Научная статья на тему 'Технология softskills и изучение классики на языке оригинала: (роман "Гордость и предубеждение" Джейн Остен на занятиях по английскому языку)'

Технология softskills и изучение классики на языке оригинала: (роман "Гордость и предубеждение" Джейн Остен на занятиях по английскому языку) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT-SKILLS / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ / "ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ" / ДЖЕЙН ОСТЕН / SOFT SKILLS / CRITICAL THINKING / HOME READING / PRIDE AND PREJUDICE / JANE AUSTEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костыря Алёна Владимировна

Обращение к классике в рамках изучения первого иностранного языка на языковых специальностях является на данный момент повсеместной практикой. Изучение литературного произведения в оригинале способствует развитию у студентов вузов языковой компетенции, расширению фоновых знаний. В данной статье рассматриваются возможности изучения классического романа английской литературы «Гордость и предубеждение» Джейн Остен в формате технологии «softskills», разработанной Институтом письма и мышления (Бард колледж, США); приводится последовательность заданий и разработанная система вопросов. В частности, в рамках распределения заданий на предтекстовые, притекстовые и послетекстовые учащимся предлагается найти решение проблемной ситуации, познакомиться с «миром Джейн Остен», её эпохой, а также осуществить ведение читательского дневника и анализ поведения главных героев. Рассмотрение некоторых «традиционных» заданий при работе с текстом демонстрирует их адекватность (соответствие) требованиям либерального образования, поскольку они предоставляют обучающимся возможность выбора и углублённого изучения предмета. Коме того, представленная система заданий формирует комплексное восприятие сложного и многоуровневого текста в совокупности с так называемым дискурсом изучаемого романа сайтами, посвящёнными эпохе и творчеству писательницы. В связи с тем, что владение «гибкими навыками» подразумевают знание иностранного языка, способность к выстраиванию мультикультурных отношений и умение принимать самостоятельные решения, занятия по английскому языку, по нашему мнению, являются хорошим ресурсом для дальнейшего развития и совершенствования навыков критического письма и мышления у студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS AND THE STUDY OF THE CLASSICS IN THE ORIGINAL LANGUAGE: THE NOVEL "PRIDE AND PREJUDICE" J. AUSTEN AT THE ENGLISH LESSONS

To appeal to the classics in the study of the first foreign language in the language specialties is currently a common practice. The study of a literary work in the original contribute to the development of students' language competence, the expansion of background knowledge. The article discusses the possibility of studying the classic novel of English literature "Pride and prejudice" by Jane Austen in the format of the technology "soft skills" developed by the Institute of writing and thinking (Bard College, USA), providing a sequence of tasks and a system of developed questions.In particular, in the framework of the tasks distribution on pretext, text and after text, students are encouraged to find solution to a problem situation, learn about "the world of Austen", her era, and also to keep a reader's diary and undertake analysis of the behavior of the main characters. Considering "traditional" tasks while working with the text demonstrates their adequacy (compliance) to the requirements of liberal education, as they provide students with both choice and depth of study of the subject. In addition, the system of tasks forms a complex perception of the complicated and multi-level text in conjunction with so-called discourse of the novel sites dedicated to the era and creative work of the writer. Due to the fact that the possession of "flexible skills" implies a foreign language proficiency, ability to build multicultural relations and to make independent decisions, English classes is an ideal resource for further development and improvement of critical writing and thinking skills of students of Humanities.

Текст научной работы на тему «Технология softskills и изучение классики на языке оригинала: (роман "Гордость и предубеждение" Джейн Остен на занятиях по английскому языку)»

УДК372.881.111.1

Костыря Алёна Владимировна

Старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода,

Пермский государственный национальный

исследовательский университет

614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15.

Тел.: +7 (342)396283

E-mail: a.v.kostyria@gmail.com

ТЕХНОЛОГИЯ SOFTSKILLS И ИЗУЧЕНИЕ КЛАССИКИ НА ЯЗЫКЕ ОРИГИНАЛА: (РОМАН «ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ» ДЖЕЙН ОСТЕН НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ)

Обращение к классике в рамках изучения первого иностранного языка на языковых специальностях является на данный момент повсеместной практикой. Изучение литературного произведения в оригинале способствует развитию у студентов вузов языковой компетенции, расширению фоновых знаний. В данной статье рассматриваются возможности изучения классического романа английской литературы «Гордость и предубеждение» Джейн Остен в формате технологии «softskills», разработанной Институтом письма и мышления (Бард колледж, США); приводится последовательность заданий и разработанная система вопросов. В частности, в рамках распределения заданий на предтекстовые, притекстовые и послетекстовые учащимся предлагается найти решение проблемной ситуации, познакомиться с «миром Джейн Остен», её эпохой, а также осуществить ведение читательского дневника и анализ поведения главных героев. Рассмотрение некоторых «традиционных» заданий при работе с текстом демонстрирует их адекватность (соответствие) требованиям либерального образования, поскольку они предоставляют обучающимся возможность выбора и углублённого изучения предмета. Коме того, представленная система заданий формирует комплексное восприятие сложного и многоуровневого текста в совокупности с так называемым дискурсом изучаемого романа — сайтами, посвящёнными эпохе и творчеству писательницы. В связи с тем, что владение «гибкими навыками» подразумевают знание иностранного языка, способность к выстраиванию мультикультурных отношений и умение принимать самостоятельные решения, занятия по английскому языку, по нашему мнению, являются хорошим ресурсом для дальнейшего развития и совершенствования навыков критического письма и мышления у студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: softskills, критическое мышление, домашнее чтение, «Гордость и предубеждение», Джейн Остен.

Введение

Давно наметившаяся тенденция к либерализации образования отвечает на современные запросы общества, ведь «особенности развития современного социума приводят к тому, что

одной профессии на всю жизнь больше не существует» [Береснев, 2018, с. 51]. Технология softskills призвана решить проблему отсутствия у выпускников вузов таких навыков, как проектное и критическое мышление, а также помочь им преодолеть трудности в письменном изложении своих мыслей. «Формирование особого стиля умственной деятельности, который выражается в способности обучающегося находить ответы на поставленные вопросы, умении пользоваться дополнительной информацией и формировать собственное мнение, обосновывать его аргументами и найденными фактами» - всё это и есть умения критического мышления [Клименко, 2017, с. 305]. Что касается технологии softskills (англ. 'мягкие навыки'), то она направлена, прежде всего, на развитие коммуникативных навыков: умение выступать публично, управлять своими эмоциями, убеждать в своей правоте. Также развивает культуру мышления и навыки критического осмысления. Поскольку программа включает в себя развитие навыков чтения и письма, мы считаем логичным использовать её для ведения курса домашнего чтения на языковых специальностях, однако объём статьи позволяет нам рассмотреть только навыки критического чтения и мышления.

Основная часть

Роман «Гордость и предубеждение» был выбран нами неслучайно. Шедевр английской литературы и самый известный роман Джейн Остен - он не теряет своей актуальности и в XXI в. А новаторская манера изложения, идеальный баланс сказанного и недосказанности, иронии и социальной сатиры делают его подходящим текстом для развития навыков критического мышления. В данной статье мы представим ряд заданий, соответствующих задачам либерального образования.

Разрабатывая системы заданий по изучению художественного текста, следует придерживаться традиционного деления заданий на предтекстовые, притекстовые и послетекстовые.

В качестве предтекстовых целесообразно выбирать задания, направленные на создание «background knowledge», то есть фоновых знаний. Для этой цели студентам предлагаются выполнить следующее:

1. Решение проблемных ситуаций.

2. Знакомство с миром Джейн Остен.

3. Установление межпредметных связей.

Итак, разрешение проблемной ситуации включает в себя обсуждение поднимаемых в произведении конфликтов (классовых, семейных, конфликт характеров). Сначала происходит обсуждение ситуаций в парах, а затем с преподавателем и всей группой:

- Your mother says and does things that embarrass you in front of others. Whatdo you say to her about her actions afterwards?

- You are given information that one of the new students who is well-liked by other students is actually dishonest, deliberately misleading others. Should you reveal the truth or wait till others discover what you know?

Опыт обсуждения проблемной ситуации в парах, а затем фронтально, со всей группой, даёт возможность посмотреть на проблему под разными углами зрения, сформулировать её решение, опираясь на критическое осмысление ситуации. В ходе второго этапа мнение участников общей дискуссии, изначально сформированное в парном обсуждении, может поме-

няться: в этом случае проявляется гибкость мышления со стороны убеждаемого и способность к аргументированию и убеждению со стороны его оппонента.

Знакомство с миром Джейн Остен и её эпохой может происходить через работу в мини-группах в качестве задания, предваряющего первое занятие по теме в форме знакомства с интернет источниками, посвящёнными эпохе Регентства и Джейн Остен:

http://www.pemberley.com

http://janeaustensworld.wordpress.com/

Задача студентов — пользуясь онлайн-ресурсами, прочитать биографию Остени найти ответы на ряд вопросов:

What is known about the life of Jane Austen - her family's status, siblings, personal experiences?

Why did she become a writer?

How popular were her novels? [Posey, 2009, p. 9].

Работая с указанными источниками, студенты знакомятся с англоязычными ресурсами, что способствует расширению словарного запаса, непосредственно обогащает фоновые знания, а также развивает умение эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью компьютерных поисковых систем.

Далее учащиеся устанавливают межпредметные связи посредством изучения интересующей их области, предлагаемой на выбор из списка:

- Classical Musicof the Regency Period;

- Dance (quadrille);

- History (Napoleonic Wars, French Revolution) и т. д.

Таким образом, в учебный процесс интегрируется информация из разных областей знаний, что способствует более глубокому пониманию текста, его социокультурного и исторического контекста. Помимо этого, учащиеся формируют визуальный и аудиоряд.

К притекстовым можно отнести задания на развитие умений смысловогоанализа текста, например:

1. Читательский дневник.

2. Обсуждение прочитанного, дискуссия.

3. Анализ элементов иструктуры повествования.

Читательский дневник в случае работы с выбранным нами романом позволяет учащимся зафиксировать первые впечатления о персонажах произведения. Поскольку они создаются у читателя в начале романа, будет целесообразно попросить студентов записать сложившееся мнение о таких персонажах, как мистер и миссис Беннет, Элизабет, мистер Дарси и ещё трёх на их выбор после прочтения первых четырёх глав. Чтобы структурировать данные, учащиеся посвящают каждому герою отдельные страницы дневника.

Обсуждение прочитанного, дискуссия - важный этап притекстового этапа, поскольку он позволяет студентам вербализовать ранее записанные ими мысли и впечатления, обосновать свою точку зрения. Ответы на вопросы открытого типа помогут учащимся сформулировать свою оценку событиям и персонажам:

- With which character do you most identify and why?

- Which character do you find most unlikable?

Для проведения дискуссии подойдут знаковые цитаты из текста романа, например:

«It is a truth universally acknowledged that a single man in possession of a goodfortune must be in want of a wife [Austen, 2010, p. 1].

Участие в дискуссии является неотъемлемым этапом в развитии навыков softskills, так как позволяет принимать и понимать чужую читательскую позицию, а также выражать собственную. Помимо этого, учебная дискуссия «способствуют решению задачи формирования коммуникативной культуры личности, что проявляется в совершенствовании базовых коммуникативных умений»: слушать и понимать участника дискуссии; аргументированно доказывать свою точку зрения; соблюдать этику общения [Филонова, 2017, p. 82].

Анализ структуры и элементов повествования в романе «Гордость и предубеждение» представляет большой интерес, так как Д. Остен крайне скупо описывает место действия. Такой подход даёт возможность читателю самому «достраивать» текстовое пространство романа, что, в свою очередь, позволяет задействовать студентов в нестандартном задании: разделив учащихся на две - четыре группы, дать каждой свой пространственный локус, например:

- Netherfield Park, Bingley's residence,

- Pemberley House, Darcy's estate,

- The Derbyshire countryside,

- Rosings, the home of Lady Catherine.

Задача каждой группы в процессе чтения романа - собрать как можно больше описаний, которые используются для этих меств тексте. В результате, на основе собранных данных, студентам предлагается представить рисунок или чертёж места, указанного в романе. Следующим этапом работы, может быть сравнение рисунка студентов и репрезентации того же места в одной из экранизаций «Гордости и предубеждения».

Послетекстовые задания традиционно предназначены для проверки понимания прочитанного. В нашем случае к этому добавляется ещё и развитие навыков критического осмысления прочитанного произведения. Примером послетекстовых заданий в этом ключе могут послужить следующие виды деятельности:

1. Анализ читательского дневника.

2. Анализ эволюции персонажей.

Анализ читательского дневника под определённым углом зрения нацелен на детальное рассмотрение записей студентов. Для выполнения задания учащиеся организуются в группы по 3-4 человека и обсуждают следующие вопросы:

Which characters does Austen seem to favor?

Which characters are presented consistently in an unfavorable light?

Ранее сделанные студентами записи о характерах героев задействуются в данном задании и подвергаются критическому осмыслению. В ходе работы, студенты обсуждают в группах, как поменялось или не поменялось их мнение о главных действующих лицах и почему. Таким образом, будет осуществляться стратегия, нацеленная на рефлексивное мышление в ходе работы с текстом. Возможно, для этого понадобится повторное детальное прочтение некоторых глав романа «под другим углом». Сравнивая свои первые и более поздние, более осознанные впечатления, студенты развивают культуру и гибкость мышления, навыки осознанного чтения.

При анализе поведения главных персонажей стоит обратить внимание студентов на тот факт, что в романах Джейн Остен различают статические и динамические персонажи. В «Гордости и предубеждении» обычно сравниваются те, кто по-настоящему изменяются по ходу романа, например Дарси, и те, чей истинный характер остаётся неизменным, хотя и проявляется лишь со временем, например, Уикхем. Далее студенты могут приступить к подготовке к дебатам: они делятся на две группы и работают в командах. Выбор того, какую из точек зрения поддерживать, стоит за преподавателем: учащиеся, таким образом, будут вынуждены отстаивать категоричные мнения, не всегда совпадающие с их собственными, например:

1: The Bennets are good parents who provide for their daughters' futures.

2: The Bennets' parenting skills put their daughters' futures in jeopardy.

Таким образом, осуществляется диалогическая форма проведения занятия, а так как каждый аргумент обязательно должен быть подкреплён примером из текста романа, здесь можно проверить, насколько хорошо студенты знакомы с текстом произведения.

Заключение

Осмысление традиционных видов работы с текстом показало, что при желании их можно адаптировать к требованиям либерального образования: предоставить широту выбора и «глубину изучения» предмета. А поскольку «гибкие навыки» подразумевают знание иностранного языка, способность к выстраиванию мультикультурных отношений и умение принимать самостоятельные решения; мы считаем, что занятия по английскому языку являются идеальным ресурсом для дальнейшего развития и совершенствования навыков критического письма и мышления на гуманитарных специальностях.

Список литературы

1. Береснев В.Д., Береснева Н.И. Технологии softskills в анализе текста (методическая разработка) // Евразийский гуманитарный журнал. № 1. 2018. С. 51-55.

2. Клименко М.В., Филимонова Т.М. Формирование навыков критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку на основе проблемных ситуаций // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 4 (34). С. 305-313.

3. Филонова Ю.А. Дискуссия в обучении литературе: педагогический и методический аспекты // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 77-83.

4. Austen J. Pride and prejudice. London: Collins Classics. 2010. 402 p.

5. Posey N. A Teacher's Guide to the Signet Classics Edition of Jane Austen's Pride and Prejudice. NY: Penguin group, 2009. 32 p.

6. Jane Austen's world. URL: http://janeaustensworld.wordpress.com (дата обращения: 23.12.2018).

7. The Republic of Pemberley. URL: http://www.pemberley.com (дата обращения: 23.12.2018).

Kostyrya A. V.

Senior Lecturer, Department of Linguistics and Translation, Perm State University

SOFT SKILLS AND THE STUDY OF THE CLASSICS IN THE ORIGINAL LANGUAGE: THE NOVEL "PRIDE AND PREJUDICE" J. AUSTEN AT THE ENGLISH LESSONS

To appeal to the classics in the study of the first foreign language in the language specialties is currently a common practice. The study of a literary work in the original contribute to the development of students' language competence, the expansion of background knowledge. The article discusses the possibility of studying the classic novel of English literature "Pride and prejudice " by Jane Austen in the format of the technology "soft skills" developed by the Institute of writing and thinking (Bard College, USA), providing a sequence of tasks and a system of developed questions.In particular, in the framework of the tasks distribution on pretext, text and after text, students are encouraged to find solution to a problem situation, learn about "the world of Austen", her era, and also to keep a reader's diary and undertake analysis of the behavior of the main characters. Considering "traditional" tasks while working with the text demonstrates their adequacy (compliance) to the requirements of liberal education, as they provide students with both choice and depth of study of the subject. In addition, the system of tasks forms a complex perception of the complicated and multi-level text in conjunction with so-called discourse of the novel — sites dedicated to the era and creative work of the writer. Due to the fact that the possession of "flexible skills" implies a foreign language proficiency, ability to build multicultural relations and to make independent decisions, English classes is an ideal resource for further development and improvement of critical writing and thinking skills of students of Humanities.

Key words: soft skills, critical thinking, home reading, Pride and prejudice, Jane Austen.

© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.