стр. 76
ВЕСТНИК Клинической больницы № 51
Игры и игры-театрализации с созданными ЛЕГО-персонажами очень нравятся детям они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности и развить коммуникативные умения и навыки. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает воз-
можность формировать у детей с речевыми патологиями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Литература:
1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности. М.: Владос, 2003. 104с.
2. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС. Учитель, М., 2015. 51 с.
3. Филичева Т.Б., О.С. Орлова, Т.В. Туманова. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015. 320 с.
THE USE OF INNOVATIVE LEGO-TECHNOLOGIES TO ELIMINATE SPEECH DISORDERS IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
S.A. Lokhova
Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky,
University Clinic, Krasnoyarsk, RF
Abstract. The article presents LEGO - technology as a method of art therapy of speech disorders in preschool children with intellectual disabilities.
Key words: speech disorder, children, art therapy, LEGO - technology.
Статья поступила в редакцию 8 апреля 2016 года
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
© ГАЗЕНКАМПФ К.А.
УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИВНОМ СИМПТОМАТИКИ И НАРУШЕНИЯ СНА У СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Газенкампф К.А.
ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, РФ
660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 E-mail: nerusss@mail.ru
Актуальность. Высшее образование в современном обществе рассматривается как критерий успеха. Многие стремятся получить высшее образование, так как не видят без него возможностей успешного существования в будущем, получения престижной профессии, построения карьеры. В связи с этим сам процесс получения высшего образования для многих студентов связан с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Изменение ритма и условий учёбы, повышение требований к
объёму и качеств знаний, а так же необходимость быть лучше и добиваться большего приводят к развитию и нарастанию депрессивной симптоматики. В свою очередь депрессивные состояния пагубно сказываются как на когнитивных способностях студентов, так и на состоянии соматического здоровья. Кроме того при поступлении в ВУЗы у студентов изменяется привычный режим сна-бодрствования, как по причине изменения учебного ритма, так и из-за необходимости откладывать отход ко сну
ВЕСТНИК Клинической больницы № 51
стр. 77
дабы успеть выучить необходимый объём материала [2].
Нарушения сна и депрессивная симптоматика являются звеньями порочного круга, провоцируя и усиливая друг друга, что негативно сказывается на психофизиологическом здоровье студентов-юношей [1, 3].
Цель - изучить уровень нарушений сна и депрессивной симптоматики у студентов-юношей КрасГМУ
Методы исследования. Работа выполнена на базе кафедры медицинской генетики и клинической нейрофизиологии института последипломного образования, и Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга (НЦ УК) ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (Красноярск) в рамках комплексных исследований по теме № 210-16 «Эпидемиологические, генетические и нейрофизиологические аспекты заболеваний нервной системы (центральной, периферической и вегетативной) и превентивная медицина» (номер госрегистрации 0120.0807480) и совместного научного проекта в рамках работы НОЦ «Морфология и физиология здорового человека». В исследовании приняли участие 111 студентов, средний возраст составил: 18,5 ± 0,9 [18;19] лет. Для определения уровня депрессивной симптоматики использовался опросник депрессивной симптоматики Бека, для оценки нарушений сна использовалась оригинальная анкета и шкала дневной сонливости Эпворта.
Результаты и обсуждение. В целом, неудовлетворенны своим сном 43,0% опрошенных студентов, так же около трети студентов отмечают высокий уровень дневной сонливости(36,0%), трудности с засыпанием (30,0%) и беспокойный сон (29,0%), около половины респондентов отмечают снижение работоспособности (55,0%) и памяти (47,0%), а так же характеризуют свой сон как неосвежающий (49,0%).
В структуре депрессивной симптоматики выделяют когнитивно-аффективную шкалу и шкалу соматизации. По аффективно-когнитивной субшкале критический уровень симптоматики имеет
пятая часть студентов (22%), а 4% имеют выраженную симптоматику, отсутствие же симптоматики наблюдается у менее чем половины студентов (46%), в то время как по шкале соматизации встречаемость критического уровня и выраженной симптоматики ниже - 3% и 1% соответственно, а отсутствие симптоматики наблюдается в 58% случаев. В целом отсутствие депрессивной симптоматики наблюдается почти у половины студентов (46%), у пятой части студентов наблюдается критический и выраженный уровень симптоматики (16% и 2% соответственно).
Заключение, Обращает на себя внимание наличие у четверти студентов критического и выраженного уровня симптоматики по когнитивно-аффективной субшкале, что в совокупности со снижением памяти и работоспособности из-за нарушений сна приводить к ухудшению усвоения учебного материала, что в свою очередь может отягощать уже имеющиеся проблемы со сном (необходимость тратить больше времени на подготовку) и усилению выраженности депрессивной симптоматики (из-за снижения показателей успеваемости), то есть к формированию порочного круга.
Литература:
1. Газенкампф К.А., Шнайдер Н.А., Дмитренко Д.В., Кантимирова Е.А., Медведева Н.Н. / Влияние нарушений продолжительности и качества сна на состояние психофизиологического здоровья и успеваемости студентов / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; 12-2: 257-260.
2. Газенкампф К.А., Шнайдер Н.А., Дмитренко Д.В., и соавт. Характеристика альфа ритма, коэффициента межполушарной когерентности, состояние самооценочной, учебной и межличностной тревожности и депрессивной симптоматики как маркёров межполушарной интеграции у людей юношеского возраста / В сборнике: Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика Материалы конференции. Главный редактор С.Ю. Никулина. Красноярск, 2016: 620-623.
3. Кантимирова Е.А., Маховская Т.С., Галась А.Ю., и соавт. Эффективность сна как маркер здоровья студентов младших и старших курсов медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. 2015: 4: 436