Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий на лекционных занятиях при преподавании курса общей физики в вузе'

Использование интерактивных технологий на лекционных занятиях при преподавании курса общей физики в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Юлия Владимировна

Лекция является одной из ведущих форм обучения, от проведения которой зависит успешное усвоение учебного материала и интерес к изучаемой дисциплине. В данном исследовании был определен потенциал использования лекции в форме пресс-конференции, разработана методика проведения лекций на примере раздела физики «Механика», а также проведен анализ качественных результатов, который показал повышение уровня знания студентов. В ходе исследования было выявлено, что использование интерактивной модели проведения лекции наиболее эффективно по сравнению с традиционными моделями обучения и приводит к положительным результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий на лекционных занятиях при преподавании курса общей физики в вузе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА

ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ВУЗЕ

Кузьменко Юлия Владимировна м.п.н, преподаватель департамента «Электроэнергетики

металлургии»

Инновационный Евразийский Университет Казахстан, город Павлодар

Аннотация: Лекция является одной из ведущих форм обучения, от проведения которой зависит успешное усвоение учебного материала и интерес к изучаемой дисциплине. В данном исследовании был определен потенциал использования лекции в форме пресс-конференции, разработана методика проведения лекций на примере раздела физики «Механика», а также проведен анализ качественных результатов, который показал повышение уровня знания студентов. В ходе исследования было выявлено, что использование интерактивной модели проведения лекции наиболее эффективно по сравнению с традиционными моделями обучения и приводит к положительным результатам.

Ключевые слова: лекция, интерактивные технологии, форма обучения, активность студентов.

На сегодняшний день в большинстве высших учебных заведениях преобладает «традиционное обучение», представляющее собой классно-урочную систему, к которой относится лекционно - семинарско - зачетная форма обучения. При таком способе организации обучения в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации и как следствие - пассивность студентов во время занятия.

Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования необходимо использование формы многосторонней коммуникации, которая предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса. Занятия следует проводить с использованием интерактивных технологий, которые заставят обучающихся активно взаимодействовать с преподавателем и аудиторией.

Интерактивные технологии ставят своей целью организацию комфортных условий обучения, при которых все студенты включены в учебное взаимодействие. Такая модель обучения предполагает наличие творческих заданий и обязательное общение в системе студент-преподаватель.

Особенности взаимодействия в системе студент-преподаватель состоят в следующем: совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. [4]

В процессе преподавания курса общей физики использовались интерактивные технологии на лекционных занятиях. В учебном процессе лекциям отводится ведущая роль, поэтому они проводились нами в нетрадиционной форме. Главной целью лекции является формирование знание - ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Лекции представлялись в форме пресс - конференции. До занятия студентам сообщалась тема урока, был дан список литературы и предложено заранее изучить необходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы по данной теме. На другой день вопросы собраны, проверены, обсуждены и сгруппированы, при необходимости дополнены. Студенты при этом должны грамотно задать вопрос, тем самым активируя мыслительную деятельность, а ожидая ответ на свой вопрос, концентрируют внимание.

Например, на вводной лекции по теме «Предмет механика. Роль механики в развитии современного общества. Краткая история развития механики. Современные направления развития механики» проводилось занятие в форме пресс-конференции. С целью развитию творческого, профессионального общения, познавательной мотивации при использовании самостоятельно полученных знаний. К практическому занятию студенты самостоятельно подготовили ответы на вопросы. Перед началом пресс-конференции группа студентов была разделена на подгруппы: журналисты, научные деятели, инженеры (2-3 человека). Студенты сидели лицом друг к другу, преподаватель находился среди журналистов. Студенты, выступавшие в роли журналистов, задавали вопросы научным деятелям и инженерам, которые давали как можно более полные ответы. Каждый из студентов выступал в какой - либо роли. Преподаватель оценивал ответы и участие каждого студента. Такая форма была интересна студентам, занятие проходило на высоком уровне

активности. Даже если некоторые из студентов были не подготовлены, проявлялась взаимная поддержка и взаимопомощь. Они охотно принимали игровые роли, проявляя свои творческие способности. Учились формулировать свои мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать и корректно, аргументировано отвечать на вопросы. [3]

Основой целью проведения лекции в такой форме в начале изучения раздела физики «Механика», является выявление круга интереса и потребностей студента, степень их знаний, отношения к предмету. Такие занятия как правило пробуждают активность студентов заниматься научной работой. Это и посещение научных кружков кафедры, разработка проектов с дальнейшим участием в научно - студенческих конференциях, проводимых в университете.

В середине изучения курса механики лекции в форме пресс -конференции служат для уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизации знаний студентов, для коррекции лекционной и семинарской работы.

Проводя лекцию в конце изучения курса механики, преподаватель подводит итоги, определяет уровень усвоенного материала. Во время лекции студенты и преподаватель обсуждают перспективы применения теоретических знаний на практике.

Такие занятия, по мнению А.М. Матюшкина, призваны обеспечить развитие творческого мышления профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условия. Профессиональное использование знаний - это свободное владение языком соответствующей науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения,

демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки по заданным темам. [1]

В ходе анализа использования лекции пресс - конференции в учебном процессе было выявлено, что такая форма лекции обеспечивает творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой дисциплины, активизирует учебно -познавательную деятельность студентов, их аудиторную и самостоятельную работу, знания в большей степени усваиваются и имеют применение на практике. Студент имеет возможность для самоутверждения и саморазвития. Подводя итоговый рейтинговый контроль, установлено повышение уровня знаний студентов на 75%.

Таким образом, мы определили потенциал лекций в форме пресс-конференций в формировании студенческой активности как наиболее эффективную форму лекционной работы студентов ВУЗа, формирующего выпускника ВУЗа, наилучшим образом соответствующего современным потребностям высокой динамики развития производственных технологий. [2]

Список литературы:

1. Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения. — М.: Педагогика, 1978. — 178 с.

2. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004. —14 с.

3. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. —М.1998. — 60с.

4. Савина Ф.К. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Сборник научных статей. Волгоград «Перемена», 1993. — 194с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.