Научная статья на тему 'Лексика афганской войны'

Лексика афганской войны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4244
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНСКАЯ ВОЙНА / ЛЕКСИКА АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лексика афганской войны»

Но ослабление церковных гонений в 1950-е гг. кратковременно дало церкви приток свежего воздуха в виде молодых семинаристов.

В число этих семинаристов и вошли молодые кунгурские священники: Леонид Зыков и Борис Бартов, которые не вписывались в привычные стереотипы о духовенстве.

Так Леонид Зыков имел высшее духовное образование, активно вел проповедническую деятельность, в то же время следил за научно-популярной печатью, на досуге увлекался механикой. Священник Борис Бартов умел играть на скрипке, занимался живописью, переписывая картины классиков.

По мере возможности кунгурские священники занимались самообразованием: выписывали Журнал Московской Патриархии, чтобы быть в курсе церковной жизни, журнал «Наука и религия», чтобы иметь возможность отвечать на атеистическую пропаганду, читали газеты и слушали радио.

Таким образом, это были отнюдь не ограниченные, а мыслящие люди, следящие за своим образованием и стремящиеся своим личным примером доказать право на религиозное мировоззрение в атеистическом государстве.

Список источников

Летопись Всехсвятского храма г. Кунгура.

Интервью с прот. Борисом Степановичем Бартовым

Керекеш A.C., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. Л.А. Лукьянова

Лексика Афганской войны

Но мне не так уж важно, откуда этот парень.

Мне важно, что оттуда, мне важно, что был там, И не пройду я мимо, а лишь скажу тихонько Единственное слово, пароль один: «Афган» (Слатов Ю„ «Голубые береты»), «Афганская война» - «акт интернациональной помощи», как было названо военное вторжение, - надолго определил ход всей мировой политики, отношение к нашей стране, нашим словам и нашим делам. Слово «Афганистан» на десятилетия прочно вошло в лексикон политиков, дипломатов, военных, разведчиков, журналистов.

Каждый из сотен тысяч, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана, частью его земли, которая так никогда и не смогла поглотить всей пролитой крови. На целом поколении это война оставила свой отпечаток, не оставила никого равнодушным к этому событию.

Журналист Артем Боровик, побывавший на Афганской войне, в своей книге «Спрятанная война» напишет:

«Впрочем, «Афганистан»- это скорее молитва, обращенная не столько к Богу, сколько к самому себе. Шепни молитву эту перед сном ровно столько раз, сколько людей там погибло. Выплевывай это слово, выбрасывай его быстрее автомата. И если повезет, быть, может, где-то на пятнадцатой тысяче ты поймешь, услышишь его изначальный тайный смысл» (Боровик А., 1989, с.41).

История Афганской войны на сегодняшний день не достаточно изучена, тем более следует учесть, что в советские годы она была фактически запретной темой, а многие архивные документы до сих пор не доступны исследователям.

Разговаривая с участниками Афганской войны, слушая их разговоры между собой, часто приходилось слышать специфические, часто не понятные слова и выражения, которые в общении их самих друг с другом звучали обыденно и привычно. Так появился интерес к теме повседневной жизни советских солдат на этой войне и более конкретного её аспекта - лексики афганской войны.

Основным источником для её изучения стали многочисленные беседы с участниками тех событий, воспоминания воинов-афганцев, стихи и песни их собственного сочинения, документальная и художественная литература.

Среди немногочисленных попыток научного исследования данной проблематики, следует выделить работу Б. Бойко и А. Борисова «Афганский» лексикон. Создано нескольких словарей военного жаргона, содержащие, в том числе и характерные примеры из «афганской лексики» (Коровушкин В. «Словарь русского военного жаргона» и др).

В своей работе филологи Б. Бойко и А. Борисов предприняли попытку классификации афганского жаргона, выделяя в нем «солдатский жаргон», «армейский жаргон», «военно-бытовой лексикон».

Часть афганской лексики представлена терминами, освоенными ранее, и в годы Великой Отечественной войны и ранее - ротный, взводный, санчасть, медсанбат и т.п. Другая часть военных терминов - слова, которые употреблялись солдатами в более поздних военных конфликтах, в том числе на чеченской войне. К ним, например, относятся: «крокодил» - (вертолет огневой поддержки Ми-24), «РД» - (разведдозор), «Сочинец»- (солдат самовольно оставивший часть, от СОЧ - самовольное оставление части) и то и другое можно отнести к разряду профессионализмов.

Среди них много сокращений, многие из которых обладают нестертой образностью - «коробка», «коробочка» - бронетранспортер, «наливник» - бензовоз, «нитка»- колонна автомашин, сопровождаемая бронетранспортерами; «энша» - НШ - начальник штаба, «бэтээр» - БТР- бронетранспортер; АКМ -акаэм - автомат Калашникова модернизированный, «дисбат» - дисциплинарный батальон; существительные с суффиксом «-ка» «бетонка» - шоссе с покрытием из стандартных бетонных плит, «взлетка» -ВПП - взлетно-посадочная полоса и др.

Характерным признаком лексики участников Афганской войны было наличие в нем «локализмов», бытующих в рамках данного воинского контингента, части, подразделения. «Афганский» лексикон включает, например, такие

«локализмы»: «афоня», «афошка» - афгани - денежная единица; «мушавер» -иностранный военный специалист, «бурбухайка» также - («барбухайка», «бор-бухайка», «бурубухайка») - местный грузовой автомобиль-автобус и т.п.

Примеры военного жаргона, относящегося к отдельным родам войск или профессиональных групп военнослужащих: «как десантники шутливо называли», «как говорят обычно летчики», «по-вертолетному», «танкисты их называют с иронией», «водители их называют между собой». При этом под «их» понимается нечто конкретное, что имеет свое наименование и, не нуждается в дополнительной номинации, или более расширительно, относящиеся к «мы», «наши». Например: «так мы называли», «как говорили наши», «здесь называют», или еще более расширительно - «как говорят солдаты», «как их называют военные», «их в войсках называют» и т.п.

Значительная часть слов употреблявшихся на Афганской войне, представлена заимствованиями из молодежного сленга мирного времени: «бабки», «капуста» - деньги, «видик» - видеомагнитофон; «долбиться» - колоться наркотиком, «косяк» - сигарета с наркотиком. Многие слова, употреблявшиеся на Афганской войне, из мирных терминов были превращены в военные, например: «кефир» - дизельное топливо, «консервы» - мины; «ягоды» - люди, личный состав, «война» - боевые действия подразделения, части, ограниченные рамками боевой задачи по месту и времени, «граждане» - военнослужащие срочной службы накануне своего увольнения в запас «на гражданку»; «обуваться» - менять колесо автомобиля, заменять поврежденные гусеницы бронетранспортера, танка и т.д. (Бойко, Борисов, 2007, с. 3-5).

На Афганской войне рождались поговорки, пословицы, например, такая как -.«Если хочешь жить, как туз, поезжай служить в Кундуз». Эта пословица родилась на границе. Кто служил рядом с границей, тот имел больше шансов перехватить какой-нибудь «дефицит».

При этом использовались пословицы и поговорки времён Великой Отечественной Войны и ранее.

• Солдат спит, а служба идет.

• Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера - никогда не ошибешься.

• Война кровь любит.

Известны и анекдоты, порожденные Афганской войной содержащие характерные примеры афганской лексики. Например, такие как:

* * *

- Почему Советы ввели войска именно в Афганистан?

- Решили начать по алфавиту.

Номеру призывной команды был под грифом «А».

В Афгане «вертушки» с новобранцами прилетели на место высадки, зависли над кишлаком... высоко...

Пилот: Ну че, мужики, прыгайте!

-?!?!?! ты че, офонарел?! Без «куполов»! Поубиваемся ведь.

- Не знаю, но если я еще на метр опущусь - дембеля запрыгнут.

Понятия вертушки, купола.

* * *

- Офицер-«афганец» в Союзе в командировке. Зашел в парикмахерскую. Девушка посадила его в кресло

- Как обстановка в Афганистане?

- Нормализуется ...

Через несколько минут снова:

- Как обстановка в Афганистане?

-Нормализуется ...

И опять ...

Постригся, ушел. В парикмахерской спрашивают:

- Зачем мучила человека?

- Как спрошу об Афганистане, у него волосы дыбом становятся - легче стричь.

Многие анекдоты по содержанию из разряда «черного юмора».

* * *

В Кабуле на пересылке встретились: Змей Горыныч, Кащей Бессмертный и Баба Яга. Все едут защищать революцию. Через два года увидели друг друга по дороге домой: у Змея Горыныча только одна голова уцелела, остальные снесли; Кащей Бессмертный чуть живым остался, потому что бессмертный, а Баба Яга - вся в «монтане»: варенка на ней. Веселая.

- А я на третий год оформляюсь.

- Ты с ума сошла, Баба Яга!

- Это я в Союзе Баба Яга, а тут - Василиса Прекрасная.

Следует отметать характерные приметы и суеверия распространенные на Афганской войне:

^ Еще видел ... саперов в странной на первый взгляд форме: при погонах и в белых тапочках. В ней воплотилась кроха горького опыта: в сапогах - без ноги, в ботинках - без ступни, в кроссовках - без пальцев ...

^ Патроны продавали вареные ... пуля ... не вылетает, а выплевывается из ствола. Убить ей нельзя. Ставили ведра или тазы, бросали патроны и кипятили два часа (прежде, чем продать афганцам).

Уходим на операцию - не прощаемся за руку. В день подрыва новый командир роты пожал мне руку. Он от души, еще никто его не предупредил. И я взлетел...

Существовало поверье: сам напросился в Афганистан добром это не кончится, послали - дело служивое, может, и пронесет, вернешься домой.

^ Из негласного кодекса десантников: «Десантник становится на колени лишь в двух случаях: перед трупом друга и чтобы напиться воды из ручья» (Бойко, Борисов, 2007, с. 126).

Таким образом, не все включенные в «афганский» лексикон слова являются исключительным достоянием «афганцев». Что-то было общим, существо-

вало «до» и существует «после», что-то было в речевом употреблении только «там» и «тогда».

Многие слова родились на афганской войне («Афган», «Ограниченный контингент», «Голубые береты» - десантура, «Груз-200», «Шурави» - так афганцы называли русских солдат).

Те люди, которые прошли Афганскую войну, самоиндефицируют себя с тем временем, с той социатьной группой, в которой они прожили важную часть своей жизни. Тому доказательство строчки из песен группы «Голубые береты»: «Тому, кто ни разу не бывал «За кордоном» Вам никогда нас не понять» (Сла-тов Ю., «Голубые береты»).

Время пришло, и я расстаюсь с вами, друзья, Слезы в глазах, но их не боюсь, удержать их нельзя. Сколько всего здесь пережить выпало нам, Нет, никогда мне не забыть Афганистан (Решетников А., «Голубые береты»).

Список источников и литературы

Боровик, А. Спрятанная война / А. Боровик // Огонек. - 1989. - № 46. — С.

49-52.

Бойко, Б.Л., Борисов, А. «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов Афганской войны. 1979-1989 гг. / Б. Л. Бойко, А. Борисова http://lib.rin.rU/doc/i 20299p.html

Коровушкин, В. Словарь русского военного жаргона / В. Коровушкин. — Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2000.

Разумов Н.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.Р. Гущин

Конон - афинянин на персидской службе?

В современном антиковедении важное место занимает проблема греко-персидских взаимоотношений. И интерес к ней не случаен - отношения греков и персов носили постоянный характер, и каждая сторона стремилась извлечь из сотрудничества собственные выгоды. В первую очередь, взаимоотношения между империей Ахеменидов и греческими городами-государствами касались внутренних дел Эллады. В ходе продолжительных, кровопролитных и затратных войн полисам не хватало средств. Поэтому часто они обращались за помощью к персидским сатрапам или к самому царю царей. Персам, несомненно, было выгодно принимать участие в греческих войнах, ведь, подпитывая попеременно, то Афины, то Спарту, они не давали ни одной из сторон быстро взять верх, тем самым ослабляя оба полиса. Персам не нужна была сильная Эллада, которая могла оспорить у Ахеменидов господство над Ионией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.