Научная статья на тему 'Лексинская безпоповщинская пустынь в первое время её существования'

Лексинская безпоповщинская пустынь в первое время её существования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лексинская безпоповщинская пустынь в первое время её существования»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.С. Смирнов

Лексинская

безпоповщинская пустынь в первое время её существования

Опубликовано:

Христианское чтение. 1910. № 2. С. 145-172.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Лексиншя безпоповщинская пустынь въ первое время ея существованія.

і.

Женское отдѣленіе на рѣкѣ Выгѣ. — Кго обособленность отъ мужскаго отдѣленія.—„Правила“ женскаго отдѣленія.—„Уставъ постницъ“.—„Правила“.—„Уставленіе о схожденіи съ сродницами“.

ДЕКСИНСКАЯ пустынь была женскимъ отдѣленіемъ извѣстной Выговской пустыни. Она возникла чрезъ двѣнадцать лѣтъ послѣ зарожденія послѣдней и находилась % на рѣкѣ Лексѣ, въ двадцати верстахъ отъ Выга.

] Ранѣе женскій полъ Выговекаго общежитія проживалъ тамъ же, гдѣ поселился и мужской полъ. Извѣстно, что въ 1694 году поморскіе раскольники остановились на рѣкѣ Выпь при впаденіи въ нее рѣчки Сосновки, вступивъ въ общее житье съ нѣкіимъ крестьяниномъ Захаріемъ, который уже успѣлъ расчистить здѣсь мѣсто и завести распашку для посѣва. Въ то время «на богомоленіе собирались въ одну столовую, въ одной половинѣ братія, а въ другой половинѣ сестры, а посреди ихъ завѣса во всю столовую; братія въ столовой хлѣбъ ядяху, а овые и живяху ту, а сестры въ хлѣбни собирахуся на обѣды и на ужины; а овіи и живяху въ хлѣбни, иніи же въ ригачи, и въ построенной келіи». Такимъ образомъ, съ самаго начала существованія Выговской пустыни было заведено обособленіе женскаго пола отъ мужскаго. Съ теченіемъ времени, и очень скоро, такой порядокъ усиливается. Прежде всего «поставиша сестрамъ столовую, и часовню съ трапезою, и трапезу на двое разградиша: братіи стояти на своей половинѣ, и въ пѣвчей, а сестрамъ на своей половинѣ, въ трапезѣ». Далю ходъ въ столовую былъ раздѣленъ: «ходъ женскому полу

въ свою столовую чрезъ хлѣбню, а братіямъ ходъ въ свою столовую особь» *).

И исполненіе всѣхъ службъ общежитія также было обособлено: «во вся службы монастырскія поставиша келарей и подкеларниковъ. и нарядниковъ, и старостъ, и надсмотрщиковъ. А въ хлѣбнѣ хлѣбы печаху, и въ поварняхъ шти варяху. и квасы дѣлаху сестры». Но порядки общежитія, какъ жизни монастырской, на обѣихъ половинахъ, на мужской и на женской, были одинаковые. Напримѣръ: «во время обѣда и ужина на обѣихъ сторонахъ, у братіи и у сестеръ, четны жертвенники читаху, а обѣдающіе со всякимъ молчаніемъ сѣдяще и чтенію внимающе, и никто ни съ кѣмъ въ то время не глаголаніе ни о чемъ».

Раздѣлены были и всѣ хозяйственныя принадлежности. Такъ, напримѣръ, «скотскихъ дворовъ» было два: «конной дворъ на братской сторонѣ, а коровій на другой сторонѣ, у сестръ; а посреди монастыря стѣну поставиша, а около всего монастыря ограду ностроиша. Мужскій полъ живяше на своей странѣ, а женскій на своей, а между ими стѣна» 2).

Труды внѣ монастыря исполнялись также обособленно, подъ наблюденіемъ особыхъ надзирателей и надзирательницъ. «А въ труды съ ними посылаху на работу ^собь старшихъ добрыхъ духовныхъ людей. А братія особь труждахуся. Такоже и надъ женскимъ поломъ поставиша начальницъ, надзирательницъ, добрыхъ духовныхъ людей, между ими надсматривали»;І).

Для свиданія родственниковъ, мужчинъ съ женщинами, было устроено особое помѣщеніе, которое находилось «въ стѣнѣ», раздѣлявшей мужскую и женскую половины. Здѣсь была предназначена для этого малая келья, съ небольшимъ окномъ, чрезъ которое и могли говорить свидѣвшіеся, подъ наблюденіемъ особой старицы. Въ Исторіи Выговской пустыни объ этомъ передается такъ: «въ стѣнѣ построиша келейцу малую, и окно малое—на братскую сторону, для прихода братіи къ своимъ сродницамъ для свиданія, и иныхъ ради братскихъ нуждъ: и къ тому дѣлу въ оную келейцу избраша изъ сестръ человѣка добраго, духовнаго, старицу саму другу, чтобъ всегда приходящихъ съ благословенія къ оному окну, для свиданія сродницъ,

Ист. Выговской пустыни, стр. 105—106. -) Тамъ же, стр. 108.

:і) Тамъ же, стр. 109.

и прочихъ братскихъ нуждъ, при себѣ пущати что глаголати, или спросити. А въ ихъ, сестръ, келіи, на оныхъ сторону, никто не хождаше, кромѣ духовнаго ихъ отца, и настоятелей, и келаря» *).'

Жизнь женскаго отдѣленія въ Выговской пустыни протекала мирно и спокойно. Затрудненія были лишь тѣ, какія возникали п для мужского общежитія. Но на женской половинѣ были и свои, такъ сказать, частности. Напримѣръ, одну изъ нихъ дала голодовка, которая преслѣдовала Выговскую пустынь въ первое время ея существованія. Въ Исторіи этой пустыни объ этомъ разсказывается такъ. «И бысть въ то время гладъ, и хлѣбный недородъ, и частыя зябелп, и гоаы зеленые.—хлѣбъ не соспѣваше, и бысть велія хлѣбная скудость и гладь. И поставиша на Выгу мельницу, отъ монастыря за шесть поприщъ вверхъ рѣки, мелею и толчею, и начата солому ржаную сѣщи и толочь на муку; и начаша хлѣбы соломенные ястн, точію растворъ ржаной, и замѣсъ весь соломенной муки; хлѣбы въ кучѣ не держалися, помяломъ изъ печи пахали—въ бураки и коробки; и начаша такой хлѣбъ ясти». Жить было тяжело. «Днемъ обѣдаютъ, а ужинать и не вѣдаютъ что, многажды и безъ ужина жили». Между тѣмъ «братство умножалось, уже числомъ до полѵторыхъ сотъ и больше было мужеска пола, и женска, и малыхъ робятъ, съ отцами и съ матерями изъ міру приведенныхъ». Вотъ эти-то «малыя робята» и послужили причиною начавшихся безпорядковъ. «Начаша матери... дѣтей своихъ тайно кормити, безъ благословенія, и того ради бысть на нихъ попущеніе Божіе». Хлѣбъ съ соломой, конечно, вредно отзывался на здоровьѣ малыхъ дѣтей, и поэтому дѣти всѣ начали болѣть. Въ Исторіи Выговской пустыни этому явленію дается такое объясненіе. «Пріимъ діаволъ область, нала тѣхъ мучити» дѣтей, которыхъ матери кормили тайно: «во время церковнаго пѣнія, въ часовнѣ, и на обѣдѣ, чиниша мятежъ тѣмъ велій, биша бо ихъ о землю, и бываше крикъ отъ того неподобенъ, неподобными бо гласы кричаху, и бысть то не мало время» 5).

Разумѣется, Выговскіе настоятели всячески заботились организовать жизнь женскаго отдѣленія и устранить причины всякихъ разстройствъ. Такъ, напримѣръ, когда производились 4

41 Тамъ же, стр. 108—9.

г') Тамъ же, стр. 109—ПО.

постройки на мужскомъ отдѣленіи, то не забывали и о женскомъ. Тамъ построили «челядню, портомойную, большія келіи, двужирныя» 6). Даны были женскому отдѣленію и особыя «правила» его обособленной жизни. •

Монастырская жизнь женскаго отдѣленія начинается преимущественно съ тѣхъ поръ, какъ Андрей Денисовъ былъ избранъ главнымъ настоятелемъ. Выговской пустыни, т. е. съ 1702 года. Поставивъ непремѣннымъ условіемъ своего настоятельства, чтобы братія и женское отдѣленіе «жили по святыхъ отецъ уставомъ»,—-чтобы «съ матерями и сестрами братія видѣлись бы не часто»,—чтобы особой пищи «никому не имѣть»,— чтобы въ праздничные и воскресные дни всѣ готовы были бы «къ поученію, по чину, каковъ предастся» 7),—Андрей Денисовъ, соотвѣтственно этому, сочинилъ для женскаго отдѣленія и особыя «правила».

Одинъ изъ такихъ «документовъ» мы назвали бы «уставомъ постницъ»? Что этотъ «уставъ» появился ранѣе того времени, какъ женскій полъ съ Выга былъ переведенъ на Лексу, указаніе на это даютъ замѣчанія «устава» — о томъ, чтобы «мужской полъ никтобъ, кромѣ ввѣренныхъ», въ женское отдѣленіе «не входилъ», — о томъ, чтобы «сестеры съ братіей не многословили и никакихъ рѣчей не говорили, кромѣ что спросить про дѣло, или отвѣщать краткими сло-весы»,—о томъ, чтобы «обувь сестрамъ спрашивать у своего казначея, а она у братскаго казначея да спрашиваетъ». По нашему мнѣнію, эти замѣчанія указываютъ на то время, когда мужское и жецское отдѣленія Выговскаго общежитія находились смежно, и имущественная часть еще не совсѣмъ была раздѣлена, т. е. до перехода женщинъ на рѣку Лексу. Напримѣръ, зачѣмъ было обращаться Лексинской казначеѣ съ вопросомъ но поводу обуви къ казначею Выговскому, если на Лексѣ съ самаго начала казначейская была заведена самостоятельная?. Да и неудобно было обращаться за двадцать верстъ при каждомъ требованіи обуви. Затѣмъ, какіе случаи имѣетъ въ виду «уставъ», когда даетъ завѣщаніе, чтобы «сестры съ братіей не многословили и никакихъ рѣчей не говорили»? Очевидно, тѣ случаи, которые были возможны лишь прй непосредственномъ сосѣдствѣ мужскаго и женскаго отдѣленій, т. е. до перехода женщинъ

“) Тамъ же. стр. 113.

7) Рукоп. Владимірской семинаріи Л? 75, гл. 2.

на Лексу. При жизни женскаго отдѣленія на Лексѣ такіе случаи были возможны только какъ исключительные. А назначеніе руководительницъ исполненія разныхъ «службъ» общежитія, каковы: «матка строитедьница, казначія, ѵстав-щица» и прочія «надзирательницы»,—назначеніе, которое въ этомъ «уставѣ» имѣется, свидѣтельствуетъ о томъ, что жизнь женскаго отдѣленія только еще начиналась.

Для управленія женскимъ отдѣленіемъ настоящимъ «уставомъ» назначались слѣдующія лица: «начальная матка», каковою здѣсь числится «престарѣлая» старица Февронія,—«строи-тельница» съ помощницами: «подкеларницею» и «столышцами», каковою была, назначена «матка» Пелагія, сестра извѣстнаго выговца Захарія Стефанова и постриженница Пафнутія Соловецкаго 8 *)—«казначія», каковою именуется Екатерина Дементьева, о которой извѣстно, что она «правила ежедневно тысячу поклоновъ», а «многое время» и «власяницу» носила *),— «крылошскаго чина: вмѣсто уставщика, для вѣдѣнія божественнаго Писанія, и для пропитанія, и для обозрѣнія коего благочинія въ Писаніи», каковою была назначена Соломонія Денисова, сестра выговскаго архиктитора Андрея, съ помощницей ей «клирошанкою» Ириною,—соборныя старицы: Татьяна изъ Нижней келін, Ирина-изъ Плачельной, Агафья изъ Столовой, Марѳа изъ Хлѣбенной 10).

Въ предисловіи къ «уставу» говорилось, что «настоятелю» монастыря повелѣвается «изобразить чинъ и уставъ по общежительнымъ св. отецъ преданіямъ, яко же о томъ пишетъ Василій Великій, и Никонъ Черныя горы, и преподобный Іосифъ, Волоколамскій чудотворецъ». Поэтому онъ, настоятель Андрей, даетъ «постницамъ уставъ», «по плачевному сему времени».

Во главѣ женскаго общежитія «уставъ» ставилъ «начальную матку», у которой всѣ должны принимать «благословеніе на всякое время».

На второмъ мѣстѣ называлась «строитедьница», которая должна «знать всякое дѣло, и благочиніе и безчиніе, во всѣхъ службахъ, и строеніе всякое, и келарьское дѣло».

Третье мѣсто занимала «казначія»: «та да знаетъ въ

платьѣ, и въ обуви, и въ пряжѣ, и въ кроеньѣ, и въ раздачѣ».

*) Ист. Выговской пустыни, стр. 347—348.

s) Тамъ же. стр. 365.

10) Рукоп. И. П. Б. Q. 1. 1065, лл. 41—42.

Потомъ слѣдовали лица «крылошскаго чина: вмѣсто уставщика, для вѣдѣнія божественнаго Писанія, и для прочитанія, и для обозрѣнія коего благочинія въ Писаніи» и помощница ей.

Далѣе назывались, «надзирательницы», которымъ давалось такое общее наставленіе: «и пещися бы имъ о всякомъ благочиніи церковномъ, и трапезномъ, и братственпомъ».

Въ самомъ «уставѣ» рѣчь шла, прежде всего, о томъ, какъ держать себя на богослуженіи. «И въ первыхъ,—говорилось здѣсь,—подобаетъ попещися о церковномъ пѣніи, чтобъ приходили всѣ на церковное пѣніе; и къ началу бъ поспѣвали». У приходныхъ дверей должны были стоять особыя «старицы», и «смотрѣть приходящихъ п исходящихъ, чтобы со страхомъ Божіимъ, и съ молчаніемъ, къ пѣнію шли, и къ началу бъ поспѣвали... Также да смотрятъ о исходящихъ съ пѣнія, чтобъ никто не исходилъ, кромѣ великія нужды, да и то единощи на всенощномъ, и по благословенію; а на вечернѣ, навечерницѣ, и полунощницѣ — отнюдь не выходить... А на пѣніи стояли бы молча, не празднословили и не смѣялись... А какъ отыдетъ пѣніе, и также бы смотрѣть, чтобы молчали послѣ пѣнія, наипаче же послѣ всенощныхъ».

Затѣмъ въ «уставѣ» говорилось о поведеніи на трапезѣ. Именно, повелѣвалось, чтобы «всѣ приходили къ первой трапезѣ благочинно; а къ другой бы не оставались, кромѣ великія нужды, и то по благословенію». За трапезою «всѣ молчали бы, и не празднословили бъ, и не смѣялись, и не роптали бъ, и тайно яденіемъ не ѣли». Неисполпяющему -этого назначалось наказаніе. «А буде на обѣдѣ безчинствуютъ, ино того дня имъ ужинать не дать, а на другой день—сухоясти, съ водою. Аще кого и пощадить, по винѣ зря, ино ему вскорѣ ту велѣть 100 поклоновъ, или 50, да и простить его». Въ дополненіе къ этому устанавливалось, чтобы «послѣ навечерницы отнюдь бесѣдъ никакихъ не было... Двумъ соборнымъ, Агафьѣ и Марѳѣ, изъ дверей выдти въ хлѣбню большую, и съ огнемъ стоять у печи трапезной, — смотрѣть на крѣпко, чтобъ молча исходили... А непослушаюіцихъ на другой день казнить эпитиміями, или поклоны предъ трапезою, или сухоясти съ водою».

Затѣмъ рѣчь шла объ обязанностяхъ «строителыіицы» и «казначіи».

«Строительницѣ» приказывалось смотрѣть, чтобы «врата монастырскія были въ затворѣ, паче же во время нощи,

и лужскій полъ никто бъ, кромѣ ввѣренныхъ, въ обитель не входилъ. Такожъ и сестры пикая бы, безъ благословенія, за монастырь никуда не ходили. А одну никуда, ни на какихъ службахъ, не сиущать, подъ великимъ запрещеніемъ и подъ отлученіемъ. И которые молотить ходятъ,—приказать, кои тутъ будутъ первые, чтобъ сестры съ братіей не много-еловили, и никакихъ рѣчей не говорили, кромѣ что спросить про дѣло, или отвѣщать, краткими словесы». Кто клянется безразсудно, тому сухояденіе па 14-ть дней, кромѣ субботы и недѣли, по однажды на день. «А буде которая учнетъ много прекословили, и не слушать, или эпитиміи не станетъ принимать, на пѣніи, или послѣ навечерішцы говорить, и за трапезою, или станетъ отниматися отъ эпитиміи, таковую, съ соборнаго совѣта, строителышца да повелитъ сторожу въ цѣпь сковати, и тамъ ю смирять сухояденіемъ». «Надъ хлѣбными и пиіцными припасы смотрѣть, чтобъ безъ обряду не было, и все бъ изрядно и чинно было. И подке-ларнпку и стольницамъ приказывать накрѣпко, и надъ ними надзирать: сосуды бъ были мыты всегда, и въ чистыхъ мѣстахъ, и по лавкамъ не волочились бы: и ушаты и чаны по-розжіе и непорозжіе, чтобъ не осквернялись отъ какого неразсмотрѣнія».

О казначеѣ говорилось: «Такожъ и казначею пещись, чтобъ платенное и портное было бъ въ сохраненіи, и не истлѣло бъ, и не изгнило... И, раздавая смотрѣть, чтобъ у иного не было много, а иной бы нагъ не былъ, да и обувь сестрамъ спрашивать у своей казначіи, а она у братскаго казначея да спрашиваетъ, и кому нужнѣе, да раздаетъ» и).

Таково содержаніе «устава постницъ»,—по нашему мнѣнію, перваго письменнаго руководства для женскаго отдѣленія Выговскаго общежитія.

Вторымъ руководственнымъ «чиноположеніемъ» для женскаго отдѣленія на Выгѣ можно назвать особыя «правила».

Что эти «правила» были даны ранѣе отдѣленія женскаго пола съ Выга на Лексу, это доказывается, по нашему мнѣнію, тѣмъ, что въ нихъ «женскому полу» повелѣвается «на службѣ» стоять «въ своихъ предѣлахъ»: «за стѣной», или «за завѣсою», причемъ заповѣдуется, чтобы въ «женскіе предѣлы» отъ «мѵ-

“) Рукоп. И. П. Б. Q. 1. 1065. л. л. 41—48.

жеска пола никто не входилъ». Всо это относится къ тому времени, когда женскій полъ еще не былъ переведенъ съ Выга на Лексу: на Лексѣ не было нужды женщинамъ «на службѣ» стоять «за стѣной» или «за завѣсой», такъ какъ тамъ не было и «обоихъ предѣловъ».

Названныя «правила» начинались такимъ наставленіемъ: «Аще хощете житіе сіе исправити по святыхъ отецъ Писаніямъ и по общежительнымъ преданіямъ, должны есте жити единонравнѣ, и ни единъ же свое что имѣти особнѣ, и любовь имѣти съ другъ другомъ». Это наставленіе своимъ содержаніемъ также указываетъ, что оно дано въ то время, когда монастырскіе «порядки» на Выгѣ только еще заводились.

Въ самыхъ «правилахъ» повелѣвалось слѣдующее:

]. «Церковную службу исправлять по чину, и собираться всѣмъ къ началу, и до конца стоять, кромѣ нужныхъ слѵ-жебъ.

2. Трапезу имѣть всѣмъ общую, кромѣ немощныхъ; пища и питіе всѣмъ равна: недужнымъ же. по благословенію, прибавокъ давать.

3. Все имѣть въ казнѣ общимъ, у себя не имѣть ни денегъ, ни платья, ни иныхъ вещей.

4. Женскому полу на службѣ церковной стоять въ своемъ предѣлѣ, нужды ради—за стѣной или за завѣсою.

5. Въ женскіе предѣлы отъ мужчинъ никто не долженъ входить, равно и женщинамъ не ходить въ мужской предѣлъ, кромѣ крайней нужды.

6. Чужимъ свиданье воспретить, а родственникамъ видѣться при наблюденіи старѣйшей.

7. Когда женскій полъ идетъ на труды, то съ нимъ посылать добрыхъ людей, престарѣлыхъ, а юныхъ не посылать.

8. Платье и обувь всѣмъ брать съ казны,—не щепеткое, . и не тщеславное; а кто носитъ платье худшее, тому мзда отъ Бога будетъ больше.

9. Никто не можетъ покупать себѣ что либо: ни платья, ни шапокъ, ни обуви, ни пищи.

10. Если кому что либо пришлютъ изъ міра родственники, или знакомые, то все надо отдать казначею, а съѣстное—отдать келарю.

11. Согрѣшившаго въ чемъ либо обличать съ любовію настоятелю, или большему брату. На отца духовнаго обличае-

мые ссылаться не должны, потому что отецъ духовный судитъ тайное согрѣшеніе, а явное согрѣшеніе—и иснравлятн-нѵжно всѣмъ.

12. Поститься сроду и пятокъ,—ѣсть по однажды и безъ рыбы, за исключеніемъ пятьдесятницы, времени между Рождествомъ Христовымъ и Крещеніемъ, и праздниковъ Господскихъ и Богородичныхъ.

13. Ѣсть по двѣ выти; между вытьми не ѣсть ягодъ, рыбы, рѣпы; выходящимъ въ міръ не ѣсть мяснаго.

14. Правило келейное во весь годъ полагать земное, кромѣ субботъ, недѣль и праздниковъ, 50-цы и святокъ».

Нѣкоторыя изъ названныхъ «правилъ» прямо называютъ «братію». Слѣдовательно, «правила» одинаково имѣли въ виду и мужскую половину Выговскаго общежитія. Но повторяемъ, что всѣ «правила» относились и къ женской половинѣ итого общежитія, причемъ нѣкоторыя «правила» прямо отмѣчали именно «женскій полъ» І2).

Такого же характера и содержанія и «Общесовѣтное уставленіе о схожденіи съ своими сродницами бесѣдовать: кіимъ. и въ колпко время, и како свидѣтися подобаетъ». Въ этомъ памятникѣ также нѣтъ данныхъ, указывающихъ на появленіе его въ свѣтъ послѣ возникновенія Лексинской пустыни. Здѣсь всего 16-ть пунктовъ.

1. «Аще у кого изъ братіи есть въ дѣвичестѣй обители мать, или сестра родная, или тетка родная, или племянница . родная, съ тѣми сродницами видѣтися по двухъ седмицахъ, н наединѣ бесѣдовали попутается».

2. «Аще у кого двоюродныя сестры, или тетки, или племянницы будутъ, съ тѣми по трехъ седмицахъ видѣтися, и не наединѣ бесѣдовать, но при привратницѣ».

3. «Аще ли сродницы треродныя суть, таковымъ въ мѣсяцъ единожды свидѣтися, такожде при привратницѣ, или при старикѣ, опредѣленномъ на сіе».

4. «А которыя сродницы отъ двуродныхъ, или треродныхъ гірилучатся быти при родныхъ, съ тѣми, аще и по двухъ седмицахъ случится видѣтися, токмо не наединѣ, но при родныхъ говорили».

5. «А которыя сродницы далѣе треродныхъ, или четверо-1

'*) Рукой. И. II. В. Q. 1. ЮИ5, лист. 37 обор.—40 обор.

11

родныхъ, яже въ сватовствѣ, или кумовствѣ, и въ прочихъ подобныхъ, тѣмъ отнюдь сходитися на бесѣду никогда не по-луіцати, ни на единѣ, ни при людѣхъ».

6. «Которые отъ братіи имѣютъ матери крестныя, или дщери крестныя, съ ними для свиданія приходили единожды въ мѣсяцъ попѵщается, и то—престарѣлымъ и искуснымъ».

7. «Аще ли настоятели кому отъ двуродныхъ, или отъ далекихъ сродниковъ, за каковую пользу, на единѣ между собою поговорити прикажутъ,—сего въ законъ привратнымъ не принимать».

8. «Егда же настоятели, отъ далекосродныхъ, или отъ странныхъ искусныхъ, благоволятъ за нужную пользу къ кому ходить: да изволитъ возвѣстить соборнымъ, или всѣмъ братіямъ, чтобъ отъ сего не было смущенія».

9. «Привратнику и привратницамъ должно смотрѣть надъ бесѣдующими съ сродницами, да сѣдятъ между собою благоискусно и цѣломудренно».

10. «Бесѣдующіе между собою да говорятъ полезная и добрая о нужныхъ имъ вещѣхъ, паче же о душевномъ спасеніи, и о благочиннѣмъ и нѣломудреннѣмъ пребываніи».

11. «Бесѣдующимъ сродникамъ... братія да не сказываютъ своимъ, яже въ братствѣ дѣется, а сестры такоже да не повѣдаютъ, яже въ предѣлахъ ихъ творится».

12. «Бесѣдующимъ съ сродницами своими: съ матерьми, и съ сестрами, съ родными, одинъ часъ давати времени; съ двоюродными и прочими—полчаса, или по нуждѣ—три четверти часа».

13. «Иже ходятъ бесѣдовать къ своимъ, да благословятся прежде у старѣйшихъ, коимъ опредѣлено о семъ».

14. «Кореляне, бесѣдующіе съ своими сродницами, да говорятъ между собою русскимъ языкомъ, а не корельскимъ, дабы мощно приставленнымъ рѣчи ихъ разумѣли».

15. «Аще привратницы, или приставленніи къ чину свиданія съ сродницами вознерадятъ о вышеозначенныхъ соборныхъ установленіяхъ... таковыхъ надзирателемъ смиряли поклонами, трапезами, и прочими приличными общебратскими наказаніи».

16. «Чтобъ никто отъ братіи, такъ и отъ сестръ, безъ'благословенія большихъ, другъ другу, или чрезъ другъ друга, грамотокъ, или какихъ подачъ, и посылокъ, отнюдь бы не посылали и не давали» 1а). 13

13) Рукоп. И. П. Б. Q. 1. 1065. дл. 59 об,—63.

и.

Переходъ женскаго отдѣленія съ Выга на рѣку Лексу.—„Ревнители“ при постройкѣ здѣсь зданій для женскаго общежитія,—Организація Лексин-ской пустыни по сказанію „Исторіи Выговской пустыни“.

Въ 1706 году на Выгѣ рѣшили выселить женскую половину Выговскаго общежитія на рѣку Лексу, въ 20-ти верстахъ отъ Выга. Хотя хожденіе въ «предѣлъ» женщинъ было воспрещено съ самаго начала Выговской пустыни, тѣмъ не менѣе сосѣдство женскаго отдѣленія съ мужскимъ давало о себѣ знать постоянно. Поэтому явилось сознаніе неудобства такого совмѣстнаго нахожденія двухъ отдѣленій. Выдѣленное па Лексу общежитіе получило такое названіе: «ІІречестная обитель дѣвственныхъ лицъ честнаго и животворящаго креста Господня». Раньше на Лексѣ производилась только пашня. Теперь здѣсь построили часовню, столовую, кельи для жилья, скотской дворъ, — и обнесли всѣ эти постройки общею оградою, по подобію Выговской пустыни.

При постройкѣ Лексинской «обители» большую «ревность» въ трудахъ показали, между прочимъ, два плотника, кузнецъ, и нѣкоторые другіе. Это—кузнецъ Тимоѳей, по прозванію Ко-рельскій: «еще до монастырскаго заводу пришедъ ко отцемъ па старый заводъ, ревностный мужъ, великіе труды подъятъ... у строенія монастыря на Лексѣ» н),—плотпикъ Михаилъ Павловъ, выходецъ изъ села Шунги: «на Лексѣ оный Михаилъ у многихъ строеній былъ, и плотничалъ, понеже хитръ былъ тому дѣлу», — плотникъ Павелъ Лаврентьевъ, выходецъ села Космозерскаго, ходившій много лѣтъ «въ нарядничествѣ», также «съ великимъ усердіемъ трудился» на Лексѣ 1S),—плотникъ Иванъ Зиновьевъ, выходецъ села Толвуйскаго, умѣвшій хорошо строить мельницы: «передовымъ плотникомъ хождаше, и у строенія на Лексѣ перваго дѣвичія монастыря всегда бысть» 1в).

Въ Исторіи Выговской пустыни такъ описывается жизнь Лексинской пустыни въ первое время ея существованія. «Уста-виша въ часовню уставщика, и пѣвцовъ, и псаломщиковъ, и прочихъ служителей, по вся дни службу совершали по цер-

і4) Ист. Выговской пустыни, стр. 287. и‘) Тамъ же, стр. 289.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

“’) Тамъ же. стр. 292—293.

11*

ковномѵ уставу непремѣнно. А сами настоятели Даніилъ, Андрей и Петръ Прокопьевъ часто ихъ надсматриваху, и уста-вляху имъ чинъ: поставиша имъ келаря и столышцъ, чтобы всѣмъ ходити въ часовню къ службѣ, къ церковному пѣнію: такожде и на обѣдъ, и на ужины, всѣмъ собиратися за едину трапезу; и во время обѣда и ужина всегда быти молчанію, и читати четцу жертвенникъ; и поучиша ихъ къ пѣнію, и ко всему церковному служенію; и въ грамотѣ многихъ научиша: такожде опредѣлиша имъ пѣти но праздникамъ и по воскреснымъ днемъ всенощное, и заутрени, и молебны, и часы; и послѣ заутрени быти книжному чтенію, до часовъ, и послѣ обѣда и ужина; также собиратися къ книжному чтенію всѣмъ. И поставиша имъ надсмотрщицу, и казначея, и хлѣбницъ, п поваровъ. И надъ всѣми трудами, надъ трудницами, десяц-кихъ. Изъ нихъ духовныхъ людей, старицъ и бѣлицъ. И весь уставъ противъ братскаго Выговскаго монастыря всенепремѣнно» 11).

Для исполненія работъ,—для пашни, сѣнокоса, для изготовленія дровъ,—съ Выга на Лексу были присланы особые «служители» изъ числа братіи. «И дата имъ служителей изъ братіи, для пашни и для всякихъ трудовъ монастырскихъ. И поставиша надъ ними надсмотрщика, мужа блага и житіемъ вельми искусна, перваго жителя, сродника Даніилова, именемъ Исаакія Ефимова... бѣ бо мужъ вельми словесенъ, все житіе свое препроводи безъ порока до старости, жестокимъ житіемъ живяще, и всегда хождаше самъ по трудамъ, надсматриваше. А братія, трудники при Лексѣ, живяху на горѣ, въ своихъ келіяхъ. И посылаху съ ними на труды старшихъ, добрыхъ духовныхъ людей. Такожде и къ нимъ, въ монастырь, для всякихъ братскихъ нуждъ, оставленные люди на то».

Для свиданія родственниковъ была поставлена особая келія, по примѣру той, которая существовала въ женскомъ отдѣленіи на Выгѣ. «А для свиданія сродственниковъ поставиша при вратахъ келію, и двухъ или трехъ привратницъ для надсмотру. Такожде и отъ братіи старика, кому ихъ приводити и отводити» 18).

Построены были на Лексѣ: мельница, толчея, мелея, келья у мельницы, больница. «И поставиша имъ больницу, и въ боль-

Тамъ же, стр. 134—135. ■*) Тамъ же, ехр. 135.

пицы надсмотрщиковъ, и келаря, и служителей. Которыя не могоша въ часовню ходнти, тѣмъ ту, въ больницѣ, службу служити» 1S).

Такъ какъ въ первое время существованія Лексинскаго общежитія въ Поморьѣ продолжались «зяблые, зеленые годы, и хлѣбъ позябаше, и не поспѣваніе», вслѣдствіе чего былъ «великій хлѣбный недородъ», то, при этихъ заботахъ о пропитаніи, негдѣ было думать о благоукрашеніи монастыря. «И бысть,—говоритъ раскольническое сказаніе,—въ обоихъ монастыряхъ», т. е. мужскомъ и женскомъ, «скудость книгъ и иконъ. И начата посылати по градомъ изъ своихъ: овогда Андрея Діонисіева съ братомъ Симеономъ, овогда и Петръ Прокопьевъ ѣздяше въ Новгородъ и въ Псковъ, съ Гавріиломъ Семеновымъ, овогда Леонтій Поповъ Толвуйскій. И начата имъ добрые люди, милостивцы, подаяніе давати: овъ деньгами, овъ книгами и иконами, овъ хлѣбомъ. Такожде да-ваху на Псалтирь, по умершимъ, и на поминовеніе. И начата для хлѣбнаго промысла на Низъ посылати, хлѣба промышляли» * 20). Въ доходахъ и прибыляхъ, выручаемыхъ при этихъ поѣздкахъ, Лексинская пустынь участвовала въ равной мѣрѣ съ Выговской.

Андрей Денисовъ еще на Выгѣ началъ обученіе грамотѣ дѣтей женскаго пола 21 *). По переводѣ женской половины общежитія на Лексу, въ дѣлѣ обученія женщинъ грамотѣ принялъ дѣятельное участіе и Петръ Прокопьевъ. «Другопредѣльныхъ, и своихъ сестръ, и прочихъ молодыхъ учаше грамотѣ, и уставляше въ обоихъ монастырѣхъ праздники праздновали, со всенощнымъ пѣніемъ» м).

Андрей Денисовъ обучалъ на Лексѣ пѣнію. «Отецъ Андрей, пришедъ... на Лексу, въ сиротскую дѣвическую обитель,, и посовѣтовавъ съ отцемъ Даніиломъ и съ прочими, собра грамот-ницъ, старыхъ и малыхъ, которыя не учены пѣнію, нача ихъ самъ учити пѣнію. Овыя изъ молодыхъ скоро навыкаху, и научишася добрѣ, а овыя не малое время учишася. Отецъ же Андрей, понуждая и уча ихъ, чтобы въ часовняхъ пѣти церковнымъ, краснымъ, пѣніемъ добрѣ, и праздники праздноваше и пояше пѣніе самъ съ ними, и научая ихъ, яко отецъ чада

п) Тамъ же, стр. 135.

20) Тамъ же, стр. 136.

31) Тамъ же, стр. 107.

2>) Тамъ же, стр. 157.

своя; и прочія изъ нихъ научишася, и другъ друга начата учити» 23).

Завелъ Денисовъ на Лексѣ также школу писцовъ. «Та-кожде и писцовъ изъ нихъ учаше, чтобъ право писати, понеже имяше попеченіе неусыпное о спасеніи душъ, какъ братіи, такъ и сестеръ, ѣздяше по всѣмъ службамъ, осматривая и уставляя надсмотрщиковъ, и старостъ, и келаревъ, въ обоихъ предѣлѣхъ, чтобъ было житіе ихъ особь, въ своихъ предѣлахъ и оградѣхъ. Такожде и хожденіе было бы на труды особь, не вмѣстѣ, дабы другъ съ другомъ не сходилися нигдѣ, никогда, кромѣ опредѣленныхъ на то. И всѣмъ заповѣдаше съ великимъ запрещеніемъ чины монастырскіе, заповѣданные и данные на письмѣ, хранити со всякимъ опасеніемъ, уча всѣхъ и наказуя древлецерковное благочестіе хранити: крестное знаменіе на лицахъ истово творити, поклоны добрѣ по-лагати, службу церковную по вся дни исправляти, данные посты сохраняти, трапезное благочиніе добрѣ имѣти, на обѣдахъ и на ужинахъ жертвенники читати... имѣти между собою миръ и любовь братскую, и къ старостамъ послушаніе безъ прекословія и роптанія... другъ съ другомъ вражды и свары, и спору не имѣти никогда же» 24).

III.

„Чины монастырскіе“, данные для Лексинской пустыни. — „Изданіе“ 1713 года, —„Чиноуправленіе“ 1718 года.—„Чинъ“ 1719 года.—„Наставленіе“ Давіила Викулова.

Въ приведенномъ сказаніи изъ Исторіи Выговской пустыни говорится, что Андрей Денисовъ всегда требовалъ отъ насель-ницъ Лексинской пустыни, чтобы онѣ «чины монастырскіе, заповѣданные и данные на письмѣ», непремѣнно «хранили». Какіе это «чины»?

Здѣсь разумѣются прежде всего, конечно, тѣ «чины», ко- . торые были даны для женскаго отдѣленія на рѣкѣ Выгѣ; а затѣмъ—тѣ, которые были писаны уже прямо для Лексинской пустыни. Такъ какъ «правила» жизни женскаго отдѣленія были установлены еще на Выгѣ, то въ первое время существованія Лексинской пустыни мы не встрѣчаемъ новыхъ «чиноѵставленій». Нужда въ послѣднихъ выступаетъ посте-

23) Тамъ же, стр. 141.

м) Тамъ же, стр. 142.

пенно. уже съ теченіемъ времени, по мѣрѣ обнаруженія тѣхъ или другихъ непорядковъ въ жизни лексинскихъ насельникъ.

Прежде всего сюда относится постановленіе 18 октября 1713 года. Оно надписывается такъ: «Издадеся сіе келарю, старицѣ Аннѣ, при всей трапезѣ соборной 222 году, октября въ 18 день». Содержитъ въ себѣ наставленія по разнымъ частнымъ вопросамъ.

Первое «правило» гласитъ, «чтобъ гостинецъ, отъ приносящихъ отколь, никто, ни часу, въ келіяхъ своихъ не держали, а тотчасъ отсылали бы къ келарю въ подкеларню»?

Затѣмъ говорилось относительно трапезы. «А иже вдругъ, съ трапезы, наѣдатися не ѵспѣварзтъ, сходилися бы особь, въ одно мѣсто, въ учиненное время, изъ всѣхъ келій. А послѣдняя трапеза была бы сообразна первой».

При этомъ особо еще добавлялось, чтобы обѣдающія «съ молчаніемъ благоговѣйнымъ вкушали; излишествъ и безблагословенныхъ вмѣщать пищей,—ни по дружбамъ, ни по хотѣнію своему,—отнюдь не допускать».

Послѣднее «правило» касалось того, какъ содержать на поварнѣ котлы. «Подъ щелокомытіе безвременно изъ поварни котловъ не давати».

Послѣ этого въ настоящемъ «изданіи келарю» говорилось о какомъ-то «чинѣ прошлаго лѣта», и повелѣвалось «уставщику» «то писаніе по частѵ всѣмъ сестрамъ въ слухъ, со-борнѣ, чести, да никая бы извѣтомъ неслышанія не защи-щалися».

«А не покоряющихся, и кощунипъ, въ безстрашіе многія души сводящихъ,. и немалыя претыканія въ чесомъ инѣмъ подающихъ, нещадно казнити и отлѵчати, дондеже въ чувство пріидутъ»?

Въ заключеніе дѣлалась такая приписка: «Всѣхъ, паче же предводительствующаго А. Д. пожеланіе: вся сія вышеобъяв-ленныя ваши непорядства въ благочиніе спасенія да устрои-лися бы, по божественному Писанію, якоже писано о семъ. А если въ небреженіи положится, и тогда сами себѣ жестоко осужденіе нанесете» 25).

Кто такая «келарь» Анна, сказать не можемъ. Въ Исторіи Выговской пустыни упоминается «старица Анна», изъ села Кѵзаранскаго, пришедшая на Выгъ еще «съ первыхъ-лѣтъ», •

•5) Рукп. И. П. В. Q. 1. 1065, лз. 6—8 оГ,ор.

■но о послѣдней не сказано, что она была «келаремъ» на Лексѣ 26).

Второй памятникъ относится къ 4 мая 1718 года. Надписаніе его гласитъ: «226 году, маія въ 4 день, въ Крестное дѣвическое обитаніе, по предложенію сболителя и настоятеля Андрея Д—ча, къ благоустроенію чина во спасеніе душамъ». Затѣмъ говорится, что пишутъ: «Изъ братскаго обіцежитель-ства—старецъ Пафнутій, совѣщателъ Данила Викуловъ, уставщикъ Петръ Прокопьевъ, съ соборными, еже о Христѣ, могущими совѣтъ чиноуправленія ко спасенію вѣдати, по божественному Писанію».

Въ самомъ «чиноуправленіи» прежде всего ставится на видъ, что въ дѣвической обители положили быть надзирательницей нѣкоей старицѣ Агафьѣ Григорьевой, причемъ говорится, въ чемъ заключаются обязанности этой «надзирательницы». Всего въ данномъ «чинѣ» 16-ть слѣдующихъ наставленій.

1. «Въ церковныхъ моленіяхъ безчинно стоящихъ или безвременно исходящихъ, возражати; а о ослушающихъ уставщицѣ доносити».

2. «Такожде и при трапезахъ что ядущихъ безчинно, или дерзающихъ что либо безблагословенно, и на то учиненнымъ пещися въ службѣ оной ѵправляти. А если надлежитъ тутъ ввѣреницы самой неисправы показать,—къ маткѣ Пелагіи, и къ уставщицѣ Соломоніи, и къ Меланьи на ню увѣдомлять именно, въ правду».

3. «У вратъ исходныхъ съ обители, кое увидится безчинно вхожденіе, или исхожденіе, не по преданнымъ уставамъ, и въ томъ вкратцѣ,-не обинуяся. предлагать, чтобы исправляла».

4. «Хотящихъ купить, и продать, и за обитель что отдавать,—унимать, и, гдѣ доведется, доносить, чтобы безъ благословенія ввѣреницъ ничто не дерзалось».

5. «Fla всякой недѣлѣ десяцкимъ кельи переходить, и де-сяцкими послушницъ о правилахъ, и о трудахъ, и о немощахъ свѣдомлять, и совѣтъ на лучшее подавать».

6. «Въ келарьскую ходаковъ, кои безвременно, своихъ ввѣреницъ безъ докладу, приходятъ, означивать, и всѣхъ келій большухамъ, которыя о коей, доносити».

7. «И съ трапезы пищу какову, или питіе, или иныхъ

2в) Ист. Выговской пустыни, стр. 359—360.

службъ: и изъ келій что вещественное безвременно выносящихъ, или приносящихъ,—вольно истязовати; и коихъ доведется въ сумнительныхъ рѣчахъ свидѣтельствовать, чтобы лжею вмѣсто правды не прикрывались».

8. «И на коровій дворъ, и въ челядню, подходить съ огнями,—накрѣпко дозирать, и чтобъ, никто безъ докладу вящ-шихъ и своихъ не дерзали ходить».

9. «Такоже и въ кѵдельницы, во время кудели чищенія, и въ больничной келіи, и въ ставницы, болынухамъ въ опаску съ огнемъ хожденіе подтвержать».

10. «А буде увидится какое въ коей кельи щапство, или иныя зазорныя, или блазненныя вещи зачинаючи, или отъинудѵ, со сторонъ, присыланія, но объявленныя ввѣреницамъ,—и о тѣхъ правительницамъ удостовѣрствовать, въ утоленіе слышимыхъ блазней».

11. «А лучится въ коей кельѣ нужно блазненныя, или крадебныя, или какія зазорныя, или плутовскія поличныя вещи вынять наскорѣ: взявъ 'сторожа изъ тѣхъ мѣстъ, гдѣ ни есть, не обинуяся, доискиваться, и взимать, и подобающимъ объявлять».

12. «А слышащую сестру другую въ тацѣхъ зазорныхъ винахъ укоряющу, или закрывающу,—и о томъ доносить убо управляющимъ».

13. «И кромѣ вратныхъ указныхъ мѣстъ, гдѣ увидится или отъ кого ѵслышится съ мужскимъ поломъ зазорное сродниче-ство имущихъ, безъ благословенія бесѣду разглагольствующихъ, и таковымъ абіе велѣть разойтися: а про свою ту дер-зательницѵ не умолчать, и большествующимъ вскорѣ объявлять; а имъ нещадныя таковымъ казни налагать чтобы и прочимъ такъ дерзоствовать неповадно».

14. «Внегда приходъ стороннимъ изъ волостей жителемъ бываетъ,—и дабы къ тому времени тщаніе непередъ поддержать. и весьма иредѵготовлятися, о благочиніи попеіцися, чтобъ соблазна ничего не было, но все бы-по чину и благообразно,—и что къ лучшему смыслится. къ преизящнымъ.— къ маткѣ, и уставщицѣ, и къ учительницѣ,—доносить, н по совѣту ихъ, что приговорятъ, учинить».

15. «И о всякомъ благочиніи, и строеніи, всячески по-пещись, а безчиніе и нестроеніе изъ корени исторгать».

16. «Надобь: для всякихъ лжей, и клеветъ, п всякаго языко-оолія, и для обмановъ всякихъ, и навѣтовъ келейныхъ, про-

носовъ, и другъ на друга лжеплетеній, и нраздноглаголаній.— въ коихъ наговорахъ безъ свидѣтельства отпираются, — для того судебной кельѣ завязныя рѣчи, ихъ же блядословство, записывать, отъ чего лзѣ возражать, дабы согрѣшенія, съ зависаніемъ, разнимать».

«Да пряжа кудельная: пріемному казначею пряжу отдавать, съ расчетомъ, съ запискою, тако бы и принимать, вѣдавъ приходъ съ расходомъ».

Къ нѣкоторымъ пунктамъ этого приговора Даніилъ Викуловъ сдѣлалъ собственноручныя приписки. Напримѣръ, къ пункту 2-мѵ Викуловъ приписалъ: «И во время трапезнаго вкушанія нарочно учинить всякимъ плищамъ и молвямъ воз-бранительницу, то бы тогда и смотрѣла. А о преслушныхъ послѣ трапезы собору, предъ вящшихъ, доносила, и, по сыску, цѣлити таковѵ, до чего доведется. И того ей смотрѣти: я лущимъ, видя, какой кая другиня принести якую пищу и ядуще особь ей, и то не доядши отымать; а и другимъ сестрамъ, ядущимъ близъ, ей помогать, и видяще о такомъ безчиніи, не молчать никому, большухамъ доносить».

Затѣмъ, къ 9-му пункту приписка Викулова гласила: «Ограду у коровья двора подвысить бы и исчесночить» 27).

Къ 1719 году относится «чинъ», который написанъ былъ Андреемъ Денисовымъ. Этотъ «чинъ» имѣетъ такую надпись: «Сей чинъ, соборнѣ усовѣтованный, крѣпко блюсти». Когда написанъ этотъ «чинъ»? Прямой даты въ этомъ «чинѣ» нѣтъ, но мы думаемъ, что «чинъ» написанъ именно для Лексинской пустыни. Такъ,, въ 5-мъ правилѣ здѣсь говорится, чтобы «казначія вся службы исправно держала, по опредѣленнымъ у насъ велѣніямъ прежде». Правила казначеѣ были даны, какъ мы видѣли, въ «уставѣ постницъ». Въ частности, во второмъ правилѣ, говоря, чтобы «грама-токъ никто никуда» не писалъ, «чинъ» добавляетъ, что это дѣло вѣдаетъ уставщикъ; «онъ, запечатавъ, посылать будетъ въ монастырь, и куда будетъ вознадобится — съ монастыря отпустятъ» Очевидно, что «грамотки» велѣно было присылать въ мужской монастырь, на Выгъ, и, значитъ, данный «чинъ» писанъ послѣ основанія Лексинской пустыни. Въ частности, «чинъ упоминаетъ, какъ живыхъ, матку Марію, «наряд-

”) Рукоп. И. П. Б. Q. 1. 1065, л. л. 33—41.

ницу» Марину и «надзирателя благочинія» Исаакія. Кто такія были названныя Марія и Марина, сказать не можемъ 28). Но Исаакій Ефимовъ былъ родственникомъ Даніила Викулова, а надзирателемъ на Лексѣ былъ назначенъ съ самаго основанія Лексинской пустыни 28). И по этимъ даннымъ выходитъ, что «чинъ» написанъ послѣ основанія Лексинской пустыни. Въ «наставленіи» Лексинскимъ постницамъ, даннымъ Даніиломъ Викуловымъ въ 1719 году есть указаніе, что Андрей Денисовъ въ «227» году написалъ лексинцамъ «пять главизнъ» о «чиноположеніи всѣхъ службъ» 30). Имѣя въ виду, что всѣ «правила» даннаго «чина» выражены въ пяти пунктахъ, мы можемъ, съ вѣроятностью, предположить, что разсматриваемый нами «чинъ» былъ составленъ Андреемъ Денисовымъ и именно въ 1719 году.

Въ этомъ «чинѣ» содержится всего 5-ть пунктовъ, причемъ нѣкоторые пункты могутъ быть раздѣлены еще на нѣсколько подъотдѣловъ. Мы изложимъ содержаніе этихъ пунктовъ въ порядкѣ ихъ слѣдованія.

1. «Матка крѣпцѣ бы смотрѣла, кому должно и съ какими сродниками видѣтъся, и вратницѣ приказывала бы. Кому не подобно, тому бы заказывала и запрещала, и не попутала неискуснымъ и. несродственнымъ весьма. Безъ маткина благо-

м) Въ Исторіи Выговской пустыни упоминается „жена нѣкая Марія, Ѳеодорова дочь“, но объ ней сказано, что она „отправляла“ только „казначейскую и привратнитекую службу“ (стр. 355—356). Затѣмъ, была еще „Марія дѣвица, съ Толвуйскаго погоста“, но эта была „отъ рожденія слѣпа“ и, лишь „на память изучивъ Часовникъ и Псалтирь, говорила въ слухъ въ церкви Псалтирь и каноны Ісусу, акиѳисть Богородицѣ и Ангелу Хранителю“,—но „маткой“ ее никогда не назначали (стр. 366).

29) Въ Исторіи Выговской пустыни такъ говорится объ этомъ: „И даша имъ“, г. е. сестрамъ Лексинской пустыни „изъ братіи служителей для пашни и всякихъ трудовъ монастырскихъ, и поставиша надъ ними надсмотрщика—мужа блага и житіемъ вельми искусна, перваго жителя, сродника Даніилова, именемъ Исаакія Ефимова... вельми житіемъ добродѣтельна, иже отъ младости все житіе свое препроводи со отцёмъ Даніиломъ, скитался и пришѳдъ отъ моря въ Выговскую пустыню, живяше въ общежитіи, и труждашеся во всякихъ братскихъ попѳченіихъ, и о чинахъ монастырскихъ вельми печашѳся... а слабо живущихъ и чины монастырскіе преступающихъ, воспрещаше, и не иопущаще, и обличаше, и наказоваше. и отъ Писанія поучаше; бѣ бо мужъ вельми словесенъ, все житіе свое препроводи безъ порока; до старости жестокимъ житіемъ живяше, и всегда хождаше самъ по трудомъ, надсматриваіпе“ (стр. 1351 stl) Рукоп. И. 11. Б. Q, І. 1065, л. 9.

Словенія пикто бы не ходилъ къ воротамъ бесѣдовати, и ни съ кѣмъ, съ братіею, никто бы не говорили, кромѣ ввѣренныхъ, имъ же о чемъ приказано пещися. Близосродныхъ, единородныхъ, до инаго общаго соборнаго суда, пускать въ приво-ротнюю. а дальнесроднихъ къ окну; бывать же бесѣдамъ при старицахъ, а наипаче юныхъ и малодушныхъ безъ старицъ не спускать бесѣдовать. Къ симъ же впредь гюсовѣтывать съ Ви-кѵличемъ, кіихъ не подобаетъ малосродственныхъ весьма спутать говорить, или кіихъ близосродствепныхъ, малодушныхъ, безъ старицы не спущать. Которін не станутъ къ началу пѣнія приходить къ полунощницѣ, ко всенощному, къ навечер-ницѣ, или, въ свободное время, къ вечернѣ,—маткѣ тѣхъ наказывать поклонами за трапезою, небрежливыхъ—трапезы отчужденіемъ, или даніемъ одного хлѣба съ квасомъ за трапезою, или зѣло отчужденныхъ небрежливыхъ ропотныхъ— въ цѣпь сажденіемъ, и постомъ, чтобъ брегли опасно чинъ службы церковныя. А сколько поклоновъ за трапезою имъ давать, овоіі 20 или 50, овоіі 100 или 200, или вся трапеза, и сія можно съ уставщикомъ посовѣтывать, по разсмотрѣнію св. правилъ и по примѣру вины. А которіи занемогутъ, и тѣ бы предъ службою посылали вѣдомо маткѣ, и просили бы прощенія; а которіи, неблагословенніи, мимо общій соборъ церковный пойдутъ, своевольнѣ, на службу, въ больницу, тѣхъ на цѣлую трапезу па поклоны ставить: да никто никогда не лишается церковныя службы, и благословенія».

2. Второе правило говорило объ уставщикѣ и головщикахъ. «Уставшикъ да печется чинъ службы церковныя водить со всякимъ благоговѣніемъ, и со страхомъ Божіимъ, и чтобы вси церковницы приходили къ началу пѣнія, и стояли бы благочинно, и кротко; чели бы п пѣли со страхомъ Божіимъ; и уставщика бы слушали всѣ церковницы, со всякимъ благоговѣніемъ и безъ ослушанія; да дѣло Божіе, дѣло преславное, дѣло отъ Господа Бога, и Пречистыя Багоматери, и отъ всѣхъ святыхъ милость и благословеніе приносящее на все братство, исполнялося бы благоговѣйно и благочинно. Которіи не пріидутъ къ началу пѣнія и головщики обоихъ крылосовъ да смотрятъ, и уставщику да возвѣщаютъ; и уставщику скоро по того послать: кто зачѣмъ остался, разбудить, или сыскать, и, по винѣ глядя, поклоны за трапезою давать. Аще кто одно начало прогуляетъ, и съ малымъ чѣмъ, тѣмъ 20, или 30, или 60 поклоновъ; а больше кто прогуляетъ, или за небреженіе

и безчиніе, тѣмъ не токмо по 100 или 200, но и по цѣлой трапезѣ за небреженіе давать кланяться. А бѵде головщики крылосомъ когда не придутъ къ началу, вскорѣ уставщику но нихъ послать. А буде уставщикъ за чѣмъ замедлитъ, головщикомъ послать по уставщика, а безъ уставщика службы не начинать никогда. А буде отъ церковницъ которая занеможетъ, и тая бы послала вѣдомо предъ службою ко уставщику, и просила бы прощенія, за немощь свою; а безъ спросу и благословенія никто бы не оставался. Которіи церковницы по кіимъ келіямъ живутъ, начальницамъ тѣхъ келій,—уставщику въ грамотной Иринѣ, и прочимъ, — въ прочихъ келіяхъ надъ ними надсматривать, чтобы въ нихъ не было никакого безчинія. А церковницамъ у начальницъ своихъ безъ спросу и благословенія никуда не ходить изъ келій вонъ. По какое дѣло сходить понадобится, о томъ спроситися и благословитися. А начальницамъ келейныхъ келій своихъ смотрѣть, чтобъ церковницы никуда не скиталися. ни съ кѣмъ водней безчинныхъ не чинили; и ропотовъ, смѣховъ, кощуновъ весьма бы иѳ было. А непослушныхъ наказывати — въ келій ставить на поклоны; а съ уставщикова докладу и на трапезу ставить на поклоны, или инымъ наказаніемъ наказывати общесоборнѣ, кто чего достоинъ будетъ. А уставщику начальницамъ келейнымъ приказывать: надсматривать надъ церковницами; а имъ велѣть слушать, безъ уставщикова слова никому ничего не писать, яко же и правила безъ вопросу писать не велятъ. Начальницѣ надъ письмами, съ совѣту уставщикова письма писать приказывать, и надсматривать надъ писцами, чтобы писали и свидѣтельствовали добрѣ, чтобы прописей не было. Уставщику опредѣлять: кому служить, кому писать, и у начальницы надъ письмами вѣдать: кто что можетъ писать, и кто свободенъ къ письму; и творити извѣщеніе всегда къ пекущимся о церковныхъ письмахъ и исправленіяхъ, дабы вѣдали, колико чего можно въ церковную нужду и пользу написать. Уставщику о пищахъ трапезныхъ поступать по уставу; а келарю всегда уставщика вопрошаться и совѣтовать о пищахъ. Уставщику пещися на вся праздники и воскресные дни о поученіи слова Божія, о братскомъ благочиніи, овогда самой чести, овогда могущимъ инымъ приказывать, дабы пользовалися сестры. Грамотокъ никто бъ никуда не писалъ, кромѣ спросу и повелѣ-нія уставщика своего; и написавъ, отдавать ему, уставщику, отсылать; онъ, запечатавъ, посылать будетъ въ монастырь, и

куда будетъ вознадобится—съ монастыря отпустятъ: а кромѣ уставщика никто бы никуда не писалъ, и не отдавалъ грамотокъ. Также никто бы ни откуда не получалъ, кромѣ уставщика, къ уставщику отдавать, а онъ отдастъ тѣмъ, кому оны надлежать, аще достойны будутъ отдавать».

3. Третье правило касалось «выхода за ограду», приходящихъ «отвнѣ», «водней—татебныхъ и зазорныхъ». «За монастырь, за ограду, кому будетъ понадобится за послушаніе идти по какую потребу: по ягоды, по губы, въ монастырь, или куда,—спросу и отпуску наряднипъ, или своихъ начальницъ, спрашивать. Обаче никому, безъ объявленія и спросу надзирательницы Меланіи, не выходить за ворота, и вратницѣ безъ ея слова не спущать за ворота никого. А кто дерзнетъ безъ слова, безчинно, за ворота выходить: по ягоды, или куда, или сыщутся какія грамотки безчинныя, своевольныя, безъ слова, или говорить что съ братіей станутъ безъ благословенія мат-кина,—тѣхъ не токмо на трапезы на поклоны ставить, но и въ цѣпь, въ затворѣ, сажать, паче же юныхъ, и за опасъ прелагательства коего и зазора».

«Отвнѣ съ приходящими никому, безъ благословенія боль-шухъ, ничего не говорити про мірскія суеты; ничего ни про-дати, ни съ кѣмъ не мѣнятися; а кто сіе дерзнетъ творити, паче красти, надзирательницѣ съ нарядницею Мариною и сторожами розыскивать накрѣпко и провѣдывать, паче же и всѣмъ помогать; и сыскавъ крадуней, въ цѣпь, въ затворъ, сажать, долгое время съ постомъ держать, и распрашивать крѣпцѣ: первая ихъ краденія, давно ли обвыкли, и много ли гдѣ, и что крали, и кому давали, и кто имъ помогалъ».

«Такожде зазорные подходы какіе, и заводни зазорныя и неуемныя, подавающія вины сквернительныя, сажать въ цѣпь, въ затворъ, безъ всякаго мѣшкапія. И за роптанія и ослушанія, по приговору матки, и уставщика, п надзирательницы, повелѣвать сажать въ цѣпь нарядницѣ Маринѣ, и сторожамъ, отвести въ затворъ и замкнуть въ цѣпь».

«А за татьбу, и зазорныя водни, и подлазы какіе, подаваю-щіе вины сквернительныя весьма, сажать въ цѣпь, въ затворъ, безъ пощады».

4. Четвертое правило говорило о предметѣ вѣдѣнія келаря. «Келарю крѣпцѣ смотрѣть, да трапезное устроеніе добрѣ будетъ, и имѣть начало и усмотрѣніе надъ хлѣбницами, надъ молошницами, такожде надъ келаремъ больничнымъ; учить и

наказывать, и за вины на поклоны ставить, чтобы безъ кела-рева вѣдома, и вопросу, и повелѣнія—никто изъ нихъ не творили ііищныхъ твореній, и раздачъ никакихъ».

«Гостинецъ никто бы у себя никакихъ не держалъ пищ-иыхъ, но въ той часъ къ келарю бъ относилъ. Ягоды, губы никто бы про себя не бралъ, и никто бъ въ келіяхъ не держали, и не ѣли, но келарю бы относили, и никто бъ другъ другу не давали, и не посылали».

«На трапезу никто бъ не приносилъ пищи своей; кто принесетъ свою пищу за трапезу, келарю отъ него вся братская пища отнять: хлѣбъ, и соль, и квасъ, и шти, и каша; и дон-деже прощенія не сподобится, не давати ему братской пищи ясти; и изъ трапезы его отметнути, — пускай онъ гостинцами кормится; а не покорника отъ церкви отлучить. Такожде и въ больницѣ творить. По келіямъ чтобы не имѣли особыхъ пищей никто, и келарю о томъ заказывать накрѣпко, и провѣдывать. И гдѣ провѣдаетъ, и съ надзирательницею, и съ нарядниками, ходить въ тѣ келіи, и чуланы. И тогда отца Пафнутія, и надзирателя благочинія Исаакія позвать, и у тѣхъ вынимать тыя пищи, и тѣхъ наказывать крѣпцѣ: постомъ, хлѣбъ съ квасомъ, поклонами за трапезой, или въ цѣпь сажать. А бѵде кои отъ большихъ, забывъ страхъ Божій, учнутъ пищи особныя и гостинцы у себя держать, или раздавать, и келарю не стыдитися имъ возбранять, и доносить на нихъ настоятелемъ; и церковнымъ соборомъ будутъ тыя крѣпцѣ запрещены, и наказаны, безъ всякой пощады».

«Келарю о общей трапезѣ, такоже и о больничныхъ, пе-іцися, елико Господь Богъ что пришлетъ: радѣть и упокоивать немощныхъ, по немощи, и по подвигу, и по нуждѣ службъ братскихъ. Келарю въ хлѣбню никого, кромѣ надобныхъ, не пускать, и по хлѣбнѣ—никому не ходить предъ трапезою, и по трапезѣ».

5. Пятое правило говорило объ обязанностяхъ казначея, надзирательницы, вратницъ и сторожей. «Вратницамъ церковнымъ стрещи церковныхъ вратъ, чтобы, кромѣ больничныхъ, малыми дверьми, запечными, никто не ходилъ, Кои къ началу не поспѣютъ, тѣхъ посылать къ маткѣ, а церковницъ — къ уставщику прощатися. На статьяхъ, для нуждъ своихъ, выходить, а кромѣ статей не выпуіцать, развѣ зѣло великія, неиз-бытныя, нужды; и тѣмъ доложиться къ маткѣ, или къ уставщику, и съ ихъ повелѣнія, за нуждою выходить, кромѣ ста-

тей. Надсматривать и приказывать, чтобы тихо и кротко ходили, и ставились бы на свои мѣста, чтобы шуму и молвы не было; кто на статьи выйдетъ, а скоро не пріидетъ, сказать маткѣ тогда, и послать тѣхъ сыскивать; маткѣ и наказывать».

«Надзирательницѣ трапезной надсматривать входъ и исходъ изъ трапезы, тако же и за трапезою, чтобы молвы не было; кои говорятъ, тѣмъ запрещать и наказывать. А непослѵшаю-щихъ, и ропчущихъ, и противящихся сказывать маткѣ и собору. и тѣхъ наказывать трапезными поклонами, и постнымъ— хлѣба съ квасомъ—кормленіемъ, а зѣло противныхъ на цѣпь сажать. Послѣ навечерницы чтобы никто на говоры не схо-дилися, и по монастырю не бродили. Чтобъ на уденьи никто не скитался отъ келіи, и молвъ, и шуму не было бы въ та времена».

«Стражи монастырскіе крѣпцѣ бы смотрѣли и запрещали, чтобъ послѣ навечерницы, и на уденьи, не ходили бы и не молвили. Нощью, и въ уденье, и на трапезахъ, и на пѣніи, смотрѣть стражемъ опасно, чтобъ безчинно никто бы не считался; а о безчинныхъ доносить маткѣ, и уставщику, и надзирательницѣ, кое дѣло кому надлежитъ; и наказываетъ ихъ, по винѣ глядя, якоже и выше писано. Врата дворовыя и сарайныя стражамъ на замку всегда держати: кого прикажутъ болыпухи смирять стражамъ, съ меныпимъ нарядникомъ—въ цѣпь сажать, и въ затворъ отводить, а кого и стяганіемъ постегать. Вратницѣ мо-настырстѣй всегда врата на затворѣ держать, нощью, и въ уденье, на замку держать; и безъ маткина слова никого не спѵщать говорить».

«Казначею своя служба исправно держати, по опредѣленнымъ у насъ велѣніямъ прежде, а безчиніямъ своевольнымъ никакимъ не попущать. Надъ всѣми большими надсматривать, но страху Божію, и по вышерѣченнымъ опредѣленіямъ, и но божественнымъ прочимъ Писаніямъ, и общежительнымъ преданіямъ».

Въ заключеніе давалось наставленіе маткѣ Маріи и надзирателю Исаакію. «Маткѣ Маріи всегда наказывать и подкрѣплять, чтобъ по вышеопредѣленіямъ утвержали іі сами бы сохраняли. А кои не будутъ должное своей службы храненіе имѣти, тѣхъ матери Маріи наказывать постомъ и поклонами. Къ симъ отцемъ надзирати, и надзирателю Исаакію иодкрѣпляти всегда, и утвержати, и наказовати; а непослушныхъ, по многомъ на-

казаніи, исполняти, по Писанію: изжени, р.ече, молвотворца, и изыдетъ съ нимъ купно и молва» аі).

Къ концу того же 1719 года относится еще одно «наставленіе», данное въ руководство насельнцамъ Лексинской пустыни. Оно было писано рукою Даніила Викулова. Въ немъ говорилось, что по совѣту Андрея Денисова, какъ предводителя и пекущагося брата, дается настоящее «наставленіе» — «дабы искусніи къ храненію общежительства всеусерднѣйшіи были, а не хотящій въ немъ терпѣти познали бы себя». Въ это время на Лексу явились старецъ Пафнутій и Даніилъ Викуловъ, которые вмѣстѣ съ Лексинскимъ «надзирателелемъ» Исаакіемъ Ефимовымъ, собравши всѣхъ инокинь: «съ уставщикомъ, и учительницею, и казначіею, и съ келарствующею, и съ нарядницею, и со всѣми преизящными ихъ», — читали «двукраты и трикраты», то въ трапезѣ, то въ столовой, пять главъ руководственнаго «чина» Андрея Денисова, даннаго Лексинскимъ жительницамъ не много ранѣе того. Съ своей стороны Викуловъ и Пафнутій дали еще 11-ть «статей».

Въ первой «статьѣ» говорилось объ обязанностяхъ «предводительницы», которая была въ каждой келіи. «Дабы всѣ, каяжда въ своей келіи предводительница о правилахъ надъ послушными надзирала, и къ ревности оныхъ возбуждала; никая бы безъ того йе были».

2. Вторая «статья» требовала безусловнаго послушанія. «Своевольному послушанію, кому гдѣ хочется, тако впредь не быть».

3. Третья указывала на необходимость почтененія къ старшимъ. «Противъ большихъ и повелѣвающихъ, безчестно и дерзко, паче же при стороннихъ людѣхъ, не говорить, но сми-реннѣ и кротцѣ, по божественному Писанію». Въ частности «изъ келіи въ келію безъ благословенія келейной своей боль-шухи пикако не ходить».

Дальнѣйшія «статьи» касались частныхъ пунктовъ поведенія «постницъ»;

4. «Между себя купить, или продать, ни склады никакой слагать, ни мѣнятися, ни даритися чѣмъ, безъ благословенія не дозволяется, паче же купечествомъ отнюдь тому не именоватися».

5. «Въ засѣдау грамотнаго ученія, безъ благословенія никому никого не учить, кромѣ начала должнаго всѣмъ православнымъ вѣдѣнія». 31

31) Рукоп. И. П. Б. Q. 1. 1065, лл. 16—25 обор.

6. «Во всякой келіи, безъ докладу большухъ своихъ, грамотокъ не писать. А написать—болыпухамъ и уставщицѣ носить къ свидѣтельству».

7. «Аще случится въ дорогу на пашню идти, или въ лѣсъ ягоды или губъ брать, или олешпягу на чернила, или въ дорогу куда ни буди,—другъ безъ друга во удаленіе изъ оче-видства не распущатися бы никако».

8. «Единопостельно и подъ единымъ одѣяломъ никому, безъ докладу, паче же юнымъ, не спати».

9. «И кромѣ духовныхъ отецъ, и предводительницъ, матки, и уставщика, и надзирательницы, и казначея, и келаря, и больничной большухи, и привратницъ, и десятницъ, и стороживъ, и всѣхъ ввѣреницъ, — прочимъ всѣмъ, повелѣвающимъ и послушающимъ, всякія рѣчи, ко всякой потребѣ, чтобы говорили вслухъ, а не шепотомъ, дабы неподобные и любодрѵж-ные совѣты изъ короли исторгались, и всякія лишеглагола-нія, и праздноглаголанія изничтожались бы».

10. «За прежнія дерзости, аще не исцѣлятся должнымъ покаяніемъ, съ отреченнымъ обѣщаніемъ, таковымъ быти подъ монастырскимъ, нещаднымъ, наказаніемъ и отлученіемъ».

11. «А еже о дерзостѣхъ крадебныхъ: между себе, ниже у приходящихъ, — отнюдь да проклянутся таковіи; и которая съ сего времени прилунится къ таковому безсДовесію, и тѣхъ кто закрывати будутъ,—и тотъ безъ милости, не въ пощадной казни, будетъ; а татьствующая шелепами даже до ранъ болѣзненныхъ, при всѣхъ сестрахъ, уловлена' будетъ, такъ что и о тоскѣ ея слыша, инымъ не въ повадь будетъ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное «наставленіе», указывая перечисленныя «статьи», передаетъ, что по прочтеніи статей, Пафнутій и Даніилъ приступили къ выполненію порученія «братскаго общежительства»—«перебрать всѣхъ» насельницъ ЛексинСКой пустыни: «кто, какъ и кіими случаи принята, и съ коего времени кто живетъ, вовсе или на время—съ какимъ пріятіемъ, й вновь— съ раденіемъ живутъ, или кто нерадиво, время провожая токмо, и вновь кіи живутъ, и впредь съ какимъ обѣщаніемъ и усердіемъ имаются»? Пафнутій и Даніилъ нашли на Лексѣ не мало виновницъ разныхъ нестроеній пустыни. Искупая свою вину, «постницы» подалп всѣ вмѣстѣ особое письмо, прося прощенія и обѣщаясь во всемъ исправиться. «Постницы всѣхъ служебъ: вратницы, и крылосницы, и псалтырщицы, и стОль-ницы, и келарствующіи, и дееятницы съ послушницы, и боль-

ничніи коровницы, и челядмицы, выслушавъ оный — о переборѣ всѣхъ—приказъ, подаша покорное писемко, съ поклоненіемъ ».

Въ этомъ повинномъ письмѣ населышцы Лексы писали: «Боголюбезнѣйшимъ отцемъ, и богоревностнѣйшимъ попечителемъ о нашемъ спасеніи, мы, недостойныя сироты, многодосаждающія ваши утробы своимъ неисправленіемъ, симъ письмомъ къ вашему вопрошенію отвѣтствуемъ: чиноположенія ваша слышали, и вопрошеніе о житіи и о намѣреніи нашемъ такожде слышали, и симъ писаніемъ обѣщаемся... вашимъ благословеніемъ, во всякомъ послушаніи, у Бога помощи просяще, и ваша чиноуставлепія всякая... съ любовью пріемлемъ... и молитвъ вашихъ, въ епоможеніе, просимъ. А о чесомъ безуміе наше объявится, въ томъ исправленія желаемъ, и прощенія просимъ, и па путь спасенія наставленія требуемъ, и всеусердно сего желаемъ, и предъ вашими ногами на землю покланяемся, о всемъ прощенія просимъ».

Выслушавъ это заявленіе, Пафнутій, и Даніилъ, и Исаа-кій «на походѣ въ братскую обитель» постановили для Лек-синской пустыни: «А будетъ которая учинится преслушна» и не захочетъ подчиняться вышеизложеннымъ «правиламъ», «та-кову, по предложеннымъ указаніямъ, какъ въ чиноположеніи писано, смиряти безъ всякаго ионаровства, нещадно. А кая учинится сильна; или на то надѣялася—избыти, въ самовольство, изъ обители положится, и ю учинить отлучену всякаго общенія постнпцкаго, общежительнаго, и чѵжду, сковавъ въ юзы, держать, и отписать немедленно объ ней въ подлинность къ намъ, въ братскую. Если кая безвѣстно сбѣжитъ, сожительницамъ, безъ всякаго молчанія провѣдавъ, доносить къ вамъ, правительницамъ, а вамъ—на «Гору», къ парядникамъ и старостамъ»,

Въ заключеніе говорилось объ отлучкахъ съ Лексы и о приходящихъ сюда.

Прежде всего было дано наставленіе «о ходокахъ на коровій дворъ», который существовалъ на Выгѣ. Именно: «кіимъ лучится на сходѣ ходить единой о себѣ къ братской обители, и тако бъ время случать: того же дни стать къ мѣсту. А если не единой въ пути быть, и, по нуждѣ, въ дорогѣ ночевать— не въ мужской келіи. А для чего кому ходить, отъ Меланьи имать бы краткое писемко, только описавъ: отпущена, имя рекъ, для того, а реклася стать домой въ этотъ день».

Затѣмъ упоминалось о другихъ отлучкахъ съ Лексы. «Та-кожъ и на Пурнозерскую службу, или индѣ къ сторонножи-телемъ, благосклонной виной спустить случается: отнюдь не безъ письма, и въ число дней, по образу святоотеческому древнихъ жителей».

Наконецъ, дѣлалось указаніе о приходящихъ на Лексу нищенкахъ. «А о приходящихъ нищенкахъ опасно всѣмъ надзирать въ рѣчахъ, и въ пошествіяхъ, чтобы чего не подносили. А у коей въ послушницахъ объявится вновь вещь кая, гости-ночна, или поддѣлочна предъ иными нарочитѣе что либо: и сожительницамъ сторожамъ доносити, а имъ по даннымъ велѣніямъ чинить» 32) * *).

П. Смирновъ.

32) Рукоп. И. И. В. Q. 1. 1065, лл. 8—15.

*1 Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.