Научная статья на тему 'Центры раскола в первой четверти XVIII века: Поморье. Керженец. Сибирь. Ветка. Стародубье. Ряпина мыза. Москва'

Центры раскола в первой четверти XVIII века: Поморье. Керженец. Сибирь. Ветка. Стародубье. Ряпина мыза. Москва Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центры раскола в первой четверти XVIII века: Поморье. Керженец. Сибирь. Ветка. Стародубье. Ряпина мыза. Москва»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.С. Смирнов

Центры раскола в первой четверти XVIII века:

Поморье. Керженец. Сибирь. Ветка. Стародубье. Ряпина мыза. Москва.

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 3. С. 338-362.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Центры раскола въ первой четверти ХШІ вѣка.

Поморье.—Керженецъ.—Сибирь.—Вѣтка. - -Стародубье.— Ряпина мыза,—

Моекиа.

ЙЕНТРАМИ раскола оставались въ разсматриваемый нами періодъ времени почти тѣ же самые центры, которые по-явились еще въ XVII вѣкѣ. Но положеніе ихъ теперь Т было другое, чѣмъ тогда: одни центры теперь достигли I полнаго своего разцвѣта; другіе, напротивъ, потеряли прежнее свое значеніе для раскола; наконецъ, возникли нѣкоторые центры н вновь. Въ качествѣ болѣе выдающихся центровъ можемъ назвать: Поморье, Вѣтку, отчасти Стародубье; центрами втораго типа яв'ляются: Керженецъ, Москва, отчасти Сибирь; вновь возникшіе центры: мѣста поселенія оедосѣевцевъ, съ Ряпиной мызой подъ конецъ, и затѣмъ поселенія раскольниковъ въ Валахіи и Турціи.

1. Въ Поморьѣ расколъ постепенно увеличивался въ своихъ размѣрахъ,—по причинамъ вполнѣ понятнымъ. Громадной обширности край населенъ былъ очень мало, и чрезвычайно разбросанно, и весь покрытъ былъ дремучими, непроходимыми лѣсами, громадными болотами и топями, которыя совсѣмъ затрудняли сообщеніе между поселеніями, и тѣмъ самымъ какъ бы уединяли каждое изъ нихъ. Край этотъ занималъ пространство нынѣшнихъ губерній: Олонецкой. Архангельской и Вологодской. Лѣсная площадь въ этихъ губерніяхъ занимаетъ до 85 милліоновъ десятинъ, такъ что большая, часть мѣстностей этихъ губерній занята именно лѣсами. Въ Архангельской губерніи къ этому присоединяются еще тундры, которыя занимаютъ здѣсь около 27 милліоновъ десятинъ. Въ

Олонецкой губерніи есть громадное количество болотъ и озеръ: въ одномъ ІІовѣпецкомь уѣздѣ насчитывается болѣе одного милліона десятинъ болотъ и около двухъ тысячъ озеръ 21). Дикая, малонаселенная мѣстность, съ своимъ вѣчнымъ лѣснымъ безмолвіемъ, естественно явилась лучшимъ убѣжищемъ для раскола. Здѣсь, въ лѣсныхъ трущобахъ, расколъ находилъ свой идеалъ пустыни, къ которой стремился, въ которой жаждалъ жить и которую называлъ «распрекрасною пустынею». «любезною другинею». Съ другой стороны, эти самые лѣса, топи и болота, затрудняя сообщеніе, обезопашивали раскольниковъ отъ наѣздовъ правительственныхъ чиновниковъ и обезпечивали имъ спокойную жизнь. Вотъ почему возникшая въ 1694 году въ ІІовѣнецкомъ уѣздѣ такъ называемая Выгов-ская раскольническая пустынь 22), находясь подъ управленіемъ ѵмныхъ и дѣятельныхъ настоятелей, постепенно возрастаетъ: пріобрѣтаетъ большое количество насельниковъ, организуется во внутреннемъ своемъ строѣ и простираетъ свое рѣшающее вліяніе какъ на ближайшіе раскольническіе скиты, такъ и па болѣе отдаленные, охватывая, по возможности, всю Россію.

Говоря о началѣ Выговской пустыни, историкъ ея Иванъ Филипповъ говоритъ, что «совокупишася въ сіе общежительство богоизбранніи мужіе: Даніилъ, златое правило Христовой кротости; Петръ, устава церковнаго бодрое око: Андрей, мудрости драгоцѣнное сокровище; Симеонъ, сладковѣщательная ласто/ина и немолчная богословія уста; и прочіе дивніи мужіе. свѣтилышцы истиннаго благочестія и честной добродѣтели хранилища» 2:|). Указываемыя здѣсь лица суть первые организаторы Выговской пустыни, очень извѣстные своими трудами по укрѣпленію поморскаго раскола. Даніилъ Викуловъ—дья-чекъ погоста ПІунгскаго, Петръ Прокопьевъ—житель По-вѣнца, Андрей Денисонъ—двоюродный братъ Петра, Семенъ Денисовъ—родной братъ Андрея. Что касается «прочихъ дивныхъ мужей», то ихъ называетъ Григорій Яковлевъ: это — Леонтій Ѳедосѣсвъ—поповъ сынъ села Толвуйскаго и Михаилъ Ивановъ Вышатинъ, подьячій изъ Вязниковъ. Въ 1726 году монахъ Арсеній показывалъ, что на Выгѣ послѣ Даніила Викулова и Андрея Денисова считаются «учителями»: монахъ

-') Оточ. Зап. 1884, Х<> 3, стр. 102.

Внутренніе вопросы въ раскол и XVII вѣка, стр. XI—XVI. -3) Ист. Выгов. пуст. Филиппова, Снб. 1862, стр. 87.

Варлаамъ Быковъ, уроженецъ Каргополя, посадскій человѣкъ Захарій ІІупловъ, изъ Олонца, новгородецъ Симонъ Іовлевъ и псковитянинъ Ипатъ Ефремовъ г4). По словамъ Ивана Филиппова, жившіе въ Выговской пустыни «съ первыхъ лѣтъ» ея существованія «имѣяху съ собою честный соборъ добродѣтельныхъ мужей» 25). Быковскимъ опредѣленіемъ 17 сентября 1702 года это до извѣстной степени подтверждается: опредѣленіе это, касавшееся выбора настоятеля общины, состоялось по соборному рѣшенію всѣхъ выговлянъ и скрѣплено было ихъ подписями 2<і).

«Съ первыхъ годовъ» па Выгѣ жилъ іеромонахъ Соловецкій Пафнутій; сюда же нѣкогда пріѣзжалъ «старый священникъ Оеодосій», потомъ поселившійся на Вѣткѣ. ІІо это пребываніе «священныхъ» лицъ на Выгѣ оставило по себѣ только одно воспоминаніе. Не позже 1702 года Пафнутій ушелъ съ Выга 21) и скоро здѣсь возникъ вопросъ о выборѣ главнаго руководителя Выговской общины. Такъ какъ Даніилъ Викуловъ, на котораго нѣкоторые могли указать, какъ на представителя общины, отказывался отъ управленія послѣднею, ссылаясь на свою старость, то выборъ палъ па Андрея Денисова «многаго ради его къ божественному Писанію прилежанія,— говорится въ опредѣленіи 17 сентября 1702 года, —и тщанія къ поученію» выговцевъ «заповѣдямъ Божіимъ, и за еже ѵбо приличной не къ пользѣ ни единыя вины за нимъ не обрѣталось». Андрей, конечно, предвидѣлъ это избраніе, и, поэтому , чтобы болѣе упрочить свое положеніе въ общинѣ и свою власть надъ ея членами, согласился не сразу. Сначала онъ письменно отказался отъ избранія. Тогда собраніе стало просить Андрея настойчивѣе—«излиха уязвихомся понуждати его,—говорится въ опредѣленіи объ избраніи,—съ зольнымъ моленіемъ надолзѣ нрпверзаяся къ ногамъ его». Отвѣчая па это, Андрей предложилъ съ своей стороны письменное условіе братіи, именно исполненіе правилъ «общежительнаго устава». И прежде всего онъ потребовалъ, «чтобъ ни единъ своего имѣнія не имѣлъ, ни до полмѣдницы», причемъ за нарушеніе этого пра-

м) Опис. док. и дѣлъ Синода, т. VI, стр. 390.

“) Ист. Ііыгов. пустыни, стр. 94.

2Ü) Рукоп. Владимірской семинаріи. Л» 7? гл. 2.

27) Пафнутій прожилъ на Вигъ только семь лѣтъ (Ист. ВыгоВ. пустыни, стр. 86—87. 113- 313).

впла отцы духовные не разрѣшали бы безъ его. Андрея, «вѣдомости», и чтобы «послѣ повечерни» повсюду соблюдалось полное молчаніе,—въ келіяхъ и въ службахъ. Затѣмъ, Денисовъ потребовалъ, чтобы щегольскаго платья, шапокъ, или другихъ вещей, ‘члены Выговскоп общины нс носили,—чтобы съ женскимъ отдѣленіемъ «жили но святыхъ отецъ уставомъ». съ матерями н сестрами видались бы не часто.— чтобы особой нищи «никому не имѣть», ѣсть только но двѣ «выти» въ день. Далѣе, Денисовъ поставилъ условіемъ, чтобы въ праздничные и воскресные дни «къ поученію, но чину, каковъ предастся», всѣ были готовы, а если яѣятся пре-слушникн, и кого изъ і-іихъ онъ, Денисовъ, будетъ наказывать, въ томъ ему не возражали бы; съ его же разрѣшенія вели бы свое дѣло и отцы духовные — «какъ подобаетъ на исповѣдь принимать, н гдѣ бы имъ нмѣтн дѣтей духовныхъ». Наконецъ, еще условіе: «мірская хода, кромѣ братскихъ потребъ, отсѣчь, и въ другихъ кельяхъ гостьбищамъ, но сродникамъ, не быть». Таково было предложеніе со стороны Андрея Денисова. Старцы, клирошане, и всѣ выборные старосты «разныхъ службъ» изъявили на него полное согласіе. При атомъ всѣхъ «преслуншиковъ» устанавливаемаго порядка предоставили Андрею «наказывать монастырскимъ смиреніемъ: па цѣпь ко-вати, и шелепами битн, и въ темницу сажати, н прочими казнями эпитішойными, кто чего достоинъ будетъ» "s). О чемъ же свидѣтельствуетъ данное опредѣленіе 2Г)?

Оно свидѣтельствуетъ о томъ, что внутреній порядокъ жизни Ныговской пустыни Денисовъ задался устроить на началахъ чисто манастырскпхъ: сюда клонились всѣ его пожеланія, всѣ требованія. Па ятихъ началахъ и была, дѣйствительно, организована вся жизнь Выговс-кой раскольнической общины.

Задавшись такою цѣлью, выговцы скоро съѵмѣли устроить

-*) Рукой. Владимирской семинаріи Л» 7 л, гл. 2.

-!’) Опредѣленіе это, состоявшееся 17 сентября 1702 і ода, имѣло тамъ большую силу, что было постановлено на многолюдномъ собраніи. Хотя общее число членовъ собранія не извѣстно, но извѣстно то, что на собраніи 27 сентября предшествующаго 1701 года присутствовало 84 человѣка старцевъ, клирошанъ н служебниковъ (Рукоп. Олонецкой семинаріи № 1691, гл. 13). А по показанію Ивана Емельянова, данному въ 1702 г. въ то время въ Цыговскомъ „жилищѣ мужеска и жѳнока полу1 было „съ ТОО человѣкъ“ (Хр. Чт. 1904, май, стр. 749).

свою жизнь вполнѣ безбѣдно. Богатство Выговскоп пустыни было такъ велико, что обитатели ея. прежде, во время гоненіи, сами нерѣдко терпѣвшіе голодъ, теперь нашли возможнымъ помогать изъ своихъ средствъ не только «суземскимъ жителямъ», т. с. раскольникамъ, жившимъ по разнымъ мѣстамъ Поморья, но и лицамъ стороннимъ, разумѣется, съ тайною мыслью привлечь ихъ на свою сторону. «Всякое нзобиль-ство,—говорится въ Исторіи Выговской пустыни.—въ обѣихъ обителяхъ умножашеся п распространяшеся отъ пашенъ, п отъ торговъ, и отъ морскихъ промысловъ, вездѣ нзоби.тьетвуюіце. скоту умножающуся. конскіе дворы коньми н кобылами и жеребятами наполпяхуся, и доилнцъ дворы огѵстѣваху. Платье и обувь въ обоихъ обителѣхъ, изобильствѵюіце, вся сія вышняго Бога промысломъ, безъ всякой тѣлесной нужды братство упокоевашеся. II видѣша отцы надъ собою милосердіе іі посѣщеніе Божіе, положиша залогъ: всѣхъ прмходящих'і, гостей, и проѣзжихъ, и нищихъ, п странныхъ кормпти безъ разбору, п бѣднымъ и нищимъ номогатн во всякихъ нужныхъ случаяхъ. И въ то время бысть въ Олонецкомъ, и Каргопольскомъ, и Бѣлоозерскомъ уѣздахъ, и во всѣхъ окольнихъ волостяхъ, н въ Л опеки хъ ногостах'і, хлѣбная скудость, и недородъ, и гладъ великій. Многіе мірскіе нищіе нойдоша въ монастырь, овіи на конѣхъ. а ннін пѣніи по зимамъ, и скнтахуся изъ монастыря въ монастырь, н по скитамъ, просяще милостыни, и кормя-іцеся множество парода... П тогда бысть двѣ дороги чрезъ монастырь: одна въ Каргопольскій уѣздъ, а другая къ морю. II начата людіе оными дорогами ѣздити, приставая къ гостинной, и приказанія настоятели всѣхт. проѣзжихъ и нищихъ кормитп безъ разбору» :!0). Естественно, что спокойная и безбѣдная жизнь въ Выговскомъ общежитіи произвела значительную перемѣну въ поморскихъ раскольникахъ: между прочимъ, ослабѣлъ н предки іи аскетизмъ ихъ, п проповѣдники «суроваго житія». проводившіе прежде самую строгую жизнь, по необходимости теперь, среди общаго изобилія п довольства во всемъ, стали позволять себѣ и блага міра сего.

Главнѣйшія событія въ жизни Выга въ первое пятнадцатилѣтіе XVIII вѣка были слѣдующія.

Заявивъ государю челобитною о своемъ «старовѣрствѣ», выговцы въ самомъ началѣ XVIII вѣка получили отъ вновь па-

::"І Пі-ці. Huron, пустыни, і-1[>. Ніи.

значеннаго тогда губернаторомъ А. Д. Моиышікона бумагу на имя Даніила Викулова и Андреи Денисова, въ которой обѣщалось выговцамъ многое. Именно здѣсь говорилось, что. «будучи нынѣ на Уетьрѣцкпхъ желѣзныхъ заводахъ». Мень-ишковт> узналъ, что «изъ давнихъ лѣтъ собрався изъ разныхъ мѣстъ*, живутч. выговцы «въ Олоиецком’ь ѵѣздѣ на Выгѣ», и «имѣютъ правило по древнимъ книгамъ Московской печати древнихъ лѣтъ выходовъ»: и такъ какъ выговцы просили, чтобы «и впредь имъ такъ быть», то Меньшиковъ приказывалъ, чтобы выговцы были «съ сего числа во всяком;ь послушаніи, какъ и прочихъ погостовъ жители», а съ своей стороны, повелѣвая прислать «письмо» съ изложеніемъ, въ чемъ иужаются, обѣщалъ лично ходатайствовать за выговцевъ предъ іосударемъ. Слѣдствіемъ это было слѣдующее.

7 сентября 1705 года выговцы добились весьма важнаго указа, которымъ «выгорѣцкіе .-кители» Тихонъ Ѳеофиловъ и Никифоръ Никитинъ собственно назначались: первый «старостою» для жителей всего Выгорѣцкаго сѵземка, а второй— его помощникомъ, «выборнымъ», такъ какъ «ихъ всѣ выгорѣцкіе жители выбрали къ мірскимъ дѣламъ и выборъ за руками прислали», и которымъ въ то же время всѣ выгорѣцкіе жители ставились въ особое, привиллегировагпгое, положеніе, какъ ото легко видѣть въ отдѣльныхъ пунктахъ указа. Пунктъ 7: «отъ постороннихъ всякихъ людей тѣхъ всѣхъ новоноселенпыхъ жителей оберегать, н въ обиду никому не давать». Пунктъ 8: «какія имъ, Выгорѣцкимъ жителямъ, еще для распространенія, въ прибавку, надобны земли и угодья, и иныя доволыюсти, п то. по доношеііію, что можно, все дано будетъ». Пункъ 10: «А впредь уставить старостѣ и выборному, къ работамъ чтобъ всѣ межъ себя имѣли уравненіе по людемъ, по пашнѣ, и но промысламъ, п по живностямъ. безъ спору, и иныхъ погостовъ льготнѣе». Пункъ 11: «А которые живутъ въ общежительствѣ, и отъ тѣхъ имѣть имъ, старостѣ н выборному, отъ начальныхъ надъ ними всякую вѣдомость, и на работы, бѵде отъ нихъ почему доведется быть, и то имѣть съ ихъ же ііовелѣнія, а самимъ, отнюдь дерзновенія никакого надъ общежительными не чинить». Пунктъ 12: «Руду вновь сыіскивать, и кго сынцетъ, о тѣхъ доносить; и имъ дано будетъ государево жалованіе, п on. работы будутъ свобождены». Пунктъ 13: выговцы «опасенія не имѣли бъ въ томъ, чтобъ излишней тягости работной быть:

23*

д.ія того, но доношепію старосты и выборнаго, даны будутъ, для вспоможенія въ работѣ, кто падобпы, изъ погостовъ». Пунктъ 15: «А какія дѣла сверхъ сихъ статей будутъ, о томъ допоіпеніе имѣть». О чемъ свидѣтельствуетъ ото упоминаніе объ обереганіи выговцевъ, о прибавкѣ имъ земель и угодій, о льготности ихъ по исполненію работъ, объ обѣщаніи вышинамъ помощи въ работахъ назначеніемъ къ работѣ людей изъ погостовъ,—о чемъ, какъ не о томъ, что выговцы становились въ положеніе именно привиллегированное, равнаго которому раскольники другихъ мѣстностей тогда не имѣли 81).

12 мая 1711 года былъ данъ новый указъ выговцамъ: Андрею Денисову «съ товарищи», которымъ повелѣвалось, чтобы «впредь никто» выговскимъ «общежителямъ» и «посланнымъ отъ нихъ обидъ, и утѣсненія, и въ вѣрѣ, по старопечатнымъ книгамъ помѣшательства, отнюдь не чинилъ, подъ опасеніемъ жестокаго истязанія». Въ указѣ упоминается, что Андрей Денисовъ подавалъ жалобу: «когда де посылаются отъ нихъ въ уѣздъ, и на море ради промысловъ, и въ городы для покупки на прокормленіе, и для торгу», тѣмъ «отъ всякихъ чиновъ, а паче отъ духовнаго, чинятся имъ обиды, п въ вѣрѣ помѣшательство, также и проѣзжіе всякаго чина люди заѣзжаютъ съ большихъ дорогъ въ сторону, и берутъ подводы, отъ чего имъ чинится не малое разореніе». Въ силу даннаго ѵказа выговцы имѣли не только право вести свои промыслы и торговлю, но имѣли и огражденіе отъ «помѣшательства въ вѣрѣ», иначе говоря: получили свободу открыто пропагандировать расколъ а2).

5 марта 1714 года состоялся третій указъ на имя Андрея Денисова, послѣдовавшій также по его жалобѣ. Денисовъ писалъ, что «живетъ опъ въ Выговской пустыни по своему обѣщанію, удаляясь мірскихъ суетъ и мятежей; а въ пищахъ и одеждах'ь, отъ своихъ трудовъ, въ тѣхъ пустыхъ мѣстахъ, пашнею и милостынею, за далекостью отъ жительствъ, удо-волиться нечѣмъ, и терпятъ» они, выговцы, «нужды»; а выѣхать на море, и около его въ лѣсахъ, гдѣ надлежитъ, трудами жъ на общежительство уловить отъ рыбъ и отъ звѣрей гакъ же. какъ, пріѣзжая, тутошніе жители кормятся, платя 31

31 j Рукоп. Софійской библіотеки Ac 1543, лл. 21 — 24. Рукой. И. II. Б. F. XVII. 53, л. 24 обор.

Рукоп. Соф. библ. № 1543, л. 25—%.

пошлины», оші, выговцы. не смѣютъ, «понеже заставные люди и иные всякіе жители спрашиваютъ» у нихъ «указъ». Денисовъ просилъ, чтобы «великій государь пожаловалъ»- «велѣлъ дать» имъ «свой, великаго государя, указъ; и съ того указа посланнымъ изъ той пустыни» даны бы были «списки», т. е. паспорти, чтобы этимъ «спискамъ» всѣ «вѣрили». Въ указѣ на это данъ былъ такой отвѣтъ: «и по тому вашему челобитью, буде въ которыхъ мѣстахъ вольные есть промыслы, кто похощетъ рыбу и звѣрей ловить, и вамъ также бы противъ тѣхъ чинить, явяся, гдѣ надлежитъ, и пошлину платя, потому что вы въ работахъ вѣдомы къ Олонецкимъ желѣзнымъ заводамъ. И съ сего указа давать вамъ посланнымъ отъ васъ списки», т. е. паспорты; «а на заставахъ и во всѣхъ мѣстахъ сему указу вѣрить? яз).

Итакъ, выговцы въ первое пятнадцатилѣтіе XVIII вѣка получили землю и ѵгодія, получили право вести торговлю, право ловить рыбу и звѣрей, право свободно содержать свою вѣру, и благодаря всему этому, ихъ община быстро пошла въ ростъ.

Причиною такого снисходительнаго отношенія къ выгов-цамъ со стороны правительства Петра I было то, что выговцы были усердными работниками на вновь построенныхъ Петровскихъ заводахъ. Когда эти заводы строились, то «съ господиномъ Патрушевымъ» выговцамъ былъ присланъ указъ, въ которомъ повелѣвалось, чтобы выговцы «въ работахъ къ Повѣнецкимъ заводамъ были послушны и чинили бы всякое вспоможеніе по возможности своей», потому что «его императорскому величеству для войны шведской и для умножепія оружія и всякихъ воинскихъ матеріаловъ» есть большая нужда, для чего строятся и эти заводы» Зі). Прочитавши указъ и посовѣтовавшись между собою, выговцы рѣшили написать государю челобитную, которая была представлена по назначенію Патрушевымъ чрезъ князя Меньшикова. Въ состоявшемся по этой челобитной указѣ, присланномъ выговцамъ чрезъ вице-коменданта Чоглокова, повелѣвалось «быть вѣдомымъ Выгорѣцкимъ пустынножителемъ къ Повѣнецкимъ желѣзнымъ заводамъ въ рудоисканіи и въ подъемѣ; а въ вѣрѣ быти имъ свободнымъ, но прошенью ихъ, и дата съ Петровскаго за-

:І3) Рукой. Соф. библ. № 1543, лл. 27—28.

•14) Заводы эти были устроены: одинъ на рькЬ Лососннкѣ. а другой близъ Повѣнца („Русск. Обозр.“ 1894, январь, стр. 140).

йода позволительный укать первому старостѣ Тихону Оеофи-лову, который ноетавлент. въ С-уземкѣ, чтобы носелятиея кому гдѣ надобно и свободно». И вотъ, «съ того времени».—говорится въ Исторіи Выговской пустыни,— «нала Выговская пустыня быти подъ игомъ работы ого императорскаго величества у Повѣпецкнхъ заводовъ, а вѣдома па Петровскомъ заводѣ. н начата людіе съ разныхъ городовъ, старовѣрства ради, отъ гоненія собнратися п носелятиея на платахъ. по лѣсамъ, хіеждѵ і’орамп, и вертепами, и озерами, въ пеироходныхъ мѣстахъ. скитами и келіями. гдѣ кому возможно» На Петровскихъ заводахъ выговцы завели особаго «стряпчаго» но своимъ дѣламъ, каковымъ долгое время состоялъ Захарій Стефановъ, выходецъ То.шуйскій

Въ первое время развитію общинной жизни на Выгѣ

много препятствовали «зяблые годы». Въ «Выгорѣцкомъ лѣтописцѣ» подъ 1705 годомъ сказано: «Годы зяблые семь лѣтъ

были» «И бысть вт. то время гладъ, и хлѣбный недородъ, и частыя зябели. и годы зеленые.—говорится вт, Исто-

ріи Выговской пустыни,—хлѣбъ не соснѣваше, и бысть велія хлѣбная скудость и гладъ... Тѣмъ же толчаху солому, и сосновую кару, и траву ѣдяху не малое время. И отъ такой великой нужды многіе не могоша оной нужды понести, съ Сѵ-земка съѣхаша», частію гл, Нижегородскія пустыни, частію въ другія мѣста ;,ѵ). Вслѣдствіе итого число насельниковъ Вы га въ ;>то время довольно сократилось. Пришедшій на Выгъ около 1707 года и прожившій здѣсь пятк лѣтъ Василій Ивановъ Вармшгь показывалъ въ 1722 году, что на Выгѣ «бѣль-иовт, мужеска полу съ двѣсти человѣкъ» :іЭ). Денисовъ употребилъ, однако, всѣ. усилія, чтобы поддержать и сохранить начатое на Выгѣ, общежитіе. Прежде всего «обрали тогда у всѣхъ въ братствѣ, что у кого съ собою изъ міру принесено

:іі) Ист. Выгон. пустыни, стр. 114—115. м) Тамъ же, стр. 308—309.

Выгорѣцкія лѣтописецъ при „Извѣщеніи“ Григорія Яковлева, стр. 150. Въ „житіи“ Андреа Денисова говорится, что „гладнос искушеніе“ продолжалось больше „десятолѣтнаго обхожденія“ (Рук. И. П. В. изъ собранія Погодина, „Ni- 1270, л. 54 ср. 82).

!h) Ист. Выгов. пустыни, стр. 109, 123, 137.

311) Оннс. док. и дЬл. Синода. II, і, стр. 79U. По Исторіи Выгонскоіі Пустыни въ ото время вт, „братствѣ“ было „числомъ до полуторыхъ сотъ и больше мужеска пола“ (стр. 109).

было: деньги, серебряныя монисты, и платье». -Затѣмъ, Андрей Денисовъ съ нѣкоторыми изъ братіи поѣхалъ на Полгу. гдѣ тогда хлѣбъ быль очень дешевъ: «четверть нт. двѣ гривны». Частію купивъ хлѣбъ, частію выпросивъ въ милостыню. Денисовъ переправилъ его по Волгѣ и Шекснѣ до Вытегры, а отсюда въ ІІпгматку — Выговскѵю пристань на Онежскомъ озерѣ. «А изъ ІІигматки начата оный хлѣбъ въ кропшяхъ на себѣ носитн въ монастырь, п носище рожь пареную но-сакп, и ѣдяхѵ». Такимъ образомъ, насущная нужда была отчасти удовлетворена, по все же «въ то время быс'гь въ монастырѣ,—по словамъ Филиппова. — великая скудость п нѵжда хлѣбная, н всякихъ потребъ» 10). «Въ Выгозерскомъ погостѣ» выговцы «взята воды ловецкія въ Выгозерѣ па кортому». т. е. на откупъ, «такожде и на Водлозерѣ. и по ппымъ озерамъ ',) начата рыбы ловити вездѣ, и уловшпа рыбы, съ рыбою и съ рыбными штямп соломенный хлѣбъ ядуще». На Выгозерѣ «въ рыбной ловитвѣ» отличался Трифонъ Пименовъ, уроженецъ погоста ІПунгскаго **). Кромѣ Андрея Денисова по-ѣздку въ зги «зяблые годы» совершалт. еще Леонтій Ѳедо-сѣеіы., ѣздившій въ Новгородъ, Псковъ, Москву, и «братскія нужды правите добрѣ... ве.тьми номогаше, во всѣхъ правленіяхъ и совѣтахъ братскихъ, настоятелямъ и нарядннкамъ»,-Иванъ Германовъ, уроженецт. села Толвѵйскаго, ѣздившій въ Нижній Новгородъ,—Захарій Стефановъ, выходецъ изъ того же Толвѵйскаго села, пришедшій на Вѣнъ «съ первыхъ годовъ»

При такихъ условіяхъ явилась мысль искать новое мѣсто для поселенія. Искали не мало по Поморью, но Волгѣ, въ Сибирскихъ «краяхъ». Удобное мѣсто для пашни нашли въ Каргопольскомъ ѵѣздѣ., па рѣкѣ Чаженгѣ, въ (і верстахъ за

'") Ист. Выгоп. пустыни, сгр. 109— ІЮ.

4!) На Волокозерѣ у выговцевъ была построена изба дли рыболововъ еще въ самомъ началѣ XVIII вѣка, какъ видно изъ показанія крестьянина Ивана Емельянова, которое указано въ грамотѣ Леанасія архіепп-копа Холмогорскаго 1702 года („Хр. Чт.“ 1904, т. ССХѴІІ, стр. 749).

*-) Ист. Выгов. пустыни, стр. 137, 237. Раньше выговцы занимались рыбноіі ловлей на Водлозерѣ, въ Верховскихъ озерахъ, потомъ---на Онеж-■•іеомъ озерѣ, Волокозерѣ, ІІІунозерѣ. Здѣсь много лѣтъ трудился нѣкто Сгефанъ Васильевъ Смольникъ, выходецъ отъ Сумскаго острога. Вылавливаемую рыбу отвозили на ярмарки и иа Петровскіе заводы, нс считая поставки на Выгъ и Лексу (Тамъ же, стр. 316—317).

“I Тамъ же, сгр. 267—268, 288, 306—307.

погостимъ Задняя Дуброва И). Землю осматривалъ самъ Андреи Денисовъ. «Осмотрѣша съ та.мошннмп жителями н вси ііохва.іиша. что оная земля къ пашнѣ всльми пристойна». Новгородскому губернатору Якову Корсакову написали прошеніе о желаніи пріобрѣсти эту землю. Тотъ назначилъ всеобщіе торги на землю и, когда всѣ прочіе отъ покупки земли отказались, она оставлена была за выговцами «на оброкъ». Пріобрѣтенная земля по объему была такова, что «во всѣ стороны» простиралась «на шестнадцать верстъ*. Выговцы поставили здѣсь келіи. «начата пашню пахати и скотъ дер-жати: кт. лѣту для пашни начата братію посылатп съ лошадьми. а зпмою къ дому отъѣзжающе, а тамо малые люди остающеся для молоченья». «Въ пашняхъ вельми искусны были: Иванъ Емельяновъ, изъ деревни Хаіпезера,—Яковъ, житель Повѣнца. пришедшій на Выгъ «съ первыхъ лѣтъ»,—Три-фопъ Петровъ, выходецъ изъ села Кузаранскаго, пришедшій также «съ первыхъ годовъ»,—Яковъ Стефановъ, выходецъ изъ села Космозорскаго. Старостою въ этомъ дѣлѣ былъ Кириллъ Емельяновъ, изъ дер. Лапиной. Покупка земли на Чаженгѣ произошла въ 1710 году

Такъ какъ «зяблые годы» на Выгѣ все продолжались, а къ плодородіи на Чаженгѣ выговцы въ теченіе первыхъ же лѣтъ владѣнія этимъ мѣстомъ увѣрились, то рѣшились было уйти съ Выга совсѣмъ, поселившись на Чаженгѣ. Но осуществить эту мысль не удалось. «Съ общаго совѣта послаша съ челобитпой, для взятія указа, въ Новгородъ» Семена, брата Андрея Денисова, «съ товарищи» 4fi). Нарубили уже много и лѣса для построекъ на Чаженгѣ. Но по доносу нѣкоего Семена Лыскова, жившаго нѣкогда на Выгѣ, Денисовъ былъ арестованъ въ Новгородѣ, посаженъ въ «Орлову темницу», въ которой просидѣлъ четыре года. Занятые хлопотами объ освобожденіи Семена, выговцы оставили намѣреніе переходить

ы) Опнс. док. и дѣлъ Синода X, стр. 631—632.

Тамъ же, стр. 138, 290—291, 293, 318, 319.

J(i) Когда, ііъ какомъ соду, ото случилось? Въ одной рукописи Исторіи Выговской пустыни сказано, что „поимка Семена Денисова въ Новгородѣ“, случившаяся въ эту поѣздку, произошла „лѣта 7223, декабря 10“ (Рукон. Кіевской академіи, изъ собранія митр. Макарія Х» Да. 120, гл. 33), т. е. въ 1714 году. Но въ прошеніи выговцевъ государю, подписанномъ 16 еептября 1714 года, говорится, что Семенъ Денисовъ былъ посланъ въ Новгородъ въ 1713 году (Ксппавъ. Раскол. дѣла ХѴШ вѣка,

I. стр. 305).

съ Выга, тѣм'к болѣе, что и «зяблые годы» здѣсь тогда прекратились ,’5).

Между тѣмъ, получивъ вт. 1711 и 1714 годахъ указы относительно промысловъ и торговли, выговцы постепенно развивали то и другое. Путешествуя въ «зяблые годы» по разнымъ городамъ Россіи, не исключая и Москвы, Андрей Денисовъ «нача у добрыхъ людей на торгъ изъ половины денегъ просити; добрые же люди денегъ ему въ торгъ даяхѵ». Денисовъ, выбравъ надежныхъ людей изъ братіи, началъ посылать ихъ въ Низовые города хлѣбъ покупать \і доставлять таковой въ Петербургъ. «И видя ихъ,—говоритъ Филипповъ,— такую нужду, а въ торгу правду, начата имъ давати денегъ въ торгъ. И бысть сперва торгъ малый». Но «и отъ того торга начата братству нѣкое сноможоніе чинити: по вся годы хлѣбные припасы къ дому посылаху, чрезъ Вытегру водою въ ГІигматку: въ то время на Вытегрѣ распространяхуся хлѣбные торги, и судовые промыслы, и бысть на Вытегрѣ велія судовая пристань въ Вяигахъ». Сначала выговцы ѣздили для торговъ на «старыхъ судахъ», а потомъ, когда Петръ I сдѣлалъ распоряженіе «суды строити всѣмъ новоманерные», завели суда повой конструкціи. «На Петровскихъ заводахъ и на Вытегрѣ» выговцы построили «постойные хоромы и амбары, и своихъ людей дсржаша» здѣсь «для торга и пріѣзда своихъ» iS). Въ разныхъ мѣстахъ по дѣламъ -«купечества» выговцы завели довѣренныхъ лицъ, которыя назывались «при-кащиками». Таковые прикащики состояли: въ Архангельскѣ, въ Сибири, на границѣ Сибирской, на Мезени, въ Низовыхъ городахъ Волги, въ Петербургѣ 4!’).

Кромѣ рыбной ловли, выговцы промышляли еще ловлей звѣрей, сначала на рѣчкѣ Пьоша, между Мезенью и Иусто-зерскомъ, а потомъ, послѣ 1707 года, на Каниномъ носу. Первое время здѣсь годами жилъ Лука Ѳедоровъ, пришедшій на Выгъ около 1700 года, впослѣдствіи «соборный братъ», уроженецъ села Кижи. Съ нимъ жили здѣсь: Иванъ Вонифатьевъ, уроженецъ города Колы, грамотный человѣкъ и «знавшій Писаніе»,—Прокопій Семеновъ, уроженецъ погоста Толвуйскаго, ходившій на море «передовымъ человѣкомъ и кормщикомъ»,— Иванъ Емельяновъ, выходецъ изъ деревни Хашезера, прихода

•”) Ист. Выгов. пустыни, стр. 144 — 145, 148.

48) 'Гамъ же, стр. 139—141.

491 Извѣщеніе праведное, стр. 138—139.

села ІІІунгскаго. пришедшій еще на «старый заводь». н ходившій для ловли звѣрей и рыбы, кромѣ Капина носа, на море Мурманское, на озеро Ладожское, на островъ Валаамъ, на Новую -Землю :>0).

Между тѣмъ, и даже гораздо ранѣе, заводились постройки въ самомъ общежитіи, на Выгѣ. Чрезъ іодъ послѣ поселенія на Выгѣ была построена часовня, во имя Преображенія Господня заведена столовая. Трапеза при часовнѣ была раздѣлена на двѣ половши»!: одна для мужчинъ, другая для женщинъ, потому что тѣ и другія и въ повседневной жизни жили вт, двухъ отдѣленіяхъ, на нѣкоторомъ разстояніи одинъ отъ другого. Поставили «скотскіе дворы»: копнпый па братской сторонѣ,, коровій—на 'женской. Около всего монастыря — ограду, а по срединѣ—стѣну съ малой келіей. имѣющей окно на «братскую» половину — «для прихода братіи кт, своимъ сродницамъ для свиданія н иныхъ ради братскихъ нуждъ». Потомъ поставили двѣ «большія низменныя келіи»: одна во-закамъ стоять, другая—лучину щепать п дровни дѣлать. Ота вторая «колія» была двухэтажная: вт» верхнемъ этажѣ помѣстили чеботную. Ватѣмъ, близь столовой поставили больницу «немощнымъ людямъ и старымъ» Опять и эта «келія» имѣла два этажа: вт, верхнемъ этажѣ сдѣлали швальню іюрт-пымъ. Далѣе, построили особыя келіи: Пафнутію Соловецкому. Андрею Денисову съ его отцомъ м братьями. Петру Прокопьеву. Даніилу Викулову. Наконецъ, па женскомъ отдѣленіи построили челядию и портомойную г,:;). Мосты для проѣзда чрезъ рѣки Выпь н Сосновку устроилъ нѣкій Аверкій, пришедшій изъ Ооймогубской волости, и постриженный подъ именемъ Антонія Пафнутіемъ Соловецкимъ ѵ‘). Все ото было

Ист. Выгов. пустыни, гт],. 100—168, 282—283, 280 -287, ЗЩ--320. Up. житіе Ивана Вонифатьена — Рукой, Румянцевскаго музея, .V 2352, -ч л. 104-171 о, юр.

м) Впослѣдствіи переименовали и назвали ее часовнею „ііогоав.тс-нія Господня“ (Извѣщеніе праведное, сгр. 32. М 1888).

ѵ-) Первое время, лѣтъ 20-ть, при больницѣ служилъ выходецъ съ Устюга Великаго нѣкто Ѳеодоръ, пришедшій на Выгѣ сѣ самаго начала, еще съ Даніиломъ Викуловымъ, и постриженный потомъ ІІафнутье&п, Соловецкимъ подъ именемъ Ѳеодосія (Ист. Выгов. пустыни, стр. 278—280).

53) Тамъ же, сгр. 108, 108, 112—113.

г’4) Аверкій ирншелъ на Выгъ когда только еще „иачниашеся жительство въ пустыни" и прожилъ здѣсь семь или восемь лѣтъ (Тамъ же, стр. 53 - 54).

ранѣе іюня 1705 года, когда умеръ отецъ Андрея, здѣсь упоминаемый зг>).

Такъ какъ все устройство общежитія было заведено «по чину монастырскому», то и «на всякія службы монастырскія» назначили особыхъ распорядителей подъ именами «соборныхъ»: архиктиторовъ, кнновіарховъ, оклисіарховъ, келарей, иодке ларниковъ, нарядшіковъ, казначеевъ, старость ( чеботной, портной, кожевенной, мѣдной, кузнецкой, возаческой), гостинщи-ковъ (внутренній, внѣшній) г"і). Коновіархомъ былъ Даніилъ Викулов'ь, архиктиторомъ Андрей Денисовъ Г>7Т. Около 1713 года старшимъ нарядникомъ быль избранъ «соборный» брать Лука Ѳедоровъ: онъ долженъ былъ «надсматривать вся монастырскія службы»: торги, морскіе промыслы, производство хлѣбопашества, 'іі вообще всѣхъ прочихъ нарядниковъ, а также слѣдить за денежнымъ приходомъ и расходомъ. Изъ числа другихъ нарядниковъ Исторія Выговскон пустыни упоминаетъ Павла Космозерскаго. Ивана Германова, выходца изъ села Толвѵйскаго, замѣчая, что Иванъ «въ монастырѣ падь работниками въ нарядствѣ пребываніе, п добрѣ службу свою пра-вяше, съ великимъ тщаніемъ и усердіемъ, вельми бо къ тому и къ строенію искусенъ бяше, и при своемъ нарядствѣ дворъ конной добрѣ построй» г’8). Рубашечнымъ казначеемъ — «для раздачи рубашекъ, и принимати отъ братіи, и въ мытье от-давати, и новыя шити и давати, и на коровьемъ дворѣ, у цривратной. надсматривати всякое благочиніе и охраненіе»— былъ назначенъ Тнмооей Трифоновъ, выходецъ изъ села Ку-зоранскаго, заявившій себя ранѣе «великими трудами» при постройкѣ монастыря и на пашнѣ. Казначеемъ «для раздачи одежды и обуви» быль Зотикъ Емельяновъ, изъ деревни Хашезера, прихода села ІЫѵнгскаго. Нарядникомъ на Ііурнозерскомъ заводѣ «съ первыхъ годовъ» былъ Иванъ Емельяновъ, выходецъ изъ деревни Лапиной близъ Сумъ 5!|). Если въ 1705 году старостою для суземка быль поставленъ Тихонъ Ѳеофиловъ, то позднѣе, именно въ 1724 году, обращались съ просьбами къ «Выгорѣцкаго сузсмка старостѣ Ѳедору

Тамъ же, стр. löti.

г,,;) Извѣщеніе праведное, стр. 32, 138.

57) Тамъ же, стр. 70, 73.

і8) Ист. Выгов. пустыни, стр. 1Ö6-167, 288, 289.

и) Тамъ же, стр. 293—29Д, 318—319.

Ларіонову» |і0). Старостамъ велѣно было «разрядить братію на пятки, и ко всякому пятку старѣйшаго или надсмотрителя устроить».

Видя неудобство нахожденія женскаго отдѣленія монастыря близь мужского, не смотря на то, что «въ келіи и предѣлы постницъ братіи входить» не было велѣно съ самаго начала,— рѣшили перевести это отдѣленіе на рѣку Лексу, гдѣ дотолѣ была только пашня, въ разстояніи двадцати верстъ отъ Выга. Такъ возникла «ІІречестная обитель дѣвственныхъ лицъ честнаго и животворящаго креста Господня» ,п). Это было въ 1706 году. Поставили на Лексѣ часовню, столовую общую, кельи для жилья въ отдѣльности, скотскій дворъ, и обнесли все это помѣщеніе оградою по подобію Выговскаго общежитія. Вмѣсто игуменіи назначили «начальную матку»—престарѣлую старицу Февронію, «строительниней» —■ матку Пелагію *12), казначеей — Екатерину Дементьеву 0;і), уставщикомъ церковнымъ и «для вѣдѣнія божественнаго Писанія» •— Соломо-нію, сестру Андрея Денисова, клирошанку Ирину—ей помощницею. Назначили также «пѣвцовъ, псаломщиковъ и прочихъ служителей по вся дни службу совершати по церковному уставу непремѣнно». Даніилъ Викуловъ, Андрей Денисовъ и Петръ Прокопьевъ часто приходили на Лексу «надсматривать и уставлять имъ чипъ». «Надъ всѣми трудами, надъ трудницами», поставили «десянкнхъ» изъ старицъ и бѣлицъ. Вообще «весь уставъ» женской Лексинской обители установили «противъ братскаго Выговскаго монастыря всенепремѣнно». Такъ же, какъ и тамъ, здѣсь было введено ежедневное богослуженіе, установлена общая для всѣхъ трапеза, во время обѣда и ужина чтеніе, по воскресеньямъ и праздничнымъ днямъ всенощныя бдѣнія. Для исполненія работъ по пашнѣ и для другихъ тяжелыхъ «трудовъ» съ братской иоло-

ев) Оаис. док. и дѣл. Синода, VI, exp. 393. І’укин. И. П. В. ty. 1,1065, л. 64 обор.

01) Извѣщеніи праведное, стр. 33. Рукой. И. И- В. (,*. I, 1065, л. 67.

6'-) Въ Исторіи Выговской пустыни Пелагія названа сестрою извѣстнаго Захарія Стефанова. Пострижена въ иночество Пафнутіемъ Соловецкимъ. Выла „вельми кротка и смиренна, кротко стунаніе, и взоръ, слово съ любовію ко всѣмъ растворено, и поставиша ю надъ сестрами боль-шухою“ ("стр. 347—348).

*“) Въ Исторіи Выговской пустыни о Екатеринѣ Дементьевой говорится, что она жила на Выгѣ 39 лѣтъ, правила ежедневно по 1000 поклоновъ, ..много время и власяницу на ногу тѣлу носила“ (стр. 365).

353

вины на Лексу были посланы особые служители съ надсмотрщикомъ Исаакомъ Ефимовымъ, родственникомъ Даніила Викулова. Эти служители жили въ особыхъ ксліяхъ, близъ монастыря, на горкѣ. У воротъ монастырскихъ была поставлена келія «для свиданія сродственниковъ», да для «надсмотра» за этимъ опредѣлены двѣ. или три «привратницы»; также «и отъ братіи—старика», которому было поручено «приводить и отводить» посѣтителей. Выстроены были на Лексѣ: мельница G4j. толчея, келія, больница, поварница, трапеза, портомойная, челядня, амбары, но считая келій для жилья сг>). Около 1725 года Андрей Денисовъ надумалъ было «новый строптп монастырь женску полу, понеже старое мѣсто монастыря» казалось «зѣло тѣсно и мало, п невозможно было келіи прибав-ляти тѣсноту ради мѣста». Но братія съ этимъ предложеніемъ своего настоятеля не согласилась и большинствомъ голосовъ таковое отвергла GG).

При постройкѣ Лексинской женской «обители», какъ и ранѣе при постройкѣ общежитія на Выгѣ, а позднѣе — на Ча-женгѣ большую «ревность» въ трудахъ показали: кузнецъ Тимоѳей, по прозванію Корѣльекій, пришедшій еще до начала построекъ на Выгѣ, въ иночествѣ Тихонъ,—Никифоръ Астраханецъ, въ иночествѣ Никола °7),—Михаилъ Павловъ, выходецъ изъ села ІІІунги,—Павелъ Лаврентіевъ, изъ села Космо-зерскаго,—Иванъ Зиновьевъ, пришедшій изъ села Толвуйскаго на Выгъ еще «на старый заводъ», хорошій плотникъ, построившій на Выгѣ часовню, толчею и мелею, вообще въ плотничномъ дѣлѣ «ходившій передовымъ» в8).

Такъ отдѣливъ женское общежитіе, на Выгѣ оставили изъ женщинъ жить немногихъ,—не въ томъ мѣстѣ, гдѣ прежде жилъ здѣсь женскій полъ, а въ другомъ, за горкою, близъ кладбища. Здѣсь построили коровій дворъ, челядню, порто-мойную, молошницу: все это было обнесено оградой, у воротъ которой поставили келію «для свиданія сродственниковъ

6J) На мельницѣ на Выгѣ нѣсколько лѣтъ трудился Климентъ, пришедшій изъ-за Шведскаго рубежа и на Выгѣ крещенный (Тамъ же, стр. 328—329).

°5) Тамъ же, стр. 13+ —135, 192. Лексинскій уставъ 1700 года—Рукой. И. И. Б. Q. I. 1005, лл. +1—42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тамъ же, стр. 197—198.

в7) Тамъ а:е, стр. 287—288.

і:а) Тамъ же »чр. 289, 292—293

іі для всякихъ братскихъ нуждъ приходящихъ». Для наблюденія здѣсь были поставлены «привратницы и надсмотрщицы». Здѣсь останавливались пріѣзжавшіе на Вмгъ съ Лексы. Мѣсто ото обыкновенно называлось «коровьимъ дворомъ» Л!’).

Первымъ дѣломъ каждаго члена Выговской общины считалось богомоленіе, которое было общее н домашнее. Сначала, когда только еще заводили церковную службу, «поставили Петра Прокопьева въ чинъ якклесіаршескій, и къ нему пособниковъ: пѣвцовъ, псаломщиковъ и каноиархистовъ из-браша». Въ отлучку Петра его обязанности исполнялъ Леонтій Ѳедосѣевъ, поповъ сынъ села Толвуйскаго. По замѣчанію Исторіи Выговской пустыни «въ то время» на Выгѣ было «вельми скудно»: службу отправляли съ лучиною, иконъ и книгъ въ часовнѣ было очень мало, колоколовъ при часовнѣ не было и созывались кт. богослуженію ударомъ въ доску. Потомъ пришли съ Москвы два мужа, вѣдуіціе Писаніе: Прокопій Макарьевъ н Василіи, въ иночествѣ Варлаамъ, и «изъ другихъ мѣстъ иные многіе». Съ того времени «начата но праздникамъ всенощныя нѣти, по чину церковному, такожде и но воскреснымъ днямъ». Завелось чтеніе «книги»: послѣ утрени до Часовъ, послѣ полдней, послѣ ужина, и во время обѣда и ужина ’°). Первое время мѣсто такого чтеца занималъ вышеупомянутый Леонтій Ѳедосѣевъ, «порвый по на-стоятелѣхъ». пришедшій на Выгъ еще «съ первыхъ лѣтъ». Съ самаго начала онъ былъ «прилеженъ къ чтенію, съ великою вѣрою и усердіемъ часто читаше книги... Видяще же отцы... его добродѣтельное начинаніе, повелѣвахѵ ему братіи, по воскреснымъ днямъ и по праздникамъ, послѣ удснья книгу чи-тати. Онъ же... читаше книги съ великимъ усердіемъ, и разумно бяше зѣло чтомое отъ него всѣмъ послушающимъ. Вратія же вельми его любляху п почитающе не яко брата, но яко отца» ™). Такъ устраивалась жизнь внутри самаго Выга г‘-).

Недостатокъ книгъ и иконъ въ часовнѣ выговцы, впрочемъ. скоро восполнили. «Начата посылали по градамъ изъ

'Гамъ же, стр. 13Г>—130, 261.

70) Тамъ же, стр. 107—108.

711 Тамъ же, стр. 266—267.

72) Пратъ Леоотія Димитрій Ьедосѣевъ, исполнявшій обязанности сторожа, пришелъ иа Ііыгь вскорѣ послѣ Леонтія, еще въ XVII вѣкѣ. Онъ же заводилъ часы и ставилъ поверстные столбы ('Гамъ же, стр. 271).

своихъ, овогда Андрея Діонисіева съ братомъ Семеномъ, овогда и Петръ Прокопьевъ ѣздяше въ Новгородъ и Псковъ съ Гавріиломъ Семеновымъ, овогда Леонтіи Поповъ Толвуйской: и начата имъ добрые люди, милостивцы, подаяніе давати: овъ деньгами, овъ книгами и иконами, овъ хлѣбомъ. Такожде да-ваху на Псалтырь но умершимъ на поминовеніе» 73). Особенно много ѣздилъ Андрей Денисовъ въ «нуждные годы», когда на Выгѣ длился голодъ: былъ въ Москвѣ, въ Нижнемъ Новгородѣ, въ Кіевѣ., и во многихъ другихъ городахъ. II вездѣ и всюду «нромышляше книги и осматриваніе: овыя по-купаше, а овыя списываніе, иснытуя. како вт. древнемъ благочестіи ѵтверждатися и стонти». «И что у христолюбцевь добы-ваше. къ дому посыланіе» ~л). Много трудился надъ собраніемъ книгъ и Петръ Прокопьевы онъ собиралъ житія святыхъ, покупая ихъ іі списывая, и набралъ 12-ть книгъ Миней, которыя потомъ стали читаться на Выгѣ «по вся дни» 75ѣ

Сначала па Выгѣ «мало было знающихъ пѣвцовъ по знамени». 'Гаковыми считались только: «отецъ Даніилъ. Петръ Прокопьевъ, да Леонтій Ѳедосѣевъ: а иные наслынікою пояху за ними по крылосамъ». Когда построена была «обитель» на Лексѣ, то Андрей Денисовъ, посовѣтовавшись съ Даніиломъ Викуловымъ, «еобра грамотмицъ, старыхъ и малыхъ, которыя не учены пѣнію, и пача ихъ самъ учти пѣнію». Нѣкоторыя выучивались скоро :,:ѣ

Заведя училище на Выгѣ. для обученія грамотѣ «молодыхъ дѣтей», Денисовъ завелъ и на Лексѣ школу писцовъ, «чтобы право нисати». Въ обучепіп грамотѣ, принимали участіе: Иванъ Вонифатьевъ. Петръ Прокопьевъ и нѣкій Петръ изъ Колы, въ иночествѣ Пафнутій, пришедшій на Выгъ въ «первые годы» и бывшій вт, школѣ даже «старостою» ”).

Живя на Выгѣ. насельники общежитія старались использовать всѣ дары окружающей природы. Такъ, выговцы жили въ лѣсу, гдѣ можно было широко заниматься производствомъ смолы и дегтя. Въ Исторіи Выговской пустыни занесенъ дѣлецъ и на этомъ поприщѣ. Таковъ былъ Матвѣй Стефановъ,

,:1) Тамъ же, стр. 130.

Тамъ же. стр. 139.

■р Тамъ же. стр. 137.

'6І Тамъ же, стр. 141.

';і Тамъ же, стр, 107. 137. 237. Житіе Ивана ІЗонифатьева — Рукоп. Румянцевскаго музея, Л".1 2332, л.т. 104—171 обор.

выходецъ изъ села Космозсрскаго, получившій постриженіе еще отъ Пафнутія Соловецкаго.

Имѣли также большія стада скота, зимою занимаясь выдѣлкою кожъ "‘н).

Практиковалось на Выгѣ и юродство. Исторія Выговской ііѵстыші называетъ юродовъ: Ермолая Амосова, выходца изъ села Шѵіігскаго. и нѣкоего Тита изъ Олонца. Оба эти лица «никогда новой обуви и одѣянія себѣ изъ казны не взиманіе, и мѣста себѣ опредѣленнаго въ келін не имѣяше»; одежду носили самую «плохую, нскроішшую и разодранную». Скитаясь но общежитіямъ, они переходили съ Выга на Лексу и обратно, иногда дѣлая кое что. иногда занимаясь предсказаніями 79).

Послѣ 1716 года, когда мысль о переходѣ съ Выга на другое мѣсто была оставлена совсѣмъ, положеніе Выговской пустыни все улучшалось: все, что ранѣе было начато но организаціи жизни Выга, теперь совершенствовалось и приводилось въ систему, рыбные и звѣриные промыслы теперь получили широкіе размѣры, торговля увеличилась и улучшилась, и жизнь Выговской пустыни, молено сказать, зацвѣла. Тяжелыхъ и горестныхъ событій въ ото время почти не было. Ва данный неріод'і» можно отмѣтить развѣ только взятіе подъ стражу Даніила Викулова.

Это было вт. 1718 году, когда на Выгъ еіце не успѣлъ придти бѣжавшій изъ Новгородской тюрьмы Семенъ Денисовъ. Одинъ колодникъ, нѣкогда жившій на Выгѣ, сказалъ за собою «слово п дѣло», показавъ на выговцевъ. Даніила Викулова и «лучшихъ людей» велѣно было взять «къ розыску». Даніила, въ это время случайно, по своимъ потребностямъ, пріѣхалъ на Петровскіе заводы. II вотъ его «взяша за караулъ и посадпша въ приказъ». «А но иныхъ послаша капитана, да съ нимъ 12 человѣкъ пли больше солдатъ» на Выгъ. «И бысть тогда вт. монастырѣ, и въ скитахъ, вслій страхъ и ужасъ, и трепетъ на всѣхъ, наипаче же во обителехъ. и капитанъ, пріѣхавъ, нача спрашивати по реестру именами: овыхъ имена прописаны, а овыхъ отчество» только, «а иніи ѵжепре-ставилися... И взявъ сказки подъ смертною казнью, что такихъ людей у нихъ, вт. монастырѣ, не сыскалося на лицо и

;ь) Тамъ же, стр. 290. 323—324. Выдѣлкою кожъ занимался Алексѣй Лаврентьевъ Корельской, пришедшій сюда еще „на первый заводъ“.

І!|) Тамъ же, стр. 296- 298. 324- -325.

не бывало, свезе сказку на заводы. А иныхъ, прямыхъ людей, капитанъ не взя съ собою». Но всѣ опасенія были напрасны. «Начальникъ заводскій, иноземецъ», Вильямъ Ге-нпнгъ написалъ противъ монастырской сказки «отписку милостивую», пославъ съ нею своего деныцика да выговца Никифора Семенова. Вслѣдствіе этого Даніилъ Вп куловъ былъ освобожденъ и, къ радости выговцевъ, возвратился въ пустынь 8о).

25 апрѣля 1719 года умеръ Петръ Прокопьевъ. Послѣднее время Петръ сильно болѣлъ, но это не помѣшало ему «написать ко всѣмъ письмо, къ отцемъ и братіямъ», и на Лексу «къ матеремъ и сестрамъ», -письмо, въ которомъ Петръ «просилъ у всѣхъ прощенія, въ чемъ кого оскорбилъ, или чѣмъ кому досадилъ», и самъ всѣхъ прощая и благословляя. Исторія Выговск'ой пустыни свидѣтельствуетъ, что Петръ имѣлъ большую способность плакать: «яко отъ очію его слезы ис.хо-ждаху всегда, овогда отъ слезъ и глаголати не можаше, не токмо въ келіи своей, но и на церковной службѣ, и книжномъ чтеніи, я на ученіи братіи». Поэтому Петра называли «слезоточивымъ» 81). Послѣ Петра уставщикомъ былъ сдѣланъ Трифонъ Петровъ, сынъ священника села Космозерскаго 82).

Въ 1721 году умерли два члена Выговской общины: Димитрій и Алексѣй, сподвижники и срачители извѣстнаго выговца Михаила Вышатнна, пришедшіе на Выгъ изъ Нижегородскихъ пустынь. Андрей Денисовъ говорилъ этимъ покойникамъ, какъ и Петру Прокопьеву, надгробное слово, въ которомъ такъ описы валъ понесенную съ этою смертію выгов-цами утрату и скорбь: «Видится, яко и тварь вся нашей скорби сожалѣетъ: облацы солнце закрыта, небо помрачися, аэръ возбудися, стихіи смятошася, вѣтры возшумѣша, древеса вострясошася, горы помрачишася, удолія затмишася, вся видимая аки бы съ нами вкупѣ воздряхлствоваша. Сихъ ради нѣкую отраду скорби подати возжелахъ, со слезами чернило смѣсивъ, вашему боголюбію краткими словесы побесѣдовати усердствую». Въ заключеніе, обращаясь къ Михаилу Выша-типу, Денисовъ говорилъ: «снодвижниче и срачителю сихъ, Ми-

8и> Рукоц. Кіевской Академіи изъ собранія митр. .Макарія N. Аа. 120, гл. 34.—Сохранились „благодарственныя письма“ выговцевъ Ге-нингу, напр. 12 октября 1721 года (Рукоп. Румянцевскаго музея, № 1252, лл. 289—291).

м) Ист. Выгов. пустыни, стр. 156. 158.

*') Извѣщеніе праведное, стр. 78—79.

24

хайло, други своя и стаинники отъ многоскорбнаго сего пути съ радостью отпущай во всеутѣшительное пристанище» **).

Въ 1722 году на Выгъ пріѣзжалъ миссіонеръ іеромонахъ Неофитъ, посланный Св. Синодомъ по указанію Петра I. Много хлопотъ употребили выговцы, чтобы дать отвѣты Неофиту, но они устроили дѣло такъ, что вышли изъ борьбы, какъ говорили въ расколѣ, побѣдителями.

Въ 1723 году состоялся пріѣздъ на Выгъ подполковника Неплюева для переписи жившихъ тамъ, въ сопровожденіи капитана Герасима Никулина. «Неилюевъ»,—гласитъ раскольническое сказаніе, — производилъ перепись «со смиреніемъ, никому зла не чинилъ, никого не озлоблялъ», и ни онъ, ни Никулинъ «никуда съ монастыря въ скиты не ѣздили» м). Значитъ, и эта перепись прошла благополучно: Викуловъ показалъ только 300 душъ, а ихъ было «близь тысящи» 85).

8 февраля 1724 года, по личной запискѣ Петра I въ Сенатъ. посланъ былъ на Выгъ указъ съ воспрещеніемъ уходить въ Сибирь, какъ дѣлали выговцы дотолѣ8в). Пріостановить подобный переходъ выговцамъ было легко, и данный указъ, поэтому, не произвелъ на нихъ удручающаго впечатлѣнія.

Такъ, по возможности, устраняя всѣ внѣшнія неблагопріятныя обстоятельства, Выговская пустынь постепенно обстраивалась и организовала свою жизнь.

Послѣ смерти Петра Прокопьева, поставили двѣ большія келіи съ одними сѣнями: одну возачью возакамъ, а другую въ качествѣ кожевни. Потомъ, нашли, что часовня стала «ветха и мала»; поэтому «поставиша часовню новую, велію», съ трапезой, и папертью; сложили въ ней двѣ большія печки. Далѣе, украсили часовню новыми, большими, иконами ь1). Наконецъ, поставили новыя кельи: Даніилу Викулову, Ивану * 97

83) Ру коп. Румянцевскаго музея изъ собранія Уидольскаго № 1252, лл. 251—255 обор.

S4) Рукой. И. П. Б. Q. 1. 1083, лл. 143 — 153.

*5) Извѣщеніе праведное, стр. 71. Въ табели генералъ-маіора Волкова 1723 года „раскольниковъ, которые жительство имѣютъ въ Олонецкомъ уѣздѣ“ показано 911 человѣкъ (Собр. пост, по ч. раск. I. стр. 132, ср. Собр. пост, по в. п. и. V, стр. 101).

80) Рук. Софійской библ. .N; 1543, лл. 30—32 обор.

97) Иконникомъ на Выгѣ долго былъ Аѳанасій Леонтіевъ, пришедшій сюда съ Керженца. Онъ „у всѣхъ принимаше иконы въ починку, не можаше никому отказати“, такъ что даже „не поспѣваніе ночинивати“ (Ист. Выгов. пустыни, стр. 322—323).

Германову, Даніилу Матвѣову, уставщику Трифону Петрову,— затѣмъ: двѣ швальни—для портныхъ и чеботную,—далѣе: новую больницу, большую, съ заведеніемъ при ней даже богослуженіи. — п еще: келью платенному казначею, келью «мѣдную», келью кузнечную, келью наряднику Лукѣ Ѳедорову, келью «для пріѣзда своихъ торговыхъ» — Никитѣ Филимонову, и «для счету», келью плотникамъ «суды дѣлать», близь «мѣдной». Кромѣ того, построили новую ограду вокругъ монастыря, «въ столбы», захвативъ всѣ кельи, съ большими воротами кт. рѣкѣ Выгу, а рядомъ—еще ворота малыя. «За монастыремъ гостиннѵю устроиша для приходу всякимъ прихожимъ людямъ». Поставили новый «кониной» дворъ, съ сараями, новую дровняную, келыо большую—для работниковъ. Построили амбары: внутри ограды и внѣ ея, но берегу Выга. «И пожни но Выгу и по Лексѣ, малымъ рѣкамъ, расчищахѵ, и пашни распространяху, н братство умпожашеся» 88).

Издавна выговцы завели обычай посылать Петру I «гостинцы» съ привѣтственными «письмами». Посылали живыхъ и стрѣляныхъ оленей, птицъ далекаго сѣвера, иногда пару «сѣрыхъ коней», иногда пару «быковъ большихъ». Петръ I принималъ эти «гостинцы» и «милостиво» и «весело»; привѣтственныя подношенія читалъ всѣмъ вслухъ 8!)). Этимъ выговцы достигали того, что неблагопріятнымъ донесеніямъ на выговцевъ Петръ I не вѣрилъ и0).

Виновныхъ въ нарушеніи заведенныхъ правилъ принято было наказывать: кого поклонами на трапезѣ, кого отлученіемъ отъ трапезы; а упорныхъ велѣно было наказывать и тѣлесно, отсылая за этимъ таковыхъ въ монастырь 9І).

Но слѣдя за соблюденіемъ правилъ общежитія въ членахъ нисшей «братіи», архиктиторъ и киновіархъ сами являлись нарушителями этихъ правилъ. Андрей Денисовъ въ женскомъ «монастырѣ» построилъ на имя сестры Соломоніи большую кслію, «многія покои, теплые и холодные, имущую», баню «потаенную», и жилъ самъ на Лексѣ, вообще «лучшая устраиваніе себѣ, и келейнымъ своимъ, паче же сестрѣ своей и срод-

Лст. Выгов. цустыви, стр. 150—151.

Тамъ же, стр. 140.

1,0) Вм beit, съ Андреемъ Денисовымъ въ Петербургъ для этой цѣли ѣздилъ извѣстный выходецъ изъ села Толвуйскаго Захарій Стефановъ {Тамъ же, стр. 308—309). а1) Тамъ же. стр. 143.

24*

ницамт.»,'—яденія, «сребро и золото, подаваемое изъ Сибири слитками», все бралъ въ собственность, и называлъ «келейнымъ». Даніилъ Викуловъ построилъ своей дочери Анастасіи такую «келію», что она имѣла до 30 дверей и до 50 оконъ, и жилъ въ ней самъ съ своею «келейницею» !,‘2).

Изъ праздниковъ съ особенною торжественностью праздновался Ивановскій праздникъ на Лексѣ, что бывалъ 24 іюня, когда съѣзжалось посѣтителей болѣе 2000 человѣкъ обоего пола и когда совершалось перекрещиваніе взрослыхъ и крещеніе младенцевъ о:’).

Таково было устройство Выговскаго общежитія, таковы его промыслы, торговля и вся вообще обстановка. Главное рѣшеніе всѣхъ дѣлъ принадлежало, конечно, Андрею Денисову, который оставилъ за собой право даже выбирать членовъ Выгорѣцкаго «собора». Но формально обсужденіе и рѣшеніе всѣхъ дѣлъ принадлежало Выгорѣцкому собору. Въ составъ этого собора входили старцы—духовники, окклисіархъ или уставщикъ, келарь, казначей и староста съ выборными отъ скитовъ. Собраніе собора происходило въ особой «соборной келіи», подъ предсѣдательствомъ настоятелей. За отсутствіемъ предсѣдателя на соборѣ первенствовалъ окклисіархъ. Вопросы спорные рѣшались по большинству голосовъ. Власть собора была очень велика: соборъ касался дѣлъ строительныхъ, экономическихъ, торговыхъ, административныхъ, религіозныхъ. Дѣлая постановленіе, соборъ нерѣдко приводилъ въ основаніе каноническія правила вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ. Когда оказывалось, что какое-нибудь постановленіе не соблюдается, то соборъ требовалъ отъ пустынножителей обязательства къ его исполненію. Частныхъ лицъ, виновныхъ въ томъ или другомъ дѣлѣ, приводили па соборъ подъ карауломъ и присуждали: или къ временному отлученію отъ общества, или къ публичному покаянію, или кт. заключенію въ «смирительной келіи», или къ сидѣнію на цѣпи. Андрей Денисовъ писалъ «воззванія ко всей Выгорѣцкой киноніи» о соблюденіи «правилъ», устанавливаемыхъ «соборомъ» :>1).

Выговское и Лексшіское общежитія были главными раскольническими поселеніями въ Поморьѣ. Но и помимо этихъ

”'•*) Извѣщеніе праведное, стр. 72 -74. Ис.і. Ныгов. иустыни, стр. 207.

Извѣщеніе праведное, стр. 112. Есиповъ. Наек. дѣла XVIII вѣка, 1, стр. 376.

9і) „Словарь“ Любопытнаго, ,N° 23.

убѣжищъ расколъ имѣлъ послѣдователей вездѣ—во всѣхъ направленіяхъ по нынѣшнимъ губерніямъ: Архангельской, Олонецкой и Вологодской. Въ одномъ опредѣленіи Св. Синода, относящемся къ 1724 году, было сказано, что въ одномъ «Олонецкомъ уѣздѣ, по росписямъ священническимъ, раскольниковъ явилось въ нриходѣхъ нхъ многое число» !>5). Тоже нужно сказать и о всѣхъ другихъ уѣздахъ названныхъ губерній. Во всѣхъ нихъ находилось много «скитовъ», при которыхъ по большей части имѣлись часовни, и всѣ они состояли подъ вѣдѣніемъ Выга. Памятники указываютъ 18 раскольническихъ часовенъ столько же приблизительно извѣстно и раскольническихъ скитовъ. Таковы скиты: Сергіевъ Я1), Ого-рѣлышскій 'Jb). Тихвинскій Воръ, или просто Боровскій ”п), Тагозерскій у Бѣлаго озера lft0), ІДелтопорожскій І0‘), Березовка 9 * * * * * * 102), Волозерскій, Пельяки, Лумбыши, Тервозерскій, Ко-дозерскій. Икшозерскін или Ладожскій, на рѣкѣ Чаженгѣ, на рѣкѣ Ан'домѣ, на рѣкѣ Пормѣ 103 *), Солотозерскій І0І), Гавше-зерскій. Вт, разсматриваемый нами періодт, всѣ эти скиты уже существовали. Напримѣръ, Сергіевъ скитъ возникъ еще при жизни инока Корнилія. расколоучителя XVII вѣка І05 106 107): въ скитахъ Огорѣлыіпскій н Тихвинскій Боръ жилъ не позже 1707 года посадскій человѣкъ изъ погоста Кижскаго Иванъ Кирилловъ Іов): въ Тагозерскомъ, ІПелтопорожскомъ, Икшо-зерскомъ, Солотозерскомъ, Волозерскомт>, Тервозерскомъ, Ко-дозерскомъ скитахъ извѣстны жители еще XVII вѣка изъ скита Березовка была привезена келья еще при постройкѣ женскаго общежитія на Лексѣ ,os); на Чаженгѣ выговцы за-

9S) Coop. пост. в. и. и. IV, стр. ‘261.

9в) Извѣщеніе праведное, стр. 43.

91) Тамъ же, стр. 58. 139.

®8) Тамъ же, стр. 87.

") Тамъ же, стр. 87. 139.

10ü) Тамъ же, стр. 93. 140.

1С1) Тамъ же, стр. 95. 139. 141.

102) Тамъ же, стр. 95. 98. 139. 141.

,05) Тамъ же, стр. 115. 117. 140. 142.

,04) Тамъ же, стр. 139.

106) Ист. Выгов. пустыни, стр. 116.

106) Иванъ Кирилловъ умеръ въ 1724 году, а прожилъ въ Суземкѣ и на Выгѣ 17-ть лѣтъ (Тамъ же, стр. 326—328).

107) Тамъ же, стр. 104. 122.

1С8) Тамъ же, стр. 247.

вели жительство, какъ мы знаемъ, въ 1710 году; Гавшезер-скій скитъ, находившійся въ 40 верстахъ отъ Выга, далъ пріютъ старцу Арсенію вскорѣ послѣ 1701 года ,от); скитъ на рѣкѣ Андомѣ, находившійся въ 50 верстахъ отъ Вытегры, около 1708 года жилъ уже полною жизнью ,1Hj; на рѣкѣ Пормѣ, въ 25 верстахъ отъ поселенія раскольниковъ па Чажонгѣ, жило около 400 человѣкъ, и наиболѣе извѣстенъ «толкъ» подъ начальствомъ «дѣвки» Прасковьи Гостьиной

Андрей Денисовъ часто ѣздилъ но окружнымъ скитамъ «на праздники» и «учаше съ моленіемъ всѣхъ скитскихъ жителей добродѣтельному и спасительному житію»,—«чины п уставы соборно имъ уставляя, духовныхъ надсмотрщиковъ поставляя, съ письменнымъ укрѣпленіемъ» 112), каковыя «письма» отчасти сохранились даже и досолѣ. Напримѣръ, сохранились посланія Андрея Денисова въ Тихвинскій скитъ, къ Прасковьѣ Гостыі-ной и др. Часто ѣздилъ по скитамъ и экллисіархъ Петръ Прокопьевъ,—учить, чтобы «церковныя службы торжествовати по-уставу и по чину» *) 109 110

109) Опис. док. и дѣл. Синода, VI, стр. 388—389. Около 1711 года ігь Гавшсзерекомъ скитѣ нашли пріютъ раскольники Филимонъ и Тарасій (Рук. И. П. В. Q, I, 1088, лл. 5—12 обор.).

110) Старицы Пелагея, Меланья и Ирина, явившись къ судіи Приказа церковныхъ дѣлъ въ 1719 году, показали, что, будучи совращены въ расколъ Андреемъ Денисовымъ, ови жили 13 лѣтъ въ кельяхъ подлѣ рѣки Апдомы, а „оныхъ келій построено тамъ со 100, въ которыхъ обрѣтается людей мужеска и женска полу, старцовъ, старицъ и бѣльцовъ, 600 человѣкъ“ (Опис. док. и дѣл. Синода, I, стр. 79—80).

ш) Опис. док. и дѣл. Синода, X, стр. 632.

иг) Ист. Выгов. пустыни, стр. 143—144.

т) Тамъ же, стр, 158.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.