Библиографический список
1.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М.,1986.
2.Бердяев, Н. Кризис искусства. - М.,1990.
3.Мириманов, В. XX век сам о себе. Персоналии и течения // Искусство. - М.,1999. - № 48/168. 4.Чижевский, А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.,1976.
5.Флоренский, П. А. У водоразделов мысли. - М.,1990. - Ч 1.
6.Кандинский, В. О духовном в искусстве. - М.,1992.
7.Едошина, И. А. Человек в пространстве культуры. - Кострома,1999.
8.Гумилев, Н.С. Стихотворения. Поэмы. Проза. - М., 2000.
9.Гумилев, Н.С. Сочинения в 3 тт. - М.,1991.
Статья поступила в редакцию 29.03.10
УДК 811.512.141
Л.Х. Самситова, соискатель докторантуры БГУ, г. Уфа, E-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ В БАШКИРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Т. ГАРИПОВОЙ «БУРЕНУШКА»)
В статье отражена национальная специфика культурных концептов башкирской языковой картины мира, выявленных из романа Т. Гариповой “Буренушка”. Рассматриваются такие концепты, как “добро”, “зло”, “совесть”, “истина”, “знание”, “свет”, “тьма”, “красота”, “природа”,
“душа”, “сердце”, “судьба”, “дорога”, “друг”, “враг”, “ум”, “счастье”, “слово” и т.д.
Ключевые слова: Т. Гарипова, башкирская языковая картина мира, культурный концепт.
В современной лингвистике слово рассматривается не только как лингвистическая категория, но и как концепт культуры. В языковой картине мира национальная специфика компонентов духовной культуры актуализируется в культурных концептах.
Активное изучение культурных концептов связано с общей антропоцентрической направленностью научной парадигмы. Культурные концепты «выполняют функцию своего рода посредников между человеком и той действительностью, в которой он живет» [1, с. 11].
Именно в культурных концептах выражается картина мира башкир - система наиболее общих миропредставлений носителей данного языка. Язык в наибольшей степени выражает этнические особенности восприятия действительности. Исследование культурных концептов башкирской языковой картины мира способствует выявлению этнических особенностей стиля мышления башкир как образа культуры, являющегося одним из аспектов духовной культуры.
Взаимодействие языка и культуры особо ярко прослеживается через функционирование слова-концепта в пословицах и поговорках, фразеологических единицах, художественных текстах.
Основу культурных концептов составляют этические концепты. В «пространствах этики» важное место занимает исследование этических концептов - совести, чести, греха, долга, стыда, истины, блага, лжи и т. д.
Концепт «совесть» (намыц, иман, выждан) один из определяющих этических категорий в башкирской языковой картине мира. «Совесть» имеет рациональное основание и базируется на рефлексии человека над собственными поступками и действиями других людей. Из романа Т. Гариповой «Буренушка» выявлены примеры сочетаемости слова с предикатами, имеющими значение наличия и отсутствия совести: Бына мин ауылдар буйлап Jттем. ХоУай йортон бары бер ауылда осраттым, л халыктыіҐ иманы слллмлт. Был ниУлн? (с. 465). Мин шулай уйлайым: беУУеҐ иман йырУарыбыУУа, хиклйлттлребеУУл (с. 466). Былыу улм Ьорур зат. Гплбаныу Уа шундай ук булЬан. Бына кемдлр пспн JУенеҐйлшлеген дл, намыцын да фиУа кылЬан униҐ... Шлулрбаныу апайы! (с. 365). Существуют действующая совесть (она подсказывает человеку, какой поступок ему следует совершить) (Например: Тпн кара1ЪылыЬында атлауын атлай Уа Гплбаныу. ЯктырЬас нимл эшллр ул? Тпндл бысранЬан намыцын ни менлн йыуыр?! (с. 41)) и догоняющая совесть (помогает оценить свои действия после их свершения) (Например: Ниндлй выжданы етеп танытуын ул JУен? Ниндлй намыц менлн тпйлген, йортон, ата-инлуенеҐ йылы
косаЬын, хатта кыУ намыцын ошо сабыйЬа алыштырЬан, тпртмлйенсл лл йыЬылырЬа торЬан сибек был кыУЬа JУен, баланиҐ лслуе мин булам, тип таныштыруын? (с. 68)). В романе много примеров, относящихся ко второй группе. Например: Тынлык урынлашты. Слйфулла пнупУ генл слй уплпплдлтте, Азат JУ уйУарына бирелде. Теге сак, шлҐглрлйУе ерллглндл, был ата партизан иманка ултырЬан кеJек к]_ренл ине. Блр хллдл МирхлйУлровка ул шулай тойолЬайны (с. 690). Шыйык пйрл эсклн коруактарын биштлн быуып, киллслккл пмпт менлн карап, ышанып эшллглндлр, йлшлглндлр улм шул иман менлн Jлглндлр... (с. 720). Семантическая структура концепта «совесть»
включает в себя нравственные нормы жизни как щедрость (йомартлык), великодушие (киҐ к/Ґеллелек), справедливость (ЬлУеллек, хаклык), честность (намыцлылык), правда (хлкиклт): ЪуЬыштан атауы имен-уау кайтты, акыллы, киҐ кЗҐелле, йомарт, эшслн, укымышлы Ъптеллхлтте осратты, МлсклІ уынлы Млскл/гл уырЬа инде, Уур-Уур музыка белгестлренлн белем алды, JУе пспн йлнен бирергл риза дуцтар тапты, улы тыуУы, ире йлулннлмдеҐ JУенлн кайтып тпштп, беренлн-бере матурырак кыУУары донъяЬа килде, Барсынбикл пллслуе уны килеп тапты, ауыл кірке булырУай пй уалдылар, бакса JцтерУеллр, улы армиянан имен кайтты, ЪбJблкер Уур укыу йортона инде, л JУе к/пме кешеллр кЗ.Ґелен йырУары менлн байытты, йырУар уны Jцтерглн кеJек, ул да халкы йырУарыны^ Ымерен оУайтышты (с.601). - Ъглр хлкиклт, клУеллек тип даулаша башлауаҐ, аУаЬы дар аЬасы йл булмауа Иисусты кптклн яза менлн тамамланасак, тине Давид, уакалын нлУек оУон бармактары менлн семтекллй-семтекллй (с. 324).
Концепт «грех» как компонент входит в парадигматическое поле «грех - страх - стыд - совесть - месть - проклятие» и тема его распознавания и разграничения составляет текстовую доминанту диалогов и монологов: Ярабби, уйлайым-уйлайым да, ахыры, донъялыкта кылЬан иҐ Уур гонауым шулдыр тием (с. 471 гара1Ъыла оУон клртлгл я1ЬыУы барып инеJ лллл кайуылай, куркыта (с. 286). Кешенлн оялмауаҐ, Алланан курк, Лллимл! (с. 350). Млглр Лллимл был оятуыУлыкын куймауа, МлУинлгл лл тел-теш кОррултеп алмай булмац (с. 483). Ллкин мин уинеҐ «дпрпц» кенл тігел, иманлы кеше иклнеҐде лл беллм (с. 470). Шулай Ябраил Ьлллйуисслллм атабыУ лУлм Ьлллйуисслллм эрглуенл килглн дл: «Ъй, лУлм! Аллауы тлЬллл уиҐл пс нлмлне биреп еблрУе: акыл, оят, иман тип атала улар. ШуларУнҐбереуен уайлап алуын, тине», тиглн (с. 659). - Цс алауы^мы? ШуниҐ пспн орЬатлариҐдан минеҐ гонаууыУ
сабыйУарымды тукматары^мы? (с.625). Ъслуе генл, ниУер уиУенглндлй, ИхсанбайУар йлшлглн якка карап лленлн-лле йоУрок тпйУп, кукыш тоцканы, ХоУайУан биттлренл кара яккан, кыУын Ымерлек блхетуеУ яуаЬан блндлгл Jлем уораны, каркыш яуУырУы (с. 605).
Понятия «свет» и «цвет» пересекаются в семантике лексем светлый и темный, которые используются Т. Гариповой в традиционных символических значениях «хороший» и «плохой»: Ъйтклндлй, китап ситендлге яУыуУа ул шундай юлдарУы укыны: «ТуЬаным... Аллау тлЬлллнеҐ рлхмлте киҐ. ЗиуенеҐ Jткер, сираЬиҐ якты булуа, мин Jтклн юлдан JтеруеҐ, к/ҐелеҐл бикллнглн аяк-^рлллрУе, доЬа-фатихаларУы JУеҐдлн ууҐ килер кыУ балаЬа биреп калдырыруыГ...» (с. 295). Алтмыш пспнсп йыл бптл ил етештерглн икмлктеҐ кЗ.пселеген бирглн гаУаЬстан сиУлмдлрен слселглн орлоЬо-ние менлн кара бурандар осороп алып китте (с. 450). ЦУенл яктылык етешмлглн кеше башкаларЬа яктылык пллшл алмай. Ъптеллхлт Jлглс, донъя кара1кыланды. Ул барУа якты ине. гояш бик тырышып, бптл кпспнл яктырта ине - хлУер кара1кы (с. 538). Лексика, обозначающая «тьму», традиционно репрезентирует концепт «зло»: гараГНы тпндпҐкара карыны СаяфтиҐ тJблн оска емерлйеп, кпмпрлйеп атлаЬан уынын тиУ Jк йотто (с. 590). гара1кы бJлмллл слЬлт ууЬа, кистлн сыккан ел, буранЬа лйллнеп, тлУрл капкастарын шыЬырУата, мпрйлгл инеп, лллл бала илаЬан, лллл беслй мыяулаЬан тауыштар сыЬара (с. 660). С положительной эмоционально-экспрессивной заданностью лексема светлый используется при создании образов, связанных с представлением о добре, красоте, радости: Шрлн яктылык Камалетдинов кулы менлн эшллнглн «Башкорт мадоннауы”на тпштп: тпцтлр йлнллнде, катындыЕ Уур кара к1УУлрендл яЬымлы, ллкин кпслп ут кабынды (с.604). УниҐ нуры шундай якты, хатта пй тирлуендлге слсклллр айырым асык кіренглндлй, л инде пйУлн биш йпУ метр арырак Jцклн йіклллр тотош геJллглндлй (с. 698).
Исследование этических концептов башкирской языковой картины мира свидетельствует о наличии языковой личности, развитой в нравственном отношении, с гибкой системой нравственных оценок, принимающей на себя ответственность за все свои действия и действия окружающих. Мораль -важная составляющая индивидуального сознания, она создает национальную картину мира, где основной ценностью является идея добра: ИпрлкуенеJен белдермлцкл була тамаЬын кырУы, калаЬын лле сейлле, лле муйыллы майЬа уондо: -Яман кпндл - якшы аш тиглндлй... МынауУарУы сыЬарып, кайуылай якшы эштлглнуеҐ...(с. 108). Эйе, ЪйJптеҐ итклн изгелектлрен оноторлок тігел, тик уу1Ьы вакытта Ъптеллхлт уны аҐлай алмай (с. 444). Изгелеккл изгелек менлн яуап кайтарЬым килл (с. 505).
Логическим продолжением этического концепта “добро” является концепт “красота” (матурлык). Красота всегда сопутствует святости как идеалу добра: Ошо саклы матурлыкка лУлм йпрлге нисек тIУл иклн? Ошо тиклем гJзлллекте ни хллдлр итеп эсеҐл уыйУырмак клрлк?! (с.430). Бллки, тормоштоҐ бптл матурлыкы Jтклн Ымергл ицлп алып бармауУалыр? (с.506). Бптл тлбиЬлт карУан лрселеп, ер-лслнеҐ карынынан т^ге тылсымлы Jрсем булып шытып сыЬып, сиУлмде бпйпк матурлык яуап каплаЬан умырзая мллендл улар етлкллшеп ошонда килде (с. 512). Эй, шул кыУ баланиҐматурлыкы (с. 542).
В аспекте нравственного поведения “добро” понимается как следование истине, правде. В башкирском языковом сознании концепт “истина” взаимосвязан с понятием справедливости, которое выражает потребность человека оценивать как собственные, так и чужие действия согласно законам общества. Лексемы ЬлУеллек (справедливость), дпрпцлпк (истина) относятся к одной тематической группе с лексемой хлкиклт (правда). Концепт “правда” в башкирском языке связан с нравственным обликом человека. Правдивость является большим достоянием для башкира: Цкенескл каршы, ЪптеллхлттеҐ уJУУлренеҐ дпрпцлтпн тормош рацлай
тора (с.450). Ул саЬында эУ йлшерергл була исем-фамилияларына тиклем JУглртклс, ни пспн ул карсыкка янЬан пй урынын яҐинан каУУырыу, хлкиклтте асыкларЬа маташыу клрлк булды? (с. 337).
Сопряженный с концептом «истины» концепт «белем» (знание) соотносится с понятием «Ьилем» (наука), актуализированным в лексеме «акыл» (ум, мудрость): ЪУме килемгл пйрлнер ине улар! (с. 590). Бин бына, Барсынбикл пллслй, бик акыллы кJренлуеҐ (с.466). Акыл улр сак блндлне фани донъя менлн яраштырырУай, шул фани донъя элглн элмлктлргл йлбештерерУлй дллил эУллй. Бик олпат, акыллы, эшлекле Шренергл тырышты, сыЬырынан сыкты (с. 483). ХаталаныуУан куркмаЬанЬа ^рл лл улар йлшлргл пйрлнл, акыл йыя (с. 568). Концепты “красота”, “истина” в общекультурной традиции отождествляются с концептом “свет”: Лллимл укыуЬа сыЬып китклс, башын эскегл лл уалып алды, ллкин JУен тиУ кулЬа алды: капылуниҐкара1кы донъяуына якты йондоУ булып МлУинл килеп инде (с. 498). “Свет” - есть первичная реальность идеи красоты в природе. Понятия «свет» и «цвет» пересекаются в семантике лексем белый и черный, которые используются в значениях «хороший», «плохой»: Бала пспн яндырып куйылЬан тонок электр лампауы МлликлнеҐ тыЬыУ, ^переп торЬан
тIштлрендл наУлы уырУар яуап яткан пеньюарын, ап-ак муйынын уырыЬан кулса-кулса кара слстлрен яктырта (с. 332). Илш Jллн арауында злп-злҐглр ШУУлрен кплдпрпп Шглрсен ^УУлре емелдлшл, болон томбойоктары ак таждары менлн блJелл-уыЬыла йылмайып слллм бирл. Ике пар дпм кара, куйы оУон керпектлр менлн каймаланЬан бер иш ШУУлр бер-береуенл уынап, уорау улм ЬлжлпллнеJ менлн бакты (с. 433). гарашы менлн бптлуен дл
барлаЬандан ууҐ, МлУинл йлнл кыУУарына караны: кпрлнуыу кЗлдлктлре, ак алъяпкыстары килешеп тора JУУлренл (с. 482).
Концепты “свет”, “добро”, «красота» связаны с
концептом “дом” (ай). Дом считается крепким только тогда, когда в нем царит дружеская атмосфера. Дом связывает человека со своей семьей, Родиной, нацией, представителем которой он является: ГйУп ул айырыуса длртллнеп
наЬышланы, лйтеруеҐ дл, наЬыш уарымай, л униҐ улр кирбесен JУ кулдары менлн уала (с. 319). Гй эше бит тауык ^пллул лл бптмлй. АптирауУиҐ сигенл сыккан ЪШп Ллзизовичты Лидия Николаевна оУата сыкты улм хушлашканда ^УУлренл карап:
- ЪШп Ллзизович... беУ бит фронтовиктар. ЪйУлгеУ лле минеҐпйгл бер килеп сыЬыЬыУ (с. 337).
Семья (Ьаилл) - самый древний вид межличностных отношений, основанный на супружеском союзе и родственных связях, которые и регламентируют эти отношения: БайрамЬа сыккан халык кайтып бптклс, иҐ ууҐинан Барсынбикл Наиллуе куУЬалды (с. 466). Гс каиллгл бJлеп яУУырЬас, аллаЬа шпкпр, улар псуыйыр тота (с. 479). Гйллнеп, яҐинан каилл кормауы Ьына эсен бошора БарсинбиклнеҐ (с. 499). Верность, любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, забота о близких, доброта, духовное родство между членами семьи -главные понятия, укрепляющие брачный союз: - Рлхмлт, Шакира Хисамовна, был блллллрУлн имен-аман котолуам, каиллм эрглуенлн бер карыш ситкл китмлм тиглн уJУем бар (с. 414). - БеУУеҐкаилл пспн уеУ икенсе Шлулрбаныу, Шакира Хисамовна! (с. 415).
Как нам известно, семья играет исключительно важную роль в формировании личности ребенка как представителя нации и гражданина, в приобщении подрастающего поколения к основным культурным ценностям, моделям поведения и жизни. Знание детьми семейных традиций, обрядов, пословиц и поговорок, участие их с ранних лет вместе с родителями в народных праздниках и церемониях приобщает их к национальной культуре. В романе очень часто встречаются пословицы и поговорки: Беренсенлн, бирлйем тиглн колона сыЬарып куя юлына тиглндлй, МлУинлне осратты (с. 181). УйланЬан эш - бптклн эш (с. 440). Бутканы май боУмай (с.
446). Бер ицлрУе, бер акытлыны тиҐла, тиглндлр бит (с.
447). Цлем менлн кунак yоpап килмлй (с. 455). Ayыpыy беpлJУеҐашы менлн инл, икенсенеке менлн сыЛа тиглндлре лл дпрпц. Mай сЗлмлге тышынан тиглндлй, якшылыЛы йпУпнл сыккан (с.457). MпpйлҐкыйыш бyлyа ла, тптпнпҐ тура mhei (с. 517). Эйе, борон^лар дпрпц лйтклн: тыуымдан Kалмаhанды Злемдлн калып булмай (с. 5З2). - И-и, бахыгркайыт, етемдеҐЗлглс тл клУере юк, баyымсаKKа бака ла айЫгр тиглндлй, башка беpлJУеҐ клберен тJгел, yuнекен боркота уыйыры ла... (с. 558). Кешегл сокор KаУyаҐ, тлрлн каУма - ЗУеҐ тпшпpyпҐ, ти mоphайны катыны (с. 564). БыбайлыныіҐ кЗҐеле тпшпнкп бyлyа, аты сапмац булыр тиглндлй, Саяф та ЗУенлн дан тиглн коштоҐ алыцайhандан-алыцая барыуын тоя (с. 564). Бер бислнеҐ хлйллуе ун дпйлгл йпк булыр, тип халык белмлй лйтмлглндер (с. 568). Ицке ауыУУан яҐи уЗУ тиглндлй... (с. 577). Себештеуны кпУ уанайУар (с. 581).
Концепт “семья” находит актуализацию в описании концептов: “туй” (свадьба): Туй - йыйын, уый Уа уйын. ТуйУиҐ кЗрке - уйын да кплкп. Туй кЗрке кунак менлн. Быйы мулдиҐ туйы мул. fаУна ицлбенл туй, каУ етмлул, кЗркл ууй. ТуйУары котло булуын, нигеУУлре ныклы булуын! ТуйУан коро Kалhансы, яуУан яралы кал. TyйУыҐ бyлhанынан «була” тиглне кыУык. ТуйнҐтyйhа ялhанyын. Tyйhа баруаҐ, туйып бар, улы^-кыУы! куйып бар; «сабырлык», «^Уемлек» (терпение): ЛлУлттлге сабырльШы кайтты yhа (с. 490). Донъяны матурлык коткарыр тиУлр Ул бит, клмллдл дотяниҐ кЗслре - шЗУємлєк (с. 608); “лУлп”
(благовоспитанность): ЪУлп барУа иман бар, лУлп юкта иман юк. ЪУлп барУа оят бар. ЪУлпле кеше - солтан, лУлпуеУУеҐ бите - олтан. ЪУлпуеУгл иман юк. ЦУеҐде Уурлама, кешене хурлама; «хармлт» (уважение): Xпpмлт итклн хпрмлт кЗрер. Кешене клУер итулҐ, клУер кЗреруеҐ. Кешене клУерллмлглн - ЗУен дл клУерллмлглн.
Концепт «семья» в башкирской языковой картине мира тесно связан с концептом «гостеприимство» (кунаксыллык). Гостеприимство находится в одном ряду со словами: дружелюбное отношение, радушный прием, душевная щедрость Лллимл аіЬармацтан пйпнл килеп инглн Kунahы алдында пйпрплппмп-спйпрплдп, лле был, лле теге ризыЛын алдына куйУы, блллклй генл гpафuнhа тyлтыpылhан эсемлек сы^рУы (с. 447). Ъле кунак тЗр якта, урындыкка салкан тпшпп ята (с. 457). MлУuнл клйефуеУ булыуын Kунahынa кЗрултмлцкл тырышты (с.458). Myйыллы, сейлле, энллекле майУарын, эсенл тпрлп емеш бпрпп бешерглн бпкклндлрен MлУuнл кунак алдына пйл: ««Лша, Давид, аУак ЗкенеруеҐ.» гунaKmыҐ «уеУ»Улн “уин”гл кЗсеЗедл ниндлйУер ЗУ uтеЗ, якынлык тойУо Барсынбикл (с. 464).
В башкирской языковой картине мира концептуальная пара лексем «шатлык-кайЬы» (радость-горе), составляющая основу эмоциональных концептов, включает в себя подконцепты «уаЬыш» (тоска), «куркыу» (страх), «асыу»
(гнев), «йлн, кЛел» (душа), «йарлк» (сердце), «аптырау» (удивление), «махлбблт» (любовь), «нлфрлт» (ненависть) и т.д.
Концепт “радость” ассоциируется с душевной гармонией человека, с его внутренними переживаниями: КЗУенл
шamлыK катыш каушау йлше эркелглн Mаyuнyp ЪбЗблкерУе кЗтлреп кЗкрлгенл кйцты: - Ултыр, блпесем. И алла, кайуылай бер матур балаунҐ! (с. 4З4). Быныуы, диҐгеУ буйында /наш йылмайып тоphаны, ЪбЗблкере (с. 441). Ъптеллхлт пспн шamлaнып бптл алмай, MлУuнлнеҐ кыУУарынан хайран булды (с. 457). Эй шamлaныр
балакайУар! (с. 480). Ълдл аралары кпйллнде - шyhа шажланьт бптл алмай MлУuнл (с. 5З2 “Тоска” антипод “радости”. Тоска - не что иное, как душевная тревога, уныние: MлУuнлнеҐйпрлкуеЗУлре, yahышы, мпхл66лшє -барыыуы yыйhан скрипкасы йлуЗд моҐона. Ллкин ул са^тда MлУuнл моҐона лсллек yahышы кyшылмаhан бyлhан. Был уа^іш уныҐ тауышына улын армия^іа оУаткас пцтллде. Ул сакта башKаphан AшKаУаphа Ъптеллхлтте йлулннемдеҐ ЗУенлн кпшпЗ уаМшы ла яhылмаhайны. Улар MлУuнл
моҐона ууҐырак пцтллде. XлУеpге MлУuнл моҐонда хатта блндлллрУеҐ Баpайhыphа карата Kылhан хаслыктарынан ЗршллєЗ Ул бар...(с.460). - Би... униҐ пспн бит, блндл асылына Kайтyын пспн... йл кпслп мпхл66лш, йл уаЫш, йл хлсрлш клрлк (с. 485).
В семье должна царить мир, добродушие, человечность. А для этого должна быть чистая, искренняя душа. Концепт “душа” (йлн, кЗҐел) в сознании башкира отражает не только религиозное (Толкатта^і йлндеҐ йлне билдлле бер вакыттан ууҐЫта якты донъя^ш тыуа (с. 491).) понятие, но и “человеческое” (Унда бешклн ашка kJ.Ґєл йылыуы етмлй (с. 457).). Душа - духовное начало индивида: Бала менлн Барсынбикл арауында кЗУгл кЗренмлглн, ллкин кЗҐелдлн kJҐєлгл кЗпер yалынhанын йпрлге менлн тойоп плгпрглн балауыУ Mаyuнyp шул сак капыл йлненеҐ шлме уЗнеп, kJҐеленлн толка китеЗУе тойУо (с. 4З4). KJ.Ґелендл изгелек орлоha йпрптклн блндлллр лллл кайУан билдлле .(с.457). Ошондай сакта кЗҐелен асып уалыр кешеуе лл юк бит (с. 475). ЭштеҐ ошолай тиУ осланыуынан кЗҐеле кЗтлрелглн ЛлллЗетдин аpбаhа уикереп менеп ултыра уалды (с. 548). ТЗреҐдлн нур, кЗҐелеҐдлн гпл китмлуен (с. 550). КЗҐеле тыныс тЗгел хужантҐ. КЗҐеле уил кеше ете тпн уртауында ауырыу кашына киллме?! (с. 608). ОУон юлдан, кыУыу мунсанан ууҐ тлн ял, тетрлнеЗУлрУлн талсыккан йлн уиллек yоpаhандай (с. 48З). TоhpолоhоҐ менлн йлнемде эpеmmеҐ(с. 59З). Иылы уЗУ кемдеҐйлнен иретмлуен (с. 596). КЗрглс, йпрлге бацылып, йлне бер талай муллык-байлык-байманлык диҐгеУенл сyмhан (с. 441).
Концепт “душа” тесно связан с концептом “любовь”, так как любовь облагораживает душу человека: Гпл кеЗек Зцеп килглн игеУлктлрендл MлУuнл менлн иклЗуе арауындаЫг саф мпхл66лшшєҐемештлрен кЗрУе (с. 444). XлУеp аҐлани мпхл66лш ЗУглртклн уны. КЗҐеленеҐ иҐ тлрлн тппкплдлрендл яткан гЗзлл mойhолаphа аскысты ул мпхл66лшшл тапкан. Ъптеллхлт тл MлУuнлне шундай ук упйпЗ менлн ярammы. Шул упйпЗ уны ЗлемдлрУлн кпслпрлкяуаны, асыштар яуатты (с. 616).
“Ненависть” - чувство сильной вражды, злобы. Русская народная пословица гласит: «От любви до ненависти - один шаг». Ненависть и любовь могут проявляться с одинаковой силой: Берсл ярамып, берсл кЗрл aлмahaндaй
нлФрлшллнєп караны MлУuнлгл (с. 457). Заман аяманы хисебеУУе - упйпЗ ялкынынан нлФрлш уты яуаны, канаттарыбыУУы кпйУпрУп, Кърипллне, иУгесллне (с. 528).
Т. Гарипова всегда верит, что в жизни всегда побеждает добро, восторжествует справедливость. В этом мире она не одинока и всегда с надеждой и верой смотрит в будущее. Поэтому концепты “амат” (надежда), “ышаныс” (вера) часто используются автором: ШуниҐ кеЗек, пмпш итергл саткы ла оскон Kалтаhанда ла кпттп hаuллyен ЪйЗп. Иген урынына кукуруз слстерглндлрендл лл, ауыл халкыны^ шлхси малын бптпрглндл лл, клзлллргл каршы яу асканда ла, бер карыш калдырмай ер кыртышын упрглндл лл был ышаныс аушанманы. Рлслй кеЗек иркен илдл икмлктеҐ икмлге карточками кал^юнда ла был ышаныс какшаманы. Тимер каУык йондоУо нисек бер урында каУалып торуа, шулай кымшанманы униҐ ышанысы ла (с. 449). Был кпндп кЗреЗенл пмпшпн пУглн лсл хллуеУ кулы менлн MлУuнлнеҐ беллгенл каЫтды, кЗглрглн ирендлре ишетелер-ишетелмлц: «Рлхмлт...» - тип бышылданы (с. 575).
- “Жизнь” (донъя, Ымер, тормош) - это
представление об устройстве мира, деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях: Башкалар yйлаhанса тЗгел, ЗУе теллглнсл китклн дoнъянaн (с. 48З).
ТетрлнеЗУлн дoнъя ярал^іан (с. 485). ЛЗмер - млҐгелек, тип уйлауУан килл, ахыры, был хлтеруеУлек (с. 510). Axыpы, MлУuнл hЗмєрeнєҐдл шул уйланыр млле етте (с. 601). Эйе, блндлллрУеҐ кЗҐеле эУллЗУлн, кпрлшеЗУлн туктауа, moрмoш тамукка лйллнл (с. 441). Бер арала бергл
эшллйбеУ тип был млрйлгл бптл тормошон упйллп бирл алмай бит инде ул (с. 447). Тыныс Jmер ине тормошо (с. 455).
Тайна жизни и смерти волновала человечество с древних времен. На протяжении веков в сознании людей существовало представление о наличии двух миров: земного и потустороннего. Концептуальная пара лексем «жизнь - смерть» часто встречается в романе Т. Гариповой «Буренушка», где они рассматриваются параллельно: Имештер, Хужа Насретдинбер якын дуцы менлн теге донъяка китклн (с. 440). гапыл униҐ хлтеренл кышкы юл, клблн ацты, пцтпндл зил-зилл яуап, йлшлJ йл Jлем тип айкалашкан бJреллр тпшта (с. 525). Барсынбикл JУенл бар булмышы менлн талпынЬан Дауытка кулдарын ууУУы: - Собханалла машалла! Ата-инлле, оУон Ммерле бул, колонсаЬым! (с. 434).
Концепт “жизнь” связан с концептом “природа”. Природа - это и есть жизнь: ТлбиЛлттлн бер кем дл кпслпрлк була алЬаны юк улм булмаясак! (с.450). Кешеллргл йлшлр пспн коро ерУлр, эсерлек таУа уыуУар табышкан, кеше mIгел, л тлбиклт млҐгелек булырЬа тейешлекте аҐлаткан. ЦУ мицалында быны ицбат итклн: тере уыуУы йотмайынса, ергл бпкклн. ЦУе Jлглн, л тлбиклт гпл-слсклгл ^мелглн (с. 620).
Концептуальная пара лексем “друг - враг” также универсален. В современной башкирской языковой картине мира ярко выражена модель концепта «дуцлык» (дружба), «дуц” (друг, подруга). «Дружба» представляет важнейшую
этическую ценность в духовной культуре башкир. Дружба -отношение, основанное не только на взаимопомощи, но, прежде всего, ориентированное на внутреннюю близость и откровенность между людьми. Основу семантической структуры концепта «дружба» составляет понятие «духовного родства»: Бер mIгел, ун шелтл бируендлр - уныуына кайЬырмай Ъптеллхлт, л бына дуциншҐ JУглреJе, торЬан уайын JУенлн алыцлашыуы уаЬайта (с. 444).
С понятием «дружба» в башкирской культуре связаны лучшие качества человека: верность, честность, взаимоуважение, постоянство, бескорыстие и т.п. В современной башкирской языковой картине мира модель концепта “дружба” совмещает в себя, прежде всего, такие понятия, как друг, подруга, товарищ, приятель, знакомый, дружить и т. п. Об этом и идет речь в романе: Дуцтарымды барлап, ил гиУлмен ти (с. 457).Ъммл ул улр сак ЪпmеллхлmmеҐ дуцы булып кала алды. “'Дуцлык” тип нарыклаЬан ыУанды аша атламаны, МлУинлне уҐайунУ хллгл куйманы (с. 488). Мин иртлрлк китулм, уин, ней, ясин сыЬыруыҐ инде, Азат дуц... (с. 561).
Вражда - отсутствие мира и согласия во взаимоотношениях. Враг - человек, который находится в состоянии вражды с кем-нибудь, противник: КешенеҐ иҐ Уур дошманы - JУенеҐ хаталары (с. 492). МлУинлнеҐ
Ъптеллхлт катыны булыуы Ьына, балаларында шул дошманды^ каны йпрп!е генл клйефте кыра (с. 581). гасандыр кешелек аҐтна оя корЬан синфи дошман идеяуы, Шпме вакыт Jmклс тл, ейлнслрУлребеУ йпрлге аша уаркып, бJллслрУлребеУ ШҐелендл шытып сыЬасак, тиглйне Барсынбикл (с. 616).
Концепт «война» в башкирской языковой картине мира соотносится с понятиями враг, горе, смерть, страх и т.д. Анау клулрлек Гитлер уукыш башламауа, ул да лУлмсл тиҐе менлн йлшлп картайыр, ошо кпндп лслй-пллслй булып ултырыр ине (с. 596). Ълдл ул уукыштан ицлн кайтты (с. 592).
Концепт “свобода” (азатлык) в башкирской языковой картине мира является одним из базовых и связан с такими понятиями, как “добро”, “зло”; «мир», «война»: Рлссам ХоУайУтҐ JУе кеJек азат булырЬа тейеш (с. 486). Тлн-капсыктан, тарлыктан азат булЬан Илн был сакта уаман бейегерлк Штлрелде. ЪйIпmеҐ ШҐеле, ахыры, гел ошо азатлык, бейеклек кпцлп йлшлне (с.486).
В творчестве писательницы в качестве средств построения емких поэтических образов используются лексические средства выражения, соотнесенных с понятием
“Родина”. Поэтому не случайно, что при репрезентации соответствующего концепта в единстве его составляющих -“природа”, “человек”, “общество” - в поэтической системе автора среди разнообразных средств художественной выразительности особо выделяются сравнения, метафоры и построеннные на их основе символические образы: ТаҐдтса тыукан ерен гел уаЬынЬан, уаЬышын йырУарЬа уалЬан (с. 573).
Одним из фундаментальных, национально и культурно значимых концептов башкирского языка и башкирской культуры является концепт “хлеб”. Концепт “хлеб” несет в себе не только и не столько смысл естественного жизнеобеспечения, но и символы духовного образа жизни народа: ТуЬанын йлберллглн малайУарУнҐ икмлк
ш^рлегенл менеп тпшпргл лл Шп уорамай (с. 439). Ни пспн тиглндл, икмлктлн дл Уур, унан да киммлт уиммлт юк (с. 452). Ул да бит май яЬып икмлк ашай (с. 581).
В башкирском языке слово «судьба» представлено словами яУмыш, тлкдир. Первые значения этих слов полностью совпадают в объёме своего содержания, которые включают сему «предначертание богом». Слово яУмыш, помимо общего компонента, содержит сему «жизнь человека» и «условия дальнейшего существования чего-либо, будущность». Слово тлкдир помимо значения «судьба» имеет ещё другое значение, то есть выполняет функцию послелога при условии, при возможности. Китклн тлкдирУл (при условии отъезда, ухода).
В башкирском языке концепт «судьба» выражен большей частью отглагольными существительными: киллслк (будущность), йлшлйеш (бытие), Шрлслк (будущая судьба, предначертание судьбы, рок), кисереш (переживание) и т.д. Башкиры считали, что «судьба» - не что иное, как предопределение свыше. Не случайно в романе Т. Гариповой “Буренушка” концепт «судьба» трактуется как нечто неизбежное: КешенеҐ JУенлн алда яУмышы тыуа тиглнгл лл ышанам мин хлУер (с. 472). Блр кемдеҐ JУ яУмышы, JУ тормошо (с. 474). ЦУ яУмышы, JУ тормошо аяулы уЬа (с. 493). В редких случаях «судьба» может восприниматься носителем языка не только как фаталистическое представление, но и как возможность человека повлиять на ход событий в своей жизни. Концепт «судьба» имеет сложную семантическую структуру, в которой можно выделить такие компоненты, как индивидуальность, предначертание, покорность, предвидение, случайность, целостность и т.д. ЯУмышынан зарланмай Рауза (с. 452). Ъ яУмыш тиглнеҐ ниндлйУер осраклыктарУан тора mIгелме? Ахыры, шул осраклыктарУы беУ яУмыш тип атайбыУ. Бине осратыуым да ана шул яУмыш тип исемллнглн осраклык булЬандырул (с. 472).
Дорога (юл) - это путь следования, в переносном смысле
- жизненный путь, достижение цели в процессе жизни человека. Дороги способны успокоить и растревожить. О дороге поется в песнях, говорится в народном творчестве, художественных произведениях: Бына хлУер Таулынан
Тирлклегл Шктау аша Jmклн тура юлдан килл МлУинл (с. 550). МлУинл йлш кар каплаЬан юл буйлап идара йортона атланы (с. 599).
Ментальные способности человека в башкирской языковой картине мира представлены следующими концептами: «акыл» (ум, мудрость), «иц», «аҐ” (сознание), “зиуен» (разум), «у.ължт» (способность), «белем» (знание), «уй», «фекер» (мысль), «хжгер» (память), «ижад» (творчество), а также метонимически - баш, мейе (голова, мозг).
Концепт «акыл» (ум) в башкирской языковой картине мира находит актуализацию в описании концептов ментальных актов и состояний: «акыл» (Бин бына,
Барсынбикл пллслй, бик акыллы кJренлуеҐ (с. 466). ХаталаныуУан куркмаЬанЬа ^рл лл улар йлшлргл пйрлнл, акыл йыя (с. 568)), «уй», «фекер» (Шул сак униҐ йомро башына: «Тукта, был дотянтҐ ожмахынан башка тамуЬы ла бар бит лле. Уныуы нисегерлк иклн?” тиглн уй килглн (с. 440). Ошо уйУар менлн ул, машинауына ултырып тормацтан, урам буйлап Хашим карт йлшлглн якка атланы
(с. 569). УйУаршншҐ осона сыЬа алмаЬан Рауза уJнеп барЬан усакка йлнл утын ташланы (с. 570). Гфпгл барыр алдынан фекер туплап бер я1ЬыУы йпрпгпуп килл лл бит - кпУгп ел JУлккл Jmл (с. 576)), «у.шлшт» (Блллт уатып алынмай, талант талап табылмай.), «ижад» (Ижад кешеуе JУ асыштарынан куркырЬа тейеш mIгел, л ул... (с. 485). Ижад та mеmрлнеJУлн башлана.. .(с. 484)).
В романе нередко “ум” и “жизнь” рассматриваются параллельно: Акыл улр сак блндлне фани донъя менлн яраштырырУай, шул фани донъя элглн элмлктлргл йлбештерерУлй дллил эУллй (с. 483). «Ум” может иметь различные характеристики, в том числе негативные: Бик олпат, акыллы, эшлекле Шренергл тырышты, сыЬырынан сыкты (с. 483).
Т. Гарипова в романе часто использует башкирские народные пословицы и поговорки. В этих пословицах и поговорках во многих случаях “ум” проявляет себя как антипод глупости: Бер ицлрУе, бер акыллыны ттҐла, тиглндлр бит (с. 447). МлУинлне Таулы больницауыныҐ плклн врачы JУе болдорЬа сыЬып каршы алды:
- МлУинл уеҐлем... сабыр бул инде, каза акыл таптырмай... (с. 532).Ожмах биреп тамук алмац инде акылды кеше! (с. 571).
Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача. “Счастье” (бжхет) может и
благоприятствовать человеку, и отворачиваться от него:
“БлхеттеҐунтҐ ыУа сигеп, кпрлшеп яуланЬаны Ьына клУерле, - ти торЬайны млктлптл укыЬан йылдарында Слрбиназ апалары, - унтҐ Шктлн яуЬаныныҐ блце булмай». Тормош - кпрлш. Блхете пспн улр кем JУенсл кпрлшл (с. 530).
- Илама... Мин... иҐблхетле кеше. Мине донъялаЬы иҐ уылыу, иҐ акытлы катын яратты... (с. 534). Ошо саклы блхетте касан кисерглнен, ахыры, хлтерллмлй Ул (с. 575).
- Ъ бына уин, аЬайым, уKыЬануыҐ да, JцклнуеҐ дл,
пйллнглнуеҐ дл - л блхетеҐ юк. БлхетеҐ булыр ине - балॠюк! (с. 586).
Текстовую доминанту романа Т. Гариповой “Буренушка” составляет концепт “слово” (у.ГУ). Жизнь человека
неразрывно связана с языком. Всем известно, что человек без языка, без общения не может существовать. Родной язык -язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных... Сама природа слова, его связь с окружающими людьми, миром мыслей и чувств человека требуют вдумчивого подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. С помощью слов осуществляется процесс социализации личности, т.е. приобщение ее к культурным ценностям общества: к истории, судьбе родного народа и человечества в целом. О чем и говорится в романе: КпнуылыуУыЕ пУпп, айырым бер ышаныс менлн лйтклн уJУУлре Ьлжлп итте МлУинлне (с. 554). - Бына уиҐл ицке ауыУУан яҐт уJУ. (с. 583). Яман уJУ - баш каУыЬы, йылы уJУ- йлн аУыЬы, тимлцтлр ине лл (с. 596).
Таким образом, многоаспектный лингвистический анализ романа Т. Гариповой «Буренушка» способствует не только более эффективному изучению семантической сущности определенных языковых элементов, их парадигматической и индивидуально-авторской неповторимости, но и более глубокому постижению сущности культурных концептов башкирской языковой картины мира, выражаемой посредством данного языкового материала. Культурные концепты, выявленные из романа Т. Гариповой «Буренушка», представляют интерес не только в плане структуры, лексико-семантического состава, стилистической характеристики, но и в лингвокультурологическом, так как художественный текст является носителем национально-культурной информации того или иного народа. Культурные концепты сложны по структуре (включают в себя ряд подконцептов, лексем). Они получили отражение в башкирском национальном сознании, характере, что является решающим в оценке адекватности романа Т. Гариповой «Буренушка».
Библиографический список
1. Арутюнова, Н.Д. О работе группы «Логический анализ языка». Институт языкознания РАН // Логический анализ языка: Избранное. - М.: Индрик, 2003.
Статья поступила в редакцию 01.04.10
УДК 401+130
М.С. Андрюхина, канд. филол. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
«АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА» КАК ОДИН ИЗ БАЗОВЫХ КОНЦЕПТОВ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Оценка выражает позицию субъекта в системе общественных отношений и в культуре. К настоящему времени анализ оценки выявил ее сложную взаимосвязь со всеми атрибутивными характеристиками жизни людей. Язык как система, в которой отражаются взаимоотношения человека и мира, содержит единицы, фиксирующие оценку. Исследование таких единиц позволяет установить систему ценностей индивида и социума.
Ключевые слова: аксиологическая оценка, культура, система ценностей, индивид, социум, лингвистика, оценочная конструкция.
Типы оценок. Гносеологический подход к толкованию аксиологической оценки. Аксиологическая оценка -философская категория, обозначающая один из видов оценочных отношений человека к действительности. Оценка выявляет то, к чему стремится индивид, что он отвергает и к чему безразличен, нейтрален. Она выражает позицию субъекта в системе общественных отношений и в культуре. Данная ценностная позиция возникает только в ситуации жизненного выбора. После того как выбор из некоторого ассортимента объектов или альтернатив определен, оценочная система становится внутренним основанием и регулятивом, способным непрерывно сопоставлять положительное и отрицательное. Система оценок включает 2 уровня:
1) переживаемый, характеризующий обыденное сознание людей;
2) осознаваемый, на котором формируется концептуальное ядро существования человека. Оно является содержанием оценочной связи субъекта и объекта, а ее эмоционально-психологическая структура - формой, в которой данное содержание обретает психическую реальность. Форма оценочного отношения - переживание - это эмоциональный процесс особого типа, который определяется биологическими или социальными потребностями. Осознание ценностной позиции есть понимание субъектом смысла своей жизни. Для личности это позиция собственного существования, а для совокупного субъекта это позиция социальной группы, к которой принадлежат конкретные личности, осознающие себя ее представителями. Экзистенциональная система оценок органически связана с внутренним миром индивида и является достоянием, характеризуясь при этом вариативностью, причем это относится как к каждому отдельному фрагменту бытия, так и к