Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий Лего для устранения речевых нарушений у детей с психоневрологическими расстройствами'

Применение инновационных технологий Лего для устранения речевых нарушений у детей с психоневрологическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
274
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / расстройства / дети / арт-терапия / ЛЕГО – технология / speech disorder / children / art therapy / LEGO - technology

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — С А. Лохова

В статье представлен ЛЕГО – технология как метод арт-терапии речевых нарушений у детей дошкольного возраста с психоневрологическими расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — С А. Лохова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE LEGO-TECHNOLOGIES TO ELIMINATE SPEECH DISORDERS IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article presents LEGO technology as a method of art therapy of speech disorders in preschool children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий Лего для устранения речевых нарушений у детей с психоневрологическими расстройствами»

дению ребенка с вторичной инсомнией, ассоциированной с хронической аденотон-зиллярной патологией с рецидивирующим типом течения, позволил достигнуть положительную клинико - лабораторную динамику и улучшить качество жизни ребенка.

Заключение. Настоящее клиническое наблюдение демонстрирует, что междисциплинарный подход к тактике диагно-стическе и стратегии терапии вторичной инсомнии у детей с хронической адено-тонзиллярной патологией является пато-генетичсеки обоснованным, эффективным и безопасным.

Литература:

1. Терскова Н. В., Шнайдер Н. А., Симбирцев А. С., Вахрушев С. Г., Бадртдинова Д. Р. Варианты иммунного цитокинового ответа при хроническом аденоидите у детей // Фундаментальные исследования. 2015; 1 (7): 1452-1456.

2. Aubertin G. Obstructive sleep apnea syndrome in children // Rev Pneumol Clin. 2013; 45-48.

3. Renata L.R. Diagnostic approaches to respiratory sleep disorders // J Thorac Dis. 2015; 7(8): 13731384.

4. Терскова Н.В. Эпидемиологическая и клиническая характеристика хронических болезней миндалин и аденоидов (на примере г. Красноярска) // Российская оториноларингология. 2013; 3 (64): 34-41.

SECONDARY INSOMNIA IN 13-YEAR OLD BOY WITH ADENOTONSILLAR PATHOLOGY: IMPORTANCE OF INTERDISCIPLINARY APPROACH D.R. Sidorenko1, N.A. Shnayder12

1 Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk; 2Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, RF

Abstract. The authors presented the clinical case of secondary insomnia in 13-year-old boy with neuropsychiatrie symptoms and impaired socialization in school. An interdisciplinary approach to the diagnosis of secondary insomnia associated with chronic adenotonsilar hypertrophy and its treatment has allowed to achieve clinical benefit and improve the quality of life of the child.

Key words: insomnia, anxiety, quality of life, adenotonsillar hypertrophy, interdisciplinary approach.

Статья поступила в редакцию 10 апреля 2016 года

© ЛОХОВА С.А.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЕГО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ

РАССТРОЙСТВАМИ С.А. Лохова

ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Университетская клиника

660021, Красноярск, ул. Карла Маркса, 124 E-mail: svetlana.kern.84@mail.ru

Резюме: В статье представлен ЛЕГО - технология как метод арт-терапии речевых нарушений у детей

дошкольного возраста с психоневрологическими расстройствами.

Ключевые слова: речь, расстройства, дети, арт-терапия, ЛЕГО - технология.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Р.Е. Левина).

Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности.

Отклонения развития речи влияют на формирование всей психической жизни ре-

ВЕСТНИК Клинической больницы № 51

стр. 75

бенка, его общение с окружающими. Всё это препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма, а следствие этого и другие школьные навыки и знания. Некоторые нарушения речи тормозят процесс саморегуляции, изменяют черты характера ребёнка-появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребёнка.

Такие проявления можно рассматривать как вторичные отклонения, которые образуют картину аномального развития ребёнка в целом. Это могут быть нарушения речевого и неречевого характера.

Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами в ходе целенаправленной логопедической работы. Эффективность их устранения напрямую связана с ранним выявлением структуры дефекта, диагностикой и своевременным началом дифференцированной логопедической помощи [3].

LEGO (от дат. Leg, Godt — «игра, удовольствие») - серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. У каждой игрушки своя история. У ЛЕГО она достаточно интересна, поэтому на занятиях ее логопеды рассказывают детям, как имеющим нормальное психофизическое развитие, так и с речевой патологией. Датский плотник Оле Кирк Христианес в деревне Биллу основал фирму по производству деревянных игрушек; позднее фирма начала выпускать только конструкторы. Слово ЛЕГО официально зарегистрировано в Дании 1 мая 1954 г. [2]

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, развития коммуникативных навыков.

Логопед использует ЛЕГО в процессе постановки звуков, благодаря чему скрашивает порой неприятные, болевые ощущения малыша, вызванные монотонностью постановки звуков. Для этого логопед придумывает, как это сделать веселее и увлекательней. Например: постановка звука «р» может рас-

тянуться на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, направленных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. Как быть? Можно предложить ребенку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой. Например: «У Королевы Красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей!».

Ребенок уже готов помочь Королеве и согласен выполнить просьбы логопеда. Чтобы завести ее машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная, собранная им из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик. Дети делают самые разнообразные постройки, а впоследствии придумывают свои истории.

Подобные приемы направлены не только на коррекцию речевых нарушений, но и на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о некотором психотерапевтическом воздействии ЛЕГО.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребенка появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что для детей с речевой патологией необходима помощь логопеда-дефектолога в овладении не только игрой-театрализацией, но в создании ЛЕГО-персонажа. Для этого используются логопедом методы показа игрушки (картинки), оказывается целенаправленная помощь, беседа. Впоследствии дети с речевой патологией начинают создавать интересные постройки и декорации, передавая свое отношение к ним. Дети выбирают различные ЛЕГО-элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая их индивидуальные качества [1].

Игры и игры-театрализации с созданными ЛЕГО-персонажами очень нравятся детям они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности и развить коммуникативные умения и навыки. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает воз-

можность формировать у детей с речевыми патологиями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Литература:

1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности. М.: Владос, 2003. 104с.

2. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС. Учитель, М., 2015. 51 с.

3. Филичева Т.Б., О.С. Орлова, Т.В. Туманова. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015. 320 с.

THE USE OF INNOVATIVE LEGO-TECHNOLOGIES TO ELIMINATE SPEECH DISORDERS IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

S.A. Lokhova

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky,

University Clinic, Krasnoyarsk, RF

Abstract. The article presents LEGO - technology as a method of art therapy of speech disorders in preschool children with intellectual disabilities.

Key words: speech disorder, children, art therapy, LEGO - technology.

Статья поступила в редакцию 8 апреля 2016 года

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

© ГАЗЕНКАМПФ К.А.

УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИВНОМ СИМПТОМАТИКИ И НАРУШЕНИЯ СНА У СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Газенкампф К.А.

ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, РФ

660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 E-mail: nerusss@mail.ru

Актуальность. Высшее образование в современном обществе рассматривается как критерий успеха. Многие стремятся получить высшее образование, так как не видят без него возможностей успешного существования в будущем, получения престижной профессии, построения карьеры. В связи с этим сам процесс получения высшего образования для многих студентов связан с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Изменение ритма и условий учёбы, повышение требований к

объёму и качеств знаний, а так же необходимость быть лучше и добиваться большего приводят к развитию и нарастанию депрессивной симптоматики. В свою очередь депрессивные состояния пагубно сказываются как на когнитивных способностях студентов, так и на состоянии соматического здоровья. Кроме того при поступлении в ВУЗы у студентов изменяется привычный режим сна-бодрствования, как по причине изменения учебного ритма, так и из-за необходимости откладывать отход ко сну

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.