протяжении всего выступления. Примерами развития гибких навыков выступления с презентацией на публике в рамках занятий по иностранному языку, могут выступать следующие мини-проекты: «The System of OperationalManagement in Russia», «The Health and Safety in Transport Management in GB And Russia», «The Human Resources in Transport Management in Russia and GB».

Задания такого типа мотивируют студентов искать ответы на вопросы связанные со знанием специальной терминологии для осуществления профессиональной коммуникации. Систематически организуемая таким образом работа студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» приведет к формированию искомых гибких навыков как деятельности, сформированной и доведенной до автоматизма.

Таким образом, основными методами реализации исследуемых нами технологий в процессе обучения студентов английскому языку в технических университетах выступают следующие:

- самообучение: самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения (литература, разные материалы - статьи, блоги, мануа-лы тренингов, прослушивание вебинаров;

- поиск обратной связи: получение обратной связи от однокурсников, преподавателей, наставников и работодателей об успешности своего поведения в аспекте развития конкретного навыка;

- обучение на опыте других и ментворкинг: выделение и изучение моделей успешного поведения того, кто обладает высоким уровнем развития данной компетенции, работа с наставником;

- специальные задания (фоновые тренинги): самостоятельные упражнения, которые развивают определенные компетенции, воспитывают выбранные личностные качества либо утилизируют вредные привычки;

220

Вестник КГУ 2019

- решение кейсов: исследование конкретных ситуаций с предложением оптимальных путей решения;

- обучение через развертывание сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций: включение в изучение материала через представление его в виде связанного рассказа, истории путем выявления его эмоционально-личностной значимости;

- развитие в процессе работы: поиск и освоение более эффективных моделей поведения для решения задач, которые входят в профессиональный функционал;

- разработка проектов: уникальная педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний и на приобретение новых.

Необходимо также отметить, что кроме вышеперечисленных методов можно выделить и способы формирования необходимых профессиональных навыков на практических занятиях по иностранному языку. Данный процесс может быть бесконечным и будет зависеть от множества факторов - требований ФГОС, требований рынка труда, интересов и креативности студентов и преподавателя. Студентам технических вузов необходимо развивать профессиональные гибкие навыки управления и взаимодействия в высококонкурентной и высокотехнологичной среде в условиях глобальных метатрендов: цифровизации всех сфер жизни; автоматизация и роботизация; глобализация (экономическая, технологическая и культурная); демографические изменения; становление сетевого общества, сетевых технологий и решений, основанных на технологии blockchain; экологизация; ускорение, все возрастающая скорость изменений окружающего мира.

Библиографический список

1. Жадько Н.В. «Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 8. - С. 19-22.

2. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетши-на Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - Т. 9. - № 1. - C. 1-18.

3. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управле-

ние персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - № 1 (28). - С. 53-58.

4. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. -Т. 2. - № 4. - С. 222-234.

5. Green Cary J. Leadership and Soft Skills for Students: Empowered to Succeed in High School, College, and Beyond Paperback. - Dog Ear Publishing, LLC, 2015. - 164 p.

6. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. - Child Trends Publication, 2015. - 56 р.

7. Melser N. Teaching Soft Skills in a Hard World Paperback. - Rowman & Littlefield, 2018. - 130 p.

References

1. Zhad'ko N.V. «Myagkij» navyk kak edinica soderzhaniya intensivnogo professional'nogo i biznes obucheniya // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. -2011. - № 8. - S. 19-22.

2. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov // Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2017. - T. 9. - № 1. - C. 1-18.

3. Chulanova O.L., Ivonina A.I. Formirovanie soft skills (myagkih kompetencij): podhody k integracii rossijskogo i zarubezhnogo opyta, klassifikaciya, operacionalizaciya // Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. - 2017. -№ 1 (28). - S. 53-58.

4. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. - 2016. -T. 2. - № 4. - S. 222-234.'

5. Green Cary J. Leadership and Soft Skills for Students: Empowered to Succeed in High School, College, and Beyond Paperback. - Dog Ear Publishing, LLC, 2015. - 164 p.

6. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. - Child Trends Publication, 2015. - 56 r.

7. Melser N. Teaching Soft Skills in a Hard World Paperback. - Rowman & Littlefield, 2018. - 130 p.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.