Научная статья на тему 'Легализация в России соотечественников - "носителей русского языка"'

Легализация в России соотечественников - "носителей русского языка" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / COMPATRIOTS / НОСИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN SPEAKERS / РАЗРЕШЕНИЕ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ / TEMPORARY RESIDENCE PERMIT / ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО / RESIDENCE PERMIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Докучаева А.В.

В статье рассматривается процесс получения гражданства России для «носителей русского языка», к которым отнесены те иностранные граждане и лица без гражданства, кто постоянно проживает или проживал либо имеет предков (родителей, дедов, прадедов и т.д.), постоянно проживающих или проживавших на территории в нынешних границах Российской Федерации. Для данной категории соотечественников в 2014 г. введен упрощенный порядок получения гражданства, который, однако, в большинстве случаев труднореализуем. Указаны возможности коррекции законодательных актов, определяющих процедуру получения вида на жительство и приобретения гражданства «носителями русского языка», для того чтобы сделать ее более доступной для соотечественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALIZATION COMPATRIOTS IN RUSSIA - "RUSSIAN SPEAKERS"

The article deals with the process of obtaining Russian citizenship for the "Russian speakers", which includes foreign citizens and persons without citizenship who permanently resides or resided or has ancestors (parents, grandparents, great-grandparents and so on.), residing or living on the territory of present borders of the Russian Federation. For this category of compatriots in 2014 a simplified procedure for obtaining citizenship, has been introduced, that is however, in most cases meets with difficulties. Indicates possible correction of legislative acts defining the procedure for obtaining residence permits and acquisition of citizenship by "native Russian speakers", to make it more accessible to compatriots.

Текст научной работы на тему «Легализация в России соотечественников - "носителей русского языка"»

А.В. ДОКУЧАЕВА,

кандидат физико-математических наук, заведующая Отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ e-mail: adoku@mail.ru

A. DOKUCHAEVA,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Head of Department on Diaspora and Migration, Institute of CIS countries

Ключевые слова:

гражданство Российской Федерации, соотечественники, носители русского языка, разрешение на временное проживание, вид на жительство

Keywords:

citizenship of the Russian Federation, compatriots, Russian speakers, temporary residence permit, residence permit

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ -«НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА»

В статье рассматривается процесс получения гражданства России для «носителей русского языка», к которым отнесены те иностранные граждане и лица без гражданства, кто постоянно проживает или проживал либо имеет предков (родителей, дедов, прадедов и т.д.), постоянно проживающих или проживавших на территории в нынешних границах Российской Федерации. Для данной категории соотечественников в 2014 г. введен упрощенный порядок получения гражданства, который, однако, в большинстве случаев труднореализуем. Указаны возможности коррекции законодательных актов, определяющих процедуру получения вида на жительство и приобретения гражданства «носителями русского языка», для того чтобы сделать ее более доступной для соотечественников.

LEGALIZATION COMPATRIOTS IN RUSSIA -"RUSSIAN SPEAKERS"

The article deals with the process of obtaining Russian citizenship for the "Russian speakers", which includes foreign citizens and persons without citizenship who permanently resides or resided or has ancestors (parents, grandparents, great-grandparents and so on.), residing or living on the territory of present borders of the Russian Federation. For this category of compatriots in 2014 a simplified procedure for obtaining citizenship, has been introduced, that is however, in most cases meets with difficulties. Indicates possible correction of legislative acts defining the procedure for obtaining residence permits and acquisition of citizenship by "native Russian speakers", to make it more accessible to compatriots.

«Когда Президентом произносится одно, а на практике реализуется несколько иное, это не то, что должно быть сегодня, когда Россия находится в очень непростой ситуации».

Л.Э. Слуцкий*

Известно, что соотечественники с большой надеждой встретили слова Президента России, высказанные им вскоре после последних президентских выборов на встрече с российскими послами 9 июля 2012 г.: «Считаю, также необходимо вновь вернуться и к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР, и прямым потомкам родившихся в Советском Союзе или даже в Российской империи» [1].

12 декабря того же года в Послании к Федеральному Собранию он вернулся к этому предложению, уже как к прямому поручению законодателям:

«Россия нуждается в притоке новых сил, безусловно. Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают Россию своей родиной. Однако действующие правила не способствуют этому процессу. Скорее, наоборот. Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок России, затруднен и до безобразия забюрокра-

тизирован. А вот завозить неквалифицированную рабочую силу, в том числе и нелегально, достаточно просто.

Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства» [2].

В весеннюю сессию 2014 г. Госдумой были приняты поправки в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) и в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о правовом положении), касающихся «носителей русского языка» (Федеральные законы от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ, и ФЗ от 23 июня 2014 г. № 157-ФЗ).

С этого времени «носителям русского языка» вид на жительство оформляется без предварительного получения разрешения на временное проживание

* Л.Э. Слуцкий — председатель Комитета Государственной думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

(РВП) при условии отказа от иного гражданства, если оно имеется, и установлен трехмесячный срок рассмотрения заявления на гражданство. В других случаях упрощенного порядка предоставления гражданства, кроме участников Программы переселения соотечественников, вопрос решается за шесть месяцев. Перед президентом было чем отчитаться о выполнении его поручения, что и было сделано на встрече президента с правительством 10 июля 2014 г., где руководитель ФМС России, К. Ромодановский проинформировал [3], что для «носителей русского языка» с Украины разрабатывается более простая процедура отказа от украинского гражданства, чем для прочих «носителей». Однако с тех пор прошел год, а изменений не произошло, и все

«носители» идут по единой процедуре, достаточно сложной, что признает сам руководитель ФМС России.

Краткий рапорт главнокомандующего по миграции в России, судя по всему, удовлетворил президента. Однако ситуация с «носителями русского языка» очень точно отражается в словах Л. Слуцкого, вынесенных в эпиграф: «Когда Президентом произносится одно, а на практике реализуется несколько иное, это не то, что должно быть сегодня» [4].

Как известно, дьявол таится в деталях. Тех самых деталях, которые все переворачивают с ног на голову. Для того чтобы понять, как в действительности исполнено поручение президента, приходится вникнуть в эти самые детали.

1. Кто может быть признан «носителем русского языка»?

В Законе о гражданстве к «носителям русского языка» отнесли тех, кто сам проживает или проживал, либо имеет прямых предков, проживающих или проживавших постоянно в Российской империи или СССР в нынешних границах РФ. Уже в самом определении заложены первые два отступления от поручения Президента РФ.

Первое отступление: президент говорил о тех, «кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе», а закон требует постоянного проживания. Очевидно, что документально подтвердить постоянное проживание значительно труднее, чем рождение. Документы о рождении, как правило,

хранят в семьях, да и в архивах загсов их найти легче, чем подтвердить факт прописки, т. е. постоянное проживание, в архивах жилищно-коммунальных служб.

Второе отступление: закон разделил соотечественников в праве быть признанными «носителями русского языка» на тех, кому «повезло» произойти с территории в нынешних границах Российской Федерации, и на остальных, чьи предки родились на пространствах «Большой России», но ставших зарубежными в 1991 г.: например, на Украине, в Прибалтике, Казахстане. Так, у Н.В. Гоголя со всеми его томами были бы проблемы с получением статуса «носителя русского

языка», поскольку происходит он с «хутора близ Диканьки».

Следующее отступление от поручения президента в том, что «процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок России»—для «носителей русского языка», стал более трудным, чем для всех других иностранцев. Хотя президент критиковал именно то, что процесс получения гражданства для соотечественников «затруднен и до безобразия забюрократизирован».

Главное препятствие, воздвигнутое перед «носителями», — это требование отказа от иного гражданства, который должен быть удостоверен документом «полномочного органа иностранного государства». Причем начать отказ «носитель русского языка» должен еще до обращения за видом на жительство. В это же время всем другим

иностранцам, желающим стать российскими гражданами, достаточно отправить нотариально заверенное заявление об отказе от имеющегося гражданства заказным письмом в адрес полномочного органа иностранного государства, например, посольства этого государства в России. Сделать это надо не раньше, чем перед подачей заявления на российское гражданство, к которому прилагается копия заявления об отказе и квитанция об отправке заказного письма. А получать вид на жительство и проживать в России на его основании можно сколь угодно долго, оставаясь иностранным гражданином.

Кроме этого, есть еще немало «деталей», которые усложняют путь «носителей» к российскому гражданству, которые предлагаем рассмотреть более подробно.

2. Как можно стать «носителем русского языка»?

Процедура получения сертификата «носителя русского языка» регламентируется приказами ФМС № 379, № 380 от 26 мая 2014 г., определяющими порядок формирования комиссий, которые проводят собеседование с соискателями на звание «носитель русского языка» (далее — комиссия), требования к «носителям» по уровню знания языка.

ФМС России рассматривает «носителей русского языка» как лиц, для которых русский язык является иностранным, что отражено в приказе № 379: «Собеседование с иностранным гражданином проводится в целях

подтверждения соответствующего уровня владения русским языком как иностранным».

Данное определение расходится с тем, что дается в словарях:

— носитель языка—индивид, владеющий данным языком, как родным [5];

— носитель языка — это представитель языковой общности, владеющий нормами языка, активно использующий данный язык (обычно являющийся для него родным) в различных бытовых, социокультурных, профессиональных сферах общения [6].

Поскольку претендент на «носителя» в ФМС рассматривается как лицо, изу-

чавшее русский язык как иностранный, то, провалившись на собеседовании, он может годик позаниматься, вновь пройти испытание и стать «носителем русского языка». Эта возможность отражена в законе. Оказывается, что «носителем русского языка» можно стать за год обучения языку.

Подход ФМС отражает позицию тех специалистов, кто обучает русскому языку иностранцев, для которых русский — чужой язык. Однако при этом к «носителю» предъявляются весьма высокие требования. Как следует из приказа ФМС, в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина: «понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами». То есть «носителю» надо пройти экзамен, с которым человек без энциклопедического образования навряд ли справится.

Какие критерии для определения «носитель» русского языка должны выбрать комиссии: свободная речь на нем иностранца или, например, проникновение в тонкие смыслы гносеологических построений утонченного философа?

Из-за неточности определения «носителя русского языка», заданной

установочными приказами ФМС, по-видимому, возникает произвол, который приводит к очевидно абсурдным результатам. Каково бедному русскому человеку доказать, что он является носителем своего родного языка, когда от него потребуют угадать «скрытые смыслы» в каком-нибудь абстрактно-философском тексте? Уже есть примеры отказа этническим русским, приехавшим с Донбасса, в признании их «носителями русского языка».

По регламенту работы комиссии с момента подачи заявления до собеседования должно пройти не более пяти дней. Решение комиссии должно быть вручено соискателю не позже чем через пять дней после собеседования. Кажется, что процедура признания «носителем русского языка» не займет много времени у соотечественника: по регламенту — не более 10 дней. Однако чтобы подать заявление на собеседование, нужно отстоять в очереди, которая отодвигает момент подачи документов на полгода и более (как в Москве, например), так как желающих пройти собеседование много, а комиссий мало. Работают они: раз в месяц или реже. Например, комиссия по признанию «носителями русского языка» в Новгородской области начала работу в октябре 2014 г. Ее июльское заседание в 2015 г. (за 10 месяцев работы) было только восьмым [7].

3. Вид на жительство для «носителей русского языка»

Когда долгожданный сертификат о принадлежности к «носителям русского языка» будет получен, путь

к гражданству России продолжится получением вида на жительство. Поправки в Закон о правовом положении,

принятые в апреле 2014 г., установили для «носителей русского языка» особый порядок получения вида на жительство.

«Носители» имеют право подать заявление на получение вида на жительство без предварительного получения разрешения на временное проживание (РВП).

Таким же правом — без РВП получить вид на жительство были ранее наделены высококвалифицированные специалисты.

Однако в отличие от последних и всех других иностранцев, «носители русского языка» существенно дискриминированы в вопросе получения вида на жительство по нескольким позициям:

во-первых, «носители» в отличие от всех других иностранцев должны перед обращением за видом на жительство отказаться от имеющегося иного гражданства;

во-вторых, «носитель», отказавшись от имеющегося гражданства, может стать лицом без гражданства;

в-третьих, вид на жительство для «носителя» ограничен по срокам тремя годами, не может быть продлен или повторно получен.

Первое — отказ от иного имеющегося гражданства. Как было сказано выше, такого требования для подачи заявления на получения вида на жительство нет ни для кого, кроме «носителей». Любой другой иностранный гражданин может получить вид на жительство и проживать по нему в России постоянно, не теряя своего иностранного гражданства, но только не «носитель русского языка».

Он к заявлению на получение вида на жительство должен приложить «документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства».

Ловушки на выходе из иного гражданства. 1. Какой документ подразумевают законодатели под подтверждающим факт подачи заявления о выходе? Очевидно, что диктовать «полномочному органу иностранного государства» порядок работы с поступившими заявлениями невозможно. Где-то вообще не предусмотрена выдача никаких справок о приеме обращений, а ставится лишь отметка на копии заявления с датой поступления. Но такой штампик ничего не значит для сотрудника нашей миграционной службы, и он в соответствии с буквой закона откажет «носителю» в приеме заявления о выдаче вида на жительство.

2. Если же «носителю» повезет и ему все же дадут справку, что его отказ принят «полномочным органом иностранного государства», то и тут его поджидает ловушка, в которую уже многие попали.

Для получения вида на жительство в соответствии с законом [8] необходимо предоставить «документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства

иностранного государства». В соответствии с этим же законом отказать в выдаче вида на жительство могут «в случае непредставления документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего прием документов об отказе данного иностранного гражданина от имеющегося у него гражданства иностранного государства».

Таким образом, если «носитель русского языка» раздобудет и представит документ, в котором указано, что он обратился с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства при подаче заявления на получение вида на жительство, но и тут ему могут отказать в этом долгожданном документе. И причиной отказа будет то, что в справке «полномочного органа иностранного государства» сказано о приеме от него «заявления», а не «документов» об отказе. И это не фантазии. Уже известны случаи, когда «носителю русского языка» отказали в виде на жительство на этом основании. Заблудились законодатели между словами «заявление» и «документы», а соотечественники попадают в мельницу, которая перемалывает их веру в то, что Отечество их действительно ждет.

3. Еще одна ловушка, из которой не сможет выбраться «носитель русского языка», связана с тем, что «полномочный орган иностранного государства» может не принять заявления о выходе из гражданства, если нет гарантии того, что Россия даст заявителю свое гражданство.

В Положении о рассмотрении вопросов гражданства предусмотре-

но для «носителя» право получить «уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации» в целях отказа от имеющегося у него гражданства иностранного государства. На рассмотрение заявления о выдаче уведомления отведено три месяца.

Надо отметить, что получение уведомления о возможности быть принятым в гражданство России не является обязательной процедурой. Однако без него может не получиться дальнейшее продвижение на пути к российскому гражданству. Хотя и наличие уведомления может не помочь, так как не все «полномочные органы иностранного государства» удовлетворяются уведомлением «о возможности». «Носители» уже столкнулись с тем, что, например, консульство Украины в Ростове-на-Дону и консульство Латвии не принимают такую формулировку, им нужна не «возможность», а «гарантия» приема в гражданство РФ. Но документа о «гарантии» российская сторона не выдает.

Второе — риск остаться без всякого гражданства. Если страна гражданства решит вопрос о выходе «носителя» раньше чем за полгода, то он, отказавшись от имеющегося гражданства, может стать лицом без гражданства еще до получения вида на жительство, который нужно ждать не менее шести месяцев. При этом паспорт иностранного гражданина становится недействительным. Потребуется оформлять удостоверение личности лица без гражданства, следовательно, и переоформлять свое заявление на получение вида на жительство, кото-

рое было подано при действующем иностранном паспорте. Так на «носителя русского языка» взваливают дополнительные хлопоты, которые законом никак не облегчаются.

Требование выхода из иного гражданства до получения гражданства России умножает число лиц без гражданства. Тем самым нарушается принцип, нашего законодательства о том, что «Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права» (Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).

Третье — «носителю» вид на жительство выдается на три года без права его продления или повторного получения в дальнейшем, в то время как любой другой владелец вида на жительство получает его на пять лет с правом продления на следующие пять лет неограниченное число раз. Более того, вид на жительство у «носителя» аннулируется через два года, если за это время он не подаст заявление на гражданство. А еще «носителю русского языка» откажут в выдаче вида на жительство в случае повторного обращения, если ему ранее выдавался вид на жительство в связи с признанием его «носителем».

По каким-то соображениям получение «носителями русского языка» вида на жительство жестко привязано к их намерению в дальнейшем получить гражданство России. Почему им, доказавшим свое родство с русской

культурой и русским языком, отказано в праве жить и работать в России по виду на жительство наравне с другими иностранцами? Почему их оскорбляют дискриминацией, грозящей полным запретом возвращения на историческую Родину, если в течение двух лет с момента получения вида на жительство они не решат подать заявление на гражданство? Знают ли ответы на эти вопросы инициаторы поправок? По-моему, лучше, если не знают. Иначе придется согласиться с теми, кто приходит к выводу о том, что российские законы пишут враги России.

* * *

Подводя итоги по процедуре получения вида на жительство «носителем русского языка», имеем следующее.

Приезжая в Россию с намерением получить сертификат «носителя русского языка», наш соотечественник должен прихватить с собой необходимые справки, доказывающие его родство с постоянно проживавшими в России предками, найти в архивах документы, подтверждающие их постоянное проживание в России (в лучшем случае на переписку уйдет месяца два), дождаться возможности подать заявление в комиссию (может, и более полугода), затем подать заявление, пройти собеседование в комиссии и получить ее решение (по правилам этот этап должен уложиться в 10 дней).

После получения сертификата «носителя русского языка» в случае положительного решения комиссии желательно обратиться с заявлением

о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство и получить такое уведомление (рассматривается три месяца). Данное уведомление может понадобиться на следующей ступени — подаче в «уполномоченный орган иностранного государства» заявления о выходе из имеющегося гражданства.

Заявить об отказе от имеющегося гражданства и получить документ о том, что заявление принято «уполномоченным органом иностранного государства», необходимо прежде, чем подать заявление на получение вида на жительство. Сколько уйдет времени на ожидание ответа от «уполномоченного органа иностранного государства», сказать трудно. Для некоторых «носителей» процедура может затянуться на многие месяцы. Как показал год действия закона, для «носителей русского языка», которым нужно отказываться от имеющегося гражданства, одного года многим не хватает.

Надо также учитывать, что на заочное обращение в «уполномоченный орган иностранного государства» об отказе от гражданства можно вообще не получить никакого ответа о приеме документов. Карточка о вручении почтового отправления не имеет значения для миграционной службы. Заявитель должен обращаться лично. Сколько времени и средств понадобится для тех, кто находится не в столицах, где есть посольства и консульства? Смогут ли они добраться за сотни километров и там выстоять в очередях? Вопросы риторические.

На долгом пути к виду на жительство у «носителя русского языка»

может закончиться срок законного временного пребывания в России (по миграционной карте). Чтобы двигаться дальше к гражданству, находясь на территории России, нужно оформить какой-либо легальный статус или выехать. Если покупать патент на право работать, потребуется сдавать еще один экзамен по русскому языку, истории и законодательству и изыскивать дополнительные средства на эти процедуры. Но эта возможность может быть закрыта, если в миграционной карте, полученной при въезде в Россию, указана иная цель визита, чем работа.

Только граждане Украины, прибывшие из районов ДНР и ЛНР, имеют возможность легально находиться в России по миграционной карте, срок действия которой продляется каждые 90 дней. Граждане Украины, прибывшие из других регионов Украины, после 1 августа 2015 г. должны в течение 120 суток с момента въезда в страну определиться с тем или иным статусом или выехать из России. Граждане Украины для легализации на больший срок имеют возможность (кроме покупки патента) получить статус временного убежища. В обоих случаях — обеспечен год права на работу и пребывания в России. При превышении законного срока нахождения в стране нарушитель будет наказан запретом на въезд в Россию не менее чем на три года.

Если, наконец, будет получен документ «уполномоченного органа иностранного государства» о приеме заявления с отказом от гражданства, можно будет сдать заявление на получение вида на жительство, приложив

к нему также другие документы и справки (в том числе медицинские, об отсутствии социально-опасных болезней). Вид на жительство оформляется два месяца — это послабление для «носителей русского языка». В любом случае ждать его получения приходится шесть месяцев.

Однако нужно иметь в виду, что «носитель русского языка» в вопросах трудоустройства остается обычным гастарбайтером до тех пор, пока не получит вид на жительство. Наличие сертификата «носителя» не дает никаких послаблений для устройства на работу.

Уж лучше бы... Кажется, «носителям русского языка» было бы значительно легче, если бы их не освобождали от получения РВП, а в вопросе о гражданстве приравняли, например, к иностранцам, родившимся в России, имеющим право получить РВП без квоты. В этом случае уже через два месяца после получения сертификата

«носителя» при получении РВП они обретали бы право на работу наравне с гражданами России. Не было бы никаких проблем с легальным проживанием в России.

Те, кто приезжает из безвизовых стран, успевали бы в три месяца дойти до РВП. Тем, кому нужна виза для въезда в Россию, заранее знали бы срок, на который эту визу оформлять. Через год «носители» получали бы вид на жительство, и от них, как от всех других, не требовали бы предварительного отказа от иного гражданства. Прожить год, имея возможность себя обеспечить, значительно проще, чем, будучи безработным, ждать, пока «полномочный орган иностранного государства» выдаст необходимый документ.

Вид на жительство открывает путь к гражданству. Но при этом решать этот вопрос «носитель русского языка» мог бы без нервотрепки, проживая в России по виду на жительство.

4. получение российского гражданства «носителями русского языка»

Получив вид на жительство, «носитель русского языка» обретает право подать заявление на гражданство Российской Федерации.

Процедуру предоставления гражданства России определяют Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденное Указом Президента России.

В соответствии с законом «носители русского языка», постоянно проживающие на территории России (т.е.

имеющие вид на жительство), вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке, если они: а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; б) имеют законный источник средств к существованию; в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором

Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин [9].

Отказ от иного гражданства является обязательным условием (за редким исключением) при приеме в гражданство России как в общем, так и в упрощенном порядке. При этом к заявлению на гражданство иностранный гражданин (за исключением «носителя русского языка») может приложить нотариально заверенную копию заявления об отказе, направленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, и квитанцию об отправке заказного письма с этим отказом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для «носителя русского языка» установлена более сложная процедура. От него требуют не заявить о желании выхода из гражданства (т. е. отказаться — как буквально указано в законе), но предъявить «документ полномочного органа (удостоверенный полномочным органом) иностранного государства, подтверждающий выход заявителя из гражданства данного государства, либо документ, подтверждающий невозможность отказа от гражданства иностранного государства в силу независящих от заявителя причин. Документом, подтверждающим невозможность отказа от гражданства иностранного государства, является решение полномочного органа иностранного государства об отказе заявителю в выходе из гражданства либо документ, подтверждающий, что выход из гражданства не допускается законодательством этого государства

или что заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в установленный законодательством этого государства срок не было принято решение. Представление указанных документов не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации» [10].

Подзаконным актом — Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства с поправками, внесенными Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 551, норма закона об отказе от гражданства подменена требованием выхода из гражданства, с подтверждением этого факта документом «уполномоченного органа иностранного государства». Если же по каким-то причинам выход из гражданства невозможен, то заявитель должен дождаться от «уполномоченного органа иностранного государства» решения об отказе в выходе из гражданства и официального уведомления об этом.

То есть для «носителей» установлен не уведомительный, как было и есть для всех остальных соискателей гражданства, а разрешительный порядок. Причем разрешение нужно получить от иностранного государства. Таким образом, в случае «носителей русского языка» Российская Федерация поставила между собой и соотечествен-

ником посредника — чужую страну в важнейшем государственном вопросе предоставления российского гражданства. Получается, что российское государство в данном случае испрашивает разрешение у другой страны, т. е. делится с ней своим суверенитетом.

Для чего заставляют «носителя русского языка» ждать, пока иностранное государство соблаговолит удостоверить факт выхода или отказа в выходе из своего гражданства? В соответствие с Положением о рассмотрении вопросов гражданства заявление на получение российского гражданства от него примут, а через три месяца выдадут паспорт гражданина России, независимо от того, лишен он другого гражданства или нет, только официальную бумагу об этом нужно представить.

Если законодатели, изобретая новую сложную процедуру для «носителей русского языка», хотели уйти от возможности возникновения второго гражданства, этой цели они не добились. Но вместо ликвидации «до безобразия забюрократизированной» процедуры, как требовал президент, выстроили вообще непреодолимую стену перед соотечественниками — «носителями русского языка».

Как показал год работы поправок по «носителям русского языка», требование выхода из гражданства невыполнимо, о чем свидетельствуют цифры: с осени 2014 г., когда начали действовать первые комиссии, выдающие сертификат, из 6000 «носителей» российский паспорт получили 500 человек. Все они лица без гражданства или граждане Таджикистана (есть

соглашение с Россией о двойном гражданстве), которым не требуется оформление выхода из иностранного гражданства.

На «носителях русского языка» опробовали новую, более жесткую схему предоставления российского гражданства. Схема эта несправедлива и труднореализуема. Было бы логичнее отказаться от плохо работающего механизма, а для «носителей русского языка» предусмотреть те же правила отказа от иного гражданства, что и для других иностранцев. Тем более что тем, кто стоит на страже государственной безопасности, можно уже не беспокоиться о наличии в России двоеграждан, дозволенных конституцией. После принятия закона о регистрации наличия второго гражданства все на виду.

* * *

Соотечественники недоумевают, почему законодательство в отношении «носителей русского языка» не соответствует поручению президента России? При этом многие ссылаются на слова В.И. Матвиенко, сказанные ею в День защиты детей: «Люди — главное богатство нашей страны. Они обеспечивают ее движение вперед. Долг государства, общества — сделать все, чтобы численность россиян росла, чтобы в России становилось все больше людей, которые готовы проявлять инициативу, брать на себя ответственность, направлять свой талант, умения, труд на благо Отечества. В этом залог развития страны» [11]. Соотечественники отнесли это высказывание и к себе, справедливо считая,

что они являются тем людским ресурсом, в котором нуждается Россия. Соотечественники ждут, что глубокое понимание задач России, которое звучит в этих словах, как и в словах президента страны, найдет отражение в законах. И «носителей русского язы-

ка», доказавших этим титулом свою принадлежность к русской культуре и стремление полноценно влиться в российский народ, избавят от «до безобразия забюрократизированной» процедуры получения российского гражданства.

5. Как облегчить «носителям русского языка» путь к российскому гражданству

Чтобы получение гражданства России для «носителей русского языка», имеющих иное гражданство, не было хождением по мукам, требуются некоторые изменения в трех законодательных актах: Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и Положения о рассмотрении вопросов гражданства:

а) чтобы «носители русского языка» могли получать вид на жительство без предварительного получения РВП, но при этом, как и у других категорий иностранных граждан, срок действия вида на жительство составлял бы пять лет и была бы возможность продления этого срока, необходимо внести некоторые поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

б) чтобы установить для «носителей русского языка» уведомительную процедуру отказа от иного имею-

щегося гражданства, такую же, как другим иностранным гражданам при получении российского гражданства, требуется внести соответствующие поправки в Положение о рассмотрении вопросов гражданства;

в) для большего соответствия поручению, данному президентом России в отношении определения «носителя русского языка», предлагаем включить в категорию лиц, относящихся к «носителям русского языка», не только тех, кто постоянно проживает или проживал либо имеет предков (родителей, дедов, прадедов и т.д.), постоянно проживающих или проживавших на территории РФ (в ее нынешних границах), но и тех, кто родился либо имеет предков, родившихся на соответствующей территории, что потребует внести поправки в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и Положение о рассмотрении вопросов гражданства, касающиеся данного определения.

Список литературы

1. Путин В.В. Выступление на совещании послов и постоянных представителей России [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/news/15902

2. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118

3. ФМС предлагает упростить процедуру получения гражданства РФ для беженцев с Украины [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/1309773

4. Выступление на заседании Комитета по вопросу о деятельности Россотрудни-чества // Архив Комитета Государственной думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

5. Словарь социолингвистических терминов. М., 2006.

6. Носитель языка [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%

7. На комиссии по признанию носителями языка в ФМС впервые провалились все претенденты [Электронный ресурс]. URL: http://vnnews.ru/social/44344-na-komissii-po-priznaniyu-nositelyami-yazika-v-fms-vpervie-provaHHs-vse-pretendenti.html

8. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182790;fld=134;from=181954-3;rnd=0.5789006554987282

9. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=80429;fld=134;dst=100016;rnd=0.1948945636395365

10. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/185226/ #help#ixzz3Y7lsWZam

11. Матвиенко В. Человек родился // Российская газета — Федеральный выпуск 2015. № 6688. 1 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.