Научная статья на тему 'Анализ социально-экономических показателей в сфере лекарственного обеспечения населения: региональный аспект'

Анализ социально-экономических показателей в сфере лекарственного обеспечения населения: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
385
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фомина А.В., Бурмантова И.В.

В статье проанализировано состояние лекарственного обеспечения населения промышленного региона на этапе оказания первичной медицинской помощи. Даны характеристики региональной сети розничного фармацевтического рынка, оценка уровня доступности лекарственной помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономических показателей в сфере лекарственного обеспечения населения: региональный аспект»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

45 (186) - 2012

УДК 614.27

анализ социально-

экономических показателей в сфере

лекарственного обеспечения населения: региональный аспект

А. В. ФОМИНА,

доктор фармацевтических наук, заведующая кафедрой

общественного здоровья, здравоохранения и гигиены E-mail: fomina@med. rudn. ru Российский университет дружбы народов

И. В. БУРМАНТОВА, начальник отдела

организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности E-mail: biv@zdravso. ru

Министерство здравоохранения свердловской области

В статье проанализировано состояние лекарственного обеспечения населения промышленного региона на этапе оказания первичной медицинской помощи. Даны характеристики региональной сети розничного фармацевтического рынка, оценка уровня доступности лекарственной помощи населению.

Ключевые слова: лекарственное обеспечение, экономический анализ, первичная медицинская помощь, социально-экономические показатели.

Национальный проект «Здоровье», реализуемый в Российской Федерации на протяжении уже более пяти лет, направлен на решение самых неотложных задач здравоохранения и создание условий для последующей системной модернизации.

По данным Минздравсоцразвития России, за период с 2007 по 2011 г. объем расходов федерального бюджета на здравоохранение увеличился более чем в 2 раза: с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. Доля расходов на здравоохранение от ВВП выросла за этот период с 3,1 до 3,7 %. К 2020 г. в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономи-

ческого развития Российской Федерации уровень расходов на здравоохранение должен составить 5,5 % от ВВП.

Одним из основных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» является развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний. В рамках реализации направления по совершенствованию оказания медицинской помощи населению на уровне первичного звена здравоохранения основное внимание уделяется переоснащению материально-технической базы учреждений первичной медико-санитарной помощи, увеличению заработной платы медицинских работников первичного звена, повышению квалификации медицинского персонала. Реализация мероприятий нацпроекта направлена на снижение смертности от трех основных причин: сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, травм при дорожно-транспортных происшествиях.

Вместе с тем дальнейшее развитие медицинской помощи должно рассматриваться в контексте

не только медицинской, но и фармацевтической составляющей. Формирование современной системы лекарственного обеспечения и повышение доступности лекарственной помощи населению на уровне первичного звена здравоохранения позволяют давать более полную оценку эффективности реализации всех мероприятий в системе охраны здоровья населения. Уровень лекарственного обеспечения на этапе оказания амбулаторно-поликли-нической помощи во многом влияет на качество проводимых врачом лечебных мероприятий, что в первую очередь связано с научно обоснованной и рациональной деятельностью аптечных организаций, обслуживающих население [1, 2, 4].

Принятый Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» позволяет внести разграничения полномочий между региональным и муниципальным уровнями для повышения доступности и качества медицинской помощи, что, в свою очередь, требует разработки оценки систем лекарственного обеспечения не только на региональном, но и на муниципальном уровне.

Анализ лекарственного обеспечения в отдельных субъектах РФ служит дополнительным индикатором эффективности социально-экономической политики и критерием оценки мероприятий, проведенных в рамках реализации национальных проектов.

Свердловская область является промышлен-но развитым регионом Российской Федерации. В область входят 94 муниципальных образования, среди них 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений. Значительная часть населения области проживает на территориях с высоким уровнем экологической и химической нагрузки, оказывающим существенное влияние на заболеваемость населения. На территории области расположены 3 900 промышленных предприятий.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, на 1 января 2011 г. постоянное население Свердловской области составляло 4 297 510 чел. В городской местности проживает 83,9 % населения области, в сельской - 16,1 %.

В регионе показатель общей заболеваемости составляет от 808 до 1 656 случаев на 1 000 чел. населения. Обращает на себя внимание то, что нижняя граница этого диапазона достаточно стабильна и до

2010 г. составляла 700-900 случаев заболеваний на 1 000 чел. населения. Рост заболеваемости сопровождался расширением верхней границы, которая за 15 лет увеличилась с 1,1 до 1,7 тыс. заболеваний. Такая особенность может свидетельствовать о процессе нарастания различий между муниципальными образованиями в Свердловской области по показателям заболеваемости, зависящим как от обращаемости населения за медицинской помощью, так и от качества медицинской диагностики, от уровня обеспеченности врачами.

Структура заболеваемости, установившаяся в

2009 г., к 2010 г. незначительно изменилась. Болезни органов дыхания продолжают занимать первое место - 27,4 % от общего числа случаев. Второе место принадлежит болезням системы кровообращения (11,3 %). Травмы и отравления переместились с пятого места на третье (7,4 %). Болезни костно-мышечной системы занимают четвертое место в структуре заболеваемости (7,3 %).

Амбулаторно-поликлиническая служба является центральным звеном в оказании первичной медико-санитарной помощи. В оказании данного вида помощи участвуют участковые врачи-терапевты и педиатры, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-специалисты, а также соответствующий средний медицинский персонал. В целях повышения доступности врачебной помощи для сельского населения в муниципальных образованиях в Свердловской области с 2003 г. развивается сеть общих врачебных практик (ОВП). В течение

2010 г. в Свердловской области работали 242 ОВП, на конец года осталось 233 ОВП. Прикрепленное к ОВП население составляет 421 338 чел.

По данным Росстата (2010 г.), фактические показатели реализации территориальных программ государственных гарантий по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в Свердловской области находятся на уровне расчетных показателей как по Уральскому федеральному округу (УФО), так и по РФ в целом. В частности, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя в год составило 9,1 (УФО -9,6; РФ - 9,3); стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи (посещения амбулаторно-по-ликлинического учреждения) составила 218,5 руб. (УФО - 270,7 руб.; РФ - 221 руб.).

В настоящее время большинство граждан РФ, прежде всего трудоспособного возраста, при амбулаторно-поликлиническом лечении должны

приобретать лекарственные средства (ЛС), назначенные врачом, за счет собственных средств. Дополнительной сферой потребления ЛС на данном этапе можно назвать приобретение ЛС населением по собственной инициативе, так называемые самолечение и самопрофилактика. Льготное лекарственное обеспечение при амбулаторно-поликлиническом лечении предусмотрено только для отдельных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. По данным Пенсионного фонда РФ и Территориального фонда ОМС Свердловской области, в 2011 г. льготы на лекарственные средства имели 10,9 % населения данного региона.

Обеспечение населения ЛС на уровне амбула-торно-поликлинической помощи осуществляется в розничном секторе фармацевтического рынка. Поэтому качество лекарственного обеспечения населения зависит, прежде всего, от эффективности функционирования розничного звена аптечной сети, которое включает в себя предпринимательскую деятельность по продаже товаров (или услуг) непосредственно конечным потребителям (для их личного некоммерческого использования). В системе распределения аптечных товаров региональное розничное звено представлено аптечными организациями: аптеками, обслуживающими население, аптечными пунктами, аптечными киосками.

По данным Министерства здравоохранения Свердловской области, лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения в 2011 г. осуществляли 1 595 аптечных организаций разных форм собственности, в том числе 955 аптек и 640 организаций мелкорозничной сети (аптечных пунктов и киосков).

В 2011 г. в Свердловской области количество аптечных организаций увеличилось по сравнению с 2010 г. на 32 (+2,1 %). Темпы роста количества аптечных организаций по сравнению с 2010 г. уменьшились практически в 2 раза. Контент-анализ статистических данных показал, что в розничном сегменте регионального фармацевтического рынка наибольший прирост количества аптечных организаций наблюдался в 2010 г.: количество аптечных организаций увеличилось на 5,5 % по сравнению с 2009 г.; в период с 2007 по 2009 г. ежегодный прирост составил в среднем 2,7 %. В целом в 2010 г. количество аптечных организаций в регионе увеличилось на 13,4 % по сравнению с 2003 г. (табл. 1).

Таблица 1

Состояние аптечной сети Свердловской области за период 2003-2010 гг.

Год Количество аптечных организаций Количество аптек Количество аптечных пунктов I группы и аптечных киосков

2003 1 419 710 709

2004 1 350 691 659

2005 1 378 750 628

2006 1 367 817 550

2007 1 419 917 502

2008 1 436 871 565

2009 1 480 881 599

2010 1 562 942 620

Структура региональной аптечной сети претерпела определенные изменения, которые связаны с увеличением в ней доли аптек и снижением количества организаций мелкорозничной аптечной сети (табл. 2).

Только за период с 2006 по 2010 г. число аптек возросло на 15,3 %, удельный вес аптек в 2011 г. остался на уровне 2010 г. и составил 59,9 %. Удельный вес аптечных пунктов и аптечных киосков составил 40,1 %.

Структура аптечной сети по формам собственности остается практически без изменений. Если в 2007 г. аптеки государственной формы собственности составляли около 8,0 %, то к 2011 г. этот показатель увеличился до 9,74 %, что связано, прежде всего, с началом процесса перевода муниципального здравоохранения в государственную собственность. Соответственно, количество аптек муниципальной формы собственности сократилось с 18,43 % в 2007 г. до 14,35 % в 2011 г. Несколько увеличилась доля аптек негосударственной формы собственности - с 73,6 % в 2007 г. до 75,9 % в 2011 г.

Таблица 2

Состояние мелкорозничной аптечной сети

Свердловской области за период 2003-2010 гг.

Год Количество аптечных пунктов I группы и аптечных Количество аптечных пунктов Количество аптечных киосков

киосков I группы

2003 709 445 264

2004 659 482 177

2005 628 522 106

2006 550 496 54

2007 502 488 14

2008 565 556 9

2009 599 592 7

2010 620 614 6

Продолжает сокращаться средняя нагрузка населения на одну аптеку, что связано с увеличением количества аптечных организаций: в 2011 г. данный показатель составил 2,5 тыс. чел., что практически в 2 раза меньше, чем в 2006 г. (5,36 тыс. чел.).

Таким образом, увеличение количества аптечных организаций и снижение средней нагрузки на одну аптечную организацию, в том числе на одну аптеку, говорит об относительно высоком уровне организационно-технологической (по ряду характеристик) доступности лекарственной помощи для населения на данном этапе лечения и выводит на первый план изучение лекарственной доступности, в первую очередь экономической.

Финансово-экономическая устойчивость аптечных организаций в значительной мере позволяет эффективно осуществлять обеспечение лекарственными средствами (ЛС) населения на этапе первичного звена здравоохранения. Одним из основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности аптек, который подвергается анализу, является товарооборот.

Товарооборот в аптечных организациях всех форм собственности в регионе в 2011 г. составил 16,6 млрд руб. Увеличение за период 2007-2011 гг. практически в 2 раза (97,6 %) объемов реализации ЛС, изделий медицинского назначения, других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций Свердловской области, связано, прежде всего, с увеличением розничного товарооборота негосударственной аптечной сети - на 121,3 %. За исследуемый период рост розничного товарооборота муниципальной и государственной аптечной сети не превысил 34,8 % (рис. 1).

Необходимо отметить, что продолжается активный рост потребления ЛС через розничную сеть (в расчете на одного жителя области): если в 2007 г. в структуре потребления ЛС 56,6 % составляли препараты, купленные в аптечных организациях, то к 2011 г. через розничное звено аптечной сети приобреталось уже до 66 % всех ЛС. Таким образом, практически 2/3 всех лекарственных препаратов население приобретает за счет

18

16

14

12

10

собственных средств. При этом основная доля реализации ЛС также приходится на аптечные организации негосударственной формы собственности (рис. 2).

Отмечается сохранение тенденций суммарного товарооборота розничной сети регионального фармацевтического рынка: объем реализации ЛС в муниципальной и государственной аптечной сети составил в 2011 г. 2,4 млрд руб., что выше уровня 2007 г. на 34 %, в аптеках негосударственной формы собственности - 10,3 млрд руб., при этом рост товарооборота ЛС негосударственной аптечной сети за пятилетний период превысил 120 %.

Проведенный сравнительный анализ лекарственного обеспечения Свердловской области за период 2007-2011 гг. по источникам финансирования позволяет утверждать, что происходит рост средств, выделяемый из бюджетов всех уровней (рис. 3).

Средства федерального бюджета, выделяемые на лекарственное обеспечение региона, выросли с 2007 по 2011 г. более чем в 2,2 раза и составили в 2011 г. 2 632,2 млн руб., средства областного бюджета увеличились на 40 %, муниципальных бюджетов - на 45 %.

Получение доходов является одной из целей любой организации. Уровень валовой прибыли (торговых наложений) аптек муниципальной и государственной форм собственности остается на протяжении ряда лет на уровне, не превышающем 25 % (например в 2011 г. этот показатель составил 24,6 %, в 2010 г. - 23,3 %), при этом уровень

•Товарооборот розничной сети регионального фармрынка

■ Розничный товарооборот муниципальной и государственной аптечной сети

Розничный товарооборот негосударственной аптечной сети

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 1. Товарооборот розничной сети регионального фармацевтического рынка Свердловской области за период 2007-2011 гг., млрд руб.

- 41

14 000

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

Объем реализации /1С в региональной аптечной сети

Объем реализации ЛС в муниципальной и государственной аптечной сети

Объем реализации ЛСв

негосударственной аптечной сети

2007 2008 2009 2010

2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Объем реализации лекарственные средств в розничной сети регионального фармацевтического рынка Свердловской области за период 2007-2011 гг, млн руб.

7 000

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

X-

-X-

-X-

-X-

-X

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 3. Источники финансирования лекарственного обеспечения населения Свердловской области из бюджетов всех уровней и средств ОМС а период 2007-2011 гг., млн руб.

издержек обращения в 2011 г. составил 23,4 % (в 2010 г. - 21,9 %). Уровень рентабельности аптечных организаций муниципальной и государственной форм собственности по итогам 2011 г. увеличился и составляет 1,8 % (2010 г. - 1,7 %).

Можно отметить, что уровень валовой прибыли и издержек обращения в округах области изменяется незначительно, а рентабельность варьирует от 1,3

до 2,5 %. При этом в округе с самой высокой рентабельностью отмечается самый низкий товарооборот и производительность. Вариабельность показателей может быть связана со значительной социальной функцией аптечных организаций: в аптечных организациях государственной и муниципальной форм собственности функционируют производственные отделы, осуществляющие отпуск экс-темпоральных ЛС населению и медицинским организациям. Кроме того, практически только аптеки государственной и муниципальной форм собственности осуществляют деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данные виды деятельности достаточно часто не являются прибыльными.

По оценке руководителей аптечных организаций Свердловской области, полученной в ходе проведения социологического исследования, основными возможными вариантами улучшения лекарственного обеспечения населения были названы: повышение культуры обслуживания в аптеках (100 % опрошенных); снижение цен на лекарственные препараты (100 % опрощенных); расширение льготного перечня лекарственных препаратов и своевременное обслуживание льготных рецептов (100 % опрошенных). Кроме того, были предложены такие варианты, как возможность покупки лекарств в любое время, что требует увеличения длительности работы аптечных организаций с возможностью круглосуточного обслуживания, расширение ассортиментного минимума лекарственных препаратов, усиление контроля качества ЛС.

Таким образом, в качестве первичных показателей, составляющих критерии оценки доступности

♦ Средства бюджетов всех уровней и ОМС

Я Средства федерального бюджета

А Средства областного бюджета

)( Средства

муниципального бюджета

Ж Средства ОМС

лекарственной помощи для населения, а также позволяющие провести первичную оценку состояния фармацевтической помощи в регионе на уровне первичного звена здравоохранения, могут использоваться следующие социально-экономические показатели: состояние здоровья трудоспособного населения, в том числе заболеваемость; демографические показатели; численность аптечных организаций и амбулаторно-поликлинических учреждений; емкость регионального розничного сектора фармацевтического рынка; ассортимент ЛС; доля реализации ЛС в обороте розничной торговли; устойчивость развития фармацевтических (аптечных) организаций (в соответствии с показателями финансово-хозяйственной деятельности). Кроме того, дополнительными индикаторами могут служить среднедушевые и реальные денежные доходы, численность населения с денежными доходами выше или ниже прожиточного минимума, уровень информированности населения о ЛС.

Список литературы

1. Кузнецов Д. А. Состояние лекарственного обеспечение населения как фактор фармацевтической экономической безопасности региона (на примере Рязанской области) // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. XVII. № 1. С. 191-192.

2. Лозовая К. В., Дмитрюк Т. М., Лозовая Г. Ф. Организация лекарственной помощи в рамках реализации программы государственных гарантий в Республике Башкортостан // Медицинский альманах. 2011. № 6 (9). С. 243-245.

3. Отчеты Министерства здравоохранения Свердловской области о работе системы лекарственного обеспечения Свердловской области за период с 2003 по 2011 г.

4. Фомина А. В. Лекарственное обеспечение населения на уровне первичного звена здравоохранения // Вестник новых медицинских технологий. 2006. Т. XIII. № 2. С. 140.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего звена, экономистов, финансистов,

преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»

ISSN 2073-039X

Выпускается с 2002 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 64 - 80 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34142 81287 83874

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.