Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как этап формирования личности молодого специалиста'

Студенческое самоуправление как этап формирования личности молодого специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / STUDENTS SELF-MANAGEMENT / PERSONALITY / FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Сергей Миронович, Толкачев Констнатин Сергеевич, Большешапов А. А., Кузнецов А. С., Бедошвили Ц. Н.

В формировании личности молодого специалиста большую роль играет студенческое самоуправление. Оно дает возможность формировать специалиста, способного с первых лет обучения решать не только свои личные проблемы, но разрешать сиюминутные ситуации в группе, на курсе, факультете. С первых дней обучения в ВУЗе студент чувствует ответственность за себя и товарищей, у него постепенно формируются качества будущего специалиста, способного решать не только профессиональные задачи, но и организационные, социальные, моральные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student's self-management as a stage of forming personality of a young specialist

In formation of personality of a young expert self-management plays important role. It gives opportunity to form an expert, who capable, since the fi rst years of training, to solve not only the personal problems, but to resolve one-stage situations in group, at the course, at faculty. From the fi rst days of training in higher school the student feels the responsibility for himself and comrades, qualities of a future specialist are formed in him, capability to solve not only professional problems, but organizational, social, moral is gradually formed.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как этап формирования личности молодого специалиста»

работой в Городском перинатальном центре. Этот специалист имеет необходимую клиническую подготовку (первичная специализация по анестезиологии и реаниматологии, циклы усовершенствования анестезиологии), первую квалификационную категорию и ученую степень кандидата медицинских наук. При возникновении производственной необходимости «подключаются» остепененные штатные сотрудники кафедры патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии, имеющие первичную специализацию по анестезиологии и реаниматологии, а также циклы усовершенствования по терапии и кардиологии.

Практические занятия проводятся по цикловому принципу. Для достижения целей курса используются такие традиционные формы обучения как тестовый контроль (1-й уровень), тематическое собеседование по теоретическим вопросам, демонстрация и разбор тематического больного, курация больных, решение профессионально ориентированных задач.

Особое внимание уделяется разбору тематического больного. Эта традиционная форма обучения была несколько модифицирована нами в соответствии со спецификой курса. Она представляет собой патофизиологический анализ конкретного клинического случая. Студент выбирает для курации одного из пациентов, предложенных преподавателем, работает с историей болезни, специальной дополнительной литературой, а затем оформляет патофизиологическую карту больного. Карта содержит краткие анамнестические данные, имеющие диагностическую ценность, а также в качестве основного элемента — схему патогенеза, включающую опорные клинические, инструментальные и лабораторные признаки имеющейся у больного патологии. При этом студент должен уметь выделить ведущие синдромы (определяющие тяжесть состояния в данный момент), механизмы их формирования, вклад в течение и исход заболевания. В заключение формулируются принципы патогенетической терапии в соответствии с наиболее значимыми для данного больного звеньями патогенеза.

В качестве варианта исполнения этого раздела работы студент может выступить в роли эксперта, оценив проводимую терапию, ее эффективность с учетом изменения состояния пациента и точек приложения.

Данная форма обучения имеет не столько контролирующую, сколько обучающую направленность. Она позволяет развивать у студентов навыки грамотной интерпретации клинических, лабораторных и инструментальных данных, умение оценить характер и тяжесть нарушений жизненно важных функций на каждом этапе заболевания, роль реактивности организма в возникновении, течении и исходе заболевания, а также выявить причинно-следственные связи между отдельными звеньями патогенеза, отдельными симптомами, синдромами и компонентами интенсивной терапии.

Чрезвычайно важной нам представляется неизбежно возникающая у студента потребность в работе с дополнительной литературой и формирование навыков работы с ней.

Защита патофизиологической карты больного проходит в форме доклада, студенты отвечают на вопросы аудитории, преподавателя, обосновывают значимость ведущего синдрома. Для демонстрации рентгеновских снимков, данных инструментального обследования и схемы патогенеза применяется мультмедийное оборудование, видеотехника.

После защиты патофизиологической карты больного студенты приступают к работе со следующим больным, сравнивают развитие одних и тех же синдромов у разных пациентов и объясняют сходства и различия между механизмами их формирования в различных клинических ситуациях.

По окончании курса студент сдает зачет. К зачету допускаются студенты, не имеющие пропусков практических занятий и текущей неуспеваемости. Требования для получения зачета по курсу клинической патофизиологии: отсутствие пропусков практических занятий; успешное итоговое тестирование; написание и «защита» патофизиологической карты больного.

Пропущенные занятия отрабатываются в форме собеседования с преподавателем. Кроме того, студент самостоятельно составляет и оформляет ситуационную задачу в соответствии с темой пропущенного занятия, а также развернутый ответ на нее, включающий обоснование диагноза и принципы патогенетической терапии.

Таким образом, основными видами учебной деятельности студента на курсе клинической патофизиологии являются: освоение теоретического материала; работа с больными; семинар; составление ситуационных задач; решение ситуационных задач; работа с медицинской документацией; написание патофизиологической карты больного и ее «защита»; итоговое тестирование.

Подобная методология преподавания курса клинической патофизиологии предполагает обязательное применение знаний по смежным дисциплинам, что, безусловно, способствует формированию у студента клинического мышления и делает процесс обучения более мотивированным, а потому интересным.

Эта же методология позволяет показать будущему врачу бесспорные преимущества рефлексивного, а не алгоритмизированного врачебного мышления как основы профессиональной творческой деятельности. Именно творческое мышление дает огромные преимущества врачу при решении диагностических, лечебных и профилактических профессиональных задач.

Преподавание клинической патофизиологии на представленной методической основе обеспечило закономерный, по нашему мнению, рост в последние годы интереса и преподавателей, и студентов к этой дисциплине.

Информация об авторах: 644043, Омск, ул. Ленина, 12, тел.: (3812) 23-03-78, e-mail svpomsk@bk.ru Корпачева Ольга Валентиновна — д.м.н., доцент,

Пальянов Сергей Владимирович — к.м.н., ассистент,

Таран Наталья Ивановна — к.м.н., доцент.

© КУЗНЕЦОВ С.М., ТОЛКАЧЕВ К.С., БОЛЬШЕШАПОВ А.А., КУЗНЕЦОВ А.С., БЕДОШВИЛИ Ц.Н. — 2010

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

С.М. Кузнецов, К.С.Толкачев, А.А. Большешапов, А.С. Кузнецов, Ц.Н. Бедошвили (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В формировании личности молодого специалиста большую роль играет студенческое самоуправление. Оно дает возможность формировать специалиста, способного с первых лет обучения решать не только свои личные проблемы, но разрешать сиюминутные ситуации в группе, на курсе, факультете. С первых дней обучения в ВУЗе студент чувствует ответственность за себя и товарищей, у него постепенно формируются качества будущего специ-

алиста, способного решать не только профессиональные задачи, но и организационные, социальные, моральные.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, личность, формирование.

STUDENT'S SELF-MANAGEMENT AS A STAGE OF FORMING PERSONALITY OF A YOUNG SPECIALIST

S.M. Kuznetsov, K.S. Tolkachev, A.A. Bolsheshapov, A.S. Kuznetsov, T.N. Bedoshvili (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. In formation of personality of a young expert self-management plays important role. It gives opportunity to form an expert, who capable, since the first years of training, to solve not only the personal problems, but to resolve one-stage situations in group, at the course, at faculty. From the first days of training in higher school the student feels the responsibility for himself and comrades, qualities of a future specialist are formed in him, capability to solve not only professional problems, but organizational, social, moral is gradually formed.

Key words: student’s self-management, personality, forming.

Учеба в высшем учебном заведении (ВУЗ) — это один из этапов в жизни специалиста, а, следовательно, и формировании его личности. В эти годы происходит формирование специалиста, его мировоззрения, жизненных идеалов и убеждений. По мнению К.Д.Ушинского период в жизни человека от 16 до 22-23 лет самый решающий: «Здесь именно довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их, группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характере». Этот момент в жизни молодого человека, момент самоанализа и самооценок, становления личности. Без учета этого невозможно эффективно управлять развитием личности студента, данной социальной группой молодежи.

Известно, что успешное усвоение знаний во многом зависит от общей подготовки студентов, его способностей и отношения к делу. Для плодотворного овладения современными высотами науки, техники, культуры молодой человек должен обладать умением вырабатывать систему самостоятельных знаний, силой воли, устремленностью. В хорошем студенческом коллективе всегда развивается дружба и товарищеская требовательность, чуткость и взыскательность к себе и окружающим, твердая самодисциплина, стремление аккуратно исполнять общественные обязанности. При этом нельзя снимать со счетов момент юношеского максимализма, самоуверенности на фоне недостаточного жизненного опыта.

С распадом Советского Союза не совсем обоснованно были ликвидированы и распущены многие молодежные организации: коммунисти-

ческий союз молодежи, студенческий профессиональный союз, перестали существовать отдельные творческие и деловые молодежные группы и коллективы. Молодежь стала предоставленной себе самой, порой у части ее представителей, личные амбиции и самоутверждаемость пошли в разрез с общественными и коллективными требованиями. Для устранения данной ситуации стали создаваться порой стихийно, не совсем обосновано различные молодежные структуры, которые часто были временными, не выполнив своей задачи и роли, исчезали.

В нашем университете для создания стройной структуры управления студенческим коллективом, с учетом накопленного опыта было создано

студенческое самоуправление. Оно построено на демократических основах, в каждой группе, начиная с первого курса путем открытого обсуждения и голосования, избирается староста. Он утверждается протоколом собрания группы и на основании этого административно утверждается в этой должности и выполняет свои обязанности, предусмотренные уставом ВУЗа. На каждом курсе собранием старост групп, избирается староста курса, при необходимости потока. Старосты курсов в свою очередь избирают старосту факультета. При этом учитываются его способности, наклонности, авторитет, коммуникабельность, успеваемость. В студенческих общежитиях по той же структуре выбираются старосты комнат, этажей, создается студенческий совет общежития. Совет общежития избирает своего председателя. Для оптимизации работы всех факультетов и подразделений была создана общевузовская структура — ко-

Рис. 1. СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИГМУ

ординационный совет. На первом этапе инициативной группой был разработан и утвержден устав данных структур. Он получил одобрение в областном комитете по делам молодежи. Старостат факультетов и студенческие советы рекомендуют и избирают своих представителей в координационный совет. На первом курсе есть свои особенности, на этапе поступления в вуз, представителями деканатов и учебной частью формируются группы с назначением старост в соответствии с данными личных дел. Затем после посвящения в студенты, в течение месяца в группах предлагается выбрать новых старост или подтвердить полномочия рекомендованных деканатом лиц, которые проявили себя достойными. Структура координационного совета представлена на рис. 1. Первым старостой на лечебном факультете был Д.И. Егоров, инициативный, целеустремленный студент. Он всегда был ориентирован в студенческих проблемах на факультете. Его забота о студенчестве всегда была обоснованной, решались многие вопросы учебного, бытового и социального порядка. В этот период студенчество жило активной заинтересованной жизнью. Рядом с ним всегда были активные студенты, которые своим поведением, успехами в учебе, научной работе всегда были примером для основной студенческой массы. Активно работал учебный сектор, постоянно курировалась научно-исследовательская работа студентов, не оставались в стороне и вопросы материального и бытового характера. К настоящему времени Д.И. Егоров уже сложившийся специалист-травматолог, защитивший кандидатскую диссертацию. К сожалению не все традиции студенческого самоуправления сохраняются и совершенствуются. В студенческой среде появляются иждивенческие наклонности, индивидуализм, местничество, теряются многие положительные моменты коллективность, само и взаимоподдержка, нивелируются возможности воспитания студента в молодежном коллективе. Хотя на этом фоне достаточно инициативных целеустремленных студентов, которые в большей степени решают свои проблемы профессионального обучения. Работа старостата остается еще малоинициативной, несмотря на постоянную курацию деканатом, поддержку советом и опытом. Даже решение таких задач, в которых в первую очередь должно быть заинтересовано студенчество, выдвижение активных успевающих студентов для поощрения, решение материальных и других задач, отдается на откуп деканата. Координационный совет мало уделяет внимания контролю и организации работы старастатов. Многие инициативы деканата остаются без внедрения в жизнь, хотя они должны быть предложены студенчеством. Привлечение студентов к активной научно-исследовательской работе, спортивной, культурно-массовой и другим мероприятиям. На этом фоне выделяются отдельные студенты своими успехами

в учебной работе, ежегодно на факультете получают дипломы с отличием до 30 выпускников. Постоянно получают стипендию ректора, мэра, губернатора Иркутской области и президента России студенты факультета. За последний год стипендию президента России получила Е.С. Баглушкина (6 курс), губернатора Иркутской области —

А.В. Афанасьев (6 курс), Е.Г. Белых (5 курс), С.И. Малов (5 курс), стипендию ректора 6 студентов факультета.

Студенческий актив проводит значительную, хотя и не всегда достаточную работу с таким структурными подразделениями как, комитет молодежи при администрации города и области, профессиональный союз медицинских работников, областной штаб по работе студенческих строительных отрядов. Нужно сказать, что попытка создать «медицинские студенческие отряды» не нашла своей поддержки в связи с отсутствием и несовершенством законодательной базы по организации и документальному оформлению представителей отрядов. Студенты могут работать не по профилю, а только на стройках, проводниками, что не соответствует их дальнейшей профессиональной подготовке.

Постоянно активизируются научно-исследовательская работа студентов, что связано с включением в работу ассистента А.Г. Макеева. Кроме работы в СНО ИГМУ им. Мечникова, им внедрено проведение олимпиад по профессиям (за последний год успешно проведены олимпиады по хирургии и терапии), студенческих научно-практических конференций с изданием печатных материалов. Им активно привлечены студенты к проведению первой фотовыставки в ВУЗе, посвященной жизни факультета. Широкий отклик, не только в студенческой среде, но и преподавателей получила фотовыставка, посвященная 65-летнему юбилею победы во Второй мировой войне.

Не плохо ведется работа студенчества по воспитанию в общежитии. За последние годы, с приходом нового коменданта Л.Г. Ланской значительно улучшился быт, условия проживания, порядок. Последние два года общежитие участвует в конкурсе на лучшее общежитие г. Иркутска, наше заняло почетное третье место. Студенты активно проводят праздники посвящения в жители общежития, встречи Нового года, масленицы, с учетом народных традиций. По инициативе студенческого совета студенты взяли шефство над детским домом и проводят значительную работу в нем.

Важную роль в координации деятельности координационного совета, старостата и студенческого совета играет администрация подразделений вуза. Сформировать личность молодого специалиста сложно без активного участия самих студентов и координирующей работы преподавателей кураторов. Их большой жизненный, трудовой и научный опыт должен активно передоваться молодому поколению специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитательная работа в ИГМУ. Материалы учебно-методической конференции/Под ред. Ю.А. Горяев, А.В. Щербатых. — Иркутск, 2007. — 162 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, тел. (3952)243997. Кузнецов Сергей Миронович — доцент лечебного факультета, доцент, к.м.н. Толкачев Константин Сергеевич — ассистент, к.м.н.

© МОЛОКОВ В.Д. — 2010

ЛЕКЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В.Д. Молоков

(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье рассматривается актуальность использования лекции, как активного метода обучения в высшем учебном заведении для форми-рования креативной личности студента и подготовки высококвалифициро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.