Инновации в школе
брать слово, то такая возможность предоставляется команде - сопернице. Победит команда, набравшая большее количество очков.
5. Игра «Шифровальщики»
Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, умений анализа и синтеза.
Ход: класс разбивается на пары. Один - в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в шифровке словосочетаний и предложений.
• Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
• Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
• Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита)
Ценность этих и подобных игр заключается еще и в том, что изучаемый материал становится личностно значимым для ученика. Эти игры стимулируют творческое мышление, создают мотивацию к учению, формируют коммуникативные качества детей. Дети, играя, всегда лучше запоминают материал и при этом не устают.
Бондарец А.М.,
учитель начальных классов
ЛЕГО ТЕАТР - ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СООБЩА МОЖНО ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА
«Детство - важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к взрослой жизни, а яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в его душу, сердце, таким человеком станет сегодняшний малыш».
К.А.Сухомлинский
В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения. Дети, которые занимаются по программам развивающего обучения, отличаются от своих сверстников свободой мышления, отсутствием боязни высказать свою точку зрения, высоким учебным потенциалом. Дети готовы активно познавать мир, самих себя. Оптимизировать учебный процесс и реализовать идеи развивающего обучения позволяет использование леготехнологии. Работа с конструктором погружает детей в творческую среду. Ребенок чувствует себя и изобретателем, и экспериментатором. Работа с ЛЕГО позволяет всем детям комфортно чувствовать себя в окружающей среде. В процессе работы снимаются все негативные, стрессообразующие факторы учебного процесса. Вокруг ребенка создается творческая, раскованная атмосфера, которая помогает создать внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперед, т.к. на этих занятиях не может быть неудачных работ. Все дети вовлечены в творческий процесс, с разными интересами, и каждый ощущает свою нужность и значимость.
Дети любят познавать мир. Ребенок проживает, одновременно познает и осваивает этот мир через игровую деятельность. Когда дети строили из конструктора различные модели, я заметила, что ребятам нравится, когда их модели оживают, перемещаются или разгова-
ривают друг с другом. Это желание привело к мысли разработать уроки по теме « В мире много сказок» и создать ЛЕГОТЕАТР. Театральное творчество - один из распространенных видов детского творчества. Оно основано на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Внешние впечатления от окружающего конкретизируются ребенком в подражательной форме. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Этапы работы над проектом «В мире много сказок» Подготовительный
- дети знакомятся с темой проекта; сначала читается сказка, обсуждается характер сказочных героев, какие необходимы декорации, дети вовлекаются в обсуждение поступков героев сказки, распределяются роли;
- делятся на группы (5-6 человек);
- получают задание (изготовление декораций, разработка сценария сказки, конструирование персонажей, музыкальное оформление, подбор артистов).
Создание проекта
Поиск конструкторских решений.
Чтобы построить любую конструкцию, необходимо уметь обследовать объект. Уметь представить будущую конструкцию в целом со всех сторон. Это можно сделать так: объект делится на составляющие части - детали. Оценивается их размер, пространственное расположение. Дети рисуют, лепят из пластилина персонаж, составляют из бумажных лего-кирпичиков аппликацию на плоскости, чтобы потом собрать объемную фигурку из Лего.
Представление сказки
Русская народная сказка «Лиса и Заяц».
Цель: - создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструкторских замыслов;
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
31
Инновации в школе
- развитие умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности сказочного персонажа;
- развитие фантазии и воображения детей;
- воспитание устойчивого интереса к театральноигровой деятельности.
Ведущий.
Лиса.
Заяц.
Лиса.
Ведущий.
Лиса.
Заяц.
Лиса.
Заяц.
Ведущий.
Лиса.
Ведущий.
Волк.
Заяц.
Лиса и Заяц
Тишина. Зима. Опушка.
А со всех сторон - леса.
На опушке в двух избушках Жили Заяц и Лиса.
У Лисы была избушка ледяная,
А у Зайчика избушка лубяная.
У меня в избе светло,
А в твоей избе темно.
Не дразни меня, Лиса,
Пожалеешь ведь сама.
Нет, не стану я жалеть,
Лучше снова буду петь:
«У меня в избе светло,
А в твоей избе темно».
Но окончилась холодная зима, Наступила вскоре теплая весна,
Ярким солнышком избушки осветила,
А избушку лисью вовсе растопила.
Ты пусти меня к себе, сосед мой милый. Не пущу. Зачем меня дразнила?
Ну, прости меня. Теперь мне негде жить. Заходи, Лиса, скорей. Уж так и быть.
У меня избушка теплая, большая. Можешь жить. Ты мне не помешаешь. День прошел, другой, а может, пять. Стала ласка из избушки зайца гнать. Ступай быстро вон, косой!
Не хочу я жить с тобой.
Так и выгнала. Зайчишка Плача на пеньке сидит,
Слезы лапкой вытирает,
Видит, мимо Волк бежит.
Приключилось что с тобой?
Плачешь ты зачем, косой?
У меня была избушка лубяная,
А у Лисы была избушка ледяная.
Но окончилась холодная зима, Наступила вскоре теплая весна,
Ярким солнышком избушки осветила -И избушку лисью вовсе растопила. Поселил тогда лису я у себя,
А Лиса взяла и выгнала меня.
Волк. Ты не плачь, косой, так горько не тоскуй.
Вот посмотришь, как я выгоню Лису. Заяц. Нет, не выгонишь, не так уж ты силен.
Волк. Нет, я выгоню. Ступай, лисица вон!
Лиса. Не пугай! Ведь я лисица, а не курочка
Вот как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам! Ведущий. Испугался Волк Лису и скрылся прочь. Зайчик плачет:
Заяц. Кто же сможет мне помочь?
Ведущий. В это время мимо Зайца шел Медведь. Медведь. Что случилось? Перестань-ка ты реветь. Заяц (повторяет слова)
Медведь. Ты не плачь. Тебе я правду говорю.
Что Лисицу из избы я прогоню.
Заяц. Волк не смог ее прогнать, чтоб мне помочь. Медведь. А я выгоню! Пошла, лисица прочь!
Лиса. Не пугай меня, ведь я лисица, а не курочка.
Вот как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам. Ведущий. Испугался тут Медведь и скрылся прочь. Зайчик плачет:
Заяц. Кто же сможет мне помочь?
Ведущий. В это время мимо зайца в двух шагах Петушок шел в ярко-красных сапогах. Косу острую держал он на плечах.
Что за слезы? Расскажи-ка мне на милость, Что с тобою, бедный Зайчик, приключилось? (повторяет историю)
Вытри слезы и не плачь.
Я смогу лису прогнать.
Где ж тебе прогнать суметь?
Гнал и Волк, гнал и Медведь.
Но никто из них не смог Ее выгнать за порог.
Я ж лису прогнать смогу!
Эй, Лиса! Ку-ка-ре-ку!
Я иду на двух ногах В ярко-красных сапогах.
Несу косу на плечах.
Ох, как остра моя коса!
Я посеку тебя, Лиса!
Убери свою косу, не секи меня лису.
Платье я свое найду, вмиг оденусь и уйду. (повторяет угрозу)
Убери свою косу, не секи меня лису.
Обувь я свою найду, вмиг обуюсь и уйду.
Ведущий. Выскочила тут лиса из избушки и бежать.
А Петух давай хвалиться:
Петух. Я лису сумел прогнать!
Заяц. Тебе, Петенька, спасибо!
Я хочу с тобой дружить.
Заходи в мою избушку,
Будем вместе дружно жить!
Ведущий. Стали они вместе жить да поживать
И друзей желанных в гости поджидать.
Петух.
Заяц
Петух.
Заяц.
Петух.
Лиса.
Петух.
Лиса.
32
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Инновации в школе
Начинается представление для учеников своего класса. Потом для своих родителей. А затем гастроли по другим классам школы и выход на большую сцену в конкурсе проектов на школьной конференции. Репертуар для Леготеатра: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Сказка о глупом мышонке», «Три поросенка», «Лиса и Заяц» и другие сказки.
Работая с конструктором, дети моделируют на плоскости и в объеме. Неудачных работ нет. Любую работу можно интересно обыграть, а это позволяет развить уверенность в себе. При делении учащихся на группы, для выполнения практической части, уделяю внимание качественному составу каждой группы в плане психологической совместимости и разнообразия способностей. Ученики, имеющие умения и навыки изобразительного творчества, руководят работой, связанной с художественным оформлением предложенного задания. Ученики, имеющие способности в словесных видах творчества, отвечают за исполнение ролей в спектакле. Ученики, обладающие практическими навыками конструирования, руководят работой при сборе моделей и создании макетов. Ребята прислушиваются к мнению товарищей, соглашаются или
предлагают свои варианты воплощения идей в конечный результат.
Роль учителя заключается в том, чтобы создать интригующую среду, учесть возрастные и психологические возможности младших школьников для реализации задуманного проекта. Подводя итог каждого занятия, учитель выслушивает каждого ребенка, который рассказывает о ходе выполнения заданий, о назначении постройки, высказывает свое мнение о выполненной работе. В спорах дети учатся отстаивать свое мнение и принимать во внимание замечания друзей.
Такая система работы с ЛЕГО позволила решить проблему, как добиться того, чтобы все дети на уроках были активны, не стеснялись, а быстро и с интересом включались в работу. А творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, что способствует успешному обучению.
Интересная работа мысли вызывает чувство удовлетворения, а вместе с тем - стремление довести работу до конца. Положительные эмоции обладают созидательной силой. Сохранить любознательность и умение удивляться - это та проблема, которую я решаю на своих уроках.
Макарова А.А.,
директор МОУ СОШ № 64 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района г. Казань
Формирование условий для воспитания духовнонравственного здоровья учащихся
Тема этого разговора очень актуальна именно сейчас, когда школа эволюционировала в сторону формирования знаний, интеллекта, зачастую ослабив свои воспитательные функции. Да и в самом воспитании акцент часто делается на внешние формы, связанные с решением задач успешной карьеры, возможности вписаться в общество, а внутренний, духовный мир воспитанника остаётся как бы в стороне.
Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития этого общества.
В настоящее время мы констатируем глубокий кризис духовности общества в целом, и ещё в большей степени происходит нарастание бездуховности среди молодёжи, которое проявляется в негативном отношении к культуре и традициям , в потере смысла жизни и жизненных ценностей, в негативных личностных качествах, таких как эгоизм, цинизм, агрессивность,
стремление к насилию, в утрате честности, порядочности, сострадания, доброты, любви к ближнему.
Становление рыночной экономики определило разрушение системы культурного, нравственного, патриотического, художественного воспитания молодёжи.
И сегодня (по мировой статистике) Россия - в числе лидеров по преступности, по алкоголизму, наркомании; на одном из последних мест по состоянию физического и психического здоровья народа, по продолжительности жизни людей.
Мы - аутсайдеры по всем главным показателям духовного благополучия и прежде всего по тем, которые характеризуют нравственный уровень общества. В России, по отрицательной статистике, 600 000 социальных сирот; 2,8 млн. беспризорных. Это - легионы горемычных.
Всё возрастающие масштабы наркомании, безнравственности, алкоголизма создали сегодня серьёзные угрозы экономической, политической, оборонной, духовной, физической, эмоциональной, а в конечном счёте государственной безопасности страны.
От них производны многочисленные преступления, подрыв физического и психического здоровья нации, разрушение семей и воспитательного потенциала общества, его генофонда, социальное сиротство, падение престижа и авторитета страны на мировой арене, эрозия национальной гордости и патриотизма.
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
33