ординационный совет. На первом этапе инициативной группой был разработан и утвержден устав данных структур. Он получил одобрение в областном комитете по делам молодежи. Старостат факультетов и студенческие советы рекомендуют и избирают своих представителей в координационный совет. На первом курсе есть свои особенности, на этапе поступления в вуз, представителями деканатов и учебной частью формируются группы с назначением старост в соответствии с данными личных дел. Затем после посвящения в студенты, в течение месяца в группах предлагается выбрать новых старост или подтвердить полномочия рекомендованных деканатом лиц, которые проявили себя достойными. Структура координационного совета представлена на рис. 1. Первым старостой на лечебном факультете был Д.И. Егоров, инициативный, целеустремленный студент. Он всегда был ориентирован в студенческих проблемах на факультете. Его забота о студенчестве всегда была обоснованной, решались многие вопросы учебного, бытового и социального порядка. В этот период студенчество жило активной заинтересованной жизнью. Рядом с ним всегда были активные студенты, которые своим поведением, успехами в учебе, научной работе всегда были примером для основной студенческой массы. Активно работал учебный сектор, постоянно курировалась научно-исследовательская работа студентов, не оставались в стороне и вопросы материального и бытового характера. К настоящему времени Д.И. Егоров уже сложившийся специалист-травматолог, защитивший кандидатскую диссертацию. К сожалению не все традиции студенческого самоуправления сохраняются и совершенствуются. В студенческой среде появляются иждивенческие наклонности, индивидуализм, местничество, теряются многие положительные моменты коллективность, само и взаимоподдержка, нивелируются возможности воспитания студента в молодежном коллективе. Хотя на этом фоне достаточно инициативных целеустремленных студентов, которые в большей степени решают свои проблемы профессионального обучения. Работа старостата остается еще малоинициативной, несмотря на постоянную курацию деканатом, поддержку советом и опытом. Даже решение таких задач, в которых в первую очередь должно быть заинтересовано студенчество, выдвижение активных успевающих студентов для поощрения, решение материальных и других задач, отдается на откуп деканата. Координационный совет мало уделяет внимания контролю и организации работы старастатов. Многие инициативы деканата остаются без внедрения в жизнь, хотя они должны быть предложены студенчеством. Привлечение студентов к активной научно-исследовательской работе, спортивной, культурно-массовой и другим мероприятиям. На этом фоне выделяются отдельные студенты своими успехами
в учебной работе, ежегодно на факультете получают дипломы с отличием до 30 выпускников. Постоянно получают стипендию ректора, мэра, губернатора Иркутской области и президента России студенты факультета. За последний год стипендию президента России получила Е.С. Баглушкина (6 курс), губернатора Иркутской области —
А.В. Афанасьев (6 курс), Е.Г. Белых (5 курс), С.И. Малов (5 курс), стипендию ректора 6 студентов факультета.
Студенческий актив проводит значительную, хотя и не всегда достаточную работу с таким структурными подразделениями как, комитет молодежи при администрации города и области, профессиональный союз медицинских работников, областной штаб по работе студенческих строительных отрядов. Нужно сказать, что попытка создать «медицинские студенческие отряды» не нашла своей поддержки в связи с отсутствием и несовершенством законодательной базы по организации и документальному оформлению представителей отрядов. Студенты могут работать не по профилю, а только на стройках, проводниками, что не соответствует их дальнейшей профессиональной подготовке.
Постоянно активизируются научно-исследовательская работа студентов, что связано с включением в работу ассистента А.Г. Макеева. Кроме работы в СНО ИГМУ им. Мечникова, им внедрено проведение олимпиад по профессиям (за последний год успешно проведены олимпиады по хирургии и терапии), студенческих научно-практических конференций с изданием печатных материалов. Им активно привлечены студенты к проведению первой фотовыставки в ВУЗе, посвященной жизни факультета. Широкий отклик, не только в студенческой среде, но и преподавателей получила фотовыставка, посвященная 65-летнему юбилею победы во Второй мировой войне.
Не плохо ведется работа студенчества по воспитанию в общежитии. За последние годы, с приходом нового коменданта Л.Г. Ланской значительно улучшился быт, условия проживания, порядок. Последние два года общежитие участвует в конкурсе на лучшее общежитие г. Иркутска, наше заняло почетное третье место. Студенты активно проводят праздники посвящения в жители общежития, встречи Нового года, масленицы, с учетом народных традиций. По инициативе студенческого совета студенты взяли шефство над детским домом и проводят значительную работу в нем.
Важную роль в координации деятельности координационного совета, старостата и студенческого совета играет администрация подразделений вуза. Сформировать личность молодого специалиста сложно без активного участия самих студентов и координирующей работы преподавателей кураторов. Их большой жизненный, трудовой и научный опыт должен активно передоваться молодому поколению специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательная работа в ИГМУ. Материалы учебно-методической конференции/Под ред. Ю.А. Горяев, А.В. Щербатых. — Иркутск, 2007. — 162 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, тел. (3952)243997. Кузнецов Сергей Миронович — доцент лечебного факультета, доцент, к.м.н. Толкачев Константин Сергеевич — ассистент, к.м.н.
© МОЛОКОВ В.Д. — 2010
ЛЕКЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В.Д. Молоков
(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье рассматривается актуальность использования лекции, как активного метода обучения в высшем учебном заведении для форми-рования креативной личности студента и подготовки высококвалифициро-
ванных специалистов медицинского профиля. Рассматривается креативная концепция лекции для подготовки студентов-стоматологов. Дается ее характеристика, приводится механизм и функции использования.
Ключевые слова: лекция, активный метод обучения, креативная кон-цепция.
LECTURE AS A FACTOR OF FORMING CREATIVE PERSONALITY OF MEDICAL STUDENT
V.D. Molokov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. Actuality of using a lecture as an active method of study at the higher medical school for the forming the student’s creative personality and training of highly-qualified medical specialists is reviewed in the article. A creative conception of lecture for training of dental students is considered. Its characteristics, mechanism and application functions are supplied.
Key words: lecture, active method of study, creative conception.
Правительство РФ и Министерство здравоохранения и социального развития ставит перед медицинским сообществом и медицинскими вузами задачи эффективного обеспечения медицинских учреждений кадрами, подготовки специалистов, готовых работать в практическом здравоохранении [5].
Общемировая тенденция образования направлена на уменьшение лекционных часов в пользу самостоятельной работы, что, вероятно, определяется массовым увлечением человечества информационными технологиями с одной стороны, а с другой вследствие отсутствия достаточно результативного подхода к организации воспитания квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Поэтому многие преподаватели по той или иной причине оспаривают эффективность лекторства как техники преподавания.
Вместе с тем, вузовская лекция необходима для систематизации и структурирования всего объема знаний по изучаемой дисциплине. В настоящее время, как правило, лекция ориентирована на освоение системы готового знания, сохраняя тем самым традиции образования времен технической революции середины ХХ века. Бурное развитие техники, появление новых технических устройств определялось направленностью на познание окружающего мира для удовлетворения человеком своих потребностей. Главной целью образования того времени являлась обученность выпускника и лекция многими преподавателями рассматривалась, как правило, в качестве «информационного потока». Представлялось, что субъект учения остается стабильным, а знания и профессиональный опыт могут быть переданы. Знания, полученные студентами при традиционной методике обучения, носят репродуктивный, алгоритмизированный характер. Такой подход к образованию в техническом или экономическом вузе позволяет выпускнику, устроившись на работу, легко применить полученные знания. Врач, приступая к практической работе, начинает использовать добытые за студенческой скамьей знания, но сразу чувствует громадную пропасть между теорией и практикой. В чем возникшая проблема? Чтобы вылечить больного врач применяет алгоритм диагностики и лечения, усвоенный за студенческой скамьей. В отдельной конкретной ситуации это может быть очень сложно. Почему? Патологические процессы и состояния организма всегда подвижны, изменчивы, некоторые симптомы часто не поддаются объяснению на уровне заученной информации, а требуют профессионального мышления врача.
Врачебное мышление, на наш взгляд, является процессом творческим, креативным, а в его формировании, как креативной деятельности, мы видим особенность лекционного курса высшего медицинского образования.
По мнению О.Д. Никитина, креативность рассматривается во-первых, как универсальная личностная характеристика, во-вторых, как способность адаптивно реагировать в новых условиях, а также в-третьих, как процесс, направленный на актуализацию интеллектуальной и творческой деятельности человека [3].
Может или нет академическая лекция отражающая только научную точку зрения лектора, с ее относительной полнотой и завершенностью воспитать у студента — стоматолога креативное отношение к профессии или ее цель направлена на заучивание информации? Большинство лекторов, сегодня пытается найти более или менее эффективные методы передачи исходной информации, которые помогут формированию ориентировочной основы действий для последующего усвоения студентами учебного материала. Эффективность каждой прочитанной лекции не всегда может быть однозначна, но это в первую очередь отражает сложность проблемы, а не профессиональный уровень лектора, так как обучать специалистов с развитым профессиональным, креативным мышлением врача, а не исполнителей (репродукционистов) сложно, поскольку отсутствует достаточно результатив-ный подход к организации воспитания современного врача.
Современный врач, встречаясь в своей практике с изменением течения болезни или состояния больного, атипичностью, противоречивостью картины заболевания, неэффективностью предыдущего лечения и т.д., должен отказаться от мышления алгоритмического типа. В такой ситуации репродуктивное знание, как правило, оказывается мало эффективным, а необходимо профессиональное креативное мышление.
В.П. Андронов полагает, «что подлинный профессионализм врача связан, прежде всего, с теоретическим, рефлексивным, типом мышления. Именно оно (а не алгоритмизированное) дает огромные преимущества врачу при решении диагностических, лечебных и профилактических профессиональных задач. Поэтому формой профессионального мышления врача для нас является структура теоретического мышления, проявляющаяся на материале врачебной деятельности» [1]. Между тем М.П. Кончаловский говорил: «...начинающий изучать медицину, прочтя и даже усвоив книгу по патологии и запомнив большое количество фактов, часто думает, что он много знает, и считает даже, что он — уже готовый врач, но перед больным он обыкновенно испытывает странное затруднение и чувствует, что почва уходит из-под его ног» [2].
Возникает вопрос: цель лекции передать «определенный запас прочно установленных теоретических сведений» [2] или студент должен изначально понимать зачем нужно лечение, для кого нужно лечение, как нужно лечить и какое именно нужно лечение? Умением оперировать каждым из названных “нужно” в отдельности владеет, несомненно, каждый выпускник медицинского вуза. Однако действительно эффективной становится врачебная деятельность, построенная на основе определенного их сочетания. Сегодня — время пересечения наук. Недостаточно знать только терапевтическую стоматологию, чтобы быть стоматологом-терапевтом, недостаточно знать все о хирургической стоматологии, чтобы быть челюстно-лицевым хирургом или врачом хирургом стоматологом. Необходимо обладать хорошими знаниями во многих науках — и фундаментальных, и в специальных, чтобы быть успешным,
Таблица 1
Уровни обученности студентов при работе с лекцией
Испытуемые Нулевой Неудовлетво- рительный Низкий Средний Высокий Очень высокий
Студенты 3 курса 2,6 % 7,9 % 38,2 % 30,3 % 15,4 % 5,6 %
Студенты 4 курса 0 5,7 % 31,8 % 29,6 % 20,4 % 12,5 %
конкурентноспособным врачом. В связи с этим роль лекции, как системообразующей формы обучения в вузе повышается и во многом зависит от того, как студент работает на лекции и с лекцией. Уменьшение лекционных часов требует от студентов максимально эффективное использование времени, отведенного на учебный процесс. Поэтому образование, в том числе и медицинское, начинает все больше зависеть от креативной составляющей информации (креативного продукта), ориентированной на настроения, ожидания и подсознательные реакции субъекта учения.
Актуальность и социальная значимость, поставленной перед вузами задачи, педагогическая целесообразность ее решения и недостаточная теоретическая разработка развития креативной деятельности субъекта познания определили ПРОБЛЕМУ исследования, суть которой заключается в ответе на вопрос: как понять, что нужно сделать, чтобы эффективность лекции менялась в нужную сторону? Поставленная проблема определила ЦЕЛЬ исследования — выяснить возможность формирования качества креативной личности у студентов стоматологического факультета на основе вузовской лекции.
ГИПОТЕЗА исследования состояла в предположении о том, что формирование качества креативной личности будущих врачей на основе вузовской лекции будет носить действенный и эффективный характер, если студент в процессе лекции стремится выявить и осознать основные компоненты своей деятельности.
Для проверки выдвинутой гипотезы на 3 и 4 курсе стоматологического факультета студентам, в количестве 88 и 89 человек соответственно, были прочитаны лекции по терапевтической стоматологии с соблюдением общих и дидактических требований и применением технологии мультимедиа. Однако, для чтения лекций на 4 курсе была создана креативная концепция. Что это такое? Это стержень всей лекции, определяющий ее эффективность. Как ее оценить? В определенной степени мы будем исходить из идеи, что коммуникативные и организационные проблемы креативной концепции уже решены как лектором, так и студентом и станем рассматривать уже саму модель оценки эффективности креативной концепции. То есть мы принимаем, что у лектора и студента есть общее понимание будущего, к которому стремится выпускник вуза и обе стороны стремятся к разработке наиболее эффективного креатива. Однако это не реально, так как связано с определенной человеческой деятельностью, оценить которую очень сложно. Почему? Необходимо понять, по каким причинам студенты пришли на лекцию? Возможно, посещая лекционный курс, студент каждый раз приходит на лекцию из различных соображений. В одном случае действует фактор обязательного присутствия на лекции и сомнительно, что при этом студент будет активно работать на лекции и с лекцией. В другом случае материал
лекции ему просто необходим для будущей работы по специальности, в третьем случае студент уже знаком с материалом лекции, но у него появились вопросы, на которые он ищет ответ и т.д. Как при этом узнать, что креативная концепция прочитанного лекционного курса эффективна? В.Н. Петрова считает, что в рефлексивной обращенности студента на себя формируется опыт креативной деятельности в процессе обучения, а студент из пассивного «поглотителя готового» знания превращается в активного субъекта познания [4].
Рефлексивный анализ проводился на основе анкет, выявляющих отношение студентов к своей деятельности на лекции [4], по окончании лекционного курса.
Удельный вес обученности, которую мы связываем с развитием рефлексивного анализа лекции, несколько выше у студентов старшего курса, на котором использовали креативную концепцию, по сравнению с младшим. Развитие рефлексивного анализа лекции у студентов 4 курса в процессе обучения, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в процессе лекции предлагалось создать проблемный креатив, который, однако, мы не ставили самоцелью. Креативность использовалась как инструмент, помогающий студенту понять каковы задачи лекции и как их решить, найти пути, ведущие к достижению поставленной цели, а не решению конкретной задачи, вызывался интерес к специфике профессиональной деятельности (табл. 1).
В таблице 1, несмотря на практически одинаковые показатели неудовлетворительного (7,9% и 5,7%) и среднего уровня обученности (30,3% и 29,6%) у студентов 3 и 4 курса соответственно, обращает внимание высокий уровень обученности студентов при работе с лекцией, который увеличился в 1,3 раза и, более важно, увеличение в 2.2 раза уровня обученности, характеризуемого как «очень высокий» у студентов 4 курса по сравнению с младшим курсом. Таким образом, можно определить, что креативная концепция привела к изменению отношения к лекции и, следовательно, поведения студента на лекции. Вместе с тем, важен вопрос: имеет ли предложенная креативная концепция лекции, которая читается по календарному плану, отдаленное влияние? Анализ итогов экзамена по терапевтической стоматологии показал, что средний балл составил 4,2 и 4,4 на 3 и 4 курсе соответственно. Средний балл является одним из показателей обученности студентов и можно предположить, что если он достаточно высокий, эффективность креативной концепции лекции в следущем периоде обучения увеличится. Таким образом, креатив лекции и величина среднего балла в дальнейшем будет влиять в нужном направлении на роль лекции, как фактора в развитии креативной личности студента вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача. [Электронный ресурс] — Режим доступа: Ы1р:/М™ж voppsy. ru/is-sues/ 199Ш14/914088.Ыт.
2. Кончаловский М.П. Избранные труды. — М., 1961.
3. Никитин О.Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Автореф. дисс.... канд. пед. наук — М.,
2009. — 23 с.
4. Петрова В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». —
2009. — №9. — Комплексные исследования: тезаурус-ный анализ мировой культуры. — Режим доступа: http:// www.zpu-journalru/e-zpu/2009/7/Petrova/
5. Янушевич О.О. Перспективы развития стоматологического образования в России. // Dental Times. —
2010. — №1. — С.1, 4-5.
Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания,1 Молоков Владислав Дмитриевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.