Научная статья на тему 'ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ'

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / УПЛАТА / ВЗЫСКАНИЕ / ПРИНЦИП УДОБСТВА / ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Напсо М.Б.

Статья посвящена вопросу применения в целях легализации специального налогового режима для самозанятых - налога на профессиональный доход. Проблематика легализации в целях налогообложения имеет актуальный характер не только в силу необходимости противодействия «теневой экономике»: она напрямую связана 1) с вопросами экономической обоснованности и целесообразности, 2) соответствия концепции налогообложения в РФ и ее принципам, 3) фактом отсутствия в НК РФ законодательного закрепления легализации в целях налогообложения и правовых механизмов ее реализации. Для обеспечения большей убедительности предлагаемых выводов рассмотрение вопроса было осуществлено именно в таком контексте, а также с точки зрения цели, предпосылок, социально-экономического эффекта и правовых, последствий. В основе избранного для самозанятых механизма легализации, по убеждению автора, лежит чисто экономический фактор и системность проблем по обеспечению взыскания в части его финансового обеспечения. Признавая важность решения этих проблем, автор тем не менее считает неправомерным подмену для лиц, уклоняющихся от исполнения налоговой обязанности, принципа обязательности и безусловности уплаты налога, осуществляемой независимо от волеизъявления лица и обеспечиваемой взысканием, добровольностью легализации в качестве налогоплательщика на условиях простого, удобного, финансового необременительного и льготного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALIZATION FOR TAXATION PURPOSES: ECONOMIC EFFECT AND LEGAL CONSEQUENCES

Article is devoted a question of application with a view of legalisation of a special tax mode for self-occupied - the tax to the professional income. The problematics of legalisation with a view of the taxation has actual character not only owing to necessity of counteraction to "shadow economy": it directly is connected 1) with questions of economic validity and expediency, 2) conformity of the concept of the taxation in the Russian Federation and to its principles, 3) the absence fact in НК the Russian Federation legislative fastening of legalisation with a view of the taxation and legal mechanisms of its realisation. For maintenance большей persuasiveness of offered conclusions question consideration has been carried out in such context, and also from the point of view of the purpose, preconditions, social and economic effect and legal, consequences. At the heart of elite for self-occupied the way of legalisations, on belief of the author, business factor and problems on maintenance of collecting regarding its financial maintenance lies purely. Recognising importance of the decision of these problems, the author nevertheless considers wrongful substitution for the persons evading from execution of a tax duty, a principle of compulsion and the certainty of payment of the tax carried out irrespective of will of the person and provided with collecting, voluntariness of legalisation as the tax bearer on the terms of the simple, convenient, financial easy and preferential taxation.

Текст научной работы на тему «ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_219 УДК 336.201

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ LEGALIZATION WITH A VIEW OF THE TAXATION: ECONOMIC BENEFIT AND LEGAL CONSEQUENCES

НАПСО Марьяна Бахсетовна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса Северо-Кавказской государственной академии.

369001, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36. E-mail: napso.maryana@mail.ru;

Napso Maryana Bakhsetovna,

Doctor of Jurisprudence, Professor for the department of civic law and process of The North Caucasian state academy. 369001, Russia, Karachay-Cherkess Republic, Cherkessk, Stavropol str., 36. E-mail: napso.maryana@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена вопросу применения в целях легализации специального налогового режима для самозанятых - налога на профессиональный доход. Проблематика легализации в целях налогообложения имеет актуальный характер не только в силу необходимости противодействия «теневой экономике»: она напрямую связана 1) с вопросами экономической обоснованности и целесообразности, 2) соответствия концепции налогообложения в РФ и ее принципам, 3) фактом отсутствия в НК РФ законодательного закрепления легализации в целях налогообложения и правовых механизмов ее реализации. Для обеспечения большей убедительности предлагаемых выводов рассмотрение вопроса было осуществлено именно в таком контексте, а также с точки зрения цели, предпосылок, социально-экономического эффекта и правовых, последствий. В основе избранного для самозанятых механизма легализации, по убеждению автора, лежит чисто экономический фактор и системность проблем по обеспечению взыскания в части его финансового обеспечения. Признавая важность решения этих проблем, автор тем не менее считает неправомерным подмену для лиц, уклоняющихся от исполнения налоговой обязанности, принципа обязательности и безусловности уплаты налога, осуществляемой независимо от волеизъявления лица и обеспечиваемой взысканием, добровольностью легализации в качестве налогоплательщика на условиях простого, удобного, финансового необременительного и льготного налогообложения.

Abstract. Article is devoted a question of application with a view of legalisation of a special tax mode for self-occupied - the tax to the professional income. The problematics of legalisation with a view of the taxation has actual character not only owing to necessity of counteraction to "shadow economy": it directly is connected 1) with questions of economic validity and expediency, 2) conformity of the concept of the taxation in the Russian Federation and to its principles, 3) the absence fact in НК the Russian Federation legislative fastening of legalisation with a view of the taxation and legal mechanisms of its realisation. For maintenance большей persuasiveness of offered conclusions question consideration has been carried out in such context, and also from the point of view of the purpose, preconditions, social and economic effect and legal, consequences. At the heart of elite for self-occupied the way of legalisations, on belief of the author, business factor and problems on maintenance of collecting regarding its financial maintenance lies purely. Recognising importance of the decision of these problems, the author nevertheless considers wrongful substitution for the persons evading from execution of a tax duty, a principle of compulsion and the certainty of payment of the tax carried out irrespective of will of the person and provided with collecting, voluntariness of legalisation as the tax bearer on the terms of the simple, convenient, financial easy and preferential taxation.

Ключевые слова: уклонение от уплаты налога, легализация, уплата, взыскание, принцип удобства, принцип экономии, цифровизация, самозанятые, налог на профессиональный доход, налоговые льготы, налоговый контроль

Keywords: Evasion from tax payment, legalisation, payment, collecting, a convenience principle, an economy principle, digitalization, self-occupied, the tax to the professional income, tax privileges, tax control

Для цитирования: Напсо М.Б. Легализация в целях налогообложения: экономический эффект и правовые последствия //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 219-221. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_219.

For citation: Napso M.B. Legalization with a few of the taxation: economic benefit and legal consequences //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 219-221. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_219.

Статья поступила в редакцию: 18.01.2023

Множество из современных новаций в регулирование налоговых правоотношений являются результатом цифровизации, которая в первую очередь призвана обеспечить существенное сокращение материальных и иных затрат. При всей важности реализации такого экономического подхода необходимо, чтобы новации соответствовали существу проблемы, основам налогообложения и принципам правового регулирования.

Характер современного правового регламентирования налоговых отношений, как это и было заявлено главой ФНС, исходит из первостепенности проблемы «обеления рынка», выведения неплательщиков из тени, создания удобной и комфортной модели уплаты налога, в том числе и путем «моделирования поведением налогоплательщика» и исходя из «абсолютно эгоистичного поведения» в целях снижения затрат и усилий со стороны налоговых органов. При этом конечная цель -обеспечение «собираемости налогов», стремление сделать налогоплательщика законопослушным, а уплату налога - неизбежной. 1. Следовательно, анализ налоговых новаций предполагает их рассмотрение через призму избранного вектора развития и конечных целей. При этом исходными началами должны быть: 1) безусловность конституционной обязанности по уплате налогов и сборов; 2) властный метод регулирования (властный характер) налоговых отношений, в силу чего «реализация конституционной обязанности платить законно установленные налоги предполагает... властное подчинение налогоплательщика требованиям государства»2; 3) сущность уклонения от уплаты налогов и сборов: «умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы», - и 4) характер общественной опасности уклонения от уплаты налогов и сборов, заключающейся в «непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ» 3.

В силу действия именно этих начал положение ст. 45 НК РФ о том, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения принудительных мер исполнения обязанности по уплате налога, не предусматривает никаких исключений. Из этого буквально следует, что лицо, не уплатившее налог, принуждается к исполнению обязанности по уплате налога путем осуществления предусмотренных НК РФ мер взыскания. При этом обязательной стадией такого принуждения является направление требования об уплате недоимки, которое налогоплательщику позволяет исполнить обязанность все еще путем уплаты, а налоговым органам применить взыскание в случае неуплаты.

Таким образом, обязательность и безусловность внесения налога в бюджет обеспечивается исполнением двух взаимосвязанных обязанностей - уплаты налога налогоплательщиком и взысканием налога налоговыми органами. Соответственно распределяются и экономические затраты, при этом для налогоплательщика действует принцип экономии, который еще со времен сформулировавшего его А.Смита требует не допускать возложения на налогоплательщика необоснованных затрат

1 Новый глава ФНС назвал ключевую задачу в работе с бизнесом // Источник: РБК. 20.01.2020 г. . [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/01/2020/5e24da7e9a79473d1ed60549 (дата последнего обращения - 09.12.2022 г.)

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений подпункта 3 пункта 8 статьи 346.43, статьи 346.47 и пункта 1 статьи 346.48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» в связи с жалобой гр. С.А. Глухова от 6 июня 2019 г. // Российская газета. 19 июня 2019 г. № 130 (7888). С. 15.

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» - Российская газета. № 276 от 06.12.2019.. С. 16.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

при исполнении им налоговой обязанности. Очевидно, что государство также более чем заинтересованно в снижении затрат на применение принудительных мер исполнения налоговой обязанности. Простейшая логика при выборе способов снижения затрат требует повышения именно «уплачиваемости» налогов. Этим, по нашему глубокому убеждению, и объясняется столь выраженный тренд - увлеченность льготными механизмами исполнения налоговой обязанности, освобождение налогоплательщика от свойственных ему функций, введение возможности уплаты налога иным лицом, понятия совокупной налоговой обязанности, совокупной задолженности, единого налогового платежа, единого налогового счета, использование цифровых сервисов - всего того, что упростит, облегчит, сделает более удобной, быстрой, бесконтактной, менее затратной уплату налога.

Правомерность придания процессу уплаты налога всех названных качеств не вызывает сомнений, если бы не одно «но». При применении льготных механизмов главным является вопрос в том, на какую категорию налогоплательщиков распространяются или нет подобные блага и как их отсутствие или наличие отражается на, так скажем, готовности лиц исполнять свою обязанность. Любое лицо, более или менее сведущее в вопросах налогообложения, скажет однозначно, что уплата налога обязательна и безусловна, поэтому никоим образом не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия условий, упрощающих или облегчающих ее исполнение. Правовое регулирование элементов налогообложения, регламентирующих процесс исполнения налоговой обязанности и его качественные характеристики: удобство, простота и т.п., - одинаково для всех категорий налогоплательщиков, что подразумевается действием принципов равенства, законности и справедливости. На вопрос о том, кто может быть в принципе и в силу чего наделен налоговыми льготами, ст. 56 НК РФ не дает даже приблизительного ответа. И это, надо сказать, самый сложный вопрос еще и в силу того, что НК РФ не оперирует дихотомией понятий: плательщик - лицо, исполняющее налоговую обязанность, и соответственно неплательщик (или лицо, уклоняющееся от уплаты). Конечно, есть множество иных: уплата и неуплата, уплата и взыскание, уплаченный налог и недоимка, исполнение налоговой обязанности и неисполнение, надлежащее исполнение и ненадлежащее, нарушение налогового законодательства и его соблюдение и т.д. Само наличие этих категорий предполагает сущностную разность правового статуса плательщика и неплательщика, выражающуюся в главном - в недопустимости предоставления вторым преимуществ перед первыми, в том числе в вопросах предоставления льгот, и в неотвратимости взыскания в отношении неплательщиков.

При этом, как и в случае с исполнением налоговой обязанности, взыскание носит безусловный характер. Следовательно, уклонение от взыскания в принципе и тем более в отношении не всех налогоплательщиков, а лишь отдельных категорий неплательщиков, правовой статус которых фактически не определен, только в силу актуальности проблемы, масштабности ее характера, сложности ее решения и финансовой затратности противоречит всем принципам налогообложения. Таковым нам и представляется специальный налоговый режим для самозанятых «Налог на профессиональный доход»1 (далее - НПД). Он введен в силу, как указано в отчете Счетной палаты, актуальности проблематики: «Проблема неформальной занятости... оценивается как значимая, а более ранние меры, предполагавшие предоставление «налоговых каникул» для самозанятых, не принесли ощутимого результата». В целях «увеличения числа лиц, ведущих деятельность в правовом поле» и снятия барьеров, «сдерживающих легализацию самозанятых граждан» в последующем необходимо «выработать дополнительные стимулирующие меры по повышению привлекательности режима НПД для лиц, занятых в неформальном секторе экономики», в частности, путем «урегулирования статуса самозанятых в экономических отношениях с другими субъектами за счет предоставления им равных возможностей, например, в получении кредитов, доступе к мерам поддержки и т. п.»2.

Экономическая составляющая такого подхода вполне очевидно, об этом свидетельствует официальная статистика. По данным сайта ФНС, в 2019 г. самозанятые уплатили налогов на сумму около 1 млрд. рублей, что, кстати, оказалось ниже ожидаемых показателей в 2 раза; в 2020 г. самозанятые, отчитавшись о 130 млрд. руб. доходов, внесли в бюджетную систему РФ 3.5 млрд. налогов. В целом за время эксперимента, по состоянию на сентябрь 2021 г., 3 млн. самозанятых с 587 млрд. доходов уплатили около 15 млрд. руб. налогов3. По состоянию на первое полугодие 2022 г. 5 млн. самозанятых, получив доход в 1,1 трлн. руб., уплатила 40 млрд. руб. налогов4. При всей очевидности экономической целесообразности подхода с правовой точки зрения возникает немало вопросов. Легализация, предоставляющая возможность «выйти из тени» на условиях полной амнистии, уплаты налога по простой схеме и по сниженной ставке налога, бесконтактно, без осуществления мероприятий налогового контроля, без применения он-лайн касс, без обязанности уплачивать страховые взносы, с условием действия всех перечисленных условий до 2028 г., на языке закона означает фактическое наделение неплательщиков правом неисполнения налоговой обязанности в силу непредоставления условий, их удовлетворяющих в части размера налогового платежа, порядка его исчисления, уплаты и в вопросах налогового контроля, и без убедительных гарантий последующего неусиления налогового гнета. Особое внимание обращает на себя тот факт, насколько государство озабочено страхами неплательщиков перед скорой возможностью оказаться в условиях иного режима налогообложения в случае их легализации: оно гарантирует им минимум 10-летний период сохранения всех первоначальных условий налогообложения. При этом действующее законодательство не содержит и намека на возможность наделения плательщиков такими широкомасштабными льготами в обмен на надлежащее исполнение налоговой обязанности. Более того, федеральным проектом по созданию условий развития деятельности самозанятыми гражданами, т.е. в целях поддержки самозанятости как таковой в случае ее легальности, предусмотрены весьма масштабные меры поддержки. Им предусмотрен весьма широкий перечень мер от предоставления государственными микрофинансовыми организациями микрозаймов по льготной ставке; обеспечения доступа к финансовой поддержке, включая поддержку, оказываемую участниками Национальной гарантийной системы (АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк»); оказания информационно-консультационных и образовательных услуг на базе центров «Мой бизнес» до предоставление льготного доступа к сервисам по размещению продукции, товаров, работ (услуг) на коммерческих электронных площадках и обеспечения доступа к имуществу (в аренду или на иных правах) из числа объектов, включенных в

5

перечни государственного и муниципального имущества5.

В случае с НПД в полной мере задействовано использование цифровых сервисов, что не в последнюю очередь имеет целью сокращение финансовых и физических затрат налоговых органов на осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога. И это находит выражение в следующих положениях ФЗ № 422: 1) не самозанятые, а налоговый орган по получении плательщика НПД информации о размере налоговой базы исчисляется сумму налога как соответствующую налоговой ставке процентную доля налоговой базы, и затем через мобильное приложение «Мой налог» направляет в адрес налогоплательщика налоговое уведомление; 2) налогоплательщик наделен правом возложить свою обязанность по внесению исчисленных налоговым органом сумм налога на налоговый орган, который направляет в банк поручение на перечисление сумм налога с банковского счета налогоплательщика на счет Федерального казначейства; 3) налогоплательщик может уполномочить операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, на уплату налога в отношении всех доходов, которые посредством их сервисов учитываются при определении налоговой базы, в силу чего уведомление об уплате налога налоговый орган направляет уполномоченному лицу, которое без взимание за то платы и осуществляет уплату налога. При этом для

1 Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата последнего обращения - 10.12.2022 г.)

2 Батуркин А.Н. Отчет о результатах отчетно-аналитического мероприятия «Анализ практики проведения эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход». [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/8a8/8a81af65e339601a99046d58a3540a69.pdf (дата последнего обращения - 25.11.2022 г.)

3 В России зарегистрировались 3 миллиона самозанятых. Официальный сайт ФНС РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/news/activities_fts/11275333/ (дата последнего обращения -16.12.2022 г.)

4 В России зарегистрировалось 5 млн. самозанятых. Официальный сайт ФНС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/news/activities_fts/12258990/?ysclid=l51xev1qrr870958006 (дата последнего обращения - 20.11.2022 г.)

5 Федеральный проект по созданию условий развития деятельности самозанятыми гражданами 2018-2024 гг. Официальный сайт - Госрасходы. [Электронный ресурс]. URL: https://spending.gov.ru/np/I/fp/I2/budget/ (дата последнего обращения - 19.12.2022 г.)

реализации последнего права усилиями ФНС РФ в короткие сроки были созданы все условия: партнеры ФНС (их 68, из них 23 крупнейших банка и 45 операторов электронных площадок) через разработанной ФНС API встроили мобильное приложение «Мой налог» в свои программные продукты, и самозанятые получили возможность пользоваться сервисами Сбербанка, Tinkoff, Альфа-Банка, КИВИ-Банка, Яндекс.Такси, Яндекс.Еда, Достависта и др. без применения приложения «Мой налог», что уже сейчас составило до 40 % платежей1. Таким образом, положение ст. 45 НК РФ о праве иных лиц на уплату налога за налогоплательщика в законе об НПД реализуется достаточно широко.

Согласно классической правовой концепции, добровольное исполнение налоговой обязанности - уплата, обеспечивается применением принудительных мер - взысканием. Как и следовало ожидать при реализации избранного для легализации подхода понуждения льготами к добровольному выходу из тени, самым слабым звеном является правовое регулирование механизма принуждения особенно в части его применение по кругу лиц. Как и требуют положения НК РФ, в случае неуплаты налога на профессиональный доход по налоговому уведомлению в установленный срок налоговый орган направляет требование об уплате налога с предупреждением налогоплательщика о возникновении обязанности по уплате пени, о мерах взыскания и ответственности в случае неисполнения требования. Из этого следует, что механизм взыскания распространяется на самозанятых, легализовавшихся в качестве плательщиков НПД в случае неуплаты по налоговому уведомлению, в то время как он не распространяется на уклоняющихся от легализации, которым в течение 10 лет обеспечена возможность добровольной легализации без угрозы взыскания. Такой подход, при котором внесение налога, обеспеченное неизбежным взысканием, имеет обязательный характер для лиц, изъявивших волю к легализации в качестве налогоплательщиков, и не является обязательным для тех, кто таковой воли еще не изъявил, не укладывается в рамки принципов налогообложения. И подрывает его основу: для уплаты налога, наделенного признаком обязательности, требуется не волеизъявление лица, а требование закона, поэтому налогоплательщиком признается не то лицо, которое изъявило готовность исполнять налоговую обязанность, а то, на которого эта обязанность возложена силой закона. При этом властный характер налоговых правоотношений требует от налоговых органов обеспечение применение этой силы, а действие принципов всеобщности и равенства применения одинаково в отношении всех лиц.

Как видим, в случае с самозанятыми произошла подмена принципа обязательности уплаты налога, осуществляемой независимо от волеизъявления лица и обеспечиваемой взысканием, добровольностью легализации в качестве налогоплательщика на условиях простого, удобного, финансового необременительного и льготного налогообложения, предоставленного на десятилетие вперед вкупе с гарантиями неусиления налогового бремени и предоставлением иных льгот для легализовавшихся. В основе такого подхода чисто экономический фактор, системность проблем по обеспечению взыскания в части его финансового обеспечения, о чем свидетельствуют последние налоговые новации - введение 1) общей задолженности, вместо задолженности по каждому отдельно взятому налогу, 2) минимальной суммы задолженности (3000 тыс.) для направления требования о ее уплате. Самым существенным недостатком такого подхода является нарушение главного принципа налогообложения, при котором добросовестный налогоплательщик не может и не должен быть поставлен в худшее положение, чем неплательщик, а тем более лицо, длительно уклоняющееся от уплаты налога.

Б иблиография:

1. Батуркин А.Н. Отчет о результатах отчетно-аналитического мероприятия «Анализ практики проведения эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход». [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/8a8/8a81af65e339601a99046d58a3540a69.pdf (дата последнего обращения - 25.11.2021 г.)

2. В России зарегистрировались 3 миллиона самозанятых. Официальный сайт ФНС РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11275333/ (дата последнего обращения - 16.12.2021 г.)

3. В России зарегистрировалось 5 млн. самозанятых. Официальный сайт ФНС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12258990/?ysclid=l51xev1qrr870958006 (дата последнего обращения - 20.11.2022 г.)

4. Новый глава ФНС назвал ключевую задачу в работе с бизнесом // Источник: РБК. 20.01.2020 г. . [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/01/2020/5e24da7e9a79473d1ed60549

(дата последнего обращения - 09.12.2021 г.)

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений подпункта 3 пункта 8 статьи 346.43, статьи 346.47 и пункта 1 статьи 346.48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» в связи с жалобой гр. С.А. Глухова от 6 июня 2019 г. // Российская газета. 19 июня 2019 г. № 130 (7888). С. 15.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» - Российская газета. № 276 от 06.12.2019.. С. 16.

7. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата последнего обращения - 10.12.2021 г.)

8. Федеральный проект по созданию условий развития деятельности самозанятыми гражданами 2018-2024 гг. Официальный сайт - Госрасходы. [Электронный ресурс]. URL: https://spending.gov.ru/np/I/fp/I2/budget/ (дата последнего обращения - 19.12.2021 г.)

References:

1. Baturkin A.N. Report on the results of the reporting and analytical event "Analysis of the practice of conducting an experiment on the introduction of a tax on professional income". [electron-

ic resource]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/8a8/8a81af65e339601a99046d58a3540a69.pdf (date of last appeal - 25.11.2021)

2. 3 million self-employed people have registered in Russia. The official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. [electronic resource]. URL:

https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11275333 / (last accessed on 12/16/2021)

3. 5 million self-employed people have registered in Russia. The official website of the Federal Tax Service. [electronic resource]. URL:

https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12258990/?ysclid=l51xev1qrr870958006 (last accessed 20.11.2022)

4. The new head of the Federal Tax Service named a key task in working with business // Source: RBC. 20.01.2020 . [Electronic resource]. URL:

https://www.rbc.ru/politics/20/01/2020/5e24da7e9a79473d1ed60549

(last accessed on 09.12.2021)

5. The decision of the Constitutional Court of the Russian Federation in the case of checking the constitutionality of the provisions of subparagraph 3 of paragraph 8 of Article 346.43, Article

346.47 and paragraph 1 of Article 346.48 of the Tax Code of the Russian Federation, as well as the provisions of the Law of the Murmansk Region "On the patent system of taxation

on the territory of the Murmansk Region" in connection with the complaint of gr. S.A. Glukhov from June 6, 2019 // Rossiyskaya Gazeta. June 19, 2019 No. 130 (7888). p. 15.

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 48 dated 26.11.2019 "On the practice of applying legislation on liability for tax crimes by courts" - Ros-

siyskaya Gazeta. No. 276 dated 06.12.2019.. p. 16.

7. Federal Law No. 422-FZ of 27.11.2018 "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Tax on professional income" in the Federal City of Moscow, in the Moscow and Ka-

luga Regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977 / (last accessed on

10.12.2021)

8. Federal project on creating conditions for the development of activities by self-employed citizens 2018-2024. Official website - Government Spending. [electronic resource]. URL:

https://spending.gov.ru/np/I/fp/I2/budget / (last accessed on 19.12.2021)

1 В России зарегистрировались 3 миллиона самозанятых. Официальный сайт ФНС РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11275333/ (дата последнего обращения -16.12.2022 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.