УДК 811.161.1
КУПТАРАЕВД Э.В.
аспирант, кафедра русского языка, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: kuptaraeva@mail.ru
UDC 811.161.1
KUPTARAEVA E.V.
Postgraduate student, the Chair of the Russian language, the BashkirState Pedagogical University ofM. Akmulla E-mail: kuptaraeva@mail.ru
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕВЕРБАТИВАВОСПОМИНАНИЕ В ПОЭЗИИ А. БЕЛОГО
LEXICAL-SEMANTIC AND GRAMMATICAL FEATURES OF FUNCTIONING OF DEVERBATIVEMEAfORK
IN THE POETRY OF A. BELY
В настоящей статье рассматривается лексика со значением представления в поэтических произведениях символиста А. Белого. Представление - структурно-семантическаякатегория, котораяобъединяет в себе такие когнитивные процессы, как воспоминание и воображение. Предметом детального изучения является существите/1ъное«воспоминание», которое подчеркивает активную деятельность памяти и транслирует специфику чувственно-наглядного образа. Особое внимание акцентируется наодновременномфункционирова-ниилексики с семантикой воспоминания и воображения, что отражает уникальную стилистику поэта.
Ключевые слова: структурно-семантическая категория представления, отражение семантики воспоминания /воображения в современном русском языке, девербатив «воспоминание» и особенности его функционирования в стихотворениях А. Белого.
This article discusses the vocabulary with the meaning of representation inthe poetic works of symbolist A. Bely. Representation - structural-semantic category, which unites in itself such cognitive processes as memory and imagination. The subject of a detailed study of the noun is «memory», which emphasizes the active work of memory and translates the specifics of the sensual-visual image. Special attention is focused on the simultaneous functioning of the lexicon with the semantics of memories and imagination, reflecting the unique style of the poet.
Keywords: structural-semantic category of representation, a reflection of the semantics of memories / imagination in the modern Russian language, deverbative«memory» andfeatures of its functioning in the poems of A. Bely.
Символизм - направление, для которого характерно отражение действительности посредством символов. интуитивное восприятие скрытых смыслов, мистическое постижение мироздания. Русские символисты отобразили в своих произведениях новое понимание личности, большие перемены в ее отношении к реальности.
Один из ведущих деятелей этого направления -Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев), писатель, поэт и критик. Особенностью его художественного видения является соединение небесной и земной красоты, господство духовного начала над материальным, обращение к внутреннему миру человека, что делает актуальным изучение специфики отражения когнитивных категорий в его произведениях. Неподдельный интерес вызывает поэзия А. Белого с точки зрения использования в ней средств передачи семантики представления.
Под представлением понимается «уникальная промежуточная / синкретичная когнитивная категория, осуществляющая переход от собственно чувственных форм отражения действительности (ощущения, восприятия) к абстрактным (понятию); её механизм - воспроизведение в памяти / конструирование в воображении чувственно-
наглядных образов на основе переработки прошлого опыта человека - ощущений и восприятий; форма её проявления в сознании - чувственно-наглядный образ воспоминания / воображения» (Л.Н. Голайденко) [6, с. 66].
Семантика представления,будучи весьма актуальной для носителей русского языка, выражается на разных его уровнях. Это сложный по своей структуре-лингвистический объект, объединяющий в себе семантику воспоминания и воображения [4; 5].
В произведениях А. Белого превалирует лексика со значением воображения[9, с. 169], однако конструирование чувственно-наглядных образов на основе имеющегося опыта, онтологическая взаимопроникаемость временных потоков определяет значимость для поэта лексики со значением воспоминания, которая используется в его 79 стихотворениях [1].
Нами выявлено 14 лексем (43 словоупотребления) с семантикой воспоминания |4]. Наиболее частотными являются слова вспомнить / вспоминать (14 словоупотреблений) и помнить (11 словоупотреблений). Этим глаголам по количеству словоупотреблений уступает только отвлеченное существительное воспоминание (7 словоупотреблений) [8, с. 14]. Именно оно является
© Куптараева Э.В. © Kuptaraeva E.V.
предметом исследования данной статьи.
Нечастое использование девербативавоспоминание в поэтической речи А.Белогообъясняется необходимостью конкретизировать объекты воспоминания, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь в художественном произведении. Вместе с тем сами воспоминания настолько значимы и для самого поэта, и для его лирических героев, что в нескольких стихотворениях это слово выводится автором в заголовок либо внутри текстов употребляется лексика соответствующей семантики.
Номинативвоспоминание передает значение собственно воспоминания, подчеркивая один из механизмов памяти, ее активную деятельность [5].
Обратимся к лексикографическому толкованию многозначного слова воспоминание: "1. Мысленное воспроизведение чего-н. сохранившегося в памяти". 2. мн. Записки или рассказы о прошлом" [10, с. 102]. В поэтической речи А. Белого реализуется только первое значениеданногосубстантива.
Рассмотрим подробнее особенности его функционирования в произведениях поэта.
Понятия «воспоминание» и «воображение» непосредственно отражают сложную организацию когнитивной категории представления, поэтомутесно связаны и постоянно взаимодействуют. В этом мы можем убедиться, прочитав следующее стихотворение. ВОСПОМИНАНИЕ Декабрь... Сугробы на дворе... Я помню вас и ваши речи; Я помню в снежном серебре Стыдливо дрогнувшие плечи. В марсельских белых кружевах Вы замечтались у портьеры: Кругом на низеньких софах Почтительные кавалеры. Лакей разносит пряный чай... Играет кто-то на рояли... Но бросили вы невзначай Мне взгляд, исполненный печали, И мягко вытянулись, - вся Воображенье, вдохновенье, -В моих мечтаньях воскреся Невыразимые томленья; И чистая меж нами связь Под звуки гайдновских мелодий Рождалась... Но ваш муж, косясь. Свой бакен теребил в проходе... Один - в потоке снеговом... Но реет над душою бедной Воспоминание о том. Что пролетело так бесследно. (1908) Из данного стихотворения видим, что взаимоперетекание прошлого, настоящего и будущего подтверждается одновременным функционированием лексики с семантикой воспоминания (помню, воскреся) и воображения (воображенье, мечтаниях).
Словосочетание в мечтаньях воскреся объединяет в себе прошлое и будущее, действительное и желаемое.
Контактное употребление этих слов в поэтической речи обусловливает усиление ее выразительности.с их помощью подчеркивается взаимосвязь всех временных планов. Причем существительное воспоминание указывает и на образы, хранившиеся в памяти постоянно (помню), и на непосредственно ожившую память (воскреся).
Данное стихотворение интересно еще и тем, что номинатив воспоминание употребляется с другими экспликаторами этой же семантики. Подчеркнем, что заголовок стихотворения подготавливает читателя к восприятию текста, отправляет его к содержанию произведения.
Если в рассмотренном стихотворении субстантив-воспоминаниеиспользуетсяв самом тексте, то в следующих двух произведениях выводится А. Белым только в заголовок.
ВОСПОМИНАНИЕ
Посвящается Л.Д. Блок
Задумчивый вид: Сквозь ветви сирени сухая известка блестит запущенных барских строений. Всё те же стоят у ворот чугунные тумбы. И нынешний год всё так же разбитые клумбы. На старом балкончике хмель по ветру качается сонный, да шмель
жужжит у колонны Весна.
На кресле протертом из ситца
старушка глядит из окна.
Ей молодость снится.
Всё помнит себя молодой -
как цветиком ясным, лилейным
гуляла весной
вся в белом, в кисейном.
Он шел позади,
шепча комплименты.
Пылали в груди
ее сантименты.
Садилась, стыдясь,
она вон за те клавикорды.
Ей в очи, смеясь,
глядел он, счастливый и гордый.
Зарей потянуло в окно.
Вздохнула старушка:
«Всё это уж было давно!..»
Стенная кукушка.
хрипя,
кричала.
А время, грустя,
над домом бежало, бежало...
Задумчивый хмель
качался, как сонный,
да бархатный шмель
жужжал у колонны. (1903)
ВОСПОМИНАНИЕ
Мы - ослепленные, пока в душе не вскроем
Иных миров знакомое зерно.
В моей груди отражено оно.
И вот - зажгло знакомым, грозным зноем.
И вспыхнула, и осветилась мгла.
Все вспомнилось - не поднялось вопроса:
В какие-то кипящие колеса
Душа моя, расплавясь, протекла.(1914)
В первом стихотворении, посвященном Л.Д. Блок, наряду с заголовком, семантика воспоминания поддерживается с помощью слова помнит. Видо-временная форма этого глагола указывает на постоянство процесса запоминания образов, актуализируемых в памяти человека. Воспоминание в данном произведении называет как непосредственно процесс, так и результат - чувственно-наглядный образ, всплывающий в подсознании героини. Перед читателем возникает следующая картина: старушке снятся счастливые моменты молодости. Благодаря кольцевой композиции стихотворения (качался, качается и будет качаться сонный хмель; жужжал, жужжит и будет жужжать шмель) становится очевидным, что этот сон уже снился и еще приснится героине. Таким образом, мы можем говорить об отнесенности ее сна к будущему. Сновидение в данном тексте - форма непроизвольноговоображения человека, благодаря которой в данной точке отсчета - «здесь и сейчас» - соединяются все временные планы бытия человека. Поскольку воспоминания - основа для воображения героини, во сне они могут экстраполироваться в ее возможное будущее благодаря фантазиям и мечтам [9, с. 170].
Во втором произведении семантика воспоминания-задаетсяглаголомв форме прошедшего временивспом-нилось. Вспоминаемый объект не конкретизируется автором, он передается посредством определительного местоимения всё, реализующего семантику обобщения и полного охвата чувственно-наглядных картин. Под всемподразумевается что-то очень важное, активно воздействующее на внутреннее состояние лирического героя. вызывая у него сильнейшее потрясение. В период создания этого стихотворения поэт находился под глубоким впечатлением от лекций А. Штейнера по антро-пософии.Воспоминания самого автора как нельзя лучше передают сутьстихотворения: «В действии на меня этих лекций совершалась мистерия очищения души: сотрясения эфирного тела переходили в душевное потрясение. вырывавшее душу из тела, и очищение - следствие потрясений - подготовлялось взрывами неописуемой, чисто духовной любви ко всему человечеству» [Цит. по: 8, с. 151].
Напомним, что А. Белый трижды выводит в заголовок своих стихотворений но м и нати в во с по \ ш на н ис. что вызывает большой интерес. Лирическое произведение становится обращением к прошлому, в его основу кладутся самые ценные воспоминания, связанныес личной жизнью поэта.
Воспоминание экранирует память, поэтому очень
часто в художественном тексте существительное воспоминание начинает функционировать в значении памяти и может быть адекватно заменено соответствующим субстантивом. Например:В воспоминанье и доныне/ Стоишь святыней красоты - / Ты в роковой моей године: / У роковой своей черты (Христиану Моргенштерну).
Употребление девербативавоспоминание в форме предложного падежа с предлогом в, когда словоформа приобретает обстоятельственное значение места ("Вместилище, хранилище чувственно-наглядных образов прошлого") [2, с. 217], особенно подчеркивает возможность его замены предложно-падежной формойвпамяти.В данном примере подразумевается, что автор в рамках изучаемого философского течения представлял эталоном духовной красоты, считал превосходным мыслителем Христиана Моргенштернаи до сих пор хранит в своей памяти образ самого близкого по духу человека.
Приведем полный текст этого стихотворения. ХРИСТИАНУ МОРГЕНШТЕРНУ Старшему брату в Антропософии Ты надо мной — немым поэтом — Голубизною глаз блеснул, И засмеявшись ясным светом. Сквозную руку протянул. В воспоминанье и доныне Стоишь святыней красоты Ты в роковой моей године У роковой своей черты. Тебя, восставшего из света. Зовет в печали ледяной -Перекипевшая планета, Перегремевшая войной; В часы возмездия подъявший Свои созвездия над ней, -В тысячелетья просиявший Тысячесветием огней, -Как и тогда, во мне воскресни. Воспламенясь, ко мне склони Свои просвеченные песни В грозой отмеченные дни.(1918) Произведение интересно тем, что охватывает и план прошлого, и план настоящего посредством использования темпоральных наречий тогда - доныне. Воспоминание предполагает воспроизводимый опыт былых ощущений и восприятий. В данных поэтических строках процесс воспоминания затрагивает настоящий момент времени, описываемые образы актуальны не столько в прошлом.сколькосейчас. о чем свидетельствует употребление автором глагола стоишь в форме настоящего времени.
Подчеркнем, что в этом стихотворении много слов, относящихся к книжной - высокой - лексике (святыня, година, возмездие, восстать, воскреснуть, подъять, созвездие, воспламениться), поэтому выбранная автором разговорная форма суффикса -нь/~ существительного воспоминанье, казалось бы, должна выбиваться из общей стилистики текста, однако вполне
уместна. Гармоничное функционирование данного номинатива в текстеобъясняется тем, что он актуализирует близость к адресату - неслучайно посвящение называется «Старшему брату в Антропософии». Воспоминание вбирает в себя отношение А. Белого к Христиану Моргенштерну одновременно и как к брату, товарищу, и как кумиру, вдохновителю. Внутренние переживания, столкновение разныхчувстввнутри самого поэта оставили неизгладимый отпечаток на его жизни и самоопределении. Использование контрастирующих компонентов:оксюморонанемой поэт, контекстуальных антонимовсвет - печаль, лед - пламя - помогает создать образ-идеал, который станет для лирического героя светом в беспроглядном и холодном бытии.
В следующем стихотворении также употребляется-девербативвоспоминанье с суффиксом -нь/-: ССОРА Год минул встрече роковой. Как мы, любовь лелея, млели. Внимая вьюге снеговой. Как в рыхлом пепле угли рдели. Над углями склонясь, горишь Ты жарким, ярким, дымным пылом; Ты не глядишь, не говоришь В оцепенении унылом. Взгляни - чуть теплится огонь; В полях пурга пылит и плачет; Над крышею пурговый конь. Железом громыхая, скачет. Устами жгла давно ли ты До боли мне уста, давно ли. Вся опрокинувшись в цветы Желтофиолей, роз, магнолий. И отошла... И смотрит зло В тенях за пламенной чертою. Омыто бледное чело Волной волос, волной златою.
Померк воздушный цвет ланит. Сомкнулись царственные веки И все твердит, и все твердит «Прошла любовь», - мне голос некий. В душе не воскресила ты Воспоминанья бурь уснувших... Но ежели забыла ты Знаменованья дней минувших, -И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, -Уйду, сокрытый мглой ночной, В ночное, в ледяное поле: Пусть ризы снежные в ночи Вскипят, взлетят, как брошусь в ночь я, И ветра черные мечи Прохладным свистом взрежут клочья. Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки... Вскочила ты, над головой Свои заламывая руки. (1908) В данном произведении семантика воспоминания
передается обилием лексики с соответствующим значением (минул, давно, прошла, воскресила, забыла, минувших). Представляемые картины отправляют читателя вместе с героями стихотворения в их совместное прошлое, в котором они были счастливы.
Отвлечённое отглагольное существительное на-ние / -иье заключает в себе единство предметного и процессуального значений [2. с. 220]. В данном при-мересубстантивный компонент доминирует над глагольным. На это указывает форма множественного числа субстантива воспоминанья, которая подчеркивает предметно-чувственное начало воспоминания и воспроизведение прошлого опыта в виде нескольких чувственно-наглядных образов [2, с. 223].
И в следующем стихотворении используемая словоформа воспоминанья позволяет говорить о том, что в памяти лирического героя множество чувственно-наглядных картин прошлого: МОСКОВСКИЙ ДОМ 1
Все спит в молчанье гулком.. Над Мертвым переулком -За фонарем фонарь Колеблет свой янтарь. Лишь со свечою дама Покажется в окне: -И световая рама Проходит по стене; Танцуют в окнах светы: Кенкеты и портреты, -И белые чехлы -Вот: выступят из мглы. Лишь дворник встрепенется И снова головой -Над тумбою уткнется В тулуп бараний свой.
2
Мечтательно Полина Разбитое пьянино -В ночном дезабилье: Терзает в полусне. Рыдает сонатина Потоком томных гамм... Разбитое пьянино -Оскалилось: вон там. Старинные куранты Зовут в ночной угар. Развеивает банты Атласный пеньюар. Трясутся напильотки Напудренной красотки -Семидесяти лет: Взлетает в ночь браслет. В полуослепшем взоре Гардемарин и море, -И невозвратный Крым: Воспоминаний дым. И нынче, как намедни.
У каменных перил Проходит вдоль передней. Ища ночных громил, -Лакей ее, Акакий, Лакей ее глухой, -В потертом, сером фраке, С отвислою губой В растрепанные баки Бормочет сам с собой. (1908) Множественность образов в сознании героини вербализуется в данном произведении не только посредством перечисления вспоминаемых объектов, но и благодаря форме множественного числа самого существительного воспоминания.
В последних двух стихотворениях девербативво-споминания / воспоминанья формирует метафоры: воспоминанья бурь, воспоминаний дым.
В первом примере заголовок стихотворения «Ссора» и переносное употребление слова буря ('"перен.: Сильные душевные переживания, волнения") [10, с.54] помогают нам раскрыть содержание метафоры. Под воспоминаниями подразумеваются как конфликтные ситуации, так и яркие, счастливые эпизоды из жизни героев. Для А. Белого любовь нестабильна, переменчива, она динамична, как стихия, с которой сравниваются воспоминания о любви. Любовь в понимании поэта есть влечение, страсть, которая ведет возлюбленных из крайности в крайность: от бурных ссор к безудержной нежности - и наоборот. Если эти эмоцииоживутвпамяти, то станут толчком для пробуждения в героях былого чувства.
Во втором стихотворении «Московский дом» метафора воспоминаний дым интересна тем, что вспоминаемый объект размыт, ограничен словами гардемарин, море и Крым, однако способна активизировать воображение читателя. Сама атмосфера вечера напоминает мечтательной героине о романтичном острове, отправляет мысленно в ее прошлое. Лексическое значение слова дым определяется так: "1. Поднимающиеся вверх серые клубы - летучие продукты горения" [10, с. 150]. Мы можем предположить, что дым - это то, что осталось от жаркого пламени любви между молодыми людьми (Полины и гардемарина), которые познакомились в Крыму. Чувства влюбленных потухают, но каждый виток воспоминаний дает возможность им снова разгореться.
Метафора как очень распространенное средство выразительности речи создает особу ю образную систему и оказывает сильнейшее воздействие на воображение человека: посредством фантазийного мышления читатель способен сконструировать возможное прошлое лирических героев.
Доминирование субстантивного компонента над глагольным в грамматической семантике существительного воспоминание может определяться употреблением последнего в функции подлежащего и распространением каким-либо атрибутивом.
Рассмотрим текст стихотворения А. Белого «Э.К. Метнеру»
(Письмо)
Старинный друг, моя судьбина -Сгореть на медленном огне... На стогнах шумного Берлина Ты вспомни, вспомни обо мне. Любимый друг, прости молчанье -Мне нечего писать; одно В душе моей воспоминанье (Волнует и пьянит оно) -Тяжелое воспоминанье... Не спрашивай меня... Молчанье!.. О, если б... . Помню наши встречи Я ясным, красным вечерком, И нескончаемые речи О несказанно дорогом. Бывало, церковь золотится В окне над старою Москвой, И первая в окне ложится. Кружась над мерзлой мостовой. Снежинок кружевная стая... Уединенный кабинет, И Гёте на стене портрет... О, где ты, юность золотая? Над цепью газовых огней Пурга уныло песнь заводит... К нам Алексей Сергеич входит. Лукаво глядя из пенею. И улыбается закату... Будя в душе напев родной. Твой брат С-тоП ную сонату Наигрывает за стеной... Последние аккорды коды Прольются, оборвутся вдруг. О, если б нам в былые годы Перенестись, старинный друг! Еще немного - помелькает Пред нами жизнь: и отлетит -Не сокрушайся: воскресает Все то, что память сохранит. Дорога от невзгод к невзгодам Начертана судьбой самой... Год минул девятьсот восьмой: Ну, с девятьсот девятым годом!..(1909) В данном стихотворении подлежащее-девербативвоспоминанье распространяется прилагательным тяжелое, которое имеет качественную характеристику и передает ностальгическое настроение всего произведения. Номинатив в этом тексте приобретает субъектное значение силы, которой лирический герой не может и не хочет противостоять.
Чтобы подчеркнуть важность воспоминаний, в данном тексте используется такая стилистическая фигура речи, как эпифора: внимание лирического героя сосредоточено на картинах прошлого. В памяти поэта постоянно воскресают образы и события, ставшие частью прошлой жизни адресата и адресанта.
Семантика воспоминания передается не только по-
средством самого существительного с соответствующим значением, но и благодаря контексту, в котором употребляется лексика со значением воспроизведения былого опыта: вспомни, помню, бывало, былые, память, воскресает, минул. Вместе с тем в стихотворении имеет место быть и возможное будущее. На это указывает прерванное предложение оптативной семантики О, если б нам..., которое подчеркивает ирреальную, создаваемую в сознании желательную действительность, вселяет в лирического героя веру в то, что можно изменить прошлое в воображении.
Объединение прошлого и будущего, происходящее в настоящий момент времени, то есть когда непосредственно осуществляется процесс воспоминания, позволяет раскрыть образы героев, пронаблюдать их личностное становление и развитие не только на протяжении нескольких лет, но и всей жизни.
Таким образом, для поэзии А. Белого характерно одновременное функционирование лексики с семантикой воспоминания и воображения. Стихотворный контекст всегда ярко отражает эту уникальную стилистику автора. Контактное употребление слов с полярной
когнитивной семантикой, аккумулирующих в себе все временные планы, метафоричность текстов становится основой для возникновения новых идей имыслей. Поэт тонко чувствует и точно передает двойственную природу категории представления, что многократно подтверждается во многихегопроизведениях.
Художественно выверенное и эстетически значимое обращение А. Белого к образам памяти - воспоминаниям - подчеркивает их ценность и актуальность, поскольку они в яркой чувственно-наглядной формепередают внутреннюю сторону жизни героев, их чувства и намерения.
Неслучайно девербативвоспоминание используется поэтом в качестве заголовков его стихотворений, формирует метафоры и эпифоры. Довольно часто данный номинатив функционирует в форме множественного числа, подчеркивая предметную природу памяти. Субстантивный и глагольный компоненты в грамматической структуре существительного воспоминаниев текстах А. Белого гармонизируются, так как данный девербатив обозначает одновременно и процесс, и чувственно-наглядный образ.
Библиографический список
1. Белый А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Терра - Книжный клуб, 2005.
2. Гапайденко Л.Н. Глаголы и девербативы с семантикой представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. 286 с.
3. Гапайденко JI.H. Категория представления как структурно-семантическая (на материале художественной прозы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: ТГПУ, 2013. №3(131). С. 140-145.
4. Гапайденко Л.Н. Лексика со значением представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. 142 с.
5. Гапайденко Л.Н. Лексико-семантическое поле представления в современном русском языке: ядро, лексико-семантический класс воспоминания и периферия (на материале художественной прозы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (52): в 2-хч. Ч. 2. С. 64-71.
6. Гапайденко Л.Н., Куптараева Э.В. Дефиниция «представление/я» в философских, психологических и лингвистических словарях//Филологические науки. Вопросы теории и практики. №6(60). 4.2. Тамбов: Грамота, 2016. С. 62-69.
7. МочульйШШКВ. Андрей Белый. Париж: YMCA-Press, 1955. 292 с.
8. Куптараева Э.В. Глаголы вспомнить и помнить как частотные экспликаторы семантики воспоминания в поэзии А. Белого // Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Омск, 11 мая2017г.). Омск: ИЦРОН,2017. С. 14-18
9. Куптараева Э.В. Лексика со значением представления в поэзии Андрея Белого (на примере субстантива сон) //Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: ОГУ, 2016. №4(73). С. 168-173.
10. Ожегов СЛ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 с.
References
1. Bely A. Collected works: in 6 v. M.: Terra - Book club, 2005.
2. GolaydenkoL.N. Verbs and deverbative with the semantics of representations inmodem Russian (in the material of prose):monograph. Ufa: Publishing House of the Bashkir State Pedagogical University, 2015. 286 p.
3. Golax'denkoL.N. The category of imagination and recollection as a structural and semantic (in the fiction material)//Bulletin of the Tomsk State Ped. Univ.- Tomsk: TSPU, 2013. № 3 (131). Pp. 140-145.
4. Golavdenko L.N. Vocabulary with the meaning of imagination and recollection in modem Russian (in the material of art prose): monograph. Ufa: Publishing House of the BSPU, 2013. 142 p.
5. Golavdenko L.jV.Lexico-semantic field of view in the modem Russian language: basis, lexical-semantic classof memories and peripherals (in the fiction prose) //Philo logical Sciences. Problems of the theory and practice. Tambov: Gramota, 2015. № 10 (52): in2part. Part 2. Pp. 64-71.
6. Golavdenko L.N., Kuptaraeva E. К The definition«imagination and recollection» in the philosophical, psychological and linguistic dictionaries // Philology. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma, 2016. № 6 (60): in 3 parts. Part 2. Pp. 62-69.
7. Moclntlsky K.V Andrey Bely. Paris: YMCA-Press, 1955. 292 p.
8. Kuptaraeva E. К Verbs to remember and to be remembered as the frequency explicatory of semantic memories in the poetry of A. Bely // Actual problems and prospects of development of the Humanities: Collection of scientific papers in the international scientific-practical conference (Omsk, May 11,2017). Omsk: ICRON, 2017. Pp. 14-18.
9. Kuptaraeva E.V. Vocabulary with the meaning of representations in the poetry of Andrey Bely (on the example of substantive dream) II Scientific notes of Orel state University. Orel: OSU, 2016. №4(73). Pp. 168-173.
10. Ozhegov S.I. and Shvedova N.Y. Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions /Russian Academy of Sciences. The Russian language Institute named after V.V. Vinogradov. 4,hedition, additional. M.: ООО «ITI Technologies», 2008. 944 p.