Список литературы
1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий /
В.С. Аванесов. — 3-е изд., доп. — М.: Центр тестирования, 2000. — 240 с.
2. Ананьин, А.Д. Итоговая государственная аттестация выпускников высших учебных заведений: методические рекомендации по специальности 311400 — «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» / А.Д. Ананьин. — М.: МГАУ, 2004. — 37 с.
3. Ананьин, А.Д. Тестовые задания по агроинженер-ным специальностям: учебно-методич. пособие / А.Д. Ананьин. — Ч. 1. — М.: МГАУ, 1997. — 272 с.
4. Родыгина, Т.А. Квалиметрический подход к разработке тестов для комплексной оценки уровня подготовки выпускников / Т.А. Родыгина, И.Н. Светлакова // Пробле-
мы энергообеспечения и энергосбережения: сб. научных трудов ИжГСХА. — Т. 2. — Ижевск: ИжГСХА, 2003. —
С. 206-209.
5. Снегирева, Т.А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых / Т.А. Снегирева; науч. ред. В.С. Черепанов. — Москва-Ижевск: Экспертиза, 2006. — 124 с.
6. Челышкова, М.Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе / М.Б. Челышкова. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 75 с.
7. Черепанов, В.С. Основы педагогической экспертизы: учебное пособие / В.С. Черепанов. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 124 с.
УДК 376
Т.В. Лусс, канд. пед. наук, доцент
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Педагогическая академия последипломного образования»
ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБучЕНИИ
Современное развитие общества и уровень технических средств способствует разработке и успешному внедрению в педагогическую практику общих и специальных (коррекционных) дошкольных и начальных школьных образовательных учреждений инновационных конструктивно-игровых технологий, направленных на повышение эффективности обучения, развития и воспитания детей, на создание особой коррекционно-развивающей среды. Большое значение в коррекционно-развивающем процессе уделяется педагогическим технологиям, которые в последних документах ЮНЕСКО рассматриваются как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом взаимодействия технических и человеческих ресурсов, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования, с учетом уважения свободы и жизни каждого ребенка, творческого раскрепощения и развития его личности через социально и личностно значимые виды деятельности (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко). Они основываются на лучших достижениях педагогической, психологической и социальных наук, передовом педагогическом опыте народной, отечественной и зарубежной педагогики (А. Дистервег, Я.А. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоц-ци, В.Л. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Р. Штайнер и др.).
Особую популярность получили Лего-техно-логии, это система обучения с применением конст-
рукторов LEGO, выпускающихся в образовательной корпорации GROUP LEGO DACTA*.
Активное внедрение Лего-технологий в систему зарубежного образования объясняется следующими фактами. Во-первых, в 80-х годах прошлого столетия сфера образования в странах Организации экономического содружества и развития подверглась обширному реформированию, которое было направлено на повышение познавательного потенциала учащихся. Об этом говорил выступавший в 2000 г. на образовательном форуме, проводимом под эгидой Министерства образования Дании, руководитель компании Лего-ДАКТА Р. Расмуссен. Во-вторых, в 1998 г. была основана независимая организация «Следующий форум поколений» (NGF) — аналитический центр компании ЛЕГО, который подчеркнул, что в школах важно больший акцент делать на изучение того «как учить». Необходимо, чтобы знания приобретались не только как информация и факты, а должны быть творческими. Современные технологии и социальные изменения преобразовывают окружающее, поэтому следующие поколения детей нуждаются в несколько иных навыках, чем предшествовавшие.
Представители корпорации считают, что система Лего-ДАКТА концептуально предназначена для
* Образовательный отдел Лего-ДАКТА, функционирующий с 1989 г., был образован от выпускающей игровые конструкторы фирмы «Лего», основанной Ole Kirk Christiansen в 1932 г. в Дании. Термин «Лего» официально зарегистрирован 1 мая 1954 г. и переводится как «хорошо, весело играть вместе».
организации оптимального познания учащимися окружающего мира через практическую деятельность. Необходимо отметить, что в специальном обучении данная система может успешно применяться для решения диагностических, коррекционных и развивающих задач.
Следует рассмотреть некоторые аспекты данной педагогической технологии. Философский аспект Лего-ДАКТА основывается на понятии «конструктивизма», теоретически обоснованным и разработанным профессором С. Пейпертом (Массачусетский технологический институт, ОПТА), который предполагает оптимизацию процесса обучения за счет активного включения произвольного познания самих обучающихся (О.В. Михеева, П.А. Якушкин, 1996). Таким образом, обучение приобретает качественно иной уровень, потому что дети не только изучают, но еще и сами создают модели объектов окружающего мира, что позволяет получить не только новые знания об этих объектах, но и понять возникающие между ними связи и взаимоотношения. Это способствует нахождению обучаемыми более сложных и интересных решений, приводящих к расширению и углублению полученных знаний. Практическое усвоение знаний оказывается наиболее эффективным по сравнению с сообщаемыми в устной форме. Это и позволяет говорить об «обучении в практической деятельности» (learning by making). Моделирование из деталей Лего реальных объектов и их отношений есть форма абстракции: модель — это своеобразный знак, замещающий реальный объект. Это положение хорошо согласуется с основными постулатами деятельностного подхода к обучению, разработанного в отечественной психологии (Л.С. Выговский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
Отечественные ученые в области общей и специальной педагогики и психологии (А.Р. Лурия, В.Б. Синельников, В.Г. Нечаева, Л.Г. Парамонова, О.П. Гаврилушкина и др.) также придавали большое значение конструктивной игре в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Концепция Лего-ДАКТА предусматривает уместность ее использования на всех возрастных ступенях обучения: от дошкольного детства до среднего школьного возраста (О.В. Михеева, П.А. Якуш-кин, 1996), причем с достаточно эффективными результатами, что подтверждается рядом исследований. Перуанские преподаватели апробировали образовательные наборы Лего в 130 школах с учениками 6-11 лет. Результаты свидетельствовали, что школьники, основываясь на практическом опыте, в процессе исследовательской деятельности и коллективного выполнения заданий быстрее понимали простые физические законы, лежащие в основе использования механизмов и рычагов. Повышение эффективности было отмечено на 60 % у испытуемых в обучении математике, а также в коммуникативных
126
навыках; увеличились активность, внимание, удовлетворение и чувство собственного достоинства.
Мотивационный аспект системы Лего-ДАКТА включает в себя специфическое понятие «hardfun» («трудная забава»). При использовании системы, методики и философии LEGO DACTA обучающихся ставят в такие условия, что для достижения реального результата и связанного с ним удовольствия и удовлетворения от собственной интеллектуальной активности, им необходимо потрудиться и подумать, но само достижение, искомого результата неизбежно открывает новые возможности, новые перспективы, новую мотивацию (В.Н. Просвиркин, А.И. Новиков, Т.И. Данюшевская, 1997).
Непосредственное участие педагога в процессе обучения с ЛЕГО позволяет, с одной стороны, осуществлять руководство деятельностью испытуемых, а с другой — поддерживать их активность, направлять на самостоятельные поиски решения.
Разработчики наборов ЛЕГО учитывали и социальный аспект, который подчеркивали в игрушках Р. Бардес, Г.В. Плеханов, Б.П. Никитин и др. Сравнивая игрушки с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, авторы отмечали недостатки готовых игрушек, лишающих ребенка творчества и созидания. В конструкторе заложен элемент разрушения, который естествен для детей дошкольного возраста и сохраняется до семи лет (В.В. Зеньковский, 1996). В конструктивноигровой деятельности с Лего это проявляется в перестроении отдельных частей или целой постройки.
Дидактический аспект Лего-технологий необходимо оценивать с двух позиций. ЛЕГО — это конструктивно-игровое средство в рамках свободной творческой деятельности детей, а также как вспомогательное дидактическое средство в целенаправленном педагогическом процессе при умелом использовании его педагогом. Эти две позиции взаимодо-полняют друг друга, но только в этой взаимосвязи, поэтому целесообразно рассматривать Лего как новую технологию в коррекционно-развивающей среде. В сочетании с раздаточным материалом, применяемым на занятиях по обучению грамоте, математике (Л.И. Тихонова, Н.А. Селиванова, 2000), при ознакомлении с окружающем Лего позволяет значительно ускорить формирование познавательной, творческой, коммуникативной, социальной сферы и добиться более устойчивых результатов.
Творческие способности при игре в Лего ускоренно формируются в результате манипулирования большим количеством разнообразных деталей, позволяющих соединять их многочисленными способами, усложняя действия по мере освоения этого инновационного средства. Развитие творческих способностей и навыков у детей формируется поста-дийно. Первая стадия — это исследование и примитивное экспериментирование с материалом. Вторая
стадия — «царапина», которая предполагает более сознательное экспериментирование детей с материалом, с учетом его свойств. Движущей силой является детское любопытство. После ознакомления с элементами наступает третья стадия — «формовочная», предполагающая создание моделей, характер которых определяется уровнем развития и интересами ребенка. По мере развития ребенка его конструктивноигровые навыки совершенствуются, побуждая выдумывать что-нибудь новое, реализовывать все новые возможности, приобретая новый ценный опыт, на который и опирается последующее развитие. Все, что ребенок создает, вызвано только его свободным желанием — творить, в соответствии с его индивидуальными способностями и особенностями [1].
Имеется некоторый положительный опыт использования этой технологии при коррекции (коррекционный аспект) различных отклонений в развитии у детей. Апробация наборов Лего-ДАКТА проводилась в Словакии (Братислава) с детьми дошкольного и школьного возрастов, имеющими различную патологию — нарушение зрения, речи, ДЦП, сложные дефекты, физическое недоразвитие. Полученные данные представлены в работе Э. Поляковой (1995). Она рассматривает Лего-ДАКТА в аспекте трех функций: образовательной, объединяющей и социализирующей. Автор отмечает, что данная технология открывает абсолютно новые перспективы в педагогической работе с детьми-инвалидами.
Основываясь на результатах исследований отечественных и зарубежных педагогов, на определении педагогической технологии (Г.В. Селевко, 1997), можно считать, что Лего-ДАКТА имеет необходимые структурные составляющие, такие как концептуальная основа, содержательная часть обучения, процессуальная часть и удовлетворяет методологическим требованиям, поэтому ее можно рассматривать с точки зрения новой технологии как в общем, так в и специальном образовании.
Лего-ДАКТА обладает характеристиками, значительно отличающими данные игры от других педагогических технологий, а с точки зрения игровой и учебной деятельности они имеют ряд специфических особенностей, заключающиеся прежде всего в большом диапазоне возможностей, а также соответствуют требованиям, предъявляемым к дидактическим средствам на современном этапе [2].
Свободные конструктивные игры с Лего несут в себе большие возможности, направленные на развитие творческой, физической, эмоциональной, коммуникативной сфер, на социализацию детей в целом, но их уровень определяется развитием ребенка. Выявлено, что с деталями конструктора, вне зависимости от формы и комплектации, ребенок не может играть «правильно» или «неправильно», поскольку то, как он играет и то, что он создает, определяется только его развитием. И в этом проявляется развитие ребен-
ка, поскольку ограничение детской конструктивноигровой деятельности связано с уровнем развития, его воображения и представлений об окружающем.
Л.А. Парамонова (1999) определила Лего-конструирование как вид технического конструирования, исследовала формирование творческой конструктивной деятельности дошкольников с нормальным психофизическим развитием, выявила некоторые особенности начальной стадии — свободной игры и разработала методику развития конструктивной деятельности таких детей.
Широкий спектр изучения литературных источников, с одной стороны, позволяет говорить о многоплановости Лего, а с другой — предполагает необходимость более детальное изучение его многофункциональных возможностей.
Однако приходится констатировать, что в целом методическая база использования Лего для развития детей разработана пока недостаточно. Анализ литературных источников как отечественных, так и зарубежных показывает, что раскрыты только некоторые векторы применения Лего-ДАКТА в образовании.
Поскольку игра имеет диагностическую функцию, а деятельность с Лего рассматривается именно как конструктивно-игровая, то диагностические возможности с данным средством требуют доработки. Так, важно рассмотреть вопросы применения конструктивно-игровой деятельности с Лего на этапе скрининг-обследования в различных условиях (в условиях дошкольных образовательных учреждений, в условиях центра, дома) у детей дошкольного возраста с различными патологиями (с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с речевой патологией) [3].
Большое значение имеет организация учебных и игровых зон, поэтому важно рассмотреть и оборудование Лего-кабинета с точки зрения его функциональных возможностей, а также место этого развивающего средства в группе детского сада.
Успешность обучения зависит от подготовленности педагогов, логопедов, воспитателей к работе с новыми инновационными технологиями, таким образом, необходимо разработать систему подготовки кадров к работе с Лего-ДАКТА с учетом особенностей детей.
Список литературы
1. Лусс, Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений / Т.В. Лусс. — М.: Академия, 2002. — С. 425-438.
2. Лусс, Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности у детей с отклонениями в развитие помощью ЛЕГО: пособие для педагога-дефектолога / Т.В. Лусс. — М.: Российский университет дружбы народов, 2007. — 132 с.
3. Лусс, Т.В. С Лего станем мы сильней! Пособие по обучению игре с ЛЕГО / Т.В. Лусс. — М.: Ассоциация «Национальный мониторинг», Союз социальной защиты детей, 2007. — 20 с.
127
УДК 378; 658. 012: 63. 007. 2.
А.С. Симан, аспирант
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
итоговая аттестация студентов с использованием тестовых методик
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты) [1].
Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности «Профессиональное обучение» включает государственный экзамен и выпускную квалификационную работу (дипломный проект) [1].
Процедура аттестации допускает использование устного, письменного, лабораторно-практического, графического и других видов контроля. Отдельно следует выделить программированный контроль, т. е. контроль при помощи компьютерных программ [2].
Использование программированного контроля стало возможным в результате внедрения в учебный процесс относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, однако наличие компьютерной техники не является достаточным условием для проведения качественного педагогического контроля в рамках учебного заведения, и именно поэтому был предложен ряд новых методов, позволяющих получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых. Один из них — тестовая методика контроля знаний учащихся, которая органично сочетается с внедрением в педагогический процесс новых информационных технологий (персональных компьютеров).
Компьютерное тестирование существенно расширяет возможности педагогической диагностики в целом и контроля в частности, так как тест является средством педагогического измерения, обладающим рядом характеристик, выгодно отличающим его от всех остальных средств педагогического контроля. В отличие от традиционных средств контроля, тесты при определенных условиях позволяют выявить не только уровень подготовки, но и степень отклонения структуры знаний обучающихся от идеальной. Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении преподавателя со студентом. Такой контроль
128
выполняет важные обучающие функции, он обеспечивает педагогов информацией об уровне знаний их подопечных, о пробелах их подготовки.
Тестовые методики открывают новые возможности в процессе аттестации, поскольку именно они обеспечивают обоснованность, объективность и сопоставимость результатов диагностики [3].
Обоснованность: в отличие от обычных экзаменов, где сплошной опрос заменяется выборочным, тесты позволяют включить задания для проверки подготовленности выпускников почти по всем требованиям стандартов и тем самым повысить обоснованность аттестационных оценок.
Объективность: в процессе получения тестовых оценок практически исключены моменты, порождающие субъективизм и несравнимость, характерные для оценок, выставленных традиционным путем. Данное свойство тестовых методик в полной мере соответствует одному из важнейших принципов контроля, принципу научности, который предписывает использование в практике контроля научно обоснованных средств оценки знаний обучающихся. Только для тестов существуют научно обоснованные критерии качества (надежность и валидность). Это, пожалуй, самое существенное свойство, выгодно отличающее тесты от традиционных средств контроля.
Одним из требований проведения экзамена является то, что в аудиторию не допускаются специалисты по предметам, по которым проводится экзамен. Вместе с использованием единой инструкции по проведению экзамена это позволяет обеспечить соблюдение единых условий для всей выборки испытуемых.
Сопоставимость: в процессе статистической обработки результатов тестирования мы можем их сопоставить между отдельными учащимися, а также выявить пробелы в подготовке студентов и составить программу коррекции по тем дисциплинам, которые этого требуют. Отсутствие сопоставимости у традиционных оценок является крайне существенным недостатком, делающим невозможным осуществление корректной аттестации в той ситуации, когда она проводится без тестов.
Государственный экзамен предусматривает проверку остаточных знаний выпускников по циклам общепрофессиональных, отраслевых дисцип-