ими определенной совокупности. Предложенные группы критериев и показателей для комплексной оценки работы по гражданско-патриотическому воспитанию, применяются в комплексе и позволяют наиболее объективно и конкретно оценивать эффективность и результативность деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей у студентов.
Список литературы:
1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2008. - 640 с.
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М., 2000. - 512 с.
List of references:
1. Pedagogy / ed. P.I. Pidkasistogo. - M., 2008. - 640 p.
2. Slastenin V.A. Pedagogy. / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.M. Mishchenko, E.N. Shiyanov. - M., 2000. - 512 p.
А.К. Лукьянович
аспирант, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
ЛЕГО-РОБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация. Сегодня появляется потребность в оснащении образовательного процесса современными цифровыми средствами. Одной из таких новинок стало использование ЛЕГО-роботов. Применяя в своей работе современных ЛЕГО-роботов, учитель может повлиять на развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: ЛЕГО, ЛЕГО-роботы, регулятивные универсальные учебные действия.
A.K. Lukjanovich, Chelyabinskiy Pedagogical University
LEGO ROBOT AS A TOOL FOR REGULATORY PURPOSE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES
Abstract. Today there is a need to equip the educational process with modern digital tools. One of these innovations was the use of LEGO robots. Using his work advanced LEGO robots, a teacher can influence the regulatory purpose of educational activities.
Keywords: LEGO, LEGO robots, the regulatory purpose of the study.
На сегодняшний день современное школьное образование ставит перед собой задачу - формирование у детей умения учиться. Ребёнок должен не только перенять от учителя знания и умения, но уметь самостоятельно ставить для себя учебные цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои успехи.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стан-
дартами (ФГОС) начального общего образования (НОО) второго поколения достижение этой цели становится возможным благодаря формированию совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД - система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.
УУД сгруппированы в четыре основных блока:
1. Личностные;
2. Регулятивные;
3. Познавательные;
4. Коммуникативные.
Для нас наибольший интерес представляют регулятивные универсальные учебные действия. В них входят умения:
• определять цели конкретных учебных задач;
• составлять план решения проблем творческого и поискового характера;
• работать по намеченному плану;
• подбирать и опробовать различные способы выполнения одного и того же задания;
• определять степень успешности своей работы;
• понимать причины своего неуспеха и находить выход из этой ситуации;
• оценивать работы других учащихся, исходя из имеющихся критериев и т.д.
ФГОС начального образования теоретическо-методологической основой разработки концепции создания УУД выделяют культурно-исторический деятельный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Созданная на основе этого подхода концепция позволяет выделять различные методы, способы, форы и средства работы с детьми для различных учебных дисциплин для успешного формирования системы УУД.
Современное общество находится на стадии активного развития информационных технологий. Несомненно, это откладывает отпечаток и на образ сегодняшнего учащегося. Огромное разнообразие технических средств, развитие компьютерных технологий даёт учителю возможность сделать для ребенка познание окружающей его реальности ещё более увлекательным. Появляется потребность в оснащении образовательного процесса современными цифровыми средствами. Одной из таких новинок стало использование ЛЕГО-роботов [1].
Аббревиатура LEGO означает «хорошо, интересно играть» (от датского Leg Godt). ЛЕГО-технология - система, в которой в качестве основного средства обучения применяется конструктор компании LEGO, которая была создана в Дании в 1932 г. Оле Кирком Кристиансеном. К 1949 году игрушка стала широко распространённой по всей Европе. В России дети познакомились с ЛЕГО только в конце 80-х годов. Конструктор завоевал огромную популярность у ребят всех возрастов, ведь компания LEGO разработала конструкторы и для дошколят, и для младших школьников, и для учащихся среднего звена.
ЛЕГО-роботы успешно используются в детских садах и школах Дании, Чехии, Англии, Польши, Словении. Сегодня они приобретают свою популярность и в России. ЛЕГО-роботы стали применяться в образовательном процессе на Южном Урале отно-
сительно недавно - с 2007 года.
В компании LEGO достаточно широко представлены различные серии конструкторов, которые могут применяться не только как игрушка, но и как наглядное пособие. Примером такого обучающего раздела может служить конструктор LEGO DACTA. Его отличительная особенность в том, что в наборы входят программируемые элементы. Таким образом, можно создавать ЛЕГО-роботов, которые будут выполнять определенный набор функций: двигаться, проигрывать музыку, реагировать на свет и движение и т.п. В силу своей педагогической универсальности, экологичности, эстетичности, долговечности игрушки LEGO DACTA стали востребованными в обучении и развитии детей разных возрастов.
Итак, каким же образом, используя в своей работе современных Лего-роботов, учитель может повлиять на развитие регулятивных универсальных учебных действий?
• Работая с Лего-роботом, ребенок учится следовать инструкции. Это может быть выполнение задания по готовой схеме, по устным или письменным указаниям учителя и, впоследствии, по схеме собственной разработки.
• Конструктор разработан таким образом, чтобы ребенок к созданию одной и той же модели мог прийти различными способами. Даже получив одно задание, при сравнении готовых роботов и программ оказывается, что способы исполнения у всех ребят различен.
• При неверном исполнении разработанного алгоритма, робот не выполняет необходимые функции. А значит, ребёнок должен не только проверять верность и обнаружить ошибку, но и перепроверить сам алгоритм.
• Получив то или иное задание, учащийся чётко понимает, к какому результату должен прийти он и все его одноклассники. Имея чёткие критерии, он может оценить не только свою работу, но и работу своих товарищей.
• Выполнив задание, наблюдая за исправной работой своего робота, ребёнок испытывает позитивные эмоциональные состояния. Он может сравнить эмоции от успешной и не успешной деятельности.
• Получая творческое задание, ребёнок может выполнить модель в свободной форме. Но, вынося свой проект на защиту перед всем классом, он должен уметь доказательно аргументировать свой выбор [2].
Примером интересного развивающего задания для детей на основе ЛЕГО-роботов может быть проект «Чтобы я хотел создать для города полезного?». Дети могут воплотить в жизнь самые невероятные фантазии. При этом важной особенность является то, что каждый должен доказать «полезность» своего творения для городских жителей.
Таким образом, использование робота LEGO при освоении обязательной программы в начальной школе позволяет воздействовать на формирование и развитие регулятивных УУД, что соответствует требованиям сформулированным ФГОС НОО, как обязательные требования к организации образовательного процесса.
Список литературы:
1. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Москва : Школа-
пресс, 1996. - 336 с.
2. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. - Издательский центр Академия. 2002 . - 192 с.
List of references:
1. Zenkovsky, V.V. Psychology of Childhood / V. Zenkovsky. - Moscow: School Press, 1996. -
336 p
2. Paramonov L.A. Theory and methods of creative design / LA Paramonova . - Publishing Center Academy. 2002 . - 192 p.
Е.А. Максимова
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный
социально-экономический университет»
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья раскрывает экономическую составляющую развития профессионального образования на примере России. Анализируется зависимость изменения числа учебных заведений от изменения территории государства, периодов реформ и послевоенного восстановления. Показано значение вуза для региона. Описано возрастание требований к уровню подготовки специалистов в периоды реформирования общества.
Ключевые слова: расширение границ государства, учебный округ, экономическая целесообразность, интеллектуальное развитие региона, отраслевая организация образования.
E.A. Maksimova, Saratov State Socio-Economics University
SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF
PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract. The article reveals economic component of professional education development on the example of Russia. Author analyses dependence of the number of professional education establishments and changes of the state territory as well as on the periods of reforms and after-war recovery. Author describes increase in the requirements to specialists in the periods of reforms.
Keywords: expansion of the state, educational district, economic practicability, intellectual development of the region, branch-wise structure of professional education.
Дополнительно к функциям системы общего образования система профессионального образования обеспечивает также экономическое и научно-техническое развитие государства. Расширение границ государства, развитие торговли и промышленности, периоды войн и послевоенного восстановления хозяйства сопровождаются соответствующей реакцией со стороны системы профессионального образования. Обнаружим экономическую основу развития профессионального образования на примере России.
Так, в XVIII веке граница России расширилась: присоединилась Прибалтика, на