Научная статья на тему 'Администрация факультета и ее роль в формировании личности молодого специалиста'

Администрация факультета и ее роль в формировании личности молодого специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФАКУЛЬТЕТ / ДЕКАН / PERSONALITY / FORMING PERSONALITY / FACULTY / DEAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белых Александр Иванович, Кузнецов Сергей Миронович

Формирование молодого специалиста в высшем учебном заведении, его личности, это серьезная задача, которую должна решить администрация ВУЗа. В решении этой задачи ведущим и основным звеном является деканат, который на всех этапах, со школьного до становления специалиста имеет прямой контакт с ним и отвечает за его становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белых Александр Иванович, Кузнецов Сергей Миронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administration of the faculty and its role in formation of the personality of young expert

Formation of a young expert in a higher educational establishment and his personality is a complex problem, which the administration of higher school should solve. In the decision of this problem a deans offi ce is a leading and main link, which at all stages, since school up to specialists becoming, has direct contact to him and is responsible for his becoming.

Текст научной работы на тему «Администрация факультета и ее роль в формировании личности молодого специалиста»

Обучение маркетингу осуществляется одновременно в двойном контексте: в контексте профессиональной и контексте жизненной ситуации студента, что в совокупности способствует обеспечению профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста.

Под профессиональными компетенциями понимается готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.

Результаты и обсуждения

Профессиональная компетентность провизора, как и специалистов любого профиля, включает такие разновидности, как:

практическая (специальная) компетентность — высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

социальная компетентность — способность принимать на себя ответственность и вырабатывать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем;

информационная компетентность — включает владение новыми информационными технологиями;

психологическая компетентность — культура эмоциональной восприимчивости, умения и навыки рефлексии, опыт эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализация профессионализма;

коммуникативная компетентность — обязатель-

ное владение иностранными языками, высокий уровень культуры речи;

экологическая компетентность — знание общих законов развития природы и общества, воспитание экологической ответственности за профессиональную деятельность;

валеологическая компетентность — наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.

В целом маркетинг выступает в виде комплекса функций и подфункций, затрагивающий все сферы деятельности предприятия, как по вертикали, так и по горизонтали и превращающий фирму в единую систему. Поэтому в основу модульного построения учебно-методического комплекса по фармацевтическому маркетингу нами положены принципы маркетинговой деятельности, включающие ряд следующих функций: аналитическую, товарно-производственную, сбытовую, организационную (управления и контроля). Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной функции фармацевтического маркетинга.

Таким образом, можно констатировать, что контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс в системе фармацевтического образования к будущей профессиональной деятельности, создавать с помощью учебных задач, заданий, моделей и ситуаций предметный и социальный контексты деятельности, быстро адаптироваться молодому специалисту в будущем к условиям профессиональной деятельности провизора. Контекстный подход к обучению вооружает студентов не просто суммой знаний, а и умениями по их использованию в разнообразных условиях практической деятельности, а также опытом профессиональной деятельности, умением творить, знать где взять и как использовать ту или иную информацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: 4. Дремова Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации:

к0нтекстный подход. — М., 1991. — С. концепция, методическое обеспечение // Фармацевтическая

2. Вербицкий А.А. Гуманизация, компетентность, кон- °рганизация: успешное управление в уототиж рьшю! 19"-

текст — поиски оснований интеграции // Вестник высшей 2т000,1Т. / Под тред. ,г— Кн 1 Т 1 — М"

„ Профессионал Центр, 1999. — С. 150-159.

школы. — 2006. — №5. — С. 19-25. г ™ тг л л г „ ^ ^ п

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.1., Соколова О.В.

3. Геллер КК, Чалов АЛ. Перспективы применения ин- Компетентностный подход в образовании. Проблемы, поня-

формационных технологий в фармации и фармацевтиче- тия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. — М.:

ском образовании // Материалы международной научно- АПК и ПРО, 2003. — 101 с.

практической конференции, посвященной 85-летию акаде- 6. Смит М. и др. Фармацевтический маркетинг. Принципы,

мии. — СПб.: Изд-во СПХФА, 2004. — С. 30-32. среда, практика . — М.: Литера, 2005. — 392 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, e-mail: [email protected]

Беда Наталья Павловна — доцент, к.ф.н.,

Геллер Лев Николаевич — заведующий кафедрой, профессор, д.ф.н.,

Гравченко Лилиана Александровна — ассистент,

Лебедова Виктория Владимировна — ассистент.

© БЕЛЫХ А.И., КУЗНЕЦОВ С.М. — 2010

АДМИНИСТРАЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

А.И. Белых, С.М. Кузнецов (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Формирование молодого специалиста в высшем учебном заведении, его личности, это серьезная задача, которую должна решить администрация ВУЗа. В решении этой задачи ведущим и основным звеном является деканат, который на всех этапах, со школьного до становления специалиста имеет прямой контакт с ним и отвечает за его становление.

Ключевые слова: личность, формирование личности, факультет, декан.

ADMINISTRATION OF THE FACULTY AND ITS ROLE IN FORMATION OF THE PERSONALITY OF YOUNG EXPERT

A.I. Belykh, S.M. Kuznetsov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Formation of a young expert in a higher educational establishment and his personality is a complex problem, which the administration of higher school should solve. In the decision of this problem a dean’s office is a leading and main link, which at all stages, since school up to specialist’s becoming, has direct contact to him and is responsible for his becoming.

Key words: personality, forming personality, faculty, dean.

Основной задачей любого высшего учебного заведения является подготовка и воспитание высококвалифицированного специалиста. В гуманитарном высшем учебном заведении, особенно медицинском, где объектом воздействия является человек, качество специалиста медика должно быть не на порядок, а значительно выше, чем в любом другом ВУЗе. Каждый факультет в ВУЗе имеет свою определенную задачу, но в целом конечная цель для всех — выпуск квалифицированного специалиста, который будет способен решать важные задачи по охране и сохранению здоровья населения. На каждом факультете непосредственную работу со студенчеством ведут деканаты. Вне зависимости от должности сотрудника деканата, они непосредственно работают со студентами на всех этапах их становления и как специалиста и как личности. Это основная, но не вся работа деканата ВУЗа. Она должна начинаться с организации профессиональной ориентации выпускников школ, целенаправленной работы для оказания помощи в выборе будущей профессии медика. Работа деканата так же не заканчивается распределением выпускников факультета на рабочие места, она продолжается в подготовке интерна и клинического ординатора, практического специалиста. Деканат постоянно поддерживает связь со своими выпускниками, деля их радости и заботы

Выбор специальности важная задача для выпускника школы. Ему помогает знание профессиональной деятельности своих родителей, что часто является решающим в выборе семейной профессии. Создаются целые династии и не мало их среди медицинских работников. Меняются времена, меняются запросы, психология, социальный статус, материальная обеспеченность, а также личностные взаимоотношения. И теперь пример родителей друзей и родственников не всегда воспринимается подрастающим абитуриентом. Ему нужна квалифицированная помощь в выборе будущей профессиональной деятельности. Ежегодно на лечебном факультете утверждается комиссия, по профессиональной ориентации, основной задачей которой является помочь выпускнику средне-образовательных школ, ПТУ, медицинских училищ и т. д. в выборе своего будущего. В комиссию входят наиболее заслуженные люди факультета, имеющие высокий авторитет и ответственность за будущие медицинские кадры. Это, как правило, кроме сотрудников деканата, профессора, заведующие выпускающими кафедрами, главные специалисты, которые лично сами или через своих сотрудников осуществляют важную задачу. Они организуют встречи с выпускниками школ не только города Иркутска, но и Иркутской области, Забайкальского края, Бурятии, Тувы, Саха и других регионов. Кроме того, деканатом и членами комиссии активно организуется и поддерживается участие студентов, выпускников ВУЗа в данной работе. Организуются их встречи с выпускниками школ, ПТУ и медицинских училищ. На этих встречах выступление бывшего выпускника школы о своей профессии, порой не легком достижении цели, воспринимается школьником совершенно по-другому. Будущий абитуриент к выбору своей профессиональной деятельности подходит более ответственно и осознанно.

Второй немаловажной вехой в воспитательной работе является формирование квалифицированного состава приемной комиссии. Слаженность ее работы, тактичность, деловитость, заинтересованность в судьбе абитуриента не остаются без следа. Все это накладывает на него отпечаток «духа» комиссии и факультета коллектива в целом. Ставший студентом уже получил заряд воспитательной энергии и его нужно развивать дальше.

Тот же, кто потерпел фиаско и стал студентом должен получить максимум информации, как подготовиться, какие есть возможности, чтобы на следующий год выполнить свою цель и не потеряться для ВУЗа. Для этого есть возможность подготовиться на факультете довузовской подготовки и повторить попытку в достижении своей цели. Элементы такой заботы уже являются этапом воспитания. Такой абитуриент видит заинтересованность в нем и старается оправдать такое доверие.

На третьем этапе сотрудниками деканата довольно ответственно проводится работа по созданию первого трудового коллектива студентов. Ведь именно коллектив в первую очередь играет основную роль в воспитании личности будущего специалиста. Группы должны формироваться с учетом интересов, наклонностей и способностей студентов, несмотря на то, что информация о них крайне ограничена. Каждый из них пришел в ВУЗ со своим уровнем знаний, своими амбициями и задачами, которые всегда индивидуальны. В группе должна быть создана общая атмосфера заинтересованности в получении будущей профессии. Все это начинается еще до начала учебного года. На факультете ежегодно в торжественной обстановке проводится посвящение в студенты. Они коллективно дают торжественное обещание хорошо учиться, хранить и обогащать традиции ВУЗа, помогать друг другу в учебе на пути свершения своих мечтаний. В торжественной обстановке студенты получают свои первые документы — студенческий билет и зачетную книжку. Сама атмосфера, присутствие на заседании преподавателей и сотрудников ВУЗа, дают значительный задел и толчок в воспитательной работе, который должен постоянно поддерживаться и совершенствоваться. Это постоянный контроль и помощь со стороны деканата за работой кураторов на младших курсах. Участие в собраниях групп, курсов, факультета по организационным вопросам — выборы старост, старостата и членов координационного совета; проведении рабочих совещаний перед сессиями с обсуждением успехов и недостатков в работе.

Большую воспитательную роль играет работа деканата по сохранению студенческого коллектива в предсессионный период и в сессию. Организация зачетных недель, дополнительных занятий и консультаций, факультативов не остаются без внимания студентов. В этот период основную роль играет роль личности члена деканата, его заинтересованность и ответственность. Видя это, студент порой меняет не только свое мнение, но и позицию по отношению к учебе, к будущей профессиональной деятельности. Важным аспектом является донесение до студентов результатов сессии. Следует отметить отличившихся и помочь отстающим. В выдвижении на поощрение нужно активизировать роль самих студентов, дать возможность им самим участвовать в решении порой спорных вопросов. Необходимо, чтобы старостат, координационный совет принимали активное участие в решении вопросов о выдвижении студентов на моральное и материальное поощрение. Сотрудники деканата должны быть в этом вопросе не сторонними наблюдателями, а активными воспитателями. Они должны помочь принять правильное объективное решение и при этом не умалялась роль студенческого коллектива. Деканат должен проводить постоянно работу с активом студенчества, он должен сам из воспитуемого постепенно превращаться в воспитателя. Здесь необходимо не только направлять работу старо-стата, но и поддерживать инициативные начинания.

Совместно с этими структурами студенты должны активно вовлекаться в СНО им Мечникова, культурно-

массовую, спортивно-оздоровительную и общественную работу. На воспитание должно работать все не только личность воспитателя, но и то, чем занимается студент. На всех этапах он должен чувствовать ненавязчивую заинтересованность в его жизни со стороны деканата, ВУЗа, своего коллектива. Не должна остаться без внимания проблема обеспеченности студентов жильем. Несмотря на все проблемы, деканат и его помощники должны уделять этому вопросу большое внимание. Помощник декана по общежитию обязан подходить к решению вопросов заселения не с бюрократических позиций, а в каждом конкретном случае индивидуально. Совместно с участием деканата и членов комиссии по заселению в общежитие в оптимальном варианте решать все насущные проблемы.

В работе по воспитанию студентов в некоторых ситуациях важным является связь деканата с родителями студента. Нельзя исключать воспитательную роль родителей и родственников в период обучения студента в ВУЗе. Это должно делаться аккуратно, декан должен помнить это для него студент есть студент, а для родителей дитя на всю жизнь. В письмах, телеграммах, личных беседах с родителями должны быть соблюдены все деонтологические аспекты. При этом должны быть объективно оценены способности и возможности студента и декан должен дать совет родителям, не унижая достоинство студента. Это может быть рекомендация академического отпуска, индивидуального графика учебы, дополнительная подготовка по трудноусвояемым предметам и т.д. Все это оценит будущий специалист. Контроль в период всех этапов производственной практики со стороны деканата за организацией практики, за первым профессиональным контактом в своей будущей профессии должны быть постоянным. Это один из самых важных этапов в воспитании будущего специалиста. Деканат должен правильно провести подбор ответственных за производственную практику, проконтролировать методическую обеспеченность данного этапа. При необходимости подключить ФМС и т.д.

Важным этапом в воспитании является участие деканата в подготовке и проведении ИГА. Должны быть организованы дополнительные консультации, созданы условия. После сдачи экзамена важным этапом является вручение диплома специалиста, бывшему студенту. Ежегодно деканат с участием ректората проводит большую работу в этом вопросе. Ведь важно не только как прошел свой студенческий путь выпускник, но и

как он его завершил. Должно быть учтено все: порядок вручения дипломов, поощрение отличников, принятие присяги врача России, поздравления, ответное слово, концертная часть и т.д. Самое важное, наверное, это принятие клятвы врача. В течение ряда лет каждый выпускник делает это в своей будущей «профессиональной», «рабочей» форме — врачебный халат, каждый оставляет подпись на тексте клятвы врача, которая остается в личном деле выпускника. Забота и личный пример воспитателя должны быть для молодого специалиста постоянной опорой. Он должен чувствовать это и при обучении в интернатуре, ординатуре и аспирантуре и до этого, когда деканат проводил распределение, когда деканат определял количество мест для постдипломного образования. Как правило, с выпускниками не прерывается связь и по окончании ВУЗа. Специфичность профессии врача требует у молодого специалиста постоянного контакта с коллегами, часто возникают ситуации требующие консультации у ведущих специалистов. В основном ведущими специалистами являются сотрудники ВУЗа, этим проявляется и последующее воспитание специалиста. Деканат и руководство ВУЗа продолжает свою работу по воспитанию специалистов, организуя встречи выпускников сокурсников. При этом можно оценить результаты воспитательной работы и направить силы воспитуемых на воспитание последующих поколений. Во всех профессиональных ассоциациях, опять же трудятся бывшие учителя, они контролируют как профессиональный, так и послужной рост молодых специалистов. Ассоциации помогают в получении профессиональной подготовки и переподготовки, аттестации на профессиональную категории. Бывшие учителя являются оппонентами и рецензентами в сложных и казуистических случаях при разбирательствах в судебноправовых инстанциях, на коллегиях и т.д.

В последние годы постоянно совершенствуется работа деканата, вводятся новые должности — заместителя декана по общежитиям, по учебно-воспитательной работе и т.д. С внедрением болонской структуры оценки знания студентов, появились тьютеры, а перед деканатом новые задачи по организации их работы. Новая система оценки знания студентов, накладывает свой отпечаток на работу деканата. Потому что в усвоении программы и плана обучения основную роль играют индивидуальные способности студента, а система оценки его знаний играет второстепенную роль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселов Р.Д. Материалы учебно-методической кон- дисциплин в медицинских вузах. — Калинин., 1972. — 112 с. ференции по комплексному координированному препода- 2. Руднев В.А. Вузовская педагогика. Сборник научных ра-

ванию теоретических, медико-биологических и клинических бот. — Красноярск., 1993. — 152 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1 Кузнецов Сергей Миронович — декан лечебного факультета, доцент, к.м.н.,

Белых Александр Иванович — декан медико-профилактического факультета, доцент, к.м.н.

© ВЯЗЬМИН А.Я., ПОДКОРЫТОВ Ю.М., КЛЮШНИКОВ О.В. — 2010

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СТОМАТОЛОГОВ

А.Я. Вязьмин, Ю.М. Подкорытов, О.В. Клюшников (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Главной целью стоматологического образования является обеспечение способности практикующих врачей к критическому мышлению и постоянному обучению. Только что получивший образование врач-стоматолог должен быть способен осуществлять независимую практическую работу, не причиняя вреда пациентам и применяя современные, адекватные, эффективные и общепринятые в настоящее время методы лечения. Как показывают зарубежный опыт и опыт развития отечественной стоматологии, важнейшим условием построения рациональной подготовки студентов-стоматологов является разработка единых критериев профессиональной компетенции специалиста.

Ключевые слова: подготовка врача, стоматолог, компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.