Научная статья на тему 'Легитимность и легитимация исполнительной власти в правовом пространстве современной России: теоретико-методологические проблемы исследования'

Легитимность и легитимация исполнительной власти в правовом пространстве современной России: теоретико-методологические проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
356
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЛЕГАЛЬНОСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ / PUBLIC AUTHORITIES / OFFICIALS / GOVERNMENT BODIES / LEGALITY / LEGITIMACY / PUBLIC PRACTICE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стародубцев Сергей Сергеевич

В статье рассматривается понятие легитимности исполнительной власти, обсуждаются теоретико-методологические проблемы анализа процесса легитимации исполнительных органов власти и их должностных лиц в постсоветской России, а также обосновывается эвристическое значение последнего в контексте обеспечения устойчивости в государственно-правовой эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGITIMACY AND LEGITIMATION OF EXECUTIVE POWER IN MODERN RUSSIA: THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE RESEARCH

This article discusses the concept of the legitimacy of the executive, discusses the theoretical and methodological problems of the analysis of the process of legitimizing the executive authorities and their officials in the post-Soviet Russia, and the heuristic value of the latter is justified in the context of sustainability in public and legal evolution

Текст научной работы на тему «Легитимность и легитимация исполнительной власти в правовом пространстве современной России: теоретико-методологические проблемы исследования»

Понятие «легитимность» является одной из ключевых характеристик функционирования органов государственной власти. Причем данная характеристика имеет комплексный, системный характер, поскольку отражает социально-политические и правовые характеристики всей системы публичной власти, раскрывает направленность и содержание властно-правовых отношений в обществе, социокультурную адекватность власти и преемственность государственно-правовой эволюции, описывает процесс социально-психологического одобрения «политической повестки» властной элиты [3]. В современной юридической литературе существует целая традиция изучения данного феномена, сформированы ее устойчивые концептуально-правовые характеристики [5], разрабатываются и теоретико-методологические новации с целью описания современной нестабильной, противоречивой политико-правовой реальности [2].

Следует отметить, что в исследовании легитимности власти доминирующим направлением является общетеоретический анализ, достаточно редко переходящий к рассмотрению конкретного содержания властной деятельности, в ее различных формах социального выражения (законодательная, правоохранительная, правоприменительная, судебная деятельность). Кроме того, существенное (теоретико-практическое) значение имеет не только конкретно-исторические формы легитимации властной деятельности (режим самоописания, самооправдания действующего политико-правового порядка - деперсонифицированная, объектная легитимация) и отдельных ее представителей (персонифицированная, субъектная легитимация), но и механизмы трансформации форм и средств легитимации в конкретных практиках субъектов.

Более того, практическое измерение данной проблематики в ряде случаев имеет решающее значение в обеспечении устойчивости и адекватности властно-правовой организации общества, поскольку именно в последних реализуется связь простейших форм властной активности со структурно-функциональными и национально-культурными задачами государственной власти. Конкретно-историческая практика и «ситуативные корректировки» и (или) пересмотр представлений о властно-правовой деятельности в конечном итоге могут привести (и, как правило, приводят) к качественному изменению представлений и оценок о действующей системе государственной власти, отдельных ее органах и структурах. Видоизменяют цели и задачи, содержательно конкретизируют социально-властные требования и ожидания.

В целом динамика конкретных практик мысли и деятельности (или одним словом -мыследеятельности) не только «переводит» коллективные представления, устойчивые ценностно-нормативные структуры и общеразделяемое стандарты публично-властного взаимодействия в системе личность - общество - государство на «язык повседневности», но и существенно изменяют, трансформируют их. Хотя наши представления и связаны с типовыми ситуациями, тем не менее, их реальная деятельность предполагает высокую степень вариативности - «живую игру возможностей реализации одного и того же типа (стереотипа)» (К.В. Чистов).

При этом накопление нового опыта и представлений в конечном итоге существенно трансформирует ценностно-нормативные и социально-психологические характеристики процесса легитимации государственной власти. В этом плане легитимность, хотя и является понятием «традиционалистического плана», т.е. ее содержание связано с предшествующими этапами государственно-правовой эволюции, механизмами преемственности, процессом воспроизводства порядка, национально-культурной целостности, общественного единства и т.д., в то же время, она задает лишь определенный «сценарий» смыслового саморазвития и самоорганизации во властно-правовом взаимодействии. В этом плане мы разделяем позицию В.В. Аверьянова, который указывает на то, что в социально-политическом развитии и в процессе культурного наследования высоко «значение субъекта в традиции, более высокое, чем это обычно принято считать... в конечном счете, как культурная информация, так и воспроизводство целостной культуры обусловлены активным воздействующим присутствием субъекта, обеспечивающего традицию, корректирующего и трансформирующего ее» [1, с. 28].

На основе вышесказанного можно сформулировать следующую гипотезу: в исследовании легитимности исполнительной власти доминирующим является теоретико-практический аспект, поскольку основные индикаторы и характеристики последней связаны с повседневными

управленческими (публично-правовыми) практиками, а также образами и представлениями, которые формируются (либо реинтерпретируются), корректируются и конкретизируются в ходе ежедневного властно-правового взаимодействия в системе личность-общество-государство.

В этом плане именно исполнительная власть, осуществляющая управление повседневными социальными процессами (экономическими, политическими, правовыми, культурными и иными), с одной стороны, существенным образом влияет на восприятие и оценку всей системы государственной власти в целом. А, с другой - в зависимости от конкретно-исторических ситуаций и реальной властно-правовой деятельности, связанной с решением острых (актуальных) проблем и конфликтов в жизнедеятельности общества, обеспечивается процесс как воспроизводства традиционных форм и средств легитимации государственной власти, так и формирование новых, инновационных (смешанных, нетипичных) форм и технологий легитимности власти и политического режима в целом.

С учетом этого отметим, что понятие «легитимность» исполнительной власти следует рассматривать в качестве устойчивой характеристики эволюции системы властно-правовых отношений, поскольку она связана, главным образом, с процессами преемственного развития и адекватного современным целям, функциям, социальным потребностям и проч., функционирования данной формы властно-правовой деятельности.

Традиционный тип легитимности «описывает» исполнительную власть в качестве устойчивой традиционной системы властно-управленческой деятельности, основанной на существующих и воспроизводящихся в обществе традициях, обычаях, символах, образах, устойчивых представлениях, привычках и т.п. Здесь легитимность приписывается всему (как самой системе управления, так и конкретной властно-управленческой активности), что соответствует исконному образу порядка, справедливости, гармонии, а всякое действие значимо в соотношении с понятиями «целостности», «единства», «вечно существующим» и т.д. При этом традиционные основы власти, устойчивые модели властного воздействия на общественные отношения, культурные практики взаимодействия органов и должностных лиц с личностью, их группами воспринимаются на уровне правосознания как социальные ориентиры, как образцы подлинной и адекватной правовой, политической организации общественной системы, а не как набор готовых рецептов социального действия.

Юридико-рационалистический тип легитимации исполнительной власти (целерациональный, ценностно-рациональный, в трактовке М. Вебера) связан с обоснованием исполнительной власти и ее властной активности через систему рациональных и легальных (материальных и процессуальных) средств, процедур и технологий. Безусловно, хотя этот тип легитимации исполнительной власти в целом и «отсылает» субъектов политической и правовой жизни к некоторым устойчивым элементам воспроизводства публично-правовой организации и поддержания единства властно-управленческой деятельности, тем не менее, именно реальное взаимодействие органов исполнительной власти и общества дает представление о действительном уровне адекватности и оправданности управленческой деятельности, насколько она «вписывается» в ценностно-нормативную структуру, общественные ожидания и проч.

Именно внутренние (социокультурные, ценностно-нормативные и т.п.) и внешние (процессы легализации) формы легитимации в функционирования исполнительной власти взаимовлияют и взаимообусловливают (а в трансформационные периоды и ослабляют) друг друга. В этом плане справедливо отмечает А.Ф. Филиппов, что социальный субъект поддерживает порядок властно-правового взаимодействия «либо потому, что уважение к порядку входит в ту цепочку калькуляций, в которой связывается между собой цели и средства; либо потому, что порядок относится к числу его ценностей или того, что "жизненно важно"» [4, с. 15].

Неслучайно, в переходных состояниях государства и права наибольший кризис легитимности «испытывают» исполнительные властно-правовые органы, при этом в массовом правосознании начинают противопоставляться деятельность органов исполнительной власти и «новые» формы правовой упорядоченности, традиционные нравственные стандарты и реальная функционально-властная активность. Это вызвано, прежде всего, тем, что новый институционально-правовой «дизайн» государственной организации, а также новые материальные и процессуальные основы деятельности исполнительных органов власти не могут опираться на традиционный тип легитимации.

С этой точки зрения, следует весьма критически отнестись к заявлениям, часто встречающимся в последнее время в политической риторике, например, о том, что правовые реформы органов внутренних дел и сам факт принятия ФЗ «О полиции» откроет «новую страницу» в развитии исполнительных органов власти, сформирует «цивилизационный фундамент» легитимации правоприменительной деятельности и проч.

Думается, напротив, «инновационный образ» правоприменительных органов власти и правовые новеллы в легализации их функционирования должны пройти процедуры адаптации в обыденном правосознании. Это сложный и долговременный процесс взаимовлияния традиционных ценностно-нормативных систем, социокультурных ожиданий, запросов и «обновленных» образов и технологий функционирования. «Полицейский» как социально-правовой образ не сформировал, пользуясь понятием П. Бурдье, тот «символический капитал», который может формировать в нормативно-ценностном пространстве общества такие конструкты когнитивного и символического содержания, усвоение которых изменяет внутренний мир людей и задает позитивные стереотипы восприятия властно-правовой действительности.

Так, например, традиционный образ милиционера не просто символизировал определенный властно-правовой институт, формы, цели и задачи функционирования, но и обозначал более высокую реальность - образ правопорядка, социальной справедливости, честности, добросовестности и т.д. В настоящее время деятельность полицейского не обладает пока таким «символическим капиталом» и не несет в себе ничего кроме самой себя (т.е. важности практической деятельности, направленной на обеспечение режима законности), не указывает на более высокие смыслы, ценности, а лишь легитимирует результаты своей правоприменительной деятельности. Очевидно, что сегодня новый образ полицейского и социально-правовой формат его деятельности сам нуждается в дополнительных формах и факторах легитимации.

В этом плане современный процесс легитимации российской исполнительной власти строится на смешанных, нетипичных формах, поскольку обыденное правосознание «привязывает» старые «легитимные/нелегитимные образы» органов власти к новым практикам их функционирования. При этом надо учитывать, что нюанс самого процесса легитимации заключается в том, что функционирование институтов власти характеризуется не столько способностью к целесообразной и формально-рациональной деятельности, а, прежде всего, с возможностью образовывать смысловое единство с национально-культурными стереотипами восприятия властных отношений.

Литература

1. Аверьянов В.В. Традиция и динамический консерватизм. М., 2012.

2. Завершинский К.Ф. Методологические и семантические векторы политической легитимации. В. Новгород, 2002.

3. Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю., Дуденкова А.А. Легитимность как качественная характеристика политико-правового состояния общества // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 2.

4. Филиппов А.Ф. Политическая социология Макса Вебера // Социология права в Германии: Сб. научных трудов РАН / Отв. ред. Е.В. Алферов. М., 2008.

5. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.