Научная статья на тему 'Профессионально-этические проблемы при подготовке специалистов-стоматологов в медицинских вузах и их решение'

Профессионально-этические проблемы при подготовке специалистов-стоматологов в медицинских вузах и их решение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
польза / врач / специалист / профессионально-этические нормы / advantage / doctor / specialist / professional and ethic standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О В. Бодина, Д С. Тишков

Сегодняшнее понимание врача как специалиста, оказывающего услуги больному, если не уничтожает, то значительно принижает само понятие врачевания. Право человека на здоровье в нашей стране защищено законодательно, потому кроме профессионализма этические и правовые вопросы также переходят в раздел первостепенных. Особую значимость они приобретают в 2019 год, объявленный президентом годом Здоровья. Огромные средства, свыше одного триллиона рублей, выделенные на решение поставленной задачи и контроль за всесторонним её выполнением, обязывают врачебное сообщество наряду с профессиональным мастерством работать над выработкой ценных качеств человеческой души и величайшей ответственностью за жизнь человека. Открытие при академиях и университетах медицинских исследовательских центров, всё большее внедрение в практику целевого обучения и распределения студентов, в значительной мере способствуют достойной подготовке молодых специалистов. Решение вопроса профессионально-этических проблем здравоохранения в целом начинается со студенческой скамьи. В данной статье на примере Курского государственного медицинского университета рассматривается, как наряду с анализом научных источников, кафедра терапевтической стоматологии применяет нестандартный подход подготовки специалистов, позволяющий проанализировать, выявить недостатки, сделать выводы и дать рекомендации по повышению уровня воспитания профессионально-этических норм будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О В. Бодина, Д С. Тишков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHIC AND PROFESSIONAL PROBLEMS IN TRAINING SPECIALISTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND THE WAYS OF SOLVING

The current understanding of the physician as a specialist, who provides services to the patient, if not destroys then significantly diminishes the concept of healing. The human right to health in our country is protected by law that is why in addition to professionalism ethical and legal issues are becoming fundamental. These issues are of particular importance in 2019, declared by the President as the Year of Health. Massive funds, more than one trillion rubles, allocated to the fulfillment and all-around supervision of the task, oblige the healthcare community not only to improve professional skills but also to work on increasing the level of human values and responsibility for people’s lives. The wide establishment of medical research centers within medical universities and academies, as well as targeted professional education and distribution of students insure the high level of training of young specialists. The solution to the professional and ethic problems in the healthcare system starts with the professional medical education. This article is based on the example of the Therapeutic Dentistry Department of Kursk State Medical University, and examines how a combination of methodological research and non-standard approach to the specialists training allows to analyzing, identifying shortcomings, draw conclusions and make recommendations to increase the level of professional and ethical standards of future doctors

Текст научной работы на тему «Профессионально-этические проблемы при подготовке специалистов-стоматологов в медицинских вузах и их решение»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 2

УДК: 614.253:378.14

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-СТОМАТОЛОГОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ И ИХ РЕШЕНИЕ

О.В. БОДИНА, Д. С. ТИШКОВ

ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России, ул. К. Маркса, д.3, Курск, 305041, Россия, e-mail: [email protected]

Аннотация. Сегодняшнее понимание врача как специалиста, оказывающего услуги больному, если не уничтожает, то значительно принижает само понятие врачевания. Право человека на здоровье в нашей стране защищено законодательно, потому кроме профессионализма этические и правовые вопросы также переходят в раздел первостепенных. Особую значимость они приобретают в 2019 год, объявленный президентом годом Здоровья. Огромные средства, свыше одного триллиона рублей, выделенные на решение поставленной задачи и контроль за всесторонним её выполнением, обязывают врачебное сообщество наряду с профессиональным мастерством работать над выработкой ценных качеств человеческой души и величайшей ответственностью за жизнь человека. Открытие при академиях и университетах медицинских исследовательских центров, всё большее внедрение в практику целевого обучения и распределения студентов, в значительной мере способствуют достойной подготовке молодых специалистов. Решение вопроса профессионально-этических проблем здравоохранения в целом начинается со студенческой скамьи. В данной статье на примере Курского государственного медицинского университета рассматривается, как наряду с анализом научных источников, кафедра терапевтической стоматологии применяет нестандартный подход подготовки специалистов, позволяющий проанализировать, выявить недостатки, сделать выводы и дать рекомендации по повышению уровня воспитания профессионально-этических норм будущих врачей.

Ключевые слова: польза, врач, специалист, профессионально-этические нормы.

ETHIC AND PROFESSIONAL PROBLEMS IN TRAINING SPECIALISTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND THE WAYS OF SOLVING

O.V. BODINA, D.S. TISHKOV

FSFEI HE Federal State in Kursk State Medical University of Ministry of health of Russia, K. Marx str., 3, Kursk, 305041, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract. The current understanding of the physician as a specialist, who provides services to the patient, if not destroys then significantly diminishes the concept of healing. The human right to health in our country is protected by law that is why in addition to professionalism ethical and legal issues are becoming fundamental. These issues are of particular importance in 2019, declared by the President as the Year of Health. Massive funds, more than one trillion rubles, allocated to the fulfillment and all-around supervision of the task, oblige the healthcare community not only to improve professional skills but also to work on increasing the level of human values and responsibility for people's lives. The wide establishment of medical research centers within medical universities and academies, as well as targeted professional education and distribution of students insure the high level of training of young specialists. The solution to the professional and ethic problems in the healthcare system starts with the professional medical education. This article is based on the example of the Therapeutic Dentistry Department of Kursk State Medical University, and examines how a combination of methodological research and non-standard approach to the specialists training allows to analyzing, identifying shortcomings, draw conclusions and make recommendations to increase the level of professional and ethical standards of future doctors.

Keywords: advantage, doctor, specialist, professional and ethic standards.

Актуальность. В отличие от других наук медицина тесно связана с жизнью, здоровьем и, в конечном счете, с судьбой человека. Лекарь души и тела - таково предназначение врача во все времена. Отсюда и основополагающая заповедь Гиппократа: «...в какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного» [7]. Регулирование морально-этических и правовых норм не утратили своей значимости с момента зарождения медицины и до настоящего времени.

Регулирование морально- этических и правовых норм не утратили своей значимости с момента зарождения медицины и до настоящего времени. Кодекс врача ведийской эпохи в Индии 3000 лет назад утверждал:

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 2

«Всегда будь терпелив, внимателен, учтив.

Будь скромен, подчини дела железной логике ума,

Старайся исцеленье дать больному,

Не требуя ни жертв, ни блага для себя...»

Такой громадный временной промежуток, а сказано, как будто в день сегодняшний. Лучше и более емко не выражено пока никем.

Вопрос воспитания и подготовки врача с первых его шагов стоит в нынешних условиях, если не выше профессиональной подготовки, то, по крайней мере, на одном с ним уровне. Умение сознательного подчинения личных интересов интересам общественным необходимо врачу любой специальности с момента выбора профессии и до окончания его карьеры.

Подготовительный процесс должен начинаться ещё до поступления молодого человека в вуз. Выбор профессии зачастую происходит спонтанно в старших классах. При поступлении в медицинское образовательное учреждение проверка морально - этических качеств абитуриентов отсутствует, хотя это основное качество будущего врача и количество баллов не всегда может служить единственным ориентиром для его приема в медицинский вуз. Именно поэтому поставленное на поток обучение приводит к тому, что часть студентов разочаровывается в будущей профессии, часть становится равнодушными исполнителями нелюбимой работы, и только малая часть достигает высокого профессионализма, совершенства и уважения на избранном пути [3]. Качество обучения врачей - такая задача поставлена Министерством здравоохранения сегодня.

Наилучшим способом отбора будущих студентов медицинских вузов, на наш взгляд, была бы возможность приема абитуриентов на нулевой подготовительный курс с последующим собеседованием или тестированием по его окончанию, и только потом рассматривать их успехи в бальной системе. Считаем это одним из основных условий качественной подготовки специалистов, и оно должно войти в практику и на бюджетной, и на коммерческой основе обучения.

Стандартизация медицинской помощи, о которой идут жёсткие дискуссии, вновь возвращает нас к истокам получения профессии - отбору будущих специалистов. В стандарт, то есть алгоритм лечения, предполагающий адаптированное лечение на английской основе, должно входить качество помощи. Понятие качества помощи не абстрактное, а конкретное и начинается оно с первых дней обучения на кафедре в вузе. Здесь и кураторство, и достаточно большое внимание наукам социальным. Молодой человек, пришедший получить достойную профессию, должен научиться понимать и ощущать чужую боль и, проявляя сочувствие, отыскать в чем она заключена. Обучение качественной помощи больному и воспитание будущего специалиста в КГМУ начинается с усвоения понятия врачебной этики, включающей поведение врача и нравственные правила взаимоотношений в конкретных условиях.

Внешний вид, самодисциплина, собранность, ответственность, наблюдательность, самообладание и решительность - эти нормы поведения прививают и воспитывают в молодых людях и кураторы, и учителя, и практикующие врачи. Медицина будущего - медицина человека здорового. Воспитание у будущего специалиста оптимизма - одна из важных задач, которые стоят перед коллективом медицинских вузов в наши дни. Эту задачу в КГМУ стараются решить не только непосредственно на занятиях, но и во вне учебного процесса. Ненавязчиво кураторы воспитывают у молодых мужественность, гарантирующую благоприятный выход из опасного положения, о чем призывал постоянно помнить профессор М.М. Дитерихс. Привить студенту лучшие традиции, ценить и беречь их, научить еще на студенческой скамье творческой целенаправленности и созиданию, заинтересовать в нерушимости равенства, взаимопомощи, взаимоуважения, взаимного доверия - в этом видит свою задачу педагогический коллектив вуза.

Тесная связь медицины с жизнью человека, его судьбой подразумевает особые нравственные качества будущего врача, поэтому воспитанию гуманизма в КГМУ придается большое значение.

Первый шаг студента и необходимость усвоения первого постулата: «Non nocere» («Не вреди») - в этом, в конечном счете, и заключена профессиональная мораль врача, которую постоянно на протяжении всего учебного процесса стараются донести до студента преподаватели. Начало студенческой жизни и воспитательного процесса молодых людей начинается с принятия на первом курсе «Кодекса чести» студента КГМУ. Вся жизнь с этого момента должна подчиниться нормам медицинской профессии, требующей «самоотверженности, величия души и чистоты помыслов.», «ясным умственно, чистым нравственно.».

Одновременно на первом курсе создана социально-психологическая поддержка, осуществляет которую консультативно-психологический центр КГМУ силами студентов старших курсов факультета клинической психологии в рамках дисциплины «Супервизия». Его цель - социально-психологическая адаптация студентов к процессу обучения. Курский государственный медицинский университет обобщил опыт, накопленный за весь период его становления, опыт других вузов Российской Федерации и разработал «Нормативно-правовые и организационные основы работы куратора студенческой группы» (методические рекомендации) под редакцией В. А. Лазаренко, А.И. Конопля, Н.С. Степашова в 2012 году [4].

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 2

Воспитательная и организационная деятельность куратора студенческих групп осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом университета и другими нормативными документами, которые регламентируют учебно-воспитательный процесс. На основании разработанных вузом Положений работу кураторов контролирует декан факультета. Внеаудиторная воспитательная работа в КГМУ основана на Положении об ее организации, строго регламентирована и призвана обеспечить формирование не только профессиональных общекультурных, но и нравственных и гражданских качеств будущего специалиста. Сюда входят и правила внутреннего распорядка в местах проживания студентов, и работа с их родителями, и шефская помощь детям детских домов г. Курска. Последнему вопросу на старших курсах придается особое значение.

Волонтерство с каждым годом становится не просто занятием, а необходимостью, способствуя воспитанию чувств доброты, уважения и самосознания как гражданина страны. В вопросе волонтерства в последнее время большое значение придается оказанию помощи людям старшего поколения - шефской помощи в домах ветеранов войны и труда и одиноким старикам, нуждающимся в помощи. Именно здесь заложена большая возможность для воспитания у будущих врачей чувства милосердия, высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, приобщения к нормам морали и национальным традициям [1].

Не последнее место в вопросе воспитания студентов придается и экологическому воспитанию. Реализация которого воспитания в вузе предусматривает множество форм: факультативные лекции, встречи с руководителями природоохранных организаций, создание экологических постов, субботники по благоустройству и другие формы работы. Таким образом, в вузе решению профессионально-этических проблем уделяется достаточное внимание. Но заканчиваться воспитательный процесс на этом не должен. «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку» М.Я. Мудров [2].

Требования к тому, кто этой профессии себя посвятил, огромны и одно из основных - непрерывное повышение навыков и знаний. Это аксиома, не требующая доказательств, прививается будущим специалистам на старших курсах. Преподаватели, врачи, участвующие в воспитательном процессе на этом этапе, обучают и решают непосредственно вопросы отношения врача к человеку, который нуждается в его помощи. Сформированный в 16-м веке Амбруазом Паре постулат: «Иногда вылечить, часто облегчить, успокоить и утешить», - определяет четко направления лечения: причинные, симптоматическое и психотерапевтическое [6].

Врачебной этике, нормам поведения, способам и принципам регулирования, обусловленных особенностями избранной профессии, роли врача в обществе в КГМУ уделяется в этот период внимание особое. На старших курсах обучения студент должен чётко усвоить, что такое врачебный долг, каким именно образом совокупность этических норм, с которыми он был ознакомлен и воспитан на начальном этапе обучения, будет способствовать выполнению его профессиональных обязанностей [5].

Умение установить с больным контакт, уважительное к нему отношение, уважение к его родственникам - это сложная и трудная работа сердца и ума. В практике КГМУ врачи-наставники не просто читают лекцию на очередном занятии, но и на личном примере показывают, как эти взаимоотношения строятся. Не каждый практикующий врач может выполнить это качественно, поэтому к подбору специалистов - наставников в университете подходят ответственно. Помимо правильно выстроенных отношений начинающего врача с больными наставник оказывает ему помощь в решении еще одной немаловажной проблемы - этике поведения непосредственно в коллективе. Кроме того, с первых шагов начинающего врача наставник направляет его на самовоспитание, прививает наблюдательность и одно из основных качеств врача - ответственность, приучая тщательно выполнять практические действия, умение решать этические проблемы. Вопросы врачебной этики были, есть и будут сложным, важным и неоднозначным процессом. Хороший специалист учится этому до конца своей врачебной карьеры, практически всю жизнь, «ведь иметь дело с людьми - самая главная наука...» (А.Ф. Билибин).

Поддерживать наивысшие профессиональные стандарты - такова обязанность любого врача и ее основы должен заложить вуз. Эту задачу коллектив кафедры терапевтической стоматологии КГМУ считает для себя первостепенной.

Цель исследования - анализ воспитательного процесса и условий повышения эффективности профессионально-этических и нравственных норм будущих врачей стоматологов на кафедре терапевтической стоматологии Курского государственного медицинского университета.

Материалы и методы исследования. Изучение и анализ поставленной задачи осуществлены по материалам опросника студентов и молодых специалистов-выпускников университета.

К анализу было привлечено:

- студентов младших курсов - 96 человек;

- третьекурсников - 42 человек;

- старшекурсников - 81 человек;

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 2

- молодых специалистов - 27 человек.

Полученные результаты и изучение в целом уровня воспитания профессионально-этических и правовых норм будущих врачей на кафедре позволяют оценить сложившуюся ситуацию в университете, выявить недостатки и дать рекомендации по улучшению данной ситуации.

Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования предусматривали анализ начала студенческой жизни. Первый курс всегда достаточно сложный и непредсказуемый: 24% студентов, как оказалось, выбрали профессию недостаточно задумываясь о ее сложности - с ними кураторам пришлось заниматься дополнительно; 56% - осознанно вступили на тропу помощи больным людям; 10% - не определились и не убеждены в нужности выбранного пути; 10% - твердо уверены, что профессия врача -это именно то, что им в жизни необходимо: они и должны стать опорой куратора.

Третьекурсники работу воспитателей и преподавателей оценили высоко - 81% студентов посчитали ее достаточной; 9% - уверены, что на самоподготовку времени остается мало; 10% - отметили недостаток нужной литературы в библиотеке.

72% старшекурсников отмечали недостаток внимания на практике непосредственно в лечебных учреждениях: большие группы у одного наставника не дают возможности в полной мере ощутить себя на рабочих местах и уделить должное внимание профессионально-этическим проблемам.

Молодые специалисты также не всегда довольны своим положением в лечебных учреждениях. Должного внимания им уделяется недостаточно. Не решен вопрос материального стимулирования врачей-наставников. Этот вопрос в университете рассматривается, и мы считаем, что областное Министерство здравоохранения должно его решать, не сбрасывая со счетов, поскольку вопрос подготовки специалистов - одна из основных задач сегодняшнего здравоохранения.

Выводы. Стоматология - профессия, требующая высокого уровня социально-эмоциональной включенности и тесного взаимодействия с пациентом.

Проведенные исследования среди студентов первокурсников позволяют сделать вывод, что к выбору профессии практически 1/3 абитуриентов подходит не ответственно. Гарантий, что из них получатся качественные профессионалы, нет, а, значит, материальные затраты на их подготовку пойдут впустую.

Первый шаг в направлении улучшения отбора будущих врачей необходимо сделать при их поступлении в вуз, создав нулевой (вечерний) подготовительный курс с последующим собеседованием, тестированием для проверки их морально-этических качеств, и лишь потом рассматривать «бальные» успехи.

Во-вторых, необходимо устранить недостаток при закреплении студентов старшекурсников за наставниками - их должно быть у практикующего врача не более трех.

В-третьих, в целях воспитания у будущих врачей профессионально-этических норм, чувства милосердия - работа по развитию волонтерства в университете должна быть продолжена.

Эмоциональная составляющая профессии велика и этому необходимо учить не только на старших курсах, но и на первых самостоятельных шагах молодого специалиста. Закрепление за молодыми специалистами профессиональных наставников на определенный период (до полугода) - острая необходимость. Это в лечебных учреждениях пока отсутствует.

По проекту «Здоровье» на три последующих года выделяется на медицину около двух триллионов рублей, однако, качественного кадрового обеспечения одними материальными шагами не достичь.

Воспитание достойных, уважаемых, высоко профессиональных специалистов задача общая: и преподавателей, и практикующих врачей, и Министерства здравоохранения.

Литература

1. Бочарова Е.Е., Вагапова А.Р. Самоопределение личности как субъекта профессиональной социализации. Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2012 Вып. 10. С. 95-100.

2. Григораш О.В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 72-78.

3. Клинина М.А. Наставничество, к процессу формирования личности молодого специалиста // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3. С. 26-30.

4. Лазаренко В.А., Конопля А.И., Степашов М.С. Нормативно-правовые и организационные основы работы куратора студенческой группы (методические рекомендации). Изд-во Курского государственного медицинского университета, 2012.

5. Николаева А.А. Факторный анализ признаков социальной активности современного студенчества как показатель конфликтологической компетентности. Актуальные вопросы кадрового и образовательного менеджмента: сб. научных статей. 2015. С. 30-38

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2019 - N 2

6. Парахина О.В., Шаталова Е.В. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении // INNOVA. 2015. № 1 (4).

7. Шантуров А.Г., Евсеев Н.П. «Кому доверить факел Гиппократа». Вост. Сиб. книжное изд-во, 1980.

References

1. Bocharova EE, Vagapova AR. Samoopredelenie lichnosti как subieekta professionalnoi sotsializatsii [self-Determination of personality as a subject of professional socialization]. Problemy sotsialnoi psikhologii lichnosti: mezhvus.sb.nauch.tr. Sarotov; 2012.

2. Grigorash OV. Povyshenie effektivnosti upravleniia kachestvom obrazovatelnogo protsessa [Improving the efficiency of quality management of educational process]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013;1:72-8.

3. Klinina MA. Nastavnichestvo, k protsessu formirovania lichnosti molodogo spetsialista [Mentoring, to the process of formation of the personality of a young specialist]. Obrazovanie. Karera. Obshchestvo. 2014;3:26-30

4. Lazarenko VA, Konoplia AI, Stepashov MS. Normativno pravovye i organizatsionnye osnovy raboty kuratora studencheskoi gruppy (metodicheskie rekomendatsii) [Normative-legal and organizational bases of work of the curator of student group]. izd-vo Kurskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta; 2012

5. Nikolaeva AA. Faktornyi analiz priznakov sotsialnoi aktivnosti sovremennogo studenchestva kak po-kazatel konfliktologicheskoi kompetentnosti [Factor analysis of signs of social activity of modern students as an indicator of conflictological competence]. Aktualnye voprosy kadrovogo obrazovatelnogo menedzhmenta: Sb.nauchnykh statei; 2015.

6. Parakhina OV, Shatalova EV. Problemy I opyt professionalnogo vospitaniia budushchego meditsins-kogo rabotnika v obrazovatelnom uchrezdenii [Problems and experience of professional education of the future medical worker in educational institution]. INNONA. 2015;1(4)

7. Shanturova AG, Evseev NP. Komu doverit Fakel Gippokrata [To entrust the torch of Hippo-crates].Vost. Sib. knizhnoe izd-vo; 1980.

Библиографическая ссылка:

Бодина О.В., Тишков Д.С. Профессионально-этические проблемы при подготовке специалистов-стоматологов в медицинских вузах и их решение // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019. №2. Публикация 1-6. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2019-2/1-6.pdf (дата обращения: 27.03.2019). * Bibliographic reference:

Bodina OV, Tishkov DS. Professional'no-jeticheskie problemy pri podgotovke specialistov-stomatologov v medicinskih vuzah i ih reshenie [Ethic and professional problems in training specialists of medical higher education institutions and the ways of solving] // Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2019 [cited 2019 Mar 27] ;1 [about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2019-2/1-6.pdf.

* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2019-2/e2019-2.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.