Научная статья на тему 'Формирование студенческого актива'

Формирование студенческого актива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование студенческого актива»

- ВОСПИТАНИЕ ЛИчНОСТИ -

7. Информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников учреждения профессионального образования о разнообразных аспек-тахстуденческойжизнии государственной молодежной политики.

8. Участие в формировании нормативно-правовой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально значимую деятельность.

9. Формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения.

Староста - студент академической группы, который курирует учебную, дисциплинарную, организационную деятельность студентов группы и стимулирует их активную жизненную позицию. Он находится на равных правах с профоргом группы и в его отсутствие берет все его обязанности на себя.

Обязанности старосты:

1. Следит за персональным учетом посещения студентами всех видов учебных занятий в журнале установленной формы; обеспечивает помощь отстающим студентам.

2. Извещает студентов об изменениях, вносимых в расписание занятий группы; знакомит студентов с нормативно-правовыми документами.

3. Осуществляет контроль состояния учебной дисциплины в группе, на лекциях и практических занятиях, а также сохранности учебного оборудования и инвентаря.

4. Вносит в деканат предложения по улучшению организации учебного процесса и рациональному использованию времени студентов группы.

5. Проводит работу по сознательному отношению к учебе, труду, общественной деятельности, обеспечивает регулярное посещение студентами

группы культурно-массовых мероприятий, лекций, торжественных собраний, вовлекает студентов группы в студии, ОВР, организует вечера отдыха, выезды за город.

6. Организует явку студентов для прохождения периодических медицинских осмотров согласно календарным срокам, установленным в планах лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий ЮТИ ТПУ; проявляет заботу о членах академической группы, находящихся на стационарном лечении.

Студенческое самоуправление. Что это? Мы можем сами управлять своими идеями, организовывать какие-либо мероприятия, следить за процессом учёбы всех студентов. Мы несем ответственность перед собой. И старосты, и профорги - тоже студенты. Нам приходится вместе преодолевать трудности как в учёбе, так и за стенами института. Мы всегда готовы протянуть руку помощи и дружбы, стараемся уважать и понимать друг друга. Такое взаимодействие помогает интеллектуально развиваться и профессионально расти всем нам. Мы - единое целое.

Организация студенческого самоуправления в условиях образовательного учреждения - одна из важнейших задач современной педагогики. Важно не только создать или объединить студентов в коллектив единомышленников, но и вдохнуть в него жизнь путем прямого включения самих студентов в решение задач по организации учебной и внеучебной деятельности.

О студенческом самоуправлении можно говорить много, ведь сама система придумана очень давно. Главное - это дать возможность студентам адаптировать теорию на практике своей студенческой жизни, реализуя свои организаторские возможности и творческий потенциал.

ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА

Изабелла Смайлис, корреспондент газеты «Грани», член студенческого совета ЮТИ ТПУ

Студенческая жизнь - это не только лекции, семинары, конспекты и сессии, это еще и время, когда ты частичка огромного студенческого мира, когда есть возможность для самовыражения, время, которое вспоминается на протяжении всей жизни. И если жить только учебой, это значит потерять много важного и интересного. Студенты, которые понимают эту истину, которые не могут сидеть на месте без дела и берут от жизни ВСЕ, - становятся лидерами групп, старостами и профоргами.

Не так давно нам не приходилось выбирать старост, на эту должность их назначало руководство института. Главным критерием служил балл, набранный студентом на вступительных экзаменах. Но, к сожале-

нию, не все умные и трудолюбивые люди могут быть лидерами. Именно поэтому в большинстве случаев со временем появлялись претензии и придирки, группа становилась изолированной от института, нарушалась обратная связь старостата и администрации вуза.

Профоргов мы выбирали самостоятельно, но чаще всего происходило несколько смен профоргов как в течение первого учебного года, так и позже.

Сегодня ситуация изменилась. Для того чтобы стать старостой или профоргом, необходимы такие качества, как коммуникабельность, ответственность, целеустремленность... Но как выявить среди новоиспеченных студентов тех, кто сможет взять на себя от-

ветственность за всю группу, за каждого, а не только за себя одного? Для этого уже третий год среди самых активных представителей первого курса проводится деловая оценочная игра на выявление лидерских способностей. За ходом игры следят наблюдатели, в числе которых специалисты отдела внеучебной работы института, курирующие деятельность самоуправления, руководитель психологической службы и активисты, принимавшие участие в играх прошлых лет.

По правилам игры сначала происходит деление по группам, примерно по девять человек в каждой; затем раздается задание - каждой команде необходимо организовать свою компанию (организацию, фирму, предприятие), проработать ее направленность, дать название, распределить внутри своей команды должности и обязательно оговорить, кто чем будет заниматься, подготовить презентацию, в которой необходимо не только представить общую характеристику компании, но и обосновать, почему именно эта организация должна существовать. Общая продолжительность игры занимает не более часа, при этом отводится время на подготовку команд (15 минут). На первый взгляд, задача практически невыполнимая, но, как показывает практика, для студентов нет ничего невозможного. Главное в этой игре не то, какую организа-

ВОСПИТАНИЕ ЛИчНОСТИ -

цию студенты придумают и как ее назовут, а то, как они сработают командой, как проявит себя каждый из участников.

Пока кипит работа групп, за ними наблюдают ведущие. Наблюдателям необходимо записывать замечания по критическим и существенным событиям во время игры, чтобы по ее завершению провести обратную связь с участниками. Наблюдателям нельзя вмешиваться в игру, все замечания, предложения, а также другие важные аспекты записываются для будущего обсуждения. В процессе этой игры отслеживаются такие необходимые качества, как активность, лидерство, коммуникабельность, способность логически мыслить, эмоциональность, ответственность, креативность... Также дается оценка деятельности каждой группы в целом.

Важный этап игры - презентация, от него зависит успешность всей предыдущей командной работы. Важно, чтобы докладчиком был человек коммуникабельный, уверенный в себе и своих доводах, умеющий завоевать внимание аудитории. Этот этап игры является и частью организации распределения должностей внутри группы. Часто оказывается, что с данным заданием возникает больше всего трудностей. Некоторые команды решают этот вопрос самым простым, по их мнению, способом - кто кем захотел быть, того так и записали. Но самый простой способ не всегда правильный. За время игры внутри каждой команды выявляются как лидеры, стремящиеся к первенству, легко руководящие людьми и не боящиеся ответственности, так и творческие люди - генераторы идей. Но почему-то часто личностные особенности людей не совпадают с присвоенными в рамках игры ролями. В конце игры ведущие непременно указывают на это, давая ребятам возможность лучше понять других и себя.

Такая ролевая игра позволяет выявить настоящих лидеров и избежать ошибок в работе студенческого актива на этапе его формирования.

покоряя ВЕРШИНЫ

Анна Жевлакова, председатель студенческого совета ЮТИ ТПУ

Активисты есть во всех сферах деятельности, где задействован человек. Но актив самоуправления - это совсем другое. Представьте: молодые, активные, полные новых креативных идей люди собираются вместе для того, чтобы жизнь института и простого студента стала легче и веселее.

Именно так мы думали три года назад, когда решили, что именно самоуправления не хватает в нашем институте. Оказалось, не все так легко. Чтобы организация самоуправления нашла свою нишу в

жизни института, необходимо было утвердить основные положения, определить обязанности каждого, придумать свою оригинальную эмблему и все это достойно представить администрации нашего института.

Главное качество активиста самоуправления - он не останавливается на середине пути. И у нас все получилось!

Вот что говорят активисты самоуправления о своей деятельности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.