Научная статья на тему 'Легкая промышленность региона: проблемы и пути решения'

Легкая промышленность региона: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2177
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г. И.

В статье отмечается, что проблемы развития легкой промышленности Республики Дагестан выходят далеко за рамки отраслевых. Для решения этих проблем необходимо повысить конкурентоспособность производства на основе его реконструкции, технического перевооружения, совершенствования технологических процессов, создания и использования новых технологий, маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легкая промышленность региона: проблемы и пути решения»

УДК 332.024

легкая промышленность региона:

проблемы и пути решения

г. и. идзиев,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: textima@mail. ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского НЦ ран

В статье отмечается, что проблемы развития легкой промышленности Республики Дагестан выходят далеко за рамки отраслевых. Для решения этих проблем необходимо повысить конкурентоспособность производства на основе его реконструкции, технического перевооружения, совершенствования технологических процессов, создания и использования новых технологий, маркетинга.

Ключевые слова: легкая промышленность, конкурентоспособность продукции, модернизация производства, потенциал развития, качество.

Легкая промышленность — это одна из самых старых отраслей промышленности в республике, в которой имеются текстильное, трикотажное, швейное, ковровое и кожевенно-обувное производства. Начиная с 1992 г. легкая промышленность находится в кризисном состоянии: работают единичные предприятия, большинство предприятий простаивает уже долгое время. Одна из главных причин — это насыщение рынка более качественными и недорогими импортными товарами. Удельный вес товаров легкой промышленности в объеме производства постоянно сокращается: с 10,4 % в 1990 г. до 0,9 % в 2010 г. При этом в легкой промышленности была занята почти 1/6 часть трудовых ресурсов республики. Так, для поддержки отрасли в 1995 г. было выделено 3 млрд руб., которые были распределены между 43 предприятиями. Это позволило сохранить рабочие места, так как практически все средства ушли на выплату заработной платы, однако позитивных перемен при этом достигнуто не было. В 1996 г. предприятиям легкой промышленности также был выделен товарный кредит, который позволил 11

предприятиям возобновить работу. Производство некоторых видов продукции оживилось, но в целом положение в легкой промышленности оставалось сложным.

Только 1997 г. можно считать относительно стабильным для легкой промышленности: ее доля в валовой продукции увеличилась почти в 4 раза (с 1,1 % в 1996 г. до 4,3 %) при одновременном росте объема производства на 3,2 %. Этот рост состоялся в основном за счет выпуска семи видов перевязочных материалов в результате замены устаревшего оборудования оборудованием швейцарской фирмы «В+С инженеринг Лтд» и немецкой фирмы «Текс-тима» на АО «Дагтекстиль». Но уже в 1998 г. объем производства снизился на 18,0 %.

В этом виде экономической деятельности хорошо развито частное предпринимательство, однако низкая рентабельность производства на малых предприятиях и у частных лиц, а также низкая конкурентоспособность продукции сдерживают развитие малого предпринимательства, а потому не оказывают влияния на общие результаты.

Важнейшим условием экономического роста предприятий легкой промышленности Республики Дагестан является повышение конкурентоспособности производства на основе его реконструкции, технического перевооружения, совершенствования технологических процессов, создания и использования принципиально новых технологий.

Большинство предприятий отрасли нуждаются в замене устаревшего оборудования и технологий. Ими разработаны бизнес-планы инвестиционных проектов технического перевооружения производс-

тва, однако недостаточность собственных средств у большинства предприятий не дает им возможности финансировать данные проекты самостоятельно, а кредитные ресурсы банков оказываются слишком дорогими.

В данной ситуации предприятиям необходима финансовая поддержка региональных структур, наиболее эффективной формой которой является частичная оплата процентов по кредитам, выданным банками.

Другим направлением использования льготного кредитования может стать пополнение оборотных средств предприятий легкой промышленности. Многие предприятия испытывают потребность в увеличении оборотного капитала, а для некоторых данная проблема стоит более остро, чем потребность в техническом перевооружении производства. В сложившихся условиях предоставление кредитов банками республики с частичной оплатой процентов из средств республиканского бюджета значительно ослабит существующую напряженность финансового состояния предприятий, даст существенный рост объемов производства, прибыли и, соответственно, увеличит отчисления предприятий в бюджеты всех уровней, а также позволит сохранить и увеличить количество рабочих мест на предприятиях легкой промышленности.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на некоторую стабилизацию финансового состояния, положение ряда предприятий легкой промышленности отягощено значительной суммой долгов в бюджет и внебюджетные фонды, что существенно тормозит процесс их экономического развития.

Основой предлагаемых мер по поддержке и развитию предприятий легкой промышленности Республики Дагестан является проведение на региональном уровне политики поддержки местного производителя. Эта политика должна быть направлена, в первую очередь, на развитие внутриреспуб-ликанской кооперации между промышленными предприятиями, потребителями и предприятиями легкой промышленности Республики Дагестан. В связи с этим восстановление и развитие торговой сети предприятий легкой промышленности на региональном рынке является первоочередной задачей.

В частности, необходимо разработать систему стимулирования торговли по реализации конкурентоспособной продукции предприятий легкой промышленности республики, которая бы вклю-

чала в себя: льготную арендную плату; выделение льготных кредитов под пополнение оборотных средств и т. п.

Одним из механизмов продвижения продукции легкой промышленности, производимой в Республике Дагестан, на внутреннем и внешнем рынках является создание под эгидой регионального торгового дома сети филиалов в наиболее людных местах г. Махачкалы, а также в других городах и районных центрах республики.

Для многих предприятий создание собственных маркетинговых отделов связано со значительными финансовыми затратами, а также с проблемами нехватки высококвалифицированных специалистов данного профиля. В связи с этим необходима организация специального выставочно-маркетингового центра предприятий легкой промышленности, в задачи которого будут входить:

- проведение маркетинговых исследований;

- подготовка и проведение регулярных тематических выставок для представителей предприятий, являющихся потребителями спецодежды, директоров магазинов и владельцев торговых точек, а также для рядовых потребителей;

- формирование заказов для конкретного оптового потребителя;

- проведение рекламных кампаний в региональных и межрегиональных СМИ, а также в информационных и компьютерных сетях;

- изучение спроса в других регионах;

- проведение выставок и семинаров в соседних регионах.

Создание единой системы маркетинга позволит минимизировать издержки предприятий по изучению рынка и рекламе своей продукции и, соответственно, значительно повысит эффективность продвижения товаров от производителя к потребителю.

Ежегодное формирование республиканского заказа необходимо как в целях поддержки предприятий, так и в целях обеспечения социально незащищенных слоев населения и бюджетных организаций республики товарами легкой промышленности.

Даже в период 1995—1997 гг., когда наблюдался максимальный спад производства, предприятия легкой промышленности Республики Дагестан выполняли заказы для Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и для силовых структур. Однако в настоящее время значительная часть заказов размещается за пределами респуб-

лики. И это связано не с качеством производимой одежды, а с отсутствием информации об условиях конкурсов и заказов.

В целях размещения заказов рабочей одежды среди промышленных предприятий Республики Дагестан необходимо своевременно обеспечить предприятия легкой промышленности информацией об объемах и номенклатуре заказов и других условиях проведения конкурсов по размещению республиканского заказа.

Для этого целесообразно продолжить практику заключения многосторонних соглашений между органами исполнительной власти республики и промышленными предприятиями легкой промышленности о взаимодействии в сфере производства товаров, работ, услуг.

Одним из наиболее эффективных путей продвижения продукции предприятий легкой промышленности на региональном и общероссийском рынках является развитие выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящее время назрела необходимость перехода от участия предприятий в отдельных разовых выставочных мероприятиях к формированию системы их выставочно-ярма-рочной деятельности, основными направлениями которой являются:

- организация постоянно действующей выставки-ярмарки на базе рекламно-маркетингового центра;

- участие в федеральных оптовых ярмарках, проводимых АО «Рослегпром»;

- регулярное проведение районных, городских, республиканских и региональных специализированных ярмарок-выставок.

В целях информационного обеспечения предприятий республики и рекламы продукции легкой промышленности необходимо шире использовать возможности средств массовой информации, в том числе электронных.

Основными направлениями работы в данной области являются:

- разработка информационно-рекламного интернет-сайта;

- создание банка информационных данных предприятий легкой промышленности не только Республики Дагестан, но и всего южного региона для восстановления связей между предприятиями и обмена на взаимовыгодных условиях новыми технологиями, невостребованным оборудованием, материалами, продукцией;

- подготовка цикла телевизионных передач, посвященных предприятиям легкой промышленности, предоставление для демонстрации их продукции бесплатного эфирного времени на государственных телеканалах (примерно 2 раза в месяц);

- публикация информационно-рекламных материалов в региональных средствах массовой информации;

- размещение рекламы на рекламных щитах на улицах городов на условиях льготных тарифов за их использование.

Вопросы повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции являются ключевыми в процессе формирования и развития экономического потенциала легкой промышленности. Общеизвестно, что именно ставка на качество и технический прогресс позволила передовым странам преодолеть экономические кризисы. Никто не станет инвестировать в производство, если нет уверенности в способности производителя обеспечить стабильное качество продукции. Основными направлениями повышения качества и конкурентоспособности продукции, которые должны решаться на региональном уровне, являются:

- инвестиционная политика, направленная на техническое перевооружение производственной базы;

- создание единой информационно-методической базы менеджмента качества;

- развитие системы добровольной и обязательной сертификации;

- подготовка специалистов, занимающихся вопросами качества;

- внедрение международных стандартов ИСО 9 000, ИСО 14 000 и т. д.;

- применение современных технологий управления качеством;

- мероприятия по защите потребителей от продукции и услуг низкого качества.

Необходимо отметить, что вопросам повышения качества и конкурентоспособности продукции на предприятиях легкой промышленности уделяется достаточно серьезное внимание. Многие предприятия легкой промышленности провели работы по подготовке и проведению сертификации продукции на соответствие отечественным стандартам в соответствии с введенными с 01.07.1997 Правилами сертификации продукции текстильной и легкой промышленности. В то же время со стороны некоторых предприятий имеют место нарушения

обязательных требований государственных стандартов, правил сертификации, метрологических правил и норм и т. д.

Основными направлениями в работе по повышению качества продукции предприятий легкой промышленности должны стать пропаганда идей качества, стимулирование повышения качества продукции и услуг, создание условий для широкого внедрения на предприятиях систем и прогрессивных методов менеджмента качества.

Для воплощения этих идей необходимо формирование непрерывной системы образования и подготовки кадров, развитие сети квалифицированных консалтинговых организаций для оказания помощи предприятиям при внедрении систем качества, выработке правовых механизмов, позволяющих осуществлять экономическую поддержку предприятий, имеющих сертифицированную систему качества.

Механизм реализации региональной концепции в области качества, конкурентоспособности и защиты прав потребителей должен быть заложен в местных законодательных нормативных актах и республиканских программах. Возрождение комплексной системы управления качеством продукции позволит повысить уровень качества, конкурентоспособность на внутренних и мировых товарных рынках, увеличить объемы производства товаров для различных слоев и групп населения.

Для укрепления позиций региональных товаропроизводителей продукции легкой промышленности на внутреннем рынке необходимо совершенствование работы правоохранительных органов по устранению торговли импортной одеждой и обувью, не соответствующей российским санитарно-гигиеническим нормам, и финансовых нарушений при закупке кожевенного сырья и других видов сельхозпродукции.

Требуется усилить работу правоохранительных органов на товарных рынках и в местах уличной торговли для предотвращения случаев торговли одеждой и обувью без должной сертификации товаров и не соответствующих российским санитарно-гигиеническим стандартам. В особенности это касается детской одежды, не соответствующей санитарно-экологическим требованиям. Реализация этих мер важна не только с точки зрения охраны здоровья населения, но и как действенный нетарифный способ защиты отечественных товаропроизводителей от низкокачественной продукции конкурентов.

Основой кадровой политики предприятий легкой промышленности является федеральная программа переподготовки управленческих кадров. В настоящее время по данной программе прошли подготовку 5 специалистов предприятий ОАО «Адам Интернэшнл», ОАО «Дагтекстиль», ОАО «Каспийская мануфактура». Однако это направление повышения квалификации не получило широкого распространения среди руководящих работников предприятий легкой промышленности. Предприятиям необходимо активнее включаться в решение данных вопросов. Проблема подготовки и повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена является особенно актуальной в новых условиях хозяйствования. В этой связи следует отметить два основных направления работы:

- переподготовка специалистов, имеющих большой опыт практической работы на предприятиях, обучение их работе в новых экономических условиях (маркетинг, менеджмент, работа с ценными бумагами, новое налоговое законодательство и пр.);

- обучение специалистов, получивших общее образование (экономисты, финансисты и др.) и не имеющих опыта практической работы на предприятиях легкой промышленности и в специфике данного вида экономической деятельности.

Такая переподготовка может осуществляться как в форме получения второго образования, так и в форме курсов повышения квалификации, которые можно и нужно организовать на базе технологического факультета Дагестанского государственного технического университета.

Также необходимы организация и регулярное проведение научно-практических семинаров по актуальным проблемам легкой промышленности для руководителей и специалистов предприятий. Среди основных возможных тем семинаров необходимо выделить следующие:

- новое в налогообложении (с привлечением специалистов налоговой инспекции);

- маркетинг (последние исследования рынка продукции легкой промышленности по СКФО и доли предприятий Республики Дагестан на этом рынке);

- изучение современных методов менеджмента и маркетинга на базе передовых предприятий отрасли.

Проблема подготовки и повышения квалификации рабочих кадров является в настоящее время одной из ключевых для развития предприятий легкой

промышленности республики. В решении данной проблемы необходимо участие и самих предприятий, и среднеспециальных учебных заведений, и республиканского министерства образования. Необходимо (в первую очередь) восстановить основные направления подготовки специалистов легкой промышленности: обувщиков, механиков, наладчиков швейного оборудования, ткачей, швей, сборщиков верха обуви. При этом основное предпочтение при зачислении в учебные заведения должно отдаваться молодым людям, прошедшим службу в армии и уже сознательно выбирающим специальность.

Одной из форм повышения квалификации и поднятия престижа рабочих кадров на предприятиях легкой промышленности может стать введение новых номинаций при проведении республиканских конкурсов «Лучший по профессии» («Лучшая швея», «Лучший обувщик»). Все это будет дополнительным стимулом для совершенствования профессиональных навыков и ответственного отношения к результатам своего труда.

Повышение квалификации инженерно-технических специалистов для предприятий легкой промышленности также необходимо организовать на базе Дагестанского государственного технического университета.

Среди общеэкономических условий, определяющих динамичное развитие легкой промышленности, необходимо выделить разработку нормативно-правовых документов на уровне Правительства Российской Федерации, создающих юридическую базу и экономическую заинтересованность предприятий и их инвесторов в развитии легкой промышленности.

Незащищенность отечественного рынка ведет к мощной экспансии зарубежных товаропроизводителей. При этом наряду с продукцией, являющейся крайне важной для поддержания рабочего цикла российских предприятий, закупается готовая продукция, для собственного производства которой в стране есть все предпосылки: мощности, сырье, трудовые ресурсы.

Для защиты отечественных предприятий легкой промышленности государством должны применяться такие ставки таможенных пошлин, которые будут являться сдерживающим фактором крупномасштабной интервенции зарубежных производителей на местный рынок, а также способствовать импорту сырья, материалов и оборудования для загрузки и развития национальных перерабатывающих

мощностей, созданию рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы. Такой подход требует разработки и принятия законодательных актов о промышленной политике Российской Федерации и ее приоритетах. И это особенно необходимо в период вступления России в ВТО.

Первоочередной мерой, направленной на поддержку отечественных производителей, должна стать отмена уплаты пошлин и НДС на ввоз сырья, материалов, оборудования и запчастей, не производимых в Российской Федерации в необходимых объемах. До общего решения данного вопроса на федеральном уровне органам государственной власти Республики Дагестан необходимо оказать поддержку республиканским предприятиям, закупающим импортную технику.

В условиях резкого удорожания кожевенного сырья необходимо установить действенный контроль за его закупкой в районах Республики Дагестан. Существенное сокращение случаев покупки сырья за «черный нал» не только значительно улучшит снабжение сырьем перерабатывающих предприятий республики, но и даст дополнительные поступления в бюджет за счет увеличения официальных оборотов и прибылей предприятий, занимающихся заготовкой сельскохозяйственной продукции.

После реализации предложенных мероприятий, направленных на развитие легкой промышленности Республики Дагестан, следует ожидать решения ряда важных социально-экономических проблем легкой промышленности и республики в целом.

Удельный вес легкой промышленности в общем объеме промышленного производства может увеличиться до 4 %, отчисления предприятий в бюджеты различных уровней возрастут в 2—4 раза. Выпуск изделий различных ассортиментных групп в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка будет ежегодно увеличиваться на 12—15 %, результатом чего станет насыщение регионального рынка текстильными, швейными, обувными и другими товарами местного производства, а также значительное удовлетворение спроса на недорогие и качественные изделия. При этом потребность в швейных изделиях и обуви региональных подразделений силовых структур и бюджетных организаций, а также потребности в спецодежде расположенных на территории республики предприятий будут удовлетворены в полном объеме за счет продукции местных производителей.

Существенное расширение ассортимента выпускаемых текстильных и швейных изделий создаст устойчивую конкуренцию импортной продукции на рынке текстильных и швейных товаров.

Динамичное развитие легкой промышленности будет способствовать также росту объемов производства ряда смежных отраслей народного хозяйства, обеспечит расширение их деятельности, повысит уровень занятости населения и доходы многих семей, создаст дополнительные рабочие места. Все это будет способствовать пополнению доходной части бюджетов всех уровней.

Подводя итог, следует сделать вывод, что проблемы, связанные с развитием легкой и текстильной промышленности Республики Дагестан, выходят далеко за рамки отраслевых. Для их решения необходимо стратегическое осмысление ситуации, формирование новых целостных подходов и методов анализа.

Причинами кризисного состояния предприятий легкой промышленности являются не только их сложное финансовое положение, недостаточная за-

щищенность внутреннего рынка, падение платежеспособного спроса населения, но и неконкурентоспособный уровень продукции, слабый менеджмент руководителей предприятий, отсутствие кадров, способных провести адаптацию предприятий к современным экономическим условиям, медленные темпы структурной перестройки как внутри предприятий, так и всей легкой промышленности в целом.

Список литературы

1. Идзиев Г. И. Реструктуризация предприятий легкой промышленности: вопросы теории и практики. Махачкала: Тип. ДНЦ РАН. 2009.

2. Социально-экономическое положение городов и районов Республики Дагестан: доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. Махачкала. 2010.

3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р.

Г

ents

SOB OLE V

МИРОВЫЕ ЗНАМЕНИТОСТИ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РОССИИ!

12 ноября 2011 г. в киноконцертном зале "Пушкинский" \ (Москва, Пушкинская пл., 2) состоится величайшее событие в мире маркетинга

семинар Филипа Котлера "Маркетинг 3.0"

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» В программе семинара:

Сессия 1: Как сделать, чтобы Ваши бизнес-идеи осуществлялись:

* управление и маркетинг в эпоху неопределенности и турбулентности;

* почему традиционный маркетинг становится менее эффективным; почему его нужно изобретать заново;

* принятие нового определения маркетинга;

* почему Вы нуждаетесь в двух отделах маркетинга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* вовлечение клиентов; как сделать, чтобы клиенты полюбили Вашу компанию.

* понимание различий между маркетишТ .0, 2.0 и 3.0;

Сессия 2. Как искать новые мощные идеи и быть инновационным:

* инновации - это дополнительные Ваши возможности;

* строительство инновационной стратегии и системы управления;

* использование основных источников новых идей и инструментов для исследования потребителей.

Сессия 3.: Как улучшить силу бренда:

* бренд - больше, чем имя; способы измерения эффективности бренда;

* будьте внимательны: пузырь бренда;

* роль социальных медиа в формировании имиджа.

Дискуссия с участием трех директоров по маркетингу крупных компаний России. Модератор - Игорь Манн. За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (812) 309-06-95, +7 (499) 703-12-95 либо E-mail: info@sobolev-events.ru

http://sobolev-events. ru У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.