Научная статья на тему 'Лексико-семантическое поле глаголов мышления (на материале тульских говоров)'

Лексико-семантическое поле глаголов мышления (на материале тульских говоров) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лексико-семантическое поле глаголов мышления (на материале тульских говоров)»

Н.А. Красовская

(Тула)

Лексико-семантическое поле глаголов мышления (на материале тульских говоров)

Разрабатывая модель лексико-семантического сферического образования диалектных антропоцентрических глаголов, мы определили иерархическую структуру данного образования, которая включает в себя два суперполя, противопоставленных друг другу по ряду семантических и формальных признаков: лексико-семантическое суперполе глаголов физического действия и состояния и лексико-семантическое суперполе глаголов интеллектуально-психического действия и состояния. Они состоят из отдельных полей (ЛСП) и лексико-семантических групп (ЛСГ). Нами были определены области взаимодействия двух указанных суперполей, которые мы обозначили как точки скреп.

На момент проведения исследования в тульских говорах было выявлено 79 ментальных глаголов. Ментальные глаголы, входящие в ЛСП глаголов мышления, относящееся к лексико-семантическому суперполю глаголов интеллектуально-психического действия и состояния, не перестают волновать лингвистов.

К зоне центра данного ЛСП мы относим глаголы, которые непосредственно обозначают процесс мышления, то есть глаголы с семантикой 'думать'. Эти глаголы не имеют коннотативных сем, стилистических оттенков значения. Морфемная структура единиц центра проста. Инвариантным значением для глаголов зоны центра можно считать значение 'думать, мыслить'. К единицам зоны центра мы относим: МЕ'НЧИТЬ. Стану менчить теперь день-деньской о внучке, как она там одна без сродственников в городе. (д. Павловка, Одоев.). МЕ'КАТЬ. Мы мекали, мекали, куда ехать ему учиться, так он дома с нами и остался. (с. Апухтино, Одоев.). МЯ'КШАТЬ. Ямякшаю, нюхательный табак от глаз хорошо, они затуманились, липовый цвет от всей простуды. (д. Дальне-Русаново, Сувор.). Данные единицы образуют синонимический ряд, в котором невозможно выделить слово доминанту, поэтому весь ряд можно отнести к зоне центра, значения единиц тождественны, их можно считать абсолютными синонимами.

Ядерная зона включает в себя максимальное количество единиц. Инвариантным значением становится значение 'осуществлять различные мыслительные операции и задействовать свойства памяти'. Входят следующие ЛСГ: 1) ЛСГ глаголов, обозначающих разновидности мыслительной деятельности. Данная ЛСГ самая многочисленная среди рас-

сматриваемых. Она включает 37 единиц. Разновидности мыслительной деятельности связаны с общей семантикой 'думать, мыслить', но эта семантика серьезно конкретизируется за счет отдельных дифференциальных сем. Инвариантным значением для глаголов данной группы является значение 'осуществлять интеллектуальную деятельность различными способами'. Например: пригласти'ться, примсти'ться, выдумля'ть, вы-мудривать, уду'мывать, выкаблу'чивать. 2) ЛСГ глаголов, обозначающих процессы, связанные с памятью (включается 6 единиц). Память -свойство психики и умственной деятельности человека, которое связано со способностью накапливать и удерживать информацию. Инвариантным значением можно считать значение 'пытаться использовать активные свойства памяти'. В данной ЛСГ все они указывают на процессы, связанные с потерей активности памяти, с процессами забывания. Например: блуди'ть, забува'ть, запо'мнить. 3) ЛСГ глаголов, обозначающих ослабление умственных способностей (включено 7 единиц). Инвариантным значением для единиц, входящих в анализируемую ЛСГ, является значение 'утрачивать способность совершать активные мыслительные операции'. Например: образума'теть, оголте'ть, сбре'ндить, стю'шиться, коломе'ситься.

К зоне ближней периферии относятся единицы, которые связаны с процессами интеллектуальной деятельности, но либо опосредованно, либо составляют некоторую разновидность данной деятельности. Глаголы данной зоны достаточно тесно переплетаются с глаголами ЛСП глаголов поведения. Однако подобные единицы, на наш взгляд, прежде всего, соотносимы с интеллектуальной сферой, так как среди них выделяются модальные глаголы, которые связаны с выражением возможностей, желаний, намерений, то есть волевыми действиями, а воля - это свойство человека сознательно управлять своими поступками и психикой. Перечислим ЛСГ: 4) ЛСГ глаголов, обозначающих результат мыслительной и интеллектуальной деятельности (входит 14 единиц). Данная группа включает в себя конституенты, которые обозначают само наличие определенных знаний, умений, результаты принятия решений. Инвариантным значением для данной группы можно считать значение 'осуществлять действия, являющиеся непосредственным результатом интеллектуальных процессов'. Например: взуме'ть, зуме'ть, узуме'ть, обмиха'литься, об-мишу'ниться. 5) ЛСГ глаголов, обладающих модальной семантикой (входит 12 единиц). Указанная ЛСГ включает в свой состав элементы, которые выражают модальные отношения, то есть отношения возможности, долженствования, желательности. Инвариантным значением для

данной группы глаголов можно считать значение 'совершать действия, непосредственно связанные с волеизъявлением'. Например: жала'ться, ма'ни'ться, нала'живаться, напира'ть.

Таким образом, рассматриваемое нами ЛСП глаголов мышления имеет простую структуру: в нем не выделяются парцеллы, отсутствуют зоны дальней и крайней периферии. Содержательное и формальное взаимодействие представлено в парадигматическом плане наличием синонимических рядов и антонимической пары, в эпидигматическом отношении - незначительными примерами словопроизводства. Абсолютного единства синтагматики также не наблюдается. Применяя параметрическую методику определения семантической частотности, можно говорить о том, что семантика, непосредственно отражающая мыслительные процессы, самая частотная в данном поле, ею обладают 47 единиц из 79.

Л.Н. Новикова

(Тверь)

Транспозиционные

словообразовательные типы в тверских говорах

Транспозиция как тип словообразования заключается в том, что вещественное содержание слова без изменения переходит из одной части речи в другую, получая иную грамматическую характеристику и осложняясь иным категориально-гамматическим значением. В русском языке может происходить транспозиция действия, выраженного глаголом, в существительное; транспозиция признака, выраженного прилагательным, в существительное; транспозиция признака, выраженного качественным прилагательным, в наречие. В отличие от мутации, при транспозиции нет двух предметов мысли, между которыми устанавливается отношение. Здесь налицо лишь один предмет мысли, представленный в ином синтаксическом ракурсе.

Разграничение транспозиции и других видов словообразования Е. А. Земская проводит в терминах синтаксической и лексической деривации. При синтаксической деривации «лексическое значение производных тождественно значению производящих», при лексической деривации «тождество» лексических значений отсутствует [Земская, 180].

Для диалектной архаической речи характерно использование каждого слова в соответствии с его первичным категориально-грамматическим значением, то есть употребление глаголов для обозначения действия/состояния и прилагательных для обозначения признака. Тем не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.