Сетевой научно-практический журнал Ж" ТА У Ч Н Ы Й
59 серия Медицина и фармация Нрезультат
УДК 615.1
Шукиль Л.В., ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Мошкова Л.В., ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Коржавых ЭА. В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НОТАЦИЯ
Представлены результаты социологического опроса руководителей медицинских организаций о лекарственной политике, реализуемой в Омской области. Установлено, что большинство респондентов оценили как «хорошую» эффективность федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения (80% и 84% опрошенных соответственно). Лекарственное обеспечение бюджетных медицинских организаций 50% респондентов оценили как «скорее хорошо, чем плохо». Областные и целевые программы в данной сфере 42% опрошенных назвали полностью эффективными, а 10% - не вполне эффективными. Для совершенствования лекарственной политики в Омской области респонденты предложили увеличить финансирование только федеральной программы (38% опрошенных), увеличить финансирование и федеральной, и региональной программы (24%), увеличить ассортимент оказываемых услуг и ассортимент лекар-ственных средств для детей (по 8%) и др. Выявленные проблемы позволят разработать меры по повышению эффективности лекарственной политики, проводимой в регионе.
Ключевые слова: лекарственная политика; эффективность; социологическое исследование; руководители медицинских организаций.
Shukil L.V., THE ESTIMATION
Moshkova L.V., OF DRUG POLICY EFFICIENCY
Korzhavykh E.A. IN OMSK REGION
STRAKT
rj^he article covers the results of interviewing the heads of health care institutions in regard of implementation X of drug policy in Omsk Region. The majority of respondents estimated the efficiency of the Federal and Regional Programs of Preferential Provision of Medicines as «good» (80% and 84% respectively). The provision of state health care institutions with medicines was estimated «as rather good than bad» by 50% of respondents. The Regional and target programs in this sphere were estimated as «completely effective» by 42% of the respondents, and «not quite effective» by 10%. For further drug policy improvement in Omsk Region the respondents proposed to increase the budget of the Federal Program only (38% of respondents), to increase the budget of both the Federal and Regional programs (24%), to increase the number of services and the choice of medicines for children (8% each) etc. The problems aroused will help to develop some actions aimed at improving the efficiency of drug policy for the region.
JKeywords: drug policy; efficiency; social research; healthcare organization directors.
№2 2014
60
Шукиль Л.В., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н
'ЛУЧИ Ы И РЕЗУЛЬТАТ
Сетевой научно-практический журнал
Неотъемлемой частью деятельности государственной системы здравоохранения является реализация политики в сфере обращения лекарственных средств. Наиболее заметно лекарственная политика проявляется в сегменте льготного лекарственного обеспечения населения, связанного с государственными гарантиями лекарственной помощи самым уязвимым категориям пациентов во всех регионах нашей страны. В связи с этим территориальные органы управления здравоохранением должны систематически отслеживать ситуацию с реализацией государственных гарантий, чтобы своевременно предупреждать, выявлять и разрешать имеющиеся и потенциальные проблемы.
В Омской области на современном этапе в соответствии с федеральным и региональным законодательством лекарственными средствами по льготным рецептам обеспечиваются:
- отдельные категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (федеральные льготники);
- отдельные группы населения и лица, страдающие некоторыми категориями заболеваний (региональные льготники);
- граждане, страдающие заболеваниями из перечня 7 высокозатратных нозологий.
Помимо этого лекарственное обеспечение населения осуществляется в соответствии с действующими областными и целевыми программами (например, региональный проект «Онкология», долгосрочная целевая программа Омской области «Старшее поколение» и др.).
Мониторинг качества оказания льготной лекарственной помощи в регионе традиционно проводится путем проверок обоснованности и целесообразности назначения льготных лекарств в медицинских организациях, а также проверок аптечных организаций на предмет сроков обеспечения льготными лекарственными средствами и наличия отложенного спроса.
Перечисленными обстоятельствами обусловлена жесткая необходимость непрерывного поиска баланса между экономической и социальной стороной лекарственной политики в условиях ограниченных бюджетных
средств, которые могут быть выделены на эти нужды государством и регионом, и при тенденции к росту, хотя и небольшому, числа граждан, отказавшихся от получения набора социальных услуг - 68,3% лиц, имеющих право на льготы, в 2010 г., 68,6% - в 2011 г., 70,3% - в 2012 г. и 70,4% - в 2013 г. [1].
В определенной степени достижению такого баланса может способствовать использование адекватного методического аппарата, позволяющего эффективно контролировать проведение лекарственной политики в конкретном регионе с учетом мнений самих пациентов, а также врачей, назначающих льготные лекарственные средства, и аптечных специалистов, отпускающих эти препараты.
В связи с вышеизложенным цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы изучить мнение руководителей медицинских организаций об эффективности выполнения государственных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения для последующей разработки научно обоснованных мер по его совершенствованию на основе выявленных данных.
Материалы и методы
В исследовании использован социологический метод очного (письменного) анкетирования. Объектами исследования служили результаты статистической обработки анкет, полученных от участников опроса - 50 руководителей медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения региона Омская область (объем случайной выборки - 40% генеральной совокупности, следовательно, выборка репрезентативна).
Вопросы анкеты были сгруппированы в 4 блока, соответственно следующим параметрам:
- социально-демографические данные о респондентах;
- оценка (в баллах) деятельности органа управления в области льготного лекарственного обеспечения населения региона;
- оценка (в баллах) программ по льготному лекарственному обеспечению населения, действующих в Омской области;
- предложения по повышению эффективности реализуемых программ льготного
СЕРИЯ Медицина и фармация
61
Шукиль Л.В., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н
'ЛУЧИ Ы И РЕЗУЛЬТАТ
Сетевой научно-практический журнал
лекарственного обеспечения (в свободной форме изложения).
Балльная оценка базировалась на качественно-количественной шкале, включавшей 7 градаций: «очень хорошо» - 3 балла, «хорошо» - 2, «скорее хорошо, чем плохо» -1; «затрудняюсь с ответом» - о; «скорее плохо, чем хорошо» - (-1); «плохо» - (-2); «очень плохо» - (-3 балла).
Основными статистическими показателями служили: доля (в процентах) респондентов, ответивших на вопрос; рассчитанная средняя оценка Хс в баллах и заданные минимальные (Х ) и максимальные (Х ) средние оценки. Респонденты, затруднившиеся с ответом, из расчетов средней оценки исключались.
Результаты и обсуждение
По социально-демографическим характеристикам респонденты распределились следующим образом: мужчины - 81%, женщины - 19%; наибольшая группа по возрасту - 51-60 лет (6о%), далее следует группа руководителей в возрасте 41-50 лет (33%) и свыше 6о лет (7%). Управленческий стаж более 10 лет выявлен у 72% опрошенных, 6-10 лет - у 20%, 0-5 лет - у 8%. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных руководителей - врачи с солидным стажем работы по медицинской специальности, имеющие опыт управленческой деятельности, что позволяет считать их мнение достаточно компетентным.
При анализе ответов на вопросы второго блока анкеты установлено, что все опрошенные (100%) удовлетворены работой регионального органа управления здравоохранением. В числе приведенных аргументов отмечено следующее:
- министерство здравоохранения Омской области постоянно консультирует по вопросам лекарственного обеспечения;
- систематически предоставляет необходимую информацию, в том числе нормативную, по изучаемому направлению и другим аспектам медицинской деятельности;
- осуществляет действенный контроль;
- своевременно и регулярно проводит аттестацию специалистов и т.д.
Количественная оценка работы органа управления в баллах позволила дифферен-
цировать мнения опрошенных следующим образом:
- «очень хорошо» (3 балла) оценили работу 26% респондентов;
- «хорошо» (2 балла) - 64%;
- «скорее хорошо, чем плохо» (1 балл) -4%;
- «скорее плохо, чем хорошо» (-1 балл) -0%;
- «плохо» (-2 балла) - 0%;
- «очень плохо» (-3 балла) - 0%;
- затруднились с ответом (0 баллов) - 6%.
В результате расчетов средняя оценка
Хср. составила +2,23 балла при минимально возможной Х . =-3 балла и максимальной
ср.тт
Х =+3 балла. Таким образом, большая часть опрошенных оценила работу регионального органа управления здравоохранением как хорошую.
На следующей стадии исследования проанализированы мнения респондентов об эффективности действующих в регионе программ по льготному лекарственному обеспечению.
Установлено, что эффективность федеральной программы государственных гарантий респонденты в целом оценили более высоко, чем региональной. Оценку «очень хорошо» и «хорошо» (3 и 2 балла соответственно) в случае федеральной программы поставили 94% опрошенных, а в случае региональной - 90%; «скорее хорошо, чем плохо» - соответственно 6% и 8% (рис. 1). C оценкой региональной программы затруднились 2% респондентов. Отрицательные оценки для обеих программ отсутствовали.
В среднем федеральная программа льготного лекарственного обеспечения оценена руководителями медицинских организаций на 2,08 балла, региональная - на 2,06 балла при минимально возможной средней оценке Х =-3 балла и максимальной Х =
ср.тт ср.тах
+3 балла.
Причины более низкой оценки эффективности региональной программы отчасти раскрывают ответы респондентов на последующие вопросы, представленные в данном блоке анкеты. Так, на вопрос «Как вы оцениваете лекарственное обеспечение лечебно-профилактических учреждений по региональной программе» 50% опрошенных выбрали градацию «скорее хорошо, чем плохо» весом в 1 балл (рис. 2).
СЕРИЯ Медицина и фармация
62
Шукиль Л.В., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н
'ЛУЧИ Ы И РЕЗУЛЬТАТ
Сетевой научно-практический журнал
ддо Долл ОТВЕТОВ
В 2 1 0-1-2 ‘3
Оценка а баллах
■ оценка ФП Л/Ю □ оценка РП ЛЛО
Рис. 1. Распределение оценок эффективности федеральной (ФП) и региональной (рП) программ льготного лекарственного обеспечения (ллО)
в Омской области (2013 г.; 50 респондентов)
Figure 1. The distribution of efficiency estimations for Federal and Regional Programs of preferential drug provision in Omsk Region (2013; 50 respondents)
эатр-^нились с ответом (0 5.)
очень плохо ( 3 б.} плохо (^-2 6.) скорее плохо, чем хорошо [-1 б.} t корее хорошо, чети плохо (1 й.)
хорошо (2ЙГ) очень хорошо (3 6.)
UK iu% /11% JtWb АНЯ, ЫК
Доля ответов
Рис. 2. Оценка лекарственного обеспечения медицинских организаций по региональной программе в Омской области (2013; 50 респондентов)
Figure 2. The estimation of health care institutions drug provision by the Regional Program
in Omsk region (2013; 50 respondents)
СЕРИЯ Медицина и фармация
63
Шукиль Л.В., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н
'ЛУЧИ Ы И РЕЗУЛЬТАТ
Сетевой научно-практический журнал
Хорошей и очень хорошей считают региональную программу 40% и 4% респондентов соответственно.
Расчетный средний показатель оценки лекарственного обеспечения медицинских организаций в рамках территориальной программы подтвердил данные распределения, составив 1,51 балла при минимально возможной средней оценке Хсрт.п =-3 балла и максимальной Х =+з балла.
ср.тах
Таким образом, одной из причин более низкой оценки эффективности региональной программы льготного лекарственного обеспечения по сравнению с эффективностью федеральной программы может быть недостаточная удовлетворенность опрошен-
ных руководителей региона ситуацией с лекарственным обеспечением подведомственных им медицинских организаций.
В современных реалиях российской системы здравоохранения важную роль в эффективном лекарственном обеспечении играет формулярная система, используемая медицинскими организациями региона. В своей работе ею руководствуются практически все работники медицинских организаций.
Проведенный нами анализ ответов респондентов показал, что более половины опрошенных оценили формулярную систему, действующую в Омской области, как «хорошую» - 51% руководителей - и «очень хорошую» - 4% (рис. 3).
эатэуДннл ись с ответом [О 5.)
очень плопп ('Я й.] плена {-2 а.) сиорее пл(Наг чей хороша {Ц 6.] скорее mopoluOj чем плоло [15.)
xOpejuo [2 €.] очень хорошо
Ufc 10ft ?Uft j№ <WK ™ CHJW Долл ответив
Рис. 3. Оценка формулярной системы в медицинских организациях Омской области (2013; 50 респондентов)
Figure 3. The estimation of the formulary system in health care institutions of Omsk region
(2013; 50 respondents)
Вместе с тем средняя оценка, рассчитанная по ответам на данный вопрос, составила 1,98 балла, т.е. ниже 2 баллов, соответствующих градации «хорошо», при минимально возможной средней оценке Хср min =-3 балла и максимальной Х =+з балла. Тот факт, что 8% опрошенных затруднились с ответом, указывает, по нашему мнению, на имеющиеся недостатки разработанной в регионе формулярной системы и необходимость их устранения.
Изучение мнения респондентов об эффективности областных и целевых программ,
содержащих компонент «лекарственное обеспечение», показало, что о существовании таких программ знают 88% (44 чел.) опрошенных. Эффективность функционирования областных и целевых программ в сфере здравоохранения 42% респондентов оценили как «очень хорошую», а 10% - как «хорошую». Примечательно, что 36% опрошенных затруднились с ответом. Данный факт связан, скорее всего, с тем, что названные программы непосредственно не затрагивали медицинский профиль организаций, возглавляемых
СЕРИЯ Медицина и фармация
64
Шукиль Л.В., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н
'ЛУЧИ Ы И РЕЗУЛЬТАТ
Сетевой научно-практический журнал
респондентами. Вместе с тем он указывает также на недостаточное информирование медицинских специалистов о результатах реализации областных и целевых программ, функционирующих в регионе.
При анализе ответов на 4-й блок анкеты были выявлены две группы предложений респондентов, относящихся к оптимизации лекарственной политики в Омской области:
1) предложения по повышению доступности лекарственных средств;
2) предложения по совершенствованию федеральной и региональной программы льготного лекарственного обеспечения.
По мнению опрошенных, доступность лекарственных средств можно повысить путем принятия таких мер:
- увеличение количества аптек (4% ответов);
- снижение цен на лекарственные средства (36%);
- внедрение системы социального страхования (14%).
Предложен также ряд других мер, в том числе увеличение производства качественных отечественных лекарственных препаратов, увеличение социального пособия социально не защищенным слоям населения с тем, чтобы пациенты сами могли приобретать лекарства.
Суть предложений к федеральной и региональной программе была практически одинаковой и сводилась в основном к увеличению объемов финансирования и расширению ассортимента лекарственных средств.
Так, за увеличение финансирования только в рамках федерального программы льготного лекарственного обеспечения высказались 38% опрошенных, за увеличение
финансирования только региональной программы - 8%. Увеличить финансирование, в том числе подушевое, и федеральной, и региональной программы предложили 24% респондентов. Полученные данные позволяют предположить, что эффективность этих программ, оцененная ранее респондентами, вероятно, обусловлена не столько объемом выделенных бюджетных средств, сколько другими факторами, возможно - организационного характера, на что должно быть обращено внимание регионального органа управления здравоохранением.
Кроме того, опрошенные руководители медицинских организаций предложили:
- в рамках федеральной программы расширить оказание услуг (УЗИ, рентгенодиагностика), региональной - увеличить тарифы на одного человека - 8% респондентов;
- в рамках обеих программ увеличить ассортимент лекарственных средств для детей - 8%;
- по обеим программам увеличить лекарственный ассортимент в соответствии со стандартами медицинской помощи - 10%;
- для федеральной и региональной программы - увеличить социальное пособие и сделать его одинаковым для федеральных и региональных льготников - 4% респондентов.
Таким образом, социологический опрос руководителей медицинских организаций позволил выявить доминантные проблемы по вопросам льготного лекарственного обеспечения и лекарственной политики в Омской области, прежде всего - проблему недостаточной эффективности программ, реализуемых в данной сфере на региональном уровне.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения Омской области по итогам деятельности за 2013 год / Минздрав Омской области. 2014. 126 с. URL: http://mzdr.omskportal.ru/ru/RegionalPub-licAuthorities/executivelist/MZDR/statistika. html (дата обращения: 07.07.2014).
REFERENCES:
1. The Report on Health of the Population and Healthcare Organizations in Omsk Region in 2013 /Omsk region Department of Health. 2014. 126 p. URL: http://mzdr.omskportal.ru/ ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/ MZDR/statistika. html (07.07.2014).
СЕРИЯ Медицина и фармация
65
Шукиль Л.В., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н
'ЛУЧИ Ы И РЕЗУЛЬТАТ
Сетевой научно-практический журнал
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Шукиль Людмила Владимировна,
начальник, управление фармацевтической деятельности,
кандидат фармацевтических наук Министерство здравоохранения Омской области,
ул. Ленина, 15, Омск, 644099, Россия e-mail: [email protected]
Мошкова Людмила Васильевна,
профессор, кафедра технологии получения лекарств и организации фармацевтического дела, доктор фармацевтических наук, профессор Факультет повышения квалификации медицинских работников, Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, 117198, Россия
e-mail: [email protected]
Коржавых Элеонора Александровна,
профессор, кафедра технологии получения лекарств и организации фармацевтического дела, доктор фармацевтических наук Факультет повышения квалификации медицинских работников, Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, 117198, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS::
Shukil’ Lyudmila Vladimirovna
PhD in Pharmaceutical Sciences,
Head of the Department of Pharmacy Ministry of Health of Omsk region 15 Lenin St., Omsk, 644099, Russia E-mail: [email protected]
Moshkova Lyudmila Vasil’evna
Doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor Department of Pharmaceutical Technology & Organization of Pharmacy Medical Post-graduated Faculty Peoples’ Friendship University of Russia 10/2 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russia
E-mail: [email protected]
Korzhavykh Eleonora Alexandrovna
Doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor Department of Pharmaceutical Technology & Organization of Pharmacy Medical Post-graduated Faculty Peoples’ Friendship University of Russia 10/2 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russia
E-mail: [email protected]
СЕРИЯ Медицина и фармация