_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
Таким образом, рекламные заставки на «Русском радио» полостью оправдывают определение в названии радиоволны - р у с с к о е, поскольку в них представлена российская действительность без прикрас. Главным приемом языковой игры становится игра с лексическим значением многозначных слов и слов-омонимов.
© Минибаева С.В., 2016
УДК 811.111-26
Л. Ф. Мухарамова
Студентка 2 курса экономического факультета Оренбургский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова
Научный руководитель: Т. Г. Нестерова
к. п. н., доцент
ОФ Российского экономического университета им Г. В. Плеханова
Г. Оренбург, Российская Федерация
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТА «БОГАТСТВО» В РОМАНЕ ФРЭНСИСА
СКОТТА ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
Аннотация
В статье рассматриваются лексические особенности реализации концепта «Богатство» в авторской картине мира Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. В работе определены базовые признаки концепта «Богатство» в английском языке; предложен алгоритм изучения лексических особенностей реализации концепта. Лексические единицы с семой «богатство», отобранные методом сплошной выборки, были распределены по тематическим группам в соответствии с установленными базовыми признаками, проведено сравнение маркеров богатства. На основе количественного анализа определены базовые признаки, составляющие ядро концепта «Богатство» в авторской картине мира Ф. С. Фицджеральда.
Ключевые слова
Языковая картина мира, концепт «Богатство», лексические средства, роман.
Экономическая наука предполагает формирование экономической картины мира, которая, в свою очередь, состоит из множества элементов (концептов), таких как базовые концепты, концепты-дескрипторы и социальные концепты. Исследование концепта «Богатство» является актуальным и важным для человека, изучающего экономику.
Целью данной статьи является изучение лексических средств реализация концепта «Богатство» в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Концепт понимается нами вслед за В.Г. Воркачевым как «...единица коллективного знания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой» и представлен рядом языковых реализаций, образующих лексико-семантическую парадигму. [1, С. 72]
«Концепт «Богатство» является одним из ключевых концептов, поскольку включен во многие аспекты человеческого бытия: от дифференциации социальной иерархии общества до выработки системы ценностей индивида». [5, С. 111]
Концепт «Богатство» сложный конструкт, тесно связанный с социализацией, с ценностным миром экономики, с базовыми смыслами. Невозможно представить сферу человеческой жизни, которая не была бы связана прямо или косвенно с феноменом богатства. Сложность и противоречивость этого концепта обусловлена широким спектром скрытых в нем смыслов.
Анализ научных работ за последние 10 лет показал определенный интерес лингвистов к проблеме
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
концепта «Богатство», который является одним из базовых концептов любой культуры.
Н. С. Макеева исследует концепт «Богатство» в рамках лингвокультурологического подхода. Е. В. Клементьева анализирует концепт «Богатство» в русском и английском языках в рамках семантического и когнитивно-прагматического подходов. Изучение данного концепта в молодежном языковом сознании русских и англичан в русле лингвокогнитивного подхода осуществляет Е. Г. Стешина. Также концепт «Богатство» изучают С. Б. Куцый, Н. А. Погребная, В. И. Чечетка, Т. Н. Новоселова, Е. Н. Учайкина, А. Л. Елсакова, В. Ф. Ремизова, В. Н. Репина, Н. Д. Паршина и другие исследователи. [2, С. 113]
Для изучения концепта «Богатство» мы обратились к роману «Великий Гэтсби» знаменитого американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (1896-1940). Это произведение было написано в начале 20 века, в эпоху наибольшего расцвета капитализма в Америке, а капитализм в свою очередь порождает возникновение группы зажиточных людей, которых и описывает Ф. С. Фицджеральд в своем романе.
Автор романа является воплощением внешнего блеска, материального успеха и благополучия. Внешнее проявление отражено во всех произведениях Фицджеральда, он является ярким представителем периода развития капитализма. Он получил образование в лучших учебных заведениях, как автор был очень популярен, обсуждаем, в его работах прослеживается острота ума. Сила таланта сделала Ф. С. Фицджеральда популярным автором первой половины XX века. Осмысление творчества этого автора позволяет найти механизмы, отражающие переживания современности. «Он являл собой воплощение американской мечты -молодости, красоты, обеспеченности, раннего успеха - и верил в эти атрибуты так страстно, что наделял их определенным величием, - писал о Фицджеральде его современник Эндрю Тернбулл.
Его человеческая биография совпала с биографией века, и все материальные достижения, успехи, все богатство, которое присутствовало в его жизни так или иначе спроецированы во все его произведения.
В романе «Великий Гэтсби», написанном в 1925 году, Фицджеральд окончательно расстался с молодыми иллюзиями, чутко уловив, что человек, цинично выстраивающий свою жизнь только по законам успеха (как его Гэтсби), в итоге приходит к полной личной катастрофе.
Практическая часть исследования лексических средств выражения концепта «Богатство» включает ряд этапов. На первом этапе методом сплошной выборки были отобраны лексические единицы, имеющие сему богатства. Под лексической единицей в статье понимается слово, устойчивое словосочетание или другая единица языка, способная обозначать предметы, явления, их признаки и т.п. На втором этапе отобранные единицы были расклассифицированы по тематическим группам, соответствующим признакам концепта «Богатство»: «предметы роскоши»; «дорогие материалы»; «помещения для богатства»; «сооружения»; «машины»; «одежда».
Роман имеет объем 235 страницы. Из всего объема произведения было отобрано 25 лексических единиц, реализующих сему богатства.
Необходимо отметить, что в романе «Великий Гэтсби» максимально выражен признак «дорогие материалы», который представлен 9 лексическими единицами (мраморный, отблески золота, резной дуб, сверкала никелем, жемчужное, голубой и розовый шелк, плотный шелк, льняное полотно, тончайшая фланель), что составляет 36% от всех номинаторов богатства в романе. Этот признак отличается конкретностью и однозначностью.
Признак «помещения для богатства» является менее частотно встречаемым и представлен 7 лексическими единицами (вилла, конюшня, дом в георгианско - колониальном стиле, комната с высокими готическими сводами, целый этаж в отеле «Мюльбах», салонами Marie Antoinette, гостиными в стиле Реставрации), что составляет 28% от всех номинаторов богатства в этом романе.
Редко встречается такой признак, как «сооружения», который представлен 4 лексическими единицами (угловая башня, бассейн, сад в сорок с лишним акров земли, итальянский сад).
Признак «одежда» представлен 3 лексическими единицами (бесчисленные костюмы, халаты, галстуки; уложенные дюжинами сорочки, сорочки плотного шелка).
Крайне редко (1 лексическая единица) представлены признаки «машины» (роскошный лимузин) и «предметы роскоши» (жемчужное колье).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х
Для описания богатства автор использует такие лексемы как «мрамор» (2 лексические единицы), «шелк», «золото», «резной дуб», «жемчуг». Эти лексемы на протяжении веков являлись универсальными символами богатства, абсолютной, осязаемой формой денег, власти и могущества. Природный блеск, сияние наделяет эти материалы магической и даже божественной силой.
Необходимо отметить разнообразие лексических средств, выражающих концепт «Концепт» в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Реализация концепта «Богатство» характеризуется, прежде всего, таким признаком как «дорогие материалы». Признаки «предметы роскоши», «помещения для богатства», «сооружения», «машины», «одежда» представлены в меньшей степени. Фицджеральд связывает богатства с материальным, вещественным, а не духовным миром.
Таким образом, признаки концепта «Богатство» носят прагматический оттенок, ассоциируя богатство исключительно с роскошными предметами материального мира. Список использованной литературы:
1. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. Филологические науки / С.Г. Воркачев. - 2001. - №1. - С. 64-72.
2. Путилина, Л.В., Нестерова, Т.Г. Подходы и методы исследования концепта «Богатство» в отечественной лингвистике. - Вестник ОГУ №11(172). - Оренбург, 2014. - С.1П-П6
© Мухарамова Л. Ф., 2016
УДК 81-23
Назаркина Валентина Владимировна
магистрант гр. М-22, ХГУ, г. Абакан, РФ E-mail: [email protected]
ОТРАЖЕНИЕ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ KIND/EVIL В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
Аннотация
В статье отображаются результаты исследования бинарной оппозиции «добрый/ злой» на материале проведенного свободного ассоциативного эксперимента. Анализ полученных английских и русских ассоциативных полей выявляет общность и различие в образе мышления представителей английской и русской культур. Рассматриваются такие аспекты, как антонимические отношения, частотное ядро, частотность повторения, синтагматические и парадигматические связи. Полученные данные раскрывают понятия с психолингвистической стороны.
Ключевые слова
Свободный ассоциативный эксперимент, языковое сознание, бинарная оппозиция, ассоциативное поле, психолингвистическое значение.
В сознании носителя любой культуры образ мира создается совокупностью лингвистических универсалий и особого функционирования языковых знаков, отражающих национальное мировидение. Проявления особенностей языкового сознания носителя языка следует ожидать, прежде всего, в области лексики, в том числе, связанной с такими универсальными для языка понятиями как категории оценки.
Категория оценки является важным элементом концептуальной картины мира, поскольку понятия положительного и отрицательного, добра и зла, красоты и уродства присущи любой социальной системе. Проблемы отношения языка и сознания, сознания и мышления, языка и культуры трактуются учеными с различных научных и методологических позиций.