УДК 342
КОЛОЦЕЙ Ирина Александровна, начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу; аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Поморского государственногоуниверситета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций, в т.ч. одного учебно-методического пособия
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕ СПЕ ЧЕНИЯ
В связи с тем, что большинство правовых актов в сфере лекарственного обеспечения регулируют льготное обеспечение отдельных категорий граждан в рамках государственной социальной помощи, основной задачей выступает разработка юридических гарантий реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, элементом которого является право каждого гражданина на лекарственное обеспечение при получении медицинской помощи.
Социальное обеспечение, лекарственное обеспечение, медицинская помощь, обязательное медицинское страхование
Термины «лекарства», «лекарственное обеспечение» или «лекарственная помощь» в Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ) не используются. Однако в соответствии с принципами социальной государственности Конституция РФ закрепила в качестве субъективных социально-экономических прав право на социальное обеспечение и право на охрану здоровья и медицинскую помощь1.
По мнению ряда авторов, «лекарственное обеспечение, рассматриваемое как предоставление индивиду товаров (лекарств), имеющих особое значение и предоставляющих собой эле-
ментарные блага, соответствуют духу социального обеспечения»2. Ю.А. Тихомиров полагает, что нормативно-функциональный блок, принятый в развитие ст. 7 и 39 Конституции РФ и регулирующий социальное обслуживание отдельных категорий граждан, пронизывает все отрасли социального законодательства3.
По нашему мнению, с учетом неразрывной связи медицинской помощи с лекарственным обеспечением больного необходимо рассматривать право на лекарственное обеспечение как одно из правомочий, составляющих право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ,
что подтверждает анализ современного законодательства в сфере медицинской помощи4.
Правовую основу лекарственного обеспечения составляет федеральное и региональное законодательство в сфере здравоохранения, в том числе обязательного медицинского страхования, государственных социальных гарантий.
Анализ законодательства в указанной сфере позволяет выделить такие его особенности, как публично-правовой характер и обилие подзаконных актов: нескольким законодательным актам на федеральном уровне соответствуют около 100 подзаконных актов.
Согласно российскому законодательству лекарственное обеспечение в широком смысле предполагает обеспечение широкого круга потребителей за счет личных средств качественными, доступными, безопасными лекарственными препаратами. Лекарственное обеспечение в узком смысле предполагает обеспечение пациентов лекарственными препаратами в бесплатном либо льготном режиме согласно специально установленным перечням и в объеме, установленном законодательством.
Финансирование обеспечения лекарствами происходит за счет средств обязательного медицинского страхования и (или) бюджетных средств, а также за счет личных средств граждан. В соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции РФ при решении вопроса о финансировании бесплатного и льготного лекарственного обеспечения различных групп населения законодатель разделил «зоны ответственности» между федеральными и региональными органами власти5.
Вместе с тем необходимо отметить отсутствие в современном законодательстве комплексного подхода к выработке единой государственной политики по обеспечению населения лекарственными средствами.
Так, лекарственное обеспечение населения происходит в правовых режимах социальной помощи; мер социальной поддержки граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями; медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). При этом лекар-
ственное обеспечение граждан, проходящих лечение в стационарных условиях, регулируется законодательством в сфере оказания медицинской помощи, а лекарственное обеспечение граждан, проходящих лечение в амбулаторных условиях, - законодательством в сфере государственной социальной помощи.
Анализ судебной практики Верховного суда Российской Федерации выявил следующие нарушения федерального законодательства, допускаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) уменьшение объема гарантий, установленных федеральным законодательством6;
2) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, в том числе по лекарственному обеспечению населения, законами субъектов Российской Федерации без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств7.
Практически во всех субъектах Российской Федерации принято большое количество подзаконных актов по вопросам лекарственного обеспечения, которые в основном регламентируют особенности лекарственного обеспечения льготных категорий населения, детально регулируют порядок ценообразования на лекарства, то есть, по мнению М.И. Милушина, «фактически определяют государственный контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение населения»8.
С учетом того, что разными формами возмещения стоимости лекарственных средств в Российской Федерации охвачено примерно 15% населения, основной проблемой реализации права на лекарственное обеспечение являются доступность лекарственных средств для остальных граждан, в частности при получении амбулаторной помощи в системе ОМС.
Считаем возможным предложить на законодательном уровне закрепить право граждан на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях не в качестве государственной социальной помощи, а в рамках медицинской помо-
Колоцей И.А. Конституционные основы правового регулирования лекарственного обеспечения
щи, оказываемой в системе ОМС. В связи с чем перспективным является введение института «лекарственного страхования» в системе ОМС, ключевыми инструментами которого должны явиться стандарты оказания медицинской помощи и перечни лекарственных средств.
При этом тарифы на лекарственные средства согласно установленным перечням целесообразно формировать с учетом дифференцирования групп населения по возрасту, уровню заболеваемости, месту проживания (в зависимости от субъекта Российской Федерации).
В настоящее время положениями ст. 27 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» регламентируется оплата страховыми организациями услуг медицинских учреждений, в стоимость которых входят и расходы на медикаменты9. Однако в рамках ОМС медицинское учреждение получает не полное возмещение затрат на израсходованные им медикаменты, а некую усредненную стоимость одного дня пребывания больного в стационаре10.
Механизм лекарственного страхования позволит осуществлять финансирование расходов лечебных учреждений на приобретение медикаментов отдельно от прочих расходов по фактически понесенным затратам (с одновременным усилением контроля за обоснованностью их назначения).
Кроме того, в настоящее время отсутствие правовых норм, закрепляющих возможность сооплаты лекарственных средств в стационарных лечебных учреждениях, не позволяет пациенту оплачивать за свой счет лекарствен-
ные средства, входящие в перечень жизненно важных и необходимых, но не оплачиваемые за счет ОМС, что может затруднить получение пациентом качественных медицинских услуг. Таким образом, на законодательном уровне необходимо закрепить возможность участия граждан в сооплате лекарственных средств.
Предлагаемый механизм лекарственного страхования потребует разработки перечней лекарственных средств, оплачиваемых через систему ОМС, и позволит закрепить право выбора пациентами основных лекарственных средств с учетом различных групп медикаментов и, соответственно, различных коэффициентов возмещения.
Кроме того, в Законе о медицинском страховании потребуется закрепить за фармацевтическими организациями, как участниками договора лекарственного страхования, статус субъекта медицинского страхования.
В качестве гарантии эффективной реализации прав граждан в системе лекарственного страхования полагаем необходимым возложить на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность информировать пациента о его правах на бесплатное или льготное обеспечение лекарственными средствами.
Таким образом, актуальным направлением обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь является необходимость дальнейшей конкретизации гарантий доступности лекарственного обеспечения населения.
Примечания
1 Конституция Российской Федерации. Ст. 7, 39,41// Рос. газ. 1993. 25 дек. (№ 237).
2Хабриев Р. У., Путило Н.В. Правовое регулирование обращения лекарственных средств II Право и экономика. 2003. №8.
3 Социальное законодательство: науч.-практ. изд. / под ред. Ю.А. Тихомирова, В.Н. Зенкова. М, 2005.
4 Программы Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех» и «Первичная медицинская помощь»; Федеральный закон № 8-ФЗ от 22.06.1998 «О лекарственных средствах». Ст. 4; Российский классификатор «Простые медицинские услуги».
5 Федеральный закон ог 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» II СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
6 Согласно определению Верховного суда Российской Федерации законодательный орган Псковской области, предусмотрев оплату в размере 90% стоимости лекарственного обеспечения для отдельных категорий граждан, «вышел за пределы предоставленных ему полномочий».
7 Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 10.10.2007 по делу№93-Г07-13 постановление администрации Магаданской области от 24.01.2005№16-па «Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области» признано противоречащим федеральному законодательству.
8 Милушин М.И. Проблемные вопросы российского законодательства об обращении лекарственных средств II Медицинское право. 2007. № 3.
9Закон Российской Федерации от 28.06.91 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» II Ведомости РСФСР. 1991. №27.
10 В силу п. 3.4 «Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», утвержденных Минздравом РФ и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 №2510/9257-01-34, 3159/40-1, медикаментозное обеспечение в дневных стационарах включается в тариф стоимости койко-дня в этих учреждениях II Здравоохранение. 2002. № 3,4.
Kolotsey Irina
CONSTITUTIONAL GROUNDS FOR LEGAL REGULATION OF PROVISION OF MEDICINES
Due to the fact that most legal statements in the sphere of provision of medicines regulate reimbursement for some categories of citizens within the state social security system, the main task is to elaborate legal guarantees for realization of the constitutional right to health protection and medical aid, the right of every citizen to provision of medicines being the inherent part of medical aid rendered.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Малый А.Ф., доктор юридических наук, профессор, директор Института права и предпринимательства Архангельского государственного технического университета