но воздействие допинговых препаратов на различные системы организма и функциональные показатели, патологическое влияние анаболических стероидов на организм и специфические побочные действия применения стероидов у подростков. В лекции "Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов" у студентов создается представление о социальных, медицинских, правовых проблемах инвалидов, физических возможностях спортсменов-инвалидов, их адаптации к самостоятельной жизни в обществе средствами физической культуры. Здесь предмет "физическая культура" выступает как смежная дисциплина с предметами: "врачебный контроль", "лечебная физическая культура", "общественное здоровье и организация здравоохранения", "гигиена" и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интегрированное взаимодействие в изложении разделов позволит расширить и углубить теоретический курс физического воспитания в медицинских вузах. Совокупность знаний, полученных на таких занятиях, глубокое теоретическое осмысление взаимодействия медицинских, гуманитарных учебных дисциплин и физической культуры четче ориентирует студентов на разработку собственной модели здоровья, а также создаст целостное представление об их будущей профессиональной деятельности.
Также мы определили основные функции интеграции физического воспитания и дисциплин высшей медицинской школы. Таковыми являются:
- обеспечение теоретического осмысления основ целостной профессиональной деятельности будущего врача;
- формирование умений практической реа-
лизации основных теоретических положений по формированию здорового стиля жизни в аспекте практического применения основ теории;
- улучшение профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере медицины благодаря интеграции как профильных медицинских дисциплин, теоретических гуманитарных, так и знаний, навыков и умений, полученных в процессе занятий физической культурой и спортом;
- демонстрация основного содержания методики формирования здорового стиля жизни путем интеграции дисциплин, преподаваемых в медицинском вузе.
Эффективное преподавание физического воспитания в интеграции с курсами физиологии, гигиены, биохимии, врачебного контроля и лечебной физической культуры и другими позволит добиться того, чтобы физическая культура и массовый спорт стали органическими составляющими здорового образа жизни студентов - будущих врачей. Ведь от них во многом зависят успехи профилактической медицины и здравоохранения в целом. Интегративный и систематизированный подход к организации профессионального обучения студентов позволяет обеспечить более высокий уровень их готовности к здравотворчеству в их будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мандриков В. Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов: монография. - Волгоград, 2001. - 322 с.
2. Никулина Е. В. // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. - С. 42.
3. Санникова Н. И. // Там же. - С. 26.
УДК 614.2:362.611
МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ ОТКАЗА ОТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Я. А. Демиденко
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ВолГМУ
С целью выяснения удовлетворенности граждан льготных категорий дополнительным лекарственным обеспечением и причин, побудивших их отказаться от социального пакета, проведено выборочное анкетирование 926 респондентов в районных органах социальной защиты г. Волгограда.
Исследование показало отсутствие значительного улучшения в ситуации с льготным лекарственным обеспечением в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Ключевые слова: инвалидность, лекарственное обеспечение, перечень лекарственных препаратов.
CITIZENS' OPINION REGARDING THE REASONS OF REFUSAL FROM THE PROGRAM OF ADDITIONAL DRUG SUPPLEMENT
Ya. A. Demidenko
Abstract. A selective questioning of 926 respondents was carried out in Volgograd in order to reveal financially unsafe citizens' satisfaction with additional drugs supplement and reasons which made them refuse this medicinal maintenance.
No considerable improvement of the situation in comparison with the previous years was revealed. Key words: disability, medical maintenance, list of drugs.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" вопросы повышения качества оказания медицинской помощи выходят на одно из первых мест. Большое внимание уделяется выполнению Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) отдельных категорий граждан. Этим категориям предоставлено право бесплатного получения лекарственных средств (по перечню, периодически пересматриваемому Министерством здравоохранения и социального развития РФ).
Официальная статистика свидетельствовала о значительном улучшении ситуации с лекарственной помощью в связи с началом действия программы ДЛО. На ее реализацию в 2005 г. в федеральном бюджете было выделено 50,79 млрд руб. Денежные средства, предназначенные для финансирования программы, не были израсходованы полностью. Льготные категории граждан получили лекарства на сумму 44 млрд руб., т. е. в 5,5 раз больше, чем в 2004 г. Более доступными стали дорогостоящие импортные и отечественные препараты для лечения сахарного диабета, сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний.
В первый год реализации программы льготные контингенты не могли воспользоваться так называемой "монетизацией" и получать ежемесячные денежные выплаты вместо предусмотренного законодательством бесплатного лекарственного обеспечения. В 2006 г., в связи с отказом от получения бесплатных лекарств в пользу денежной компенсации почти половины (46 %) граждан льготных категорий, объем финансирования на приобретение лекарственных средств по программе был пропорционально сокращен до 29 млрд руб. Это привело к тому, что указанных средств стало не хватать, и одной из основных причин возникшего дефицита федеральные органы управления здравоохранением назвали рост средней стоимости льготного рецепта, поскольку в программе остались наиболее активные потребители медикаментов, требующие постоянной и дорогостоящей лекарственной терапии.
Аналогичная ситуация складывается и в наступившем 2007 г. С учетом финансовых трудностей предыдущего года на обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан в 2007 г. выделено 34,9 млрд руб. По-прежнему в средствах массовой информации продолжают появляться сообщения о трудностях, с которыми сталкиваются граждане при обращении за получением льготных лекарств в ле-
чебные учреждения и аптеки. На 2007 г. доля граждан, отказавшихся от ДЛО в пользу денежных выплат, в целом по стране возросла до 54,5 %. По данным регионального отделения Пенсионного фонда РФ, в Волгоградской области этот показатель в 2006 г. составлял 62,5 %, в 2007 г. он достиг 66,9 %. В г. Волгограде на 2006 г. заявляли об отказе от ДЛО и санаторно-курортного лечения 61,3 % потенциальных получателей, на 2007 г. - 61,1 %.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Определить отношение лиц льготных категорий к системе ДЛО и выявить причины, побудившие граждан отказаться от социального пакета в пользу получения денежной компенсации.
Задачи исследования:
представить социологическую характеристику основных участников программы ДЛО -граждан льготных категорий;
провести оценку причин неудовлетворенности граждан отдельных категорий программой ДЛО и корреляцию с отказом от социального пакета;
рекомендовать необходимые изменения, направленные на оптимизацию лекарственного обеспечения граждан отдельных категорий при амбулаторном лечении.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Было проведено специальное социологическое исследование с использованием трех оригинальных анкет. Предварительный анализ данных, полученных из средств массовой информации, дал возможность проанализировать мнение граждан по наиболее значимым для них аспектам ДЛО. Исследование проведено в 2 этапа путем добровольного анонимного анкетирования посетителей органов социальной защиты населения г. Волгограда. Опрашивались граждане различных льготных категорий, имеющие право на дополнительное лекарственное обеспечение.
На первом этапе (в середине 2005 г.) был проанкетирован 461 респондент. На втором этапе (в середине 2006 г.) было опрошено 465 респондентов, которые были распределены на 2 группы (граждане, выбравшие ДЛО, - 187 человек и лица, отказавшиеся от получения льготных лекарств в пользу денежной компенсации, - 278 человек). Всего были опрошены 926 граждан.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Социальный портрет получателей льгот различных категорий, имеющих право на ДЛО, в 2005 и 2006 гг. не имеет существенных различий.
Гендерное распределение респондентов коррелирует с современной демографической
ситуацией: в выборочной совокупности доля женщин в 1,5 раза превышала долю мужчин (соотношение 60 : 40 %). Большинство респондентов (80 %) представлено возрастной группой 60 лет и старше (табл. 1).
В браке состояли около 42 % опрошенных, у 40 % супруг или супруга умерли. Треть анкети-
рованных проживали одни. Среди респондентов 24,5 % имели высшее образование, более трети (37,3 %) - среднее специальное, 12,8 % - общее среднее, 17,6 % - неполное среднее, 7,8 % - начальное образование. Большинство заполнивших анкету на момент опроса были неработающими пенсионерами (84,6 %).
Таблица 1
Возрастно-половая структура респондентов из числа льготных категорий граждан
Пол
Возраст, лет мужчины женщины Всего
2005 г. 2006 г. Всего 2005 г. 2006 г. Всего
абс. % абс. % абс. %
До 20 3 3 6 1,6 3 1 4 0,7 10 1,1
20-29 2 2 4 1,1 2 0 2 0,4 6 0,7
30-39 2 5 7 1,9 1 3 4 0,7 11 1,2
40-49 7 10 17 4,6 6 5 11 2 28 3
50-59 34 34 68 18,3 38 25 63 11,4 131 14
60 и старше 131 138 269 72,5 232 239 471 85 740 80
Итого: 179 192 371 100 282 273 555 100 926 100
Таблица 2
Распределение респондентов по льготным категориям
Льготная категория 2005 г. 2006 г. Всего
абс. % абс. % абс. %
Инвалид 1 гр. 24 5,2 23 4,9 47 5,1
Инвалид 2 гр. 281 61 298 64,1 579 62,5
Инвалид 3 гр. 61 13,2 75 16,1 136 14,7
Ребенок-инвалид 4 0,9 4 0,9 8 0,9
Инвалид ВОВ 9 2 16 3,4 25 2,7
Ветераны ВОВ и категории,
приравненные к ним 38 8,2 15 3,2 53 5,7
Участники боевых действий 5 1,1 8 1,7 13 1,4
Член семьи погибшего или
умершего участника ВОВ 28 6,1 13 2,8 41 4,4
Житель блокадного Ленинграда 0 0 1 0,2 1 0,1
Ликвидатор последствий Чер-
нобыльской катастрофы 3 0,6 3 0,6 6 0,7
Несовершеннолетний узник
концлагеря 8 1,7 9 1,9 17 1,8
Итого: 461 100 465 100 926 100
В табл. 2 представлено распределение респондентов по характеру льгот, на которые они имеют право по федеральному законодательству.
Инвалиды составляют самую значительную долю в структуре граждан, имеющих право на льготы (85,9 %). Все остальные категории в сумме не превышают 14,1 %.
В 2005 г. 202 респондента, или 43,8 %, из числа лиц, имевших право на получение ДЛО, не обращались за льготными медикаментами по различным причинам. Отвечая на вопрос о при-
чинах их отказа от получения льготных рецептов были получены следующие ответы: 48 человек (10,4 %) имели неоднократные неудачи в получении выписанных им лекарств 43 респондента (9,3 %) по состоянию здоровья не могли посещать как лечебные, так и аптечные учреждения; 33 человека (7,2 %) отметили, что в официальном перечне льготных препаратов требуемые им отсутствовали; 56 анкетированных (12,1 %) отметили, что у них не возникало необходимости получать бесплатные медикаменты. Естественно,
что данный контингент запланировал в 2006 г. вместо лекарств получать деньги (87,1 % лиц, не получавших льготных рецептов). Отдельно следует упомянуть о плохой пропаганде программы ДЛО, поскольку 22 респондента (4,8 %) не знали о тех правах, которые были им предоставлены данной программой.
По данным территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области, в 2005 г. воспользовались правом на обеспечение лекарственными средствами 62,3 % граждан льготных категорий.
Далее следует остановиться на причинах, также формировавших у респондентов негативное отношение к программе ДЛО и подталкивавших их к выходу из программы. В исследование были включены только респонденты, получавшие льготные лекарства (259 человек в 2005 г. и 167 человек - в 2006 г.).
Одной из причин, порождающей возникновение негативного отношения к программе ДЛО, является время, затрачиваемое льготниками на получение рецептов .
Более половины респондентов, получавших бесплатные лекарства в 2005 г., проводили в поликлинике свыше одного часа.
В 2006 г., помимо 43,6 % респондентов, затрачивающих на получение рецепта более 1 часа, были выявлены 14,4 % респондентов, которым приходилось после первичного посещения врача повторно на следующий день приходить в поликлинику за заполненным рецептурным бланком, что создавало дополнительные трудности, особенно у инвалидов и престарелых.
Недовольство льготников вызывал тот факт, что врачи не выписывали льготные рецепты на нужные им лекарства, в связи с чем их приходилось покупать за свой счет. Из числа опрошенных 43,7 % лиц столкнулись с данной ситуацией в 2005-2006 гг. Причинами отказа врачей выписать рецепты называли: отсутствие медикаментов в официальном перечне - 30 % респондентов, высокую стоимость лекарств - 8 %, отсутствие, по мнению врача, показаний к применению -1,4 % опрошенных. Еще 4,3 % анкетированных затруднились назвать причину.
Особое недовольство респондентов вызывал процесс получения льготных лекарств в ап-
теках. Официальные данные свидетельствуют, что абсолютное большинство льготных рецептов, предъявленных в аптеки, обслуживается незамедлительно - 98,3 % на 1 августа 2005 г. [1]. В Волгоградской области, по данным Областного комитета по здравоохранению, этот показатель также превышал 98 %. Результаты нашего исследования показали, что в 2005 г. получали все льготные лекарства при первом посещении 18,1 % респондентов. В исследовании 2006 г. не было отмечено значительного улучшение ситуации: только 32 % респондентов получали все льготные лекарства при первом посещении аптеки. Большинство опрошенных столкнулись с отсроченным обслуживанием рецептов (рис. 1).
Таким образом, лекарственную помощь в срок, установленный для гарантированного обеспечения в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптеке (10 дней), не смогли получить 62 % граждан в 2005 г. и 29 % в 2006 г. Более 19 % респондентов в 2005 г. и 4 % - в 2006 г. пришлось повторно обращаться в поликлинику для получения льготных рецептов, так как срок их обслуживания истекал.
Для выявления причин, приводящих к замене от ДЛО ежемесячными выплатами, было проведено анкетирование лиц, отказавшихся от социального пакета (так называемые "отказники"). Более 51 % респондентов этой группы основным фактором отказа назвали частое или постоянное отсутствие выписанных лекарств в аптеках, 39 % -трудности с посещением поликлиники или аптеки по состоянию здоровья. Около 11,8 % респондентов отметили, что на данный момент им выгоднее получать деньги вместо набора социальных услуг. Еще 6 % опрошенных указали на отсутствие нужных средств в перечне льготных лекарств, 6,6 % анкетированных не нуждались в постоянном приеме лекарств. Часть респондентов выбрали одновременно несколько причин из предложенного перечня.
Адекватная лекарственная терапия играет особую роль при лечении хронических заболеваний. В то же время многие граждане льготных категорий, болеющие тяжелыми, часто неизлечимыми заболеваниями, в силу различных причин отказалась от ДЛО, ухудшая тем самым качество жизни (рис. 2).
Рис. 1. Длительность отсроченного обслуживания льготных рецептов в системе ДЛО
В 2007 г. к получению бесплатных лекарств собирались вернуться незначительное число "отказников": 14,3 % больных сахарным диабетом, 12,5 % онкологических больных и 2,8 % лиц с ревматическими заболеваниями.
Среди причин, вызывающих недовольство граждан льготных категорий, а также затрудняющих работу врачей, можно отметить постоянные изменения в официальном перечне лекарственных средств. Если в 2005 г. число международных непатентованных наименований (МНН), содержащихся в перечне, от редакции к редакции в основном увеличивалось, то изменения 2006 г. были направлены преимущественно на сужение списка за счет лекарственных средств и форм, применяемых в условиях стационаров, а также наиболее дорогостоящих препаратов.
Таким образом, несмотря на мероприятия, направленные на совершенствование программы ДЛО, уменьшение числа лиц, пользующихся социальным пакетом, значительного улучшения ситуации с выдачей льготных лекарств в 2006 г. по сравнению с 2005 г. не произошло. Это отмечают и респонденты (табл. 3).
Таблица 3
Мнение респондентов о ситуации с обеспечением льготными лекарствами в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Рис. 2. Доля граждан, отказавшихся от ДЛО, на 2006 г. среди лиц с заболеваниями, требующими постоянного медикаментозного лечения
ответить
Всего: 187 100 278 100 465 100
Сохранение отрицательного отношения к программе среди отказавшихся от ДЛО препятствует их возврату к получению натуральной льготы.
Несмотря на значительно возросшее финансирование льготного лекарственного обеспечения, половина респондентов в 2005 г. и около трети в 2006 г. считали, что ситуация с обеспечением бесплатными медикаментами после введения системы ДЛО по сравнению с периодом до ее введения не изменилась или ухудшилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, данные, полученные на I и II этапах исследования, позволили в динамике проследить изменение отношения граждан льготных категорий к ДЛО, выявить основные трудности, с которыми им приходилось сталкиваться, что в дальнейшем приводило к отказу от социального пакета. При получении рецепта основные трудности возникали из-за отсутствия необходимых лекарств в официальном перечне. Около трети респондентов затрачивали на получения льготного рецепта в поликлинике более 2 часов, и еще 14 % повторно приходили в лечебное учреждение за заполненным рецептом. При получении лекарств в аптеке основной проблемой становилось отсутствие необходимых медикаментов, при этом время отсроченного обслуживания рецептов часто превышало установленные нормативы.
Выявленные недостатки не позволяют с помощью программы ДЛО эффективно обеспечивать социально незащищенные категории граждан лекарственной помощью, приводят к массовым отказам в пользу денежных выплат и, кроме
Оценка ситуации Оставшиеся Вышедшие из Всего
в программе программы
абс. % абс. % абс. %
Улучшилась 63 33,7 16 5,8 79 17
Ухудшилась 29 15,5 37 13,3 66 14,2
Изменений
нет 49 26,2 48 17,3 97 20,8
Затрудняюсь 46 24,6 177 63,6 223 48
того, снижают доверие населения к проводимым реформам в сфере здравоохранения.
Недостаток финансовых средств, возникший в 2006 г., явился следствием нарушения принципов социального страхования. Для обеспечения финансовой устойчивости ДЛО право получать льготные лекарства должно быть у всех граждан льготных категорий без возможности выхода из программы. Для граждан, страдающих от заболеваний, требующих постоянного дорогостоящего медикаментозного лечения (сахарный диабет,
гемофилия, онкологические заболевания и т. д.), возможна разработка программы с отдельными от ДЛО источниками финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хабриев Р. У. Тельнова Е. А. Система ДЛО -элемент государственной политики // Ремедиум. -2006. - № 1.
2. Хабриев Р. У. Льготники вернутся летом // Российская газета. - 2006 - № 4050.