месячный научный и общественно-политический журнал - 2001. - № 9. -С. 95-99.
5. Кумкин А.Н. Гуманизация и гуманитаризация современного высшего технического образования. Новые педагогические технологии преподавания социально--гуманитарных дисциплин в техническом вузе / А.Н. Кумкин // Мат-лы межвуз. семинара Севастополь / СНУ ЯЭиП. - 2014. - 88 с.
6. Минкина В.А. Информационная культура и способность рефлексии / В.А. Минкина // Высшее образование в России. - 1995. - № 4. - С. 27-32.
О НЕКОТОРЫХ АКТИВНЫХ ФОРМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
© Киричек К.А.1
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
В статье рассмотрены активные формы проведения семинарских занятий по дисциплине «Теория и технологии развития математических представлений у детей», приведены примеры заданий.
Ключевые слова: ролевая игра, мини-кейс, тестовое задание, высшее образование, бакалавр профиля «Дошкольное образование».
В настоящее время в нашей стране используется компетентностная модель подготовки специалистов. Внедрение активных и интерактивных форм проведения занятий является одним из важнейших направлений улучшения качества подготовки студентов в ВУЗе и формирования их компетентности. Согласно п. 6.10 новых стандартов ФГОС ВО [5, 6] количество часов, отведенное на лекционные занятия должно быть не более 40 % от общего числа аудиторных занятий. Таким образом, на проведение практических, лабораторных и семинарских занятий отводится большая часть времени, что логично в силу того, что компетентность - это «способность и готовность использовать приобретенные компетенции при решении задач определенной сферы, а также опыт деятельности» [4, с. 21]. В учебном пособии Т.Г. Мухиной [1] выделены следующие активные формы проведения семинаров: семинар-дискуссия, семинар учебно-ролевая игра, проблемный семинар, семинар-исследование, семинар-взаимообучение, семинар «чистая страница», кейс-семинар, семинар-тренинг. Активным формам проведения семинаров также посвящены работы Г.В. Мезенцева, В.Н. Петрова, Е.М. Куликова,
1 Доцент кафедры Математики и информатики, кандидат педагогических наук.
Ю.В. Филатовой и др. Мы в своей работе при проведении семинарских занятий по дисциплине «Теория и технологии развития математических представлений у детей» используем учебно-ролевые игры. Например, «Педагогический совет на тему: «Математическое развитие дошкольников вне НОД по математике в ДОО». Цель игры - формирование компетенций ОК-6, ОПК-1, ОПК-2, ПК-7, ПК-11 [5, 6]. Задачи: показать активные формы проведения тематических педагогических советов в ДОО; составить таблицу «Предметное содержание развивающей среды для математического развития дошкольников»; составить копилку ситуаций-примеров «Математическое развитие дошкольников в режимных моментах»; способствовать развитию умения работать в коллективе, творческому мышлению. Игровой конфликт - расхождение мнений воспитателей по вопросу математического развития детей вне НОД: наполнения предметно-развивающей среды группы, использования различных видов деятельности для развития математических представлений дошкольников; которое обусловлено разными взглядами на решение образовательных задач и развитие личности ребенка, индивидуального стиля работы, опыта.
Для подготовки к семинарскому занятию студентам даются следующие вопросы для изучения: 1. Значение математических знаний детей вне НОД по математике. 2. Значение различных видов деятельности для развития математических представлений дошкольников. 3. Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании и развитии элементарных математических представлений детей.
На семинаре студентам объявляется, что он будет проходить в форме игры «Педагогический совет на тему: «Математическое развитие дошкольников вне НОД по математике в ДОО». Роль заведующей детского сада будет выполнять преподаватель, а роли воспитателей детского сада - студенты. Сообщаются следующие правила проведения игры. Преподаватель обладает правом остановки игры и корректировки её хода. Для проведения игры студентам необходимо разбиться на 5 команд: воспитатели второй группы раннего возраста (детей двух-трех лет), воспитатели младшей группы детей (3-4 года), средней группы (4-5 лет), старшей группы (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). Формирование команд происходит по желанию, с равномерным распределением всех студентов; в случае возникновения спорных ситуаций и невозможности прийти к единому мнению, будет проведена жеребьевка с целью распределения студентов по командам. В ходе игры не допускается отклоняться от её темы, проявлять агрессию, оскорблять участников игры, выяснять личные отношения.
Ход игры. На первом этапе - информационно-теоретическом - заведующая предлагает выступить одному из воспитателей по вопросу: «Значение математических знаний детей вне НОД по математике» (лучше предложить это сделать желающему студенту, если такого не окажется, то назна-
чить из числа присутствующих; если ответ окажется неполным, попросить других дополнить). Далее заведующая формулирует актуальность проведения педагогического совета, с целью разрешения противоречия между необходимостью математического развития детей вне НОД и возникшими разными мнениями воспитателей на решение этого вопроса. На втором этапе -организационном - сообщаются цель, план последующей работы и формируются команды. На третьем этапе - непосредственно игровая деятельность -каждая команда работает над заданиями, учитывая какой возрастной группы они воспитатели. Задание 1. Разработать наполнение предметного содержания развивающей среды для математического развития согласно возрасту дошкольников и разделам ФЭМП. Задание 2. Разработать ситуации-примеры основываясь на программных задачах по каждому из разделов ФЭМП, отражающие, применение и закрепление математических знаний в режимных моментах. Задание 3. Выступить с докладом о проделанной работе. На четвертом этапе - подведение итогов - рефлексия, заведующая анализирует и даёт оценку проведения педагогического совета, выносит решение.
Опыт проведения семинарских занятий в форме игры показывает активное включение всех студентов в работу, проявление интереса к изучению дисциплины, возможность проверки подготовки студентов к занятию, не за счет пересказа изученного, а за счет его применения; однако требует более длительной подготовки со стороны преподавателя.
Согласимся с мнением исследователей И.Х. Багировой, Б.С. Бурыхина утверждающих в своей работе [3] об эффективности использования на семинарских занятиях мини-кейсов, направленных на привлечение внимания студентов к изучаемой теме, проявление элементов творческого мышления, умения делать обобщения, выводы. В работе также сказано, что использование кейс-стади по силу любому преподавателю, имеющему готовые кейсы и руководство по их использованию. Приведем примеры кейсов, применяемых нами в ходе проведения семинарских занятий.
Кейс-задание. С первых дней в начальной школе обучающиеся должны не опаздывать на уроки, выполнять задания в определенном темпе и ритме, заканчивать работу за отведенное на неё время, успевать отдыхать от занятий и выполнять домашнее задание. Учитывает ли ДОО эти требования при подготовке детей к школе? Какую работу Вы можете посоветовать проводить родителям с ребенком дома по развитию чувства времени? Предложите упражнения по развитию ориентировки в длительности времени, которые родители могут выполнить с ребенком.
Кейс-задание. Некоторые четырехлетние дети на вопросы о времени года отвечают: «Лето - когда яркое солнце, зеленые листочки на деревьях, зима - когда снег». Чем можно объяснить такие ответы детей? Соответствуют ли они возрасту? Какие программные задачи ФЭМП по разделу «Ориентировка во времени» должны усвоить дети средней группы? Приведите
примеры игр (упражнений) способствующих запоминанию детьми времен года.
Кейс-задание. Дети старшей группы (пяти-шести лет) путают последовательность частей суток, большинство из них считают, что сутки могут начинаться только с утра и на просьбу воспитателя положить картинки, изображающие части суток по порядку, начиная с ночи, дети отвечают, что после ночи ничего нет или что так не бывает. Чем можно объяснить такие ответы детей? Какую бы работу Вы провели, чтобы помочь детям усвоить понятие сутки и последовательность частей суток? Приведите примеры игр (упражнений) на усвоение детьми последовательности частей суток.
При работе с кейсом преподаватель уточняет, поняли ли студенты проблему, о которой говорится в кейсе, формулируются задачи, соответствующие описанной ситуации. Далее студенты анализируют в малых группах или индивидуально ситуацию и представляют решение кейса, идет обсуждение предложенных решений, подводится итог.
Заинтересовать студентов в получении глубоких знаний, активизировать работу в течение семестра, повысить мотивацию возможно и с помощью компьютерных экспресс-тестов [2]. Мы в своей работе используем тесты, содержащие задания не только на знание понятий, методик (задания № 1,2 в примере тестовых заданий), но и на умение применять их в конкретных профессиональных ситуациях, на умение провести оценочное суждение (задания № 3-5). Приведем примеры таких тестовых заданий.
1. Барическое чувство - это чувство
a) давления;
b) протяженности;
c) площади;
d) тяжести;
e) объема.
2. При показе длины предмета рука должна двигаться:
a) снизу вверх или сверху вниз;
b) слева направо, вдоль предмета;
c) поперек предмета.
3. Исправите ли Вы речь ребенка, произнесшего «Вася длинный»?
a) да, обязательно;
b) да, если Вася услышал;
c) да, если Вася обижается;
d) нет, это верное утверждение;
e) нет, т.к. Вася реагирует спокойно;
: нет, т.к. никто из детей не услышал (не обратил внимание).
4. Воспитатель даёт задание детям, продолжите высказывание: «Эта полоска короткая и эта полоска короткая, они одинаковые по ...». Верным ответом детей будет:
a) по высоте;
b) по корочине;
c) по длине;
d) по ширине.
5. В группе находятся столы, длина которых больше, чем ширина. Катя измерила длину стола, получила 6 условных мерок. А Ваня измерил ширину этого стола и тоже получил 6 условных мерок. Девочка сделала вывод: «Длина и ширина стола одинаковые». Реакция Вани должна быть (выберите все правильные варианты ответа):
a) да Катя, ты права, длина и ширина стола одинаковые;
b) нет Катя, ширина стола меньше, потому что моя мерка длинней;
c) нет Катя, ширина стола меньше, потому что твоя мерка длинней;
d) нет Катя, ширина стола меньше, потому что моя мерка короче твоей;
e) нет Катя, ширина стола меньше, потому что твоя мерка короче моей;
: нет Катя, длина стола больше, потому что моя мерка длиннее твоей;
g) нет Катя, длина стола больше, потому что твоя мерка длиннее моей;
И) нет Катя, длина стола больше, потому что моя мерка короче твоей;
1) нет Катя, длина стола больше, потому что твоя мерка короче моей.
Таким образом, разнообразие активных форм проведения семинарских занятий, очевидно. Как показывает опыт коллег и личный опыт, чередование форм положительно влияет на формирование компетенций. Проведение семинара в активной форме не должно являться самоцелью, форма проведения должна выбираться в зависимости от цели и задач, которые необходимо достигнуть на занятии.
Список литературы:
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ 2013. - 97 с.
2. Альтшулер О.Г., Колесников О.М., Павлова Т.Ю. Применение компьютерных экспресс-тестов на семинарских занятиях по физике // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1 (61) Т. 4. - С. 92-96.
3. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 3 (19). - С. 118-129.
4. Киричек К.А. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий техников строителей: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Мини-
стерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. № 1426 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://fgosvo.шЯgosvo/92/91/4/94.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvo/92/91/4/94.
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЦИКЛИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА НА УЧЁБУ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
© Хайруллин Р.Р.1
Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Казань
В статье рассматривается влияние спорта на успеваемость студентов. Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности как бакалавра, так и специалиста, так как одним из наиболее эффективных средств повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов является приобщение их к физкультуре и спорту. На основе проведенных исследований в Казанском Государственном Архитектурно-Строительном Университете, выявлено, что занятия спортом благотворно влияют на успеваемость студентов.
Ключевые слова физическая культура; спорт; успеваемость; работоспособность; профессиональная деятельность.
Физкультура и спорт не только лишь являются средством укрепления здоровья студента, его физического совершенствования, одной из форм проведения досуга, средством увеличения социальной активности, да и значительно оказывают влияние на другие стороны людской жизни: на трудовую деятельность, нравственные и умственные свойства; на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли [2].
Сам процесс постоянных целенаправленных занятий физкультурой либо спортивной тренировкой подразумевает воспитание не только лишь определенных умений и способностей, физических свойств, да и психологических свойств, черт и параметров личности студента. В процессе физического воспитания формирование психологических параметров студента происходит методом моделирования актуальных ситуаций, «проиграть»
1 Преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта.