Научная статья на тему 'Лексико-семантические и грамматические особенности функционирования девербативавоспоминание в поэзии А. Белого'

Лексико-семантические и грамматические особенности функционирования девербативавоспоминание в поэзии А. Белого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
237
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОТРАЖЕНИЕ СЕМАНТИКИ ВОСПОМИНАНИЯ / ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ / ДЕВЕРБАТИВ "ВОСПОМИНАНИЕ" И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. БЕЛОГО / STRUCTURAL-SEMANTIC CATEGORYOF REPRESENTATION / A REFLECTION OF THE SEMANTICS OF MEMORIES / IMAGINATION IN THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE / DEVERBATIVE"MEMORY" AND FEATURES OF ITS FUNCTIONING IN THE POEMS OF A. BELY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куптараева Э.В.

В настоящей статье рассматривается лексика со значением представления в поэтических произведениях символиста А. Белого. Представление структурно-семантическаякатегория, котораяобъединяет в себе такие когнитивные процессы, как воспоминание и воображение. Предметом детального изучения является существительное«воспоминание», которое подчеркивает активную деятельность памяти и транслирует специфику чувственно-наглядного образа. Особое внимание акцентируется наодновременномфункционирова-ниилексики с семантикой воспоминания и воображения, что отражает уникальную стилистику поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL-SEMANTIC AND GRAMMATICAL FEATURES OF FUNCTIONING OF DEVERBATIVEMEMORF IN THE POETRY OF A. BELY

This article discusses the vocabulary with the meaning of representation inthe poetic works of symbolist A. Bely. Representation structural-semantic category, which unites in itself such cognitive processes as memory and imagination. The subject of a detailed study of the noun is «memory», which emphasizes the active work of memory and translates the specifics of the sensual-visual image. Special attention is focused on the simultaneous functioning of the lexicon with the semantics of memories and imagination, reflecting the unique style of the poet.

Текст научной работы на тему «Лексико-семантические и грамматические особенности функционирования девербативавоспоминание в поэзии А. Белого»

УДК 811.161.1

КУПТАРАЕВД Э.В.

аспирант, кафедра русского языка, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: kuptaraeva@mail.ru

UDC 811.161.1

KUPTARAEVA E.V.

Postgraduate student, the Chair of the Russian language, the BashkirState Pedagogical University ofM. Akmulla E-mail: kuptaraeva@mail.ru

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕВЕРБАТИВАВОСПОМИНАНИЕ В ПОЭЗИИ А. БЕЛОГО

LEXICAL-SEMANTIC AND GRAMMATICAL FEATURES OF FUNCTIONING OF DEVERBATIVEMEAfORK

IN THE POETRY OF A. BELY

В настоящей статье рассматривается лексика со значением представления в поэтических произведениях символиста А. Белого. Представление - структурно-семантическаякатегория, котораяобъединяет в себе такие когнитивные процессы, как воспоминание и воображение. Предметом детального изучения является существите/1ъное«воспоминание», которое подчеркивает активную деятельность памяти и транслирует специфику чувственно-наглядного образа. Особое внимание акцентируется наодновременномфункционирова-ниилексики с семантикой воспоминания и воображения, что отражает уникальную стилистику поэта.

Ключевые слова: структурно-семантическая категория представления, отражение семантики воспоминания /воображения в современном русском языке, девербатив «воспоминание» и особенности его функционирования в стихотворениях А. Белого.

This article discusses the vocabulary with the meaning of representation inthe poetic works of symbolist A. Bely. Representation - structural-semantic category, which unites in itself such cognitive processes as memory and imagination. The subject of a detailed study of the noun is «memory», which emphasizes the active work of memory and translates the specifics of the sensual-visual image. Special attention is focused on the simultaneous functioning of the lexicon with the semantics of memories and imagination, reflecting the unique style of the poet.

Keywords: structural-semantic category of representation, a reflection of the semantics of memories / imagination in the modern Russian language, deverbative«memory» andfeatures of its functioning in the poems of A. Bely.

Символизм - направление, для которого характерно отражение действительности посредством символов. интуитивное восприятие скрытых смыслов, мистическое постижение мироздания. Русские символисты отобразили в своих произведениях новое понимание личности, большие перемены в ее отношении к реальности.

Один из ведущих деятелей этого направления -Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев), писатель, поэт и критик. Особенностью его художественного видения является соединение небесной и земной красоты, господство духовного начала над материальным, обращение к внутреннему миру человека, что делает актуальным изучение специфики отражения когнитивных категорий в его произведениях. Неподдельный интерес вызывает поэзия А. Белого с точки зрения использования в ней средств передачи семантики представления.

Под представлением понимается «уникальная промежуточная / синкретичная когнитивная категория, осуществляющая переход от собственно чувственных форм отражения действительности (ощущения, восприятия) к абстрактным (понятию); её механизм - воспроизведение в памяти / конструирование в воображении чувственно-

наглядных образов на основе переработки прошлого опыта человека - ощущений и восприятий; форма её проявления в сознании - чувственно-наглядный образ воспоминания / воображения» (Л.Н. Голайденко) [6, с. 66].

Семантика представления,будучи весьма актуальной для носителей русского языка, выражается на разных его уровнях. Это сложный по своей структуре-лингвистический объект, объединяющий в себе семантику воспоминания и воображения [4; 5].

В произведениях А. Белого превалирует лексика со значением воображения[9, с. 169], однако конструирование чувственно-наглядных образов на основе имеющегося опыта, онтологическая взаимопроникаемость временных потоков определяет значимость для поэта лексики со значением воспоминания, которая используется в его 79 стихотворениях [1].

Нами выявлено 14 лексем (43 словоупотребления) с семантикой воспоминания |4]. Наиболее частотными являются слова вспомнить / вспоминать (14 словоупотреблений) и помнить (11 словоупотреблений). Этим глаголам по количеству словоупотреблений уступает только отвлеченное существительное воспоминание (7 словоупотреблений) [8, с. 14]. Именно оно является

© Куптараева Э.В. © Kuptaraeva E.V.

предметом исследования данной статьи.

Нечастое использование девербативавоспоминание в поэтической речи А.Белогообъясняется необходимостью конкретизировать объекты воспоминания, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь в художественном произведении. Вместе с тем сами воспоминания настолько значимы и для самого поэта, и для его лирических героев, что в нескольких стихотворениях это слово выводится автором в заголовок либо внутри текстов употребляется лексика соответствующей семантики.

Номинативвоспоминание передает значение собственно воспоминания, подчеркивая один из механизмов памяти, ее активную деятельность [5].

Обратимся к лексикографическому толкованию многозначного слова воспоминание: "1. Мысленное воспроизведение чего-н. сохранившегося в памяти". 2. мн. Записки или рассказы о прошлом" [10, с. 102]. В поэтической речи А. Белого реализуется только первое значениеданногосубстантива.

Рассмотрим подробнее особенности его функционирования в произведениях поэта.

Понятия «воспоминание» и «воображение» непосредственно отражают сложную организацию когнитивной категории представления, поэтомутесно связаны и постоянно взаимодействуют. В этом мы можем убедиться, прочитав следующее стихотворение. ВОСПОМИНАНИЕ Декабрь... Сугробы на дворе... Я помню вас и ваши речи; Я помню в снежном серебре Стыдливо дрогнувшие плечи. В марсельских белых кружевах Вы замечтались у портьеры: Кругом на низеньких софах Почтительные кавалеры. Лакей разносит пряный чай... Играет кто-то на рояли... Но бросили вы невзначай Мне взгляд, исполненный печали, И мягко вытянулись, - вся Воображенье, вдохновенье, -В моих мечтаньях воскреся Невыразимые томленья; И чистая меж нами связь Под звуки гайдновских мелодий Рождалась... Но ваш муж, косясь. Свой бакен теребил в проходе... Один - в потоке снеговом... Но реет над душою бедной Воспоминание о том. Что пролетело так бесследно. (1908) Из данного стихотворения видим, что взаимоперетекание прошлого, настоящего и будущего подтверждается одновременным функционированием лексики с семантикой воспоминания (помню, воскреся) и воображения (воображенье, мечтаниях).

Словосочетание в мечтаньях воскреся объединяет в себе прошлое и будущее, действительное и желаемое.

Контактное употребление этих слов в поэтической речи обусловливает усиление ее выразительности.с их помощью подчеркивается взаимосвязь всех временных планов. Причем существительное воспоминание указывает и на образы, хранившиеся в памяти постоянно (помню), и на непосредственно ожившую память (воскреся).

Данное стихотворение интересно еще и тем, что номинатив воспоминание употребляется с другими экспликаторами этой же семантики. Подчеркнем, что заголовок стихотворения подготавливает читателя к восприятию текста, отправляет его к содержанию произведения.

Если в рассмотренном стихотворении субстантив-воспоминаниеиспользуетсяв самом тексте, то в следующих двух произведениях выводится А. Белым только в заголовок.

ВОСПОМИНАНИЕ

Посвящается Л.Д. Блок

Задумчивый вид: Сквозь ветви сирени сухая известка блестит запущенных барских строений. Всё те же стоят у ворот чугунные тумбы. И нынешний год всё так же разбитые клумбы. На старом балкончике хмель по ветру качается сонный, да шмель

жужжит у колонны Весна.

На кресле протертом из ситца

старушка глядит из окна.

Ей молодость снится.

Всё помнит себя молодой -

как цветиком ясным, лилейным

гуляла весной

вся в белом, в кисейном.

Он шел позади,

шепча комплименты.

Пылали в груди

ее сантименты.

Садилась, стыдясь,

она вон за те клавикорды.

Ей в очи, смеясь,

глядел он, счастливый и гордый.

Зарей потянуло в окно.

Вздохнула старушка:

«Всё это уж было давно!..»

Стенная кукушка.

хрипя,

кричала.

А время, грустя,

над домом бежало, бежало...

Задумчивый хмель

качался, как сонный,

да бархатный шмель

жужжал у колонны. (1903)

ВОСПОМИНАНИЕ

Мы - ослепленные, пока в душе не вскроем

Иных миров знакомое зерно.

В моей груди отражено оно.

И вот - зажгло знакомым, грозным зноем.

И вспыхнула, и осветилась мгла.

Все вспомнилось - не поднялось вопроса:

В какие-то кипящие колеса

Душа моя, расплавясь, протекла.(1914)

В первом стихотворении, посвященном Л.Д. Блок, наряду с заголовком, семантика воспоминания поддерживается с помощью слова помнит. Видо-временная форма этого глагола указывает на постоянство процесса запоминания образов, актуализируемых в памяти человека. Воспоминание в данном произведении называет как непосредственно процесс, так и результат - чувственно-наглядный образ, всплывающий в подсознании героини. Перед читателем возникает следующая картина: старушке снятся счастливые моменты молодости. Благодаря кольцевой композиции стихотворения (качался, качается и будет качаться сонный хмель; жужжал, жужжит и будет жужжать шмель) становится очевидным, что этот сон уже снился и еще приснится героине. Таким образом, мы можем говорить об отнесенности ее сна к будущему. Сновидение в данном тексте - форма непроизвольноговоображения человека, благодаря которой в данной точке отсчета - «здесь и сейчас» - соединяются все временные планы бытия человека. Поскольку воспоминания - основа для воображения героини, во сне они могут экстраполироваться в ее возможное будущее благодаря фантазиям и мечтам [9, с. 170].

Во втором произведении семантика воспоминания-задаетсяглаголомв форме прошедшего временивспом-нилось. Вспоминаемый объект не конкретизируется автором, он передается посредством определительного местоимения всё, реализующего семантику обобщения и полного охвата чувственно-наглядных картин. Под всемподразумевается что-то очень важное, активно воздействующее на внутреннее состояние лирического героя. вызывая у него сильнейшее потрясение. В период создания этого стихотворения поэт находился под глубоким впечатлением от лекций А. Штейнера по антро-пософии.Воспоминания самого автора как нельзя лучше передают сутьстихотворения: «В действии на меня этих лекций совершалась мистерия очищения души: сотрясения эфирного тела переходили в душевное потрясение. вырывавшее душу из тела, и очищение - следствие потрясений - подготовлялось взрывами неописуемой, чисто духовной любви ко всему человечеству» [Цит. по: 8, с. 151].

Напомним, что А. Белый трижды выводит в заголовок своих стихотворений но м и нати в во с по \ ш на н ис. что вызывает большой интерес. Лирическое произведение становится обращением к прошлому, в его основу кладутся самые ценные воспоминания, связанныес личной жизнью поэта.

Воспоминание экранирует память, поэтому очень

часто в художественном тексте существительное воспоминание начинает функционировать в значении памяти и может быть адекватно заменено соответствующим субстантивом. Например:В воспоминанье и доныне/ Стоишь святыней красоты - / Ты в роковой моей године: / У роковой своей черты (Христиану Моргенштерну).

Употребление девербативавоспоминание в форме предложного падежа с предлогом в, когда словоформа приобретает обстоятельственное значение места ("Вместилище, хранилище чувственно-наглядных образов прошлого") [2, с. 217], особенно подчеркивает возможность его замены предложно-падежной формойвпамяти.В данном примере подразумевается, что автор в рамках изучаемого философского течения представлял эталоном духовной красоты, считал превосходным мыслителем Христиана Моргенштернаи до сих пор хранит в своей памяти образ самого близкого по духу человека.

Приведем полный текст этого стихотворения. ХРИСТИАНУ МОРГЕНШТЕРНУ Старшему брату в Антропософии Ты надо мной — немым поэтом — Голубизною глаз блеснул, И засмеявшись ясным светом. Сквозную руку протянул. В воспоминанье и доныне Стоишь святыней красоты Ты в роковой моей године У роковой своей черты. Тебя, восставшего из света. Зовет в печали ледяной -Перекипевшая планета, Перегремевшая войной; В часы возмездия подъявший Свои созвездия над ней, -В тысячелетья просиявший Тысячесветием огней, -Как и тогда, во мне воскресни. Воспламенясь, ко мне склони Свои просвеченные песни В грозой отмеченные дни.(1918) Произведение интересно тем, что охватывает и план прошлого, и план настоящего посредством использования темпоральных наречий тогда - доныне. Воспоминание предполагает воспроизводимый опыт былых ощущений и восприятий. В данных поэтических строках процесс воспоминания затрагивает настоящий момент времени, описываемые образы актуальны не столько в прошлом.сколькосейчас. о чем свидетельствует употребление автором глагола стоишь в форме настоящего времени.

Подчеркнем, что в этом стихотворении много слов, относящихся к книжной - высокой - лексике (святыня, година, возмездие, восстать, воскреснуть, подъять, созвездие, воспламениться), поэтому выбранная автором разговорная форма суффикса -нь/~ существительного воспоминанье, казалось бы, должна выбиваться из общей стилистики текста, однако вполне

уместна. Гармоничное функционирование данного номинатива в текстеобъясняется тем, что он актуализирует близость к адресату - неслучайно посвящение называется «Старшему брату в Антропософии». Воспоминание вбирает в себя отношение А. Белого к Христиану Моргенштерну одновременно и как к брату, товарищу, и как кумиру, вдохновителю. Внутренние переживания, столкновение разныхчувстввнутри самого поэта оставили неизгладимый отпечаток на его жизни и самоопределении. Использование контрастирующих компонентов:оксюморонанемой поэт, контекстуальных антонимовсвет - печаль, лед - пламя - помогает создать образ-идеал, который станет для лирического героя светом в беспроглядном и холодном бытии.

В следующем стихотворении также употребляется-девербативвоспоминанье с суффиксом -нь/-: ССОРА Год минул встрече роковой. Как мы, любовь лелея, млели. Внимая вьюге снеговой. Как в рыхлом пепле угли рдели. Над углями склонясь, горишь Ты жарким, ярким, дымным пылом; Ты не глядишь, не говоришь В оцепенении унылом. Взгляни - чуть теплится огонь; В полях пурга пылит и плачет; Над крышею пурговый конь. Железом громыхая, скачет. Устами жгла давно ли ты До боли мне уста, давно ли. Вся опрокинувшись в цветы Желтофиолей, роз, магнолий. И отошла... И смотрит зло В тенях за пламенной чертою. Омыто бледное чело Волной волос, волной златою.

Померк воздушный цвет ланит. Сомкнулись царственные веки И все твердит, и все твердит «Прошла любовь», - мне голос некий. В душе не воскресила ты Воспоминанья бурь уснувших... Но ежели забыла ты Знаменованья дней минувших, -И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, -Уйду, сокрытый мглой ночной, В ночное, в ледяное поле: Пусть ризы снежные в ночи Вскипят, взлетят, как брошусь в ночь я, И ветра черные мечи Прохладным свистом взрежут клочья. Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки... Вскочила ты, над головой Свои заламывая руки. (1908) В данном произведении семантика воспоминания

передается обилием лексики с соответствующим значением (минул, давно, прошла, воскресила, забыла, минувших). Представляемые картины отправляют читателя вместе с героями стихотворения в их совместное прошлое, в котором они были счастливы.

Отвлечённое отглагольное существительное на-ние / -иье заключает в себе единство предметного и процессуального значений [2. с. 220]. В данном при-мересубстантивный компонент доминирует над глагольным. На это указывает форма множественного числа субстантива воспоминанья, которая подчеркивает предметно-чувственное начало воспоминания и воспроизведение прошлого опыта в виде нескольких чувственно-наглядных образов [2, с. 223].

И в следующем стихотворении используемая словоформа воспоминанья позволяет говорить о том, что в памяти лирического героя множество чувственно-наглядных картин прошлого: МОСКОВСКИЙ ДОМ 1

Все спит в молчанье гулком.. Над Мертвым переулком -За фонарем фонарь Колеблет свой янтарь. Лишь со свечою дама Покажется в окне: -И световая рама Проходит по стене; Танцуют в окнах светы: Кенкеты и портреты, -И белые чехлы -Вот: выступят из мглы. Лишь дворник встрепенется И снова головой -Над тумбою уткнется В тулуп бараний свой.

2

Мечтательно Полина Разбитое пьянино -В ночном дезабилье: Терзает в полусне. Рыдает сонатина Потоком томных гамм... Разбитое пьянино -Оскалилось: вон там. Старинные куранты Зовут в ночной угар. Развеивает банты Атласный пеньюар. Трясутся напильотки Напудренной красотки -Семидесяти лет: Взлетает в ночь браслет. В полуослепшем взоре Гардемарин и море, -И невозвратный Крым: Воспоминаний дым. И нынче, как намедни.

У каменных перил Проходит вдоль передней. Ища ночных громил, -Лакей ее, Акакий, Лакей ее глухой, -В потертом, сером фраке, С отвислою губой В растрепанные баки Бормочет сам с собой. (1908) Множественность образов в сознании героини вербализуется в данном произведении не только посредством перечисления вспоминаемых объектов, но и благодаря форме множественного числа самого существительного воспоминания.

В последних двух стихотворениях девербативво-споминания / воспоминанья формирует метафоры: воспоминанья бурь, воспоминаний дым.

В первом примере заголовок стихотворения «Ссора» и переносное употребление слова буря ('"перен.: Сильные душевные переживания, волнения") [10, с.54] помогают нам раскрыть содержание метафоры. Под воспоминаниями подразумеваются как конфликтные ситуации, так и яркие, счастливые эпизоды из жизни героев. Для А. Белого любовь нестабильна, переменчива, она динамична, как стихия, с которой сравниваются воспоминания о любви. Любовь в понимании поэта есть влечение, страсть, которая ведет возлюбленных из крайности в крайность: от бурных ссор к безудержной нежности - и наоборот. Если эти эмоцииоживутвпамяти, то станут толчком для пробуждения в героях былого чувства.

Во втором стихотворении «Московский дом» метафора воспоминаний дым интересна тем, что вспоминаемый объект размыт, ограничен словами гардемарин, море и Крым, однако способна активизировать воображение читателя. Сама атмосфера вечера напоминает мечтательной героине о романтичном острове, отправляет мысленно в ее прошлое. Лексическое значение слова дым определяется так: "1. Поднимающиеся вверх серые клубы - летучие продукты горения" [10, с. 150]. Мы можем предположить, что дым - это то, что осталось от жаркого пламени любви между молодыми людьми (Полины и гардемарина), которые познакомились в Крыму. Чувства влюбленных потухают, но каждый виток воспоминаний дает возможность им снова разгореться.

Метафора как очень распространенное средство выразительности речи создает особу ю образную систему и оказывает сильнейшее воздействие на воображение человека: посредством фантазийного мышления читатель способен сконструировать возможное прошлое лирических героев.

Доминирование субстантивного компонента над глагольным в грамматической семантике существительного воспоминание может определяться употреблением последнего в функции подлежащего и распространением каким-либо атрибутивом.

Рассмотрим текст стихотворения А. Белого «Э.К. Метнеру»

(Письмо)

Старинный друг, моя судьбина -Сгореть на медленном огне... На стогнах шумного Берлина Ты вспомни, вспомни обо мне. Любимый друг, прости молчанье -Мне нечего писать; одно В душе моей воспоминанье (Волнует и пьянит оно) -Тяжелое воспоминанье... Не спрашивай меня... Молчанье!.. О, если б... . Помню наши встречи Я ясным, красным вечерком, И нескончаемые речи О несказанно дорогом. Бывало, церковь золотится В окне над старою Москвой, И первая в окне ложится. Кружась над мерзлой мостовой. Снежинок кружевная стая... Уединенный кабинет, И Гёте на стене портрет... О, где ты, юность золотая? Над цепью газовых огней Пурга уныло песнь заводит... К нам Алексей Сергеич входит. Лукаво глядя из пенею. И улыбается закату... Будя в душе напев родной. Твой брат С-тоП ную сонату Наигрывает за стеной... Последние аккорды коды Прольются, оборвутся вдруг. О, если б нам в былые годы Перенестись, старинный друг! Еще немного - помелькает Пред нами жизнь: и отлетит -Не сокрушайся: воскресает Все то, что память сохранит. Дорога от невзгод к невзгодам Начертана судьбой самой... Год минул девятьсот восьмой: Ну, с девятьсот девятым годом!..(1909) В данном стихотворении подлежащее-девербативвоспоминанье распространяется прилагательным тяжелое, которое имеет качественную характеристику и передает ностальгическое настроение всего произведения. Номинатив в этом тексте приобретает субъектное значение силы, которой лирический герой не может и не хочет противостоять.

Чтобы подчеркнуть важность воспоминаний, в данном тексте используется такая стилистическая фигура речи, как эпифора: внимание лирического героя сосредоточено на картинах прошлого. В памяти поэта постоянно воскресают образы и события, ставшие частью прошлой жизни адресата и адресанта.

Семантика воспоминания передается не только по-

средством самого существительного с соответствующим значением, но и благодаря контексту, в котором употребляется лексика со значением воспроизведения былого опыта: вспомни, помню, бывало, былые, память, воскресает, минул. Вместе с тем в стихотворении имеет место быть и возможное будущее. На это указывает прерванное предложение оптативной семантики О, если б нам..., которое подчеркивает ирреальную, создаваемую в сознании желательную действительность, вселяет в лирического героя веру в то, что можно изменить прошлое в воображении.

Объединение прошлого и будущего, происходящее в настоящий момент времени, то есть когда непосредственно осуществляется процесс воспоминания, позволяет раскрыть образы героев, пронаблюдать их личностное становление и развитие не только на протяжении нескольких лет, но и всей жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для поэзии А. Белого характерно одновременное функционирование лексики с семантикой воспоминания и воображения. Стихотворный контекст всегда ярко отражает эту уникальную стилистику автора. Контактное употребление слов с полярной

когнитивной семантикой, аккумулирующих в себе все временные планы, метафоричность текстов становится основой для возникновения новых идей имыслей. Поэт тонко чувствует и точно передает двойственную природу категории представления, что многократно подтверждается во многихегопроизведениях.

Художественно выверенное и эстетически значимое обращение А. Белого к образам памяти - воспоминаниям - подчеркивает их ценность и актуальность, поскольку они в яркой чувственно-наглядной формепередают внутреннюю сторону жизни героев, их чувства и намерения.

Неслучайно девербативвоспоминание используется поэтом в качестве заголовков его стихотворений, формирует метафоры и эпифоры. Довольно часто данный номинатив функционирует в форме множественного числа, подчеркивая предметную природу памяти. Субстантивный и глагольный компоненты в грамматической структуре существительного воспоминаниев текстах А. Белого гармонизируются, так как данный девербатив обозначает одновременно и процесс, и чувственно-наглядный образ.

Библиографический список

1. Белый А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Терра - Книжный клуб, 2005.

2. Гапайденко Л.Н. Глаголы и девербативы с семантикой представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. 286 с.

3. Гапайденко JI.H. Категория представления как структурно-семантическая (на материале художественной прозы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: ТГПУ, 2013. №3(131). С. 140-145.

4. Гапайденко Л.Н. Лексика со значением представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. 142 с.

5. Гапайденко Л.Н. Лексико-семантическое поле представления в современном русском языке: ядро, лексико-семантический класс воспоминания и периферия (на материале художественной прозы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (52): в 2-хч. Ч. 2. С. 64-71.

6. Гапайденко Л.Н., Куптараева Э.В. Дефиниция «представление/я» в философских, психологических и лингвистических словарях//Филологические науки. Вопросы теории и практики. №6(60). 4.2. Тамбов: Грамота, 2016. С. 62-69.

7. МочульйШШКВ. Андрей Белый. Париж: YMCA-Press, 1955. 292 с.

8. Куптараева Э.В. Глаголы вспомнить и помнить как частотные экспликаторы семантики воспоминания в поэзии А. Белого // Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Омск, 11 мая2017г.). Омск: ИЦРОН,2017. С. 14-18

9. Куптараева Э.В. Лексика со значением представления в поэзии Андрея Белого (на примере субстантива сон) //Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: ОГУ, 2016. №4(73). С. 168-173.

10. Ожегов СЛ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 с.

References

1. Bely A. Collected works: in 6 v. M.: Terra - Book club, 2005.

2. GolaydenkoL.N. Verbs and deverbative with the semantics of representations inmodem Russian (in the material of prose):monograph. Ufa: Publishing House of the Bashkir State Pedagogical University, 2015. 286 p.

3. Golax'denkoL.N. The category of imagination and recollection as a structural and semantic (in the fiction material)//Bulletin of the Tomsk State Ped. Univ.- Tomsk: TSPU, 2013. № 3 (131). Pp. 140-145.

4. Golavdenko L.N. Vocabulary with the meaning of imagination and recollection in modem Russian (in the material of art prose): monograph. Ufa: Publishing House of the BSPU, 2013. 142 p.

5. Golavdenko L.jV.Lexico-semantic field of view in the modem Russian language: basis, lexical-semantic classof memories and peripherals (in the fiction prose) //Philo logical Sciences. Problems of the theory and practice. Tambov: Gramota, 2015. № 10 (52): in2part. Part 2. Pp. 64-71.

6. Golavdenko L.N., Kuptaraeva E. К The definition«imagination and recollection» in the philosophical, psychological and linguistic dictionaries // Philology. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2016. № 6 (60): in 3 parts. Part 2. Pp. 62-69.

7. Moclntlsky K.V Andrey Bely. Paris: YMCA-Press, 1955. 292 p.

8. Kuptaraeva E. К Verbs to remember and to be remembered as the frequency explicatory of semantic memories in the poetry of A. Bely // Actual problems and prospects of development of the Humanities: Collection of scientific papers in the international scientific-practical conference (Omsk, May 11,2017). Omsk: ICRON, 2017. Pp. 14-18.

9. Kuptaraeva E.V. Vocabulary with the meaning of representations in the poetry of Andrey Bely (on the example of substantive dream) II Scientific notes of Orel state University. Orel: OSU, 2016. №4(73). Pp. 168-173.

10. Ozhegov S.I. and Shvedova N.Y. Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions /Russian Academy of Sciences. The Russian language Institute named after V.V. Vinogradov. 4,hedition, additional. M.: ООО «ITI Technologies», 2008. 944 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.