ЛЕКЦИЯ-КОНФЕРЕНЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
© Киричек К.А.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
В статье рассмотрены образовательные возможности лекции-конференции, особенности её организации и проведения в высшем учебном заведении. Приведён пример подготовки к проведению лекции-конференции на тему «Формирование и развитие количественных представлений у дошкольников» для бакалавров профиля «Дошкольное образование».
Ключевые слова интерактивное обучение, интерактивная лекция, лекция-конференция, высшее образование, бакалавр профиля «Дошкольное образование».
В период реформирования образовательной системы в нашей стране значимым становится уровень профессиональной компетентности специалистов. Внедрение интерактивных форм обучения является одним из важнейших направлений улучшения качества подготовки студентов и формирования их компетентности в современном ВУЗе.
Среди разнообразных видов учебной работы немалое количество времени отводится и на лекционные занятия. Постепенно классическая лекция уступает своё место интерактивной, типов которой разработано достаточно большое количество: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-пресс-конференция, бинарная лекция, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция визуализация и др. [1]. Рассмотрим более детально лекцию-конференцию как современную интерактивную технологию обучения в высшей школе.
Что же представляет собой лекция-конференция? Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме, вопросу и т.д. Конференция - собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определённых тем. Поэтому можно сделать вывод, что лекция-конференция - это научно-практическое занятие с прослушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной преподавателем проблеме в рамках учебной программы. В заключении такой лекции преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы [1, с. 104].
* Доцент кафедры Математики и информатики, кандидат педагогических наук.
Цель лекции-конференции заключается в: обобщении и систематизации знаний студентов, полученных на аудиторных занятиях и в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по определенному разделу (модулю); расширении информационного поля по изучаемой теме; формировании навыков самостоятельной работы по подготовке доклада и презентации; развитии умения выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Лекция-конференция также является творческим занятием, мотивирующим и придающим смысл обучению. Выбор творческих заданий нелегкая задача для организатора, поскольку требуется найти такие задания, которые бы не имели однозначного и односложного ответа, решения; являлись полезными с практической точки зрения для учащихся; вызвали интерес и при этом максимально служили целям обучения.
Лекция-конференция может проводиться:
- в начале изучения темы с целью раскрытия сферы заинтересован-ностей и потребностей обучающихся, уровня их подготовленности к работе;
- в середине темы или курса для привлечения внимания слушателей к основным моментам содержания дисциплины;
- в конце темы или курса для обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике.
При планировании преподавателем проведения лекционного занятия в форме лекции-конференции им формулируется тема как научно-практическая проблема, составляется программа как система докладов и определяется регламент выступлений (15 минут на выступление и обсуждение), подготавливаются материалы (в электронном или бумажном виде) для обязательного изучения каждым студентом-участником конференции и список рекомендуемой литературы для самоподготовки. Эта информация, а также информация о системе контроля и оценивания в баллах предоставляется студентам заранее - в начале изучения раздела (модуля). Варианты контроля могут быть следующие: отчет в форме ответов на контрольные вопросы по обязательному к изучению материалу (сдается до начала конференции); экспресс-контроль по обсуждаемым на конференции докладам (планируется перед подведением её итогов в форме автоматизированного тестового опроса участников). За 2 недели до лекции-конференции студентам предлагается выбрать тему доклада. Работать над темой студент может как индивидуально, так и в соавторстве. На начальном этапе (в течение трех дней) студентами разрабатываются план доклада и макет презентации, которые обсуждаются с преподавателем. Как показывает практика организации и проведения таких лекций-конференций, инициативу по выбору тем докладов проявляют сильные студенты, имеющие ответственное отношение к учебе, высокий уро-
вень познавательной активности и коммуникативные навыки. Поэтому второй докладчик при отсутствии желающих может быть выбран преподавателем из студентов другой категории успеваемости. За 2-3 дня до лекции-конференции преподаватель проверяет готовность выступающих - прослушивает доклады одновременно с просмотром презентаций. Отвечает на возникающие у студентов вопросы, разбирает недостатки: что необходимо доделать, исправить и отредактировать. В зависимости от степени подготовки докладчиков возможны несколько вариантов организационных решений:
- если степень подготовки разная: один явно сильнее, то он выбирается в качестве основного докладчика, а второй - содокладчика;
- в случае высокого уровня подготовки обоих докладчиков, один из них (по желанию) становится оппонентом. Под руководством преподавателя оппонент разрабатывает несколько вопросов-возражений и их визуальное сопровождение.
Таким образом, лекция-конференция проводится с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью по 10-15 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, который заранее подготовлен в рамках предложенной преподавателем программой. Совокупность представленных докладов позволяет всесторонне объяснить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов.
Рассмотрим организацию подготовки к проведению лекции-конференции по дисциплине «Теория и технологии развития математических представлений у детей» по теме «Формирование и развитие количественных представлений у дошкольников», проводимой в середине изучения соответствующего раздела в течение двух академических часов. Возможность проведения лекции в такой форме обосновывается тем, что студенты уже знакомы с требованиями ФГОС ДО, программными задачами формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) по разделу «Количество и счет», физиологическими и психологическими особенностями восприятия количества детьми, этапами счетной деятельности детей, разработанными А.М. Ле-ушиной, методами, средствами и формами развития математических представлений. Цель лекции: формирование представлений студентов о современных способах, методах, средствах формирования и развития количественных представлений у дошкольников. Задачи: формирование компетенций ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-11 согласно ФГОС ВО [2, 3]; подготовка к изучению методики формирования и развития количественных представлений дошкольников; отработка навыка выступления перед аудиторией; вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность с целью форми-
рования у них познавательных и творческих способностей, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
На подготовительном этапе к проведению лекции определены следующие темы докладов:
1. Интеграция образовательных областей на основе формирования и развития количественных представлений дошкольников.
2. Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании и развитии количественных представлений. Наполнение предметного содержания развивающей среды согласно возрасту дошкольников и разделу «Количество и счет» ФЭМП.
3. Значение и место дидактических игр в формировании и развитии количественных представлений дошкольников.
4. Применение и закрепление количественных представлений дошкольников в режимных моментах, отличных от непосредственно образовательной деятельности.
5. Использование информационных технологий в формировании и развитии количественных представлений дошкольников.
Подобрана литература для подготовки к участию в конференции:
1. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. -384 с.
2. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. -392 с.
3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
4. Россохина Н.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий [Электронный ресурс] / Детский сад «Малиновка». - Режим доступа: http://malinovka.murygino.ru/index. php/stranichki-pedagogov/115-rossokhina-natalya-aleksandrovna/589-formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij-doshkol-
mkov-cherez-ispolzovame-informatsionnykh-kompyuternykh-tekhnolo-gij (дата обращения: 30.11.2015).
5. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Современный детский сад», «Обруч», «Дошкольник. Младший школьник» и др.
Оговаривается, что докладчики опираются не только на рекомендованную литературу при разработке вопроса, но и самостоятельно подбирают источники. Студенты, незадействованные в подготовке докладов, разрабатывают вопросы по теме лекции-конференции; если задействуют иные источники, то должны быть готовы к дополнению ответа выступающего в случае неполного или неточного ответа.
Проводится опрос студентов по материалу, обязательному к усвоению согласно программе дисциплины, позволяющий определить степень готовности к подготовке и проведению лекции-конференции, пониманию освещаемых вопросов. Также преподаватель на подготовительном этапе подбирает докладчиков (2-3 студента) по каждому из вопросов, оказывает им консультационную помощь, оговаривает требования к докладам, среди которых могут быть: время выступления, определенная структура доклада (тема, проблема, цель, основные положения, элементы мастер-класса, вывод, используемая литература), сопровождение презентацией. Составляет программу проведения лекции-конференции, которая чаще всего имеет следующий вид: открытие лекции-конференции; выступления докладчиков и обсуждение; подведение итогов.
Опыт проведения лекций-конференций свидетельствует о проявлении заинтересованности студентов в обучении, повышении эффективности восприятия новой информации, стремлении к публикации разрабатываемых вопросов.
Таким образом, лекция-конференция как интерактивная лекция отвечает современным требованиям ФГОС ВО [2, 3], обеспечивает диалог, дискуссию, тем самым стимулирует активность студентов, развивает профессиональную компетентность.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. № 1426 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/ 91/4/94.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/94.
К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье отмечено, что семья и ДОО - два важных института социализации детей. При этом решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Указано, что современному педагогу необходимо искать пути взаимодействия со старшим поколением семей в воспитании детей дошкольного возраста, а использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОО даёт положительные результаты.
Ключевые слова единое пространство развития ребёнка, новые формы работы с родителями, социальное партнерство, модель взаимодействия детского сада и семьи, вариативность форм работы ДОО с семьёй.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, речевые и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с
* Доцент кафедры Начального и дошкольного образования, к.п.н.