Научная статья на тему 'Лексико-семантический аспект культурных концептов в стихотворениях рифа Мифтахова'

Лексико-семантический аспект культурных концептов в стихотворениях рифа Мифтахова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / Р. МИФТАХОВ / R. MIFTAKHOV / CONCEPT / CULTURAL CONCEPT / LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / LANGUAGE / CULTURE / MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самситова Луиза Хамзиновна

В статье отражен лексико-семантический аспект культурных концептов башкирской языковой картины мира, выявленных из стихотворений Р. Мифтахова. Рассматриваются такие концепты, как «совесть», «истина», «жизнь», «правда», «красота», «родина», «природа» «судьба», «дорога», «ум», «счастье», «надежда», «творчество» и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Самситова Луиза Хамзиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lexico-Semantical Aspect of Cultural Concepts in Rif Miftakhov’s Poems

The article based on R. Miftakhov’s poems reveals the lexico-semantical aspect of cultural concepts of the Bashkir linguistic picture of the world. Such concepts as “conscience”, “truth”, “life”, “beauty”, “motherland”, “nature”, “fate”, “way”, “mind”, “happi-ness”, “hope”, “creative work” and others are consi-dered in the article.

Текст научной работы на тему «Лексико-семантический аспект культурных концептов в стихотворениях рифа Мифтахова»

УДК 811.512.141

Л. X. Самситова

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ РИФА МИФТАХОВА

В статье отражен лексико-семантический аспект культурных концептов башкирской языковой картины мира, выявленных из стихотворений Р. Миф-тахова. Рассматриваются такие концепты, как «совесть», «истина», «жизнь», «правда», «красота», «родина», «природа» «судьба», «дорога», «ум», «счастье», «надежда», «творчество» и т. д.

The article based on R. Miftakhov's poems reveals the lexico-semantical aspect of cultural concepts of the Bashkir linguistic picture of the world. Such concepts as "conscience", "truth", "life", "beauty", "motherland", "nature", "fate", "way", "mind", "happi-ness", "hope", "creative work" and others are consi-dered in the article.

Ключевые слова: концепт, культурный концепт, языковая картина мира, язык, культура, менталитет, Р. Мифтахов.

Keywords: concept, cultural concept, linguistic picture of the world, language, culture, mentality, R. Miftakhov.

B лингвистике культурный концепт является основной единицей, интегрирующей в себе язык и культуру в их взаимопроникновении. Культурные концепты - имена абстрактных понятий, где культурная информация прикрепляется к понятийному ядру. Ключевые концепты культуры -ядерные (базовые) единицы картины мира, обладающие экзистенциальной значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингво-культурного сообщества в целом [1].

К ключевым концептам культуры относятся такие абстрактные имена, как совесть, судьба, воля, доля, грех, закон, свобода, интеллигенция, родина и т. п. А. Я. Гуревич разделяет концепты на две группы: «космические», философские категории, которые он называет универсальными категориями культуры (время, пространство, причина, изменение, движение), и социальные категории, так называемые культурные категории (свобода, право, справедливость, труд, богатство, собственность). B. А. Маслова выделяет еще одну группу - категории национальной культуры (для русской культуры - воля, доля, соборность, интеллигентность и т. п.), а также культурно-специфические (картошка) [2].

Активное изучение культурных концептов связано с общей антропоцентрической направленностью научной парадигмы и способствует выявлению универсальных закономерностей отра-

© Самситова Л. X., 2011

жения в наивной картине мира разных аспектов человеческого сознания. Культурные концепты «выполняют функцию своего рода посредников между человеком и той действительностью, в которой он живет» [3].

Анализ языковых способов выражения башкирского менталитета, зафиксированных в культурных концептах, способствует более глубокому изучению системы мышления, которой обладают носители башкирского языка. Именно в культурных концептах выражается картина мира башкир - система наиболее общих представлений о мире носителей данного языка. Язык в наибольшей степени выражает этнические особенности восприятия действительности. Исследование культурных концептов башкирской языковой картины мира способствует выявлению этнических особенностей стиля мышления башкир как образа культуры, являющегося одним из аспектов духовной культуры. Менталитет народа отражается именно через ключевые культурные концепты.

Культурные концепты составляют текстовую доминанту всего творчества башкирского поэта Р. Мифтахова. Поэзия для поэта - это основа жизни:

Ьин - тэбигэтем, Ьин - тэглимэтем, Ьин - хвкумэтем, Ьин - хжикэтем, Ьин - жиэтем, Ьин - мвхэббэтем: Йерэктэ йэшэр Йэн - шигриэтем. С. 5.

Концепт «совесть» (намын, выждан, иман) -одна из определяющих этических категорий в башкирской языковой картине мира. «Совесть» имеет рациональное основание и базируется на рефлексии человека над собственными поступками и действиями других людей. Из стихотворений Р. Мифтахова выявлены примеры сочетаемости слова с предикатами, имеющими значение наличия или отсутствия совести. «Совесть» есть эмоциональное переживание личности. Совесть обязует человека отдавать себя служению определенным духовным ценностям, обществу и предполагает ответственность человека не только за собственные деяния, но и за то, что происходит вокруг него:

Намын, выждан, иман - кояш шаЬит -Ошо вс нур йэшэу терэгем: УларЬы бит, бо га эуерелеп, Кукрэгемдэ шартлар йврэгем. С. 220. «Совесть» (намын) и «труд» (хе мэт) рассматриваются поэтом параллельно. Они составляют основу жизни. Труд немыслим без человека, как и человек без труда. Через труд раскрывается нравственный облик человека:

Л. X. Самситова. Аексико-семантический аспект культурных концептов.

Ысын эшем... Ул калырмы, юкмы? Э вмвтвм кала - югалмай: Хе мет менэн намыд билдэлэЬэ Тормошомдо бвтэ бадкыстарын, Мин карармын, илем, ку эре э Уткэн гумер всвн оялмай! С. 81. «Жизнь» (донъя, гумер, тормош, йэшэу) - это представление об устройстве мира, деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях; дорога или путь, выбрав которую, человек сможет определить свое предназначение: Бар икэн дэ был донъяла ир эр: Килер быуын, тормош хакына, Y эжэле бога ына бадып, Ьунгэн ер эн кабат кабына! С. 17. Иешеуене hy гы минутынаса Ошо h>3 гэ эсэй инанды, Нисэ йылдар ана шул вмвттэн Ал та дар а тертлэп уянды... С. 21. И. А. Ильин утверждает, что смысл жизни состоит не в удовлетворении своих потребностей, а в осмыслении мира, в изучении истины, добра и красоты [4]. В аспекте нравственного поведения «добро» понимается как следование истине, правде. В башкирском языковом сознании концепт «истина» взаимосвязан с понятием справедливость, которое выражает потребность человека оценивать как собственные, так и чужие действия согласно законам общества. Концепты хаклык (правота), гэ$ еллек (справедливость), дврвдлвк (истина) относятся к одной тематической группе с концептом хэкикэт (правда). Концепт «правда» в башкирском языке связан с нравственным обликом человека. Правдивость является большим достоянием для башкира:

Килде заман, тэхет манлайына Хаклык ¥укты хурлык мв¥врвн. Э тарихты кукрэгенэ уй ы Мэ гелеккэ - шагир гумерен. С. 26. Понятия свет и цвет пересекаются в семантике лексем светлый и темный, которые используются Р. Мифтаховым в традиционных символических значениях «хороший» и «плохой»: Донъя кай сак, караларга буяп, Ап-ак шатлык бир е. Кай мэл hopo ¥агыштарын Аж ебэккэ твр в. С. 23.

Дорога - это путь следования, в переносном смысле - жизненный путь, достижение цели в процессе жизни человека. Дороги способны успокоить и растревожить. О дороге поется в песнях, говорится в народном творчестве, прозе, поэзии. В стихотворениях Р. Мифтахова концепты «дорога» и «тропинка» взаимозаменяемы: Тагы ла бе урман буйлап у ыж: Алда ¥ужмаж - йэшел сылбыр ай. Тэуге юлын ¥алган иркэ шишмэ, Табышжандар, тиеп шыбырлай. С. 92.

В творчестве поэта в качестве средств построения емких поэтических образов используются лексические средства выражения, соотнесенных с понятием «Родина». Поэтому не случайно, что при репрезентации соответствующего концепта в единстве его составляющих - «природа - человек - общество» - в поэтической системе автора среди разнообразных средств художественной выразительности особо выделяются сравнения, метафоры и построеннные на их основе символические образы: Эй, еремде хозур тэбигэте, Ниндэй квс бар Ьинен. асылда! Нин мвцгелек булып ж.алЬын всвн, Кешелэре жалЬын ажылда. С. 15. В башкирском языке концепт «судьба» выражен большей частью отглагольными существительными: килэсэк (будущность), йэшэйеш (бытие), курэсэк (будущая судьба, предначертание судьбы, рок), кисереш (переживание) и т. д. Башкиры считали, что «судьба» - не что иное, как предопределение свыше. Не случайно в стихотворениях Р. Мифтахова концепт «судьба» трактуется как нечто неизбежное. Однако в некоторых стихотворениях поэта значение концепта «судьба» несколько иное - человек сам определяет свой жизненный путь. Следовательно, «судьба» может восприниматься носителем языка не только как фаталистическое представление, но и как возможность человека повлиять на ход событий в своей жизни. Из этого следует, что концепт «судьба» имеет сложную семантическую структуру, в которой можно выделить такие компоненты, как индивидуальность, предначертание, покорность, предвидение, случайность, целостность и т. д.: ...Юж, Ьунмэмен, Ьурелмэмен, Свнки бе е я мышыбы Бер дэфтэргэ мвц гелеккэ «Бергэлэр» тип язымган. С. 49. В башкирской языковой картине мира концептуальная пара лексем «шатлык-кай™» (радость-горе), составляющая основу эмоциональных концептов, включает в себя концепты «Ьатыш» (тоска), «куркыу» (страх), «асыу» (гнев), «шн, ку ел» (душа), «йерэк» (сердце), «аптырау» (удивление), «газап» (мучение), «мехэббэт» (любовь), «шфрэт» (ненависть) и т. д.:

Яжты йв - у?е Ьу?гэ тин., Бай була тойголарга: Шатлыжты уртаж итергэ, Кайгынан араларга. С. 110. Концепты «истина», «дружба», «любовь» в общекультурной традиции отождествляются с концептом «красота»:

Каялагы тыйнаж жарагай у а Матурлыжжа жушжан бвйвклвк. Набантургай квмвштэрен жоя Зэ гэр кинлектэргэ свйвлвп... С. 15.

Концепт «красота» (матурлык) тесно связан с концептом «надежда» (в мет). В творчестве Р. Мифтахова «надежда» выступает одним из главных идейных и образных компонентов: Ьунмэй торган кун ел йондо ом бар: Ул - емвтем минея, еметем. Кыфау твшЬэ кун ел гвлдэренэ, Шул еметем врвп иреттем. С. 12. Концептуальный признак «любовь - душа» относится к общепринятым:

Килэ бит ул ысын матурлык та Балалыктан калган куц елдэн. ХазинаЬы булып Ьэр берэу е Твптэренэ алтын Ьибелгэн, Койолорга тора куц елдэн. С. 45. Концепт «любовь» (мехэббэт) репрезентируется через лексемы Ьейеу, гашик булыу, яратыу, в которых мы видим наличие общих денотативных сем, выражающих «моральное», «духовное», «эмоционально-физическое» отношения субъектов к объекту. Через данные лексемы прослеживается национально-культурная специфика данного концепта:

Бэлки, Ьейеу - укенеу? ер бары Йврэге дэ Ьыгып ку?-йэште... -умер буйы ниц э был я мышым Бер Ьейеуен минэн квнлэште? С. 61. Мин дэ ъашик: акыл кермэд бер йэн, Хис-тойгога мэц ге кол д?эм. Кисер мине, твшвм утеп бвткэс, Твш курергэ Ьине эзлэЬэм. С. 272. Счастье (бэхет) - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача. «Счастье» может и благоприятствовать человеку, и отворачиваться от него. Концепт «счастье» составляет текстовую доминанту всего стихотворения «Слово о счастье»:

...Мин бэхетте йврэгемэ я??ым: Ватан - атам у? е я ышты. Шуга, ерем, Ьинец тупрагы да ТелэйЬе юк башка я?мышты. У е телэп тапкан бэхет - хыял Итте мине якты я?мышлы. С. 10. Ментальные способности человека в башкирской языковой картине мира представлены следующими концептами: «акыл» (ум, мудрость), «а » (сознание), «хэтер» (память), «уй» (мысль), а метонимически - «баш» (голова), «мейе» (мозг). Существительное мудрость имеет общие со словом «разум» элементы смысла, поскольку также ассоциируется с высшими, этическими началами. Мудрость связана с внутренним познанием человеком фундаментальных бытийных истин. Сфера «применения» мудрости - понятие сложных жизненных решений, требующих большой взвешенности и опыта: Купме акыл,

тадыл

Отоп алдык бит бе Одта кулдар агы Ьвнэр эн. С. 162. Концепты, характеризующие ментальные способности человека, в башкирской языковой картине мира могут быть подразделены на две группы с общим значением: умный и неумный: Нэфсе - шайтан, акыл - иман, Улар гел ярыш кора. Шайтан вдкэ сыккылай а Акылды а аштыра. С. 323. В башкирской языковой картине мира концепт «творчество» (ижад) представляет деятельность человека, направленную на создание новых материальных и духовных ценностей, а также сам предмет, появившийся в результате этой деятельности. В стихотворениях Р. Мифтахова концепт «творчество» занимает большое место. Творчество - это труд. Поэт утверждает, что человек счастлив только тогда, когда он доволен результатами своего труда. В этом он видит красоту мира:

Мин Ьаман да асылмаган бврв, Агалмаган бер кул кеуекмен. Килер заман: ижад Ьарайыны Алтын ишегенэн керермен. Был тормошто бвтмэд ваклыгынан Ьа га баткан Ьымак йотолам. Э шулай а ижад Ьарайыны Алтын ишегенэ ынтылам... С. 265. Таким образом, в культурных концептах, выявленных из стихотворений Р. Мифтахова, отражается вся совокупность характеристик, определяющих мировосприятие народа. При этом какие-то черты могут доминировать, что и создает особую манеру видения и позволяет говорить о характерных чертах менталитета данного народа. Понимая под культурными концептами совокупность ядерных единиц картины мира, где они совмещают в себе черты общеязыковой и индивидуально авторской концептуализации, отметим, что источником для их изучения может быть все, созданное мыслящим человеком и сохранившее следы его духовной деятельности. Исследование ключевых слов-концептов культуры может помочь выявить систему ценностей, установок и традиций, присущих разным культурам и народам.

Примечания

1. Тхорик В. И., Фанян Н. Ю. Лингвокультуроло-гия и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Гис, 2006. С. 247.

2. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. С. 51.

3. Арутюнова Н. Д. О работе группы «Логический анализ языка» / Ин-т языкознания РАН // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. М.: Инд-рик, 2003. С. 11. далее ссылки на эту работу с указанием страниц.

4. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.