Научная статья на тему 'Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии'

Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-историческая психология / зона ближайшего развития / культурный артефакт / культурное развитие / культурный образец / детский артефакт / педагогическая технология «Артефакт» / cultural-historical psychology / zone of proximal development / cultural artifact / cultural development / cultural pattern / children’s artifact / educational technology «Artifact»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Татьяна Валерьевна

Актуальность. Наблюдая современные процессы, происходящие в образовательном социуме, невозможно не отметить обозначившийся разрыв поколений и, как следствие, обесценивание культурных идеалов и ценностей среди молодежи и подрастающего поколения. В статье представлен опыт апробации педагогической технологии «Артефакт», основанной на ключевых идеях культурно-исторического подхода и призванной сделать культурные артефакты смысловым и ценностным ядром образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Ход исследования. В исследовании приняли участие 147 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные организации Москвы и Воронежской области. Исследованием предполагалось через знакомство дошкольников с культурным артефактом, восстановление культурных смыслов и контекстов спроектировать комплекс психолого-педагогических условий для освоения ребенком культурного образца и получить продукты детского творчества (детские артефакты), созданные на его основе. Результаты исследования. В каждой возрастной группе, участвующей в исследовании, были определены исходные культурные артефакты и на их основе посредством технологии «Артефакт» получены разнообразные детские артефакты с частичным или полным воспроизведением освоенных культурных образцов. Выводы. Культурный артефакт как точка входа в культуру при специальным образом спроектированных психолого-педагогических условиях является сообразным дошкольному детству объектом познания и источником культурного образца, предлагаемого ребенку для освоения в зоне ближайшего развития. Являясь частью или основой детского творческого продукта (детского артефакта), культурный образец становится частицей культуры будущего и важным условием формирования осознанного и ценностного отношения подрастающего поколения к культурному наследию. Таким образом, технология «Артефакт» была успешно апробирована в условиях реальных педагогических процессов детских садов и может быть рекомендована для решения задач, связанных с реализацией ценностно-ориентированного компонента образовательных программ и присвоением дошкольниками традиционных российских ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lev Vygotsky: culture as the basis of development. A step towards educational technology

Relevance. Observing the modern processes taking place in the educational society, it is impossible not to note the marked generation gap and, as a result, the depreciation of cultural ideals and values among young people and the younger generation. The article presents the experience of testing the pedagogical technology “Artifact”, based on the key ideas of the cultural and historical approach and designed to make cultural artifacts the semantic and value core of the educational process of a preschool educational organization. Progress of the study. The study involved 147 preschoolers aged 4 to 7 years attending preschool educational organizations in Moscow and the Voronezh Region. The study was supposed to design a complex of psychological and pedagogical conditions for the development of a cultural sample by a child through the acquaintance of preschoolers with a cultural artifact, the restoration of cultural meanings and contexts, and to obtain products of children’s creativity (children’s artifacts) created on its basis. The results of the study. In each age group participating in the study, the original cultural artifacts were identified and based on them, various children’s artifacts with partial or complete reproduction of mastered cultural samples were obtained using the Artifact technology. Conclusions. A cultural artifact, as an entry point into culture under specially designed psychological and pedagogical conditions, is an object of cognition appropriate to preschool childhood and a source of a cultural sample offered to a child for development in the zone of proximal development. Being a part or the basis of a children’s creative product (children’s artifact), a cultural sample becomes a particle of the culture of the future and an important condition for the formation of a conscious and value-based attitude of the younger generation to cultural heritage. Thus, the Artifact technology has been successfully tested in the conditions of real pedagogical processes in kindergartens and can be recommended for solving problems related to the implementation of a value-oriented component of educational programs and the assignment of traditional Russian values by preschoolers.

Текст научной работы на тему «Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии»

��� ���������: �������� ��� ������

��������. ��� � ��������������

����������

�.�. ��������.

��� ��� �� ��������� �������� ����������� ��. �.�. ���������, �������,

���������� ���������

. [email protected]

������

������������. �������� ����������� ��������, ������������ � ��������������� �������, �����-

����� �� �������� �������������� ������ ��������� �, ��� ���������, ������������� ����������

������� � ��������� ����� �������� � ������������� ���������.

� ������ ����������� ���� ��������� �������������� ���������� ����������, ���������� �� �����-

��� ����� ���������-������������� ������� � ���������� ������� ���������� ��������� ������-

��� � ���������� ����� ���������������� �������� ���������� ��������������� �����������.

��� ������������. � ������������ ������� ������� 147 ������������ � �������� �� 4 �� 7 ���,

���������� ���������� ��������������� ����������� ������ � ����������� �������.

������������� �������������� ����� ���������� ������������ � ���������� ����������, ������-

�������� ���������� ������� � ���������� �������������� �������� ���������-��������������

������� ��� �������� �������� ����������� ������� � �������� �������� �������� ����������

(������� ���������), ��������� �� ��� ������.

���������� ������������. � ������ ���������� ������, ����������� � ������������, ���� ����-

������ �������� ���������� ��������� � �� �� ������ ����������� ���������� ���������� ��������

������������� ������� ��������� � ��������� ��� ������ ���������������� ��������� �������-

��� ��������.

������. ���������� �������� ��� ����� ����� � �������� ��� ����������� ������� ����������-

������ ���������-�������������� �������� �������� ���������� ����������� ������� ��������

�������� � ���������� ����������� �������, ������������� ������� ��� �������� � ���� ����������

��������. ������� ������ ��� ������� �������� ����������� �������� (�������� ���������), �������-

��� ������� ���������� �������� �������� �������� � ������ �������� ������������ �����������

� ����������� ��������� ������������� ��������� � ����������� ��������.

����� �������, ���������� ���������� ���� ������� ������������ � �������� �������� ��������-

������ ��������� ������� ����� � ����� ���� ������������� ��� ������� �����, ��������� � ��-

��������� ���������-���������������� ���������� ��������������� �������� � �����������

������������� ������������ ���������� ���������.

��� �����������: ��������, �.�. (2024). ��� ���������: �������� ��� ������ ��������. ��� � ��������������

����������. �����������

���������� �����������, 121(1), 54�66. https://doi.org/10.24412/2782-4519-

2024-1121-54-66

� ��������, �.�., 2024

���������: 29.11.2023.

������� � ����������:

14.01.2024.

�������� �����:

���������-������������

����������, ����

���������� ��������,

���������� ��������,

���������� ��������,

���������� �������,

������� ��������,

��������������

���������� ����������

������ ����������� �������� ��������, ��� ���

��������� � �������� ������� �� ������ ����� ���-

�� �� ��������, ��������� �����, ��������� ����

����� �����, �� � ���� �������� ������� ��������-

������ ��������� ������ ��������� ������� � ��-

���������� ���������� ��-������ ���� ��� ��� ���-

�����. �������� ���� ������ �������� � ���������

���������� � ����������� ���������� ��������

������ ��� ����� ������ ����������.

�.�. ���������

�� �����, ��������� ����������

� �������� �������������� ����, ������������

������ � ���������� ��������� ������, �� ����-

������ ���� ����������� ��������, ����������,

�� �� ��������� �.�. ��������� � ��� ������ ���-

����� �������� ������ ����������� ��������

(���������, 1983).

�������� � �������� ���� ���������-������-

������� �������, ��������� �������� � ������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-54-66

��� / UDC 373.2

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

54

Lev Vygotsky: culture as the basis of

development. A step towards educational

technology

Tatyana V. Krivtsova.

Bunakov Institute for educational development, Voronezh, Russian Federation

. [email protected]

Abstract

Relevance. Observing the modern processes taking place in the educational society, it is impossible not

to note the marked generation gap and, as a result, the depreciation of cultural ideals and values among

young people and the younger generation.

The article presents the experience of testing the pedagogical technology �Artifact�, based on the key

ideas of the cultural and historical approach and designed to make cultural artifacts the semantic and

value core of the educational process of a preschool educational organization.

Progress of the study. The study involved 147 preschoolers aged 4 to 7 years attending preschool educational

organizations in Moscow and the Voronezh Region.

The study was supposed to design a complex of psychological and pedagogical conditions for the development

of a cultural sample by a child through the acquaintance of preschoolers with a cultural artifact, the

restoration of cultural meanings and contexts, and to obtain products of children�s creativity (children�s

artifacts) created on its basis.

The results of the study. In each age group participating in the study, the original cultural artifacts

were identified and based on them, various children�s artifacts with partial or complete reproduction of

mastered cultural samples were obtained using the Artifact technology.

Conclusions. A cultural artifact, as an entry point into culture under specially designed psychological

and pedagogical conditions, is an object of cognition appropriate to preschool childhood and a source of

a cultural sample offered to a child for development in the zone of proximal development. Being a part or

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

the basis of a children�s creative product (children�s artifact), a cultural sample becomes a particle of the

culture of the future and an important condition for the formation of a conscious and value-based attitude

of the younger generation to cultural heritage. Thus, the Artifact technology has been successfully

tested in the conditions of real pedagogical processes in kindergartens and can be recommended for solving

problems related to the implementation of a value-oriented component of educational programs and

the assignment of traditional Russian values by preschoolers.

For citation: Krivtsova, T.V. (2024). Lev Vygotsky: culture as the basis of development. A step towards educational

technology. Preschool Education Today, 18(1),54�66 (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-54-66

� Krivtsova, T.V., 2024

Received: 29.11.2023.

Accepted: 14.01.2024.

Keywords:

cultural-historical

psychology, zone of

proximal development,

cultural artifact, cultural

development, cultural

pattern, children�s artifact,

educational technology

�Artifact�

� ���, ��� ���������� �������� �������� ���-

���� �������� ������������ �� ������ ��������

� ����������� ���� ���������: ����������������

(�������������), ���������������� (�������� ��-

���� ����������� �������) � ����������� (����-

������������ ������� ��������������� � ��-

�������� ����� � ��������) (���������, 1968;

1982; 1983; 1984; 1991).

������������ ��������� ����, �� ����������-

��, ��� ������� ����������� �������� ��������� ��

�������� � ��������� ���������������� �������� �

������������ ����� ������������ ���������, ��-

�������� �������������� � ����������������-

����� ���������� �����������: ���� �����������

��������, ���� ���������� �������� � ������������

������� ���������� (�.�. �������), ���������-

��� ������ ���������� �������� ��������.

������������� ���������� �������� ������

����������� �������� �������� ���� �����������

������������, ������������� ����������� ���-

���� � ���������� ����������� �������. ������

��������� ��������� ��� ������������, �...������

������ �������... ���� ���������� ������, ���

����� ����������...�, � ������������ ��� ������-

��������. � ��������� ����������� ��������, ��-

����� ������������ ��������� ��� ������� �����-

����� ������� � ���������, ���� ����� ��������

������������. ��� ������ ������� �����������

��������� ��������, ��� �������� �� ���������

��������� ���������� �������� � ����� �������-

�����, ��� �������� ��� ���������� ������� � ��-

������� ������ � �������� ��������� ��������,

��� ������ ��� ���������� �������. ��� ������,

��� ����� ����������� ������ �� ������� ����-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

55

������� ����������, ��������� ���������� ��-

������ �������� ����� �������, ����� ��������

������� ��������� ���������� ����������� ����-

������ �������, ��������� � ���������. ��������

���� ���� ����� ����� � ������ �.�. ����������

������� � ���� � �������� �������� (���������,

1984). ���� �� ���� ������ ��������� ��������-

�� ����� �������� � �������� ������ ��������-

��� �������, � ������� ����������� ���� �������

� ������������� �� ������ ������������� ��-

���� ��������, �� �, ��� ������, �� ����������-

��� ��������������� ���������. � ���������

� ������ �.�. ���������� ������� �������������-

���� ��������� ������������ ������������ ���

���� ��������, ���� �� ������� ����������� ���-

����������� ��� ��������, � ������ ����������

����������� ������������ ��������� ���������-

��. ����� �������, ��������� ���������� ����-

���� ���������� �������� ������������ ��� ��-

����� ������ ���������� �������� / ��������

����������� ���������, ����������� �������-

���� ������������ �������� ��������.

�������� �������� � ���������� ��������

���������� �������� ����� ������������� ���

������ ��������� ����������� ��������, � �����

�������, � ���������� ������ ��� ������������

�������� � ������������� �������, � ������.

��������� ��������� ���� ����������� �����-

�����, �� ���������� ����� ����� � �������� ���

�������� ��������������� ������������. � �����-

��� ����� ����� ��� ��������� ���������� ����-

����, ��� �������� ������ ��������, ����������

���������-���������� ����������, ��������-

��������� ��������, � � ����� ���������� ����

��� ������� ���������� ������������ ��������

(����������, 1988).

� ����� ������ ���������� �������� �������-

�������� ��� �������������� ��������� ���-

������� ����������� �������, ����� �������-

��� �������� �������������� �������� ���������

��������, ���, ��� ��������� ���������, �����-

����� � ���������.

���������� �������� � ������� �������, ��-

����� ������������� ���������� ���������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� �����, �������� ���������� ���� ���������

� ������� ��������. �������� ���������, ����-

��� ����������� � ���������� ���� ������������

� �������� ��������.

������������ ������� ���������� (�������,

2011) ��� ���� ���������� � ���������� ������-

�� ��������, ��������� � ���� ���������� ���-

�����, ����� �������� ������� ������� ��� ���-

������� ���������� � ����� ������ �����������

�������� �������������� �������. ������ ��-

����������� �������� ����� ������������, ���-

������ � ������� �.�. �������, ������� ������

������� �� ��, ��� � ��������� ����������� ���-

����� ��� ������������ ��������������� ����-

���� � ���������, � ����� �������, �����������

���������� ��������� ����������� ������ ��-

������������ �������� � ����������� � ������-

��� ���������� ����������, � ������ �������,

��������� ��������� ��������� ������������

���������� �������� � ���������� ���������

�����������. ���������� ��������, ����� ��-

�����, ���������� ����������� �������� ���

�������� �������� ��������.

��� ����������������� ���� ������������ ��-

��� ����������� � ����������� ������ ��� ���-

������� �������������� ����������, ��������-

�� ������������ ����������� �������� �������

� ��������� ���������-������������ ����������.

������������. ����������

��������, ���������

���������������� �������

�������� ��������, ������������ � ��������-

������� �������, ������ �� �������� ���������-

����� ������ ��������� �, ��� ���������, ����-

��������� ���������� ������� � ���������

� �������� � ������������� ���������.

������������ ���������� ����� �������� ��-

�������� ��������� � �������������� ���� ����-

������ ����, ���������������� �������� �����-

�� �����������.

����������� ��������������� ��������� ���

���� ������� ����������� �������� ������� ���-

����� �������� ���������-����������������.

����������� ��������������� ��������� ��-

��������� ����������� ����� ����������� ����-

����� ����������� ������ ����������� ��������

� ����������� �� ��������� ������������ ���-

������� ���������.

������� ���� ��������� ����� ���������� ���

��������� � �������� � ����� ������� ������ ���-

�� �����, ��� � ���� ������� ������ ����� ��������-

�� ��� ��������, ����� ������� �� ������� �������

������ ���������� � ���������������� ������-

������. ��������, �������� �� ������ �������-

������ �������� ��������� ��������? ���������-

�� �� ��������� �������� ����������� ����� ��

��������� � ���������? �������������� �� ���?

��� ����� ���������� ������� � ����� ������� ��-

����� ������� ��� ����������� ����������? ��� ��-

��� ���������� ������� � ��� ����� �������� ���

����������? �������� �� ����������� ������� ��-

�������� ���������� �������� ��� ������������?

���������� �������� ���������������� ����-

���� �������� ���������� �������� � ��������

��������������� ������������ � ������ �������-

���� ��������.

������ ������� ��������, �����������

� ����������� ���������� ��������������� ��-

���������, ����� � ������������ ����������,

��� ����������� ����������� ��������� �� ����-

���� ���������� ���������� �������� � �� ���-

���� ��� � ����� �������, ����� ����� ����������

�� ����� � �������� ��������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

56

������� ��������, ��� ��� ���������� ����-

���� � ����������� ������� ���� ������� �����-

������ �������� ��������� � ������������� �

��������� ��� �������� � ������������� ��������

� �������� �������� ����� ����������� ��������.

���� ��������� ����������, ��� ����� ����� ��-

����� ����������� �������� � ��������, ������-

��������� ��������� �� �������� �� �������-

����. ����� �������, �� ��������� ���������,

��������� � ���, ��� �� �������� ���������� ���-

������������ �������, �������������� ���������

�� ������ ��� ������������ �����.

������ ���������� �������� ������ ����������

���������� �� �����-���� ������� ���

����������� �������. � ������ ������, ������� ��

�������� ���������� ���������� � ������������-

�� � ������ �� ���� ����������� �������� �������.

������������� � �������� ��������� ����-

��� ����������� �������� �������� ����� ��-

�������, ��������, ��� ������� �������� ��

������������ ����� ����������� �������� � ��-

������ ���������� (��������, 1999; ��������,

�������, 1992; ��������, 1984; 1995; 1998; 1999),

� ��� ����� � �������� ���������� ���������

���������, ����������� (�����������, 2013; 2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ���� �� ���������� ����� �������� � ��������

��������, ��������, �������� ����������� � ��-

�������� ����������. ����� ���� ������� ����-

������ ������ �� ������� ����������� ��������

�������-����������� ��������� � ������ �� ��-

������� ��������.

��� ���� �� ������������� �������� ������-

��������� ���������� ��������. ��������� ���-

���� ��������, � ������ ������������ ��������.

���� � ������������ ������������� �������, ���-

������ ��, ���� ���������, ���������� � ���,

��� �� ����������� � ������. ����������� ����

��������� � ���������� ������� �����, ��������

������ ������ ����� � �������� �� ��� ������-

������� ����� �������� ����� (�����������, 2018).

�������� �����, �������������� � �������

�������� �.�. ����������, �������� �����������-

��� �������� ���� ������ �������� � ���������

�������� � ���������� � �����������. �������

����������� �������� ��������, ��� ��� ������-

��� � �������� ������� �� ������ ����� ���-�� ��

��������, ��������� �����, ��������� ���� �����

�����, �� � ���� �������� ������� ������������-

�� ��������� ������ ��������� ������� � ����-

�������� ���������� ��-������ ���� ��� ��� ���-

������ (���������, 2003). �������������, ��� ����

����� ���������� ��������� � ���������, ����-

�� ���������������� ��������� ��������������

� ��������� �������� ���������� ��������� ���-

������-�������������� ������� ��� ���������-

�� ���������� �� ������ �������������� �����-

�� � ��������� ������� ����� ��������������

� ��������� ���������� �����������. ���-

�������� ���������� ���, � ����� �������,

��������� ���������� ������, � � ������ �����-

��, ������������ �������� � ����������� ����-

���, ����������� �� �������������. ��� �����-

�������� �������� �������������� �����������

�������� ������� ���������� �� ������ ��������-

�� ��� ������� ���������� ���������� �������-

���� �������, � ������ � ��������������� � ����-

������� ���������� ������� ����� �����������

��������.

���������� �������� ���� ���������-����-

�������� ���������� � ������ ������, ��������-

��� � ����������� ���������� ������ ���������-

�� �������� (���������, 1983; ������, 2004; 2015)

� ���������������� ��� ������� ��������� ��-

��������� ����������� �� �����������. � ������,

������� � ������������� ����������� ��������

����� �������� ����������.

����� �������, ��������������� ���������

�������� �������� �� ������ �������� �������-

��������, �������������, ���������� ���������

������������� ���������� � ��������� ������-

�������� ����������, ����������� ��� ��������

����������� �������� � �������������� �������-

��� ������� � ���������, �������������� � �� ��

����� ����� ������������ ���������� �������-

��� ��������.

������ ������������

�������� �� ����������� �������������� ���-

�������, �������������� ������� ���������-

��� ���� �����, � ����� ������� ����������

�� ������������ ����������, ����������������

� �������� ����������� ����������� ��������-

�������� ������������, � �������, �� ��������

������ ��� ��������� ���������� �����������

��������?

������� ������������ ����������� � �������-

��������� � ��������� ������������� ����������

����� ����������� �������� �� ������� ��������

����������� ����������� ����������, ����� ���-

������� ����, ������� �� ��������� �����������

��������� � ������ � �� �������� �����������-

�� ������� ���������� �� ������ ���������� ����-

������� ����������.

����� ������������ ���� ������������ ��-

������ ������������ ������������� ���� ����-

�����-������������� ������� � ��������� ��-

������������ ���������� ���������� � ��������

����������� ���������� ��������������� ����-

�������.

���������� ���������� ������������ �����

���������������� ���������� ������� ���-

��� ������ � ���������� ����������� � ��-

��� ������������ �������� ����������� �����-

�� ���������� ��������������� ������������

� ��� ������������ ������������� ��� ��������

���������� ��������� � ������������ �������

����������. ����� �������������� ����������

���������������� �� ������������ �����-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

57

������� ����������� �������� (�.�. ���������,

�.�. �������) � ����� ����������� ��������, ��-

��� ���������� �������� � ������������� �������

���������� (������� 1).

���������� ����������� ���������� � ������

���������� ���������� �������� �� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� � �������������� �������� ������� �������

� ��������� ��������� ��������� � �������� ����-

������� �������. �������, ����������� �������-

��� ����������, � ��������, ������������� ���

���������� � ������������ ������� ��� ��� ���-

�������, ��������� � ������ ������������ �����-

���� ������ � ���� �� �������� (������� 2).

������ ����������������� ������ ��������

� ������������ � ������� ���������� ����������

� ���������� �� ���������� (������� 1).

������� 1

������ ����������������� ���������

���� ����� ������

30.10.2023 �. 13.00 ������������ �������

31.10.2023 �. 13.00 ��������� �������, �. 1

����� ����������������� ���������

03.11.2023 �. 13.00 ������������ �������

�� ������ ����� ��

(�� ���������)

06.11.2023 �. 13.00 ��������� �������, �. 2

10.11.2023 �. 13.00 ������������ ������� ��

������ ����� ��

(�� ��������)

13.11.2023 �. 13.00 ��������� �������, �. 3

17.11.2023 �. 13.00 ������������ �������

�� ������ ����� ��

(�� �������������)

20.11.2023 �. 13.00 ��������� �������, �. 4

24.11.2023 �. 13.00 ������������ ������� ��

������ ����� �� (�� �������)

���������� ����������������� ���������,

���� � ��������� ������������������

���������

� ������ ���������� ������� ����� �������-

��� ���������� � ������������ � ���������� ���-

�������������� ������������ ���� ��������� ��

��� ������� � ��������������� ����������� ��-

�������� ��������������� �����������, ����-

������� � ������������. ���� �� �������, ���-

�������, ��� �������, � ������ ������, ����

���������, �� ��� �������-������������� ���-

������� ���������� ���� ������������ ������-

����� ���������� �����, ������������ �������

� ������������ ����������� ���������-���-

������������� �����, ����������������� ��-

�������� � ������������� �������� ������-

��� ����������������� ������. ������ �������,

����������, ��� �������, � ����� ������, ����

���� ����������� ��������

�������

�������� (�������)

����� ���������� ����������

. ������� 1

������������� ������

���������� ����������

� ������������ �����

����������� ��������

. ������� 2

������ ����������

����������� ����������,

����������� � ������

���������� ����������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

58

������������. � �������� ������� ��������� ��-

��������������� ��������� ���������� ��� ��-

�������� ���������� ���������� � ����������

������, ������������ � ������������� �������-

������ ���������� ����������������� �������-

����� � �������� �������� ����� �� ����������-

��� ����������������� ���������.

�� ��������, �������������� ������� �����-

���� ����������������� ��������� ���������-

�� ���������� ��������� ���������� ����������

� ���������� ���������� ������������� �����-

������������ ������.

�������� �������

���������� ���������� ���� ������������

� ���������� ��������������� ������������

������ � ����������� �������.

� 5 ���������� ����� �� 6 �� 7 ���;

� 1 ���������� ������ �� 5 �� 6 ���;

� 1 ���������� ������ �� 4 �� 5 ���.

� ����������������� ��������� ���� �������������

147 ������������� ���������� ������-

��������� ����������� � �������� �� 4 �� 7 ���;

10 ������������; 5 ������� ������������; 2 ��-

������-���������; 1 ����������� ������������;

79 ��������� (�������� ��������������) �����;

2 �������� � 3 �������� ���������.

��� ��������� ����������������� ���������

���������� �� ����������� � �������� ������-

������� ����������.

��� ������������

����������������� ������ �������� � ����, ��� ��-

�������� ���������� ����� ��� ��������� ����-

������ ��������, ������� ���� ���������� ���

����������� ������������ ����������� �������-

��� � ���������� ����������� �������.

������� � ������������ ������� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ����� ��� ��� ������� ����������� ��� ������

����������� ��������� � ��� ��������� ���������

� ���������� ������, �.�. � ������������ �� �����-

����� ����������� �������� ���������� ��������-

������� ������������ ���������� � ����� ��������

��������.

����������, ������������ � ������������,

���� ���������� ��������� ���������� ����-

�����: �����, ����������, �����, �������, ����

� ��������� �����.

������ ��������������� ������������ ����

������ ��������������: �� ���������� �����-

��� �� ���������� �������� ���������-������-

���� ���������. �������� ������������ ����-

���������� ������� ���� ������� � ����������

� ���������� ������ ��������� ���������, �����

��� ����� � ����� (������� 3).

��� �������� ��������, ���� ��������� ����-

��� � ������������ ��� ��� ���������, � �����

����� ����� ���� ������� �� ������ ����������,

�� � ������������� ��������� ���, ��� ������ ����������

� ���������� ���������� � ���������.

��� ���� ����� ���������� ����������� �����-

��� ������ � ���������� �����������, ����������

�������������� ����� ���� �����, ������ ���������

��������� ����� ����, ��������� � 16 ����

�������������� ����� �������� ������ ��������

. ������� 3

���������� ���������,

������������

���������� � ������

�����������������

������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

59

��������, ������ ����������� ��������� / ����������

������� ��� �������, �.�. ���������� ����

����������� ����������� ��������. � ������ ���-

������ �� ������������ ��� ������� ���� ������

����������� �������������� � ���������� ����-

������ � ���������� �� ���, ��� ������� ���������

��� � ��������������� ������������. �������� ��-

����� ����������, ������� ����������, ����������

�� ������� �������� � ������������ � ��� �������-

��� ���������������. ��� ������������ ��������

������� ��������������� ����� ������� �������-

��� �� ��������� � �� ��������.

������ �� ����������� ������������ ��������-

������� ����������, ������� ���������� �������,

����������� ��� �������� ��������, ��� �����-

����, � ���� �������, ������� ���������� �������,

����������� � ������ ����� �� �������������.

�� �������� ������������� ��������������-

��� ��������� � ���� ������ � ���������� ����-

���. �������� ��������� ���� ����������� ����-

������� �������� ����� � ���������� �� �� ������

���������� ��������������� ���������� ������-

��� �����, �.�. ��� �� ������ ���������� ������-

������� ���������� ���������� � ������������-

�� ����� ��� �������� ������� ����������.

����� ����������, ���������� � ����������

����������� � ������ � ���� ����������� ����-

������� ��������, ������������ ��������? ��-

������, ���� ������������� ���������� �������

� �������� �����. �� ����������� �� � �������

�����������. ����� ���� �������� ����������

���� � �������������� � ���, ��� ������� ����-

����������� � ������� ��������� (����������

����������) � �������� ��������������� �������-

����� (������� 4).

� ������ ������ ������ �� ����� ���� �����-

��, � ����� ����� ������ �������, ����� ����-

��� ������ ������ ��������� ���� �� ���������

����������� ��������� � ����� ���������� ����-

����� �� �������� ������� ����������.

���������� �������� ����������, ����������

� ������, �������� ����� ������� ��� ��������

����� ���������, �� ������������ � ���������-

�� �������������, ������� ������� �����, � ���

����� ������������ ������� ���������� �����-

����� � �����, � � �������� �����, �������� �������

���������, ��������� � ������� ���������

������. ���� ����� ��������� ���������, ��� �������

������� ���������� ����� ������������,

�����������, ��� ������ ��������� ����������

�������� ������������� � �������� ������� ����-

������ ����� (������� 5).

���������� �������� ������������ ������

������ ���� �� ��������� ������� �������� ��-

�������� �� �������� ����� ���������� ��� ����-

������� ��������� ������� � ���������� ������-

�� �� ��������. ������������ ������� ��������

��������� ����������� ���������� �������-

��, ������� ������� �������� ���������� ���-

��� ������. � ����� ������ ��������� ��������,

� � ����� ����� ������������. ������� ��������� �

��� �������� ���������� (��������, ��������-

��, �����������, �������������), �� ������ ��-

����� � ������ ���� ������������ ��������, ��-

����� �������� �������� � ������������ ������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� (������� 6).

���������� �������� ������� �������� � �����-

��� ����� ��������� ���������� � �������� �����-

��� ��������� � �� ������������ �� ����� � ����

�� ������� �� �������, �������� ��������� �����-

. ������� 4

��������������

� ����������

� ���� �����������

����������� ��������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

60

. ������� 5

������ � ����������

���������� ����������

. ������� 6

������ � ����������

������������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

61

��� ����������� � ��������� ���������������.

������� ���������, ���������� � ���������� �����

���������� ���������, ���� ������� � ������, ���

�� ������ �������� ���������� ���������� ����-

��� ������������� ������� � ����� ��������� ���-

����, �� ������� ��� �������� (������� 7).

���������� �������� ��������� ���� ������

����� � �������� ������������ ����� �������

� �������� ��������, ���������� �������, �� ��-

����� �� ��� ���� ������, �������� ������� (���-

���� ��������), � ����� ������ � ������� ����-

������. �������� ����������� ����� ������, ��

�������� � ������� ������� ����� ������ ���������

�������, �������� � ����������� �� ������

������� �������� � �������������� ������.

���������� �������� ������ ������ �������

�� ������ � ����������� ���������� � ���������

��������, �� �, ��� �������������, ������ �� ���-

����, ��� � ��� ���� ��� ��������, ����� �������

�����������, ��� ������, ������� �������. ���

��������� �������������� ��������� ��������,

��������� � ����������� �����, �� ������� ��-

���, �������� �� ������������� ������ � ������

�������. � ������ ������� ��������� ������-

��� �����. ������� �������� ��� ������������:

������� ����, ��������� ������ ����������-

���, ���������� �� ������ ���������� ������

� ������, �������� ����� � �������� ��������

� ����������.

���������� �������� ���������� ������, ��-

�����, ������� �������� ����� ����� ���������-

��� � ������ � ������� ������� ������� ��� ���-

����, ����������� �����������. ��� �� ���������

�������� ����� ��� �������������� � �������-

���? � ���� ����������������� ������ ���� ��-

����������� ��������� ������� �������������,

�������� � ��������. �������, � ������ ��������

� �������� ����� � �������� �����, ��� ������-

��� �� �����������, � ����� ���������, �� �����

�������� ��������� �����, ������� ����������

��������� � �������. ����� �������, ������ ��-

�������� ����������, �������� ��������� ����-

������ ������� � ���������� ��������� �����

� ����������� ����������� �������� � ������-

��� ���������. � �������� �������� ��������� ��-

�������� ���������, ����������� �� ����������

� ������������� ��������, ������� ������ �����

������� ����������� ��������� ����� � ������������

� ������� ���������� ���������. �������

��������� ������������ ����� ��������� �����

���� �����, ���������� ��������� ��������,

� ��� ����� � �������������� �������������

����������� � ��������� ��������� (������� 8).

� ������ �� ���������� ����� ����������-

�� ���������� ������� �������, ������������

� �����������, ������������� ����� �������,

��������� � ����������� ���������� �������-

���� � ��������������� � ������� ������������.

� �������� ����������������� ������������

���� �������� ��� ������������, ��� � ����-

���������� ������� ���������, ��������������

��������������� ����� � �������� ����������

� ������������ ����������, � ����� �����������

��������������� ���������� ��������.

������������ �������

����������: � ����� ����������

����������� ��������

�� �������� ������������ ������� �������� ��-

������ � ���, ��� � �������� ���������� �����-

����� �� �������� ������������ � ��������

������ � ����� ������������ �������������-

��� ������������, ��������� �� �������������

�������� ���������������� ������ � ���������

�������� � ����������� �����������, �� ����-

. ������� 7

������ � ����������

�������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

62

. ������� 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ � ����������

���������� ������

��, ��������������� �������, ���������� ����-

������ ��������. ����� ����, ������ ���������

����������������� ��������� ���������� ����-

��������� �������� ����������� �������������

����������������� ������ � �������� �������-

���������� ����������.

��� �� �������� �� ������������� ���� ���-

����� �� ��������� �������, ��������� ��

������ � ��������� �������� �������������

��������� ����������� ����������, �� � ����-

��� ������� � ���, ����� ������� � ��� �����

�������� ������� ��������� ��������� ����-

������ ������� ��� ���������� ������ �����������

�������, � ������ � � ������������� �������

���������� (�������, 2011; 2019).

��� ������� �.�. ��������� � ����� �������,

�������������� � ���� � ���������� ��������

���� ���������� �������� ������� � ���, ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

63

������� ����������� � ��� ������ ��������� ���-

���������� ��������� ���������� �������.

������������ ������� ���������� �� ��������

������� ������� ��� ������������� �������� �����-

�� �, ��� �����������, ���������� ��� ��� �������-

��� (�������� ��� ���������) ���������� �������-

���� �������. �������� � �������������� ���������

������� �������� ����� ������ ������ ������ ��-

������ � ������������ ������� ����������.

���������� ��������� �������� �����������

�������� ������������ ��������� ���������

��� ���� ��������� ������ ����������� �����-

����� ������������, ��������������� �������

������������� ������� ����������. ��� ������-

������ ������������� � ������ ��������������

������� �������, ������������ ��� ����������

� ���������� ���������, �������� �� �������,

�������� ��� ������ �����.

��������� �������� ����������� ��������

�������� � ������������ ������� ���������� ����-

���� �������������� ������ ������� ���������� ��

������� ���������� ��������� �������� �������-

��� �������� �/��� ��������. ����� ��������� ���

������ �������, ������ ��� ������� ���������� ��-

����� ����������� ��� ��������������, ��� � ����-

��-����������������� ������������.

����� �� �������� ����������� ����������-

������� ��������� ������� ��������������

������������ ������� ���������� � ������ ���-

������� �������������� ���������� � ���������-

��� �������������� ��� ���� � ���������� �����-

��� �������� ��������������� ������������.

����������

���������� ���������� ������� ������������

� �������� ���������� ��������������� ����-

�������.

��� �������������� ����������, ����������-

��� �� ������ ������������� �������� � ����

���������-������������ ����������, ��������

���������� ������������ �� ���������� � ��-

������ ��������������� ��������.

���������� ���������� �������� ������ ���-

��, ���������������� � ������� ����� ����-

������� ��������. �� ���������� �� ������

��������� ��������� �������� ���������� ��-

��������, ���������� ������� � ������� ��-

����������, �� � ������������ �������������

��������, ����� ������� � ������ �����������

�������� ������� ���������� ������������ ���-

���������� ���������.

�� �������� ��������, ��� ������������� ��-

������ ���������� ���������� �������� �����-

���� �������� � �������� ���������, ����������

�� ������ ��������� � ���������� ��������

����������� ������.

������ ����������

��������, �.�. ��������� ��������������� ����������: ����� ��� �������. � �.: �����������, 1993. � 96 �.

��� ���, �. �������� ������������ � �����������. ������������� �������� � ������� �.�. ���������� //

����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2011. � �4. � �. 88�92.

����������, �. ������. ������������� � ������� ���������: ���. � ����. � �.: ��������, 1988. � 506 �.

�������, �.�. ������������ ����������� � ����������� �������� // ����������� ���������� ��������-

���. ������ � ��������. � 2011. � �4. � �. 4.

���������, �.�. ����������� � ���������� � ������� ��������. � �.: �����������, 1991. � 93 �.

���������, �.�. �������� � ����. � ���.: �����, 2017. � 432 �.

���������, �.�. ������ ������������. � ���.: ����, 2003. � 654 �.

���������, �.�. ���������� ���������. � �.: ���������, 1968. � 576 �.

���������, �.�. �������� ��������� � 6 �. � �. 1 � �.: ����������, 1982. � 448 �.

���������, �.�. �������� ��������� � 6 �. � �. 3 � �.: ����������, 1983. � 368 �.

���������, �.�. �������� ��������� � 6 �. � �. 4 � �.: ����������, 1984. � 432 �.

���������, �.�. �������� ��������� � 6 �. � �. 5 � �.: ����������, 1983. � 368 �.

���������, �.�. �������� ��������� � 6 �. � �. 6 � �.: ����������, 1984. � 400 �.

��������, �. ����������� ������ �������� ������ �.�. ���������� � ������������� ������������� ����-

������ // ���������-������������ ����������. � 2016. � �. 12. � �3. � �. 37�46.

��������, �.�. �������, ��������� � ��������������� ������������ �����: ������������ ������������ ���

������������, ���������� � ������ 3�6 ��� �� ��������� ��������. � �.: �����������, 1999. � 160 �.

��������, �.�., �������, �.�. �������� ����� 2�4 ��� ���������, ����� � ���������� � ���� (������� ���-

������� ������): ����� ��� ����������� �������� ����. � �.: �����������, 1992. � 143 �.

�������� ������ �.�. ����������. ��������� / ��� ���. ���. �. ����������� � ���� ��� ��� �����. �

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�.: �����+; ������������, 2017. � 608 �.

��������, �.�. ���� � ���� ����������: ����� ��� ��������� ���������� ����������. � �.: ���������,

1995. � 160 �.

��������, �.�. ��������������� ��������� ����� � ������� ���� � �����: ����� ��� ��������� ����������

����������. � �.: �������������� �������� ������, 1999.

��������, �.�., ��������, �.�. ������������ ���������� �����. � �., 1998. � 106 �.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

64

���������-������������ � �������������� ������ � ���������� � �����������: ������������ �������� /

����. �.�. �������. � ���������: ����, 2014. � 44 �.

��� ���������: ���������-������������ ������ [����������� ������] � 2020. ����� �������: https://

psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html

���������, �.�., ������, �.�., ������, �.�., �������, �.�. ������ ���������-������������� ����������-

��� �������������� ��������������� �������. � �.: ��������� ����, 2018. � 32 �.

������, �.�. ������ ������������ ���������: �� ���� �.�. ���������� � ��������������� ��������. �

�.: ��������� ����, 2015. � 63 �.

������, �.�. �� ���� �.�. ���������� � ������ ���������� // ������� ����������� ������������.

����� 14, ����������. � 2004. � �3. � �. 72�89.

�� �������� �� �����. ������������� ��������� ����������� ����������� / ��� ���. �.�. �������,

�.�. ���������, �.�. ����������. � ������� ����� (�������������), ����. � ���. � �.: �������-������,

2019. � 336 �.

������, �.�. ���������-������������ ������� �����: ��������, ������� �������� �.�. ��������� // ����-

�����-������������ ����������. � 2016. � �3. � �. 9�14.

����������� ������� ���. ����� �� ������ ���� / ��� ���. �.�. ����. � �.: �������-������,

2019. � 312 �.

����������� ��������������� ��������������� �������� ����������� ����������� (������ �����������

������ �� 17.10.2013 � 1155 (���. �� 21.01.2019) ��� ����������� ������������ ���������������� ��������������-

�� ��������� ����������� ������������ (���������������� � ������� ������ 14.11.2013 � 30384) [�����������

������]/���������������. � 1999-2020. � ��������. ���. � ����� �������: http://www.consultant.ru http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/

��������, �.�. ��-���������������: ��������-������������� ������ ��� ��������� ���������� // �����-

������ ���������� �����������. ������ � ��������. � 2015. � �2. � �. 58�65.

�����, �., ��������, �., ������, �. ����� ��� ����������� ������ �������� ����������� � ����������

��������������� ������������. ECERS-R. � �.: ������������ �����������, 2017. � 136 �.

���������, �.�. ���������-������������ ������ �.�. ���������� ��� ����������� ����������� ������������

����������� // �������� � ���������: ��������� � ���� � � ��������. � 2016. � �3. � �. 37�46.

References

Bukhvalov, V.A. (1993). Algoritmy pedagogicheskogo tvorchestva: Kniga dlya uchitelya [Algorithms for pedagogical

creativity: A book for teachers]. Moscow. Prosveshchenie Publ. 96.

Dafermos, M. (2016). Kriticheskii analiz prinyatiya teorii L.S. Vygotskogo v mezhdunarodnom akademicheskom

soobshchestve [A critical analysis of the acceptance of the theory of L.S. Vygotsky in the international academic

community.]. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya. Vol. 12. 3. 37-46.

Doronova, T.N. (1999). Priroda, iskusstvo i izobrazitel�naya deyatel�nost� detei: Metodicheskie rekomendatsii

dlya vospitatelei, rabotayushchikh s det�mi 3-6 let po programme �Raduga� [Nature, art and visual activities of

children: Methodological recommendations for educators working with children 3-6 years old under the Rainbow

program]. Moscow. Prosveshchenie Publ. 160.

Doronova, T.N., Yakobson, S.G. (1992). Obuchenie detei 2-4 let risovaniyu, lepke i applikatsii v igre (mladshaya

vozrastnaya gruppa): Kniga dlya vospitatelya detskogo sada [Teaching children 2-4 years old to draw, sculpt and apply

in games (younger age group): A book for kindergarten teachers]. Moscow. Prosveshchenie Publ. 143.

Federal�nyi gosudarstvennyi obrazovatel�nyi standart doshkol�nogo obrazovaniya [Federal state educational

standard of preschool education] (Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 � 1155 (red. ot 21.01.2019) �Ob utverzhdenii

federal�nogo gosudarstvennogo obrazovatel�nogo standarta doshkol�nogo obrazovaniya� (Zaregistrirovano v Minyuste

Rossii 14.11.2013 � 30384) [Elektronnyi resurs]/Konsul�tantPlyus. 1999-2020. Elektron. dan. Rezhim dostupa:

http://www.consultant.ru http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d

5cce7251c500a26cd/

Ftenakis, V.E. (2015). So-konstruirovanie: metodiko-didakticheskii podkhod bez passivnykh uchastnikov [Coconstruction:

a methodological and didactic approach without passive participants.]. Sovremennoe Doshkol�noe

Obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today. Theory and Practice]. 2. 58-65.

Kharms, T., Klifford, M., Kraier, D. (2017). Shkaly dlya kompleksnoi otsenki kachestva obrazovaniya v

doshkol�nykh obrazovatel�nykh organizatsiyakh. ECERS-R [Scales for comprehensive assessment of the quality of

education in preschool educational organizations. ECERS-R]. Moscow. Natsional�noe obrazovanie Publ. 136.

Khominskaya, V.V. (2016). Kul�turno-istoricheskaya teoriya L.S. Vygotskogo kak filosofskaya metodologiya

sovremennogo obrazovaniya [Cultural-historical theory of L.S. Vygotsky as a philosophical methodology of modern

education]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i o cheloveke. 3. 37-46.

Komarova, T.S. (1995). Deti v mire tvorchestva: Kniga dlya pedagogov doshkol�nykh uchrezhdenii [Children in

the world of creativity: A book for preschool teachers]. Moscow. Mnemozina Publ. 160.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

65

Komarova, T.S. (1999). Izobrazitel�noe iskusstvo detei v detskom sadu i shkole: Kniga dlya pedagogov

doshkol�nykh uchrezhdenii [Fine art of children in kindergarten and school: A book for teachers of preschool institutions].

Moscow. Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii.

Komarova, T.S., Savenkov, A.I. (1998). Kollektivnoe tvorchestvo detei [Collective creativity of children].

Moscow. 106.

Kul�turno-istoricheskii i deyatel�nostnyi podkhod v psikhologii i obrazovanii: metodicheskie ukazaniya (2014)

[Cultural-historical and activity-based approach in psychology and education: guidelines]. Sost. T.B. Ventsova.

Yaroslavl�. YarGU Publ. 44.

Lev Vygotsky: kul�turno-istoricheskaya teoriya (2020) [Lev Vygotsky: cultural-historical theory. Electronic resource].

URL: https://psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html

L�vovskii, V.A., Nezhnov, P.G., Sanina, S.P., Ushakova, E.G. (2018). Model� ekspertno-metodicheskogo soprovozhdeniya

deyatel�nostnykh obrazovatel�nykh praktik [Model of expert and methodological support of activitybased

educational practices]. Moscow. Avtorskii klub Publ. 32.

Nezhnov, P.G. (2004). Ot idei L.S. Vygotskogo k teorii ontogeneza [From the ideas of L.S. Vygotsky to the theory

of ontogenesis]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14, Psikhologiya. 3. 72-89.

Nezhnov, P.G. (2015). Model� �kul�turnogo razvitiya�: ot idei L.S. Vygotskogo k obrazovatel�noi praktike

[Model of �cultural development�: from the ideas of L.S. Vygotsky to educational practice]. Moscow. Avtorskii

klub Publ. 63.

OT ROZHDENIYA DO SHKOLY. Innovatsionnaya programma doshkol�nogo obrazovaniya (2019) [FROM

BIRTH TO SCHOOL. Innovative preschool education program]. Pod red. N.E. Veraksy, T.S. Komarovoi,

E.M. Dorofeevoi. Izdanie pyatoe (innovatsionnoe). Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 336.

Rubtsov, V.V. (2016). Kul�turno-istoricheskaya nauchnaya shkola: problemy, kotorye postavil L.S. Vygotsky [Cultural-

historical scientific school: problems posed by L.S. Vygotsky]. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya. 3. 9-14.

Sovremennyi detskii sad. Kakim on dolzhen byt� (2019) [Modern kindergarten. What it should be]. Pod red. O.A.

Shiyan. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 312.

Van Urs, B. (2011). Obuchenie doshkol�nikov v Niderlandakh. Innovatsionnaya praktika s pozitsii L.S. Vygotskogo

[Teaching preschoolers in the Netherlands. Innovative practice from the position of L.S. Vygotsky]. Sovremennoe

Doshkol�noe Obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today. Theory and Practice]. 4. 88-92.

Veraksa, N.E. (2011). Sub�ektnost� doshkol�nika v sovremennykh usloviyakh [Subjectivity of a preschooler

in modern conditions]. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today.

Theory and Practice]. 4. 4.

Vygotsky, L.S. (1968). Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow. Iskusstvo Publ. 576.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vygotsky, L.S. (1982). Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 1 Moscow. Pedagogika Publ. 448.

Vygotsky, L.S. (1983). Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 3 Moscow. Pedagogika

Publ. 368.

Vygotsky, L.S. (1983). Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 5 Moscow. Pedagogika Publ. 368.

Vygotsky, L.S. (1984). Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 4 Moscow. Pedagogika

Publ. 432.

Vygotsky, L.S. (1984). Sobranie sochinenii v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 6 Moscow. Pedagogika

Publ. 400.

Vygotsky, L.S. (1991). Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood].

Moscow. Prosveshchenie Publ. 93.

Vygotsky, L.S. (2003). Osnovy defektologii [Fundamentals of defectology]. St. Petersburg. Lan� Publ. 654.

Vygotsky, L.S. (2017). Myshlenie i rech� [Thinking and speech]. St. Petersburg. Piter Publ. 432.

Wartofsky, M. (1988). Modeli. Reprezentatsiya i nauchnoe ponimanie [Models. Representation and scientific

understanding]: Per. s angl. Moscow. Progress Publ. 506.

Zapisnye knizhki L.S. Vygotskogo. Izbrannoe (2017) [Notebooks of L.S. Vygotsky. Favorites]. Pod obshch. red.

E. Zavershaevoi i Rene van der Veera. Moscow. Kanon+; Reabilitatsiya Publ. 608.

���������� �� ������

������� ���������� ��������, ��������� � �������� ������ ���������-������������� ������������

� ���������� ������������ ��� ��� �� ��������� �������� ����������� ��. �.�. ���������, �������, ������-

���� ���������, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0466-0319

About the author

Tatyana V. Krivtsova, Vice-Rector � Director of the Center for Expert Analytical Activities and Applied Research

of the Bunakov Institute for educational development, Voronezh, Russian Federation, [email protected],

https://orcid.org/0000-0002-0466-0319

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.