Научная статья на тему 'Самоуправление – неотъемлемая часть воспитательного процесса'

Самоуправление – неотъемлемая часть воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоуправление – неотъемлемая часть воспитательного процесса»

■ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ -

САМОУПРАВЛЕНИЕ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Л. В. Бельбас, заместитель начальника отдела внеучебной работы Юргинского технологического института Томского политехнического университета

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

История студенческого самоуправления Юргинского технологического института Томского политехнического университета молода, ей всего несколько лет До сих пор идет активное развитие и становления органа самоуправления - студенческого совета, работа которого строится на основе положения, разработанного студентами под руководством специалистов отдела внеучебной работы. После презентации положение было утверждено администрацией института. Приведу некоторые выдержки из данного положения:

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Реализация современной цели воспитательного процесса - развитие человека как субъекта собственной стратегии жизни. Назначение педагогической деятельности и воспитательного процесса состоит в создании наиболее оптимальных условий для развития индивидуальности человека.

Самоуправление дает возможность объединить в социальной деятельности преподавателей и студентов. Содружество - первая ступень к этой цели, вторая - сотрудничество, третья - сотворчество. Это естественный путь включения студентов в решение важных вопросов воспитания.

Для того чтобы студенты на деле стали организаторами определенных участков работы, недостаточно просто предоставить им известные права и предъявить обязанности, необходимо научить их выполнять свои обязанности и пользоваться правами.

Поиск настоящих организаторов-лидеров, их обучение, воспитание и постоянная практическая помощь -вот залог успеха самоуправления студентов.

Самоуправление - участие кого-либо в управлении и руководстве делами своего коллектива. Самоуправление следует рассматривать как часть управления, так как органы самоуправления не просто «участвуют» и «помогают» управлять, а реально управляют, отвечая за полное и качественное выполнение того, что им доверено.

Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам студентов по отношению к своей деятельности и коллективу

В повседневной деятельности самоуправление студентов проявляется в планировании и организации деятельности коллектива, в анализе своей работы, подведении итогов.

В нашем институте органом студенческого самоуправления является студенческий совет, куда входят профорги и старосты учебных групп всех курсов.

Работа студенческого самоуправления

Высший орган самоуправления объединяет старост и профоргов всех курсов, т. е. они взаимосвязаны. От старост и профоргов курсов информация и решения, принятые в высшем органе самоуправления, доводятся до студентов. Также студенты могут обратиться к старостам или профоргам своих групп с какой-либо просьбой, которая затем передается в вы-

Структура студенческого самоуправления

/-\

Студенческий совет

'Профком и ' Профком и ' ' Профком и 1 ' Профком и 1

старостат старостат старостат старостат

, 1 курса 2 курса 3 курса 1, 4 курса )

^ Т / Т Т

-■--\

Студенты _у

Схема работы студенческого самоуправления

Кур аторы, Преподаватели

I----

ВОСПИТАНИЕ ЛИчНОСТИ -

3. Разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении.

4. Взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, осуществляющих учебную и воспитательную работу со студентами по различным аспектам жизнедеятельности.

5. Организация социально значимой общественной деятельности студенчества.

6. Руководство деятельностью органов студенческого самоуправления структурных подразделений образовательного учреждения (факультетов, отделений, курсов, групп, общежитий и т. д.).

сший орган студенческого совета. Все пожелания рассматриваются студсоветом, затем принимаются решения относительно интересов и прав студентов.

Обязанности студенческого актива

Профорг - это представитель учебных групп всех курсов института, лидер группы, который активно участвует в жизни ЮТИ ТПУ.

Обязанности профорга:

1. Представление интересов студенчества данного учреждения профессионального образования вне образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном.

2. Представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения.

- ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ -

7. Информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников учреждения профессионального образования о разнообразных аспек-тахстуденческойжизнии государственной молодежной политики.

8. Участие в формировании нормативно-правовой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально значимую деятельность.

9. Формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения.

Староста - студент академической группы, который курирует учебную, дисциплинарную, организационную деятельность студентов группы и стимулирует их активную жизненную позицию. Он находится на равных правах с профоргом группы и в его отсутствие берет все его обязанности на себя.

Обязанности старосты:

1. Следит за персональным учетом посещения студентами всех видов учебных занятий в журнале установленной формы; обеспечивает помощь отстающим студентам.

2. Извещает студентов об изменениях, вносимых в расписание занятий группы; знакомит студентов с нормативно-правовыми документами.

3. Осуществляет контроль состояния учебной дисциплины в группе, на лекциях и практических занятиях, а также сохранности учебного оборудования и инвентаря.

4. Вносит в деканат предложения по улучшению организации учебного процесса и рациональному использованию времени студентов группы.

5. Проводит работу по сознательному отношению к учебе, труду, общественной деятельности, обеспечивает регулярное посещение студентами

группы культурно-массовых мероприятий, лекций, торжественных собраний, вовлекает студентов группы в студии, ОВР, организует вечера отдыха, выезды за город.

6. Организует явку студентов для прохождения периодических медицинских осмотров согласно календарным срокам, установленным в планах лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий ЮТИ ТПУ; проявляет заботу о членах академической группы, находящихся на стационарном лечении.

Студенческое самоуправление. Что это? Мы можем сами управлять своими идеями, организовывать какие-либо мероприятия, следить за процессом учёбы всех студентов. Мы несем ответственность перед собой. И старосты, и профорги - тоже студенты. Нам приходится вместе преодолевать трудности как в учёбе, так и за стенами института. Мы всегда готовы протянуть руку помощи и дружбы, стараемся уважать и понимать друг друга. Такое взаимодействие помогает интеллектуально развиваться и профессионально расти всем нам. Мы - единое целое.

Организация студенческого самоуправления в условиях образовательного учреждения - одна из важнейших задач современной педагогики. Важно не только создать или объединить студентов в коллектив единомышленников, но и вдохнуть в него жизнь путем прямого включения самих студентов в решение задач по организации учебной и внеучебной деятельности.

О студенческом самоуправлении можно говорить много, ведь сама система придумана очень давно. Главное - это дать возможность студентам адаптировать теорию на практике своей студенческой жизни, реализуя свои организаторские возможности и творческий потенциал.

ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА

Изабелла Смайлис, корреспондент газеты «Грани», член студенческого совета ЮТИ ТПУ

Студенческая жизнь - это не только лекции, семинары, конспекты и сессии, это еще и время, когда ты частичка огромного студенческого мира, когда есть возможность для самовыражения, время, которое вспоминается на протяжении всей жизни. И если жить только учебой, это значит потерять много важного и интересного. Студенты, которые понимают эту истину, которые не могут сидеть на месте без дела и берут от жизни ВСЕ, - становятся лидерами групп, старостами и профоргами.

Не так давно нам не приходилось выбирать старост, на эту должность их назначало руководство института. Главным критерием служил балл, набранный студентом на вступительных экзаменах. Но, к сожале-

нию, не все умные и трудолюбивые люди могут быть лидерами. Именно поэтому в большинстве случаев со временем появлялись претензии и придирки, группа становилась изолированной от института, нарушалась обратная связь старостата и администрации вуза.

Профоргов мы выбирали самостоятельно, но чаще всего происходило несколько смен профоргов как в течение первого учебного года, так и позже.

Сегодня ситуация изменилась. Для того чтобы стать старостой или профоргом, необходимы такие качества, как коммуникабельность, ответственность, целеустремленность... Но как выявить среди новоиспеченных студентов тех, кто сможет взять на себя от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.