Попова В.И. О студенческом самоуправлении на факультете // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/476-00221. - ISSN 2413-4066
УДК 378.11
Попова Валентина Ивановна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск vi.popova@omgau.org
О студенческом самоуправлении на факультете
Аннотация: Студенческое самоуправление на факультете осуществляется в различных организационных формах, основными из которых является Студенческий совет, профсоюзная организация, старостат, функционирование различных общественных объединений - волонтерское движение, студенческие отряды. Участие обучающихся в различных мероприятиях способствуют, в том числе и профессиональному совершенствованию, помогают в приобретении дополнительных компетенций каждым студентом.
Ключевые слова: самоуправление, студент, обучающийся, аспирант, университет, совет.
В современных условиях возрастает общественная активность студенческой молодежи. При этом студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и защиты прав. Этому способствует самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление [1-5].
Студенческое самоуправление - самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций управления вузом, которая определяется ими и осуществляется в соответствии с целями и задачами, стоящими перед студенческими коллективами.
Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализац ии студентов в творческой и профессиональной сферах и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.
Студенческое самоуправление предполагает активное участие обучающихся в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения и факультета, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.
На факультете агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования Омского ГАУ студенческое самоуправление реализуется через различные организационные формы, в том числе:
- Студенческий Совет факультета,
- Профсоюзную организацию студентов и аспирантов университета,
- Старостат факультета,
- Советы общежитий,
-Студенческий совет по содействию повышению качества образования,
- Студенческие отряды.
Студенческое самоуправление на факультете осуществляется на основе:
- Устава университета;
- решений ученого совета университета;
- приказов и распоряжений ректора;
- решений ученого совета факультета;
- распоряжений декана,
- положений и уставов общественных студенческих объединений.
Основой самоуправления на факультете является студенческий совет, созданный в целях широкого вовлечения студентов в организацию учебной, научной работы и общественной жизни.Целями деятельности студенческого совета являются [6]:
- формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов и аспирантов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;
- обеспечение реализации прав на участие студентов и аспирантов в управлении университетом, оценке качества образовательного процесса;
- формирование у студентов и аспирантов умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. Задачами студенческого совета являются:
- привлечение студентов и аспирантов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов;
- разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов и аспирантов;
- защита и представление прав и интересов студентов и аспирантов;
- содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;
- сохранение и развитие демократических традиций студенчества;
- содействие органам управления университета в решении образовательных и научных задач, в организации досуга и быта студентов и аспирантов, в пропаганде здорового образа жизни;
- содействие структурным подразделениям университета в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного процесса;
- проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и аспирантов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям университета;
- информирование студентов и аспирантов о деятельности университета;
- укрепление межвузовских, межрегиональных и международных связей;
- участие в формировании общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества;
- содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив.
Членами Студенческого совета факультета могут быть студенты и аспиранты факуль-тета.Студенческий совет:
- участвует в разработке и совершенствовании нормативных актов, затрагивающих интересы студентов и аспирантов университета;
- участвует в оценке качества образовательного процесса, готовить и вносить предложения в органы управления университетом по его оптимизации с учетом интересов студенчества, корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачётов, экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха студентов и аспирантов;
- участвует в решении социально-бытовых и финансовых вопросов, затрагивающих интересы студентов и аспирантов, в том числе распределении средств стипендиального фонда, дотаций и средств, выделяемых на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, отдых и лечение.
- участвует в рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями студентами и аспирантами учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка в университете, а также студенческих общежитиях;
- участвует в разработке и реализации системы поощрений студентов и аспирантов за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности, в том числе принимающих активное участие в деятельности студенческого совета и общественной жизни университета;
- рассматривает и участвует в разбирательстве заявлений и жалоб студентов и аспирантов университета;
- обжалует в установленном порядке в вышестоящих органах приказы и распоряжения, затрагивающие интересы студентов и аспирантов;
- в случаях нарушения и ограничения прав и свобод студентов и аспирантов, а также прав студенческого совета вносить предложения в органы управления университетом о принятии мер по восстановлению нарушенных прав и применению мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам;
- принимает непосредственное участие в планировании, подготовке, проведении и анализе внеучебных мероприятий факультета;
- принимает участие в работе действующих в университете общественных организаций.
Представители Студенческого совета факультета входят в Студенческий совет университета, где участвуют в решении данных вопросов и на уровне университета. Студенческий совет взаимодействует с органами управления университетом на основе принципов сотрудничества и автономии.
В Студенческий совет факультета входят комитеты:
- культурно-массовый;
- научно-исследовательский;
- спортивный;
- волонтерский;
- по связям с общественностью.
Кроме того в состав совета входит профорг факультета. При этом при проведении различных мероприятий задействованы одновременно различные комитеты. Среди основных направлений работы студенческого совета можно отметить следующие:
1..Культурно массовая работа Студенческим советом факультета реализуется, в том числе с помощью студенческого актива Студенческого дворца культуры, на базе которого организованы художественные коллективы: студия эстрадного вокала «Автограф», коллектив современного танца «Вспышка», коллектив уличных танцев «Teamspirit», академический хор и другие.
Обучающиеся факультета в составе творческих коллективов принимают активное участие в культурно-массовых мероприятиях разного уровня: университетских, городских, региональных, всероссийских и международных.
В университете ежегодно проводится множество крупных мероприятий, среди которых: День знаний, Шоу первокурсников «Студенческий Арбат», «Посвящение в студенты», «День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности», Фестиваль этнических культур, Отчетный фестиваль-конкурс студенческого творчества - «Таланты Омского ГАУ! Новогодний вираж», Новогодняя программа для детей студентов и преподавателей университета, Конкурсная программа «Мистер Омского ГАУ», Концертная программа в рамках Международного женского дня «За милых дам!», Конкурсная программа, посвященная Дню смеха «Галопом по Омскому ГАУ!», Торжественная церемония вручения дипломов магистрам университета «Виват, Магистр!» и другие.
Активными участниками и организаторами данных мероприятий являются представители Студенческого совета факультета. При этом у многих конкурсов существует факультетский этап, на котором происходит отбор участников для университетского уровня.
Традиционно студенческий актив в количестве 20-25 обучающихся факультета выезжает на акцию «Осенний марафон», где проходят тренинги, психологические тесты на лидерство, умение работать в команде, обучение различным методам руководства проектами и т.п. Данное мероприятие способствует развитию качеств и компетенций наиболее активных студентов, что способствует их дальнейшей более результативной деятельности на факультете.
2. Научное направление традиционно важно для студентов факультета [7-9]. Студенческий актив участвует в организации факультетских мероприятий профессиональной направленности: День Земли, День воды, День почвы и др. Принимает активное участие в проведении ежегодной студенческой научной конференции на факультете. В состав жюри конкурса входят представители студенчества.
На уровне университета также проходят многочисленные научные мероприятия, в которых принимают участие студенты факультеты, такие как «Начинающий фермер», «УМНИК» и др. Организационной основой является Совет молодых ученых университета, в который также входят обучающиеся факультета.
В университете создан Бизнес-инкубатор. Он предназначен для развития студенческого предпринимательства, поддержки бизнес-проектов дальнейшего их развития.
Резиденты бизнес-инкубатора получают поддержку при составлении бизнес-планов, поиске инвесторов для реализации своих проектов. Для работы над стартапами резиденты свободно используют помещения с рабочими зонами, оргтехникой и мебелью, доступом к интернету; конференц-зал и переговорные комнаты; при необходимости обращаются к менторам.
Цель бизнес-инкубатора - помочь талантливым студентам претворить свою идею в жизнь, создать собственный успешный бизнес, приносящий реальный доход. На базе инкубатора реализуются не только коммерчески успешные, но и социально значимые проекты, а также проекты, направленные на развитие университета.
Ряд студентов факультета являются резидентами бизнес инкубатора и успешно реализуют свои проекты.
3.При реализации спортивной работы Студенческий совет организует участие команды факультета в ежегодной межфакультетской спартакиаде Омского ГАУ по многим видам спорта. Результатом является постоянное присутствие команды факультета в тройке призеров общекомандного зачета по результатам спартакиады.
4. Важное значение имеет информационное обеспечение обучающихся о жизнедеятельности факультета и университета.На стендах у деканата размещается информация о жизни факультета и университета, объявления о мероприятиях и акциях. Проводятся организационные и информационные беседы в группах, показ тематических фильмов (о противодействии терроризму, экстремизму, профилактике вредных привычек и т.д.), встречи с представителями правоохранительных органов и др. В различных социальных сетях функционируют веб-страницы Студенческого совета факультета.
5.Участие в профориентационной работе стало неотъемлемой частью деятельности в стенах университета для многих обучающихся. В университете проводятся Дни открытых дверей, дни специальности для будущих абитуриентов, осуществляются поездкипо школам и колледжам Омской области для встреч с родителями и обучающимися. Студенты факультета на этих мероприятиях проводят беседы, мастер-классы профессиональной направленности для школьников. Это помогает будущим абитуриентам из уст сверстников узнать о профессии, вузе, факультете и определится с выбором образовательной программы, на которую поступать.
6. Волонтерское движение реализуется с помощью организационной помощи волонтерского центра университета, направления работы которого следующие: социальное, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни, пропаганда семейных ценностей, граждан-ско-патриотическое направление и пропаганда толерантности и гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде, донорство, участие в экологических акциях и др.
Важным направлением волонтерства является участие вблаготворительных акци-ях.Студентами проводятся недели благотворительности и сбор вещей для малоимущих, организуются поездки в детский дом № 4 г. Омска с развлекательной и экскурсионной программой.
Старостат является важным органом студенческого самоуправления, он сформирован для содействия учебному и воспитательному процессу на факультете. В него входят старосты групп, избираемые на собраниях групп на базе прямых выборов при открытом голосовании.
Старосты осуществляют взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений вуза, осуществляющих учебную и воспитательную работу со студентами по различным аспектам жизнедеятельности.
Старостат способствует повышению роли студенчества в профессиональном самоопределении, координации учебной и внеучебной деятельности студентов. На них обсуждаются проблемы внутри каждой группы. На старостате проходит обсуждение и подготовка рекомендаций по повышению успеваемости студентов, укреплению дисциплины, улучшению посещаемости занятий в учебных группах. Совместно с деканом факультета и ответственными за направления деятельности организуется посещение университетских учебных, научных и культурно-массовых мероприятий.
Профсоюзная организация студентов и аспирантов. Членом профсоюзной организации может быть любой студент или аспирант. Первичным звеном организационной структуры профсоюзной организации студентов являются профсоюзные группы, которые формируются в студенческих группах. Решения профсоюзные группы принимают с помощью профсоюзных собраний, организует их деятельность профорг. Основными задачами первичной профсоюзной организации студентовявляется защита и реализация трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и интересов членов первичной профсоюзной организации перед администрацией университета, органами государственной власти и местного самоуправления.
Студенческий совет по содействию повышению качества образования создан с целью вовлечения обучающихся в процесс оценки и повышения качества подготовки высококвалифицированного и всесторонне развитого специалиста. Совет:
- проводит мониторинг качества образования в университете путем проведения анкетирования;
- готовит и публикует материалы по оценке качества образования в университете;
- организует взаимодействие студенчества, работодателей и администрации университета в вопросах оценки и повышения качества образования;
- развивает студенческие инициативы в направлении качества образования в университете [10].
В состав данного совета от факультета входит представитель и представляет интересы студенчества от факультета. Советом организованы и проведены ряд мероприятий:
- анкетирование обучающихся на тему: «Роль творчества в жизни современного студента». Полученные результаты были представлены на заседании «за круглым столом» «Социально-воспитательная работа - важнейшая составляющая образовательного процесса» в рамках регионального фестиваля творческой сельской молодежи «Молодость. Творчество. Успех»;
- проверка советов обучающихся структурных подразделений - на факт наличия необходимой документации. Полученные результаты и письменные рекомендации были отправлены председателям советов обучающихся на факультетах;
- анкетирование обучающихся об уровне организации внеучебной работы в образовательном учреждении. Полученные результаты и рекомендации были отправлены в структурные подразделения университета;
- по инициативе Всероссийского студенческого союза организован сбор предложений от обучающихся университета по разработке Концепции участия объединений обучающихся
в повышении качества высшего образования в рамках реализации проекта «Качество образования: перезагрузка».
Студсоветы общежитий участвуют в решении вопросов совершенствования жилищ-но-бытовых условий, воспитательной работы и досуга [11].Основными задачами, которые решает студсовет общежития:
- улучшение условий проживания в общежитии;
- организация культурно-массовых мероприятий;
- улучшением бытовых условий студентов в общежитии и организация их досуга;
- поддержание чистоты и порядка в общежитии.
Студсоветы общежития во взаимодействии с администрацией:
- участвуют в процессе заселения и выселения обучающихся, переселения их из одной комнаты в другую;
- занимаются решением конфликтных ситуаций между проживающими в общежитии;
- проводят конкурсы-смотры на звание «Лучшая комната общежития» или «Лучшая секция общежития»;
-заботятся об обеспечении общежития необходимыми бытовыми приборами и мебелью;
- организовывают и принимают участие в рейдах чистоты, составляют график дежурства по общежитию;
- занимаются организацией досуга студентов;
- организовывают спортивные, культурные и развлекательные мероприятия в общежитии, участие коллектива проживающих в общежитии в спортивных соревнованиях между общежитиями, смотрах конкурсах на лучшее оформление общежития;
- защищают права обучающихся в общежитии;
-организовывают информирование проживающих о процессах, происходящих в общежитии, выпуски тематических газет.
Таким образом, студенческое самоуправление в общежитии организовывает и контролирует все процессы жизнедеятельности, способствует формированию у обучающихся заинтересованной позиции к происходящему в общежитии, способствует осознанию, что общежитие является для него домом на несколько лет студенческой жизни.
Студенческие отряды. На факультете организован студенческий отряд «Эко-Аква мастер», где студенты повышают свое профессиональное мастерство. обучающиеся факультета входят и в студенческие отряды, организуемые на уровне университета - отряды проводников, путинные отряды, сельскохозяйственные отряды. Ярким примером является функционирование «Студенческого отряда охраны правопорядка Кировец». Основные направления деятельности отряда следующие:
- участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории университета;
- распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах;
- содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка.
Задачи включают в себя:
- популяризацию и пропаганду основ здорового образа жизни в университете;
- профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений с использованием средств наглядной агитации;
- проведение профилактической работы с лицами, допускающими нарушения общественного порядка, разъяснение действующих в Образовательном учреждении правил и положений;
- пропаганду толерантности среди студентов, представляющих различные национальности;
- участие в обобщении и анализе информации о состоянии правопорядка, доведение ее до сведения администрации университета, внесение предложений по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений;
- контроль за печатной продукцией, размещаемой в зданиях университета, на предмет наличия в ней информации, направленной на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также иных признаков экстремистских материалов, предусмотренных законодательством РФ.
- принятие мер по активизации участия студентов и сотрудников университета в деятельности по участию в охране общественного порядка;
- реализация иных мер по обеспечению правопорядка на территории университета.
Каждый вечер с понедельника по пятницу дежурное звено отряда выходит патрулировать по территории университета и в общежитиях.
Представители органов самоуправления факультета входят в состав многих внешних молодёжных общественных структур, участвуют в мероприятиях разного уровня; проявляют высокую активность в проведении собственных мероприятий; входят в состав стипендиальной комиссии факультета, где непосредственно отстаивают интересы студенчества.
С целью развития социально-активной, профессионально компетентной студенческой молодежи через эффективно работающую систему студенческого самоуправления в структурных подразделениях университета проводится конкурс «Лучший студенческий актив ФГБОУ ВО Омский ГАУ» [12].
Конкурс проводится с февраля по апрель текущего учебного года в пять этапов. В конкурсе могут принимать участие студенческие активы структурных подразделений университета. Конкурс имеет следующие задачи:
- поддержка деятельности студенческих активов структурных подразделений;
- взаимодействие и сотрудничество студенческих активов структурных подразделении университета;
- обмен опытом между лидерами структурных подразделений;
- повышение информированности о деятельности студенческого самоуправления;
- развитие лучших традиций студенческой молодежи университета.
Студенческие активы групп факультета также участвуют в этом конкурсе и могут оценить уровень своей работы и приобрести нужные компетенции в процессе его проведения.
В целом можно констатировать, что реализация студенчества через различные формы самоуправления способствуют, в том числе и профессиональному совершенствованию, помогают в приобретении дополнительных компетенций каждым студентом, развитию своих инициатив, полноценной реализации активной жизненной позиции обучающихся в стенах университета.
Ссылки на источники
1. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов / Г.В. Гарбузова: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2009. - 22 с.
2. Гостев А.Н. Студенческое самоуправление: исторические традиции / А.Н. Гостев, В.Г. Семенова, В.П. Серикова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. □ 2015. □ № 2. □ С. 113-118.
3. Зарубина А.А. Студенческое самоуправление: современное состояние и направления эффективности его работы / А.А. Зарубина, Е.В. Михеева // Вестник Ун-та Рос.акад. образования. - 2015. - № 3. - С. 27-33.
4. Студенческое самоуправление на факультете / Е.С. Махортова, А.А. Кычанова, Т.Г. Черкасова, Е.Ю. Старикова // Успехи в химии и химической технологии. - Выпуск № 9 (125). - т. 25. - 2011. - С. 16-19.
5. Черникова Е.Г. Состояние студенческого самоуправления в вузе (на материалах социологических исследований) / Е.Г. Черникова // Вестник Челябинского ГПУ. - 2014. -№ 4. -С. 165-176.
6. Положение о студенческом совете в ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2014.
7. Бобренко И.А. Научно-исследовательская работа студентов факультета агрохимии, почвоведения и экологии / И.А. Бобренко, Н.Ф. Кочегарова // Актуальные проблемы агрохимии, почвоведения и экологии Омской области: сборник студенческих работ, посвященный 45-летию факультета агрохимии, почвоведения и экологии Омского государственного аграрного университета. - Омск: Вариант-Омск, 2010. - С. 3-6.
8. Бобренко И.А. Факультету агрохимии, почвоведения и экологии - 40 лет / И.А. Бобренко // Вестник ОмГАУ. - 2004. - №3. - С.3-5.
9. Бобренко И.А. Факультету агрохимии, почвоведения и экологии - 45 лет // Проблемы агрохимии, почвоведения и экологии: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию факультета агрохимии, почвоведения и экологии Омского государственного аграрного университета. - Омск: «Вариант-Омск». - 2009. - С. 3-6.
10. Положение о Студенческом совете по содействию повышению качества образования ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2014.
11. Правила внутреннего распорядка студенческого общежития ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2014.
12. Положение о проведении конкурса «Лучший студенческий актив ФГБОУ ВО Омский ГАУ» , 2016.
Valentina Popova
Senior lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
On the Student Self-Government at the Faculty
Abstract: Student government at the faculty is carried out in different organizational forms, the main of which is the Student Council, trade Union organization, the functioning of various public associations - a volunteer movement of student groups. The participation of students in various activities contribute, including professional development, help in acquiring additional competencies by each student.
Keywords: self-government, student, University, advice.