Научная статья на тему 'Режимы легитимации органов государственной власти'

Режимы легитимации органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
448
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ЛЕГАЛЬНОСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / РЕЖИМ ЛЕГИТИМАЦИИ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА / STATE POWER / DEMOCRACY / LEGALITY / LEGITIMACY / POLITICAL ELITE / REGIME LEGITIMACY / VALUE-NORMATIVE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамычев Алексей Юрьевич, Стародубцев Сергей Сергеевич

В статье проводится теоретико-концептуальный анализ понятий «легитимность» и «легитимный режим» функционирования государственной власти, содержательно рассматриваются различные виды режимов легитимации публично-правовых органов и структур власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODES OF LEGITIMATION OF PUBLIC AUTHORITIES

This article provides a theoretical and conceptual analysis of the concepts of "legitimacy" and "legitimacy of the regime" of the functioning of the government, the different kinds of content modes of legitimation of public law enforcement and government agencies.

Текст научной работы на тему «Режимы легитимации органов государственной власти»

Легитимность государственной власти интерпретируется нами как качественная характеристика национального публично-правового пространства, связанная как с юридико-политическими, так и с экономическими, социально-культурными и иными особенностями функционирования органов власти, конкретизирующими по своей сути содержание механизмов воспроизводства (преемственности) властно-правового порядка данного общества. Другими словами, легитимность отражает соответствие (делегитимность - несоответствие) функционирующей государственной власти, уровней, моделей и специфики властных отношений в системе личность - общество -государство национально-культурной мыследеятельности. Легитимность, следовательно, выступает и как цель функционирования всех властных институтов и структур, их уполномоченных представителей, и как результат этого функционирования, отражая определенное качественное состояние властно-правового взаимодействия в обществе.

В свою очередь, режим легитимации государственной власти, отдельных органов и должностных лиц представляет собой комплексный системный феномен, содержащий оценку реально существующих властно-правовых отношений, формирующийся в процессе практического взаимодействия общества и государства. Складывающиеся в этом взаимодействии оценки, образы, социально-политические представления, психологические ощущения обеспечивают «символический капитал» как отдельных органов власти, так и доверия в целом к системе государственной власти.

В этом плане действие режима легитимации направлено не только на обоснование (самообоснование, социальное признание и т.п.) властно-управленческой активности, юридических и социальных результатов деятельности отдельных органов власти, но и структурирование разновекторных практик публично-правового взаимодействия между разными субъектами, не имеющими непосредственного контакта, сглаживая различия поведенческих контекстов [6, с. 276277]. Поэтому в рамках практического исследования функционирования органов государственной власти и уровня их легитимности достаточно важным является рассмотрение форм, средств и технологий самого процесса легитимации (или иначе -содержания режима легитимности).

Сегодня проблематика режима легитимации органов государственной власти остается практически не разработанной в специализированной литературе. В настоящей статье предлагается общий теоретико-методологический анализ основных видов таких режимов. Типы господства, выделенные М. Вебером, представляют собой идеальные стратегии легитимации и являются, по сути, статическими (стратегическими) принципами легитимизации органов власти и политикоправового порядка в целом.

В свою очередь, режимы, как мы уже отметили, - это комплекс средств, методов и инструментариев оправдания функционирования властных институтов и структур, а также отражают оценку реально существующих властных отношений, формирующихся в процессе мыследеятельности субъектов и их взаимодействия по поводу реализации общего блага, национального интереса и др. Данные режимы показывают «истинное состояние дел», реальные практики власти и их восприятие общественным сознанием. Интегрируя накопленные исследования в этой области, с нашей точки зрения, можно выделить следующие режимы легитимации власти:

Либерально-демократический режим связан с легитимацией публично-властных институтов через концепцию «общего блага». При этом данная идея оправдания государственно-правового управления базируется на том, что вся деятельность институтов оценивается с точки зрения воплощения и обеспечения такого блага: «Государственно-правовое сообщество, любой общественный институт считается легитимным, если они служат благу соответствующей общности. Если решающим фактором полагается благо, то о легитимизации права на принуждение уместно говорить лишь тогда, когда каждому затронутому лицу оно приносит выгоды больше чем ущерба» [2, с. 109]. Аксиоматика данного режима предполагает, что общественное благо представляет собой качественно иную реальность, нежели простая совокупность индивидуальных воль. В то же время отправным пунктом, «единицей» легитимации выступает индивидуальное проявление свободного суждения.

Для операционализации перехода от индивидуального к коллективному (общественному) используется принцип «арифметического большинства» (различные формальные демократические

процедуры). Этот принцип становится универсальным для всех либерально-демократических режимов и связан как с выбором легитимных представителей народа, так и с формированием юридико-политических институтов, принятием легитимных решений в рамках коллегиальных структур. В этом плане различные демократические, например, голосования, «это не “уста истины”, а современная форма античного оракула, просто потому, что сфера политики есть по преимуществу сфера конъюнктуры и игры мнений, а не догматических откровений» [5, с. 61].

Технократический режим легитимации базируется на идее эффективности государственного (шире - публично-правового) управления. Его главной идейной основой является рассмотрение публичной политики как особого искусства («публичного менеджмента»), требующего специфических навыков, знаний и умений, осуществляемого специализированной социальной (элитарной) группой. Степень легитимности функционирующих публично-правовых институтов ставится в зависимость от уровня удовлетворенности общественных интересов и потребностей. В данном случае процесс легитимизации в большей степени зависит не от юридического кодирования общественного взаимодействия, а, напротив, от управленческих знаний и умений политической элиты. При этом утверждается, что настоящая власть - «это власть знаний» (Ж.-Л. Шабо), «Мнение технократов» (Ж. Эллюль) и т.п. Очевидно, что данный режим легитимации сочетает в себе варианты экономизма и элитарности. Главными легитимирующими основаниями в данном режиме становятся политическая и экономическая целесообразность (эффективность).

Идеологический режим легитимации осуществляется посредством признания и веры в правильность, исключительность определенных идей политико-правового развития, которые провозглашаются и реализуются властными институтами. Здесь публичный идеал общественного устройства отодвигается в неопределенное будущее, выступает энергетическим стимулом для социально-правовых и административных преобразований настоящего. Это своего рода диктатура отвлеченных принципов и метафизических начал. И поэтому «власть почти сливается с идеологией... становится невидимой, растворяясь в многочисленных клетках социального организма. государство в качестве идеала, беспредельно расширяется, оно поглощает все автономные образования: как и идеология, государственность естественно стремится к тотальности» [3, с. 497].

Идеациональный режим легитимации. Понятие «идеациональность» введено русским социологом П.А. Сорокиным и использовалось им для обозначения такой властно-правовой организации, при которой ведущей доминантой функционирования публично-правовых институтов служил традиционалистский тип организации, а вертикаль ценностно-нормативной иерархии устремлена из земного мира к сверхчувственному и к ее абсолютной доминанте - Богу [1, с. 104]. Идеациональная легитимация опирается на идеациональную этику, для которой характерно пренебрежительное отношение к социальным ценностям, материальным благам, богатству, телесным удовольствиям. Земное устройство рассматривается ею как нечто второстепенное, инструментальное (т.е., например, публично-правовые институты призваны реализовывать, обеспечивать сущности более высокого порядка - гармонии, справедливости, истинности и т.д.).

Идеациональному правосознанию характерно некритическое доверие к существующей институционально-властной системе, не дозволено сомневаться в правомерности ее существования [4]. В свою очередь, легитимность существующих публичных институтов власти зависит от соответствия их деятельности принципам духовно-нравственной нормативности, ценностнорелигиозным догматам, стандартам и пр. Представители власти в этой системе руководствуются, помимо юридических предписаний, еще и духовно-религиозной этикой, а многие юридико-политические процедуры имеют вид священных ритуалов. Таким образом, «в государствах идеациональной ориентации легитимностью обладают лишь те правители, чья родословная восходит к богам, а также те, кто имеет прямую божественную санкцию на правление» [1, с. 105].

Идеократический режим легитимации базируется на совокупности объективно существующих исторических факторов, которые интерпретируются с помощью системы идеалов и идей. Легитимность власти в этом плане обусловлена служением этой общей идее, выработанной в ходе внутренней, духовной государственно-правовой жизни общества.

С точки зрения Н.С. Трубецкого, принцип идеократической государственности заключается в наличии общности миросозерцания, особой системы убеждений, оформляющих верховную идею нации («идею-правительницу»). Смысл бытия и оправданность государственной власти, таким образом, заключаются в организации особого «идеологического» образа жизни народа, поддержании и сохранении оригинальности, индивидуальности национальной культуры, в полной мере соответствующей духу народа, его истории и социальному опыту. В этом смысле Н. Трубецкой последовательно отстаивал неразделенность государственной идеологии и социально-культурной жизни народа, а также и подчиненность всех духовных и материальных устремлений людей верховному правителю как выразителю общей верховной идеи.

Представители идеократического подхода были уверены в том, что истоки легитимности власти заключены не во «внешней правде», а в «правде внутренней», где отношения и связь властвующих и подвластных зиждется на нравственном убеждении, а не на формальной юридической норме, покоится не на правовых гарантиях, а на истинно нравственном целом. «Вся сила в идеале, - говорят они, - да и что значат условия и договоры, как скоро нет силы внутренней» (Н.Н. Алексеев).

Таким образом, социальные субъекты вступают во властные отношения публично-правового характера, уже будучи включеннымми в формы властного взаимодействия на уровне социальных общностей (общин). Поэтому здесь власть воспринимается не столько как межличностное отношение субъектов, их групп, а, скорее, как общая социокультурная форма, выраженная в публично-правовых институтах. В этом плане интегративность и легитимность институционально-властной организации социума обеспечивается не поиском консенсуса между борющимися разновекторными и разнохарактерными политическими силами на основе консенсуса и в правовых процедурах, а, напротив, в духовно-нравственном воспитании членов различных общин в контексте социальноправового служения общенациональному единству.

В заключение отметим, что, конечно, в реальной практике публично-правового взаимодействия могут формироваться смешанные режимы легитимации органов государственной власти и должностных лиц, сочетающие разнообразные технологии оправдания властно-управленческой активности, ее социальных и юридических результатов.

Литература

1. Бачинин В.А. Политология: Энциклопедический словарь. СПб., 2005.

2. Дибиров А.-Н.З. Теория политической легитимности. М., 2007.

3. Исаев И.А. Política hermetica: скрытые аспекты власти. М., 2003.

4. Турсункулов А.Б. Национально-культурная легитимация и легализация институтов российской государственной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.

5. Chabot J.-L. Introduction a la politigue. P., 1991.

6. Giddens A. Goffman as Systematic Social Theorist / Ervin Goffman: Exploring the Interaction Order. Boston, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.