УДК 614.27(470)
ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© 2005 г. О. А. Иванова, *А. Э. Авакян, **В. И. Макарова,
И. В. Иванова
Научный центр экспертизы средств медицинского применения,
*ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, г. Москва "Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Современные социально-экономические условия страны значительно ограничили возможности государства в поддержании и развитии системы здравоохранения, привели к резкой социальной стратификации общества, снижению уровня жизни большинства россиян.
Социально-экономический кризис вызвал серьезные изменения в демографических процессах: росте естественной убыли населения (отрицательный прирост наблюдается в 72 субъектах Российской Федерации), низкой продолжительности жизни (67,8 года в 2002 г.) и значительным разрывом этого показателя у мужчин (58,5 года) и женщин (71,9 года), высоких показателях общей (16,3 %) и младенческой (13,3 %) смертности, сверхсмертности мужчин, особенно трудоспособного возраста, от неестественных и насильственных причин [12]. Ухудшение состояния здоровья и медико-демографических показателей привели к увеличению удельного веса численности населения, объективно нуждающегося в социальной поддержке.
В настоящее время совокупные затраты на здоровье на одного жителя России оцениваются величинами, не превышающими 10 долл. в год, что в 2,4 раза ниже, чем в Болгарии, в 3,4 раза ниже, чем в Польше, Чехии и Словакии и в 7,9 раза ниже, чем в Венгрии. Бюджетные расходы здравоохранения (в % к ВВП) составляют в США 14,1 %, в Германии — 8,6 %, во Франции — 9,8 %, в Великобритании, Италии, Бельгии — 6—7,5 %, в России — 3,4 %. В целом расходы на одного человека в год в РФ составляют около 50 долл. (в США — 3 тыс. долл., в Западной Европе — 1,5) [4]. Доля отчислений на нужды здравоохранения показывает степень понимания государством важности для страны состояния общественного здоровья [14].
Лекарственное обеспечение (ЛО) населения является одной из самых острых социальных проблем в системе государственных интересов, влияющих на состояние здоровья нации. Основным приоритетом государственной политики в области лекарственной помощи (ЛП) населению является качественное лекарственное обслуживание больных в процессе лечения в рамках программ государственных гарантий при строгом государственном контроле на рынке лекарственных средств (ЛС) [13, 15, 16].
В настоящее время существенно расширился ассортимент ЛС: число предлагаемых к реализации наименований ЛС достигает 18 тысяч. Однако несмотря на то, что ситуация с ЛО улучшается в связи с наличием большого ассортимента ЛС в России, проблема лекарственной помощи населению является одной из самых сложных и труднорешаемых.
В сложившейся системе ЛО сочетаются принципы рыночной деятельности фармацевтических организаций и государственного ре-
Социально-экономический кризис вызвал серьезные изменения в демографических процессах, ухудшение состояния здоровья и медико-демографических показателей привело к увеличению удельного веса численности населения, объективно нуждающегося в социальной поддержке.
Одной из самых острых социальных проблем в системе государственных интересов, влияющих на состояние здоровья нации, является лекарственное обеспечение населения. Основным приоритетом государственной политики в области лекарственной помощи является качественное лекарственное обслуживание больных. Наиболее важными и актуальными проблемами, возникающими при получении лекарственной помощи, являются доступность лекарственных средств и неудовлетворенность пациентов качеством и эффективностью лекарственного обеспечения.
Ключевые слова: медицинская помощь населению, лекарственное обеспечение, лекарственные препараты, льготное обеспечение лекарственными препаратами.
гулирования, направленного на социальную защиту населения. В условиях реформирования здравоохранения, отсутствия четко выстроенной системы ЛО, отлаженных моделей его финансирования основная доля ответственности за качество ЛП населению переместилась на уровень субъектов РФ, которые самостоятельно решают проблемы в этой сфере. Значительные различия в медико-демографических характеристиках, соотношении работающего и неработающего населения, в абсолютном и относительном числе льготных категорий населения, объемах финансирования здравоохранения, в том числе ассигнований на ЛО, технической оснащенности аптечной службы, уровня ее информационного обеспечения и т. д. привели к формированию более чем 80 моделей обеспечения населения ЛС на территориальном уровне [1, 3, 6, 10, 11 и др.].
Проведенный анализ материалов, определяющих организационно-экономические механизмы регулирования регионального фармацевтического рынка в условиях становления рыночных отношений в ряде субъектов РФ показал различные подходы к организации и управлению ЛП населению, отличающиеся по составу участников процесса ЛО и их административно-функциональной подчиненности. Установлены существенные отличия в организации, объеме и качестве предоставляемой лекарственной помощи населению в различных регионах России [3,
13, 15, 17 и др.].
С целью совершенствования системы управления лекарственной помощью необходимо осуществление постоянного мониторинга за состоянием ЛО населения путем изучения мнения пациентов о степени экономической доступности ЛС и удовлетворенности качеством и организацией лекарственной помощи [2,
3, 6, 9, 16 и др.].
Проведен социологический опрос населения на основе выборочного метода в семи территориях России: в ЛПУ Волгограда, Курска, Москвы, Оренбурга, областей Архангельской, Вологодской и Тюменской. Количество опрошенных составило 1 017 человек. Анкеты раздавались посетителям поликлиник и пациентам больниц медицинским персоналом. Общее число анкет
— 1 120 (собрано 1 017), возврат анкет составил 91 %. Обработка полученных материалов проводилась на персональном компьютере с помощью пакета программ обработки статистической информации. Статистический анализ социологических данных позволил выявить факторы, влияющие на оценку населением уровня организации и удовлетворенности лекарственным обеспечением на современном этапе.
Полученные нами при проведении социологического исследования данные свидетельствуют о том, что только каждый десятый из опрошенных (10,6 %) может расходовать в течение месяца на приобретение лекарств столько средств, сколько потребуется. Однако большинство из них делают это в ущерб другим жизненно важным потребностям (таблица).
Материальные затраты населения на приобретение лекарств в течение месяца, %
Материальные затраты на медикаменты, руб. Все население Архан- гельская обл. Вологодская обл. Курск
Нет средств 6,1 4,3 10,2 3,6
До 100 25,6 41,4 36,7 25,1
100—300 33,2 29,3 35,1 37,5
300—500 13,6 16,3 5,5 11,5
500—1 000 8,2 4,3 5,5 4,8
Свыше 1 000 2,7 1,1 3,1 1,4
Столько, сколько потребуется в связи с состоянием здоровья 10,6 3,3 3,9 16,1
Анализ материальных возможностей опрошенных при покупке лекарств в зависимости от места жительства показал, что только 3,3 % граждан Архангельской области и 3,9 % Вологодской были готовы расходовать в течение месяца на приобретение лекарств столько средств, сколько потребуется в связи с состоянием здоровья. Для них проблема ЛО является не только чрезвычайно актуальной, но и жизненно необходимой. При этом каждый шестой опрошенный (16,1 %) в Курске, несмотря на сложные экономические процессы, происходящие в стране, и соответственно снижение жизненного уровня, ставит свое здоровье в первый ряд основных ценностей и готов заплатить за эффективные препараты сколько потребуется.
В то же время не имеют возможности выделить средства на приобретение необходимых препаратов больше всего пациентов в Вологодской области (10,2 %), а меньше всего — в г. Курске (3,6 %) при среднем показателе 6,1 %.
Достаточно высокий удельный вес отказов от приобретения ЛС в течение 1994—1999 годов (7—12 % величины неудовлетворенного спроса), по данным опроса пациентов, был связан с высокой розничной стоимостью ЛС. Почти вдвое сократилось потребление ЛС после финансового кризиса в 1998 году, темп снижения составил 56,16 % [13].
В целом по всем изученным регионам выявлены следующие тенденции (рисунок): четверть (25,3 %) опрошенного населения и около 40 % больных в Архангельской и Вологодской областях могут израсходовать не более 100 руб. в месяц на покупку ЛС. Еще треть граждан в состоянии выделить на эти цели от 100 до 300 руб. При этом только 8,2 % опрошенных могут позволить выделить из бюджета семьи от 500 до 1 000 руб., а 2,7 % — свыше 1 000 руб. в месяц на покупку лекарств, что подчеркивает важность сохранения здоровья и продления активного долголетия для данной категории населения. В Архангельской области такие группы населения составили
4,3 и 1,1 % соответственно; в Вологодской — 5,5 и 3,1 % и в г. Курске — 4,8 и 1,4 %.
Следует отметить, что анализ ценовосприятия покупателей ЛС в 1999 году показал, что препараты стои-
мостью до 10 руб. воспринимаются как легкодоступные, от 10 до 50 руб. — как доступные, от 50 до 100 руб.
— труднодоступные, от 100 до 300 руб. — малодоступные и свыше 300 руб. —недоступные [13].
В работе А. Матвеева [8] представлены данные о доле расходов на лекарства и медицинские услуги в общем семейном бюджете в зависимости от уровня доходов. Показано, что чем ниже уровень доходов у населения, тем чаще наблюдаются отказы от медицинской помощи и лекарств, рекомендованных врачом. В течение 1998 года 58 % беднейших домохозяйств отказались от приобретения назначенных врачом лекарств из-за отсутствия средств. Расчеты стоимости лекарственной терапии объясняют, почему при насыщении рынка ЛС не увеличивается продолжительность жизни и не улучшаются показатели смертности населения. Имущественный ценз пациента стал определять его возможности в реализации прав на получение необходимого объема и уровня медицинской и лекарственной помощи. В сложившейся ситуации, когда за получение формально бесплатной медицинской помощи приходится платить, в худшем положении оказываются менее обеспеченные слои населения и семьи, живущие вне крупных городов. Они вынуждены тратить на медицину большую долю своих семейных бюджетов и чаще отказываться от лечения и приобретения нужных лекарств. Средняя доля расходов населения на оплату лекарственной помощи возросла с 0,5 (1992 г.) до 12 % (1999 г.) от доходов. При этом население с доходами меньше прожиточного минимума тратит на лекарства до 18 %, а лица с доходом выше 5 000 руб. — менее 1 % своих доходов. Доля отказов в группе с доходом до 500 руб. в месяц на человека достигает 74 % [3].
При рассмотрении выделения денежных средств на приобретение ЛС в зависимости от среднемесячного дохода пациента нами получены следующие закономерности: респонденты с доходом менее 1 000 руб. на одного человека на приобретение лекарств могут выделить до 100 руб. (38,0 %) и от 100 до 300 руб. (26,4 %). При среднемесячном доходе от 1 001 до 1 500 руб. — до 100 руб. выделят 38,7 %, а сумму от 100 до 300 руб. на приобретение лекарств — уже
30,3 % опрошенных респондентов. При доходе от 1 501 до 2 000 руб. уменьшается число респондентов, которые выделяют на лекарства до 100 руб. (23,0 %), уже 40,8 % пациентов готовы выделить на приобретение лекарств от 100 до 300 руб., и появляется группа респондентов, которые могут потратить на лекарства в месяц от 300 до 500 руб. (16,0 %). Около четверти опрошенных, имеющих доход более 2 000 руб., могут потратить на лекарства от 100 до 300 (28,4 %), от 300 до 500 (19,1 %) и от 500 до 1 000 руб. (16,5 %). Также в этой группе респондентов 21,2 % выделят столько средств, сколько потребуется в связи с состоянием здоровья. Готовность к дополнительным затратам с целью получения качественной лекарственной помощи, безусловно, показывает приоритетность здоровья как такового.
Изучение данного вопроса с учетом территориальных особенностей показало, что при среднемесячном доходе от 1 001 до 1 500 руб. практически половина (48,0 %) респондентов Архангельской области могут выделить на приобретение лекарств до 100 руб. в месяц и от 100 до 300 руб. — еще 28,0 % опрошенных. При доходе от 1 501 до 2 000 руб. на одного члена семьи практически одинаковое количество пациентов готовы выделить на приобретение лекарств
45,0%
40,0%
Нет средств До 100 руб. 100—300 300—500 500—1000 Свыше 1000 Столько,
руб. руб. руб. руб. сколько
потребуется
■ Все население □ Архангельская обл. □ Вологодская обл. □ Курск
Финансовые возможности населения при покупке лекарственных средств в течение месяца по территориям Российской Федерации, в %
до 100 руб. (31,4 %); от 100 до 300 (25,7 %) и от 300 до 500 руб. (31,4 %). Среди опрошенных, имеющих доход более 2 000 руб., могут потратить на лекарства до 100 руб. 39,3 %; от 100 до 300 руб. — 32,1 %, а выделят столько средств, сколько потребуется в связи с состоянием здоровья, еще 10,7 % респондентов.
Треть (31,3 %) респондентов г. Курска с доходом менее 1 000 руб. на одного человека на приобретение лекарств могут выделить не более 100 руб., и еще
25,3 % опрошенных из этой категории граждан могут выделить от 100 до 300 руб. в месяц. При среднемесячном доходе от 1 001 до 1 500 руб. практически одинаковое количество респондентов ответили, что могут выделить на приобретение лекарств до 100 руб. (36,3 %) и от 100 до 300 руб. (36,9 %). При доходе от 1 501 до 2 000 руб. на одного члена семьи уже 49,6 % пациентов готовы выделить на приобретение лекарств от 100 до 300 руб. Около половины опрошенных, имеющих доход более 2 000 руб., могут потратить на лекарства от 100 до 500 руб., из них
32.5 % респондентов выделят столько средств, сколько потребуется в связи с состоянием здоровья.
Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало выраженную тенденцию: чем больше средний доход на одного члена семьи, тем больше средств может быть выделено на приобретение лекарств, но эта сумма в основном не превышает 300 руб. в месяц. Лишь граждане с более высоким доходом (но это только 10,6 % из них) потратят на лекарства столько, сколько потребуется.
Материальных возможностей у молодых лиц для приобретения лекарств больше, чем у лиц старшего возраста: до 30 лет купить себе лекарство могут за любую цену 29,3 % лиц, старше 50 лет — 13,6—
15.6 %. В лучшем материальном положении находятся мужчины — 28,0 % (женщины — 18,0 %); лица с высшим образованием — 25,1 % (с более низким уровнем образования — 18,5—18,9 %); относящие себя в группу высокого социально-экономического слоя — 51,9 % (в группе среднего уровня таких лиц
22,9 % и низкого слоя — 9,1 %). Настораживает тот факт, что лица с плохим состоянием здоровья лишь в 14 % случаев могут позволить себе купить лекарство по любой стоимости, в группе с отличным и хорошим уровнем здоровья таких лиц в 2,7 раза больше. Возможно, это связано с тем, что данный контингент не столкнулся с этими проблемами, а также с тем, что здоровье для них представляет определенную ценность, за которую нужно, в случае необходимости, платить любые деньги.
Лишь около 40 % лиц всегда приобретают лекарства, назначаемые им врачами. Для 60 % лиц основной причиной неприобретения лекарств является их стоимость. С 1996 года число лиц, вынужденных при приобретении необходимых медикаментов учитывать их стоимость, увеличилось. При покупке назначенных врачом лекарств 64,3 % пациентов выбирают доступные им по цене ЛС.
В результате этого почти все (91—97 %) врачи вынуждены обсуждать с больными стоимость лекарств и признать, что для основной их массы (77—87 %) они дороги.
По мнению врачей, всегда приобретают ЛС лишь 10—12 % населения. В то же время по результатам опроса населения следует, что врачи обсуждали с больными стоимость лекарств только в 56,2 % случаев, что почти в 1,7 раза меньше, чем по ответам врачей.
Анализ ответов на вопрос о предпочтении в использовании тех или иных ЛС, которые применяют пациенты в случае болезни, показал, что только
9,9 % населения считают лучшими импортные лекарственные препараты, 25,7 % выбирают менее дорогие отечественные, большинство же населения (64,4 %) не могут оказать предпочтения тем или иным медикаментам.
Анализ данных по территориям подтвердил выявленные тенденции при определенном разбросе показателей. Так, при покупке лекарств более трети опрошенных в Архангельской и Вологодской областях отдают предпочтение отечественным препаратам и лишь 3,2 % опрошенных в Архангельской и 7,6 % в Вологодской области — импортным. В то же время в Курске только 17,7 % респондентов доверяют отечественным лекарствам, а 14,1 % — импортным.
Изучение мнения населения по основным проблемам ЛО показало, что более половины (61 %) опрошенных не знают о существовании Перечня жизненно необходимых ЛС и Перечня ЛС для обеспечения льготных категорий населения. Интересно отметить, что 71,8 % опрошенных в Вологодской области информированы о наличии таких перечней, что может быть связано с реализацией в области целевой программы «Льготные лекарства» и внедрением формулярной системы.
Ситуация, связанная с дороговизной многих лекарств и недостатком лекарств, предлагаемых по доступным ценам, ведет к недовольству населения государственной политикой в сфере обеспечения людей доступной лекарственной помощью. В результате только более 20 % опрошенных респондентов удовлетворены качеством лекарственной помощи.
Анализ данных по территориям подтвердил выявленные тенденции при определенном разбросе показателей. Так, более половины (58,7 %) опрошенного населения Архангельской, треть Вологодской области (30,6 %) и г. Курска (34,7 %) не удовлетворены качеством и организацией ЛО.
В работе В. В. Линника [7] приведены данные социологических исследований степени удовлетворенности пенсионеров качеством медицинского обслуживания и обеспеченностью лекарствами. Рассчитанные автором коэффициенты удовлетворенности по результатам опроса пенсионеров показали, что имеет место значительное ухудшение качества медицинского обслуживания (47 % в 1992 г. и 25,5
в 1998-м) и обеспеченностью лекарствами (37,8 % в 1992 г. и 17,4 в 1998-м).
Таким образом, результаты проведенного анкетирования показали, что проблема ЛО населения является чрезвычайно актуальной и весьма далекой от решения. Низкий уровень жизни населения оказывает существенное влияние на выбор и потребление ЛС. По итогам опроса выявилась устойчивая тенденция отказа от приобретения ЛС, даже назначенных врачом, по причине отсутствия денежных средств. Выявлена низкая степень экономической доступности лекарственной помощи населению в современных условиях. Отмечена выраженная материальная ограниченность возможностей населения при приобретении ЛС: только каждый десятый респондент (10,6 %) может расходовать в течение месяца на покупку необходимых лекарств столько средств, сколько потребуется в связи с состоянием здоровья.
Результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют о необходимости активизации деятельности, направленной на снижение негативного воздействия различных факторов на здоровье населения, которая предполагает:
— повышение материального положения населения;
— развитие системы адресной социальной помощи социально незащищенным слоям населения путем перераспределения социальных льгот от высокодоходных слоев населения в пользу низкодоходных (на основе применения методов экспертных оценок); расширения сети медико-социальных служб, оказывающих услуги социально незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям и т. п.);
— формирование у населения системы моральных ценностей по сохранению и укреплению здоровья, повышение ответственности граждан за свое здоровье; пропаганду здорового образа жизни и отказа от вредных привычек;
— совершенствование информационного обеспечения системы здравоохранения и фармацевтической деятельности путем повышения доступности для органов управления информации, необходимой для оценки и прогнозирования уровня здоровья населения; совершенствования системы сбора информации об уровне ресурсного обеспечения системы ЛО и эффективности использования ресурсов, доступности и качестве ЛП; обеспечение населения информацией о видах ЛП.
Система социальной защиты граждан в области ЛО должна быть сориентирована на социальные меры (льготы), способствующие смягчению негативных явлений переходного периода, особенно для социально незащищенных групп населения. Социальная значимость решения этой проблемы обусловлена сохраняющейся тенденцией увеличения дифференциации населения по уровню доходов, ростом заболеваемости и состоянием инвалидизации. Основные
меры по снижению заболеваемости и инвалидизации должны быть направлены на профилактику.
Обобщая в целом материал, собранный при анкетировании, следует отметить, что результаты, полученные на основании анализа мнения большинства респондентов, позволяют выделить наиболее важные и актуальные проблемы, возникающие при получении лекарственной помощи, основными из которых являются доступность ЛС и неудовлетворенность пациентов качеством и эффективностью ЛО. Все выявленные тенденции, проанализированные выше, еще раз подтвердили выраженную ограниченность возможностей населения при приобретении ЛС, что подчеркивает необходимость более взвешенного и ответственного отношения со стороны руководящих структур разных уровней при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на изменение оплаты медицинских и фармацевтических услуг на разных ступенях оказания медицинской помощи на современном этапе модернизации здравоохранения и лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан по реализации Федерального закона № 122-ФЗ.
Список литературы
1. Багирова В. Л. Опыт организации льготного лекарственного обеспечения населения на региональном уровне / В. Л. Багирова, О. А. Иванова // Проблемы территориального здравоохранения: Сб. науч. трудов, вып. 3. — М., 2002. — С. 97—102.
2. Вялков А. И. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения / А. И. Вялков, В. О. Щепин. — М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. — 224 с.
3. Гришин А. В. Социально-экономические основы региональной лекарственной политики (на примере ЗападноСибирского региона): Автореф. дис. ... д-ра фарм. наук / Гришин А. В. — Пермь, 2001. — 38 с.
4. Дремова Н. Б. Состояние и перспективы развития мирового фармацевтического рынка на рубеже столетий / Н. Б. Дремова // Российские аптеки. — 2002. — № 7. — С. 18—22.
5. Зевина Е. В. Современная модель льготного отпуска лекарственных средств в Москве / Е. В. Зевина, И. В. Косова // Фармацевтическое обозрение. — № 9.— 2001. — С. 11 — 14.
6. Какорина Е. П. Современные проблемы лекарственного обеспечения различных групп населения в рыночных условиях / Е. П. Какорина, О. А. Иванова // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. — СПб., 2004. — С. 24—28.
7. Линник В. В. Совершенствование региональной системы социальной защиты пенсионеров в условиях экономического кризиса (на примере Ростовской области): Автореф. дис. . канд. мед. наук / Линник В. В. — Ростов -н/Д, 1998. — 24 с.
8. Матвеев А. Кто платит, тот и заказывает лекарства /
А. Матвеев // Ремедиум. — 2001. — № 3 (49). — С. 3—13.
9. Медик В. А. Мониторинг лекарственного обеспечения населения как один из механизмов совершенствования ЛО населения на региональном уровне / В. А. Медик,
С. В. Егорова // Сб. VII Рос. нац. конгресса «Человек и лекарство»: Тез. докл. — М., 2000. — С. 584 — 585.
10. Минаева Ю. Приоритеты обозначены. О системе лекарственного обеспечения Новосибирской области / Ю. Минаева // Фармацевтический вестник. — 2002. — № 16 (255). — С. VIII.
11. Новиков Н. М. Система лекарственного обеспечения населения и медицинских учреждений Ленинградской области / Н. М. Новиков // Новая аптека. — 2002. — № 4. — С. 15—17.
12. Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2002 году и мерах по повышению качества медицинской помощи населению: Доклад Минздрава России. — М., 2003. — 144 с.
13. Олейник Г. А. Теоретические и методологические основы формирования региональной ценовой политики в системе лекарственного обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра фарм. наук / Олейник Г. А. — Пермь, 2000. — 40 с.
14. Панюшин Д. Д. Политика в области лекарственных средств должна напоминать государству о существовании его граждан / Д. Д. Панюшин // Ремедиум. — 1998. — № 1. — С. 4—9.
15. Сафиуллин Р. С. Система лекарственного обеспечения Республики Татарстан / Р. С. Сафиуллин // Там же.
— 2002. — № 6 (64). — С. 22—25.
16. Стародубов В. И. Совершенствование лекарственного обеспечения населения и ЛПУ / В. И. Стародубов,
В. Л. Гончаренко, Д. Р. Шиляев // Новая аптека. — 2000.
— № 1. — С. 5—14.
17. Юргель Н. В. Омская область: проблемы, задачи и решения / Н. В. Юргель // Там же. — 2002. — № 5.
— С. 10—17.
STUDY OF MEDICINES’ ACCESSIBILITY FOR POPULATION OF DIFFERENT REGIONS OF RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS OF HEALTHCARE MODERNIZATION
0. A. Ivanova, *А. E. Avakyan, **V. I. Makarova,
1. V. Ivanova
Scientific Center of Medicines’ Examination,
*Central Scientific-Research Institute of Healthcare Organization and Informatization, Moscow **Northern State Medical University, Arkhangelsk
The social-economic crisis caused serious changes in demographic processes, the worsening of health state and medical-demographic indices resulted in the increase in the share of the population that objectively needed social support. One of the most acute social problems in the system of state interests influencing the nation’s health state is provision of the population with medicines. The main priority of the state policy in the field of medicinal help is qualitative medicinal service of patients. The most important and urgent problems of medicinal help are accessibility of medicines and patients’ dissatisfaction with quality and effectiveness of medicinal provision.
Key words: medical help to the population, medicinal provision, medicinal preparations, preferential provision with medicinal preparations.
5б