Научная статья на тему 'Лекарственная помощь населению и перспективы реформирования системы лекарственного обеспечения с точки зрения руководителей ЛПУ и аптек'

Лекарственная помощь населению и перспективы реформирования системы лекарственного обеспечения с точки зрения руководителей ЛПУ и аптек Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юргель Н. В.

Главной целью социальной политики Российской Федерации является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение доступности основных социальных гарантий, качественной медицинской помощи и социального обслуживания. В связи с этим одним из приоритетных направлений программы социально-экономического развития нашего государства является обеспечение доступности эффективных, безопасных и качественных лекарственных средств для широких слоев населения, совершенствование механизмов лекарственного обеспечения на основе общественного договора, взаимодействия организаций с различными формами собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юргель Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лекарственная помощь населению и перспективы реформирования системы лекарственного обеспечения с точки зрения руководителей ЛПУ и аптек»

Н.В.ЮРГЕЛЬ, зам. директора Департамента фармацевтической деятельности,

обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития РФ, д.м.н., заслуженный врач России

Лекарственная помощь населению

И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С ТОЧКИ

■■И

ЗРЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЛПУ И АПТЕК

Светлой памяти члена-корреспондента РАМН Овчарова Владимира Куприяновича.

Главной целью социальной политики Российской Федерации является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение доступности основных социальных гарантий, качественной медицинской помощи и социального обслуживания. В связи с этим одним из приоритетных направлений программы социально-экономического развития нашего государства является обеспечение доступности эффективных, безопасных и качественных лекарственных средств для широких слоев населения, совершенствование механизмов лекарственного обеспечения на основе общественного договора, взаимодействия организаций с различными формами собственности.

Необходимость реформирования фармацевтического сектора здравоохранения определяется рядом причин:

4 отмечаются высокие темпы роста затрат на лекарственные средства, особенно в условиях стационара, которые, однако, не обеспечивают увеличения объема и качества лекарственной помощи;

4 наблюдается снижение социальной роли лекарственной помощи;

4 отсутствует положительная динамика показателей продолжительности и качества жизни, снижения смертности и случаев серьезных осложнений болезни среди россиян.

В условиях развития рыночной экономики появился новый социальный уклад общественной жизни. В отрасли формируются механизмы и формы экономических и социальных связей, отличные от прежних. Но система лекарственного обеспечения по-прежнему рассматривается как неотъемлемая часть системы медицинского снабжения, как одно из основных структурных звеньев здравоохранения.

На наш взгляд, дальнейшее развитие преобразований в отрасли невозможно без максимально полного представления об отношении практических работников здравоохранения и фарма-

цевтической службы к реальной ситуации в сфере обеспечения лекарственной помощью, без оценки их взглядов на перспективы развития системы лекарственного обеспечения.

С этой целью мы провели в Омской области анкетирование, в котором приняли участие 886 респондентов. Они представляли различные уровни управления в системе здравоохранения и фармацевтической службы. В число респондентов вошли:

4 заместители главных врачей медицинских учреждений муниципального уровня — 24,3%;

4 главные врачи медицинских учреждений муниципального уровня —

27,5%;

4 руководители аптечных учреждений — 21,7%;

4 руководители структурных подразделений медицинских учреждений (в основном — заведующие отделениями) —

12,7%;

4 главные врачи учреждений первичного уровня медицинской помощи (врачебных амбулаторий и поликлиник) — 5,4%;

4 заместители руководителей областных лечебно-профилактических учреждений — 3,3%;

4 руководители областных медицинских учреждений — 2,6%.

The further progress in pharmaceutical provision of the population is impossible without gathering the real-world specialists’ opinions on the current situation and the ways the system of pharmaceutical provision can be improved. That’s the reason for the scientists group to initiate a research in Omsk region. The offered questionnaires were filled in by 886 respondents. Among them managers representing different levels of management in health care system and pharmaceutical services.

N. V. YURGEL, vice-head of the RF Ministry of Health and Social Development Department for Pharmaceutical Activities, Human welfare, Science and Education; Doctor of Medicine; honoured doctor of RF. Pharmaceutical provision of the population and the prospects of its reform. the opinion of heads of patient care institutions and pharmacies.

По стажу пребывания в должности руководителя наши респонденты распределились следующим образом:

4 менее 1-го года — 5,5%;

4 более 1 года, но менее 5 лет — 18,1%; 4 более 5, но менее 10 лет — 21,7%;

4 более 10 лет, но менее 15 лет — 19,8%; 4 более 15 лет, но менее 20 лет — 13,6%;

4 свыше 20 лет — 21,3%.

Наши респонденты окончили следующие факультеты медицинских вузов:

4 лечебно-профилактический — 38,3%; 4 фармацевтический — 25,5%;

4 педиатрический — 16,8%;

4 медико-профилактический — 13,9%; 4 стоматологический — 5,5%.

Ученые степени имели 5,7% наших респондентов, второе высшее образование — 1,1% опрошенных. Большинство респондентов (93,2%) имели только базовое высшее образование.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В первую очередь нас интересовала оценка руководителями состояния лекарственного обеспечения здравоохранения, его динамики за последние годы. Стабильно удовлетворительным считают его 48,6% всех респондентов. Причем наибольшее число таких ответов было получено от руководителей муниципальных медицинских учреждений (55,9%) и от руководителей со стажем работы менее 5 лет (53,1%). Большинство руководителей государственных аптечных учреждений (45,0%) оценили состояние лекарственного обеспечения здравоохранения как хорошее и улучшающееся. Отрицательные оценки дали 22,8% респондентов. Более всего респондентов не удовлетворенных состоянием лекарственного обеспечения, оказалось среди руководителей первичных учреждений здравоохранения (38,0%) и среди руководителей со стажем от 5 до 15 лет (23,1%). Таким образом, проблема лекарственного обеспечения здравоохранения сохраняет свою остроту, прежде всего, на муниципальном уровне, о чем свидетельствуют ответы 53,0% наших респондентов из числа руководителей муниципальных учреждений и учреждений первичного звена.

ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА I

Только 7,3% респондентов считают, что действующее законодательство по лекарственному обеспечению здравоохранения, установленные нормы и правила позволяют регулировать практически все возникающие на практике вопросы. В то же время подавляющее большинство (74,1%) руководителей, принявших участие в анкетировании, считают действующее законодательство удовлетворительным, но не дающим ответов на все возникающие вопросы в реальных условиях. И только 18,6% респондентов оценили установленные законодательством нормы и правила противоречивыми, допускающими возможность их различного толкования. Частота таких вариантов ответов была

характерна практически для всех категорий наших респондентов. Стоит отметить, что руководители аптечных учреждений, более остальных заинтересованные в применении на практике установленных законодательством норм и правил и, следовательно, более активно их изучающие, дали несколько больше, чем иные группы респондентов, положительных оценок (10,0%). Хотя именно среди них оказалось и большее число респондентов (21,7%), считающих законодательные нормы и правила противоречивыми.

На вопрос о том, доступна ли существующая нормативно-правовая база для практического решения вопросов лекарственного обеспечения здравоохранения, дали положительный ответ только 48,7% респондентов, 28,1% руководителей даже не имеют в своем постоянном распоряжении соответствующих нормативно-правовых документов. Большинство таких ответов мы получили от руководителей первичных учреждений здравоохранения (38,3%) и от руководителей со стажем работы в должности до 5 лет (30,6%). Руководители областных лечебно-профилактических учреждений чаще других (31,3%) выражали мнение, что недоступность существующей нормативноправовой базы связана со сложностью ее для понимания, что ограничивает возможность ее практического применения. Среди руководителей первичного звена здравоохранения (8,5%) и респондентов со стажем менее 5 лет (6,5%) оказались лица, вообще не знакомые с действующими нормативно-правовыми актами в области лекарственного обеспечения здравоохранения.

Таким образом, проблема повышения уровня знаний в области «лекарственного» законодательства актуальна для всех категорий руководителей здравоохранения и фармацевтической службы. Но более всего этот вопрос нуждается в проработке на уровне организаторов первичной медицинской помощи.

Вопрос об управлении лекарственным обеспечением в системе территориаль-

РШШ1ШМ июль 2005

ного здравоохранения имеет принципиальное значение не только для руководителей, но и для практических врачей, а главное — для пациентов. Только 9,1% наших респондентов (в группе руководителей аптечных учреждений — 10,0%) считают, что оно осуществляется на высоком организационно-методическом уровне. Больше всего таких ответов (25,0%) было получено от руководителей областного уровня. Большинство респондентов охарактеризовали уровень управления лекарственным обеспечением в системе территориального здравоохранения как удовлетворительный (75,5%), и наибольшее число лиц, выразивших именно такое мнение, было среди руководителей аптечных учреждений (80,0%). Менее всего (56,3%) таких ответов было получено от руководителей областных медицинских учреждений. Низким или неудовлетворительным назвали уровень управления:

« 14,2% всех респондентов;

« 12,5% руководителей областных учреждений;

♦ 14,2% руководителей муниципального уровня;

« 20,0% руководителей первичных учреждений здравоохранения;

« 10,0% руководителей аптечных учреждений.

Стаж респондентов не оказывал существенного влияния на характер ответов. Большинство (82,9%) респондентов на современном этапе отводят лекарственному обеспечению в процессе повышения качества и эффективности медицинской помощи населению первостепенную роль. Число таких оценок было практически одинаковым среди всех категорий руководителей, вне зависимости от их ранга или стажа (от 68,8% в группе руководителей областных учреждений до 86,6% в группе руководителей муниципальных учреждений). Не было среди наших респондентов тех, кто отрицал бы роль лекарственного обеспечения в процессе повышения качества медицинской помощи или считал бы ее незначительной. Руководители аптечных учреждений в 85,0% случаев также оценили роль лекарственного обеспечения как первостепенно значимую в процессе повы-

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ■ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

шения качества медицинской помощи. Аналогичная структура ответов была получена нами и на вопрос о роли лекарственного обеспечения в процессе повышения результативности и эффективности функционирования здравоохранения на современном этапе. Эту роль считали приоритетной 82,5% всех респондентов, в т.ч. 88,3% руководителей аптечных учреждений. Второсте-пенность ее значения чаще всего была подчеркнута в ответах руководителей областного уровня (31,3%) и руководителей первичного уровня здравоохранения (22,0%), а также в ответах руководителей со стажем менее 5 лет (21,9%). Но никто из наших респондентов не считал, что значение этой роли можно игнорировать.

Большинство наших респондентов (59,3%) выразило мнение, что оптимальной системой лекарственного обеспечения является децентрализованная модель, но с элементами государственного регулирования особо значимых направлений в области лекарственного обеспечения. Такой ответ дали 69,5% руководителей аптечных учреждений, 68,8% руководителей областных учреждений и 44,7% руководителей первичных учреждений здравоохранения. В пользу государственной (централизованной) системы высказались 32,6% всех лиц, участвовавших в анкетировании. Максимальное число сторонников такой концепции было среди руководителей первичного уровня медицинской помощи (42,6%), а минимальное (18,8%) — среди руководителей областных учреждений. За свободную рыночную модель системы высказались только 8,1% опрошенных лиц, причем меньше всего сторонников этой модели оказалось среди руководителей аптечных учреждений (3,4%). Стаж респондентов в данном случае не оказывал на структуру ответов существенного влияния.

В то же время взгляды наших респондентов в отношении оптимальной формы лекарственного обеспечения медицинских учреждений оказались весьма дифференцированными. Так, 38,7% всех респондентов отдают предпочтение смешанной форме, сочетающей механизмы централизованного, децентрализован-

ного и свободного рыночного характера. Большинство сторонников такого подхода оказалось среди руководителей областных учреждений здравоохранения (66,7%), менее всего (28,8%) — среди руководителей аптечных учреждений. За централизованную форму лекарственного обеспечения медицинских учреждений через региональное государственное оптовое предприятие высказались только 18,2% всех респондентов. Но больше всего сторонников этой формы обеспечения было среди руководителей первичного звена здравоохранения (22,0%), руководителей муниципального уровня (21,7%), а также среди респондентов со стажем от 5 до 15 лет (19,5%). Вариант децентрализованного обеспечения (через закрепленную сеть государственных и муниципальных аптек) оказался наиболее привлекательным для 49,2% руководителей аптечных учреждений, наименее приемлемым — для руководителей областных учреждений (6,7%). В среднем этот вариант считают предпочтительным 24,5% респондентов. За свободную рыночную модель лекарственного обеспечения медицинских учреждений, основывающуюся на свободном выборе медицинской организацией поставщиков, высказалось 9,9% всех респондентов. Частота таких ответов была практически одинаковой во всех группах опрошенных (от 6,7 до 11,9%).

¡ОЦЕНКА ФОРМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Оптимальной формой финансирования лекарственного обеспечения медицинской помощи в стационарах, по мнению большинства респондентов, является дифференцированная форма, включающая все возможные варианты (бюджетное финансирование, обязательное и добровольное медицинское страхование, прямая оплата пациентами). За такой вариант высказались 61,5% всех наших респондентов! Среди его сторонников большинство составляют руководители областных учреждений здравоохранения (81,3%), а меньшинство — руководители аптечных учреждений (39,7%). Сторонниками бюджетного финансирования остались 18,1% всех респондентов (25,9% руководителей аптечных учреждений и

12,5% руководителей областных учреждений). Финансирование через систему обязательного медицинского страхования поддерживают 14,4%, а через добровольное медицинское страхование — 0,7% всех респондентов. В единичных случаях респонденты считали оптимальной формой оплаты лекарственного обеспечения в стационарах прямые платежи. 47,5% респондентов (52,4% руководителей муниципальных учреждений, 22,0% руководителей областных учреждений) считают, что лекарственное обеспечение медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий должно быть бесплатным «полностью для всех, независимо от условий получения медицинской помощи». Согласны с тем, что лекарственное обеспечение в зависимости от видов медицинской помощи и условий ее получения должно быть частично бесплатным, 33,7% респондентов (62,5% руководителей областных учреждений и 45,3% руководителей со стажем до 5 лет). За дифференциацию «бесплатности» лечения в рамках программы государственных гарантий с учетом социального статуса граждан высказались 7,6% всех респондентов (11,7% руководителей аптечных учреждений); а за дифференциацию с учетом форм и тяжести заболеваний выступили 7,2% респондентов (2,1% руководителей муниципальных учреждений). Только 3,6% респондентов считают, что пациенты должны оплачивать лекарственную помощь сами (8,0% руководителей первичного уровня). Структура ответов респондентов, дифференцированных с учетом стажа, не имела характерных особенностей и была близка к общей структуре ответов всех респондентов в целом.

Большинство респондентов считает, что «даже введение частичного бесплатного лекарственного обеспечения медицинской помощи, оказываемой через стационарозамещающие формы, или амбулаторно, но в рамках программы государственных гарантий», возможно, будет стимулировать ее реструктуризацию (56,7%). Количество респондентов, придерживающихся такого мнения, оказалось практически одинаковым во всех группах, но максималь-

ное их число (68,8%) — среди руководителей областных учреждений. Аналогичная ситуация сложилась и в группах, разделяемых по стажу. Кроме того, убежденными сторонниками именно такого варианта развития процесса уже являлись 28,7% всех респондентов, а максимальное их количество было отмечено в группе руководителей со стажем до 5 лет (36,5%).

Таким образом, существующая дифференциация в подходах к бесплатному лечению пациентов в рамках программы государственных гарантий в зависимости от места его получения (в стационаре или поликлинике), по мнению наших респондентов, является объективным тормозом для осуществления оптимальной реструктуризации сети здравоохранения.

К необходимости стандартизации перечня лекарственных средств при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий положительно относятся только 35,4% всех респондентов. Минимальное число сторонников — среди руководителей областных учреждений здравоохранения (12,5%), больше всего их оказалось среди руководителей аптечных учреждений (45,0%). Отрицательное отношение к стандартизации выразили 21,9% всех респондентов (6,7% — руководители аптечных учреждений). «Как неизбежную форму ограничений при дефиците ресурсов» расценивали стандартизацию перечня лекарственных средств 42,7% всех респондентов. Причем такой показатель был характерен практически для всех групп респондентов, а среди руководителей областных учреждений такого мнения придерживаются 62,5%. Стаж не оказывал влияния на характер ответов.

Поэтому за необходимость более четкой законодательной конкретизации категорий населения, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, а также за необходимость введения нормативно-правовых механизмов, регулирующих формы ответственности в сфере ресурсного сопровождения льготных гарантий, высказались 85,1% всех респондентов! А среди руководителей областных учреждений и среди руководителей аптечных учреждений

такого мнения придерживается подавляющее большинство (93,8 и 93,3% соответственно).

Отрицательное отношение к такому варианту развития процесса выразили только 4,4% респондентов. Лишь 10,5% руководителей (17,0% со стажем от 5 до 10 лет) считали, что в нынешних социально-экономических условиях такие решения будут преждевременными. Большинство опрошенных (50,0%), в их числе 56,3% руководителей муниципальных медицинских учреждений и 57,9% руководителей аптечных учреждений, считают, что необходимо ввести в штат учреждения должность клинического фармаколога с целью оптимизации использования лекарственных средств. Однако для этого пока отсутствуют ресурсные возможности. Второй рейтинговый ранг заняла точка зрения о безотлагательной необходимости принятия такого решения (31,6%). Ее поддержали 56,3% руководителей областных учреждений и 50,0% руководителей первичных учреждений здравоохранения. Отрицательное отношение к этому выразили 18,4% респондентов. И более всего (31,6%) противников оказалось среди руководителей аптечных учреждений.

¡ОЦЕНКА ЯВЛЕНИЯ ПОЛИПРАГМАЗИИ

Важно отметить, что, по мнению наших респондентов, актуальной проблемой здравоохранения стала полипрагмазия (54,4%). Среди руководителей аптечных учреждений этого мнения придерживаются 56,9%; среди руководителей со стажем до 5 лет — 62,9%. В то же время наибольший процент отрицательных ответов на этот вопрос был получен от руководителей областных учреждений (31,3%). Число респондентов, считающих, что явление полипрагмазии является не столько проблемой здравоохранения, сколько проблемой значительной части общества, колебалось в пределах от 20,4 до 24,1% (в среднем — 22,1%). Среди руководителей областных учреждений поддержали эту точку зрения только 6,3%. Считают, что эта проблема «искусственно культивируется для стимулирования рынка лекарственных средств», 12,9% наших респондентов, и процент таких ответов был

РЕМШ1ШМ июль 2005

практически одинаковым для всех категорий руководителей.

ОЦЕНКА РЕКЛАМЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Отрицательное отношение к рекламе лекарственных препаратов по каналам средств массовой информации выразили 67,5% всех респондентов, причем количество придерживающихся именно такого мнения было примерно одинаковым во всех категориях опрашиваемых. А среди руководителей областных учреждений так считали 87,5% респондентов. Положительное отношение к рекламе выразили 22,6% респондентов. Но наиболее высокий процент ответов с положительной оценкой оказался среди руководителей аптечных учреждений (30,5%). Максимальное количество безразличных ответов было получено в группе руководителей первичных учреждений здравоохранения (14,0%). Большинство респондентов оценивают активную рекламу лекарственных средств на телевидении как «форму пропаганды самолечения, приносящую вред здоровью населения» (49,1%). Более всего такая оценка была характерна для руководителей первичного уровня медицинской помощи (58,0%) и руководителей со стажем от 5 до 15 лет (51,3%). Как «форму активного продвижения лекарств на рынке» оценили рекламу лекарственных средств на телевидении 32,7% респондентов. Самый высокий процент таких ответов был зафиксирован среди руководителей областных учреждений (50,0%) и руководителей аптечных учреждений (41,7%). Одобрительно относятся к рекламе лекарственных средств, считая ее прежде всего формой повышения информированности населения, только 15,6% респондентов. Причем сторонников рекламы оказалось больше всего среди руководителей муниципальных медицинских учреждений (18,2%) и среди руководителей со стажем до 5 лет (18,8%). Весьма щепетильным является вопрос об участии практикующих врачей в реализации лекарственных средств через сетевой маркетинг. Отрицательное отношение к такой форме работы выразили 57,1% опрошенных нами руково-

дителей. Наиболее высокой доля таких ответов была среди руководителей аптечных учреждений (76,3%) и среди руководителей со стажем от 5 до 15 лет (61,6%). Принимают такую форму «как вынужденную меру при низкой заработной плате по основному месту работы» 39,6% всех респондентов. Наибольшее число лиц, придерживающихся такой точки зрения, было среди руководителей первичных учреждений здравоохранения (52,0%), а наименьшее — среди руководителей аптечных учреждений (22,0%). Руководителей, одобряющих такую форму работы практических врачей, было всего лишь 3,3%.

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАДЗОРА

Поддерживают развитие системы государственного фармацевтического надзора большинство руководителей — 93,1% всех респондентов (100,0% руководителей областных учреждений). Отрицательное отношение к этому, считая, что в рыночных условиях государственный надзор является излишним администрированием, выразили 5,8% респондентов. Более всего такое мнение распространено среди руководителей со стажем до 5 лет (9,4%).

Взгляды руководителей на варианты наиболее перспективных форм управления фармацевтической службой на региональном уровне существенно разделились. Так, 35,8% всех респондентов считают, что это должен быть самостоятельный орган управления фармацевтической службой в структуре органа государственной власти, причем 77,6% таких ответов были получены от руководителей аптечных учреждений. Среди различных категорий руководителей здравоохранения частота таких ответов колебалась от 17,5% (руководители муниципальных медицинских учреждений) до 38,0% (руководители первичных учреждений здравоохранения). Наименьшее число таких ответов было получено в группе руководителей со стажем до 5 лет (27,0%). Мнение о том, что управление фармацевтической службой на региональном уровне должно осуществляться через структурное подразделение территориального органа управления здраво-

охранением, поддержали 33,9% наших респондентов. Среди сторонников этой точки зрения преобладали руководители муниципальных медицинских учреждений (48,3%) и руководители областных учреждений (43,8%). Меньше всего приверженцев такого варианта управления оказалось среди руководителей аптечных учреждений — всего 3,4%. Негосударственную форму управления службой, функционирующую на основе принципов ассоциативного членства всех участников фармацевтического рынка, поддержали 3,6% респондентов. Предложение о создании специального органа управления фармацевтической службой в структуре территориального органа управления системой охраны здоровья также поддержали немногие респонденты — 7,3%, и наибольшее число таких ответов было получено от руководителей областных учреждений (18,8%). Стоит подчеркнуть, что данный вопрос вызвал наибольшее затруднение у анкетируемых. Так, 19,3% респондентов, 23,8% руководителей муниципального уровня и 28,6% руководителей со стажем менее 5 лет не смогли принять конкретного решения о наиболее перспективном варианте управления фармацевтической службой. Полученные результаты свидетельствуют об определенной конъюнктурности ориентации различных категорий руководителей.

ОТНОШЕНИЕ К ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ |

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ АПТЕК

На вопрос об отношении к приватизации государственных и муниципальных аптек взгляды участников анкетирования также разделились. «Категорически против» — такой ответ дали 49,6% всех руководителей. В целом же положительно относятся к приватизации 50,4% респондентов. Причем 30,0% считают, что приватизация возможна при наличии определенных условий. А 20,4% респондентов убеждены, что приватизация государственных и муниципальных учреждений является неизбежным процессом в условиях развития цивилизованного рынка в сфере лекарственного обеспечения. Число руководителей, выступающих против приватизации, было

практически равным во всех категориях респондентов (от 48,9% среди руководителей муниципальных учреждений до 55,2% среди руководителей аптечных учреждений). Больше всего лиц, поддерживающих приватизацию, оказалось в группе руководителей областных учреждений (66,7%), а меньше всего — среди руководителей аптечных учреждений (44,9%) и первичных учреждений здравоохранения (44,9%).

ОЦЕНКА НАСЫЩЕННОСТИ ФАРМРЫНКА

Большинство руководителей, опрошенных нами, были удовлетворены степенью насыщенности современного фармацевтического рынка. Причем считают его вполне насыщенным 47,1% опрошенных. Число респондентов, разделяющих именно эту точку зрения, было практически одинаковым во всех группах руководителей (от 43,8% руководителей областных учреждений до 55,2% руководителей аптечных учреждений; 51,6% руководителей со стажем менее 5 лет). Удовлетворительной находят насыщенность рынка 38,0% респондентов. Считают, что фармацевтический рынок еще не насыщен, 14,9% респондентов. Такой показатель был характерен практически для всех категорий анкетируемых (так ответили 11,9% руководителей муниципальных учреждений и 16,7% руководителей аптечных учреждений). И только от руководителей областных учреждений было получено значительно большее количество таких ответов (25,0%).

Анализ материалов подобных опросов является необходимым сопровождением процесса реформирования системы лекарственного обеспечения, трансформации региональных моделей лекарственного снабжения на амбулаторном и стационарном этапах. От того, как воспринимается специалистами, которые в первую очередь являются проводниками реформы, необходимость совершенствования организации лекарственного обеспечения населения, во многом зависит успех преобразования на конкретном участке и социальный успех реформы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.